Источники конституционного права Франции

Содержание

Конституционное право Франции

МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Кафедра государственно-правовых дисциплин

Дисциплина: Конституционное право зарубежных стран

по теме: «Конституционное право Франции»

факультета Юриспруденции

Белгород — 2008 г

План

Введение

1. Общая характеристика Конституции Франции 1958 г. и порядок её изменения.

2. Центральные государственные органы.

3. Судебная власть и правоохранительные органы.

4. Местное управление и самоуправление.

Заключительная часть

Список использованной литературы

Введение

Вопрос 1.Общая характеристика Конституции Франции и порядок её изменения

Вопрос 2. Центральные государственные органы

Парламент может делегировать правительству законодательные полномочия, но при наличии у последнего программы для их осуществления и на время. Ордонансы для реализации этих полномочий должны быть внесены в парламент на утверждение.

Парламент применяет почти все известные формы контроля деятельности правительства: вопросы к министрам на пленарном заседании, создаются контрольные комиссии, проводящие проверку государственных служб и государственных предприятий, следственные комиссии, собирающие информацию и докладывающие ее палате. Возможна подача петиции парламенту, в том числе и в виде жалоб на органы управления (петиции подаются через депутатов или непосредственно председателю палаты). Особая роль принадлежит комиссиям по расследованию и по контролю, члены которых избираются по мажоритарной системе. Неявка по вызову в комиссию, отказ от присяги или от дачи показаний уголовно наказуемы.55 Пилипенко А.Н. Парламентский контроль во Франции // Институты конституционного права иностранных государств. М.: «Городец-издат», 2002. С. 348.

Их деятельность носит временный характер и заканчивается с момента представления доклада, но не позднее истечения шестимесячного срока от даты принятия резолюции об учреждении комиссии.

5) право обращаться с посланиями к палатам на их раздельных заседаниях; эти послания не подлежат обсуждению;

7) право обращаться в Конституционный совет с запросами и назначать 3 его членов;

Премьер-министру помогает генеральный секретарь правительства. У него есть также собственные службы — кабинет премьер-министра, генеральный секретариат правительства (он координирует работу министров), генеральные секретариаты планирования, обороны и др. Министерства в зависимости от направления деятельности можно подразделить на три крупные категории: 1) министерства военно-политического характера;88 Подр. см.: Правительство, министерства и ведомства в зарубежных странах. М.: Юрид. лит., 1994. С. 104-105.

Cкачать 1 Источники Конституционного Права Франции на с..

Источники Конституционного Права Франции

Под источником права понимается форма, в которой существуют, выражаются правовые нормы. Термин «источник» права содержит в себе два взаимосвязанных аспекта. Во-первых, источник права представляет собой внешнюю форму, форму выражения правовых норм; во-вторых, под источником права понимается форма придания правилам поведения юридически обязательного характера, характера норм права.

Основным источником Конституционного права во Франции является Конституция 28 сентября 1958г., которая предусматривает урегулирование органическим законами статуса таких государственных органов, как Конституционный совет (ст.63), Высокая палата правосудия (ст.67), Экономический и социальный совет (ст.71), Высший совет магистратуры (ст.65). Наряду с отсылками к органическим законам во французской Конституции содержатся отсылки и к обычным законам (например, в ст.72 по вопросу об организации местного самоуправления). Специфика Конституции как основного источника конституционного права выражается в следующем:

— Во-первых, Она регулирует в основном систему государственной власти. Несмотря на то что она не имеет отдельной главы о правах человека, тем не менее в ее Преамбуле содержится отсылка к правам человека, отраженным в Декларации прав человека и гражданина 1789 г. и в Преамбуле к Конституции 1946 г., что имеет важное регулятивное значение. В соответствии с ней Декларация и Преамбула Конституции 1946 г. признаются действующими источниками конституционного права.

— Во-вторых, в соответствии с Конституцией во Франции сложилась смешанная республика как форма правления, сочетающая в себе элементы как президентской, так и парламентарной республик. Соответствующая модель власти получила наименование » Пятая Республика». Конституция подтверждает главенствующее положение исполнительной власти, устанавливает рамки законодательной деятельности, наделяет существенными полномочиями главу французского государства, даже наделяет правительство правом изменять на основании заключения Конституционного совета акты парламента, если тот вышел за пределы своей компетенции.

— В-третьих, в Конституции страны существенное внимание уделено вопросам внешней политики Франции. Провозглашается преимущественная юридическая сила ратифицированных международных договоров по сравнению с внутренним законом. Конституция решила вопрос о бывших колониях Франции в пользу их суверенитета. Включены в Конституцию и положения, определяющие членство Франции в Европейском союзе.

Известную роль в качестве источников права играют во Франции правовые обычаи, прежде всего в области торговли, и судебная практика, в особенности постановления Кассационного суда. В некоторых случаях эти постановления служат не только общим ориентиром для судебной практики по определенным категориям дел, но и указанием при решении конкретных вопросов, по которым имеются пробелы в законодательстве.

Несмотря на многочисленные поправки, французские кодексы во многом устарели, и в стране действует огромная масса правовых актов, лежащих за пределами традиционной кодификации. Основной формой упорядочения массива нормативных актов стала разработка кодексов по типу отраслевых сборников, включающих нормы как законодательных, так и подзаконных актов. Начиная с 50-х годов принято несколько десятков таких кодексов, являющихся по своей юридической природе актами консолидации норм отдельных, весьма узких областей законодательства. Эти кодексы не преследуют цели усовершенствовать и модернизировать действующие нормы, а направлены на логическую перегруппировку уже принятых законодательных актов и регламентов.

Новая кодификационная форма ослабила принцип верховенства законов-кодексов в его традиционном понимании. Второй удар по престижу закона нанесла Конституция 1958 г., изменившая классическое распределение компетенции между законодательной и исполнительной властями. Конституция ограничила сферу законодательной деятельности парламента и значительно расширила полномочия правительственной власти. Тем самым существенно возросли удельный вес и значение актов правительства в системе источников права.

На практике существуют следующие виды актов исполнительной власти в порядке иерархии их юридической силы: ордонансы(Ордонансы (фр. — приказ) — королевские указы во Франции и Англии, имевшие силу государственных законов. Во Франции ордонансы появились во второй половине XII в.; в XV в. была установлена практика, по которой ордонансы приобретали силу закона только после регистрации их парламентом), также декреты, решения, постановления, циркуляры, инструкции, уведомления. Особо важна роль ордонансов — актов делегированного законодательства. В начале действия конституции такие акты рассматривались как исключительная мера, вызванная чрезвычайными обстоятельствами. Впоследствии президент и правительство стали использовать эту процедуру как обычный метод управления страной. Президентские ордонансы, юридически приравненные по своей обязательной силе к парламентским актам, играют роль важнейших источников государственного права. Так, 13 октября 1958 г. во Франции специальным ордонансом была введена мажоритарная униноминальная система с двумя турами голосования при выборах Национального собрания; ордонансы 24 октября, 17 ноября и 13 декабря 1958 г. определили порядок деятельности палат и правовое положение депутата парламента.

По французской доктрине источники права делятся на первичные (основные) — государственные нормативные акты и вторичные (дополнительные) — судебные решения. Судебная практика сыграла важную роль в развитии французского права, а современная правотворческая практика открывает ей широкую дорогу в виде индивидуальных и общих норм. Из толкователя законов судебная практика превратилась в источник права, хотя и дополнительный, или, как говорят французские авторы, в «источник в рамках закона». Решения Кассационного суда, Государственного совета, Конституционного совета Франции в определенной степени начинают играть роль, близкую английскому прецеденту.

§ 2. Новые источники права

Развитие феодальных отношений постепенно привело к тому, что источники права, действовавшие в VI—IX вв., в частности “варварские правды”, потеряли свою силу. Решающая роль перешла к обычному праву, и притом местному. Во Франции эти обычаи носили название кутюмов. Кутюмы, действовавшие в различных местностях, имели общую основу, обусловленную сходством феодальных отношений и влиянием прежде действовавших источников права. Но они сильно различались по отдельным положениям и деталям, и право Франции в эпоху Средневековья характеризуется необычайной пестротой. Количество кутюмов исчислялось сотнями. Наряду с общими кутюмами, применявшимися на территории провинций, существовали местные обычаи отдельных районов, городов, поселков и даже частей некоторых городов.В отношении выражения и изложения юридических норм Франция делилась на две части. Юг назывался страной писаного права, север Франции — страной обычного права. Это деление четко сложилось к XIII в.

Так как южные провинции входили прежде в состав Римской империи, на юге Франции продолжало действовать римское право, за которым признавалось значение общего обычая. Сохранение писаного права на юге Франции объяснялось также существованием там более развитых экономических отношений. Римское право выступало в качестве объединяющего фактора. Наряду с ним в качестве дополнительного источника действовало множество местных кутюмов.

На севере Франции в течение нескольких столетий не было создано общих юридических памятников. Господство обычаев в данном регионе не препятствовало применению в случае их неполноты или противоречия римского права, однако сколько-нибудь самостоятельной роли оно не играло.

Аналогичное положение существовало и в Германии. В XI— XV вв. германское право характеризуется образованием многочисленных и разнородных правовых укладов, относившихся то к определенной территории, то к определенному кругу лиц. Отсутствие единой судебной системы вело к тому, что в разных судах применялись различные правовые нормы.

Споры по поводу отношений между сюзереном и его вассалами и споры вассалов между собой решались в ленном суде феодала по нормам обычного “ленного” права. Крепостные судились при дворе господина по местному “дворовому” праву (слуги — по “служилому”).

В тех германских землях, где сложилась центральная власть, указы и распоряжения правителей дополняли старое обычное право германских племен, когда-то живших в пределах области, и образовывали так называемое земское право — ландрехт. В ландрехт входили как постановления о земском мире и привилегиях, так и общие для всего населения данной земли нормы, по которым оно судилось в судах графств и сотен.

Таким образом, в средневековой Германии не существовало общей правовой системы, население жило по “партикулярным” правам. Именно эта юридическая раздробленность, этот партикуляризм облегчили впоследствии рецепцию римского права.

Судебный процесс Средних веков, и без того громоздкий и медленный, осложнялся отсутствием писаных источников права. Начиная с XIII в. делаются попытки изложения обычаев в виде сборников, составлявшихся юристами-практиками.

Во Франции наиболее известными частными кодификациями были Большой сборник обычаев Нормандии 1255 г.; Большой сборник обычаев Франции 1389 г.; наиболее известна книга “Кутюмы Бовези” 1282 г., составитель которой Бомануар считается первым теоретиком французского права. В XIV—XV вв. частные сборники обычаев появляются почти во всех провинциях.

В Германии также производилась запись партикулярного права. Это так называемые Правовые книги. Наибольшей известностью пользовалось “Саксонское зерцало”, составленное в начале XIII в. и состоящее из двух книг, первая из которых посвящена саксонскому общему земскому праву и отражает главным образом практику судов, а вторая — саксонскому ленному праву. Содержание “Саксонского зерцала”, охватывает гражданское, уголовное, процессуальное и частично государственное право.В результате переработок и распространения “Саксонского зерцала” во второй половине XIII в. появилось “Зерцало немецких людей”, претендовавшее на изложение всего немецкого права, но фактически лишь немного вышедшее за рамки саксонского права. В XVII в. этому сборнику было присвоено название “Швабское зерцало”. В XIV в. в ряде земель появились переработки “Саксонского зерцала”, отражающие местные обычаи и потребности.

Все указанные сборники не имели официального характера, т. е. не были обязательны для применения.

С началом политического объединения Франции и с укреплением королевской власти все больше ощущается неудовлетворительность правовых источников и делается попытка их упорядочения и официальной редакции. Во второй половине XV в. и в XVI в. появилось большое количество официальных сборников — кутюмов. Наибольшей известностью пользовались кутюмы Парижа, но и за ними не была признана общеобязательная сила. Сборники имели ограниченное местное применение.

С усилением королевской власти начали приобретать возрастающее значение ордонансы — указы королей, действовавшие на всей территории королевства. Наряду с ними существовали распоряжения крупных сеньоров — ассизы.

В Германии законодательная власть императоров проявлялась очень слабо. Основанное на ней “имперское” право затрагивало только отдельные вопросы: земский мир, т. е. постановления, направленные на борьбу с распрями феодалов, устройство королевской власти, предоставление мандатов и привилегий отдельным лицам и т. п.

Практика городских судов выработала особое городское право, существовавшее уже в XII в. и в рассматриваемый период получившее особое развитие и значение. С ростом городов появились собственно городские суды, первоначально разбиравшие рыночные споры, но постепенно охватившие все население города и соответственно вытеснившие применение ленного и дворового права в городах.

Особой известностью пользовалось право Любека, Магдебурга и ряда других городов. Право города Магдебурга (Магдебургское право) оказало влияние на соседние государства — Польшу, Литву.

В XIII—XIV вв. городское право чаще излагалось в письменном виде, главным образом в связи с его заимствованием каким-либо другим городом. Такие изложения Магдебургского права были сделаны для городов Галле, Бреславля и др. В некоторых городах совет постановлял записать действующее право для сведения собственных граждан. В других городах записывалась судебная практика. Большое значение имели частные сборники и обработки городского права. Городское право являлось наиболее документированной и разработанной отраслью германского средневекового права.

Помимо перечисленных систем права следует упомянуть еще каноническое право. В первую очередь оно регулировало вопросы организации и деятельности католической церкви, но вместе с тем содержало ряд положений, оказавших большое влияние на развитие гражданского права, особенно в области семейных отношений. Каноническое право было одним из факторов внесения единства в разнообразные обычаи отдельных местностей.

Несмотря на усилия королевской власти во Франции в период абсолютизма преодолеть множественность источников права, каждая область сохраняла собственные кутюмы. Для единого государства, каковым стала Франция, это было большим недостатком.

В то же время некоторые обстоятельства способствовали установлению общности права. В числе этих обстоятельств следует назвать прежде всего усиление влияния римского права. Распад феодальных отношений и растущая мощь городской буржуазии придали особое значение регулированию обязательственных, договорных отношений. Закрепленное в сборниках кутюмов феодальное право, основанное, прежде всего на земельных отношениях, не содержало предпосылок для регулирования все усложнявшейся области договорного права. В то же время эти предпосылки заключало в себе римское право. Оно давало готовые формулы для юридического выражения производственных отношений развивающегося товарного хозяйства. В этом заключалась первая причина рецепции римского права, т. е. заимствования его положений во многих европейских странах.

Вторая причина усилившегося влияния римского права связана с тем, что короли, находя в нем государственно-правовые положения, обосновывавшие их претензии на абсолютную и неограниченную власть, использовали их в своей борьбе с церковью и феодальными сеньорами.

В качестве третьей причины следует указать повышение теоретического интереса к римскому праву в силу широкого обращения ученых эпохи Возрождения к наследству Античного мира, что было вызвано критическим отношением буржуазии к феодализму и переоценкой ценностей. Изучение римского права начинается уже с XI в. Здесь большую роль сыграл Болонский университет, при котором была создана школа глоссаторов — комментаторов римского права.

Во Франции уже в XII—XIII вв. римское право изучалось в университетах. Влияние его было настолько велико, что по настоянию церковников его преподавание в Парижском университете в 1219 г. было запрещено папской буллой. Теперь оно возрождалось вновь. Особая активизация в изучении римского права во Франции приходится на XVI в., когда появилась так называемая историческая школа, пытавшаяся с исторических позиций объяснять отдельные институты римского права на основе тех общих данных истории, которыми она располагала.

Возросший авторитет римского права не устранил, однако, деления Франции на области обычного и писаного права. На юге Франции Кодекс Юстиниана продолжал рассматриваться как письменное изложение общего обычая. На севере страны римское право считалось не заменяющим, а только дополняющим кутюмы в качестве “писаного разума”. Таким образом, нельзя говорить о полной рецепции римского права во Франции.

В Германии с усилением княжеской власти путем рецепции римского права осуществлялся процесс создания общего права. Старое обычное право германских племен отражало очень низкую ступень развития производительных сил и общей культуры, и построить на его основе общее право было невозможно. Единственной известной немецким юристам законченной правовой системой было римское право.

В германских университетах появились кафедры римского права. В XV—XVI вв. издавались учебники, справочники, юридические словари, способствовавшие распространению римского права. Германские императоры всячески покровительствовали этому, так как они настаивали на своей преемственности с римскими императорами и охотно применяли к себе все положения о власти последних.

Итак, в XV в. римское право широко проникло в Германию и пустило там достаточно глубокие корни. В XVI в. оно стало основным источником права, особенно гражданского, во всех германских судах. Положения римского права играли роль общего права для всех земель, однако в отдельных землях в это же время шел процесс кодификации земского права. Наиболее известной кодификацией является Прусское земское уложение 1794 г.

Таким образом, единой и последовательной системы гражданского права в Германии в период Средневековья не существовало.

Специфическая правовая система, получившая название общего права, сложилась в период Средневековья в Англии.

Единое английское общее право начало формироваться начиная с XII в., когда королевские суды стали преобладать над судами графств, сотен и феодалов. Королевские суды не имели в своем распоряжении каких-нибудь писаных общих источников и решали дела, руководствуясь “правом страны”, т. е. обычным правом. Считалось, что это право хорошо знакомо королевским судьям и что оно находит свое отражение в решениях судов. Однако королевские судьи черпали правила для своих решений не только в собственном знании правовых обычаев. В своей деятельности они руководствовались и предыдущими решениями судов и указаниями, которые содержались в королевских указах, выдававшихся за плату лицам, обращавшимся за судебной защитой. Хотя каждый указ выдавался по отдельному конкретному делу, он составлялся по определенному образцу в выражениях, однообразно формулировавших правоотношения того или иного типа.

В начале XIII в. указы были настолько многочисленны, что появился “Реестр указов” — сборник, представлявший собой как бы неофициальный справочник по общему праву и постоянно пополнявшийся новыми указами. Королевские указы по судебным делам в XII—XIII вв. сыграли очень большую роль в образовании английского общего права, но основным его источником были решения королевских судов. Общее право — это практика королевских судов, закрепленная в судебных протоколах. С самого начала деятельности королевских судов в них велись записи дела. Протоколы суда назывались “свитки тяжб”, и ссылка на содержавшиеся в них дела подтверждала наличие того или иного правила или принципа в английском праве.

Наряду с общим правом, имевшим своим основным источником судебную практику, все большее значение начали приобретать законы. Активную законодательную деятельность, существенно изменившую судебный процесс, осуществляли Генрих II и Эдуард I. Большую роль в развитии права играло парламентское законодательство. Статуты имели обязательную силу для королевских судов, дополняли и изменяли общее право по очень многим вопросам, но они не могли преодолеть присущий ему формализм, не могли приспособить его к новым общественным отношениям. Поэтому начиная с XIV в. возникает иная система права — система “справедливости”, существовавшая параллельно с системой общего права. Суд “справедливости” возник в результате подававшихся королю прошений и жалоб по вопросам, не получившим защиты в общих судах по каким-либо формальным причинам. Король оказывал помощь просителю в порядке “милости”. Все увеличивавшееся количество подобных прошений привело к тому, что король вместо рассмотрения в совете стал передавать их своему канцлеру, который разбирал дела не по праву страны, а “по справедливости”, т. е. не был связан практикой общих судов. Канцлер для решения дела обращался к естественному и частично римскому праву. Суд канцлера придал правовое оформление ряду новых отношений, возникновение которых было обусловлено ростом торговли, и защищал городское население и нарождавшуюся буржуазию от крупнейших землевладельцев — феодалов.

Рецепция римского права в какой-то мере коснулась и Англии. В качестве составного элемента римское право не вошло в английское общее право, но оказало большое влияние на развитие юридических доктрин в XII и XIII вв., когда закладывалось основание общего права. Влияние римского права сказалось на правовом положении вилланов, на различии между личным и вещным правом, на правовом режиме движимых вещей и некоторых других институтах. Однако настоящего практического значения римское право в Англии не имело.

Глава 17 основы конституционного права франции

Французская Республика —высокоразвитое капиталистическое го­сударство, ее население равно населению Великобритании (58млн. че­ловек в 1997г.), но по территории она вдвое больше Великобритании. Франция занимает шестое место в мире по объему ВВП и 15-е —по доле ВВП на душу населения (наряду с Германией).

§ 1.Конституция Франции

Структура конституции.Конституцией Франции обычно считает­ся основной закон 1958г., точнее, она состоит из трех документов:Дек­ларации прав человека и гражданина 1789г., принятой во время Вели­кой французской революции (в ней говорится о некоторых аспектах пра­вового статуса личности, в связи с чем в конституции 1958г. отсутствует соответствующий раздел);преамбулы конституции 1946 г.,принятой во время подъема демократического движения после второй мировой войны (в ней говорится о возможности социально-экономических ре­форм и о некоторых социально-экономических правах личности);кон­ституции 1958 г.,в которой есть ссылки на указанные выше два доку­мента и которая прежде всего регулирует отношения между высшими органами государства. Конституция 1958г. содержит также ссылки на некоторые международные акты, в которых участвует Франция (те­перь —договор о Европейском союзе 1992г.), и другие основополагаю­щие законы (например, об ассоциациях 1901г.), в связи с чем отдельные французские юристы включают их в «конституционный блок».

Конституция Франции 1958г. невелика по объему, хотя она и про­страннее конституции США. В ней наряду с краткой преамбулой содер­жится 93статьи, объединенные в 15разделов (разд. 13″ОСообществе» и 17″Переходные постановления» отменены в 1995г.). Это 17-я консти­туция со времени Декларации 1789г.

Подготовка и принятие конституции 1958 г.Конституция была подготовлена и принята в условиях острого внутриполитического и внешнеполитического кризиса, связанного прежде всего с борьбой Ал­жира за освобождение от колониальной зависимости. В этих условиях

президент де Голль, который во время второй мировой войны руководил вооруженной борьбой французского народа против фашистских окку­пантов, стремясь укрепить политическую стабильность и свою личную власть, в соответствии с полномочиями, которые ему предоставил парла­мент специальным законом, возглавил разработку новой конституции взамен конституции 1946г. Делегируя ему эти полномочия, парламент оговорил ряд условий, касающихся содержания новой конституции: пар­ламент участвует в ее разработке, имея 2/3мест в Консультативном комитете по ее подготовке; сохраняется принцип разделения властей;

правительство ответственно перед парламентом; источником власти должно быть всеобщее голосование и др. Проект конституции был об­сужден в Консультативном совете и Совете министров и одобрен на референдуме 28октября 1958г. Делегированный способ разработки конституции и ее принятие на референдуме были новым явлением во Франции —все предшествующие конституции принимались парламен­тами.

Основные черты, конституции.Конституция 1958г. в отличие, на­пример, от итальянской конституции 1947г. не содержит положений о социально-экономической структуре общества; в ней почти нет положе­ний о политической системе (кроме статьи о партиях), как отмечалось, нет и раздела о правовом статусе личности. Отдельные положения соци­ально-экономического характера содержатся в Декларации 1789г. (о собственности, о равном налогообложении с учетом состояния граждан), некоторые экономические, политические и социальные принципы назва­ны в преамбуле конституции 1946г. (обращение в коллективную собст­венность объектов, которые приобретают характер национальных обще­ственных служб или фактических монополий, участие трудящихся в руководстве предприятиями, свобода труда и обязанность трудиться, профсоюзные свободы, социальное обслуживание населения, отказ от войны с целью завоеваний, возможность ограничения государственного суверенитета для защиты мира и на условиях взаимности). В Декларации1789г. и в преамбуле конституции 1946г. перечислен также ряд личных прав граждан и социально-экономических прав (на образование, здраво­охранение и др.).

Конституция 1958г., как уже отмечалось, в основном peryëèpye^ взаимоотношения органов государства. Она провозглашает принцип национального суверенитета, который осуществляется народом через его представителей и на референдуме, а также создание французского Сообщества на базе свободного самоопределения народов колоний (Сообщество фактически прекратило свое существование десятки лет назад, г юридически ликвидировано реформой конституции в 1995г.). Конституция 1958г. подтвердила девиз республики: «Свобода, равенство и братство»,

возникший еще в XVIIIв. во время революции, провозгласила принцип республики: «Правление народа, по воле народа и для народа» (эта формулировка впервые официально была провозглашена в США вXIXв.), определила основные условия для создания политических пар­тий и их роль, провозгласила, что республиканская форма правления не может быть предметом пересмотра. В конституции определено соотно­шение внутреннего и международного права: договоры и соглашения, ратифицированные Францией, имеют приоритет над внутренним законо­дательством при условии взаимности. В соответствии с принципом вза­имности в 1992г. осуществлена интеграция Франции в Европейский союз.

По форме правления Франция —полупрезидентская, полупарламен­тарная республика, по форме территориально-политического устройст­ва —сложное унитарное государство (Корсика —политическая автоно­мия, Новая Каледония —ассоциированное государство). Во Франции существует демократический государственный режим.

Изменение конституции.Конституция 1958г. «жесткая», ее изме­нение проходитдве стадии.Сначала проект об изменениях принимается раздельно обеими палатами простым большинством голосов в идентич­ной редакции, а затем такой закон утверждается на референдуме или конгрессом парламента (совместным заседанием палат) большинством в3/5общего числа голосов. На первой стадии законопроект обсуждается, в него вносятся поправки. На второй стадии (независимо от того, рефе­рендум это или конгресс) можно лишь голосовать «за», «против» или воздержаться, что означает, если речь идет о конгрессе, фактически подачу голоса против, поскольку необходимые 3/5исчисляются от об­щего состава парламента. Вопрос о том, какую форму утверждения при­менить, решает президент.

Право предлагать поправки к конституции принадлежит президенту, который должен делать это по предложению правительства, но на деле действует самостоятельно, а также членам парламента.

Референдум для изменения конституции применялся в 1962г., когда он изменил способ избрания президента, и в 1992г., когда в конституцию был включен раздел о Европейских сообществах и Европейском союзе. В основном поправки вносились конгрессом и имели несущественный ха­рактер, кроме расширения права запроса в Конституционный совет и некоторых других. Последние существенные поправки внесены конгрес­сом в 1995г.: о перечне вопросов, которые могут быть вынесены на референдум, и о порядке его проведения, о проведении сессии парламен­та один раз в год, об отмене принципа депутатской неприкосновенности в случае уголовных преступлений, об отмене разделов конституции о французском Сообществе и переходных положениях.

Конституционный контроль.Конституционный контроль во Франции осуществляется двумя различными органами —Конституционным советом и Государственным советом. Первый рассматривает конституционность актов парламента, второй —акты органов исполнительной власти. Основная частьКонституционного советаназначается тремя высшими должностными лицами: президентом, председателем сената (верхней палаты парламента) и председателем Национального собрания (нижней палаты). Каждое из этих должностных лиц назначает треть членов Совета на девять лет; их мандат невозобновляем, быть членом Конституционного совета можно только один раз. Каждые три года об­новляется треть членов Совета. Другая часть Конституционного сове­та —все бывшие президенты республики. Нельзя совмещать должность в Совете с членством в парламенте и с должностями в государственном аппарате, а также с руководящей деятельностью в государственном или частном секторе экономики и с руководством политической партией.

Конституционный совет рассматривает жалобы в связи с выборами в парламент, по вопросам неизбираемости и несовместимости должнос­тей, принимает решения о конституционности регламентов палат парла­мента и тех изменений, которые в них вносят палаты, до их принятия палатами, а также органические законы, участвует в подготовке выборов президента, следит за тем, чтобы все кандидаты имели равные возмож­ности, наблюдает за проведением референдума и объявляет его резуль­таты. Подсчет голосов по выборам президента производится под наблю­дением Конституционного совета. Он констатирует вакантность поста президента, с ним должен консультироваться президент при введении в стране чрезвычайного положения. На Конституционный совет возлага­ется рассмотрение споров между ветвями власти об их компетенции. В Конституционный совет могут обращаться с запросами президент рес­публики, председатель правительства, председатели обеих палат парла­мента, группы депутатов и сенаторов в обоих случаях численностью в 60 человек. Совет рассматривает дело по системе досье: нет состязательно­го процесса, вызова свидетелей и т.д. По поручению председателя один из членов Совета готовит письменный доклад по делу, который затем рассматривается. Процесс в Конституционном совете письменный и за­крытый.

Государственный советназначается президентом и дает заключе­ния правительству о соответствии его актов закону, а также оценивает с точки зрения конституционности акты регламентарной власти. Он имеет также судебные полномочия, о которых будет сказано ниже.

Конституционный контроль во Франции является, по существу, пред­варительным. Последующий конституционный контроль осуществляет­ся лишь по жалобам граждан в Конституционный совет на нарушение

законом их конституционных прав (с 1990г.), но это возможно лишь после рассмотрения таких жалоб Государственным советом или судом. Последующий конституционный контроль осуществляется и при обра­щении граждан в административные суды (в конечном счете —в Госу­дарственный совет), но эти обращения должны быть связаны с актами управления, нарушающими конституционные права граждан.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *