Уровни учебной деятельности

Основные уровни развития учебной деятельности и ступени готовности к обучению и учению

Прежде чем перейти к характеристике того, как под влиянием обучения формируется учебная деятельность де­тей в дошкольном возрасте, необходимо охарактеризовать явление «обучаемости» и «необучаемости» детей.

А. П. Усова показала, что явление невосприимчиво­сти детей к обучению является следствием неправильной методики предыдущего воспитательного влияния, основан­ной на предоставлении детям свободы в путях и спосо­бах действия, на идее «детского творчества».

В настоящее время чаще всего выделяют следующие составные части обучаемости:

1) обобщенность мыслительной деятельности;

2) осознанность мышления, определяемая соотноше­нием его практической и словесно-логической сторон;

3) гибкость мыслительной деятельности;

4) устойчивость мыслительной деятельности;

5) самостоятельность мышления, его восприимчивость к помощи.

Наличие этих особенностей в мыслительной деятель­ности детей и определяет темп их продвижения в процессе обучения.

А. П. Усова выделила конкретные признаки овладения учебной деятельностью у дошкольников. Выделены три уровня, характеризующие различную степень развития учебной деятельности.

I уровень отличается производительностью и целе­направленностью всех процессов познавательной деятель­ности; активным, заинтересованным отношением к учению, способностью к самоконтролю своих действий и к оценке своих результатов. На основе усвоенного дети могут решать доступные им задачи в практической и умствен­ной деятельности.

II уровень — более слабый. Все признаки овладения учебной деятельностью еще нестойки. Но вместе с тем дети уже могут обучаться, хотя и возможны всякие откло­нения.

III уровень — начало формирования учебной деятель­ности, характеризующееся внешней дисциплинирован­ностью на занятии.

Более подробно признаки этих уровней даны в табл. 1.

Таблица 1

Уровни развития учебной деятельности у детей дошкольного возраста

(по А. П. Усовой)

Уровни
I II III
Слушают указания Слушают указания, условно придержива­ются их в работе Слушают указания, но как бы не слышат
Руководствуются ими в работе Самоконтроль не­устойчив, осущест­вляется через работу других детей Не руководствуют­ся ими в работе
В случае непонима­ния задают вопросы При выполнении ра­боты склонны к под­ражанию другим детям К оценке нечувст­вительны
Правильно оцени­вают работу других Правильно оцени­вают свою собствен­ную работу Достигают нужных результатов Результаты услов­ны Результата не до­стигают


Эти показатели отражают не возрастное развитие, а развитие процесса обучения и познавательной деятель­ности. Формирование готовности к обучению и учению также имеет несколько ступеней. Каждая из них харак­теризуется: усложнением познавательного содержания; возрастающими требованиями к умственной деятельно­сти детей; развитием их самостоятельности.

На начальной ступени находятся дети младшего дошкольного возраста. Их умственная деятельность еще не является вполне осознанным процессом, так как знания, умения и навыки они усваивают, а потребности учиться еще не испытывают.

У детей среднего дошкольного возраста обнаружи­вается готовность к усвоению знаний, возникает возмож­ность обучения их на занятиях, постановки перед ними познавательных задач.

Но эти задачи еще непосредствен­но связаны с условиями жизни и игровой деятельности детей, общением их друг с другом и со взрослыми. В этом возрасте учение обслуживает практические потребности ребенка и создает предпосылки для перехода на более высокую ступень умственной деятельности.

У детей старшего дошкольного возраста отмечаются заметные сдвиги в учебной деятельности, в способности к умственному и волевому усилию. Об этом свидетель­ствуют вопросы детей, интерес к выявлению связей и от­ношений между предметами и явлениями.

Интеллектуальные запросы старших дошкольников выражаются и в том, что их уже не привлекают простые игры и игрушки. У них развивается интерес к приобретению знаний и умений не только для применения в на­стоящее время, но и «впрок». Повышается любознатель­ность, интерес к знаниям и умственной деятельности, появляется требовательность к себе и другим.

Учебная деятельность у старших дошкольников ясно выделяется из других видов деятельности, предполагает целенаправленное обучение детей и усвоение ими опреде­ленных знаний, умений и навыков. На основе этого багажа ребенок становится способным решать различные позна­вательные задачи. Это умение является важнейшим критерием успешности учебной деятельности дошкольников и должно быть сформировано к концу дошкольного дет­ства.

Таким образом, полноценное развитие учебной дея­тельности дошкольников позволяет осуществлять форми­рование у них психологической готовности к школе и, в частности, к школьному обучению.

Литература

Амонашвили Ш. А. Созидая человека. М., 1982.

Выготский Л. С. Обучение и развитие в дошкольном возрасте// Избр. психологические произведения. М., 1956.

Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения. М., 1986.

Кабанова-Меллер Е. Н. Учебная деятельность и развивающееся обучение. М., 1981.

Лернер И. Я. Процесс обучения и его закономерности. М., 1980.

Психология личности и деятельности дошкольника/Под ред. А. В. Запорожца, Д. Б. Эльконина. М., 1965.

Рубинштейн С. Л. Проблемы общей психологии. М., 1976.

Усова А. П. Обучение в детском саду. М., 1981.

Эльконин Д. Б. Детская психология//Развитие ребенка от рож­дения до семи лет. М., 1960.

Вопросы для повторения

1. Назовите предпосылки формирования учебной деятельности в дошкольном возрасте.

2. Какие условия необходимы для развития учебной деятельности у дошкольников?

3. Выделите уровни развития учебной деятельности.

4. Назовите ступени готовности ребенка к обучению и учению.

Практические задания

1. Проведите наблюдение за детьми на занятиях во второй млад­шей, средней и старшей группе детского сада, определите уровни развития учебной деятельности. Будут ли они одинаковыми у всех детей одной возрастной группы?

2. Понаблюдайте за детьми младшего, среднего и старшего до­школьного возраста, выделите признаки, характеризующие появление у детей учебных интересов.

3. Организуйте и проведите с детьми каждой возрастной группы сюжетно-ролевую игру «Школа». Докажите, что, используя материалы, полученные в результате наблюдения за поведением детей в игре, вы­полнением взятых ролей и т. п., можно определить уровень готовности ребенка к обучению в школе.

Учебная деятельность, ее особенности в дошкольном возрасте, уровни освоения учебной деятельности (А.П.Усова).

Учебная деятельность — это, по классификации С. Л. Рубинштейна, первый вид учения, прямо и непосредственно направленный на овладение знаниями и умениями. Анализ учебной деятельности, проведенный Д. Б. Элькониным, В. В. Давыдовым, показал, что она имеет свою структуру, специфическое строение, а именно: включает учебную задачу, учебные действия, контроль и оценку.

Центральное место в структуре деятельности принадлежит учебной задаче. Учебную задачу не следует понимать как задание, которое ребенок должен выполнить на занятии. Учебная задача — это цель. Сущность цели заключается в овладении обобщенным способом действий, который поможет выполнить аналогичные задания, решить задачи данного вида.

Так, педагог ставит цель — научить детей рисовать лиственное дерево. Основное внимание уделяется выработке умения передавать существенные признаки предмета: ствол, ветки, их расположение. Овладев обобщенным способом рисования дерева как такового, ребенок сможет использовать его при выполнении любого конкретного задания аналогичного содержания (в рисовании на темы «Осеннее дерево», «Цветущая яблоня», «Зимний сквер» и др.).

Тест на знание английского языка Проверь свой уровень за 10 минут, и получи бесплатные рекомендации по 4 пунктам:

  • Аудирование
  • Грамматика
  • Речь
  • Письмо

Проверить

Учебные действия, с помощью которых решаются учебные задачи, состоят из многих различных учебных операций.

Для того чтобы дети овладели учебными действиями, необходимо вначале выполнять их при полной развернутости всех операций. На первых порах операции совершаются либо материально — с помощью каких-то предметов, либо материализованно — с использованием изображений, их знаковых заменителей.

Например, усваивая понятия равенства и неравенства групп предметов, ребенок выполняет действия с игрушками, картинками, фишками, замещающими реальные предметы или их изображения. Лишь постепенно, по мере отработки той или иной операции, процесс выполнения действий свертывается и совершается сразу как единое целое.

Учебная деятельность формируется под влиянием обучения. А. П. Усова (1981) выделила конкретные признаки овладения учебной деятельностью у детей. Выделены 3 уровня, характеризующие различную степень развития учебной деятельности.

I уровень отличается производительностью и целенаправленностью всех процессов познавательной деятельности; активным, заинтересованным отношением к учению, способностью к самоконтролю своих действий и к оценке своих результатов. На основе усвоенного дети могут решать доступные им задачи в практической и умственной деятельности.

II уровень — более слабый. Все признаки овладения учебной деятельностью еще нестойки. Но вместе с тем дети уже могут обучаться, хотя и возможны всякие отклонения.

Узнай стоимость написания работы Получите ответ в течении 5 минут. Скидка на первый заказ 100 рублей!

III уровень — начало формирования учебной деятельности, характеризующееся внешней дисциплинированностью на занятии.

Эти показатели отражают не возрастное развитие, а развитие процесса обучения и познавательной деятельности. Формирование готовности к обучению и Учению также имеет несколько ступеней. Каждая из них характеризуется; усложнением познавательного содержания; возрастающими требованиями к умственной деятельности детей; развитием их самостоятельности.

На начальной ступени находятся дети младшего дошкольного возраста. Их умственная деятельность еще не является вполне осознанным процессом, так как знания, умения и навыки они усваивают, а потребности учиться еще не испытывают.

У детей среднего дошкольного возраста обнаруживается готовность к усвоению знаний, возникает возможность обучения их на занятиях, постановки перед ними познавательных задач. Но эти задачи еще непосредственно связаны с условиями жизни и игровой деятельности детей, общением их друг с другом и со взрослыми. В этом возрасте учение обслуживает практические потребности ребенка и создает предпосылки для перехода на более высокую ступень умственной деятельности.

У детей старшего детского возраста отмечаются заметные сдвиги в учебной деятельности, в способности к умственному и волевому усилию. Об этом свидетельствуют вопросы детей, интерес к выявлению связей и отношений между предметами и явлениями.

Интеллектуальные запросы старших детей выражаются и в том, что их уже не привлекают простые игры и игрушки. У них развивается интерес к приобретению знаний и умений не только для применения в настоящее время, но и впрок. Повышается любознательность, интерес к знаниям и умственной деятельности, появляется требовательность к себе и другим. Учебная деятельность у старших дошкольников явно выделяется из других видов деятельности, предполагает целенаправленное обучение детей и усвоение ими определенных знаний, умений и навыков. На основе этого багажа ребенок становится способным решать различные познавательные задачи. Это умение является важнейшим критерием успешности учебной деятельности детей и должно быть сформировано к концу дошкольного детства.

Таким образом, полноценное развитие учебной деятельности детей позволяет осуществлять формирование у них психологической готовности к школе, и в частности к школьному обучению.

Формирование учебной деятельности, даже при грамотно построенном обучении, — длительный процесс. В дошкольном возрасте закладываются предпосылки учебной деятельности, формируются отдельные ее элементы.

В младшем дошкольном возрасте на занятиях необходимо формировать у детей способность к постановке цели собственной деятельности (на этапе от 2 до 3 лет), учить освоению различных способов деятельности (на этапе от 3 до 4 лет). После 4 лет деятельность ребенка приобретает четкую направленность на конечный результат. Педагог приучает детей слушать объяснения, выполнять задания, не мешая друг другу; поддерживает интерес к содержанию занятий, поощряет старание, активность. Все это весьма существенно для дальнейшего развития учебной деятельности.

В старшем дошкольном возрасте у ребенка формируются такие элементы учебной деятельности:

— умения определять цель предстоящей деятельности и способы ее достижения, добиваться результата;

— самоконтроль, который проявляется при сравнении полученного результата с образцом, эталоном;

— умение осуществлять произвольный контроль за ходом деятельности в процессе получения промежуточных результатов;

— умение планировать деятельность, ориентируясь на ее результат.

Как показало исследование А.П.Усовой, для развития учебной деятельности ребенка необходимо формировать умения слушать и слышать воспитателя, смотреть и видеть то, что он показывает, следовать его инструкциям при выполнении учебного задания. Важным показателем развивающейся учебной деятельности А. П. Усова считала отношение ребенка к оценке со стороны педагога.

Инструктивно — методическое письмо Мин. Образования РФ: «О практике проведения диагностики развития ребенка в системе дошкольного образования», от 07.04.1999 № 70/23-16

В этом письме указывается, что диагностика развития детей дошкольного возраста, будучи включена в дошкольное образование, призвана помогать педагогам и родителям ребенка правильно строить с ним педагогическое общение.

Специфика дошкольного возраста заключается в, что все психические процессы очень подвижны и пластичны, а развитие потенциальных возможностей ребенка в значительной степени зависит от того, какие условия для этого развития создадут ему педагоги и родители. Психолого-педагогическая наука безоговорочно признает тот факт, что реальные способности ребенка могут проявиться достаточно поздно, и то образование, которое он получает, в большой мере способствует их проявлению. Поэтому, определяя индивидуальные особенности ребенка дошкольного возраста, предпочтительно в первую очередь иметь в виду его «склонности», выступающие основой дальнейшего развития способностей.

Эта специфика не позволяет считать результаты диагностики (даже в том случае, если они достоверны) устойчивыми и определяющими судьбу ребенка. Любое достижение ребенка дошкольного возраста на каждом этапе его развития является промежуточным и служит лишь основанием для выбора педагогом методов и технологий для индивидуальной работы. Нельзя допустить, чтобы данные тестирования были основанием для навешивания на ребенка «ярлыка». Особенно тяжелые последствия могут иметь недостоверные результаты тестирования. Они могут оказать негативное влияние, как на развитие личности, так и на дальнейшую образовательную траекторию ребенка.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *