Недопустимость противопоставления законности и целесообразности

Принцип недопустимости противопоставления законности и целесообразности

В процессе соблюдения, исполнения и применения законов очень важно не допускать подмены законности целесообразностью. Как уже отмечалось, высшая государственная целесообразность заключена в самом законе, коль он принят и действует. Если же исполнители, каждый по-своему, будут оценивать закон с точки зрения его целесообразности или нецелесообразности, нужности или ненужности, выгодности или невыгодности и, следовательно, решать вопрос — руководствоваться им или не руководствоваться, то никакого порядка в обществе установить невозможно.

Существует презумпция целесообразности закона. Нецелесообразных законов в принципе не должно быть. Поэтому брать под сомнение закон по соображениям личной или какой-либо иной заинтересованности (идеологической, политической, прагматической) недопустимо. В советское время нередко принималась в расчет прежде всего «революционная» или «классовая» целесообразность, позже — «социалистическая». Последствия известны.

Если же закон устарел, отстал от жизни или просто оказался неудачным, несовершенным, его надо отменить, изменить, поправить в установленном порядке, а не обходить, не нарушать, не поступать по своему разумению. Очень важна здесь роль юридической науки, которая призвана вовремя подмечать такие несоответствия, коллизии и вносить в официальные органы обоснованные предложения и рекомендации.

Российская практика 1990-х гг. знала немало случаев, когда законность отступала на второй план перед политической и иной целесообразностью. Особенно это было заметно на начальном этапе постперестроечных реформ, в процессе форсированной приватизации, во время проведения первой «чеченской кампании», во взаимоотношениях центральной власти и субъектов РФ. Подобные аномалии встречаются иногда и сейчас. Вообще, чиновники всех рангов обычно руководствуются в своих действиях прежде всего соображениями пользы, выгоды, удобства, а не интересами государства.

Целесообразность допустима лишь в рамках самого закона, который во многих случаях предоставляет такую возможность, например, при назначении альтернативных мер наказания, условно-досрочном освобождении, возбуждении уголовного дела и т.д. В гражданском праве есть немало диспозитивных норм, которые предполагают выбор субъектом того или иного варианта поведения, исходя из личной целесообразности. Но это — «разрешенная» целесообразность, не имеющая ничего общего с ее противопоставлением законности. Именно таково одно из обязательных условий построения правового государства. Строгое следование закону полезно и целесообразно. Еще римляне говорили: «Кто живет по закону, тот никому не вредит; что законно, то и справедливо».

Принцип неотвратимости наказания за нарушение законности

Давно подмечено, что соблюдение законов, а стало быть, и законности обеспечивается не столько суровостью наказания, сколько его неотвратимостью. Последнее гораздо важнее, чем первое. Закон должен быть не суровым, а результативным. Можно ввести самые драконовские меры «воздаяния за деяния» (что уже не раз было в истории), но если преступники будут оставаться на свободе, если их не будут ловить и судить, то эффективность указанных мер может оказаться незначительной или даже нулевой. «Мир еще никогда не удавалось ни исправить, ни устрашить одним наказанием» (К. Маркс).

Именно это и происходит сейчас в нашей жизни. Российское уголовное законодательство устанавливает пожизненное заключение за убийства и другие тяжкие преступления. Однако преступность не сокращается, а растет, в том числе увеличивается количество убийств. Раскрываемость правонарушений низкая. Было бы намного эффективнее для утверждения в стране законности и порядка, если бы каждый потенциальный злоумышленник ясно сознавал, что его деяние в любом случае не останется безнаказанным, что кары, возмездия ему не миновать. Но этого нет. Вот почему вспоминается высказывание Цицерона: «Величайшим поощрением преступления является безнаказанность». Другой мыслитель прошлого — Ш. Л. Монтескье в своем знаменитом труде «О духе законов» писал: «Вникните в причины всякой распущенности и вы увидите, что она проистекает из безнаказанности». Ничто так не укрепляет законность и порядок, как требовательность и взыскательность.

С законностью тесно связан правовой порядок. Именно благодаря требованиям законности происходит правовое упорядочивание общественных отношений, провозглашенные от имени государства правила поведения становятся нормами повседневной реальной жизни, формируется правовой порядок в стране. Результатом осуществления законности является установление в обществе правопорядка.

Правопорядок — определенная упорядоченность общественных отношений, входящих в сферу правовою регулирования, воплощенная в жизнь законность. Без правовых норм не существует законности, но без законности эти нормы не могут воплощаться в конкретное поведение людей. Таким образом, нормы права и законность являются предпосылками правопорядка и средствами его достижения. Правопорядок возникает тогда, когда участники регулируемых правом общественных отношений сообразуют свое поведение с субъективными правами и юридическими обязанностями. Иными словами, правопорядок характеризует такое состояние общественных отношений, в которых поведение субъектов является правомерным.

Нарушение законности ослабляет правопорядок, подрывает его устои. Упорядочение законности ведет к укреплению правопорядка. Причем если правотворческие органы видят в правопорядке прежде всего средство достижения фактической упорядоченности регулируемых отношений, то граждане и другие участники этих отношений — в первую очередь средство обеспечения своих прав, свобод и законных интересов. От реального состояния законности и правопорядка зависят уровень свободы личности, реальная защищенность ее прав и интересов как от произвола государственных органов и их должностных лиц, так и от посягательств со стороны любых других лиц.

Правопорядок — часть общественного порядка. Общественный порядок — определенное качество (состояние) системы общественных отношений, заключающееся в таком построении социальных связей, которое обеспечивает согласованность общественной жизни, беспрепятственное осуществление участниками общественных отношений своих прав и обязанностей и защищенность их основных интересов, общественное и личное спокойствие.

Правопорядок обеспечивается, поддерживается и восстанавливается специальными органами государства, которые называют правоохранительными. Среди правоохранительных органов, участвующих в обеспечении законности и правопорядка в России, следует выделить полицию и прокуратуру.

В соответствии с Федеральным законом от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции» этот правоохранительный орган осуществляет деятельность по следующим основным направлениям:

  • 1) защита личности, государства, общества от противоправных посягательств;
  • 2) предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений;
  • 3) выявление и раскрытие преступлений и административных правонарушений;
  • 4) розыск лиц;
  • 5) производство по делам об административных правонарушениях, исполнение административных наказаний;
  • 6) обеспечение правопорядка в общественных местах;
  • 7) обеспечение безопасности дорожного движения;
  • 8) контроль за соблюдением законодательства РФ в области оборота оружия;
  • 9) контроль за соблюдением законодательства РФ в области частной детективной (сыскной) и охранной деятельности;
  • 10) охрана имущества и объектов, в том числе на договорной основе;
  • 11) государственная защита потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства, судей, прокуроров, следователей, должностных лип правоохранительных и контролирующих органов, а также других защищаемых лиц;
  • 12) осуществление экспертно-криминалистической деятельности.

По решению Президента РФ сотрудники полиции могут участвовать в деятельности по поддержанию или восстановлению международного мира и безопасности.

Для выполнения этих функций они в соответствии с этим законом наделены определенными полномочиями (требовать от граждан прекращения неправомерных действий, применять отдельные меры государственного принуждения, а в особых случаях и физическое принуждение, специальные средства, огнестрельное оружие и т.д.

Основное назначение прокуратуры, согласно Федеральному закону от 17 января 1992 г. № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», состоит в осуществлении от имени Российской Федерации надзора за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, действующих на территории РФ. Прокуратура РФ выполняет и иные функции, установленные федеральными законами: уголовное преследование в соответствии с полномочиями, установленными уголовно-процессуальным законодательством РФ; координацию деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью и др.

Прокуратура РФ не принадлежит к органам судебной или исполнительной власти. Это государственный орган, обладающий статусом, закрепленным в федеральном законодательстве. Ученые и практические работники прокуратуры разработали концепцию развития прокуратуры РФ на переходный период, на основе которой был разработан и принят Федеральный закон от 17 ноября 1995 г. № 168-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О прокуратуре Российской Федерации»», который определяет деятельность прокуратуры РФ на современном этапе. Прокуратура представляет собой строго централизованную систему, возглавляемую Генеральным прокурором РФ, который назначается на должность и освобождается от должности Советом Федерации по представлению

Президента РФ. Генеральный прокурор назначает на должность всех остальных прокуроров: прокуроров субъектов РФ (по согласованию с субъектами), городских и районных, которые не подчиняются местным властям, но только вышестоящему прокурору. Прокуратура не вмешивается в оперативную управленческую и хозяйственную деятельность и проводит проверки лишь на основе поступивших сообщений и имеющихся сведений о нарушениях закона.

К органам, борющимся с правонарушениями, относятся и органы федеральной безопасности. С 1992 г. на них возложены задачи по выявлению, предупреждению и пресечению, во взаимодействии с другими правоохранительными органами, организованной преступности, коррупции и наркобизнеса.

Важные юридические и правоохранительные функции выполняют нотариусы. Нотариус (лат. — писец, секретарь) своей подписью и печатью удостоверяет договоры и другие сделки, оформляет наследственные права, свидетельствует документы и копии с них для придания им юридической достоверности, проверяя при этом, соответствуют ли заверяемые им документы закону, допустимы ли подобные договоры, есть ли у сторон право совершать те или иные юридические действия.

Нотариат — это институт предупредительного, превентивного правосудия, тем более что еще в 1994 г. данное положение закреплено в резолюции Европейского парламента, согласно которой функция нотариата — удостоверение бесспорных юридических фактов, беспристрастное информирование сторон об их сути и правовых последствиях, предотвращение гражданско-правовых споров. В России допускается деятельность как государственных, так и частных нотариальных контор. В Государственной Думе РФ находится на рассмотрении проект нового закона о нотариате, который должен укрепить позиции этого органа в защите нрав физических и юридических лиц.

14.2. Принципы (требования) законности

Реальная, а не формальная законность должна строиться на основополагающих принципах, определяющих ее содержание и место в общественной жизни. Принципы законности – это основные идеи, начала, раскрывающие содержание законности под углом зрения практического осуществления права. К числу принципов, (основополагающих начал) законности относятся: правовой характер, верховенство закона, единство, всеобщность, неукоснительное соблюдение (исполнение) предписаний законов и иных правовых актов всеми субъектами права, обеспечение реализации прав и свобод человека и гражданина недопустимость противопоставления законности и целесообразности, неотвратимость наказания за совершенное правонарушение и др.

Правовой характер. Законность – форма выражения и осуществления правовых предписаний. Она, по сути, есть режим, обеспечивающий действие права, его воздействие на общественные отношения. Правовой характер законности способствует исполнению законов всеми без исключения учреждениями, организациями, должностными лицами и гражданами. Данный принцип характеризует законность только в условиях демократического государства, в условиях которого предписания закона всецело распространяются и на государственную власть, все ее властные структуры.

Верховенство закона. В рамках режима законности наибольшей юридической силой обладают законы. По смысловому содержанию, верховенство закона понимается в юридической литературе как подчиненность ему всех иных нормативных правовых актов и актов применения права. Иными словами, под верховенством, закона понимается его высшая юридическая сила в иерархической системе нормативных правовых актов, соответствие подзаконных актов закону. Всякое издание подзаконных нормативных правовых актов, противоречащих закону, есть нарушение законности.

Основным законом Российского государства является Конституция РФ, выступающая в качестве важнейшего источника права, обладающая высшей юридической силой по сравнению с любыми другими нормативными правовыми актами, принимаемыми и действующими на территории страны. Соответственно, ни один из них не может противоречить Конституции, должен ей соответствовать.

Законы как акты высших представительных органов государства обладают после конституции более высокой юридической силой, чем акты других органов. Так, ст. 90 Конституции Российской Федерации закрепляет: указы и распоряжения Президента России должны соответствовать Конституции и федеральным законам. Статья 115 Конституции также устанавливает, что постановления Правительства должны соответствовать Конституции Российской Федерации, федеральным законам и указам Президента Российской Федерации.

В субъектах Российской Федерации закон также занимает особое место в системе нормативных правовых актов. Это акт представительных органов региональной государственной власти, непосредственно выражающий волю и интересы населения на определенной территории.

Верховенство закона также предполагает, что деятельность компетентных органов, связанная с применением законов, должна осуществляться в порядке законодательных процедур. Если нормативный правовой акт противоречит закону или закон противоречит Конституции РФ, то в действие вступают такие механизмы, как соответствующие запросы в Конституционный Суд РФ, в конституционные (уставные) суды субъектов РФ и др.

Единство. Законность призвана обеспечивать эффективную реализацию правовых предписаний на всей территории государства. Наличие в нашем обществе многообразия действующих законов и иных нормативных правовых актов, специфичных регионов и местных условий означает, что этот принцип имеет особую значимость. Он требует единообразного понимания и применения законов на всей территории страны.

В дореформенный (доперестроечный) период принцип единства законности служил укреплению административно-командной системы, поскольку способствовал жесткой иерархии властных структур. В настоящее время политико-правовая ситуация изменилась: возросла самостоятельность, инициатива и роль территориальных регионов в принятии принципиально важных государственных решений, осуществлена приватизация крупных промышленных предприятий и др. Имеют место факты выхода субъектов Федерации за рамки предоставленной им компетенции, обосновывая ссылками на своеобразие местных условий. В этой связи проблема единства законности приобрела особую значимость. Разумеется, единство законности не означает шаблона в применении правовых актов на местах, ущемления самостоятельности мест. Все дело в том, чтобы при учете местных особенностей не допускались отступления от общего для всех федерального законодательства и др.

Если видеть в законности особый правовой режим, основанный на точном соблюдении законов, то их применение должно быть одинаковым на территории страны. Недопустимы попытки создания в отдельных республиках, краях, областях, районах или предприятиях своей специфической законности. По-видимому, остается актуальным суждение В.И. Ленина о том, что «законность не может быть калужская или казанская, а должна быть единая всероссийская».

Второй аспект этого принципа связан с четким определением компетенции центра в лице его законодательных и исполнительных органов, и компетенции республик и регионов (краев, областей) в лице соответствующих органов. С этой точки зрения требования законности едины и к центральным органам, обязанным соблюдать не только законы сообщества, но и законы отдельных частей, и к органам республик, которые призваны следовать не только собственным законам, но и законам федерации.

Следовательно, единство законности опирается на единообразное понимание и применение законов и подзаконных актов на всей территории страны и во всех областях жизни. Создание в регионах автономных от общефедеральных систем законности не допускается.

Всеобщность. Посредством законности должно обеспечиваться исполнение законодательных предписаний всеми субъектами права. Перед законом все равны и в равной степени должны нести ответственность перед законом в случае его нарушения. Этот принцип законности является всеобщим и не содержит каких-либо изъятий.

Стержневым моментом этого принципа является то, что никакое должностное, социальное, имущественное положение, прошлые заслуги, принадлежность к тому или иному общественно-политическому движению и т. д. не освобождает от соблюдения законов.

Примечательно то, что этот принцип обосновывали мыслители прошлых эпох. В частности, римский политический деятель, оратор и писатель Цицерон утверждал, что «под действие закона должны подпадать все»1.

Приходится, однако, отмечать явную недооценку такой исключительно значимой роли принципа всеобщности в современной российской действительности. Это препятствует прогрессивному развитию государственности и формированию гражданского общества. Назовем в этой связи также следующие негативные факторы: привилегии многих должностных лиц, факты коррумпированности отдельных структур механизма государства, должностных лиц, депутатский иммунитет и др.

Неукоснительное соблюдение (исполнение) предписаний правовых актов всеми субъектами права. Данный принцип «пересекается» с принципом «всеобщности». Вместе с тем он более конкретизирован относительно субъектов законности. Он предопределяет необходимость реализации государственно властных предписаний как субъектами, наделенными соответствующей компетенцией в области применения права, так и лицами (индивидами, организациями), в отношении которых осуществляется правоприменительный процесс, в частности, своевременная явка индивида по повестке в суд и др.

Обеспечение реализации прав и свобод человека и гражданина. Особенность данного принципа раскрыта ранее, в начале лекции. Напомним, содержание законности – это не только неукоснительное исполнение юридических обязанностей субъектами права, но и надлежащая реализация предоставленных прав при наличии соответствующих условий (участие в выборах, референдумах и др.). По-видимому, с этим принципом связано и закрепление приоритета личных прав по отношению к интересам публичного характера. На практике это выражается прежде всего в закреплении у индивида комплекса абсолютных (т.е. неотчуждаемых и неограничиваемых никем, ни при каких обстоятельствах прав (право на гражданство, право на защиту своих законных интересов всеми непротиворечащими закону силами и средствами и др.).

Как видим, рассматриваемый принцип, прежде всего, обращен к компетентным государственным органам. Смысл конструкции рассматриваемого принципа понятен, ибо таким путем и законодатели, и правоприменители ставятся в достаточно жесткие правовые рамки.

Плюс к этому следующий вывод: мало предоставить гражданам права, необходимо создать условия, обеспечивающие их осуществление. Повседневная действительность подтверждает то, что в настоящее время многие права граждан не обеспечены эффективным механизмом реализации. Результатом этого бывают следующие ситуации: граждане сами, непосредственно не обращаясь к компетентным органам, принимают меры к обеспечению, защите своих прав, в том числе неправовыми методами. Назовем в этой связи имевшие место факты перекрытия железнодорожных путей, задержания в качестве заложников руководителей предприятий и т.д.

В большинстве случаев это влечет неблагоприятные последствия для обеих сторон правоотношения, в том числе возможную реализацию административной ответственности и др. Достойно внимания то, что в последние годы существенно увеличилось количество обращений граждан о нарушениях их прав и свобод, поступающих в адрес Администрации Президента РФ, Государственной Думы, Федерального Собрания РФ, аппарата Правительства РФ, Конституционного Суда РФ, других федеральных судов, Прокуратуры РФ, МВД России. Поступление жалоб российских граждан в Евросуд также не прекращается. Следовательно, по-прежнему, актуально дальнейшее совершенствование системы государственных гарантий основных прав и свобод граждан.

Сказанное выше, позволяет отметить то, что между правами, свободами человека и законностью существует тесная взаимосвязь. Законность – необходимое условие их реальности. Вместе с тем, сами права и свободы, их наличие и реальное беспрепятственное осуществление – показатель состояния законности.

Недопустимость противопоставления законности и целесообразности. Заметим, слово «целесообразный» означает «соответствующий поставленной цели, вполне разумный, практически полезный»1.

В правовой сфере различают целесообразность действия законов, иных нормативных правовых актов и целесообразность их правоприменения.

Вопрос о целесообразности в первом аспекте решается с учетом того, что законы – результат правотворчества, их издание сопряжено с «прохождением» различных стадий обсуждения и оценки. Целесообразность закона определяется, как правило, его социальной полезностью. Вместе с тем, законы, иные нормативные правовые акты могут быть несовершенными с момента принятия или по истечении определенного периода времени («старение» закона). В такой ситуации отдельные субъекты, осуществляющие правоприменительную деятельность, полагают, что такой «нецелесообразный» закон можно обойти. При этом, по их мнению, юридические вопросы надо решать, исходя из жизненных потребностей, собственного понимания справедливости. В этой связи принимаются произвольные субъективные решения, т. е. закон нарушается под видом его нецелесообразности. По-видимому, уместен следующий принципиально значимый вывод: законы считаются целесообразными и подлежащими обязательной реализации вплоть до их дополнения, изменения иди отмены.

Следовательно, любые отступления от требований закона, чем бы они ни мотивировались, недопустимы. Приведенные положения позволяют заключить, что наилучший способ разрешения конфликта права и реальной действительности состоит в своевременном пересмотре правовых норм, противоречащих юридической практике. Признание этого налагает обязанность на правотворческие органы вовремя устранять расхождения права и жизни, своевременно вносить изменения в устаревшие нормативные правовые акты.

Вопрос законности и целесообразности возникает в области правоприменения. Имеется в виду ситуация, когда сам закон позволяет, не выходя за его рамки, выбрать оптимальное решение. Например, в относительно-определенных санкциях уголовно-правовых норм границы неблагоприятных последствий (штраф, лишение свободы и др.) указаны от минимального до максимального или только до максимального предела. Это дает возможность суду избрать наиболее целесообразную в конкретных условиях меру наказания.

Подобная ситуация имеет место, когда правоприменитель, скажем, прокуратура, принимает наиболее целесообразное решение из нескольких (возбуждение или невозбуждение уголовного дела, избрание той или иной меры пресечения в зависимости от обстоятельств и др.). Речь идет о наиболее целесообразном решении из нескольких, такой реализации права, при которой наилучшим образом достигаются цели закона. Следовательно, целесообразность допустима только в рамках, определенных действующим законодательством.

Как видно, законность и целесообразность в правоприменении – понятия не противоположные, но и не тождественные. Не всякое правоприменительное решение всегда выступает как наиболее целесообразное (избрание в отношении организаторов крупных преступных групп такой меры пресечения, как залог).

Таким образом, целесообразность законности означает соответствие правотворческой и правоприменительной деятельности предписаниям закона, его целям.

Неотвратимость наказания за совершенное правонарушение. В буквальном смысле неотвратимость – это свойство, означающее неминуемость, неизбежность наступления вслед за событием того или иного следствия. Юридическая природа законности раскрывается, в частности, в следующем: если за то или иное деяние должны последовать меры юридической ответственности, то без законных оснований никто не может быть от этого освобожден. Этот принцип оказывает серьезное воздействие на правосознание граждан и должностных лиц. Эффективная работа правоохранительных органов, высокая раскрываемость преступлений могут способствовать внедрению в общественное сознание представления о неизбежной связи правонарушения и наказания.

Санкции закона должны работать. Если совершено правонарушение, а управомоченные органы не реагируют, ответственность не наступает, то это подрывает идею законности, наносит урон авторитету правоохранительных органов. Неотвратимое наказание любого из субъектов права за неисполнение или недолжное исполнение юридических обязанностей – важные основы формирования демократического правового государства.

В юридической литературе, наряду с названными принципами, рассматриваются и иные, например, реальность законности, неразрывная связь законности и правовой культуры, последовательная борьба с правонарушениями.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *