Специальные задачи прокурорского надзора определяются

Сущность, цели и задачи прокурорского надзора в РФ. Место прокуратуры в системе государственных органов

Сущность, цели и задачи прокурорского надзора в РФ

Прокурорский надзор — осуществляемая от имени государства деятельность специально уполно­моченных должностных лиц (прокуроров) по обеспечению точно­го исполнения и единообразного применения Конституции РФ и зако­нов путем своевременного выявления и принятия мер к устранению их нарушений, привлечения виновных к ответственности.

Цели прокурор­ского надзора :

    • обеспечение верховенства закона;
    • обеспечение единства и укрепления законности;
    • защита прав и свобод человека и гражданина;
    • защита охраняемых законом интересов общества и государства.

Задачи прокурорского надзора:

1) надзор за исполнением законов:

    • федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов;
    • органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие;
    • судебными приставами;
    • администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу;

2) надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина:

    • федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.

3) уголовное преследование в соответствии с полномочиями, установленными уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации;

4) координация деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью;

5) возбуждение дел об административных правонарушениях и проведение административного расследования в соответствии с полномочиями, установленными Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и другими федеральными законами.

Характерные черты прокурорского надзора:

    1. этот вид надзора рас­пространяется на Конституцию РФ и все нормативные акты, обладающие юридической силой, которая присуща законам (принципиальное отличие прокурорского надзора от иных видов осуществля­емого государственными органами надзора и контроля: администра­тивного, экологического, санитарного и т. д.);
    2. прокуратура не уполномочена надзирать за высшими органами законодательной и исполнительной власти и, со­ответственно — высшими должностными лицами государства. Исклю­чены из числа объектов прокурорского надзора все суды, в том числе Конституционный Суд РФ, суды общей юрисдикции и арбитражные суды, но не иные структуры, в наименовании которых имеется слово “суд” (третейский суд, суд чести, товарищеский суд и т. д.);
    3. прокурорский надзор является лишь одним из направ­лений прокурорской деятельности.

Деятельность прокуратуры строится на определенных принци­пах, среди которых можно выделить принципы единства и центра­лизации, независимости от федеральных и местных органов и гласно­сти (ст. 4 Закона о прокуратуре).

Место прокуратуры в системе государственных органов

По Конституции РФ (ст. 129) и Закону о прокуратуре (ст. 11) орга­ны прокуратуры составляют единую централизованную систему со строгим подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору РФ.

Прокуратура Российской Федерации — единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации.

Прокуратура Российской Федерации выполняет и иные функции, установленные федеральными законами (ч. 1 ст. 1 Закона о прокуратуре).

Про­куратура строится в соответствии с административным и националь­но-государственным устройством, установленным Конституцией РФ. Возглавляет прокуратуру Генеральный прокурор РФ. Его полномочия по руководству органами прокуратуры определены Законом о проку­ратуре. Образование, реорганизация и ликвидация органов и учреждений прокуратуры, определение их статуса и компетенции осуществляются Генеральным прокурором РФ.

Создание и деятельность на территории РФ органов прокуратуры, не входящих в единую систему прокуратуры РФ, не допускаются.

Система органов прокуратуры РФ

  1. Генераль­ная прокуратура РФ;
  2. прокуратуры субъектов РФ, приравненные к ним военные и другие специализированные прокуратуры;
  3. прокуратуры городов и районов, другие территориальные, военные и иные специализированные прокуратуры;
  4. научные и образовательные учреждения;
  5. редакции печатных изданий, являющиеся юридическими лицами.

Генеральная прокуратура РФ, прокуратуры субъектов РФ, приравненные к ним прокуратуры, научные и образовательные учреждения имеют в оперативном управлении объекты социально-бытового и хозяйственного назначения.

Высшим звеном в системе органов прокуратуры является Генераль­ная прокуратура РФ, возглавляемая Генеральным прокурором РФ. В Генеральной прокуратуре РФ образуются управления и отделы (на правах управлений, в составе управлений).

Военная прокуратура, хотя и входит в единую систему органов прокуратуры, является автономной и только в своей верхней части включена в структуру Генеральной прокуратуры РФ, в которой действует Главная военная прокуратура (возглавляемая заместителем Генерального прокурора РФ — Главным военным прокурором). В со­став военной прокуратуры, кроме того, входят военные прокуратуры военных округов, флотов, Ракетных войск стратегического назначения, Московская городская военная прокуратура и другие военные прокуратуры, приравненные к прокуратурам субъектов РФ, военные прокуратуры объединений, соединений, гарнизонов и другие военные прокуратуры, приравненные к прокуратурам городов и районов (далее — органы военной прокуратуры).

Принципы организации и деятельности органов прокуратуры

Органы прокуратуры:

    1. осуществляют полномочия независимо от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, общественных объединений и в строгом соответствии с действующими на территории РФ законами;
    2. действуют гласно в той мере, в какой это не противоречит требованиям законодательства РФ об охране прав и свобод граждан, а также законодательства РФ о государственной и иной специально охраняемой законом тайне;
    3. информируют федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, а также население о состоянии законности.

Прокуроры не могут быть членами выборных и иных органов, образуемых органами государственной власти и органами местного самоуправления.

Прокурорские работники не могут являться членами общественных объединений, преследующих политические цели, и принимать участие в их деятельности. Создание и деятельность общественных объединений, преследующих политические цели, и их организаций в органах и учреждениях прокуратуры не допускаются. Прокуроры в своей служебной деятельности не связаны решениями общественных объединений.

Прокурорские работники не вправе совмещать свою основную деятельность с иной оплачиваемой или безвозмездной деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности. При этом преподавательская, научная и иная творческая деятельность не может финансироваться исключительно за счет средств иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено международным договором РФ или законодательством РФ. Прокурорские работники не вправе входить в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций и действующих на территории РФ их структурных подразделений, если иное не предусмотрено международным договором РФ или законодательством РФ.

Тема 6. Цели и задачи прокурорского надзора.

Цели и задачи прокурорского надзора тесно связаны между собой.

Под целью прокурорского надзора следует понимать результат, на достижение которого направлена вся деятельность прокуратуры в целом и, в частности, ее важнейшая функция — прокурорский надзор. Цели прокурорского надзора определяются статусом прокуратуры, ее местом и ролью в государстве. В конечном счете, они определяются Конституцией Российской Федерации, Законом о прокуратуре, другим законодательством, регламентирующим деятельность прокурорских органов. Наиболее конкретно цели прокуратуры в целом и прокурорского надзора, в частности, определены в ст. 1 Закона о прокуратуре. Согласно пункту 2 этой статьи целями прокуратуры являются:

  1. обеспечение верховенства закона;
  2. обеспечение единства и укрепления законности;
  3. обеспечение защиты и свобод человека и гражданина;
  4. обеспечение защиты охраняемых законом интересов общества и государства.

На достижение этих целей направлена вся деятельность прокуратуры. Конкретные виды этой деятельности перечислены в том же п. 2 ст. 1 Закона о прокуратуре:

  1. прокурорский надзор (5 отраслей);
  2. уголовное преследование;
  3. координация деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью;
  4. участие в рассмотрении дел судами;
  5. участие в правотворческой деятельности.

Основным средством достижения указанных в Законе о прокуратуре целей является прокурорский надзор.

Задачи прокурорского надзора по сравнению с целями более конкретны и многочисленны. Их решение обеспечивает достижение целей прокурорского надзора. Они различаются по уровню, содержанию,

средствам их решения, компетенцией органов прокуратуры. Задачи

прокурорского надзора могут быть разделены на три вида: общие, специальные и частные.

Названные виды задач взаимосвязаны между собой и имеют различные уровни. Решение частных задач (самого низкого уровня) обусловливает решение специальных задач надзора. Успешное разрешение специальных задач, в свою очередь, подчинено решению общих, наиболее высокого уровня, задач прокурорского надзора.

Общие задачи прокурорского надзора определяются Конституцией РФ, Федеральным законом о прокуратуре, рядом иных нормативных актов, например, УПК, ГПК. Они заключаются в укреплении законности и охране от всяких посягательств:

  1. закрепленного Конституцией РФ, конституциями республик, входящих в состав РФ, уставами иных субъектов РФ общественного и государственного строя;
  2. политических, трудовых, жилищных и других личных и имущественных прав и охраняемых законом интересов граждан РФ, гарантированных Конституцией РФ, Конституциями республик и уставами иных субъектов РФ;
  3. прав и охраняемых законом интересов государственных учреждений, предприятий, независимо от форм собственности, кооперативных и иных общественных организаций.

Общие задачи подлежат разрешению каждым прокурором, выполняющим надзорные функции прокуратуры. Прокурорский надзор имеет несколько отраслей (направлений), различающихся содержанием законодательства, за исполнением которого осуществляется надзор. Вследствие этого общие задачи, стоящие перед прокурорским надзором в целом, являются одновременно задачами и каждой из этих отраслей. Общие задачи могут быть решены только в результате прокурорско-надзорной деятельности в целом. Каждая отрасль единого прокурорского надзора вносит свой «вклад» в решение общих задач. Объем и содержание этого вклада определяется специальными задачами, стоящими перед конкретной отраслью прокурорского надзора. Их суть вытекает из общих задач и определяется компетенцией прокурора в каждой из отраслей прокурорского надзора. Подробно содержание специальных задач каждой из отраслей прокурорского надзора рассматривается ниже в соответствующих разделах курса лекций.

В качестве специальных задач можно назвать:

  1. своевременное выявление всех незаконных актов, издаваемых перечисленными в ст.21 Закона о прокуратуре объектами и субъектами;
  2. выявление всех нарушителей законов на тех же объектах надзора.

Деятельность указанных в ст. 21 Закона о прокуратуре федеральных министерств, комитетов и служб, представительных и исполнительных органов субъектов РФ, органов местного самоуправления, органов военного управления, органов контроля, их должностных лиц, органов управления и руководителей коммерческих и некоммерческих организаций регулируется федеральными и иными законами. Издаваемые ими правовые акты (приказы, распоряжения, инструкции и др.) должны соответствовать этим законам. Поэтому одной из специальных задач прокурорского надзора в данном направлении является своевременность проверки законности издаваемых актов. Специальной задачей этого же направления надзора является выявление фактов нарушений точного исполнения законов указанными органами, нарушителей этих законов, недопущение безнаказанности за такие правонарушения.

Решение общих и специальных задач прокурорского надзора осуществляется путем применения прокурором правовых средств надзора, в ходе которых прокурор ставит определенные частные (конкретные) задачи и решает их. Эти задачи называются частными задачами прокурорского надзора. Они значительно более разнообразны и многочисленны, нежели общие и специальные.

Частные задачи различаются в зависимости от (отрасли) прокурорского надзора, от вида применяемого правового средства, от конкретных условий, в которых осуществляется надзорная деятельность прокурора.

Перечислить все частные задачи прокурорского надзора весьма сложно, поскольку они не являются постоянными, могут возникать в одних конкретных условиях работы и отсутствовать в других. В числе частных задач могут быть названы:

  1. получение полной информации о конкретном нарушении закона;
  2. своевременность истребования правовых актов для проверки их соответствия закону;
  3. обеспечение своевременности обжалования (опротестования) незаконных приговоров, решений суда и т.п.

При внесении представления об устранении правонарушения и обстоятельств, способствовавших его совершению, может быть поставлена задача полного выполнения всех изложенных в представлении предложений прокурора и т.д.

Цели и задачи прокурорского надзора

Цели и задачи прокурорского надзора — две категории, тесно связанные между собой, но, тем не менее, различные.

Цели прокурорского надзора — результат, на достижение которого направлена вся деятельность прокуратуры в целом и, в частности, ее важнейшая функция — прокурорский надзор. Цели прокурорского надзора определяются статусом прокуратуры, ее местом и ролью в государстве. В конечном счете они определяются Конституцией РФ, Законом о прокуратуре, другим законодательством, регламентирующим деятельность прокурорских органов. Наиболее четко цели прокуратуры определены в ст. 1 Закона о прокуратуре.

Пункт 2 этой статьи определяет, что целями прокуратуры являются:

  1. обеспечение верховенства закона;
  2. обеспечение единства и укрепления законности;
  3. обеспечение защиты прав и свобод человека и гражданина;
  4. обеспечение защиты охраняемых законом интересов общества и государства.

Так как употребляемые в п. 2 ст. 1 Закона о прокуратуре термины «обеспечение» и «укрепление» одновременно означают вид деятельности органов прокуратуры, то представляется более правильным в качестве целей прокуратуры определить: «верховенство закона», «единство и высокий уровень законности», «защищенность прав и свобод человека и гражданина», «защищенность охраняемых законом интересов общества и государства».

Нетрудно заметить, что на достижение этих целей направлена вся деятельность прокуратуры. Конкретные виды этой деятельности перечислены в том же п. 2 ст. 1 Закона о прокуратуре.

Ими являются:

  1. прокурорский надзор (5 основных направлений, или отраслей);
  2. уголовное преследование;
  3. координация деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью.

Из сказанного видно, что основным средством достижения определенных Законом о прокуратуре целей является прокурорский надзор. Это естественно, так как именно в прокурорском надзоре состоит основная функция прокуратуры.

Задачи прокурорского надзора — это категория по сравнению с целями более частная, более конкретная, ограниченная. Задачи надзора более многочисленны по сравнению с целями. Они существенно различаются между собой по содержанию, по средствам их решения, по кругу субъектов — органов прокуратуры, ставящих и решающих эти задачи. Задачи прокурорского надзора могут быть условно разделены на три вида, или уровня, а именно: общие, специальные и частные.

Названные уровни задач находятся в иерархической зависимости и подчиненности. Решение частных задач обусловливает решение специальных задач надзора и подчинено ему. Успешное разрешение специальных задач в свою очередь подчинено решению общих задач прокурорского надзора.

Общие задачи прокурорского надзора определяются Конституцией РФ, Законом о прокуратуре, а также рядом других нормативных актов, например УПК, ГПК. Они заключаются в укреплении законности и охране от всяких посягательств:

а) закрепленного в Конституции РФ, конституциях и уставах субъектов РФ общественного и государственного строя;

б) политических, трудовых, жилищных и других

и имущественных прав и охраняемых законом интересов граждан РФ, гарантированных Конституцией РФ, конституциями и уставами субъектов РФ;

в) прав и охраняемых законом интересов предприятий и организаций, независимо от форм собственности.

Прокурорский надзор, как уже отмечалось, осуществляется в ряде направлений (отраслей). Вследствие этого общие задачи, стоящие перед прокурорским надзором в целом, являются одновременно задачами и каждого из этих направлений. Общие задачи могут быть решены только в результате прокурорско-надзорной деятельности в целом. Каждое направление (отрасль) единого прокурорского надзора вносит свой «вклад» в решение общих задач. Объем и содержание этого вклада определяется специальными задачами, стоящими только перед данным направлением (отраслью) прокурорского надзора. Их суть вытекает из общих задач и определяется компетенцией прокурора в каждом из направлений прокурорского надзора. Подробно специальные задачи каждого направления прокурорского надзора будут рассмотрены ниже в соответствующих разделах.

В качестве примера специальных задач можно назвать такие, как: 1) обеспечение законности актов, издаваемых перечисленными в ст. 21 Закона о прокуратуре субъектами; 2) обеспечение точного исполнения законов теми же субъектами. Деятельность указанных в ст. 21 Закона о прокуратуре федеральных министерств и ведомств, представительных и исполнительных органов субъектов Федерации, органов местного самоуправления, органов военного управления, органов контроля и их должностных лиц регулируется федеральными и иными законами.

Издаваемые ими правовые акты (приказы, распоряжения, инструкции и другие) должны соответствовать этим законам. Специальной задачей прокурорского надзора здесь является обеспечение законности издаваемых актов. Вторая специальная задача этого направления надзора — обеспечение соблюдения Конституции РФ и точного исполнения законов указанными органами.

Решение общих и специальных задач прокурорского надзора осуществляется в процессе надзорной деятельности прокурора путем применения правовых средств прокурорского надзора. В ходе применения этих средств прокурор ставит определенные конкретные задачи и решает их. Такие задачи называются частными задачами прокурорского надзора. Они значительно более разнообразны и многочисленны, чем общие и специальные. Частные задачи различаются в зависимости от направления (отрасли) прокурорского надзора и от вида применяемого правового средства.

Перечислить все частные задачи прокурорского надзора весьма сложно, поскольку они не являются постоянными, могут возникать в одних конкретных условиях работы и отсутствовать в других условиях. В числе частных задач в качестве примера могут быть названы такие, как получение полной информации о нарушениях конкретного закона, истребование правовых актов для проверки их соответствия закону или получение незаконного акта в кратчайшие сроки после его издания.

При внесении представления об устранении правонарушения и обстоятельств, способствовавших его совершению, может быть поставлена задача своевременного выполнения всех изложенных в представлении предложений прокурора и т.д.

Прокурорский надзор. Ответы на экзаменационные билеты (2 стр.)

3. Задачи прокурорского надзора

Задачи прокурорского надзора – это категория по сравнению с целями более частная, более конкретная, ограниченная. Задачи надзора более многочисленны по сравнению с целями. Они существенно различаются между собой по содержанию, по средствам их решения, по кругу субъектов – органов прокуратуры, ставящих и решающих эти задачи. Задачи прокурорского надзора могут быть условно разделены на три вида, или уровня, а именно: общие, специальные и частные.

Названные уровни задач находятся в иерархической зависимости и подчиненности. Решение частных задач подчинено и обусловливает решение специальных задач надзора. Успешное разрешение специальных задач, в свою очередь, подчинено решению общих задач прокурорского надзора.

Общие задачи прокурорского надзора определяются Конституцией РФ, Законом о прокуратуре, а также рядом других нормативных актов, например УПК, ГПК РСФСР. Они заключаются в укреплении законности и охране от всяких посягательств:

а) закрепленного в Конституции РФ, в конституциях и уставах субъектов РФ общественного и государственного строя;

б) политических, трудовых, жилищных и других личных и имущественных прав и охраняемых законом интересов граждан РФ, гарантированных Конституцией РФ, конституциями и уставами субъектов РФ;

в) прав и охраняемых законом интересов предприятий и организаций, независимо от форм собственности.

Прокурорский надзор, как уже отмечалось, осуществляется в ряде направлений (отраслей). Вследствие этого общие задачи, стоящие перед прокурорским надзором в целом, являются одновременно задачами и каждого из этих направлений. Общие задачи могут быть решены только в результате прокурорско-надзорной деятельности в целом. Каждое направление (отрасль) единого прокурорского надзора вносит свой «вклад» в решение общих задач.

Объем и содержание этого вклада определяются специальными задачами, стоящими только перед данным направлением (отраслью) прокурорского надзора. Их суть вытекает из общих задач и определяется компетенцией прокурора в каждом из направлений прокурорского надзора. Подробно специальные задачи каждого направления прокурорского надзора будут рассмотрены ниже в соответствующих разделах.

В качестве примера специальных задач можно назвать такие, как:

1) обеспечение законности актов, издаваемых перечисленными в ст. 21 Закона о прокуратуре субъектами;

2) обеспечение точного исполнения законов теми же субъектами.

Деятельность указанных в ст. 21 Закона о прокуратуре федеральных министерств и ведомств, представительных и исполнительных органов субъектов Федерации, органов местного самоуправления, органов военного управления, органов контроля и их должностных лиц регулируется федеральными и иными законами. Издаваемые ими правовые акты (приказы, распоряжения, инструкции и др.) должны соответствовать этим законам. Специальной задачей прокурорского надзора здесь является обеспечение законности издаваемых актов. Второй специальной задачей этого направления надзора является обеспечение соблюдения Конституции РФ и точного исполнения законов указанными органами.

Решение общих и специальных задач прокурорского надзора осуществляется в процессе надзорной деятельности прокурора путем применения правовых средств прокурорского надзора. В ходе применения этих средств прокурор ставит определенные, конкретные задачи и решает их. Такие задачи называются частными задачами прокурорского надзора. Они значительно более разнообразны и многочисленны, чем общие и специальные.

Частные задачи различаются в зависимости от направления (отрасли) прокурорского надзора и от вида применяемого правового средства.

4. Функции и цели прокурорского надзора

Цели прокурорского надзора – результат, на достижение которого направлена вся деятельность прокуратуры в целом и, в частности, ее важнейшая функция – прокурорский надзор.

Задачи прокуратуры – более узкое понятие, раскрывающее деятельность прокурорских органов по осуществлению стоящих перед ними целей.

Цели прокурорского надзора определяются статусом прокуратуры, ее местом и ролью в государстве. Прокуратура – конституционный орган. В конечном счете они определяются Конституцией РФ, Федеральным законом «О прокуратуре РФ», другим законодательством, регламентирующим деятельность прокурорских органов. Наиболее четко цели прокуратуры определены в ст. 1 Закона о прокуратуре. Пункт 2 этой статьи определяет, что целями прокуратуры являются:

– обеспечение верховенства закона;

– обеспечение единства и укрепления законности;

– обеспечение защиты прав и свобод человека и гражданина;

– обеспечение защиты охраняемых законом интересов общества и государства.

Нетрудно заметить, что на достижение этих целей направлена вся деятельность прокуратуры. Конкретные виды этой деятельности перечислены в том же п. 2 ст. 1 Закона о прокуратуре. Ими являются:

1) прокурорский надзор (5 основных направлений, или отраслей);

2) уголовное преследование;

3) координация деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью.

Из сказанного видно, что основным средством достижения определенных Законом о прокуратуре целей является прокурорский надзор . Это естественно, так как именно в прокурорском надзоре состоит основная функция прокуратуры.

Прокурорский надзор – это особый вид полномочий, при котором компетентные органы (прокуратура) контролируют соблюдение Конституции РФ и других законов организациями, независимо от формы собственности и организационно-правовой формы.

Функции прокуратуры – это основные направления ее деятельности, отражающие ее сущность, и направленные на осуществление стоящих перед ней целей.

Функции прокурорского надзора:

1) надзор за исполнением законов федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов;

2) надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций;

3) надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие;

4) надзор за исполнением законов судебными приставами;

5) надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу;

6) уголовное преследование в соответствии с полномочиями, установленными уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации;

7) координацию деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью.

5. Принципы организации и деятельности прокуратуры РФ

Принципы – это основные вводимые положения, на которых базируется организация и деятельность органов прокуратуры РФ.

Все принципы можно поделить на:

– общеправовые;

– специфические.

К первым относятся:

1) законность . Принцип законности в деятельности прокуратуры означает, что деятельность эта направляется на неуклонное соблюдение законов и иных правовых актов всеми органами государства, органами местного самоуправления, должностными лицами, гражданами и их объединениями, иными субъектами правоприменения, а также на соответствие законов и иных нормативных актов объективным потребностям регулирования общественных отношений;

2) гласность . Принцип гласности означает открытость деятельности органов прокуратуры, доступность ее для граждан, средств массовой информации. Посредством реализации этого принципа общество осуществляет контроль за деятельностью органов прокуратуры. В порядке обратной связи обеспечение принципа гласности повышает уровень информированности населения о состоянии законности и деятельности прокуратуры по обеспечению прав и свобод граждан и, как одно из следствий – позволяет им обращаться в органы прокуратуры.

А также к данной группе можно отнести справедливость, гуманность, презумпцию невиновности.

Ко вторым относятся:

1) принцип единства . Заключается в том, что:

– прокуратура – единый государственный орган. Создание и деятельность на территории Российской Федерации органов прокуратуры, не входящих в единую систему прокуратуры Российской Федерации, не допускаются;

– каждая прокуратура выступает как представитель единого органа;

– единство целей и задач, стоящих перед Генеральным прокурором и подчиненными ему прокурорами;

– единые полномочия и правовые средства их реализации для устранения нарушений;

2) принцип централизации органов прокуратуры. Характеризуется:

– подчинение нижестоящих прокуроров вышестоящим;

Понятия целей и задач прокурорского надзора

Определение 1

Под прокурорским надзором понимают одну из форм государственной деятельности, целью которой является обеспечение единого понимания и применения законодательства.

Понятия целей и задач в рамках прокурорского надзора тесно связанны между собой, однако между ними есть и существенные различия.

Определение 2

Под целями в рамках прокурорского надзора принято понимать результат, на достижение которого направлена деятельность данного органа в целом.

Определение 3

Под задачами прокурорского надзора принято понимать более мелкие результаты, которые направлены на достижение целей.

Цели прокурорского надзора

Цели основываются на статусе, месте и роли прокуратуры в государстве на определенном этапе исторического развития.

На современном этапе развития прокуратуры ее цели определены в нормативных актах, таких как основной закон страны, ФЗ «О прокуратуре», а так же иными нормативными актами, регулирующими деятельность данного органа.

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Основываясь на положениях, которые содержаться в пункте 2 статьи 1 ФЗ «О прокуратуре» в системе прокурорского надзора принято выделять несколько основных целей:

  • Надзор за соблюдением верховенства закона;
  • Надзор за соблюдением единства и укрепления законности;
  • Надзор за соблюдением защиты прав и свобод человека и гражданина;
  • Надзор за соблюдением защиты охраняемых законом интересов общества и государства.

Задачи прокурорского надзора

Задачи относительно целей имеют гораздо большую численность, так как одна цель может нести в себе около двадцати задач.

Задачи могут различаться по многим основаниям, например, по содержанию, субъектам, средствам решения и так далее.

Чаще всего, современные исследователи, делят задачи в рамках прокурорского надзора на три основных вида/уровня:

  • Общие;
  • Специальные;
  • Частные.

Данные виды задач имеют иерархическую структуру строения, таким образом, решение задач специального уровня способствует решению задач общего уровня.

  1. Общий уровень задач прокурорского надзора.

    Задачи общего уровня надзорной деятельности прокуратуры определены рядом нормативных актов и заключены, прежде всего, в укреплении законности, а так же охране от любых посягательств:

    • закрепленного в основном законе страны и иных правовых актах общественного и государственного строя;
    • прав закрепленных в законодательном порядке, гарантированных основным законом страны и иными правовыми актами;
    • прав и интересов юридических лиц, независимо от форм собственности, закрепленных в законном порядке.

    Прокурорский надзор делится на несколько основных направлений, поэтому задачи общего уровня, являются задачами каждого из данных направлений.

  2. Специальный уровень задач прокурорского надзора.

    Задачи общего уровня могут быть решены только в результате осуществления надзорной деятельности в целом. Каждая отрасль надзорной деятельности вносит свою долю в решение задач общего уровня. Объем данной доли определяется задачами специального уровня, которые стоят только перед одним из направлений надзорной деятельности.

    Суть задач специального уровня происходит из задач общего уровня и определяется компетенцией прокурора в рамках определенного направления надзора.

  3. Частный уровень задач прокурорского надзора.

    Решение задач общего и специального уровня, в рамках надзорной деятельности, осуществляется в процессе данной деятельности прокурором посредством применения правовых средств надзора. Применяя эти средства, работник прокуратуры ставит и решает определенные задачи. Эти задачи принято относить к частному уровню. Они значительно более разнообразны и многочисленны, чем общие и специальные.

    Задачи частного уровня часто делят в зависимости от отрасли надзорной деятельности и вида примененного правового средства.

    Замечание 1

    Назвать все задачи частного уровня не представляется возможным, так как они подвержены постоянному изменению и могут возникать при одних условиях работы и отсутствовать при других.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *