Галлер патримониальная теория

2.9. Патримониальная теория

Автором ее является Галлер1.

Суть теории. Представители этой теории считают, что государство произошло из поземельной собственности. Инстинкт территории присущ уже птицам и животным. Человек им также обладает, но только в еще большей мере и более обостренно.

Издавна между общинами, племенами происходили стычки за территорию, которая была основой пропитания в эпоху присваивающей экономики. Когда человек перешел к производящей экономике, скотоводству, пахотному земледелию, земля не перестала быть объектом использования, более того, человек оказался к ней привязан накрепко, поскольку и один, и другой вид производства предполагал оседлый образ жизни.

В первобытном обществе земля принадлежала общине, племени в целом и находилась в коллективной собственности. Затем происходит концентрация власти в руках вождей (и соответственно им передается распоряжение землей). Постепенно власть переходит во власть государственную, и собственником земли объявляется государь (король, царь и т.п.). Именно из права владения землей власть автоматически распространяется и на проживающих на ней людей.

Право собственности на землю является первоосновой господства над территорией и ее людским субстратом. Представление о принадлежности всей земли королю или князю долгое время держится в Германии, Франции, Англии и России. Государь в свою очередь передает, дарует, жалует землю своим подвластным. Подобным образом образует феодальный сюзеренитет.

Поскольку государь считался патроном всей земли, то и необходимые расходы государства долгое время производились только за счет частных средств государя. Налоговое обложение рассматривалось не как государственная обязанность, а как знак личной подчиненности. Органы управления формировались из его частных слуг. Сами же должности составляли частное состояние, продавались, как и вся собственность. Военная служба не считалась повинностью, а основывалась на договорном найме. Такова суть патримониальной теории.

Оценка теории. Нельзя отказать представителям этой теории в логичности, причем такой, которая опирается не на умозрительные рассуждения, а является исторически обоснованной.

Вместе с тем невооруженным глазом видна ее идеологическая направленность: ее автор оправдывает монархическую власть и феодальный строй в целом, доказывает возможность монаха создавать «собственное право» (Галлер жил в XIX в. в реакционное время после французской революции, которая до основания сотрясла основы феодального строя, и надеялся на то, что еще хоть что-то можно сделать для его восстановления). Озабоченный этим, он проигнорировал многие исторические события, такие как, например, многочисленные в истории факты военного завоевания земель, а также иного насильственного их захвата (вспомним «огораживание» в Англии). Можно упрекнуть автора и в том, что он упустил из виду и еще один момент: посягательство на территорию-явление, которое является скорее правилом, а не исключением. Все это особо остро ставит вопрос о защите территории. Но если нет государства, то ее некому охранять. Государство возникает не когда территория объявляется чьей-то собственностью, а тогда, когда реально осуществляется ее защита, что можно эффективно сделать, если уже имеется соответствующий государственный механизм.

1Галлер (1768-1854) — французский ученый. Соч. «Реставрация политической науки».

Патримониальная теория

Патримониальная теория получила свое название от слова «патримониум», что означает право собственности на землю. Наиболее видным представителем этой теории считается немецкий политолог Людвиг фон Галлер (1768-1854). В центре теории находится идея, что государство произошло от права собственника на землю (патримониум). Из права владения землей власть автоматически распространяется на людей, проживающих на этой земле, по такой, примерно, логике: власть ограничена территорией; кто находится на этой территории, должен подчиняться власти; кто владеет территорией, тот осуществляет власть.

Очевидно, что идеологическая задача этой теории — обосновать феодальный сюзеренитет (т.е. систему «сюзерен, сеньор — вассалы»), закрепить феодальную систему, в которой верховным сюзереном был король. В раннефеодальной Германии, например, существовали два основных сословия — привилегированное и податное. Король стоял на вершине иерархической системы привилегированного сословия, состоящей из князей, графов, свободных господ, рыцарей.

Органическая теория

Эта теория имеет много разновидностей, порой очень не похожих друг на друга. Еще Платон (IV-III вв. до и.э.) сравнивал государство с организмом, объяснял возникновение государства и его устройство особенностями человеческой души, как он ее понимал. Согласно представлениям Платона массы, народ представляли собой «вожделеющую» (т.е. движимую желаниями) часть государства; чтобы противостоять «страстям», появляются силовые органы — армия, воины; управлять государством должны правители-философы, олицетворяющие «разумную часть» государства. Государство обеспечивает победу «разумной части» над страстями и желаниями правильным воспитанием человека, принятием законов, которые учитывают строение человеческой души.

С появлением дарвинизма (XIX в.) представители органической теории попытались перенести биологические закономерности (эволюция, естественный отбор, межвидовая и внутривидовая борьба) на социальные процессы. Получалось, что человечество — это результат эволюции животного мира. В процессе естественного отбора люди объединяются в единый организм — государство. Правительство в государстве выполняет функции мозга, который через право передает обществу управленческие импульсы. Представителем этой теории был, в частности, английский философ Г. Спенсер (1820-1903). Развитие общества Спенсер представил как процесс объединения мелких общественных групп в более крупные и сложные — племена, союзы племен, города-государства, империи.

Внутри сложного общественного организма по мере его роста складываются отношения господства и подчинения — между мужчинами и женщинами, между рабами и рабовладельцами и т.д. В результате эволюции выкристаллизовывается правящий слой — государство. Впоследствии, в XX в., многие идеи Спенсера были заимствованы и развиты при построении разного рода социальных концепций на Западе.

Некорректность органической теории и ее разновидностей заключается в том, что они пытаются вмонтировать закономерности одной системы (биологической) в другую систему (социальную). Ее смысл — оправдать, закрепить существующее в обществе неравенство.

Теория насилия

Представителями этих взглядов на государство были Людвиг Гумплович (1838-1909), Евгений Дюринг (1833-1921), Карл Каутский (1854- 1938) и др. Теория была воспринята нацистской Германией в качестве официальной идеологии. Согласно этой доктрине государство возникло как результат войны, завоевания слабых племен более сильными и организованными.

В ходе борьбы и взаимопоглощения племен появляются управляющие и управляемые, классы и сословия. Государство призвано защищать завоевания. На следующих этапах, при дальнейшем развитии общества, государство, по представлениям последователей этой теории, трансформируется в инструмент всеобщей гармонии, в орган защиты и сильных, и слабых.

Согласно Л. Гумпловичу борьба за существование — это закон истории. Побеждают сильнейшие; сильные объединяются, чтобы победить третьего сильного. Войны, завоевания — спутник человечества, стимулятор развития. Расовые различия и стремление к удовлетворению материальных потребностей — вот причины войн и завоеваний. Внутри государства расовая борьба трансформируется в борьбу классов и групп.

Данная теория игнорирует социально-экономические факторы: если нет условий для содержания государственного аппарата, производства оружия, никакое насилие само по себе не может привести к возникновению государства. Вместе с тем насилие, действительно, служило катализатором этого процесса.

⇐ ПредыдущаяСтр 138 из 168

Наиболее ярким представителемпатримониальной теориипроисхождения государства явился К. Галлер.

Государство, по его мнению, как и земля, является частной собственностью правителя, т. е. патримониальная теория объясняет происхождение государства из земельной собственности. Подобные правители господствуют над территорией в силу своего «исконного» права на собственность. В такой ситуации народ представлен в виде арендаторов земли собственника, а чиновники — в виде приказчиков правителей.

В соотношении понятий «власть — собственность» представители данной теории приоритет отводят праву собственности. Владение этой собственностью распространяется впоследствии и на владение территорией, что и лежит в основе возникновения государства. Таким образом, право собственности на землю является первоосновою господства над территорией.

Действительно, государство может считаться собственностью определенного правителя, ведь он в какой-то мере владеет, пользуется и распоряжается (особенно в эпоху абсолютизма) практически всем, что находится на территории данной конкретной страны, в том числе и государственным аппаратом, обладающим силовыми свойствами. К тому же в эпоху становления того или иного государства его территория во многом определялась пространством, в котором господствовал вождь, военачальник и другой руководитель рода, племени. Государственное же хозяйство, финансы и т. п. постепенно формируются из частного хозяйства государя, князя.

Однако в период своего становления государственные институты далеко не всегда реально находятся в полном распоряжении правителя. К тому же в ту эпоху существовало не столько право частной собственности, сколько насильственное обладание землей. В рамках данной теории в процессе происхождения государственности преувеличена роль частной собственности на землю и одновременно недооценено влияние на него военно- политических, национальных, религиозных и иных факторов.

Date: 2016-07-22; view: 102; Нарушение авторских прав

Понравилась страница? Лайкни для друзей:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *