Функции профессиональной этики

Теоретические аспекты профессиональной этики

Понятие и происхождение профессиональной этики

Профессиональная этика представляет собой систему моральных принципов, норм и правил поведения специалиста с учетом особенностей его профессиональной деятельности и конкретной ситуации. Профессиональная этика должна быть неотъемлемой составной частью подготовки каждого специалиста.

Профессиональная этика представляет собой науку о профессиональной морали как совокупности идеалов и ценностей, этических принципов и норм поведения, отражающих сущность профессии. Вместе с тем профессиональная этика — это нравственное самосознание профессиональной группы, ее психология и идеология.

Предметной областью изучения профессиональной этики являются:

— профессиональная мораль как совокупность идеалов и ценностей профессии;

— этические принципы, нормы поведения, кодексы, предписывающие определенный тип нравственных отношений между людьми и отражающие сущность профессии;

— качества личности специалиста, необходимые для выполнения профессионального долга;

— нравственные взаимоотношения специалистов и объектов их деятельности;

Профессиональная этика возникает с общественным разделением труда, положившим начало профессиональному обособлению социальных групп. С образованием социальных групп возникает потребность в регулировании отношений людей внутри данных групп. Первоначально это был небольшой круг профессий, которые в процессе дальнейшей специализации труда все больше дифференцировались, в результате чего возникали все новые профессии. Внутри каждой профессиональной группы складываются определенные специфические связи и отношения людей. В профессиональных отношениях начинают выделяться наиболее типичные, которые характеризуют относительную самостоятельность профессии, ее моральную атмосферу. Все это, в свою очередь, обусловливает специфику поступков людей, своеобразие норм их поведения.

После того как профессиональные отношения приобретают качественную устойчивость, формируются особые нравственные установки, т. е. возникает профессиональная мораль с ее исходной клеточкой — нормой. Каждая историческая эпоха располагает своим комплексом вычленявшихся профессиональных норм, профессиональной моралью. Возникнув, профессиональная мораль становится силой, обеспечивающей и направляющей поведение представителя той или иной профессии.

Мораль в сфере труда имеет социальный характер и ассоциируется с различными видами профессиональной этики: предпринимателя, менеджера, врача, деятеля культуры, социального работника, работника правоохранительной сферы, педагога, журналиста и др. К работникам некоторых профессий предъявляются повышенные профессиональные требования. Это специалисты, от которых зависит жизнь и здоровье людей (медицина, транспорт и т. п.) и которые имеют право вмешательства во внутренний мир человека (педагогика, психиатрия, социальные работники и др.).

Профессионализм основан на традициях, принципах и моральных нормах. Моральными нормами являются такие понятия, как «честь», «долг», «ответственность за результаты деятельности». Нравственные принципы включают: беспристрастность, объективность, прямоту, конфиденциальность, старание, точное исполнение профессиональных обязанностей, умение избегать конфликтов. Нравственные правила и требования, предъявляемые к специалисту, закрепляются в этических кодексах.

Первые этические требования к действиям специалиста можно встретить в древнеегипетском манускрипте «Наставления начальника города и визиря Птаххеттепа», датируемом III тысячелетием до н. э., в «Кодексе Хаммурапи» 1750 г. до н. э., в котором излагаются истоки медицинской этики, регламентирующие работу врачей и плату за врачебную помощь.

Однако возникновение первых целостных профессиональных этических комплексов (кодексов) специалисты относят к XI-XII вв. В этот период происходит разделение ремесленного труда и возникновение цехового производства, что сопровождается оформлением многочисленных профессиональных уставов и кодексов цехов, гильдий, монахов, судей, рыцарей. Первоначально эти кодексы выражали стремление представителей господствующего класса закрепить за собой привилегию заниматься умственным трудом, а позднее они стали появляться и среди людей других профессий: художников, торговцев, писателей и пр. В период Средневековья выросла целая пирамида строго регламентированных нравственных отношений, сословно-корпоративных разграничений, обросшая моральными правилами. Так, на Руси купец, покупая или продавая товар, давал честное слово, гарантируя его оплату и качество, и держал это слово, потому что в противном случае ему никто из имеющих с ним дело никогда больше не поверил бы и его карьера быстро закончилась.

В настоящее время профессиональная этика систематизирует накопленный в процессе исторической практики опыт, характерный для различных видов деятельности, обобщает его и совершенствует по мере совершенствования самого вида деятельности. Так, до сегодняшнего дня студенты — будущие врачи — произносят древний кодекс профессиональной этики — «Клятву Гиппократа».

Нормы профессиональной этики подвержены изменениям под воздействием как внешних, так и внутренних по отношению к профессии факторов. Основными категориями профессиональной этики являются профессиональные этические отношения, этическое сознание, этические действия и профессиональный долг.

Функции профессиональной этики

Функции профессиональной этики определяются множеством факторов, основными из которых являются сущность, содержание и направленность профессии:

1) Оценочная — дает возможность оценки поведения, действий, намерений, целей, задач, средств и т.д. специалиста с точки зрения соответствия моральным нормам.

2) Регулятивная — вытекает из потребности регулировать поведение специалиста в соответствии с сущностью профессии.

3) Организационная — служит улучшению организации деятельности сотрудников и партнеров.

4) Управляющая — является средством управления действиями сотрудников и партнеров в ходе решения профессиональных задач.

5) Мотивационная — формирует социально и профессионально одобряемые мотивы деятельности.

6) Координирующая — обеспечивает сотрудничество всех участников процесса профессиональной деятельности.

7) Регламентирующая — направляет и обусловливает выбор целей, методов и средств в профессиональной деятельности.

8) Воспроизводственная — позволяет воспроизводить подобные действия в подобных ситуациях.

9) Воспитательная — воспитывает не только специалистов, профессионалов, но и клиентов и социальное окружение клиентов.

10) Коммуникативная — помогает организовать общение сотрудников друг с другом и с клиентами.

11) Оптимизирующая — способствует повышению эффективности профессиональной деятельности, повышению статуса профессии в обществе.

12) Стабилизирующая — способствует стабилизации профессиональных отношений на всех уровнях их проявлений.

13) Рационализирующая — облегчает специалисту выбор целей, методов и средств, принятие решений.

14) Превентивная — предостерегает профессионала от действий, приносящих вред клиенту, организации, обществу.

15) Прогностическая — позволяет прогнозировать действия и поведение отдельных сотрудников и их коллективов.

16) Разрешения противоречий — способствует разрешению, устранению и сглаживанию противоречий, возникающих в процессе профессиональной деятельности.

17) Информационная — приобщает специалистов к системе ценностей их профессии и профессиональной морали.

18) Социальная — способствует созданию условий, благоприятных для функционирования специалистов данной сферы в обществе.

19) Социализирующая — служит делу приобщения носителей данной профессии к господствующей в обществе системе ценностей и морали.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *