Компоненты профессиональной речи педагога

Компоненты профессиональной речи педагога.

К омпоненты профессиональной речи педагога

Выполнила: учитель-логопед МБДОУ ЦРР д/с №183

Цырлова Ирина Петровна

«Слово — визитная карточка человека». От того, насколько грамотно человек выражается, зависит его успех не только в повседневном общении, но и в профессиональной деятельности. Особенно актуально данное утверждение по отношению к речи педагога, работающего с детьми дошкольного возраста.

Такие исследователи, как А.И. Максаков, Е.И. Тихеева, Е.А. Флерина, уделяли особое внимание созданию развивающей речевой среды в детском саду как фактору развития речи детей.

Русский язык — один из самых богатых языков мира. Недаром о нем говорят «великий, могучий»! Из энциклопедических источников известно, что активный словарь А.С. Пушкина — 21 тыс., Н.В. Гоголя — 10 тыс. Активный словарь нашего современника включает в среднем 6-7 тысяч слов. Сегодня, в начале XXI в., остро встает вопрос о культуре речи. И это не случайно. Русский язык за последние два десятилетия перетерпел множество не самых лучших изменений. Актуальная для наших дней проблема — низкий уровень общей речевой культуры, бедность словаря, неумение выразить мысль .

К омпоненты профессиональной речи педагога

  • качество языкового оформления речи;
  • ценностно-личностные установки педагога;
  • коммуникативная компетентность;
  • четкий отбор информации для создания высказывания;
  • ориентация на процесс непосредственной коммуникации.

Наиболее распостранённые недостатки речи педагога:

  • нечёткое артикулирование звуков в процессе речи;
  • побуквенное произнесение слов, когда слова произносятся так, как пишутся («что» вместо «што»; «его» вместо «ево»);
  • произнесение слов с акцентом или с характерными особенностями местного говора;
  • неправильное ударение в словах;
  • монотонная речь, при которой у детей резко снижается интерес к содержанию высказывания;
  • ускоренный темп речи, что очень затрудняет понимание речи детьми;
  • многословие, наслоение лишних фраз, деталей;
  • насыщение речи сложными грамматическими конструкциями и оборотами;
  • использование просторечий и диалектизмов, устаревших слов;
  • частое неоправданное употребление слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами («Танечка, вымой ручки!», «Катенька, убери чашечку со столика!»);
  • засоренность речи словами – паразитами (ну, вот, так сказать и т.д.);
  • копирование речи малышей, «сюсюканье»;
  • использование в речи слов, не понятных детям, без уточнения их значения и т.д.

Правильность

Правильность — соответствие речи языковым нормам. В общении с детьми педагог использует основные нормы русского языка: орфоэпические нормы (правила литературного произношения), а также нормы образования и изменения слов. Звуковая сторона речи — чистое звукопроизношение, четкая дикция.

Точность

Точность — соответствие смыслового содержания речи и информации, которая лежит в ее основе. Педагог должен обращать особое внимание на семантическую (смысловую) сторону речи, т.к. это способствует формированию у детей навыков точности словоупотребления.

Логичность

Логичность — выражение в смысловых связях компонентов речи и отношений между частями и компонентами мысли. Педагог в общении с детьми учитывает, что в дошкольном возрасте закладываются представления о структурных компонентах связного высказывания, формируются навыки использования различных способов внутритекстовой связи.

Чистота

Чистота — отсутствие в речи элементов, чуждых литературному языку. Принимая во внимание ведущий механизм речевого развития дошкольников (подражание), педагог заботится о чистоте собственной речи: недопустимо использование слов-паразитов, диалектных и жаргонных слов.

Выразительность

Выразительность — особенность речи, захватывающая внимание и создающая атмосферу эмоционального сопереживания. Выразительность речи педагога является мощным орудием воздействия на ребенка. Владеющий различными средствами выразительности речи педагога (интонация, темп речи, сила, высота голоса и др.), способствует не только формированию произвольности выразительности речи ребенка, но и более полному осознанию им содержания речи взрослого, формированию умения выражать свое отношение к предмету разговора.

Возрастная направленность

Возрастная направленность — доступность содержания, использование соответствующего возрасту детей словаря и синтаксиса. Особенно это важно при работе с детьми раннего и младшего дошкольного возраста. В этом случае для педагога характерны некоторое замедление темпа, особо подчеркнутые артикуляция и дикция, эмоциональностъ речи.

Богатство

Богатство — умение использовать все языковые единицы с целью оптимального выражения информации. Богатый лексикон педагога ( словарь ) способствует расширению словарного запаса ребенка, помогает сформировать у него навыки точности словоупотребления, выразительности и образности речи, так как в дошкольном возрасте формируются основы лексического запаса ребенка. Использование художественного слова, фразеологических оборотов.

Грамматическое оформление — содержание разнообразных синтаксических конструкций.

Уместность

Уместность — употребление в речи единиц, соответствующих ситуации и условиям общения. Уместность речи предполагает, прежде всего, обладание чувством стиля. Учет специфики дошкольного возраста нацеливает педагога на формирование у детей культуры речевого поведения (навыков общения, умения пользоваться разнообразными формулами речевого этикета, ориентироваться на ситуацию общения, собеседника и др.).

Навыки публичной речи

Навыки публичной речи (связная речь)- умение вести диалог, рассказывать, слушать рассказы и ответы других, а так же выступить с сообщением перед аудиторией, организовать коллективную беседу с родителями воспитанников и т. п. 0бразцом для окружающих должна быть вся манера поведения педагога в процессе речевого общения (поза, жест, отношение к собеседникам). Речь педагога должна быть немногословной, но очень понятной и логичной.

  • «Слово – одно из величайших орудий человека. Бессильное само по себе, оно становится могучим и неотразимым, сказанное умело, искренно и вовремя» (А.Ф. Кони).
  • Скажи мне слово – и я скажу, кто ты! (Сократ.)
  • Те, кто уверяет, что имеет в голове много мыслей, но выразить их не умеет из-за отсутствия красноречия, — не научились понимать самих себя. ( М.Монтень.)
  • Кто из нас не хочет научиться говорить красноречиво и убедительно! Ведь слово сопровождает нас повсюду, а наш язык – признак ума или глупости. Всякая интеллектуальная профессия – речевая, поэтому «цветами красноречия усыпан путь в любой карьере» (А.П.Чехов).

Спасибо за внимание!

Деловая игра педагогов «Культура речи педагога»

Людмила Мартынова
Деловая игра педагогов «Культура речи педагога»

Цель: Повышение общей культуры, педагогической компетентности воспитателей в вопросах профессиональной речевой культуры. Расширение знаний о значении соблюдения педагогами норм литературного языка. Повышение компетентности в области культуры речевого общения в целом.

Задачи: Расширить представление о речевой культуре педагога, как основного инструмента культуры в целом. Осветить содержание деятельности педагога, компоненты и требования к его профессиональной речи. Раскрыть значение культуры речи воспитателя на формирование речи детей дошкольного возраста. Убедить в необходимости регулировать свое речевое поведение в общении с дошкольниками и другими людьми. Вызвать чувственный отклик и активное участие педагогов в обсуждении вопросов по рассматриваемой теме.

План проведения:

1. Культура речи педагога.

2. Компоненты профессиональной речи педагога.

3. Требования к речи воспитателя ДОУ.

4. Игра-треннинг «Культура речи».

5. Памятка «Искусство говорить с детьми».

I. Культура речи педагога.

К речи педагога ДОУ, сегодня предъявляются высокие требования, и проблема повышения культуры речи воспитателя рассматривается в контексте повышения качества дошкольного образования.

Речевая культура в современном понимании – это область лингвистики и риторики.

Что же такое «Культура речи»?

Профессор Л. И. Скворцов дает определение, согласно которому“Культура речи – владение нормами устного и письменного литературного языка (правилами произношения, ударения, грамматики, словоупотребления и словоизменения и т. д., а также умение использовать выразительные языковые средства в разных условиях общения в соответствии с целями и содержанием речи”.

Культура речи педагога – важнейшее качество его профессиональной педагогической деятельности.

В настоящее время известна поговорка «Слово — визитная карточка человека». От того, насколько грамотно человек выражается, зависит его успех не только в повседневном общении, но и в профессиональной деятельности. Особенно актуально данное утверждение по отношению к речи педагога, работающего с детьми дошкольного возраста.

Речь педагога – основное орудие педагогического воздействия и одновременно образец для воспитанников.

II.Компоненты профессиональной речи педагога.

Одной из составляющих речи является качество голоса педагога.

1. Голос – важнейший элемент техники речи. Для педагога он является основным средством труда. К голосу предъявляется ряд требований:

• Голос не должен вызывать неприятных ощущений, а должен обладать благозвучностью.

Педагог должен уметь изменять характеристики своего голоса с учетом ситуации общения. Одинаковая громкость речи на протяжении всего занятия (стабильность высоты звука) действует усыпляюще.

2. Дикция – четкое и ясное произнесение звуков речи. Она облегчает понимание речи педагога. Деффекты — невнятная, неразборчивая речь, небрежное произнесение окончаний слов («проглатывание», гнусавость.

3. Важным компонентом речи является орфоэпия – правильное литературное произношение всех слов родного языка. Сложность усвоения правильного литературного произношения заключается в том, что произношение не всегда совпадает с правописанием. Поэтому общепринятым нормам литературного произношения следует учиться. Если возникают сомнения в правильности произнесения слов и постановки ударения, пользуйтесь словарями – справочниками.

4. Выразительность – еще один элемент профессиональности речи педагога. Выразительная речь наполнена эмоциональным и интеллектуальным содержанием, это обусловлено спецификой устной речи, в которой особое значение приобретают интонация, жесты, мимика. Интонационные средства выразительности: логическое ударение (выделение из фразы главных по смыслу слов или словосочетаний путем повышения или понижения голоса, изменения темпа, паузы (с помощью паузы можно увеличить интригующий смысл речи педагога, темпа (норма — 120 слов за 1 минуту). Слишком быстрая речь — при ней детям трудно сосредоточиться на том, что говорит педагог, успеть «переварить» всю информацию, медленная речь — действует на детей усыпляюще.

III.Требования к речи воспитателя ДОУ.

Речь воспитателя должна строго соответствовать по содержанию возрасту детей, на которых она направлена, их развитию, запасу представлений об окружающем, опираться на их опыт. Речь педагога ясельных, младших групп должна быть более эмоциональна, насыщена всякого рода потешками, прибаутками, песенками, стишками.

Среди требований к речи педагога ДОУ выделяют:

Точность (конкретность, немногословность при подаче инструкции ребёнку) С детьми младшего возраста желательно говорить простыми, нераспространёнными предложениями.

Логичность – именно в дошкольном возрасте закладываются представления о структурных компонентах связного высказывания.

Уместность – соответствие речи условиям общения. С детьми используется один стиль общения, с родителями и педагогами другой (деловой).

Выразительность — является мощным орудием воздействия на ребенка. Владение педагогом различными средствами выразительности (интонация, темп речи, сила, высота голоса и др.) способствует формированию выразительности речи ребенка, но и более полному осознанию им содержания речи взрослого.

Правильность – соответствие речи языковым нормам. Педагогу необходимо знать и выполнять в общении с детьми основные нормы русского языка: орфоэпические нормы (правила литературного произношения, а также нормы образования и изменения слов. Встречаются, например, ошибки при постановке ударений в словах. («килОметр» вместо «киломЕтр», «понЯли» вместо «пОняли» и т. д.).

Чистота – устранение нелитературной лексики. Решая данную задачу, педагогу необходимо заботиться о чистоте собственной речи: недопустимо использование слов- паразитов (ну, это, типа, диалектных и жаргонных слов. Педагогу необходимо изгонять из своей речи и жаргонные и модные словечки, такие как «круто», «пипец», «прикол» и т. п. Недопустимы в речи педагога, как бы он ни был раздражен, оскорбительные слова.

Наши ошибки!

Чо – что (што, ихние — их, нету – нет, оделися — оделись, пальцами – пальцами.

IV.Игра-тренинг: «Культура речи».

В русском языке для совершенствования культуры речи решающее значение имеет овладение нормами литературного языка. Разновидности нормы устной речи: орфоэпические (произношения, акцентологические (ударения, лексические (словоупотребления, словообразовательные (словообразования и словоизменения) и синтаксические и стилистические.

Сейчас я предлагаю обратиться к нормам языка и проверить самих себя.

Педагоги получают бланки со словами, в произношении которых наиболее часто встречаются ошибки в речи русскоязычного населения в целом и педагогов, в частности. Это ошибки, которые в своем большинстве признаются грубыми и в силу это недопустимы в речи педагогов, т. к. на его речь ориентируются воспитанники, их родители и просто окружающие.

1 задание

Акцентологические нормы

бАнты – бантЫ

кладОвая – кладовАя

газопрОвод – газопровОд

диспАнсер – диспансЕр

ломОта – ломотА

дремОта – дремотА

зАнял– занЯл

звОнит – звонИт

катАлог – каталОг

красИвее – красивЕе

обезбаливающий-обезболивающий

мусоропрОвод – мусоропровОд

никчЕмный – никчЁмный

обеспЕчение – обеспечЕние

обОдрить – ободрИть

осУжденный – осуждЁнный

плЕсневеть – плесневЕть

полигрАфия – полиграфИя

прИбыл – прибЫл

премИровать – премировАть

принУдить – принудИть

слИвовый – сливОвый

тУфля – туфлЯ

жАлюзи – жалюзИ

хАос – хаОс

бАловаться – баловАться

вероисповЕдание – вероисповедАние

врУчит – вручИт

грУшевый – грушЁвый

тОрты – тортЫ

Орфоэпические нормы

Произнесите правильно:

конечно, Ильинична, рейс, яичница, купе, булочная, сердечник, теннис.

фанера, горчичник, прачечная, пюре, молочный, скворечник,

декан, артезианский, порядочный, супермен, сердечный, конгресс, крем, сонет,

Словообразовательные нормы (словоизменение)

Согласуйте слова:

пара (чулки, сапоги, туфли, носки) чулок сапог туфель носков

несколько (грузины, узбеки, армяне, болгары, цыгане) грузинов узбеков армян, болгар, цыган

восемь (блюдца, полотенца, щупальца) -ец

Определите род существительных назовите несклоняемые.

Шампунь (м. р., мозоль (ж. р., кофе (несклон. м. р,

тюль (м. р., вуаль (ж. р., какао (несклон., ср. р,

пальто (несклон. ср. р, гель (м. р., вермишель (ж. р.)

Лексические нормы

Подберите нужное слово:

Это ваша (роспись или подпись) на справке?

Я (надеваю, одеваю) шапку.

Я (надела, одела) пальто на Свету.

Исправьте ошибку в предложении.

Он полный невежа в вопросах искусства.

Коля является ведущим лидером нашей группы.

Беседа с детьми подошла к своему завершающему концу.

2 задание

Дикция

Проговорите чисто в быстром темпе:

Разнервничавшегося конституционалиста нашли акклиматизировавшимся в Константинополе.

3 задание

Стилистические нормы

Сюжетно-ролевая игра «Говорю с ребёнком, родителем, другом» на примере сказок («Репка», «Курочка-ряба», «Колобок»)

Одной из важных задач нашего семинара была – проверка своей грамотности.

Воспитатель должен помнить, что непрерывное совершенствование своей речи – наш профессиональный долг, наша должностная обязанность. Наша задача – не останавливаться на достигнутом уровне, избавлятьтся от ошибок в речи, самообразовываться и самосовершенствоваться.

IV. Итог мероприятия – памятки для педагогов «Искусство говорить с детьми»

Пилипенко Евгения Владимировна

Учитель — логопед ДОУ «Солнышко», НСО город Куйбышев

«Культура речи педагога»

Муниципальное казённое дошкольное образовательное

учреждение Куйбышевского района – детский сад комбинированного вида «Солнышко»

Тема: «Культура речи педагога ДОУ».

Выполнила:

Пилипенко Е.В.,

Учитель — логопед

1 слайд название

«Слово – одежда всех фактов и мыслей»

Максим Горький.

К речи педагога дошкольного образовательного учреждения сегодня предъявляются высокие требования, и проблема повышения культуры речи воспитателя рассматривается в контексте повышения качества дошкольного образования.

Качество речевого развития дошкольника зависит от качества речи педагога.

2 слайд Компоненты профессиональной речи педагога:

  • Качество языкового оформления речи,
  • Ценностно-личностные установки педагога,
  • Коммуникативная компетентность,
  • Чёткий отбор информации для создания высказываний,
  • Ориентация на процесс непосредственной коммуникации.

3 слайд Требования к речи педагога:

Правильность-соответствие речи языковым нормам. Необходимо знать и выполнять в общении с детьми основные нормы русского языка: орфоэпические нормы (правила литературного произношения), а также нормы образования и изменения слов.

Точность – соответствие смыслового содержания и информации, которая лежит в её основе. Особое внимание следует обратить на смысловую сторону речи, именно это способствует формированию у детей навыков точности словоупотребления.

Чистота— отсутствие в речи педагога элементов, чуждых литературному языку. Педагогу необходимо заботится о чистоте собственной речи недопустимо использование слов-паразитов, диалектных и жаргонных слов.

Выразительность – речь педагога является мощным орудием воздействия на ребенка. Владение различными средствами выразительности речи ( интонация, темп, сила, высота голоса) способствует не только формированию произвольности выразительности речи ребенка, но и более полному осознанию им содержания речи взрослого, формировать умения выражать свое отношение к предмету разговора.

Богатство – умение использовать все языковые единицы с целью оптимального выражения информации. Следует учитывать, что в дошкольном возрасте формируется основы лексического запаса ребенка, поэтому богатый лексикон самого педагога способствует не только расширению словарного запаса ребенка, но и помогает сформировать у него навыки точности словоупотребления, выразительности и образности речи.

Уместность – употребление в речи единиц, соответствующих ситуации и условиям общения. Уместность речи предполагает, прежде всего, обладание чувством стиля. Учёт специфики дошкольного возраста нацеливает педагога на формирование у детей культуры речевого поведения (навыков общения, умения пользоваться разнообразными формулами речевого этикета, ориентироваться на ситуацию общения, собеседника.)

К сожалению на практике бывает, что в речи педагогов встречаются следующие ошибки:

  • Недопустимо нечёткое артикулирование звуков в процессе речи,
  • Побуквенное произнесение слов, когда слова произносятся так как пишутся («что», вместо «што»; «его» вместо «ево»),
  • Произнесение слов с акцентом или с характерными особенностями местного говора,
  • 4 слайд Неправильное ударение в словах, (звонИт а не звОнит, красИвее а не красивЕе, баловАть а не бАловать, свЁкла а не свеклА, творОг а не твОрог)
  • Монотонная речь, при которой у детей резко снижается интерес к содержанию высказывания,
  • Ускоренный темп речи, что очень затрудняет понимание речи детьми,
  • Многословие, наслоение лишних фраз, деталей,
  • Насыщение речи сложными грамматическими конструкциями и оборотами,
  • Использование просторечий и диалектизмов, устаревших слов,
  • Часто неоправданное употребление слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами («Танечка, вымой ручки!», «Катенька, убери чашечку со столика»),
  • 5 слайд Засоренность речи словами – паразитами (ну, вот, так сказать, собственно говоря; таким образом; буквально; прямо; как говорится; так далее; в принципе; итак; типа того; все такое; в целом; то есть,типа; на самом деле; вообще (-то)).
  • Копирование речи малышей, «сюсюканье»,
  • Использование в речи слов, не понятных детям, без уточнения их значения,

Без языка невозможна жизнь человека, общества, развитие науки, техники, искусства. Не всегда легко выразить свою мысль ясно, точно и образно. Этому нужно учиться – учиться упорно и терпеливо. Изучение русского языка поможет вам лучше говорить и писать, выбирать самые точные и нужные слова для выражения мыслей.

«Культура речи педагога»

РЕЧЬ УЧИТЕЛЯ КАК УСЛОВИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА

Речевая культура учителя

Важнейшим элементом профессионального мастерства учителя является устная речь, которая служит средством педагогической деятельности.

Речь –деятельность говорящего, использующего средства языка для общения с другими членами данного языкового коллектива или для обращения к самому себе.

Речь учителя служит не только решению учебных задач. Речевое воспитание ведется непрестанно, так как учителю стремятся подражать ученики. Искусство воспитания прежде всего включает в себя искусство владения словом. Вот почему и сегодня актуальны слова К.Д. Ушинского: “Искусство классного рассказа встречается в преподавании не часто не потому, что это редкий дар природы, а потому, что и даровитому человеку надо немало потрудиться, чтобы выработать в себе способности вполне педагогического рассказа”. Во многом этот недостаток в деятельности педагога объясняется тем, что вооруженный теоретическими знаниями и основами методик, он не обладает педагогической техникой, важной составной частью которой является речь.

Культура речи –соответствие речи требованиям, предъявляемым к языку в определенный исторический период.

Для формирования коммуникативных умений необходимо знание сущности языка и речи как средств общения, знание особенностей восприятия звучащей речи, а также знание строения голосо-речевого аппарата человека и средств его развития. Я.А. Коменский считал, что педагог должен владеть словом в такой степени, которая обеспечивает полное внимание со стороны учеников. Язык учителя, по его мнению, должен быть точным и ясным, выразительным и ярким.

Не секрет, что иной хорошо знающий свое дело учитель в школе превращается в скучного ментора, способного усыпить учащихся. Знание основ искусства речи, приемов ораторского мастерства помогает учителю говорить ясно, понятно, образно, воздействовать не только на умы, но и на чувства слушателей.


Подходя с этой точки зрения к педагогической деятельности, следует отметить, что для учителя очень важно уметь облечь свои мысли в надлежащую форму, то есть знать не только то, что он должен сказать, но и то, как он должен выступать перед учащимися. Важно, чтобы учитель говорил своим языком, искал свой стиль речи, свои средства убеждения, свои приемы ораторского искусства.

Речь служит не только одним из важнейших показателей духовного богатства педагога, его культуры мышления, но и является могучим средством формирования личности. В.А. Сухомлинский называл речевую культуру “зеркалом духовной культуры человека и важнейшим средством облагораживания его чувств и мыслей”.

Культура речи, закрепляя навыки развертывания речевого высказывания в соответствии с нормами литературного языка, одновременно формирует у педагога умение отбирать и использовать те языковые средства, которые необходимы ему для достижения цели в каждой конкретной ситуации.

В понятие культуры речи прежде всего входит ее лексическая культура, которая определяется богатством словаря. Известно, что если человек владеет достаточным запасом слов, его речь будет правильной, точной. Поэтому богатый словарный запас – это первый, неотъемлемый признак высокой культуры речи и языка вообще.

Однако богатство языка определяется не только количеством слов, но и полисемией –наличием различных, но в какой-то мере связанных смыслов и значений одного и того же слова. Полисемия дает возможность выражать разнообразные мысли и чувства. Поэтому следует быть очень внимательным к словам и выбирать самые нужные и подходящие, чтобы достичь точности – второго важнейшего признака культуры речи. Нужно постоянно заботиться о том, чтобы каждое слово употреблялось в свойственном ему значении, так как лишь точная речь может быть убедительной и действенной.

Значение умения пользоваться всеми богатствами речи в работе учителя очень велико. Ученики надолго запоминают не только слова любимого педагога, но и интонации его голоса, тон, жесты, образные сравнения, которыми сопровождалась его речь. В памяти надолго остаются голос учителя, особенности его речи, манера обращаться к ученикам, задавать вопросы и отвечать на них. Речь опытного учителя вызывает доверие. К сожалению, столь же надолго может запомниться и другое – безапелляционность, назидательность, громкий неприятный голос, авторитарная требовательность, жесткость тона оценок и замечаний. Как же научиться пользоваться выразительностью речи и избегать возможных ошибок?

Речь учителя рассматривается как важный элемент педагогического мастерства. К ней предъявляются и общекультурные, и профессиональные, педагогические требования. Учитель несет ответственность и за содержание, и за последствия своей речи, как устной, так и письменной. Можно выделить ряд характеристик речи педагога:

Содержательность речи педагога –объем выраженных мыслей, зависящий от подготовленности учителя.

Понятность речи учителя –избирательный отбор материала, доступного ученикам.

Выразительность речи –эмоциональная насыщенность, обеспечивающаяся интонацией и смысловыми акцентами.

Действенность речи –влияние на мысли, чувства, поведение с учетом индивидуальных особенностей слушателей.

Устная речь существует в двух разновидностях – монологической и диалогической. Наиболее распространенными формами монолога являются: рассказ, лекция, комментарий, толкование, развернутые оценочные суждения. Диалог происходит в беседах с учениками, в обсуждении.

И устная, и письменная речь педагога должна соответствовать определенным требованиям:

– Правильность речи – соответствие речевым нормам современ­ного русского литературного языка, точность словоупотребления. Предложения должны быть построены синтаксически правильно, что ускоряет усвоение услышанного.

Согласование падежных окончаний с числительными, предлогами, употребление инфинитивов не должно вызывать трудностей ни при написании, ни при произнесении. Правильное словоупотребление и произношение – одно из условий профессиональной компетентности учителя. Дети немедленно и очень бурно реагируют на ошибки произношения, что является серьезным препятствием на пути мыслей учителя к сознанию учеников. Чтобы избежать ошибок в произношении и ударении, нужно чаще обращаться к справочникам и словарям. Хорошо помогает и разговорная практика, когда учитель пересказывает содержание книг, кинофильмов, разговаривает с людьми высокого уровня культуры.

Богатство речи. Для того чтобы найти путь к умам учеников, учителю необходимо умение доходчиво и в то же время ярко и впечатляюще выразить любую мысль. “Пусть не мысль ваша, – писал известный своим красноречием русский адвокат А.Ф. Кони, – ищет слова и в этих поисках теряет время и утомляет слушателей, пусть, напротив, слова покорно и услужливо предстоят пред вашею мыслью в полном ее распоряжении”.

Богатство речи определяется прежде всего активным и пассивным словарным и фразеологическим запасом человека, а также стилистической гибкостью при пользовании этим запасом. Но учителю нельзя забывать и об особенностях восприятия и словарного запаса учеников. Все вновь вводимые слова и обороты необходимо объяснять и приводить примеры их использования.

Краткость и лаконичность. Умение освободить речь от лишних слов, от “воды” со времен Цицерона считалось величайшим достоинством оратора. Ненужные слова, слова-паразиты, небрежные формулировки, неоправданные повторения и отступления засоряют речь, лишают ее живости и естественности. Ученики теряют мысль учителя. Столь же плохо и пустословие учителя, когда за внешней гладкостью слов не видно смысла. Но лаконичность и смысловая наполненность речи учителя должна быть разумной и зависеть от возможностей учеников. В случае непонимания повтор не будет многословием, умелое повторение смысла сказанного разными словами – достоинство педагога.

Ясность и точность. Ясность речи учителя – это умение найти словесную форму, доступную ученикам. Она во многом зависит от того, насколько учитель знает класс – его уровень развития, особенности восприятия и мышления. Простота и ясность не столько плод импровизации, сколько результат большого труда педагога. За ними стоит проникновение учителя в сущность явления (как говорят студенты: “Три раза рассказал, – сам все понял”), умение все рассказать “своими словами”, ярко представлять явление или событие. Поэтому между простотой и богатством содержания и выразительностью нет противоречия. Простота – это умение доходчиво говорить о важных и сложных вещах.

Эмоциональность. Эмоциональность – это не “украшение”, а необходимый рабочий элемент речи педагога. Она естественна потому, что цель работы учителя – не только выразить мысль или пересказать учебный материал, но и наилучшим образом воздействовать на класс с тем, чтобы материал был понят и усвоен учениками. Умело построенная речь будит мысль, заставляет думать и стимулирует определенные эмоции класса.

Эмоциональность – мощный стимулятор в любом виде человеческой деятельности. Она изменяет всю схему восприятия речи, положительно воздействуя на мышление, память, внимание. Но повышенная эмоциональность речи учителя также вредна, как и ее отсутствие. Она ведет к утомлению детей, недоверию к словам учителя, чьи эмоции кажутся им наигранными и надуманными. Выход заключается в разумном чередовании экспрессии и спокойного, логического изложения.

Использование лексических средств изобразительности – слов в переносном значении, метафор, сравнений и др. Речь, содержащая их, бывает более убедительной, чем сходное сообщение без них. Сравнения помогают прояснить содержание сообщений, вызывая цепь ассоциаций, способствуют установлению связей между известным и неизвестным. Гипербола помогает заострить внимание на предмете разговора. Аллегория облегчает разговоры на темы нравственности, одновременно делая их более запоминающимися. Фразеологические обороты, крылатые слова, пословицы и поговорки способствуют лаконичности и выразительности речи.

Функции речи учителя

1. Обеспечение полноценной передачи знаний. Речь учителя может сделать восприятие учебного материала доступным и интересным, а может затруднить ее. Педагогическая задача речи учителя при изложении нового материала – способствовать не только передаче знаний, но и формированию у учеников эмоционально-ценностного отношения к ним.

2. Обеспечение эффективной учебной деятельности школьников. Этому способствует оптимальный темп речи, расстановка логических ударений, стиль коммуникативного поведения учителя на уроке (корректность, требовательность к себе и ученикам).

3. Обеспечение продуктивных взаимоотношений между учителем и учащимися. Это ведущая функция, призванная помочь в достижении взаимодействия, сотрудничества, на основе которых строится обучение и воспитание. Речь учителя выполняет роль регулятора этих отношений и средства их достижения. Многое зависит от индивидуального стиля общения учителя, характера его социальных установок в сфере общения.

Таким образом, речь педагога призвана обеспечить:

1) продуктивное взаимодействие между педагогом и учениками;

2) положительное воздействие учителя на сознание, чувства учеников с целью формирования и коррекции их убеждений и мотивов деятельности;

3) полноценное восприятие, осознание и закрепление знаний в процессе обучения;

4) рациональную организацию учебной и практической деятельности учащихся.

Статья на тему «Особенности профессиональной речи педагога»

Особенности профессиональной речи педагога

Одной из главных задач педагога при обучении является: вызвать устойчивый интерес к учебной теме, сформировать творческую детскую личность, которая будет способна не только воспринимать логическую информацию школьного предмета, но и испытывать эстетические чувства по поводу увиденного, услышанного или прочитанного, а значит, более глубоко усваивать учебный материал. Один из лучших вариантов — это живое, непосредственное общение с учениками. Устная речь является основным средством педагогического общения. Слово педагога должно воздействовать на чувства и сознание, стимулировать мышление и воображение, создавать потребность поисковой деятельности. Речь педагога на уроке всегда обращена к обучающимся. Сообщает ли учитель новый материал, комментирует ли ответ ученика, выражает или одобрение или порицание, речь его всегда должна обладать внутренней силой, убежденностью, заинтересованностью в том, что он говорит. Выражение мысли должно быть ясное, простое, понятное для учеников. Педагог, который в совершенстве владеет профессиональной речью, достигает больших успехов в учебно-воспитательной работе.

Второй составляющей профессиональной речи педагога является простота и ясность изложения. Одну и ту же мысль можно выразить по разному: в доступной для понимания обучающимися форме или, придать речи такой мудреный вид, что учащиеся так и не сумеют понять, что же от них требуется, что они должны понять и усвоить. Умение рассказать просто о сложном, а так же сделать доходчивым отвлеченное основывается на ясности мышления педагога, на жизненности и доступности образов приводимых для пояснения примеров.

Третьей составляющей профессиональной речи педагога является ее выразительность. Выразительность речи достигается как подбором нужных слов и синтаксических конструкций, так и активным использованием основных компонентов — тона, динамики звучания голоса, темпа, пауз, ударения, интонации, дикции.

Интонация и тональность воздействуют не только на сознание, но и на чувства учеников, так как придают эмоциональную окраску словам и фразам. Тон речи педагога должен быть спокойным, уверенным, властным. Однако для этого необходимо, чтобы сам учитель был спокойным, убежденным в правильности отдаваемых распоряжений, своих поступков, оценок действий и поступков учащихся. Назидательный тон обычно отталкивает обучающихся от педагога, так как чем старше школьник, тем в большей степени у него выражено стремление к самоутверждению, к признанию себя личностью.

Темп речи также определяет ее выразительность. Непригодна как слишком быстрая речь, так как при ней ученикам трудно сосредоточиться на том, что говорит учитель, успеть «переварить» всю информацию, так и очень медленная речь, действующая на учеников усыпляюще.

Паузы речи при их правильном использовании позволяют лучше передать смысл произнесенного слова и фразы. С помощью паузы можно увеличить интригующий смысл речи педагога, его сообщения о каком-то событии и т. п.

Еще одним фактором, который определяет выразительность речи педагога, является динамика звучания голоса, варьирование его силы.

Большой словарный запас способствует образности речи, а через нее — и выразительности. Умелое применение пословиц, поговорок, крылатых слов, метафор делает речь педагога красочной, эмоциональной, поднимает настроение учащихся. Конечно, пользоваться надо только теми речевыми средствами, которые доступны пониманию детей данного возраста.

Образность речи играет существенную роль в доходчивости для учащихся учебного материала, объясняемого учителем.

Дикция, т. е. ясное и отчетливое произнесение звуков, слов и фраз, облегчает понимание школьниками речи педагога. Для педагога четкость произношения – это профессиональная необходимость, способствующая правильному восприятию учениками речи педагога.

Еще одной составляющей профессиональной речи педагога является немногословие. Некоторые педагога вместо того, чтобы четко назвать задачи урока, подробнейшим образом описывают, что учащиеся будут делать на уроке, о чем пойдет речь. Наравне с этим не стоит впадать в крайности, ведь чрезмерно сжатый, почти телеграфный язык тоже не украшает речь, особенно когда вследствие сокращения слов фразы педагога становятся двусмысленными.

Компоненты профессиональной речи педагога можно представить следующим образом:

1. Грамотность построения фраз.

2. Грамотное произношение слов из обыденной жизни:

2.1 правильное ударение в словах;

2.2 исключение местных диалектов.

3. Простота и ясность изложения.

4. Выразительность:

4.1 интонация и тональность;

4.2 темп речи, паузы;

4.3 динамика звучания голоса;

4.4 словарное богатство;

4.5 образность речи;

4.6 дикция.

5. Правильное использование специальной терминологии:

5.1 исключение режущих слух фразеологических оборотов;

5.2 исключение лишних слов;

5.3 исключение жаргонных и модных слов.

6. Немногословие.

7. Речедвигательная координация.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *