Педагогическая целесообразность

Педагогическая целесообразность

Методические рекомендации

По разработке

Дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программы.

Данные методические рекомендации предлагаются к использованию в условиях становления новых подходов и требований к деятельности образовательных организаций дополнительного образования; предназначены для руководителей, методистов и педагогов дополнительного образования детей и носят рекомендательный характер.

В пособии использованы материалы:

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ

Приказ Минобрнауки России от 29.08.2013 № 1008

Примерные требования к программам дополнительного образования детей (Приложение к письму Департамента молодёжной политики, воспитания и социальной защиты детей Минобрнауки России От 11.12.2006 № 06-1844)

«Методические рекомендации по разработке образовательной программы образовательной организации дополнительного образования» ГБОУ ДПО «Нижегородский институт развития образования»

Программа дополнительного образования детей — основной документ педагога и разрабатывается им самостоятельно!

Образовательная программа дополнительного образования детей является основным документом детского творческого объединения, так как именно в ней:

— определяется своеобразная «стратегия» образовательного процесса на весь период обучения;

— отражаются основные (приоритетные) концептуальные, содержательные и методические подходы к образовательной деятельности и её результативности;

— организационные нормативы работы детского объединения.

Структура программы дополнительного образования детей

Программа дополнительного образования детей, как правило, включает следующие структурные элементы:

1. Титульный лист.

3. Пояснительную записку

4. Календарный учебный график

5. Учебный план

6. Рабочая программа (учебно-тематический план)

7. Содержание деятельности

8. Методическое обеспечение (методические материалы)

9. Оценочные материалы

10. Список литературы.

1. На титульном листе рекомендуется указывать:

— полное наименование учредителя;

— полное наименование образовательного учреждения;

— где, когда и кем утверждена и принята дополнительная образовательная программа;

— название дополнительной образовательной программы;

— возраст детей, на которых рассчитана дополнительная образовательная программа;

— срок реализации дополнительной образовательной программы;

— ФИО, должность, квалификационная категория автора (авторов) или составителя, разработчика дополнительной образовательной программы;

— название города, населенного пункта, в котором реализуется дополнительная образовательная программа;

— год разработки дополнительной образовательной программы.

Пояснения к структурным элементам дополнительной образовательной программы дополнительного образования детей

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

(нормативная база, основные характеристики содержания, цель, задачи, организационно-педагогические условия, педагогическая целесообразность, дидактические принципы, планируемые результаты)

Раскрывает направленность дополнительной образовательной программы (далее ДОП)

— по содержанию: направленности (технической, естественнонаучной, физкультурно-спортивной, художественной, туристско-краеведческой, социально-педагогической) (Закон № 1008)

— по функциональному предназначению: досуговой, учебно-познавательной, предпрофессиональной, специальной, общекультурной, прикладной):

— по форме организации: индивидуально ориентированной, групповой, студийной, кружковой

По времени реализации (уровень программы): краткосрочной – до года, базовый – до 3-х лет, углубленный – до 5 лет и свыше.

Программа разработана на основе (или «с учетом»)…(требований, программ или методических разработок каких авторов): квалификационные требования на какой-либо спортивный снаряд, требования определенного уровня смотров, фестивалей, олимпиад, соревнований, выставок и т.д.

Новизна

Новизна программы состоит в том, что…
Далее, используя отражающие степень новизны слова «впервые», «конкретизировано», «дополнено», «расширено», «углублено» и т.п., кратко поясняется, что существенного составитель внес при разработке программы в сравнении с известными аналогами по содержанию, методам и организационным формам реализации предлагаемого материала (причины этих новшеств поясняются в рубрике «Педагогическая целесообразность»).

Актуальность

Актуальность программы обусловлена тем, что в настоящее время… К числу наиболее актуальных проблем относится…
Поясняется потребность общества и детей данного возраста и категории в решении задач, которым посвящена программа, и предпосылки в решении этих задач.
При этом следует учитывать, что программы дополнительного образования детей должны быть направлены на:

– создание условий для развития ребенка;
– развитие мотивации к познанию и творчеству;
– обеспечение эмоционального благополучия ребенка;
– приобщение детей к общечеловеческим ценностям;
– профилактику асоциального поведения;
– создание условий для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребенка, се интеграции в систему мировой и отечественной культур;
– интеллектуальное и духовное развития личности ребенка;
– укрепление психического и физического здоровья;
– взаимодействие педагога дополнительного образования с семьей.

Педагогическая целесообразность

Педагогическая целесообразность программы объясняется…
Кратко поясняется, почему именно предлагаемые в программе средства наиболее действенны для тех детей, на которых она рассчитана. Какие изменения произойдут в детях, если их включить в предлагаемые виды деятельности, если они усвоят предлагаемое содержание, если их работа будет организована в предлагаемых формах.

Образовательные программы должны быть разработаны с учетом современных образовательных технологий, которые отражаются в:

– принципах обучения (индивидуальность, доступность, преемственность, ре­зультативность);
– формах и методах обучения (активные методы дистанционного обучения, дифференцированное обучение, занятия, конкурсы, соревнования, экскурсии, походы и т.д.);
– методах контроля и управления образовательным процессом (тестирование, анализ результатов конкурсов, соревнований и др.);
– средствах обучения (перечень необходимого оборудования, инструментов и материалов в расчете на объединение детей).

Например: Эффективным для (литературного) развития детей является та­кое введение нового теоретического материала, которое вызвано требованиями творческой практики. Ребенок должен уметь сам сформулировать задачу, новые знания теории помогут ему в процессе решения этой задачи. Данный метод позволяет на занятии сохранить высокий творческий тонус при обращении к теории и ведет к более глубокому ее усвоению.

Цель и задачи:

Цель – заранее предполагаемый результат учебного процесса, это «образ результата», на который будут направлены все усилия педагога и детей.

Формулировка задач должна быть четкой и краткой, включать ключевое слово (оказать, отработать, освоить, организовать, создать и т.д.).

Цели и задачи могут различаться следующим образом:

Цель Задачи
Цель может быть одна или несколько. Во втором случае они должны быть взаимосвязанными, взаимодополняющими. в любом случае количество задач должно быть бо́льшим, чем количество целей (ведь они «расшифровывают» цели): — обучающая — развивающая — воспитательная
в целях задаются предполагаемые результаты по направлениям развития детей задачи намечают промежуточные (этапные) результаты;
Описывается ведущая целевая установка, которая должна быть реальной с учетом особенностей детей, режима работы, срока и средств, на которые рассчитывается программа. — формулируются глаголом совершенного вида: сформировать, научить, воспитать и т.п. по направлениям деятельности — предполагать получение конкретного результата — быть направлены на изменения в детях (их знаниях, умениях, отношениях и т.п.), а не в окружающих их обстоятельствах (условиях, средствах воспитания и т.д.); – относиться к ведущим индивидуально-личностным свойствам ребенка, существенно влияющим на стиль его поведения, деятельности, общения;

(Закон № 1008) Образовательная деятельность по дополнительным общеобразовательным программам должна быть направлена на:

формирование и развитие творческих способностей учащихся;

удовлетворение индивидуальных потребностей учащихся в интеллектуальном, художественно-эстетическом, нравственном и интеллектуальном развитии, а также в занятиях физической культурой и спортом;

формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья учащихся;

обеспечение духовно-нравственного, гражданско-патриотического, военно-патриотического, трудового воспитания учащихся;

выявление, развитие и поддержку талантливых учащихся, а также лиц, проявивших выдающиеся способности;

профессиональную ориентацию учащихся;

создание и обеспечение необходимых условий для личностного развития, укрепление здоровья, профессионального самоопределения и творческого труда учащихся;

подготовку спортивного резерва и спортсменов высокого класса в соответствии с федеральными стандартами спортивной подготовки, в том числе из числа учащихся с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов и инвалидов;

социализацию и адаптацию учащихся к жизни в обществе;

формирование общей культуры учащихся;

удовлетворение иных образовательных потребностей и интересов учащихся, не противоречащих законодательству Российской Федерации, осуществляемых за пределами федеральных государственных образовательных стандартов и федеральных государственных требований.

Отличительные особенности

Отличительные особенности данной образовательной программы от уже существующих в этой области заключаются в том, что…

Специфика предполагаемой деятельности детей обусловлена…

Практические занятия по программе связаны с использованием вычислительной техни­ки…

Программа ориентирована на применение широкого комплекса…

Все образовательные блоки предусматривают не только усвоение теоретических знаний, но и формирование деятельностно-практического опыта. Практические задания способствуют развитию у детей творческих способностей, уме­ния создавать (авторские модели). (Или: «В основе практической работы лежит выполнение творческих заданий по созданию…»).

Раскрываются особенности реализации программы, заложенные в отборе содержания и его структуре (акцентирование наиболее важных идей, логика прохождения, линейная, концентрическая или спиральная последовательность освоения содержания).

Какие методы предусматриваются в программе при реализации данного содержания и почему (как они связаны с особенностями содержания, детей, условий реализации программы).

Какие формы организации деятельности детей являются характерными для данной программы, каковы принципы их отбора.

Все пояснения должны относиться к путям повышения результативности программы.

При этом надо учитывать, что содержание образовательных программ должно соответствовать:

– достижениям мировой культуры, российским традициям, культурно-национальным особенностям региона;
– определенному уровню и направленностям дополнительных образовательных программ;
– целям и задачам образовательных учреждений дополнительного образования детей;
– современным образовательным технологиям.

Например, методика организации теоретических и практических занятий может быть представлена следующим образом:

На занятиях дети знакомятся с… Освоение материала в основном происходит в процессе практической творческой деятельности. Закономерности использования средств (каких?) могут быть представлены в виде правил, алгоритмов. Так, в ра­боте над (чем?) дети всегда должны добиваться (точности употребления терминов), стремиться к (логическому изложению материала), выделять (композиционные части текста), применять (знания, нормы литературного языка).

Прохождение каждой новой теоретической темы предполага­ет постоянное повторение пройденных тем, обращение к кото­рым диктует практика. Такие методические приемы, как «забегание вперед», «возвращение к пройденному», … придают объемность «линейному», последовательному освоению материала в данной программе.

Ребенок должен не только грамотно и убедительно решать каждую из возникающих по ходу его работы творческих задач, но и осознавать саму логику их следования. Поэтому важным методом обучения (чему?) является разъ­яснение ребенку последовательности действий и операций, в основе чего лежит… Например, …

Так описываются характерные для реализации программы методы и методические приемы.

Программа адресована детям (подросткам, девочкам, мальчикам)_________лет.

Далее дается краткая характеристика особенностей возраста детей, которые должны учитываться при реализации программы, чтобы она была результативной.
Могут быть выделены возрастные группы с описанием их особенностей, которые учитываются при реализации программы.

Наконец, может быть обоснована целесообразность разновозрастного состава группы с указанием особенностей работы с каждым из возрастов (или возрастных групп).

Условия набора детей в коллектив: принимаются все желающие (не имеющие медицинских противопоказаний). Наполняемость в группах составляет: первый год обучения — 15 человек; второй год обучения — 12 человек; третий год обучения — 10 человек. Уменьшение числа учащихся в группе на втором и третьем годах обучения объясняется увеличением объема и сложности изучаемого материала.

Сроки реализации образовательной программы (продолжительность образовательного процесса, этапы).

Программа рассчитана на ___ года

1 года обучения : _______часа в год,

2 года обучения : ______ часов в год,

3 года обучения: ______ часов в год

Первый период является вводным и направлен на первичное знакомство с…, второй — на базовую подготовку детей, третий посвящен подготовке творческих проектов.

Формы занятий: (основные, характерные для данной программы).

О формах занятий уже говорилось в рубрике «отличительные особенности». Но там речь идет именно о формах, которые отличают данную программу. Здесь же перечисляются основные и вспомогательные формы занятий. При необходимости их можно прокомментировать. Формы занятий определяются количеством детей, особенностями материала, местом и временем занятия, применяемыми средствами и т.п. При выделении форм занятий они должны быть объединены единым критерием классификации.
Как правило, выделяют следующие группы форм организации обучения:

· по количеству детей, участвующих в занятии, — коллективная (иногда выделяется особо фронтальная работа педагога сразу со всей группой в едином темпе и с общими задачами), групповая, индивидуальная;

· по особенностям коммуникативного взаимодействия педагога и детей — лекция, семинар, лабораторная работа, практикум, экскурсия, олимпиада, конференция, мастерская, лаборатория, конкурс, фестиваль, отчетный концерт и т.д.;

· по дидактической цели — вводное занятие, занятие по углублению знаний, практическое занятие, занятие по систематизации и обобщению знаний, по контролю знаний, умений и навыков, комбинированные формы занятий.

Например: Занятия по данной программе состоят из теоретической и практической частей, причем большее количество времени за­нимает … часть. Форму занятий можно определить как(творческую, самостоятельную, студийную,…) деятельность детей.

Или: Занятия включают в себя организационную, теоретическую и практическую части. Организационная часть должна обеспечить наличие всех необходимых для работы материалов и иллюстраций. Теоретическая часть занятий при работе должна быть максимально компактной и включать в себя необходимую информацию о теме и предмете знания.

Режим занятий:

Сколько занятий в неделю, продолжительность одного занятия, необходимость разделения на подгруппы или индивидуальных занятий.

Ожидаемые результаты освоения программы.

Воспитанник будет знать:

Воспитанник будет уметь:

Воспитанник сможет решать следующие жизненно-практические задачи:

Воспитанник способен проявлять следующие отношения:

Если программа рассчитана на несколько лет (этапов), то результаты ее освоения и способы их проверки должны быть определены по годам (этапам) реализации программы.

Способы проверки результатов освоения программы: …

Формы и методы контроля, специфичные для системы дополнительного образования: конкурсы, смотры, соревнования, выставки, фестивали, отчетные концерты конференции и т.п. При необходимости проверить степень сформированности индивидуально-личностных качеств детей описываются их специфические проявления в особенностях деятельности, поведения, общения, характерных эмоциональных состояниях, а также ситуации, которые должны быть созданы для того, чтобы пронаблюдать эти проявления.

Например: Подведение итогов по результатам освоения материала дан­ной программы может быть в форме … во время проведения…, когда работы детей по конкретной теме… В процессе просмотра работ происходит обсуждение ориги­нальности замысла и его воплощения автором, сравнение раз­личных… В конце года готовится (боль­шая выставка творческих работ), в которой участвуют…

| следующая лекция ==>
ПЕРЕЧЕНЬ ДОКУМЕНТОВ IIO ВОПРОСАМ РЕАБИЛИТАЦИИ | II. Требования к выбору тематики учебно-исследовательской работы (проекта)

Дата добавления: 2016-12-05; просмотров: 6248 | Нарушение авторских прав

Рекомендуемый контект:

Похожая информация:

Поиск на сайте:

Пояснительная записка

Введение

Пояснительная записка

Введение

Детство является важнейшей вехой в становлении личности ребенка, потому что это не подготовка к жизни, а сама жизнь во всех ее самобытных проявлениях. Детство включает в себя уникальные возрастные периоды для становления многих личностных качеств, которые никогда больше не повторятся, и неиспользование их ведет к обеднению и деформации личности ребенка. Расширение зоны ближайшего развития способствует развитию способностей ребенка, и одним из благоприятных факторов является изобразительная деятельность.

В наше время в период политической и экономической нестабильности особенно возрос спрос на творческую личность, способную нестандартно мыслить в постоянно меняющихся условиях. Современная жизнь во всех ее проявлениях становится разнообразнее и сложнее; она чем дальше, тем больше требует от человека не шаблонных, привычных действий, освященных многовековыми традициями, а подвижности мышления, быстрой ориентировки, творческого подхода к решению больших и малых задач. Развитию этого способствует изобразительная деятельность.

Изобразительное искусство формирует и развивает ребенка разносторонне, влияет на его духовный мир в целом. Оно развивает глаз и пальцы, углубляет и направляет эмоции, возбуждает фантазию, заставляет работать мысль, расширяет кругозор, формирует нравственные принципы.

Ребенок, развитый искусством, тем и отличается от ребенка эстетически неразвитого, что у него органы чувств более чуткие и «умные». Его глаза, в буквальном смысле, видят в вещах гораздо больше значимого, чем неразвитый глаз. В этом отношении изобразительное искусство участвует не только в развитии художественных, но и универсальных способностей человека, и, в частности, ребенка. К тому же работа пальцами развивает координацию движений, речь, а это немаловажно для ребенка. В рисунке, аппликации повествовать значительно легче. Рисуя или занимаясь прикладным творчеством, ребенок отражает и упорядочивает свои знания о мире, осознает себя в нем. Таким образом, рисовать или лепить ребенку также необходимо, как и разговаривать.

Развитие современного общества в России расширяет и углубляет требования к эстетическому воспитанию детей. В связи с этим искусство становится все более тонким и действенным средством формирования подрастающего поколения, перспективной педагогической задачей является повышение эффективности воспитательного и познавательного воздействия преподавания искусства на развитие и становление личности ребенка. Познавательная и воспитательная функции искусства органически связаны между собой. Специфика искусства как средства воспитания состоит в том, что искусство воспитывает через посредство художественных образов, выраженных в конкретно-чувственной форме. Именно через создание художественного образа происходит познание того аспекта действительности, который заключает в себе явления жизни в связи с отношением к ним человека, его идейно-эстетической, нравственной оценкой.

В настоящее время возросла роль социальной среды в развитии личности ребенка дошкольного возраста, в освоении им социального опыта через общение со взрослыми и сверстниками в процессе приобщения к искусству и художественному творчеству. Возникает необходимость в расширении контактов дошкольников с окружающим миром, в выявлении средств, методов и приемов воздействия, направленных на гуманизацию педагогического процесса. Для педагогов, родителей важным становится понимание психического состояния ребенка, создание положительного эмоционального климата.

Благоприятное положение дошкольника в системе социальных отношений будет способствовать возможностям его самовыражения и самоутверждения. Важная роль при этом отводится искусству, художественно-эстетическому воспитанию, традициям народной педагогики, которые являются основой социализации личности ребенка.

Дополнительная образовательная программа «Детская художественная мастерская» создана для реализации с детьми четырех-семи лет в объединении «Изостудия «Звездочки», которая создана в Центре дополнительного образования «Алые паруса».

Актуальность программы

Долгие годы существовал узкопрагматический подход к изобразительной деятельности, ознакомлению с искусством. Занятия не связывались с разносторонним социальным развитием, воспитанием у детей самоидентичности, то есть выяснению того, что такое «Я сам», «Моя группа», «Моя семья». Переход к развивающей модели образования, использование индивидуально-ориентированного обучения помогает воспитать ребенка самостоятельной, ответственной, критически мыслящей личностью, умеющей находить свое место в большом или малом коллективе. Пространственное и временное сосуществование различных видов деятельности предоставляет возможность детям объединяться по интересам, быть активными в планировании предстоящей работы и свободными в выборе. Это создает также разнообразную мотивацию творческой изобразительной деятельности ребенка, расширяет возможности использования результатов его творчества, позволяет строить обучение и воспитание на интегративной основе, развивать эмоциональную сферу. В этих условиях проблема изобразительной деятельности, связанная с освоением ребенком социального опыта, приобретает особую значимость.

В последнее время много говорится о положительном психологическом воздействии занятий изобразительным искусством. По моим наблюдениям, во время рисования, лепки дети отвлекаются от окружающей действительности, полностью погружаются в процесс творчества. Это способствует их психологической релаксации, во время которой происходит восстановление здоровья ребенка.

Педагогическая целесообразность

Данная дополнительная образовательная программа решает основную идею комплексного гармоничного развития детей дошкольного возраста. Применяемые на занятиях методы обучения и содержательный компонент программы в полной мере отвечают возрастным особенностям детей. Индивидуальный подход позволяет даже в рамках групповой формы занятий раскрыть и развить творческие способности дошкольников, раскрыть для них новый чудесный мир, почувствовать себя художником, творцом. Непременное развитие мелкой моторики рук, которое происходит во время занятий, оказывает свое благотворное влияние и на интеллектуальное развитие ребенка.

Данная программа опирается на опыт педагогов, занимающихся обучением детей дошкольного возраста декоративно-прикладному творчеству и изобразительной деятельностью: Комаровой Т.С., Лыковой И.А., Халезовой Н.Б., Аллаяровой И.Е.

Кроме этого, программа опирается на Закон РФ «Об образовании», нормативные документы и методические рекомендации по дополнительному образованию федерального и муниципального уровней, в том числе:

· устав Центра дополнительного образования «Алые паруса»

· нормы Санитарно-эпидемиологических требований к учреждениям дополнительного образования детей.

Цель и задачи программы

Цель:создание условий для развития у детей эмоционально-положительного отношения к русской традиционной культуре, формирования и развития основ художественной культуры ребенка через народное декоративно-прикладное искусство, развитие творческих способностей.

Задачи

Образовательные:

· расширить запас знаний детей о разнообразии форм;

относительности, пропорциональности, цветоведении;

· познакомить с техниками декоративно-прикладного творчества;

· научить владеть различными инструментами;

· познакомить с народными промыслами;

Развивающие:

· развитие творческого воображения;

· развитие образного мышления;

· формирование трудовых навыков;

· развитие мелкой моторики;

· развитие интереса к народному творчеству.

Воспитательные:

· воспитание эстетического отношения к окружающему миру;

· воспитание ценностного отношения к своему труду, труду других людей;

· воспитание уважения к родной культуре;

· воспитание добрых чувств и бережного отношения к окружающему миру.

1.3. Изменения, внесенные в дополнительную общеобразовательную программу, и их обоснование

В соответствии с тем, что у учащихся, набираемых на обучение, сформирован достаточный уровень базовых умений и навыков для занятия декоративно-прикладным творчеством, заложенный в данной общеобразовательной программе, в числе которых умение обращаться с ножницами, умение правильно держать кисть, карандаш, знание основных цветов, простых геометрических форм. Рабочая программа первого года обучения выстраивается согласно учебно-тематическому планированию дополнительной общеобразовательной программы.

Список литературы

2. Гусакова А. М. Аппликация. – М.: Просвещение, 1987.

3. Кузин В. С. Методика преподавания декоративно-прикладного искусства в школе. – М.: Просвещение, 1987.

4. Митителло К. Аппликация: техника и искусство. – М.: ЭКСМО, 2003.

5. Наши руки не для скуки. Поделки / переревод с англ. Л.Я. Гальперштейна. – М: Росмен, 1998 .

6. Основы эстетического воспитания / Под ред. Н. А. Кумаева. – М: Просвещение, 1986.

7. Соленое тесто: Украшения, сувениры, поделки. – М.: ЭКСМО, 2004.

8. Чаянова Г. Н. Соленое тесто. – М.: Дрофа Плюс, 2005.

9. Шебкилин И. К., Романина В. И., Каганова И. И. Аппликационные работы в начальных классах. – М.: Просвещение, 1983.

Приложения

Приложение № 1

Техника безопасности для детей при работе с колющими, режущими инструментами и приспособлениями (иглами, ножом, ножницами, стеками, зубочистками и др.)

1. Общие требования безопасности

1.1. К работе с колющими, режущими инструментами и приспособлениями допускаются обучающиеся, изучившие правила по технике безопасности и правила пользования ножницами.

1.2. На занятиях выполнять только порученную педагогом работу.

1.3. Перед началом работы необходимо убедиться в исправности инструментов и приспособлений.

1.4. Замену инструментов и приспособлений производит педагог.

1.5. Во время работы оборудования не допускается его чистка, смазка и ремонт.

1.6. Хранить ручной инструмент в сумках или специальных ящиках, где отведено место каждому инструменту.

Требования безопасности перед началом работы

2.1. До начала работы прослушать инструктаж педагога по технике безопасности.

2.2. Подготовить рабочее место, инструменты, приспособления. Постоянно держать их в исправном состоянии.

2.3. Привести в порядок рабочую одежду: застегнуть пуговицы, фартук.

2.4. Проверить достаточность освещения на рабочем месте.

Требования безопасности при аварийных ситуациях

4.1. Если произошел несчастный случай или работающий почувствовал недомогание, то следует прекратить работу, сохранить обстановку место происшествия, если это не угрожает окружающим, сообщить педагогу о случившемся.

4.2. При прекращении подачи электроэнергии сообщить педагогу, который должен отключить электрооборудование из сети (розетки) и покинуть помещение.

4.3. При затоплении помещения водой, при возникновении пожара сообщить педагогу и покинуть помещение.

Приложение № 2

Десятибалльная шкала оценивания степени обученности обучающихся
10-бал. шкала Теоретические параметры оценивания Практические параметры оценивания
1 балл Очень слабо Присутствовална занятиях, слушал, смотрел. Присутствовална занятиях, слушал, смотрел.
2 балла Слабо Отличаеткакое-либо явление, действие или объект от их аналогов в ситуации, при визуальном предъявлении, но не может объяснить отличительные признаки. Затрудняется повторить отрабатываемое учебное действие за педагогом
3 балла Посред-ственно Запомнил большую часть учебной информации, но объяснить свойства, признаки явления не может. Выполняет действия, допускает ошибки, но не замечает их.
4 балла удовле-твори- тельно Знает изученный материал, применяет его на практике, но затрудняется что-либо объяснить с помощью изученных понятий. Выполняет учебные задания, действия не в полном объёме. Действует механически, без глубокого понимания.
5 баллов недост. хорошо Развёрнуто объясняет, комментирует отдельные положенияусвоенной теории или её раздела, аспекта. Чётко выполняет учебные задания, действия, но слабо структурирует свою деятельность, организует свои действия.
6 баллов хорошо Без особых затруднений отвечает на большинство вопросов по содержанию теоретических знаний, демонстрируя осознанность усвоенных понятий, признаков, стремится к самостоятельным выводам, обобщениям. Выполняет задания, действия по образцу, проявляет навыки целенаправленно-организованной деятельности, проявляет самостоятельность.
7 баллов очень хорошо Четко и логично излагаеттеоретический материал, хорошо видит связь теоретических знаний с практикой. Последовательно выполняет почти все учебные задания, действия. В простейших случаях применяет знания на практике, отрабатывает умения в практической деятельности.
8 баллов отлично Демонстрирует полное пониманиесути изученной теории и основных её составляющих, применяет её на практике легко, без затруднений. Выполняет разнообразные практические задания, иногда допуская несущественные ошибки, которые сам способен исправить при незначительной (без развёрнутых объяснений) поддержке педагога.
9 баллов велико-лепно Легко выполняет разнообразные творческие заданияна уровне переноса, основанных на приобретенных умениях и навыках. С оптимизмом встречает затруднения в учебной деятельности, стремится найти, различные варианты преодоления затруднений, минимально используя поддержку педагога.
10 баллов прекрасно Способен к инициативному поведению в проблемных творческих ситуациях, выходящих за пределы требований учебной деятельности. Оригинально, нестандартно применяетполученные знания на практике. Формируя самостоятельно новые умения на базе полученных ранее знаний и сформированных умений и навыков.

Пояснительная записка

Введение

Пояснительная записка

Введение

Детство является важнейшей вехой в становлении личности ребенка, потому что это не подготовка к жизни, а сама жизнь во всех ее самобытных проявлениях. Детство включает в себя уникальные возрастные периоды для становления многих личностных качеств, которые никогда больше не повторятся, и неиспользование их ведет к обеднению и деформации личности ребенка. Расширение зоны ближайшего развития способствует развитию способностей ребенка, и одним из благоприятных факторов является изобразительная деятельность.

В наше время в период политической и экономической нестабильности особенно возрос спрос на творческую личность, способную нестандартно мыслить в постоянно меняющихся условиях. Современная жизнь во всех ее проявлениях становится разнообразнее и сложнее; она чем дальше, тем больше требует от человека не шаблонных, привычных действий, освященных многовековыми традициями, а подвижности мышления, быстрой ориентировки, творческого подхода к решению больших и малых задач. Развитию этого способствует изобразительная деятельность.

Изобразительное искусство формирует и развивает ребенка разносторонне, влияет на его духовный мир в целом. Оно развивает глаз и пальцы, углубляет и направляет эмоции, возбуждает фантазию, заставляет работать мысль, расширяет кругозор, формирует нравственные принципы.

Ребенок, развитый искусством, тем и отличается от ребенка эстетически неразвитого, что у него органы чувств более чуткие и «умные». Его глаза, в буквальном смысле, видят в вещах гораздо больше значимого, чем неразвитый глаз. В этом отношении изобразительное искусство участвует не только в развитии художественных, но и универсальных способностей человека, и, в частности, ребенка. К тому же работа пальцами развивает координацию движений, речь, а это немаловажно для ребенка. В рисунке, аппликации повествовать значительно легче. Рисуя или занимаясь прикладным творчеством, ребенок отражает и упорядочивает свои знания о мире, осознает себя в нем. Таким образом, рисовать или лепить ребенку также необходимо, как и разговаривать.

Развитие современного общества в России расширяет и углубляет требования к эстетическому воспитанию детей. В связи с этим искусство становится все более тонким и действенным средством формирования подрастающего поколения, перспективной педагогической задачей является повышение эффективности воспитательного и познавательного воздействия преподавания искусства на развитие и становление личности ребенка. Познавательная и воспитательная функции искусства органически связаны между собой. Специфика искусства как средства воспитания состоит в том, что искусство воспитывает через посредство художественных образов, выраженных в конкретно-чувственной форме. Именно через создание художественного образа происходит познание того аспекта действительности, который заключает в себе явления жизни в связи с отношением к ним человека, его идейно-эстетической, нравственной оценкой.

В настоящее время возросла роль социальной среды в развитии личности ребенка дошкольного возраста, в освоении им социального опыта через общение со взрослыми и сверстниками в процессе приобщения к искусству и художественному творчеству. Возникает необходимость в расширении контактов дошкольников с окружающим миром, в выявлении средств, методов и приемов воздействия, направленных на гуманизацию педагогического процесса. Для педагогов, родителей важным становится понимание психического состояния ребенка, создание положительного эмоционального климата.

Благоприятное положение дошкольника в системе социальных отношений будет способствовать возможностям его самовыражения и самоутверждения. Важная роль при этом отводится искусству, художественно-эстетическому воспитанию, традициям народной педагогики, которые являются основой социализации личности ребенка.

Дополнительная образовательная программа «Детская художественная мастерская» создана для реализации с детьми четырех-семи лет в объединении «Изостудия «Звездочки», которая создана в Центре дополнительного образования «Алые паруса».

Актуальность программы

Долгие годы существовал узкопрагматический подход к изобразительной деятельности, ознакомлению с искусством. Занятия не связывались с разносторонним социальным развитием, воспитанием у детей самоидентичности, то есть выяснению того, что такое «Я сам», «Моя группа», «Моя семья». Переход к развивающей модели образования, использование индивидуально-ориентированного обучения помогает воспитать ребенка самостоятельной, ответственной, критически мыслящей личностью, умеющей находить свое место в большом или малом коллективе. Пространственное и временное сосуществование различных видов деятельности предоставляет возможность детям объединяться по интересам, быть активными в планировании предстоящей работы и свободными в выборе. Это создает также разнообразную мотивацию творческой изобразительной деятельности ребенка, расширяет возможности использования результатов его творчества, позволяет строить обучение и воспитание на интегративной основе, развивать эмоциональную сферу. В этих условиях проблема изобразительной деятельности, связанная с освоением ребенком социального опыта, приобретает особую значимость.

В последнее время много говорится о положительном психологическом воздействии занятий изобразительным искусством. По моим наблюдениям, во время рисования, лепки дети отвлекаются от окружающей действительности, полностью погружаются в процесс творчества. Это способствует их психологической релаксации, во время которой происходит восстановление здоровья ребенка.

Педагогическая целесообразность

Данная дополнительная образовательная программа решает основную идею комплексного гармоничного развития детей дошкольного возраста. Применяемые на занятиях методы обучения и содержательный компонент программы в полной мере отвечают возрастным особенностям детей. Индивидуальный подход позволяет даже в рамках групповой формы занятий раскрыть и развить творческие способности дошкольников, раскрыть для них новый чудесный мир, почувствовать себя художником, творцом. Непременное развитие мелкой моторики рук, которое происходит во время занятий, оказывает свое благотворное влияние и на интеллектуальное развитие ребенка.

Данная программа опирается на опыт педагогов, занимающихся обучением детей дошкольного возраста декоративно-прикладному творчеству и изобразительной деятельностью: Комаровой Т.С., Лыковой И.А., Халезовой Н.Б., Аллаяровой И.Е.

Кроме этого, программа опирается на Закон РФ «Об образовании», нормативные документы и методические рекомендации по дополнительному образованию федерального и муниципального уровней, в том числе:

· устав Центра дополнительного образования «Алые паруса»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *