Прочитайте текст и выполните задания с1 с4

Содержание

Часть 3. Прочтите текст и выполните задания С1—С4 Под социальной группой понимают объединение людей, имеющих общие признаки, общие интересы, ценности, тради­ции. Социальные группы классифицируют по различным осно­ваниям. Приведем некоторые из них: в зависимости от наличия или отсутствия официального статуса группы делятся на фор­мальные и неформальные. В зависимости от количества членов социальные группы делятся на малые, средние и большие. К формальным относятся группы, построенные на основе официальных нормативных документов, на положениях, инст­рукциях. Члены таких групп нацелены на выполнение каких-либо видов деятельности и имеют упорядоченную определен­ным образом структуру. К неформальным группам относят сти­хийно складывающиеся объединения людей, которые не имеют документов, регламентирующих их деятельность. В формальных группах могут складываться отношения, которые характерны для неформальных групп. В малых группах все члены находятся в непосредственном контакте. Размеры ее колеблются от двух до нескольких десят­ков человек (хотя некоторые ученые считают, что малой груп­пой можно называть объединение не более 5—7 человек). К ос­новным характеристикам малой группы относят: прямой кон­такт между индивидами, межличностное взаимовлияние, наличие общей цели и деятельности, внутригрупповое распреде­ление функций и социальных ролей, общность интересов, соци­альных норм, традиции, определенную локализацию в про­странстве и устойчивость во времени. Главное же в малой груп­пе — это сила, с которой группа действует на своего члена.(Адаптировано по материалам энциклопедии для школьников С1. Выделите основные смысловые части текста. Озаглавьте каждую из них (составьте план текста). С2. Что, по мнению автора, объединяет людей в группу? На­зовите четыре фактора. СЗ. Что отличает формальную группу от неформальной? Ис­пользуя содержание текста, укажите два отличия. С4. Семья В. состоит из 7 человек: родителей, троих детей, дедушки и бабушки. Они проживают вместе в собственном до­ме. Родители работают и отводят детей в школу, дедушка заби­рает детей из школы и помогает им делать уроки, бабушка ведет домашнее хозяйство. Какие указанные в тексте признаки малой группы проявля­ются в данном примере?

Актуально ли самообразование среди школьников? Пользу или вред приносит самообразование в школьном возрасте? Почему? Помогите пожалуйста Заранее благодарю Обществознание 11кл Боголюбова «Готовимся к экзамену» Надо решить задания с «характеризуем социальные объекты,..» до конца. 6 КЛАСС ВПР ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ. ПОМОГИТЕ ПОЖАЛУЙСТА СО 2 ЧАСТЬЮ. Даю 25 баллов:) В. Г. Перов (1833/34—1882). Охотники на прива1871 г. ГРМ​ Соообщение на тему «Роль религии в развитии культуры». 30 баллов даю Плюсы и минусы индивидуального бизнеса, товарищества, и акционерного общества.​ 2. Проанализируйте свои знания и свой опыт реализации прав и свобод человека. Составьте рассказ о собственном опыте реализации прав и свобод человека, используя следующий план 1) Какими правами человека, гарантированными Конституцией РФ, Вы пользуетесь чаще всего? Для чего необходимо конституционное закрепление прав и свобод человека? 2) Какими конституционными правами человека и гражданина Вы пока не можете пользоваться? Как Вы считаете, почему некоторыми правами граждане РФ могут пользоваться только по достижении совершеннолетия? На кого опирался Петр 1? Срочно!!!

Про­чи­тай­те текст и вы­пол­ни­те за­да­ния С1 — С4

Про­чи­тай­те текст и вы­пол­ни­те за­да­ния С1 —С4.

В ос­но­ве вы­де­ле­ния по­ко­ле­ния как опре­делённой со­ци­аль­ной общ­но­сти людей лежат два вза­и­мо­свя­зан­ных мо­мен­та: воз­раст­ная диф­фе­рен­ци­а­ция людей в об­ще­стве и ха­рак­тер со­ци­аль­ной де­я­тель­но­сти. Ис­поль­зуя де­мо­гра­фи­че­ский под­ход, в ко­то­ром «по­ко­ле­ние» опре­де­ля­ет­ся как со­во­куп­ность людей од­но­го и того же года рож­де­ния или ин­тер­вал вре­ме­ни между сред­ни­ми воз­рас­та­ми ро­ди­те­лей и их детей, можно раз­де­лить на­се­ле­ние на воз­раст­ные пе­ри­о­ды.

Воз­раст­ной при­знак — тот при­знак, по ко­то­ро­му мы, пре­жде всего, судим о при­над­леж­но­сти ин­ди­ви­да к опре­делённому по­ко­ле­нию. Воз­раст­ная гра­ни­ца — объ­ек­тив­ная мера, обу­слов­лен­ная есте­ствен­ной диф­фе­рен­ци­а­ци­ей людей. Чрез­вы­чай­но труд­но од­но­знач­но опре­де­лить воз­раст­ной ин­тер­вал по­ко­ле­ния. Во вся­ком слу­чае, по­ко­ле­ние и воз­раст­ная груп­па не тож­де­ствен­ны между собой. Воз­раст­ной при­знак фик­си­ру­ет ко­ли­че­ствен­ную сто­ро­ну, но по­ко­ле­ния, есте­ствен­но, от­ли­ча­ют­ся не толь­ко ко­ли­че­ствен­ны­ми ха­рак­те­ри­сти­ка­ми. Со­цио­ло­ги­че­ское по­ня­тие по­ко­ле­ния охва­ты­ва­ет не­сколь­ко воз­раст­ных групп. Гра­ни­цы по­ко­ле­ний не аб­со­лют­ны; они по­движ­ны и за­ви­сят от пе­ри­о­да су­ще­ство­ва­ния че­ло­ве­че­ско­го об­ще­ства, про­дол­жи­тель­но­сти жизни, ко­то­рая, в свою оче­редь, опре­де­ля­ет­ся со­ци­аль­но-эко­но­ми­че­ски­ми, по­ли­ти­че­ски­ми, ис­то­ри­че­ски­ми и дру­ги­ми фак­то­ра­ми.

По­ко­ле­ние как опре­делённая со­во­куп­ность — но­си­тель общих свойств и от­но­ше­ний. По­это­му дру­гим су­ще­ствен­ным при­зна­ком яв­ля­ет­ся со­ци­аль­ный, ко­то­рый придаёт по­ко­ле­нию ка­че­ствен­ную опре­делённость. Когда мы го­во­рим о ка­че­ствен­ной ха­рак­те­ри­сти­ке со­ци­аль­но­го при­зна­ка, то имеем в виду два мо­мен­та: со­дер­жа­ние со­ци­аль­ной де­я­тель­но­сти по­ко­ле­ния и на­прав­лен­ность его со­ци­аль­ных дей­ствий… Люди од­но­го по­ко­ле­ния участ­ву­ют в одних и тех же со­бы­ти­ях, ис­пы­ты­ва­ют на себе их вли­я­ние. Ра­зу­ме­ет­ся, и от­но­ше­ние к этим яв­ле­ни­ям и со­бы­ти­ям, и вли­я­ние по­след­них на раз­лич­ные груп­пы по­ко­ле­ния раз­ные, тем не менее всё по­ко­ле­ние в целом несёт на себе пе­чать тех ис­то­ри­че­ских со­бы­тий, в ко­то­рых оно при­ни­ма­ло не­по­сред­ствен­ное уча­стие…

Вве­де­ние по­ня­тия о ро­ди­тель­ском по­ко­ле­нии не­об­хо­ди­мо се­год­ня, на наш взгляд, для обо­зна­че­ния со­ци­аль­ной диф­фе­рен­ци­а­ции груп­пы, ко­то­рую в оте­че­ствен­ной со­цио­ло­гии на­зы­ва­ли «от­ца­ми». В усло­ви­ях устой­чи­вой иерар­хии об­ще­ствен­ных цен­но­стей в груп­пу «отцов» ре­аль­но по­па­да­ло всё взрос­лое на­се­ле­ние стра­ны по от­но­ше­нию к молодёжи — их ро­ди­те­ли, деды и пра­де­ды. Се­год­ня ко­рен­ная ка­че­ствен­ная ломка си­стем цен­но­стей осо­бен­но остро про­яв­ля­ет­ся в кри­зи­се вос­пи­та­тель­ной функ­ции ро­ди­тель­ско­го по­ко­ле­ния. Со­ци­а­ли­за­ция но­во­го по­ко­ле­ния про­те­ка­ет на фоне смены иерар­хии цен­но­стей, а зна­чит, и де­ста­би­ли­за­ции вос­пи­та­тель­ных ори­ен­ти­ров в ин­сти­ту­те семьи.

(­ри­люк и др.)

С1. О каких двух кри­те­ри­ях вы­де­ле­ния по­ко­ле­ний го­во­рят ав­то­ры? От чего, по их мне­нию, за­ви­сит по­движ­ность гра­ниц по­ко­ле­ния?

C2. По­че­му ав­то­ры счи­та­ют не­об­хо­ди­мым вы­де­ле­ние ро­ди­тель­ско­го по­ко­ле­ния? Какую со­вре­мен­ную про­бле­му ро­ди­тель­ско­го по­ко­ле­ния они от­ме­ти­ли? Чем, по их мне­нию, вы­зва­на эта про­бле­ма?

C3. Ис­поль­зуя факты об­ще­ствен­ной жизни, при­вле­кая меж­пред­мет­ные связи, под­твер­ди­те тремя при­ме­ра­ми мысль ав­то­ров о том, что «всё по­ко­ле­ние в целом несёт на себе пе­чать тех ис­то­ри­че­ских со­бы­тий, в ко­то­рых они при­ни­ма­ли не­по­сред­ствен­ное уча­стие».

С4. Какие со­ци­аль­ные ин­сти­ту­ты по­ми­мо семьи осу­ществ­ля­ют со­ци­а­ли­за­цию мо­ло­до­го по­ко­ле­ния? Ис­поль­зуя об­ще­ство­вед­че­ские зна­ния и факты об­ще­ствен­ной жизни, лич­ный со­ци­аль­ный опыт, ука­жи­те любые три со­ци­аль­ных ин­сти­ту­та и по­яс­ни­те, в чём про­яв­ля­ет­ся со­ци­а­ли­зи­ру­ю­щее воз­дей­ствие каж­до­го из них.

Ответы

Про­чи­тай­те текст и вы­пол­ни­те за­да­ния С1 —С4.

В ос­но­ве вы­де­ле­ния по­ко­ле­ния как опре­делённой со­ци­аль­ной общ­но­сти людей лежат два вза­и­мо­свя­зан­ных мо­мен­та: воз­раст­ная диф­фе­рен­ци­а­ция людей в об­ще­стве и ха­рак­тер со­ци­аль­ной де­я­тель­но­сти. Ис­поль­зуя де­мо­гра­фи­че­ский под­ход, в ко­то­ром «по­ко­ле­ние» опре­де­ля­ет­ся как со­во­куп­ность людей од­но­го и того же года рож­де­ния или ин­тер­вал вре­ме­ни между сред­ни­ми воз­рас­та­ми ро­ди­те­лей и их детей, можно раз­де­лить на­се­ле­ние на воз­раст­ные пе­ри­о­ды.

Воз­раст­ной при­знак — тот при­знак, по ко­то­ро­му мы, пре­жде всего, судим о при­над­леж­но­сти ин­ди­ви­да к опре­делённому по­ко­ле­нию. Воз­раст­ная гра­ни­ца — объ­ек­тив­ная мера, обу­слов­лен­ная есте­ствен­ной диф­фе­рен­ци­а­ци­ей людей. Чрез­вы­чай­но труд­но од­но­знач­но опре­де­лить воз­раст­ной ин­тер­вал по­ко­ле­ния. Во вся­ком слу­чае, по­ко­ле­ние и воз­раст­ная груп­па не тож­де­ствен­ны между собой. Воз­раст­ной при­знак фик­си­ру­ет ко­ли­че­ствен­ную сто­ро­ну, но по­ко­ле­ния, есте­ствен­но, от­ли­ча­ют­ся не толь­ко ко­ли­че­ствен­ны­ми ха­рак­те­ри­сти­ка­ми. Со­цио­ло­ги­че­ское по­ня­тие по­ко­ле­ния охва­ты­ва­ет не­сколь­ко воз­раст­ных групп. Гра­ни­цы по­ко­ле­ний не аб­со­лют­ны; они по­движ­ны и за­ви­сят от пе­ри­о­да су­ще­ство­ва­ния че­ло­ве­че­ско­го об­ще­ства, про­дол­жи­тель­но­сти жизни, ко­то­рая, в свою оче­редь, опре­де­ля­ет­ся со­ци­аль­но-эко­но­ми­че­ски­ми, по­ли­ти­че­ски­ми, ис­то­ри­че­ски­ми и дру­ги­ми фак­то­ра­ми.

По­ко­ле­ние как опре­делённая со­во­куп­ность — но­си­тель общих свойств и от­но­ше­ний. По­это­му дру­гим су­ще­ствен­ным при­зна­ком яв­ля­ет­ся со­ци­аль­ный, ко­то­рый придаёт по­ко­ле­нию ка­че­ствен­ную опре­делённость. Когда мы го­во­рим о ка­че­ствен­ной ха­рак­те­ри­сти­ке со­ци­аль­но­го при­зна­ка, то имеем в виду два мо­мен­та: со­дер­жа­ние со­ци­аль­ной де­я­тель­но­сти по­ко­ле­ния и на­прав­лен­ность его со­ци­аль­ных дей­ствий… Люди од­но­го по­ко­ле­ния участ­ву­ют в одних и тех же со­бы­ти­ях, ис­пы­ты­ва­ют на себе их вли­я­ние. Ра­зу­ме­ет­ся, и от­но­ше­ние к этим яв­ле­ни­ям и со­бы­ти­ям, и вли­я­ние по­след­них на раз­лич­ные груп­пы по­ко­ле­ния раз­ные, тем не менее всё по­ко­ле­ние в целом несёт на себе пе­чать тех ис­то­ри­че­ских со­бы­тий, в ко­то­рых оно при­ни­ма­ло не­по­сред­ствен­ное уча­стие…

Вве­де­ние по­ня­тия о ро­ди­тель­ском по­ко­ле­нии не­об­хо­ди­мо се­год­ня, на наш взгляд, для обо­зна­че­ния со­ци­аль­ной диф­фе­рен­ци­а­ции груп­пы, ко­то­рую в оте­че­ствен­ной со­цио­ло­гии на­зы­ва­ли «от­ца­ми». В усло­ви­ях устой­чи­вой иерар­хии об­ще­ствен­ных цен­но­стей в груп­пу «отцов» ре­аль­но по­па­да­ло всё взрос­лое на­се­ле­ние стра­ны по от­но­ше­нию к молодёжи — их ро­ди­те­ли, деды и пра­де­ды. Се­год­ня ко­рен­ная ка­че­ствен­ная ломка си­стем цен­но­стей осо­бен­но остро про­яв­ля­ет­ся в кри­зи­се вос­пи­та­тель­ной функ­ции ро­ди­тель­ско­го по­ко­ле­ния. Со­ци­а­ли­за­ция но­во­го по­ко­ле­ния про­те­ка­ет на фоне смены иерар­хии цен­но­стей, а зна­чит, и де­ста­би­ли­за­ции вос­пи­та­тель­ных ори­ен­ти­ров в ин­сти­ту­те семьи.

(­ри­люк и др.)

С1. О каких двух кри­те­ри­ях вы­де­ле­ния по­ко­ле­ний го­во­рят ав­то­ры? От чего, по их мне­нию, за­ви­сит по­движ­ность гра­ниц по­ко­ле­ния?

По­яс­не­ние.

В пра­виль­ном от­ве­те долж­ны быть ука­за­ны:

Кри­те­рии:

1) воз­раст­ной;

2) со­ци­аль­ный

По­движ­ность гра­ниц за­ви­сит:

«от пе­ри­о­да су­ще­ство­ва­ния че­ло­ве­че­ско­го об­ще­ства, про­дол­жи­тель­но­сти жизни, ко­то­рая, в свою оче­редь, опре­де­ля­ет­ся со­ци­аль­но-эко­но­ми­че­ски­ми, по­ли­ти­че­ски­ми, ис­то­ри­че­ски­ми и дру­ги­ми фак­то­ра­ми.»

C2. По­че­му ав­то­ры счи­та­ют не­об­хо­ди­мым вы­де­ле­ние ро­ди­тель­ско­го по­ко­ле­ния? Какую со­вре­мен­ную про­бле­му ро­ди­тель­ско­го по­ко­ле­ния они от­ме­ти­ли? Чем, по их мне­нию, вы­зва­на эта про­бле­ма?

По­яс­не­ние.

В пра­виль­ном от­ве­те долж­ны быть ука­за­ны:

— Вве­де­ние по­ня­тия о ро­ди­тель­ском по­ко­ле­нии не­об­хо­ди­мо се­год­ня, на наш взгляд, для обо­зна­че­ния со­ци­аль­ной диф­фе­рен­ци­а­ции груп­пы, ко­то­рую в оте­че­ствен­ной со­цио­ло­гии на­зы­ва­ли «от­ца­ми».

Про­бле­ма: Се­год­ня ко­рен­ная ка­че­ствен­ная ломка си­стем цен­но­стей осо­бен­но остро про­яв­ля­ет­ся в кри­зи­се вос­пи­та­тель­ной функ­ции ро­ди­тель­ско­го по­ко­ле­ния.

Она вы­зва­на: сме­ной иерар­хии цен­но­стей и де­ста­би­ли­за­ции вос­пи­та­тель­ных ори­ен­ти­ров в ин­сти­ту­те семьи.

Воз­мож­ны иные фор­му­ли­ров­ки от­ве­та, не ис­ка­жа­ю­щие смыс­ла.

C3. Ис­поль­зуя факты об­ще­ствен­ной жизни, при­вле­кая меж­пред­мет­ные связи, под­твер­ди­те тремя при­ме­ра­ми мысль ав­то­ров о том, что «всё по­ко­ле­ние в целом несёт на себе пе­чать тех ис­то­ри­че­ских со­бы­тий, в ко­то­рых они при­ни­ма­ли не­по­сред­ствен­ное уча­стие».

По­яс­не­ние.

Могут быть при­ве­де­ны сле­ду­ю­щие при­ме­ры:

1) По­ко­ле­ние ше­сти­де­сят­ни­ков вку­си­ло гло­ток сво­бо­ды во время хру­щев­ской от­те­пе­ли, на­блю­да­ло полет Га­га­ри­на в кос­мос, об­суж­да­ло «культ лич­но­сти». Это при­ве­ло к подъ­ему ду­хов­ной куль­ту­ры.

2) По­ко­ле­ние 30-гг пе­ре­жи­ло кол­лек­ти­ви­за­цию и мас­со­вые ре­прес­сии, жило в об­ста­нов­ке по­сто­ян­но­го стра­ха, но ра­до­ва­лось успе­хам ин­ду­стри­а­ли­за­ции, по­ле­там Чка­ло­ва и по­дви­гу «че­люс­кин­цев», пе­ре­жи­ва­ло за со­бы­тия в рес­пуб­ли­кан­ской Ис­па­нии.

3) По­ко­ле­ние 80-х гг при­ни­ма­ло ак­тив­ное уча­стие в про­цес­се «пе­ре­строй­ки»: ра­до­ва­лись глас­но­сти, спо­ри­ли о о ры­ноч­ных ре­фор­мах, со­пе­ре­жи­ва­ли по по­во­ду Чер­но­быль­ской ава­рии и «Ад­ми­ра­ла На­хи­мо­ва», шли за­щи­щать Белый дом.

Могут быть при­ве­де­ны и иные при­ме­ры, не ис­ка­жа­ю­щие смысл.

С4. Какие со­ци­аль­ные ин­сти­ту­ты по­ми­мо семьи осу­ществ­ля­ют со­ци­а­ли­за­цию мо­ло­до­го по­ко­ле­ния? Ис­поль­зуя об­ще­ство­вед­че­ские зна­ния и факты об­ще­ствен­ной жизни, лич­ный со­ци­аль­ный опыт, ука­жи­те любые три со­ци­аль­ных ин­сти­ту­та и по­яс­ни­те, в чём про­яв­ля­ет­ся со­ци­а­ли­зи­ру­ю­щее воз­дей­ствие каж­до­го из них.

По­яс­не­ние.

Могут быть при­ве­де­ны сле­ду­ю­щие ин­сти­ту­ты:

1) об­ра­зо­ва­ние (при­об­ща­ет мо­ло­до­го че­ло­ве­ка к си­сте­ме зна­ний, на­коп­лен­ных че­ло­ве­че­ством),

2) СМИ (фор­ми­ру­ет от­но­ше­ние к опре­де­лен­ным сто­ро­нам жизни об­ще­ства),

3) ре­ли­гия (фор­ми­ру­ет ос­но­вы нрав­ствен­но­сти и ду­хов­но­сти)

Могут быть при­ве­де­ны и иные при­ме­ры, не ис­ка­жа­ю­щие смысл.

4 Вариант ЕГЭ по русскому языку 2020 по демоверсии ФИПИ.

Задания 1-3

Прочитайте текст и выполните задания 1–3.
(1)Внешне электричество и магнетизм проявляют себя совершенно по-разному, но на самом деле они теснейшим образом связаны между собой. (2)Заслуга окончательного слияния двух этих понятий принадлежит Джеймсу Кларку Максвеллу, разрабатывавшему единую теорию электромагнитных волн с 1850-х годов и до самой его безвременной кончины в 1879 году. (3)… появлению уравнений Максвелла предшествовала целая череда открытий первой половины XIX века, начало которой положил датский физик Ханс Кристиан Эрстед, который наглядно продемонстрировал, что под воздействием поднесенного на близкое расстояние проводника магнитная стрелка компаса отклоняется.
ЗАДАНИЕ 1
Укажите варианты ответов, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.
1)Окончательно связь электричества и магнетизма подтвердил Джеймс Максвелл, однако появлению его уравнений предшествовала другие открытия, начало которым положил датский физик Ханс Эрстед, продемонстрировавший, что под воздействием проводника стрелка компаса отклоняется.
2)Электричество и магнетизм теснейшим образом связаны между собой, что смог доказать лишь Джеймс Кларк Максвелл, разрабатывавший единую теорию электромагнитных волн с 1850-х годов и до самой его безвременной кончины в 1879 году.
3)Заслуга слияния двух понятий – «электричества и магнетизма» – принадлежит Джеймсу Максвеллу, который разрабатывал теорию электромагнитных волн на протяжении всей своей жизни, опираясь на открытия первой половины XIX века.
4) Ханс Эрстед продемонстрировал, что магнитная стрелка компаса отклоняется, если поднести проводник на близкое расстояние, это стало началом череды открытий.

5)Появлению уравнений Максвелла и утверждения связи электричества и магнетизма предшествовала целая череда открытий первой половины XIX века, начало которой положил датский физик Ханс Кристиан Эрстед, доказавший, что под воздействием поднесенного на близкое расстояние проводника магнитная стрелка компаса отклоняется.
Ответ
ЗАДАНИЕ 2
Самостоятельно подберите противительный союз, который должно стоять на месте пропуска в третьем (3) предложении текста. Запишите этот союз.
Ответ
ЗАДАНИЕ 3
Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ПРОВОДНИК. Определите значение, в котором это слово употреблено в третьем (3) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.
ПРОВОДНИК, -а, муж.
1. Провожатый, указывающий путь. Проводник по горным тропам.
2. Железнодорожный служащий, сопровождающий вагон. Бригада проводников.
3. Специалист, работающий со служебной собакой. Проводник с розыскной собакой.
4. Вещество, не оказывающее значительного сопротивления электрическому току или хорошо пропускающее через себя звук, теплоту. Металл – проводник электричества.
5. То, что служит передатчиком, посредником для распространения чего–н (перен.). Проводники культуры. Книга – проводник знаний.
Ответ

Задания 4 — 21

ЗАДАНИЕ 4
В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.
катАлог
тамОжня
снялА
прибЫв
тОтчас
Ответ
ЗАДАНИЕ 5
В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.
Яков Подкова – ЗАЧИНЩИК драки – первый покинул мельничный двор.
Мать всё сокрушалась, что ей нечего ОДЕТЬ.
В конце мая 1995 года волны выбросили лодку на БОЛОТИСТЫЙ флоридский берег.
Завтра ПАМЯТНЫЙ день – вручение дипломов.
Между ними у стены как раз помещался ЛАКИРОВАННЫЙ комодик.
Ответ
ЗАДАНИЕ 6
Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, ИСКЛЮЧИВ лишнее слово. Выпишите это слово.
Молодежь просто хочет выделяться из толпы людей.
Ответ
ЗАДАНИЕ 7
В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
без НЕГО
около ПОЛУТОРАСТА метров
пара ДЖИНСОВ
петь более КРАСИВЕЕ
ЗАСОХ на солнце
Ответ
ЗАДАНИЕ 8
Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
А) нарушение связи между подлежащим и сказуемым
Б) неправильное построение предложения с косвенной речью
В) ошибка в построении сложного (сложноподчиненного) предложения
Г) нарушение видо-временной соотнесённости глагольных форм
Д) ошибка в построении предложения с однородными членами
1)Он открыл глаза и увидел, что бледный свет в конце пещеры померк.
2)Демидов не понял, что за Лида, пожал плечами и шел дальше по коридору.
3)В таких случаях он говорил, что терпи, голубчик, – я врач.
4)А тут я узнаю то, что он-то едет до ближайшей узловой станции.
5)МГУ провел конкурс чтецов.
6)Больному давали фрукты, крепкий бульон, какао, яблоки.
7)Те, кто в Москве живут, в семнадцатом году, может быть, и рогатки не имели.
8)Преподаватель указал о том, что в работе имеются ошибки.
9)Все весело уселись за стол, положили по полной чайной чашке варенья и только взялись за ложки, как светлячок ни с того ни с сего влез по стенке на потолок, глубоко вздохнул и засветился.

Ответ
ЗАДАНИЕ 9
Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена безударная проверяемая гласная корня. Запишите номера ответов.
1) затв..рить (дверь), д..бреть, фл..минго
2) пл..вец, пос..дел (на стуле), укл..нение (от обязанностей)
3) зал..зать (на дерево), зам..лчал, объ..снять (задачу)
4) соед..нять, дог..дался, зап..рать (дверь)
5) к..сой, мол..ко, г..рода
Ответ
ЗАДАНИЕ 10
Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) ин..екция, об..ём, в..юга
2) с..гнуть, в..йти, под..шел
3) пр..кроватный, пр..выкнуть, пр..оритет
4) ра..следовать, ..дать (экзамен), в..думать
5) пост..мпрессионизм, вз..мать, двух..гольный
Ответ
ЗАДАНИЕ 11
Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) ружь..цо, ватруш..чка
2) милост..вый, осматр..вать
3) берест..ной, удво…ть
4) подряд..ик, процент..ик
5) замоч..к, ялтин..ц
Ответ
ЗАДАНИЕ 12
Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) немысл..мый, помо..шь (пол)
2) неотъемл..мый, посе..вший
3) уравновеш..нный, увид..вший
4) люб..щий, стро..вший
5) подстрел..нный, обознач..нный
Ответ
ЗАДАНИЕ 13
Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.
Чтобы участвовать в ней, нужно было прятаться в песчаные гроты, взбираться на деревья, падать в волчьи ямы, стрелять из луков и рогаток, что опять-таки было далеко (НЕ) БЕЗОПАСНЫМ.
Всё, оказывается, абсолютно всё хранится в памяти, и сам он, вот что странно, будто не нынешний, не сиюминутный, а прежний, ничуть (НЕ) ПОВЗРОСЛЕВШИЙ.
Я (НЕ) ДОЛЖЕН был считать его слова бахвальством, он просто сочувствовал тому молодому талантливому пареньку, который пробивал себе дорогу.
При зрелом размышлении приказ генерального, который отнюдь (НЕ) ПЛОХО относился к Севастьянову, действительно казался продиктованным заботой.
Он сердито скомкал (НЕ) ПРОЧИТАННЫЙ номер газеты и отбросил его.
Ответ
ЗАДАНИЕ 14
Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.
Все семь купчих были оформлены (В)ТЕЧЕНИЕ двух дней, и после подписания каждого из них (НА)СЧЁТ в банк уходило от двадцати четырёх до двадцати девяти тысяч.
Стреповиков (В)ОТЛИЧИЕ от меня радости не выказывал: он был ТАК(ЖЕ) немногословен, как и прежде.
Воздушный пассажир, привыкший перелетать за считанные часы и минуты из одной страны в другую и (ПО)ЭТОМУ полагавший, что выгрузка его пожитков из чрева самолета ТО(ЖЕ) дело минутное, бывает неприятно удивлен, когда лента транспортера не торопится выбрасывать его чемоданы.
(В)СВЯЗИ с развёртыванием этих, а ТАК(ЖЕ) и других немаловажных предприятий начало стремительно полнеть население города.
(ТО)ЕСТЬ физически он ещё стоял посреди комнаты, но для того ЧТО(БЫ) дойти до порога, одеться и выйти за дверь, ему понадобилось три минуты.
Ответ
ЗАДАНИЕ 15
Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.

Для нее девятнадцатый век был убежищем, за которым навсегда захлопнулась бронирова(1)ая дверь, она ощущала его как некий храм, пространство, заполне(2)ое ничем не замутне(3)ыми образами и еще не извраще(4)ыми звучаниями: декабристы, Наталья Николаевна, Римский-Корсаков, Левитан, Толстой застыли в нем, как мраморные изваяния.
Ответ
ЗАДАНИЕ 16
Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.
1) На письменном столе сидел большой пушистый серый кот и спокойно глядел на суету немигающими жёлтыми глазами.
2) За окном плыли багажные перроны составы на запасных путях семафоры будки штабеля шпал.
3) Долго задерживаться на лугу было опасно и они наугад подались по перелескам на запад.
4) Они уже раза три обменялись рукопожатиями и хозяин раза три собирался отворить дверь а гость всё не мог закончить мысль.
5) Под знойным солнцем иссохшее дерево источало слабый запах не то смолы не то краски.
Ответ
ЗАДАНИЕ 17
Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Солдат (1) похожий на деда (2) погрозил ему пальцем и сморщился (3) словно (4) тоже (5) собираясь заплакать.
Ответ
ЗАДАНИЕ 18
Расставьте все недостающие знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложениях должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Она (1) была (2) вероятно (3) некогда очень красивой высокомерной брюнеткой (4) как мне казалось (5) типа Марины Мнишек, но я помню её уже пожилой, властной, с колдовскими жгучими глазами на сердитом, никогда не улыбающемся лице.
Ответ
ЗАДАНИЕ 19
Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
В тесном коридорчике (1) большую часть (2) которого занимала железная печка (3) Тимофей отворил левую дверь и очутился в комнатке (4) где места хватало для двух кроватей да навесного столика.
Ответ
ЗАДАНИЕ 20
Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Иришка не могла скрыть досаду, томилась, скучала, вредничала и задиралась (1) то соглашалась играть в малышовые игры (2) а то над ними смеялась (3) и (4) когда оскорбления сделались невыносимыми (5) Колюня принял вызов, сумел девчонку побороть.
Ответ
ЗАДАНИЕ 21
Найдите предложения, в которых запятая ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.
(1)Река Волга – самая большая река не только России, но и всей Европы. (2)На сегодняшний день ее протяженность составляет более трех с половиной тысяч километров. (3)А еще совсем недавно, до строительства водохранилища, длина этой российской реки была и того больше. (4)Название происходит, по мнению ученых, из балтийского языка и в дословном переводе означает «Большая река». (5)Для населения России трудно переоценить ее важность и значение. (6)Пересекая четыре республики и одиннадцать областей, река Волга снабжает водными ресурсами девять гидроэлектростанций с водохранилищами, обеспечивает водой почти половину промышленности и сельского хозяйства Российской Федерации. (7)Кроме того, Волга является важной транспортной водной магистралью, источником туризма, судоходства, промысла, культуры и искусства.
Ответ

Задания 22 — 26: автор текста М.Мольц

Прочитайте текст и выполните задания 22–27.
(1)Счастье не зарабатывается и не заслуживается. (2)Оно в такой же мере не является категорией нравственной, как, например, кровообращение. (3)И то и другое необходимо для здоровья и благополучия. (4)По словам Спинозы, счастье – не награда за добродетель, а сама добродетель; мы наслаждаемся счастьем не потому, что сдерживаем наши желания, а, напротив, мы не в состоянии их сдерживать, потому что наслаждаемся счастьем.
(5)Бескорыстие способствует счастью, ибо оно не только направляет наши помыслы на окружающий нас мир, отвлекая от размышлений о собственных настоящих или мнимых ошибках, тревогах, то есть от неприятных мыслей, но и позволяет проявить себя творчески и наиболее полно в помощи другим людям.(6)Для любого человека приятнее всего мысль, что в нем кто-то нуждается, что он играет достаточно важную роль, чтобы помочь сделать кого-то счастливым. (7)Однако если мы начнем думать, будто счастье получают, так сказать, в награду за бескорыстие, то неизбежно, рано или поздно, возникнет чувство вины за то, что мы желаем себе счастья.
(8)Счастье, естественно, сопутствует бескорыстным помыслам и действиям, но отнюдь не является наградой или платой за бескорыстие. (9)Если бы в самом деле бескорыстие вознаграждалось, то отсюда следовало бы, что чем больше самоотречения и самоуничижения, тем больше счастья. (10)А за этим следовал бы уже совсем нелепый вывод: чтобы быть счастливым, нужно стать жалким и несчастным.
(11)Если здесь и можно говорить о нравственной проблеме, то скорее в связи с понятием несчастья, чем счастья. (12)»Поза, олицетворяющая несчастье, – говорит Уильям Джемс, – не только физически тягостна, она и убога и безобразна. (13)Что может быть низменнее, недостойнее настроения упадочничества, нытья и уныния, какие бы внешние невзгоды ни были тому причиной? (14)Оно оскорбительно для окружающих и меньше всего помогает преодолевать трудности. (15)Подобное настроение усугубляет и продлевает до бесконечности наши беды»…
(16)Джон А. Шиндлер предложил следующую формулировку: «Счастье – такое настроение, при котором нами большую часть времени владеют приятные мысли». (17)И я не думаю, что столь простое определение нуждается в улучшении как с медицинской, так и с этической точки зрения.
(по М. Мольцу)
Максуэлл Мольц (1899 — 1975) — американский писатель, доктор медицинских наук Колумбийского Университета.
ЗАДАНИЕ 22
Какие из высказываний не соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.
1) Чтобы быть счастливым, нужно стать жалким и несчастным.
2) Бескорыстие способствует счастью.
3) Счастье нужно заработать.
4) Счастье – это настроение, при котором в голове преобладают приятные мысли.
5) Счастье является наградой за бескорытие.
Ответ
ЗАДАНИЕ 23
Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.
1) В предложениях 5-7 представлено повествование.
2) В предложении 17 содержится описание.
3) В предложениях 5-10 представлено рассуждение.
4) Предложения 2-4 поясняют, раскрывают содержание предложения.

5) Предложение 14 является ответом на вопрос, сформулированный в предложении 13.
Ответ
ЗАДАНИЕ 24
Из предложения 13 выпишите разговорное слово.
Ответ
ЗАДАНИЕ 25
Среди предложений 5–10 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим при помощи сочинительного союза и однокоренного слова. Напишите номер(а) этого(-их) предложения(-ий).
Ответ
ЗАДАНИЕ 26
Максулл Мольц, рассуждая о счастье, использует большое количество (А)_____( награда – плата в предложении 8, «зарабатывается – заслуживается» в предложении 1), что позволяет сделать его речь яркой и разнообразной.
Чтобы добавить речи убедительности, автор на протяжении всего рассуждения неоднократно прибегает к (Б) ____(предложение 12, 16). Сделать речь торжественной помогает (В)______ («добродетель» в предложении 4, «бескорыстие» в предложении 5, «помыслам» в предложении 8, «самоотречение» в предложении 9).
Усилению значения каждого слова способствует синтаксическое средство (Г)_______ («тягостна…убога, безобразна) ( в предложении 12).
Список терминов:
1) параллелизм
2) антонимы
3) цитирование
4) синонимы
5) парцелляция
6) книжная лексика
7) контекстные синонимы
8) градация
9) риторический вопрос
Ответ

Задание 27 — сочинение

ЗАДАНИЕ 27
Напишите сочинение по прочитанному тексту. Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста. Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по Вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования). Поясните значение каждого примера и укажите смысловую связь между ними. Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Выразите своё отношение к позиции автора по проблеме исходного текста (согласие или несогласие) и обоснуйте его. Объём сочинения – не менее 150 слов. Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается 0 баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Прочитайте текст и выполните задания С1— С4

⇐ ПредыдущаяСтр 23 из 36

Используя опыт создания и функционирования социального государства в развитых странах Запада, отечественный опыт, учитывая исторические традиции и менталитет русского и других коренных народов России, а также геополитическое положение и природно-климатические условия нашей страны, принцип социального государства в его российской модели должен рассматриваться как методологический, как главный и определяющий принцип строения и всей системы деятельности государства. По сравнению с западными демократиями термин «социальный» предлагается использовать в данном случае не в узком, а в широком смысле слова. При такой трактовке понятие социального государства будет обозначать не только его обязательства по решению сугубо социальных проблем, но и предопределять социальную направленность, цели и задачи его деятельности во всех других сферах жизни общества, характер его отношений с гражданами. <…>

Государство обязано и за счёт собственных ресурсов и путём создания необходимых условий для частного отечественного и зарубежного капитала обеспечить дальнейшее развитие наукоёмких и высокотехнологических производств, модернизацию промышленного и агропромышленного производства, фактическую замену крайне запущенной технологически и морально устаревшей коммунальной, строительной и дорожно-транспортной инфраструктуры. <…>

Регулирование социально-экономических различий между социальными группам общества не только послужит утверждению социальной и политической стабильности, но и повысит платёжеспособный спрос населения, создаст дополнительные предпосылки для экономического развития. При этом постепенного сближения материального достатка различных социальных групп необходимо добиваться прежде всего посредством борьбы с бедностью, а не с благосостоянием.

Одной из важнейших составляющих социальной сферы должна стать эффективная и гибкая система социального обеспечения граждан. <…>

Конечной целью развития социальной сферы социального государства должно стать утверждение принципа социальной справедливости.

С1. Опираясь на текст, укажите основные источники формирования российской модели социального государства.

С2. Почему автор предлагает использовать термин «социальный» в широком смысле слова? Дайте определение социального государства.

С3. Какая составляющая, по мнению автора, должна стать важнейшей в социальной сфере? Приведите с опорой на знания обществоведческого курса и факты общественной жизни три примера данной составляющей.

С4. Конечной целью развития социальной сферы, как отмечает автор, должно стать утверждение принципа социальной справедливости. Укажите три проявления этого принципа.

Ответы:
С1.В качестве основных источников формирования российской модели социального государства могут быть указаны: опыт создания и функционирования социального государства в развитых странах Запада; исторические традиции России; менталитет русского и других коренных народов нашей страны; геополитическое положение России; природно-климатические условия нашей страны.

С2.Автор предлагает использовать термин «социальный» в широком смысле слова, поскольку при такой трактовке понятие «социальное государство» будет обозначать не только его обязательства по решению сугубо социальных проблем, но и предопределять социальную направленность, цели и задачи его деятельности во всех других сферах жизни общества, характер его отношений с гражданами.Социальное государство – государство, стремящееся к обеспечению каждому гражданину достойных условий существования, социальной защищенности.

С3.Важнейшей составляющей в социальной сфере, по мнению автора, должна стать эффективная и гибкая система социального обеспечения граждан.

В качестве примеров могут быть приведены: социальное страхование и обеспечение граждан и их семей в случаях классических рисков и вынужденных состояний (болезнь, возраст, инвалидность, безработица, несчастный случай и т. п.); оказание помощи малоимущим, многодетным и неполным семьям, жертвам стихийных бедствий и т.д.; поощрительная и вспомогательная система, занимающаяся кредитованием лиц, стремящихся самостоятельно решать свои социальные проблемы в области строительства, приобретения жилья, отдыха, получения дополнительного образования и т. д.

С4. В качестве примеров могут быть указаны: гарантии для каждого человека на труд в соответствии с его способностями и квалификацией, на оплату труда в зависимости от его качества и количества, на возможность самообеспечения и повышения своего благосостояния; создание, в идеале, равных стартовых возможностей всем членам общества через систему образования, воспитания и социальной поддержки; обеспечение силами государственных и общественных институтов приемлемого уровня жизни для слабых слоёв и отдельных граждан, не имеющих возможности трудиться и самостоятельно поддерживать свой жизненный уровень.

С5проверяет умение применять правильно раскрытое в смысловом отношении теоретическое положение в заданном контексте.

Методические и дидактические материалы по подготовке учащихся к Единому государственному экзамену (стр. 5 )

С 2. Взаимодействие каких сфер жизни общества раскрывает автор на примере семьи? Каков, на взгляд автора, характер этого взаимо­действия?

С3. Почему традиционная патриархальная семья уходит в прошлое? Опираясь на текст источника и привлекая обществоведческие знания, укажите три причины.

С 4. Какой тип семьи более соответствует реалиям постиндустриального общества? Привлекая знания из обществоведческого курса, укажите два его признака.

2. Перечислите три основные черты, характеризующие образование как социальный институт.

3. Приведите три любые примера воздействия различных социальных институтов на процесс социализации личности.

4. Возникшая в глубокой древности семья первоначально сосредотачивала в себе все основные функции по обеспечению жизнедеятельности человека. Постепенно она стала разделять свои отдельные функции с другими институтами общества. Укажите три такие функции. Назовите социальные институты0 которые стали их выполнять.

5. Вам поручено подготовить развернутый ответ по теме «Социально – демографические проблемы современности». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

6. Выберите одно из предложенных высказываний и изложите свои мысли по поводу поднятой проблемы. Приведите необходимые аргументы для обоснования своей позиции. Выполняя задание, используйте знания, полученные в курсе обществознания, соответствующие понятия, а также фактыобщественной жизни и собственный жизненный опыт.

· «Даже в процветающем обществе неравное положение людей остается непреходящим явлением»

(Р. Дарендорф)

· «Гораздо важнее прививать людям нравы и обычаи, чем давать им законы и суды»

(О. Мирабо)

· «Подчинившись законам толпы, мы возвращаемся в каменный век»

(С. Паркинсон)

· «Свобода есть право на неравенство»

()

· «Процесс социализации в простых и сложных обществах протекает неодинаково»

(И. Робертсон)

· «Маргинальность – это результат конфликта с общественными нормами»

(А. Фаржд)

Контрольная работа по теме «Социальные отношения», 11 класс.

Вариант 3.

1. Прочитайте текст и выполните задания.

Что порождает неравенство в благосостоянии

Проблема неравенства благосостояния — одна из древнейших, как и порождаемое этой

проблемой социальное напряжение, а проще гово­ря, враждебное отношение бедных к богатым…

Поэтому экономическая наука давно и постоянно занимается изучением неравенства и его

нега­тивных последствий, а также разработкой мер по их ослаблению. У этой проблемы есть две

грани: 1) неравенство доходов; 2) неравенство богатства. Как мы уже знаем, люди получают доходы в результате предоставления находящихся в их собственности факторов производства (своего труда, капитала, земли) в пользование фирмам для производст­ва нужных людям благ либо вкладывают эти ресурсы в создание собст­венных фирм. В таком механизме формирования доходов _ изначально заложена возможность их неравенства… Причины этого: 1) разная цен­ность принадлежащих людям факторов производства (капитал в форме компьютера, в принципе, способен принести больший

доход, чем капи­тал в форме лопаты); 2) разная успешность использования факторов производства(работник в фирме, производящей дефицитный товар, может иметь более высокий заработок, чем его коллега той же квали­фикации, работающий в фирме, товары которой продаются

с трудом); 3) разный объем принадлежащих людям факторов производства (владе­лец двух нефтяных скважин получает при прочих равных условиях больший доход, чем владелец одной скважины).

Используя свои доходы, люди могут тратить их часть на приобре­тение дополнительного объема факторов производства. Например, се­мья может положить часть своих заработков в банк, чтобы получать доход не только в форме заработной платы, но и в форме процента. Так формируется богатство семьи, т. е. та собственность, которой владеют ее члены (за вычетом долгов, которые сделала семья, чтобы приобрести эту собственность) …

Богатство семьи — собственность семьи, свободная от долгов. Свое богатство семья может завещать, Т. е. с помощью завещания по­дарить своим детям. А это значит, что различия в богатстве могут нарастать от поколения к поколению, создавая все более прочные осно­вы для различия в доходах, приносимых богатством и трудовой деятельностью…

Неравенство доходов и богатств может достигать огромных мас­штабов и создавать угрозу для политической и экономической стабиль­ности в стране. Поэтому практически все развитые страны мира посто­янно осуществляют меры по сокращению такого неравенства.

С 1. Сформулируйте две проблемы, которые рассматривает автор

С 2. Автор называет два источника получения доходов семьи от имеющихся в собственности

факторов производства: заработная плата и банковский процент. Используя обществоведческие

знания, назовите два других способа.

С 3. В документе приведены и проиллюстрированы примерами три причины неравенства доходов. Опираясь на текст и жизненный опыт, приведите три собственных примера, характеризующих

каждую причину.

С 4. Автор подчеркивает необходимость государственных мер по сокращению неравенства доходов и богатств. Используя знания обществоведческого курса, назовите три подобных меры, используемых государством.

2. Какой смысл вкладывают обществоведы в понятие «социальная группа»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию о социальной группе.

3. Назовите две тенденции в развитии современных международных отношений и

проиллюстрируйте каждую из них примером.

4. В своде законов Киевской Руси «Русской Правде» были предусмотрены наказания за убийство.

Так, штраф за убийство тиуна (управителя) был огромен: он равнялся стоимости стада в 80 волов

или 400 баранов. Жизнь смерда или холопа ценилась во много раз дешевле. Сделайте возможные выводы о социальных отношениях того времени и способах их регулирования.

5. Вам поручено подготовить развернутый ответ по теме «Семья в современном обществе».

Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

6.Выберите одно из предложенных высказываний и изложите свои мысли по поводу поднятой проблемы. Приведите необходимые аргументы для обоснования своей позиции. Выполняя задание, используйте знания, полученные в курсе обществознания, соответствующие понятия, а также фактыобщественной жизни и собственный жизненный опыт.

· «Даже в процветающем обществе неравное положение людей остается непреходящим явлением»

(Р. Дарендорф)

· «Гораздо важнее прививать людям нравы и обычаи, чем давать им законы и суды»

(О. Мирабо)

· «Подчинившись законам толпы, мы возвращаемся в каменный век»

(С. Паркинсон)

· «Свобода есть право на неравенство»

()

· «Процесс социализации в простых и сложных обществах протекает неодинаково»

(И. Робертсон)

· «Маргинальность – это результат конфликта с общественными нормами»

(А. Фаржд)

Контрольная работа по теме: «Политическая сфера жизни общества»,

11 класс.

Вариант 1.

1. Прочитайте текст и выполните задания С1 – С4

Ст. 2. Средства массовой информации. Основные понятия

… Под массовой информацией понимаются предназначенные для неограниченного круга лиц печатные, аудио-, аудиовизуальные и дру­гие сообщения и материалы;

под средством массовой информации понимается периодическое печатное издание, радио-,

теле-, видеопрограмма, кинохроникальная программа, иная форма периодического распространения массовой ин­ формации; под периодическим печатным изданием понимается газета, жур­нал, альманах, бюллетень, иное издание, имеющее постоянное назва­ние, текущий номер и выходящее в свет не реже одного раза в год; под радио-, теле-, видео-, кинохроникальной программой понима­ется совокупность периодических аудио-, аудиовизуальных сообщений и материалов (передач), имеющая постоянное название и выходящая в свет (эфир) не реже одного раза в год; под продукцией средства массовой информации понимается тираж или часть тиража отдельного номера периодического печатного изда­ния, отдельный выпуск радио-, теле-, кинохроникальной программы, тираж или часть тиража аудио- или видеозаписи программы; под распространением продукции средства массовой информации понимается продажа (подписка, доставка, раздача) периодических пе­чатных изданий, аудио — или видеозаписей программы, трансляция ра­дио-, телепрограмм (вещание), демонстрация кинохроникальных про­грамм…

Ст. 3. Недопустимость цензуры

Цензура массовой информации, то есть требование от редакции средства массовой информации со стороны должностных, государствен­ных органов, организаций, учреждений или общественных объедине­ний предварительно согласовывать сообщения и материалы (кроме слу­чаев, когда должностное лицо является автором или интервьюируемым), а равно наложение запрета на распространение со­ общений и материалов, их отдельных частей — не допускается.

Создание и финансирование организаций, учреждений, органов или должностей, в задачи либо функции которых входит осуществле­ние цензуры массовой информации — не допускается.

Из закона РФ «О средствах массовой информации»

Сl. Что понимается в законе под средством массовой информации? Приведите пример печатного и электронного средства массовой информации.

С2. Как трактуется в законе понятие «цензура»? Укажите два признака

С3. В Москве на протяжении ряда лет издаётся ежегодный политический альманах «Пегас», имеющий текущий номер и тираж не менее 5 тысяч экземпляров. Можно ли это издание отнести к средствам массовой информации? Приведите два аргумента в обоснование своего вывода.

С4. Закон запрещает цензуру в СМИ. В то же время опросы последних лет показали, что немалая часть населения в нашей стране приветствовала бы введение цензуры, особенно на телевидении. Опираясь на ваш собственный социальный опыт, знания обществоведческого курса, выскажите предположение, что именно не хотели бы видеть зрители на телеэкранах (укажите две темы) и почему (укажите одну причину).

2. Назовите три признака президентской республики, отличающих её от парламентской республики.

3. Раскройте на трёх примерах основные функции институтов гражданского общества в современной России.

4. Один из основателей политической науки, итальянский мыслитель и политический деятель Н. Макиавелли, считал, что люди по своей природе коварны. Поэтому правитель в целях удержания своей власти может, в случае необходимости, использовать любые средства, в том числе и аморальные. Соответственно, получается, что безнравственная политика более эффективна и прагматична. Можно ли совместить реальную политику с моралью? Свою позицию аргументируйте.

5. Вам поручено подготовить развернутый ответ по теме «Политический режим». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

6. Выберите одно из предложенных высказываний и изложите свои мысли по поводу поднятой проблемы. Приведите необходимые аргументы для обоснования своей позиции. Выполняя задание, используйте знания, полученные в курсе обществознания, соответствующие понятия, а также факты общественной жизни и собственный жизненный опыт.

· Избирательный бюллетень сильнее пули (А. Линкольн)

· Там, где великие мудрецы имеют власть, подданные не замечают их существования (Лао-Цзы)

· Демократию мы выбираем не потому, что она изобилует добродетелями, а чтобы избежать тирании (К. Поппер)

· Политика есть искусство приспосабливаться и извлекать пользу из всего, даже из того, что претит (О. Бисмарк)

· Мораль без политики бесполезна, политика без морали бесславна (А. Сумароков)

· Лучшее лекарство от болезней демократии – больше демократии (А Смит)

· Искусство политики – это искусство делать так, чтобы каждому было выгодно быть добродетельным (К. Гельвеций)

· Политика переодевает ложь в истину, а истину в ложь (П. Бауст)

· Хорошая политика не отличается от здоровой нравственности (Г. Б. де Мабли)

· Политическая свобода является высшим развитием свободы личной (Б. Чичерин)

Контрольная работа по теме: «Политическая сфера жизни общества»,

11 класс.

Вариант 2.

1. Прочитайте текст и выполните задания С1 – С4

«Есть в обществе особый тип власти. Его главной отличительной чертой является то, что решения, принимаемые субъектом власти, становятся обязательными для всех членов общества, всего населе­ния. Это могут быть решения об определённом порядке взимания на­логов, порядке, регулирующем· право собственности, порядке рас­смотрения и разрешения конфликтов и споров и многое другое. Этот тип власти называется политическим.

В основе политической власти лежит особый тип социального не­равенства — неравенство политическое. <… >

Разделение людей на принимающих политические решения, осуществляющих управление обществом, и на исполнителей сохранилось. Изменился лишь порядок формирования группы управляющих, он стал более демократичным, открытым, а сама группа стала более подвижной, внутренне неоднородной. Эта группа получила в политологии и социологии собственное название — политическая элита, которая перестала совпадать с сословным или экономическим делением общества.

В основе политического неравенства лежит неравенство полити­ческих статусов. Право принимать ответственные политические реше­ния человек получает именно благодаря своему особому статусу в ие­рархической структуре общества, становясь членом правительства, де­путатом парламента, лидером политической партии и т. п. < … >

Политическое правительство создаёт предпосылки для управления обществом. Ведь для координации жизни социума необходим своеоб­разный управленческий центр, «мозговой штаб», а также преодоление центробежных тенденций, эгоизма индивидуального и группового ин­тересов. Вот почему история общества — это не история ликвидации политического неравенства, а поиск и создание эффективных способов· его организации, чтобы само политическое неравенство не консервировало общество, а способствовало его развитию,

Воспроизводству отношений политической власти способствуют нормы и правила, регламентирующие этот тип отношений». ( В. Власть как социальный институт / / Социально-политичес­кий журнал. 1995. №2.С. 87-88.).

Cl. Опираясь на текст, укажите главную отличительную черту политической власти.

С2. Какими особенностями, по мнению автора, характе­ризуется политическое неравенство на современном этапе?

С3. Право принимать ответственные политические реше­ния, как отмечает автор, получает человек, обладающий особым ста­тусом в иерархической структуре общества. Приведите с опорой на знания обществоведческого курса и факты общественной жизни три примера факторов, влияющих на достижение человеком в современ­ном обществе такого статуса.

С4. В чём видит автор значимость норм и правил, регла­ментирующих отношения политической власти? Укажите любые три примера данных норм.

2. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «гражданское общество»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащих информацию о гражданском обществе.

3. Приведите три проявления роли СМИ в современном обществе и раскройте каждое из них на примере.

4. Прокомментируйте высказывание короля Генриха Vиз одной из шекспировских пьес: «Обязанности каждого подданного – это обязанности короля, но душа каждого подданного – это его личная собственность». Сущность какого политического режима выражена данным высказыванием? Почему? Приведите не менее четырёх признаков этого политического режима.

5. Вам поручено подготовить развернутый ответ по теме «Политические партии». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

6. Выберите одно из предложенных высказываний и изложите свои мысли по поводу поднятой проблемы. Приведите необходимые аргументы для обоснования своей позиции. Выполняя задание, используйте знания, полученные в курсе обществознания, соответствующие понятия, а также факты общественной жизни и собственный жизненный опыт.

· Избирательный бюллетень сильнее пули (А. Линкольн)

· Там, где великие мудрецы имеют власть, подданные не замечают их существования (Лао-Цзы)

· Демократию мы выбираем не потому, что она изобилует добродетелями, а чтобы избежать тирании (К. Поппер)

· Политика есть искусство приспосабливаться и извлекать пользу из всего, даже из того, что претит (О. Бисмарк)

· Мораль без политики бесполезна, политика без морали бесславна (А. Сумароков)

· Лучшее лекарство от болезней демократии – больше демократии (А Смит)

· Искусство политики – это искусство делать так, чтобы каждому было выгодно быть добродетельным (К. Гельвеций)

· Политика переодевает ложь в истину, а истину в ложь (П. Бауст)

· Хорошая политика не отличается от здоровой нравственности (Г. Б. де Мабли)

· Политическая свобода является высшим развитием свободы личной (Б. Чичерин)

Сборник идеальных эссе по обществознанию

Средства массовой коммуникации

Процессы индустриализации и урбанизации, изменившие в конце XIX — начале XX в. облик Европы и Соединенных Штатов, в значительной степени основывались на новых технологиях, в том числе и масс-медиа (средств массовой коммуникации). Новые коммуникационные технологии, вроде телеграфа и телефона, сразу были оценены по достоинству, и каждое изобретение тотчас получало признание — сначала у бизнеса, а потом у всего населения…

Современное информационное (или постиндустриальное общество) — это общество, в котором информация — самый ценный ресурс, ведущее средство производства, а также главный продукт. Большую часть рабочей силы в нем должны составлять информационные работники. В самом общем смысле к категории информационных работников можно отнести тех, кто занимается производством, обработкой и распространением информации, а также производством информационной технологии. Во всех развитых странах этот сектор экономики растет быстрыми темпами…

Те средства массовой коммуникации, которые сегодня называют «новыми», начали заявлять о себе в 1970-е годы. Вначале их воспринимали как продолжение традиционных масс-медиа, теперь же они бросают вызов производству и распространению информации в их традиционных формах. Основные черты, отличающие новые медиа от старых, это: децентрализация, высокая пропускная способность, интерактивность.

Главная примета новейшего времени — это ускорение процесса превращения технологий в новые коммуникационные системы. Чтобы газета стала важным средством коммуникации, после изобретения печатного станка должно было пройти три столетия. При этом микрочип, важнейший компонент современных компьютеров, появился в 1971 г., а массовый маркетинг персональных компьютеров начался всего четыре года спустя.

В качестве достоинств новых медиа называется их способность изменить нашу жизнь, сделать ее полезной, интересной, наполненной смысла… Разумеется, у новых медиа есть и оппоненты.

По кн. Бакулева ГЛ. Массовая коммуникация. М., 2005

Чем, на взгляд автора, характеризуется роль информации в современном обществе?

  • Главная
  • Избранное
  • Популярное
  • Новые добавления
  • Случайная статья

⇐ Предыдущая12345

Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) Баллы
В ответе должны содержаться следующие компоненты: 1) дан ответ на вопрос – информация самый ценный ресурс, ведущее средство производства и главный продукт; 2) названы информационные работники: журналисты, редакторы, компьютерные программисты.
Дан ответ на вопрос, названы две стратегии
Дан ответ на вопрос, названа одна стратегия, ИЛИ названы две стратегии
Названа одна стратегия, ИЛИ ответ неправильный ИЛИ отсутствует.
Максимальный балл 2

Ответ № 1.

Информация в современном обществе – ценный ресурс. Она меняет жизнь людей, деля ее полезной и интересной. Специалист, которого можно считать «информационным работником» — журналист.

Оценка эксперта:

Ответ № 2.

Роль информации характеризируется в современном обществе как ценный ресурс, ведущее средство и главный продукт.
Оператора можно считать информационным работником.

Оценка эксперта:

Ответ № 3.

Ценностью информации

Корреспондент, редактор газеты

Оценка эксперта:

Задание 29

Опираясь на текст, укажите три черты, отличающие современные средства массовой коммуникации от традиционных. Раскрой любые два из них.

Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) Баллы
Правильный ответ должен содержать следующие элементы: 1) указаны три черты массовой коммуникации: — децентрализация; — высокая пропускная способность; — интерактивность; 2) раскрыты две из них, например: — децентрализация: широкий выбор источников информации и средств коммуникации, источником информации для которых может стать просто очевидец события; — высокая пропускная способность: возможность благодаря спутникам и кабелю передать огромные объемы информации в самые отдаленные уголки; — интерактивность: получатель может выбирать информацию, отвечать на нею, обмениваться ею. Могут быть даны другие, не искажающие смысла процесса пояснения.
Указаны три черты, раскрыты две из них
Указаны три черты, раскрыта одна, ИЛИ указаны и раскрыты две черты
Указаны две черты и раскрыта одна, ИЛИ указаны три черты
Указаны одна — две черты, ИЛИ ответ неправильный, ИЛИ отсутствует
Максимальный балл 3

Ответ № 1.

1) Интерактивность.
Это значит, что по сравнению традиционных масс-медиа современные отличаются взаимодействием между объектами.
2)Децентрализация.
Это значит, что по сравнению с традиционными масс-медиа современные отличаются тем ,что функции распределены, а не сосредоточены в одном месте.
3)Высокая пропускная способность.

Оценка эксперта:

Ответ № 2.

Основные черты: децентрализованность, интерактивность, высокая пропускная способность.
Децентрализованность- для какой-либо информации необязательно меть центр для передачи этой информации.
Высокая пропускная способность- информация может распространяться по всему миру за несколько секунд.

Оценка эксперта:

Ответ № 3.

Основные черты: децентрализация, высокая пропускная способность; интерактивность.
Децентрализация — это распространение не в одном месте, а во всех частях города.
Пропускная способность- это популярность того или иного вида «СМИ».

Оценка эксперта:

Задание 30

Известно, что от открытия Герцем радиоволн до начала регулярного вещания в США прошло 33 года. Соотнесите этот пример с примерами, приведенными в тексте. Подтверждает ли он тенденцию, обозначенную автором? Покажите на приведенных в тексте двух примерах, что относится к технологиям (элементам технологий), а что к средствам массовой коммуникации.

Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) Баллы
Правильный ответ должен содержать следующие элементы: 1) дан утвердительный ответ на вопрос; 2) правильно разобраны два примера; — печатный станок – технология, газета – средство коммуникации; — чип – элемент технологии, компьютер – средство коммуникации.
Дан правильный ответ на вопрос, разобраны два примера.
Дан правильный ответ на вопрос, разобран один пример, ИЛИ разобраны два примера.
Дан только ответ на вопрос, ИЛИ разобран один пример, ИЛИ ответ неправильный ИЛИ отсутствует.
Максимальный балл 2

Ответ № 1.

Подтверждает, так как по примеру текста и предложения можно сделать вывод о том, что главная примета новейшего времени- это ускорение процесса превращения технологий в новые коммуникационные системы.
Газета и компьютер –масс-медиа, а печатный станок и микрочип – элементы технологий.

Оценка эксперта:

Ответ № 2.

Газеты относятся к коммуникациям, а интернет и телевидение относятся к технологиям.
это старая тенденция.

Оценка эксперта:

Ответ № 3.

Оценка эксперта:

Задание 31

Автор отмечает, что у новых средств массовой коммуникации есть и противники. Приведите два возможных аргумента, которые они могли бы использовать в споре со сторонниками новых медиа.

Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) Баллы
Могут быть приведены следующие аргументы: 1) интерактивность новых медиа, создающая возможность для виртуального общения, начинает заменять многим реальные контакты, способность решать насущные проблемы своей жизни; 2) постепенно все что относится к личной жизни, попадает в электронные сети и становится доступным совершенно посторонним людям. Могут быть приведены другие аргументы.
Приведены два аргумента
Приведен один аргумент
Ответ неправильный ИЛИ отсутствует.
Максимальный балл 2

Ответ № 1.

1) Масс-медиа может постепенно разрушить живое общение между людьми и заменить это компьютерами.
2) Человек стал проводить больше времени за компьютером Ю зачастую забывая даже выйти на улицу.

Оценка эксперта:

Ответ № 2.

Возможные аргументы- слишком большое количество информации, из которой очень много лишней; передача нежелательной информации.

Оценка эксперта:

Ответ № 3.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *