Социальная деятельность

Содержание

Деятельность социальная

Смотреть что такое «Деятельность социальная» в других словарях:

  • ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СОЦИАЛЬНАЯ — совокупность социально значимых действий, осуществляемых субъектом (об во, класс, группа, личность) в различн. сферах и на различн. уровнях соц. организации об ва, преследующих определенные соц. цели и интересы и использующих во имя достижения… … Российская социологическая энциклопедия

  • СОЦИАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ — концептуально автономная область филос. познания, обращенная на общество, историю и человека как субъекта социокультурных взаимодействий. В истории филос. мысли выделяются два типа социального философствования, исходящие из разного понимания… … Философская энциклопедия

  • деятельность — целеустремленная активность, реализующая потребности субъекта. В качестве объяснительного принципа психики категория Д. используется при изучении различных областей психической реальности (психология познавательных процессов, мо … Большая психологическая энциклопедия

  • Социальная инженерия (социология) — Социальная инженерия это совокупность подходов прикладных социальных наук, которые ориентированы на целенаправленное изменение организационных структур, определяющих человеческое поведение и обеспечивающих контроль за ним. На становление и… … Википедия

  • Социальная организация — общества (от позднелат. organizio формирую, сообщаю стройный вид < лат. organum орудие, инструмент) установленный в обществе нормативный социальный порядок, а также деятельность, направленная на его поддержание или приведение к нему. Под… … Википедия

  • Социальная политика — Социальная политика политика в области социального развития и социального обеспечения; система проводимых субъектом хозяйствования (обычно государством) мероприятий, направленных на улучшение качества и уровня жизни определённых социальных… … Википедия

  • Социальная инженерия (проектирование) — Социальная инженерия деятельность направленная на изучение, прогнозирование и проектирование развития социальных систем (групп, общностей, организаций). В отечественной науке и практике управления впервые этот термин употребил в начале ХХ века… … Википедия

  • социальная психология — наука, изучающая закономерности поведения и деятельности людей, обусловленные фактом их включения в социальные группы, а также психологические характеристики самих этих групп. В течение длительного периода социально психологические идеи… … Большая психологическая энциклопедия

  • СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ — наука, изучающая закономерности поведения и деятельности людей, обусловленные их включением в социальные группы, а также психологич. характеристики этих групп. С. п. возникла в сер. 19 в. на стыке психологии и социологии. Ко 2 й… … Философская энциклопедия

  • Социальная защита — в широком смысле деятельность государства по воплощению в жизнь целей и приоритетных задач социальной политики, по реализации совокупности законодательно закрепленных экономических, правовых и социальных гарантий, обеспечивающих каждому члену… … Финансовый словарь

Социальная деятельность

  • 1. Понятие «деятельность» употребляется в социологии в широком смысле. Деятельность как специфически человеческий способ бытия охватывает не только материально-практические, но и мыслительные, духовные операции, поэтому работа мысли является деятельностью в такой же мере, как и работа рук, а процесс познания включен в деятельность в неменьшей мере, чем процесс повседневного повеления.
  • 2. Определение этого социального процесса такое.

Социальная деятельность представляет собой динамичную систему взаимодействия личности, социальной группы или общности с окружающим миром, в процессе которой происходит производство и воспроизводство человека как существа общественного, осуществляется целесообразное изменение и преобразование природного и социального мира, создаются материальные и духовные ценности.

3. Социальная деятельность осуществляет следующие функции:

> воспроизводство человека как общественного существа;

> преобразование природного и социального мира;

> производство материальных и духовных ценностей.

  • 4. Деятельность отдельной личности включает в себя четыре вида отношений: отношение человека к предмету — ко всей совокупности окружающих его вещей, создаваемых, потребляемых и т. п.; его отношение к другому человеку — к людям, их группам, обществу в целом; его отношение к природе; его отношение к самому себе.
  • 5. Структура социальной деятельности включает в себя четыре основных компонента: осознанную цель; средство; сам процесс деятельности; результат деятельности.
  • 6. Деятельность характеризуется тремя специфическими признаками:

> осознанность деятельности (цслсполаганис);

> общественно обусловленный характер деятельности;

> продуктивность деятельности (целедостижение).

7. В зависимости от взаимодействия человека с другими людьми, с окружающей природной социальной средой выделяются несколько основных типов деятельности:

> познавательная (се результаты воплощаются в научных концепциях, теориях, открытиях и т. п.);

> ценностно-ориентационная (ее результаты выражаются в существующей в обществе системе нравственных, юридических и иных ценностей);

> коммуникативная, выражающаяся в общении человека с другими людьми, в диалоге культур, политических движений;

> информационная, воплощающаяся в производстве, накоплении, сохранении, передаче и т. д. информации об окружающем мире и самом человеке;

> художественная, связанная с созданием и функционированием художественных ценностей — художественных образов стилей, форм и т. д.;

> оздоровительная, воплощающаяся в профилактике, лечении болезней, в сохранении и улучшении здоровья людей;

> спортивная, реализующаяся в физическом развитии и совершенствовании людей, в спортивных соревнованиях и достижениях;

> политическая, связанная с захватом, удержанием и укреплением власти, защитой политических интересов определенных классов, слоев, общественно-политических движений, стран и коалиций;

> управленческая, воплощаемая в систематическом воздействии субъекта управления (руководителя или специально созданного органа) на социальный объект (общество, организация, учреждение, группа и др.) с целью сохранения его целостности, нормального функционирования, совершенствования, достижения заданной цели;

> природоохранная, связанная с охраной природы.

  • 8. С точки зрения значимости и роли деятельности в социальном развитии она подразделяется на два типа: репродуктивную и продуктивную (творческую). Первая из них реализуется в получении или воспроизводстве уже известного результата известными же способом и средствами. Вторая направлена на выработку новых идей, новых целей и соответствующих им новых средств и способов или на достижение известных целей с помощью новых, ранее не применявшихся средств.
  • 9. В своем материалистическом понимании исторического процесса К. Маркс исходил из общественного характера деятельности. С его точки зрения, единственной социальной субстанцией, создающей человека и его сущностные силы, а тем самым и общество, является активная человеческая деятельность во всех сферах, прежде всего в производственно- трудовой.
  • 10. Э. Дюркгейм исходил из того, что основу общества составляют социальные факты, но сами эти факты составляют способы мышления, чувствования и деятельности. В структуре социальной деятельности он выделил в качестве первостепенного явления разделение труда. В зависимости от наличия или отсутствия такого разделения им выделены два типа общества: традиционное (архаичное) и современное.
  • 11. Весьма существенный вклад в понимание и истолкование деятельности внес М. Вебер своей теорией «социального действия». Наиболее важным он считал действие осмысленное, характерными признаками которого являются наличие в нем определенного смысла для действующего субъекта; его направленность на достижение ясно осознаваемой цели; средства, применяемые в деятельности, должны быть адекватны осознаваемым целям.
  • 12. Вебер считал, что социальные действия могут быть классифицированы по четырем типам:

> целерационалъные;

> ценностно рациональные;

> традиционные;

> аффективные.

13. В теории социального действия, разработанной Т. Парсонсом, выделяются четыре основных элемента:

> субъект действия — актор;

> ситуационное окружение;

> совокупность сигналов и символов;

> система правил, норм, ценностей, которые ориентируют действия актора, придавая им осмысленность и целенаправленность.

14. Система социального действия, согласно Т. Парсонсу, имеет сложную иерархизированную структуру, состоящую из четырех подсистем: поведенческая подсистема; личностная подсистема; культурная подсистема; социальная подсистема.

Каждая из этих подсистем выполняет в процессе деятельности вполне определенную, специфическую именно для нее, преимущественную функцию. Эти функции должны рассматриваться в такой последовательности: адаптация; целедостижение; воспроизводство образца; интеграция.

  • 15. Социальная деятельность находится в процессе постоянного обогащения и развития. На рубеже XX-XXI столетий, когда человеческая деятельность стала по своим масштабам и последствиям вполне соотносимой с действием самых мощных разрушительных процессов природы, а иногда и превосходить их, очень острой оказалась проблема социальной значимости результатов социальной деятельности. В зависимости от качества таких результатов — несут ли они благо людям или оборачиваются социальным злом для них, — социальное действие и его продукт называют благодеянием или злодеянием.
  • 16. С учетом сказанного, в начале третьего тысячелетия все более важное значение в развитии цивилизации приобретают такие быстро прогрессирующие виды социального действия, как научная, информационная, инженерно-конструкторская, образовательная деятельность, органически соединенная с деятельностью природоохранной и гуманитарной.

Социальная сфера

Общество состоит из четырех основных сфер: политической, экономической, социальной и духовной. Для каждой из них отведены свои задачи.

Социальная сфера – это совокупность отраслей, предприятий, организаций, непосредственным образом связанных и определяющих образ и уровень жизни людей, их благосостояние, потребление. Социальная сфера охватывает все пространство жизни человека — от условий его труда и быта, здоровья и досуга до социально-классовых и национальных отношений.

Что такое социальная сфера

Существует несколько определений социальной сферы.

Социальная сфера жизни общества представляет собой систему, организованную для удовлетворения материальных и духовных человеческих потребностей.

Она включает в себя:

  • Образовательные и воспитательные учреждения (детские сады, школы, кружки по интересам, колледжи, университеты);

  • Организации, занимающиеся медицинским обслуживанием (больницы, госпитали, поликлиники, медицинские центры, лаборатории);

  • Культурные организации (музеи, дворцы и дома культуры, парки культуры и отдыха, цирки, театры, концертные залы, ботанические сады, галереи);

  • Спортивные организации (спортивные клубы, футбольные и хоккейные лиги, спортивные школы, секции, центры);

  • Социальное обеспечение (организации, оказывающие материальную помощь старикам, лицам, лишившимся трудоспособности, матерям-одиночкам, безработным, лицам без определенного места жительства);

  • Общественное питание;

  • Коммунальное обслуживание — ряд служб по хозяйственному обслуживанию района, города, области (водоканал, городской транспорт, жилищно-коммунальное хозяйство, электростанции);

  • Пассажирский транспорт, связь.

Таким образом, благодаря многочисленным организациям, социальная сфера общественной жизни обеспечивает условия труда и отдыха, заботится о физическом развитии человека, его здоровье, образовании.

Согласно другому подходу, социальная сфера представляет демографические группы населения, отличающиеся между собой по возрасту, полу, личным особенностям. В этом случае социальная сфера общества включает в себя: стариков, детей, подростков, мужчин, трудоспособных граждан, женщин, пенсионеров.

Третье определение универсальное: социальная сфера общества – это поле деятельности людей, объединенных в различные социальные общности. Эти группы различаются между собой уровнем образования, дохода, доступом к власти.

Задачи, цели и основные направления в социальной сфере

Социальная сфера занимается воспитанием и обучением подрастающего поколения, обеспечивает потребности человека в жилье, продуктах питания, одежде, медицинском обслуживании.

Задачи, цели социальной сферы: устройство благоприятных социальных отношений между группами, индивидуумами по поводу их положения, места и роли в обществе, образа и уклада жизни.

Реализация этих целей осуществляется на основе социальной технологии — алгоритмов и процедур осуществления действий социальной практики.

Основным направлением в социальной сфере является создание оптимальных условий жизни для каждого человека, его здоровья, образования, трудовой деятельности и социальной справедливости для всех слоев населения.

Элементы социальной сферы

Социальная сфера имеет сложную структуру, состоит из разнообразных элементов: наций, этносов, классов.

К элементам социальной сферы относятся:

  • Этническая составляющая. В современности особой общностью является народ;

  • Территория. Каждая общность людей проживает на определённой территории (страна, город, посёлок);

  • Классовая составляющая. Неравенство доходов, уровня жизни, разделение труда приводят к появлению классов общества. В современном мире определение «класс» заменено на понятие «социальные группы»;

  • Экономическая составляющая. Данный элемент основывается на доходах членов общества и регулируется степенью доходов граждан страны;

  • Профессионально-образовательная составляющая. Различие между людьми проявляется по социально-профессиональному признаку (умственный или физический труд) и по уровню образования (среднее, высшее);

  • Семейно-брачная составляющая. Одним из институтов социальной сферы является семья, которая основывается на браке, общей бытовой жизни, взаимопомощи, ответственности;

  • Демографическая составляющая. К демографическому элементу относится:

  • учёт численности населения;

  • уровень смертности;

  • уровень рождаемости;

  • процентное соотношение полов;

  • половозрастной состав.

Назначение социальной сферы

Социальная сфера по своему целевому назначению заключается:

  • в развитии человеческих ресурсов;

  • обслуживание населения на бытовом, торговом, жилищном и других уровнях;

  • социальная защита по системе оказания материальной помощи, страхования, обеспечения условий труда и жизни.

Социальная сфера и благосостояние граждан страны

В зависимости от того, на какой ступени развития находится социально-культурная сфера страны, можно получить представление о благосостоянии граждан страны.

Именно в этой области находятся все отрасли, имеющие важное значения для качественной жизнедеятельности людей:

  • здравоохранение. Важно качество бесплатного медицинского обслуживания и количество бесплатных больниц и клиник по сравнению с платным медицинским обслуживанием;

  • образование. Здесь имеет значение доступность и уровень бесплатного школьного и высшего образования для всех слоев населения;

  • социальное обеспечение. Это социальные программы, которые направлены на помощь малоимущим людям или многодетным семьям

  • культура. Посещение объектов культуры с предметами достояния народа должно быть доступно всем слоям населения. Здесь так же важна защита интеллектуальной собственности деятелей культуры и достойная оплата их труда и творчества;

  • спорт и физическое воспитание. Главной задачей в этой области является поддержание здоровья и красоты, увеличение продолжительности жизни населения.

Таким образом, если во внутренней политике государства социальная сфера занимает одно из ведущих мест, то можно сказать о процветании населения страны.

Существующие проблемы и функции социальной сферы

Существующие проблемы социальной сферы

Главной проблемой общества является неравенство доходов населения страны.

С развитием общества используются два пути решения данной проблемы, а именно:

  • предоставление равных возможностей каждому члену общества для обустройства своей жизни;

  • предоставление определённых благ для обеспечения достойной жизни гражданам страны. Здесь успех зависит от личных стараний и усилий гражданина.

Стоит отметить, что немаловажной проблемой в последние годы стало достижение равноправия мужчин и женщин.

Однако при этом, на женщин ложится двойная нагрузка (работа на предприятии и работа по дому).

Это оборачивается для общества ослаблением семейного уклада, которое заключается в сокращении рождаемости, отсутствии должного контроля родителями за поведением детей.

Функции социальной сферы

Основной функцией социальной сферы является обеспечение воспроизводства жизнедеятельности членов общества.

Являясь самостоятельной подсистемой, социальная сфера взаимодействует с политической, экономической, и духовной областями.

В совокупности все вышеперечисленные подсистемы существуют, как среда для развития и воспроизводства населения страны.

Кроме этого к функциям социальной сферы относятся:

  • регулирование распределения, потребления и обмена совместного производимого продукта или блага;

  • обеспечение безопасности граждан страны;

  • предоставление членам общества минимально необходимых потребностей;

  • социальное обслуживание;

  • поддержка нетрудоспособных слоёв населения страны;

  • обеспечение взаимодействия между различными социальными институтами;

  • формирование и развитие творческих качеств у граждан страны.

Основные статьи расходов в социальной сфере

Основные статьи расходов в социальной сфере это:

  • здравоохранение;

  • образование;

  • культура;

  • жилищно-коммунальные объекты;

  • социальные программы по защите прав и обеспечения граждан.

Управление социальной сферой

Управление социальной сферой осуществляют институты власти и находящиеся в их ведомствах государственные учреждения.

Объекты, осуществляющие контроль по организации необходимых мер и выполнению социальных программ, которые необходимы для улучшения качества жизни населения страны, подразделяются на региональные, областные или местные учреждения.

К целям социальной деятельности государственных учреждений относятся:

  • охрана здоровья и жизни населения страны;

  • обеспечение равных прав на образование и работу для всех граждан страны;

  • обеспечение населения страны доступным жильем;

  • пенсионное обеспечение после выхода гражданина на пенсию;

  • право на самовыражение и творческое развитие.

Социальная деятельность это

Главная » » Социальная деятельность это

Статью подготовила доцент кафедры социально-гуманитарных дисциплин Волгушева Алла Александровна. Связаться с автором


Вернуться назад на Социальная деятельность
Общество представляет собой такую социокультурную целостность, которая существует, функционирует и развивается через посредство человека, его деятельности и взаимодействия.
Понятие «социальная деятельность» — одно из центральных категорий социологии, раскрывающих сущность социального взаимодействия.
Социальная сущность человека формируется и развивается благодаря человеческой деятельности. В самом общем виде деятельность определяется как специфично человеческая форма активности, содержание которой является целесообразное изменение и преобразование окружающего мира.
В чем заключается специфика деятельности? Специфика социальной деятельности заключается в том, что она имеет: во-первых, осознанный, целенаправленный характер. Его деятельность не запрограммирована как у животных, чья деятельность носит инстинктивный характер. Человек не приспосабливается к окружающей среде, а изменяет ее, исходя из собственных целей.
Благодаря целеполаганию в своей жизни, человек имеет собственную историю развития, выраженную в культуре. История — не что иное, как деятельность преследующего свои цели человека. Человеческая деятельность характеризуется сознательно поставленной целью.
Во-вторых, поскольку человеческая деятельность осознается человеком, то она имеет идеальную форму отражения в сознании человека. После того как цель поставлена, человек анализирует ситуацию, способы и средства достижения этой цели, намечает последовательность своих будущих действий.
В-третьих, человеческая деятельность получила свое завершение в результате, который следует отличать от цели. Идеальный вариант деятельности человека, когда планируемые цели реализуются на практике, т. е. как было задумано. Однако наши идеальные планы и цели — это все же предметы деятельности нашего сознания. Они — идеальны. В жизни, в тех или иных условиях их реализации, они связаны с конкретной физической активностью субъекта (человека), его взаимодействия с объектом или предметом деятельности, выбором средств. Результат деятельности не тождественен нашим целям.
В-четвертых, человек осуществляет свою деятельность через посредство исторически сложившихся типов и форм взаимодействия и отношений с другими людьми. Поэтому его деятельность носит не индивидуализированный, а стандартизированный характер. В какой бы сфере жизнедеятельности общества деятельность не осуществлялась, она всегда будет носить не индивидуальный, а социальный характер. Правда, не всякая деятельность человека имеет социальный характер. Действия человека приобретают характер социального тогда, когда оно ориентировано на других людей, когда предполагает прямое и опосредованное взаимодействие с другими людьми.
В целом социальная деятельность – это совокупность социально-значимых действий, осуществляемых субъектом (общество, группа, личность) в различных средах и на различных уровнях социальной организации общества, преследующих определенные социальные цели и интересы.
Понятие структуры социальной деятельности
Структура социальной деятельности представляет собой две стороны, взаимосвязанные между собой, которые не существуют друг без друга. Первая сторона – практическая, вторая – духовная, каждая взаимосвязана с другой. Практическая деятельность направлена на преобразование реальных объектов природы и общества. Она включает в себя материально-производственную деятельность и создание материальных ценностей. Практическая деятельность совершается каждым человеком посредством различных видов деятельности и связана с преобразование природы. Практическая деятельность осуществляется людьми и тогда, когда они преобразуют социальные отношения, общество в целом.
Таким образом, любой человек, проявляя активность, всегда совершает конкретные действия, выражающиеся в определенных видах деятельности.
Духовная деятельность связана с духовными ценностями, идеалами, в целом, с изменением сознания людей. Любая практическая деятельность невозможна без соответствующих знаний умений, навыков и опыта.
Духовная деятельность тесно взаимосвязана с познавательной деятельностью, которая существует в различных формах: художественной, научной, религиозной, мировоззренческой и т.д. Основу духовной деятельности составляют культурные ценности. Именно они формируют отношения людей к явлениям окружающего мира, способствуют осознанию добра и зла, справедливого несправедливого, а также способствуют осознанию и других ценностей общественной жизни.
Духовная деятельность включает в себя и прогностическую деятельность, планирование или предвидение возможных изменений действительности.
Все эти виды деятельности связаны между собой. Например, проведению реформ (социально-преобразовательная деятельность) должен предшествовать анализ их возможных последствий (прогностическая деятельность).
Исходя из сказанного, можно сделать такие выводы по структуре социальной деятельности, которая включает в себя: субъект и объект социальной деятельности. Субъект – тот, кто осуществляет социальную деятельность, объект – это то, на что или на кого она направлена.
Осознанную цель. Цель – это осознанный образ предвосхищаемого результата, на достижение которого направлена социальная в деятельность. Прежде чем действовать, человек ставит перед собой цель, поэтому она всегда целерациональна. Цель — это то, что представляется в сознании и ожидается в результате определенным образом направленной деятельности. Если основанием деятельности является сознательно сформулированная цель, то основание самой цели лежит вне сферы деятельности, за ее пределами – в сфере человеческого сознания, мотивов, ценностей, которыми руководствуются люди в своей жизнедеятельности. Поэтому в структуре социальной деятельности можно выделить общественно обусловленный характер деятельности (ценностный смысл).
Мотивы деятельности. Они всегда обуславливаются потребностями в сохранении, поддержании и воспроизводстве человеческой жизни. Сам процесс деятельности и ее результат — произведенный продукт, который выступает в виде произведенного сельскохозяйственного продукта или написанной книги, и т.д. Результатом социальной деятельности может быть и преобразование общества.
Таким образом, именно социальная деятельность является исходным условием для развития существенных сил человека, возникновения и существования общества, реальной движущей силой его изменения и развития.
Виды социальной деятельности
Существуют различные классификации видов деятельности. В зависимости от характера отношения к окружающему миру и взаимодействия социальная деятельность подразделяется на несколько видов.
Важнейшими из них являются:
— материально-преобразовательная деятельность (ее результатами выступают разнообразные продукты труда: хлеб, одежда, станки, здания, сооружения и т.п.);
— познавательная деятельность (ее результаты воплощаются в научных концепциях, теориях, открытиях, в научной картине мира и т.д.);
— ценностно — ориентационная (ее результаты выражаются в существующей в обществе системе нравственных, политических и иных ценностей, в понятии совести, чести, ответственности, в исторических традициях, обычаях, идеалах и др.);
— коммуникативная, выражающаяся в общении человека с другими людьми, в их взаимоотношениях, в доге культур, мировоззрении, политических движениях и т.п.;
художественная, воплощающаяся в создании и акционировании художественных ценностей — мира художественных образов, стилей, форм и т.д.;
— спортивная, реализующаяся в спортивных достижениях, в физическом развитии и совершенствовании внести;
— политическая, проводимая в политической сфере общества и связанная с захватом, удержанием, укреплением и осуществлением власти, с защитой политических интересов определенных классов, слоев, общественно-политических движений, стран и их коалиций. По своей операциональной структуре социальная деятельность включает в себя несколько взаимосвязанных компонентов. Исходным среди них является уровень осознанности — осознанное или неосознанное действие. Вторым компонентом, составляющим ядро деятельности, выступает процесс действия, т.е. система движений, направленных на предмет с целью его присвоения или изменения.
Действия, совершаемые человеком, могут быть направлены не только на предметы, но и на окружающих людей. Тогда они становятся актом поведения — поступком (когда они совершаются в соответствии с существующими в обществе нравственными, правовыми и другими нормами) или проступком (если противоречат им).
Кроме того, социальную деятельность можно подразделить на созидательную и разрушительную. Результаты первой – это построенные города, села, заводы, написанные книги, лечение и воспитание детей. Разрушительная деятельность проявляется в уничтожении всего, что создано руками людей: разрушение храмов, жилища, войны, которые разрушают нормальную жизнь человека. Эта деятельность может осуществляться разными людьми, выполняющими многие виды деятельности.
С точки зрения значимости и роли деятельности в социальном развитии весьма существенно разделение ее на репродуктивную и продуктивную, или творческую. Первая из них связана с получением или воспроизведением уже известного результата известными же способами и средствами. Вторая направлена на выработку новых целей и соответствующих им новых средств и способов или на достижение известных целей с помощью новых, ранее не применявшихся средств.


Социальная сфера
Социальные отношения
Социальное регулирование
Социальная политика
Социальная роль
Социальная структура
Социальные нормы
Специальные области логистики
Социальный статус


| | Вверх

Социология mail / Лекции. Данилов / Тема 7. Социальная деятельность и социальные движения

Тема 7. Социальная деятельность и социальные движения.

1. Понятие, структура и функции социальной деятельности.

2. Типы социальной деятельности.

3. Социальные движения и институты.

1. Понятие, структура и функции социальной деятельности.

Деятельность как специфически человеческий способ бытия, охватывает материально-практические, мысли­тельные, духовные операции, поэтому работа мысли является дея­тельностью в такой же мере, как и работа рук, а процесс познания включен в деятельность не в меньшей мере, чем процесс повседнев­ного поведения.

Социаль­ная деятельность представляет собой динамичную систему взаимо­действия личности, социальной группы или общности с окружающим миром, в процессе которой происходит производство и воспроизвод­ство человека как существа общественного, осуществляется целесо­образное изменение и преобразование природного и социального мира, создаются материальные и духовные ценности.

Социальная деятельность осуществляет следующие функции:

1) воспроизводство человека как общественного существа;

2) преобразование природного и социального мира;

3) производство материальных и духовных ценностей.

Деятельность личности включает четыре вида отношений:

— отношение человека к предмету — ко всей сово­купности окружающих его вещей, создаваемых, потребляемых и т.п.;

— его отношение к другому человеку — к людям, их группам, общест­ву в целом;

— его отношение к природе;

— его отношение к самому себе.

Структура социальной деятельности включает четы­ре основных компонента: I) осознанную цель; 2) средство; 3) сам процесс деятельности; 4) результат деятельности.

Деятельность характеризуется тремя специфическими при­знаками:

1) осознанность деятельности (целеполагание);

2) общественно обусловленный характер деятельности;

3) продуктивность деятельности (целедостижение).

2. Типы социальной деятельности.

В зависимости от взаимодействия человека с другими людь­ми, с окружающей природной и социальной средой выделяются не­сколько основных типов деятельности:

1) материально-преобразовательная (продукты труда: хлеб, одежда, здания, станки и т.д.);

2) познавательная (ее результаты в научных кон­цепциях, теориях, открытиях и т.п.);

3) ценностно-ориентационная (ее результаты в существующей в обществе системе нравственных, юридических и иных ценностей);

4) коммуникативная, выражающаяся в общении человека с дру­гими людьми, в диалоге культур, политических движений;

5) информационная, воплощающаяся в производстве, накопле­нии, сохранении, передаче и т.д. информации об окружающем мире и самом человеке;

6) художественная, связанная с созданием и функционировани­ем художественных ценностей — художественных образов стилей, форм и т.д.;

7) оздоровительная, воплощающаяся в профилактике, лечении болезней, в сохранении и улучшении здоровья людей;

8) спортивная, реализующаяся в физическом развитии и совер­шенствовании людей, в спортивных соревнованиях и достижениях;

9) политическая, связанная с захватом, удержанием и укрепле­нием власти, защитой политических интересов определенных клас­сов, слоев, общественно-политических движений, стран и коалиций;

10) управленческая, воплощаемая в систематическом воздейст­вии субъекта управления на социальный объект с целью сохранения его целостности, нормального функционирования, совершенствования, достижения заданной цели;

11) природоохранная, связанная с охраной природы.

С точки зрения значимости и роли деятельности в социаль­ном развитии она подразделяется на два типа: репродуктивную и продуктивную (творческую). Первая реализуется в получении уже известного результата известными способом и средствами. Вторая направлена на выработку новых идей, новых целей и соответствующих им новых средств и способов или на достижение известных целей с помощью новых, ранее не применяв­шихся средств.

К. Маркс исходил из общественного характера деятельности. С его точки зрения, единственной социальной субстанцией, создаю­щей человека и его сущностные силы, а тем самым и общество, является активная человеческая деятельность во всех сферах, прежде все­го в производственно-трудовой.

Э. Дюркгейм исходил из того, что основу общества состав­ляют социальные факты, но сами эти факты составляют способы мышления, чувствования и деятельности. В структуре социальной деятельности он выделил в качестве первостепенного явления разде­ление труда. В зависимости от наличия или отсутствия такого разде­ления им выделены два типа общества: традиционное (архаичное) и современное.

М. Вебер наиболее важным считал действие осмысленное, характерными признаками которого считал: 1) наличие в нем определенного смысла для действующего субъекта; 2) его направленность на достижение ясно осознаваемой цели; 3) средства, применяемые в деятельности, должны быть адекватны осознаваемым целям.

В теории социального действия, разработанной Т. Парсонсом, выделяются четыре основных элемента: 1) субъект действия — актор; 2) ситуационное окружение; 3) совокупность сигналов и символов; 4) система правил, норм, ценностей, которые ориентируют дей­ствия актора, придавая им осмысленность и целенаправленность.

Социальная деятельность находится в процессе постоянного обогащения и развития. На рубеже ХХ-ХХ! столетий, когда человече­ская деятельность стала по своим масштабам и последствиям вполне соотносимой с действием самых мощных разрушительных процессов природы, а иногда и превосходить их, очень острой оказалась проблема социальной значимости результатов социальной деятельности. В зави­симости от качества таких результатов — несут ли они благо людям или оборачиваются социальным злом для них, социальное действие и его продукт называют конструктивным или деструктивным, благодеянием или злодеянием.

С учетом сказанного, в начале третьего тысячелетия все бо­лее важное значение в развитии цивилизации приобретают такие бы­стро прогрессирующие виды социального действия, как научная, ин­формационная, инженерно-конструкторская, образовательная дея­тельность, органически соединенная с деятельностью природоохран­ной и гуманитарной.

3. Социальные движения и институты.

Содержание понятия «социальное движение» связано с та­кими социальными процессами, как коллективные действия.

Социальное движение — это массовые коллективные действия одной или нескольких социальных общностей, связанные с обеспече­нием групповых или общественных интересов и потребностей и на­правленные на социальные изменения или противление им в кон­фликтном противодействии с другими общностями.

Следует отличать социальные движения от социальных ин­ститутов.

Социальные институты представляют собой относительно устойчивые и стабильные общественные образования, выполняющие функцию воспроизводства человека и определенных социальных от­ношений и взаимодействий в определенных циклах.

В отличие от это­го социальные движения высоко динамичны, изменчивы и имеют не­определенные жизненные циклы. Кроме того, социальные движения отличаются от социальных институтов тем, что не имеют устойчивого статуса и часто направлены не на сохранение существующей системы в неизменном состоянии, а, напротив, ориентированы на социальные изменения.

Особенности общих движений сводятся к следующему.

1) Общие социальные движения проявляются в стремлении людей развить новую точку зрения на свое положение в обществе, свои права, точку зрения, основанную на желаниях и наде­ждах.

2) Становление общих социальных движений протекает как процесс нащупывания каких-то новых ценностей и направлений дея­тельности в форме слабо скоординированных и слабоуправляемых попыток достичь желаемых изменений.

3) Такие движения направляют деятельность на различ­ные сферы общественной жизни.

4) Общие социальные движения развиваются преимущественно неформально и зачастую неофициально.

Наряду с общими, в современном обществе широко распро­странены специфические социальные движения. Нередко они более кон­кретны в своих целях и действиях и сосредоточены на каких-либо специфических целях.

Отличительные особенности специфических социальных движений таковы:

1) Наличие четко определенной цели.

2) Наличие у движения организованного оформления, определенной, нередко четко иерархизированной и раз­ветвленной структуры.

3) В процессе развития специфические социальные дви­жения формируют у своих поборников определенное мировоззрение и связанные с ним системы ценностей.

4) Внутри специального социального движения складывается определенное разделение труда, а входящие в его состав индивиды обладают определенными социальными статусами.

5) У специфического социального движения су­ществует стратегия социальной деятельности и тактики ее осуществления применительно к изменяющимся обстоятельствам.

В тех случаях, когда массовые дей­ствия направлены на завоевание, укрепление или ниспровержение политической власти, существующего политического режима, специ­фические социальные движения приобретают характер политических.

Экспрессивные движения — более или менее массовые дви­жения, которые отчетливо понимают непривлекательность и пороч­ность существующей социальной действительности, но стремятся изменить не ее, а свое отношение к ней посредством ритуалов, мечта­ний; иных, чем господствующие в обществе, норм и образцов культуры (субкультуры), других форм эмоциональной экспрессии.

Революционные движения — массовые действия, направлен­ные на глубокое и полное изменение существующей социальной действительности, структуры, функций и содержания деятельности большинства или многих социальных институтов — государства, системы образования и т.п. Они стремятся разрушить существующую социальную систему, свергнуть свойственные ей политический режим и структуры власти и установить новый социальный порядок, новую систему власти, коренным образом отличающиеся от прежних.

Реформистские движения — массовые действия, ориентиро­ванные не на революционное ниспровержение существующих соци­ально-политических порядков, а на изменение и совершенствование существующей политической и экономической системы посредством проведения реформ.

Оппозиционные движения — более или менее массовые дей­ствия, в которых участвуют люди, неудовлетворенные тем, что соци­альные изменения в обществе протекают слишком быстро либо, на­оборот, слишком медленно и непоследовательно. Подобного рода движения возникают, как правило, за революционными или реформи­стскими движениями и представляют собой оппозицию по отноше­нию к ним.

Экологические движения — массовые действия, направлен­ные на сохранение и защиту природной среды, против чрезмерного истощения природных ресурсов.

Национально-освободительные движения — массовые дей­ствия, направленные на ниспровержение иностранного господства и завоевание национальной независимости, на реализацию националь­но-этническими общностями права на самоопределение, на создание независимого национального государства.

Культурные движения. В них объединяются преимущественно мастера культуры, а также люди, озабо­ченные кризисными явлениями в развитии культуры на рубеже XX- . XXI исков. Эти движения очень разнородны.

Молодежные движения — массовые действия, в которые включены молодые люди, выступающие за создание для них условий достойной жизни, свободы выбора профессии, места жительства, об­раза и стиля жизни, экономической самостоятельности, обеспечение для юношества политических прав и свобод, за формирование собственной молодежной субкультуры.

Феминистские (женские) движения представляют собой массовые действия за уравнение женщин в правах с мужчинами, за эффективную охрану материнства и детства.

Широко распространены в современном обществе религиозные социальные движения. Некоторые из них существуют длитель­ное время (например, Католическое действие), другие возникли не­давно. Все более активной и разнообразной деятельностью занимаются поборники нетрадиционных религиозных культов, которые являются новыми религиозными движениями, возникшими второй половине XX века. Наиболее влиятельными из них стали кришнаитское движение, движение мунитов и сиентологов.

Движения в защиту мира, против войны представляют со­бой массовые действия против опасности новых войн, за упрочение мира и дружбы между народами.

Факторы, благоприятствующие возникновению и развитию социальных движений.

1) социокультурные изменения;

2) обострение социальной несправедливости;

3) нарастание социальной дезорганизации;

4) обострение социально-экономического кризиса;

5) социальная неудовлетворенность широких масс населения существующей системой распределения материальных и духовных благ, властных полномочий, льгот и привилегий;

6) нарушение основных прав и свобод человека.

Деятельность социальная

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СОЦИАЛЬНАЯ

совокупность социально значимых действий, осуществляемых субъектом (об-во, класс, группа, личность) в различн. сферах и на различн. уровнях соц. организации об-ва, преследующих определенные соц. цели и интересы и использующих во имя достижения этих целей и удовлетворения интересов различн. средства — экономия., соц.. политич. и идеологические. Д.с. имеет место тогда, когда личность, группа, класс или об-во в целом ставят перед собой цели и активно участвуют в их реализации. Многообразие соц. действий можно свести к 4 основным группам: 1) целенаправленное действие, связанное с изменением данной соц. системы или условий деятельности; 2) действие, направленное на их стабилизацию; 3) действие, преследующее цель адаптации к данной соц. системе и условиям деятельности; 4) интегративное действие, предполагающее включение личности, группы или какой-либо другой общности в более крупную соц. общность или систему. Д.с. характеризует активность субъекта. Ее элементами являются предметность, обусловленная рез-тами прошлой деятельности, накопленным опытом и знаниями, целесообразность, преобразование объекта, на к-рый направлена деятельность, или создание нового, ранее неизвестного объекта. Любая деятельность включает 4 взаимосвязанные подсистемы: объективно-предпосылочную (потребности и интересы); субъективно-регулятивную (диспозиции); исполнительскую (совокупность поступков, совершаемых во имя реализации поставленной цели); объективно-результативную (рез-ты деятельности). Лит.: Каган М.С. Человеческая деятельность. Опыт системного анализа М., 1974; Сагатовский В.Н. Структура

Оцените определение: Отличное определение — Неполное определение ↓

Источник: Российская социологическая энциклопедия

статья 35. Труд как вид социальной деятельности

Социальная деятельность — это всегда проявление человеческой активности с целью изменения или преобразования элементов окружающего мира, сознания самого человека. Ей всегда присущи целеустремленность, сознательный характер, потому что ее субъектом может быть только человек. Это процесс, который включает цель, средства, результаты.

Выделяют такие виды социальной деятельности: трудовую, творческую, потребительскую, разрешительной, образовательную, рекреационную и т.д. Однако такая классификация носит условный характер, поскольку в реальной жизни эти виды деятельности не существуют отдельно.

Важнейшей формой социальной деятельности признается труд — целесообразная деятельность человека, в процессе которой она с помощью определенных средств действует на природу и превращает ее элементы в предметы, удовлетворяющие его потребности. Именно благодаря тому, что труд является целенаправленной деятельностью, создает ценности и способна удовлетворять разнообразные потребности людей, она получает приоритетный статус. Но любая человеческая деятельность, если она целесообразна, содержит в себе элементы труда, однако понимание » книги как основной деятельности основывается на традиционном признании приоритета ее материальных результатов. Однако не меньшую роль играют знания (как результат духовной деятельности), услуги (как результат специфического вида деятельности в сфере нематериального производства) и т.д. Признание приоритета материальных результатов является исторически и с изменением общественных условий приоритетность различных видов деятельности может меняться.

По определению А. Маршалла, труд — это всякие умственные и физические усилия, предпринимаемые частично или полностью ради достижения какого-либо результата без учета удовольствие, которое приобретается непосредственно от выполнения самой работы. А. Маршалл относит к труду только обременительные усилия и подчеркивает, что большинство людей работает намного больше чем чтобы они работали ради непосредственного удовлетворения, которое можно получать от труда. Иллюстрирует свою мысль он таким примером: крестьянин работает в саду обычно для получения материальной выгоды, а богач, выполняя ту же работу, хотя и может гордиться, что хорошо ее выполняет, однако, мало заинтересован в получаемой от этой работы экономии денег.

Современные ученые в основном характеризуют труд как вынужденное занятие. Так, В. Туземцев отмечает, что труд — это деятельность, осуществляемая под прямым или косвенным действием внешней материальной необходимости.

Восприятие труда как тяжелого, принудительного занятия связано прежде всего с тем, что в течение тысячелетий материальные блага были результатом усилий низших слоев общества (рабов, крепостных, пролетариев).

Анализируя понятие труда, В. Генкин выделяет два ее аспекта: труда — развитие человека и производство благ — и мотивы, что возбуждают человека к труду. Он определяет труд как деятельность, направленную на развитие человека и преобразования ресурсов природы в материальные, интеллектуальные и духовные блага. Такая деятельность может осуществляться либо по принуждению (административным, экономическим) или по внутренним желанием.

Социальная природа труда проявляется в том, что именно труд создал человека, и она определяет его сущность. Социально-трудовые отношения, которые возникают в процессе труда, связаны, с одной стороны, с отношением субъекта к труда, а с другой — с влиянием труда на формирование и развитие личности субъекта. Субъектом процесса труда может быть только индивид, человек, который регулирует и контролирует его.

Труд — это основная форма жизнедеятельности общества, индивида, исходное условие их бытия, которая определяет способ отношение индивида к миру и одного индивида к другому, специфику отношений в любой трудовой организации и в любой стране.

Следовательно, труд — категория не только экономическая, но и социологическая, что имеет значение для характеристики общества в целом и его индивидов в частности.

На уровне общества труд выступает как взаимосвязанная система отраслей и видов деятельности, а на индивидуальном уровне — в виде простого процесса — отдельных функций и операций. Пути совершенствования общественного и индивидуального труда различаются. Первые состоят в совершенствовании средств производства и внедрении прогрессивных технологий, вторые — во внедрении рациональных форм организации труда на конкретных рабочих местах. Совершенствование общественного труда должен опережать изменения содержания индивидуального труда. На практике, как правило, наблюдается определенный разрыв между сложностью выполняемых работ (показатель содержания общественного труда) и уровнем квалификации рабочего (показатель содержания индивидуального труда).

Составляющими простого процесса труда есть предметы труда, ее орудия и субъект. В результате взаимодействия этих составляющих появляется продукт труда. Социальные отношения господства и подчинения, отчуждения и эксплуатации, власти и бесправия формируются не по поводу предметов труда, а по поводу присвоения и распределения средств и продуктов труда.

Если простой процесс труда раскрывает специфический для человека способ обмена веществ между ней и природой, то общественный процесс свидетельствует о способ обмена продуктами деятельности между людьми. Первый преимущественно является индивидуальным, его субъектом является индивид, что обеспечивает свое воспроизведения как биологического существа; второй — всегда коллективный, его субъектом является социально-профессиональные группы. Те отношения, которые формируются здесь, качественно отличаются от отношений в простом процессе труда. Это отношения между людьми как между производителями и потребителями, работниками основного и вспомогательного производства, представителями различных отраслей промышленности. Именно эти отношения определяют характерные черты общественного процесса труда и воспроизводства человека как существа социального.

Известный американский предприниматель Г. Форд, оценивая значение труда в жизни человека, утверждает, что труд является основным условием ее здоровье, самоуважение и счастья.

Итак, социально-экономическая сущность труда является двойственной: она, с одной стороны, является источником богатства и доходов, а с другой — по мере поведения человека, средством ее самореализации, самоутверждения как личности, то есть, с одной стороны, труд надо стимулировать, потому что она реализуется в надежде на получение денежного дохода, с другой — будь-яка свободная работа кроме денег приносит еще удовольствие и радость (с этой точки зрения все виды труда достойны уважения и почтения). Ненормальной ситуацией для трудоспособного человека является невозможность работать. Вынужденное длительное безработицы является настоящей социальной трагедией для многих.

Обеспечение нормальных, достойных человека экономических отношений является обязанностью государства. Когда государство не в состоянии этого сделать, в обществе растет недовольство, усиливаются процессы экономического, социального, материального и политического расслоения, увеличивается разрыв между богатыми и бедными. Подобная ситуация складывается сейчас в Украине. Рынок, который формируется, есть нецивилизованным, слишком криминогенным, излишне монополизированным. Люди не воспринимают его, им трудно найти свое место при таких условиях, тем более, что общественные усилия по созданию цивилизованного рынка труда должны быть согласованы с действиями по формированию культуры и сознания людей.

Социология анализирует установки и поведение человека в зависимости от содержания и характера ее работы (см. рис.).

Социальная сущность труда

выражается через распределение функций (исполнительных, регистрационных, контрольных, надзорных, наладочных и т.д.) на рабочем месте и совокупность выполняемых операций, обусловленных техникой, технологией, организацией производства и мастерством работника.

Содержание отражает производственно-технический аспект труда, показывает уровень развития производственных сил, технический способ сочетания личностного и вещевого элементов, то есть раскрывает труд как процесс взаимодействия человека с природой с помощью средств труда.

Содержание труда не только сугубо индивидуально на каждом рабочем месте — он очень подвижен и изменчив, поскольку характеризуется многими факторами: структурой выполняемых функций, их разнообразием, соотношением исполнительных и организационных элементов, физических и нервно-психических нагрузок, степени интеллектуального напряжения, самостоятельности, самоорганизации, новизны, сложности труда и т.д.

Следует различать социальный и функциональный содержание труда. Социальными есть целесообразность деятельности работника, мотивация, отношение к труду на общественном (как к профессии, вида деятельности) и индивидуальном (как конкретно к выполняемой работы) уровнях. Функциональное содержание труда проявляется в выполняемых работником конкретных ролях, функциях. В производственном процессе вы —
окремлюють такие функции:

  • энергетическую — приведение в движение средств труда;
  • технологическую — сочетание предметов и средств труда и непосредственная обработка предметов труда;
  • контрольно-регулирующую — надзор и контроль за движением предметов и средств труда;
  • управленческую — подготовка производства и управления ис —
    навцями.

Выделение этих функций является проявлением общественного разделения труда — функционально интегрированной системы профессиональных ролей или специализаций внутри общества. Кроме того, что разделение труда способствует повышению производительности труда, он имеет негативные социальные последствия. Изучая формы разделения труда, отклоняющихся от нормы, Е. Дюркгейм отличал аномічний разделение труда, когда крайняя специализация сопровождается уменьшением возможности общения и ослаблением связей между людьми, выполняющих различные функции, и принудительное разделение, когда индивиды вынуждены выполнять профессиональные роли, которые им не нравятся или не устраивают их.

Характер труда обнаруживает социально-экономическую природу трудового процесса, общественную форму его организации, способ взаимодействия работников, сочетание их со средствами производства, способ включения индивидуального труда к общественной (взаимодействие человека с обществом) и зависит от того, на кого человек работает. Он отражает социально-экономическое положение трудящихся в обществе, соотношение между общественной и индивидуальной работой каждого отдельного работника.

В условиях товарного производства характер труда двойственный: с одной стороны труд является конкретной — это труд во всех своих качественных отличиях различных видов труда, что создает потребительскую стоимость товара, а с другой — абстрактной — это затраты рабочей силы в целом, продуктивная деятельность человеческого мозга, мускульной и нервной систем, содержащихся в каждом товаре, создавая его стоимость.

Потребительская стоимость — это полезность вещи, ее способность удовлетворять некую потребность человека. Потребительские стоимости образуют вещественное содержание богатства.

Показателями характера труда: форма и отношения собственности, распределительные отношения, степень социальных различий в процессе труда. В Украине сегодня труд выступает в различных социально-экономических формах: государственной, коллективной, кооперативной, дрібногруповій, индивидуальной, съемной и т.д.

Характер труда обусловливает цель производства, а в сфере распределения — пропорции, за которыми общественно произведенный продукт распределяется между различными социальными группами.

Содержание труда определяет природу и уровень профессионализма работника, а ее характер — пределы его социального развития и степень превращения труда на самую первую жизненную потребность. Взаимодействие содержания и характера труда проявляется в существовании таких социально, экономически и технически неоднородных ее форм, как физическая и умственная, исполнительская и управленческая, квалифицированная и неквалифицированная работа. Эти формы диктуют разные требования к общей и специальной образования, профессиональной культуры, создают неодинаковые возможности для реализации профессиональных и личных способностей, то есть производят разный социальный влияние на трудящихся.

Закон соответствия характера и содержания труда, то есть меры сочетание ее сущности и формы, является основным законом теории социологии труда и организует системно-категориальный аппарат этой теории. Глубокие изменения в содержании труда создают предпосылки для изменения ее характера и наоборот.

Так, в зависимости от трудовых усилий, что преобладают, способа воздействия на предмет труда выделяются умственный труд — аналітико-синтетическая мислительна деятельность, продуктом которой является определенным образом оформленная информация, и труд физическое, связанная с применением мускульных усилий человека, направленных на изменение материально-вещественной среды. Это два взаимосвязанных аспекта человеческой деятельности, которые являются социальной форме.

В любой деятельности человека, даже в творческой работе, имеющиеся рутинные элементы. Они составляют от 50 до 70% трудовой деятельности человека. Остальные 50-30% — творческие элементы: постановка цели, выбор оптимальных (из нескольких альтернативных вариантов) выполнения, решение новых задач, неожиданно возникшие в процессе труда, и др. Суть творческого подхода — наличие идеального плана действий, который свидетельствует не о естественную, а о человеческой определенность труда.

Труд перестает быть суммой физиологических затрат, к ней прилагается эмоционально-психологическая составляющая. Труд воспринимается индивидом как творческий процесс, если осуществляется по его собственному плану. Подчинение чужому плана приводит к психологическому или социального отчуждения.

Отчуждение труда, за К. Марксом, это процесс преобразования деятельности и ее результатов в самостоятельную, враждебную и господствующую над ними силу. Отчуждение выражается в господстве овеществленного труда (овеществленного в произведенной ранее продукции) над живым трудом (деятельностью, направленной на создание материальных благ), в браке контроля над условиями, средствами и продуктами труда, в эксплуатации, в потере человеческой сущности.

За С. Симаномотчуждение труда — это положение индивида в обществе, которое характеризуется бессилием, нехваткой смысла, аномією (непризнанием норм), социальной изолированностью и самоустранения.

Отчуждение труда — это проявление его характера.

Уже сама только постановка цели исполнителем свидетельствует о его сознательное отношение к труду, наличие мотивации труда. Устранение цели, лишение труда ее внутреннего смысла приводит к тому, что человек становится совершенно равнодушной к содержанию своего труда, качества продукции, экономии сырья и электроэнергии. Чтобы преодолеть это, вводятся различные методы стимулирования и мотивации труда.

Специфика социальной деятельности заключается в том, что она имеет: во-первых, осознанный, целенаправленный характер. Его деятельность не запрограммирована как у животных, чья деятельность носит инстинктивный характер. Человек не приспосабливается к окружающей среде, а изменяет ее, исходя из собственных целей.
Благодаря целеполаганию в своей жизни, человек имеет собственную историю развития, выраженную в культуре. История — не что иное, как деятельность преследующего свои цели человека. Человеческая деятельность характеризуется сознательно поставленной целью.
Во-вторых, поскольку человеческая деятельность осознается человеком, то она имеет идеальную форму отражения в сознании человека. После того как цель поставлена, человек анализирует ситуацию, способы и средства достижения этой цели, намечает последовательность своих будущих действий.
В-третьих, человеческая деятельность получила свое завершение в результате, который следует отличать от цели. Идеальный вариант деятельности человека, когда планируемые цели реализуются на практике, т. е. как было задумано. Однако наши идеальные планы и цели — это все же предметы деятельности нашего сознания. Они — идеальны. В жизни, в тех или иных условиях их реализации, они связаны с конкретной физической активностью субъекта (человека), его взаимодействия с объектом или предметом деятельности, выбором средств. Результат деятельности не тождественен нашим целям.
В-четвертых, человек осуществляет свою деятельность через посредство исторически сложившихся типов и форм взаимодействия и отношений с другими людьми. Поэтому его деятельность носит не индивидуализированный, а стандартизированный характер. В какой бы сфере жизнедеятельности общества деятельность не осуществлялась, она всегда будет носить не индивидуальный, а социальный характер. Правда, не всякая деятельность человека имеет социальный характер. Действия человека приобретают характер социального тогда, когда оно ориентировано на других людей, когда предполагает прямое и опосредованное взаимодействие с другими людьми.
В целом социальная деятельность – это совокупность социально-значимых действий, осуществляемых субъектом (общество, группа, личность) в различных средах и на различных уровнях социальной организации общества, преследующих определенные социальные цели и интересы.
Структура и виды социальной деятельности:
Понятие структуры социальной деятельности.

Социальная деятельность человека

Человек является элементом целостной системы, включающей в себя природу (мир физических объектов) и человеческое общество. Вне этой системы его существование невозможно, поскольку именно здесь он находит все необходимые для своего бытия условия. Поэтому социальное бытие человека предполагает взаимодействие его с окружающим миром физических объектов (природных или созданных человеком предметов и явлений) и с людьми. Оно представляет собой целостную жизненную активность, которая может иметь форму предметной деятельности (взаимодействия типа «субъект — объект») и общения (взаимодействия типа «субъект -субъект»).

Деятельностью называется жизненная активность человека, направленная на преобразование окружающих объектов (природных или созданных людьми, материальных или духовных). В качестве примера можно назвать профессиональную деятельность инженера, водителя, хирурга, агронома, программиста и др. Деятельность является сущностной характеристикой человека, то есть без нее он не может стать и быть таковым. Она имеет чрезвычайно важное значение для него.

  1. Социальная деятельность человека является инструментом удовлетворения его жизненных потребностей. Любая потребность предполагает определенный способ удовлетворения, представляющий собой систему особых действий и операций, направленных на овладение необходимыми жизненными благами.
  2. С помощью деятельности осуществляется преобразование окружающего мира и создание материальных и духовных благ. Все, что окружает нас, либо создано деятельностью, либо несет на себе ее отпечаток.
  3. В процессе социальной деятельности происходит субъективное воссоздание окружающей действительности и построение ее субъективной модели. Любой образ или мысль по своему содержанию представляет собой не что иное, как субъективный аналог соответствующего объекта, построенный на основе внутренней психической деятельности: прецептивной, мнемической, умственной и т.д.
  4. Социальная деятельность человека выступает как инструмент психического развития человека: его мышления, памяти, внимания, воображения, способностей и т.д. Исследования показывают, что ребенок, не включенный в полноценную деятельность, сильно отстает в психическом развитии. Иначе говоря, с помощью деятельности человек преобразует не только окружающий мир, но и самого себя.
  5. Активная деятельность является одним из условий существования человека как полноценного субъекта и как личности. Выключение его из деятельности приводит к постепенному разрушению психических функций, способностей, умений и навыков. Так, например, по этой причине теряется профессиональная квалификация у специалистов, длительное время не занимающихся профессиональной деятельностью.
  6. Творческая деятельность является одним из средств самореализации человека как личности и инструментом обретения смысла существования. Лишение человека любимой деятельности может привести к чувству потери смысла своего существования, что выражается в тяжелых внутренних переживаниях.

Структура социальной деятельности человека

Психологический анализ деятельности предполагает выделение в ней основных структурных компонентов и установление характера связи между ними. К ним относятся мотив, цель, условия реализации цели, отдельные деятельности, действия и операции.

Мотив — это внутренний психологический источник деятельности. Он побуждает человека к деятельности и одновременно придает ей разумный личностный смысл (ради чего она выполняется). Без мотива деятельность просто невозможна. Человек далеко не всегда осознает мотивы своей деятельности, однако это не означает, что их нет. Мотив является конституирующим элементом деятельности. Именно поэтому в зависимости от содержания мотива выделяют отдельные виды деятельности. Например, игровая деятельность — игровой мотив, учебная деятельность — учебный мотив и т.д.

Под целью понимается мысленное или образное представление конечного или промежуточного результата деятельности. Например, токарь, вытачивающий на станке деталь, уже представляет ее мысленно. И это характерно для любой деятельности. Благодаря цели деятельность становится упорядоченной и предсказуемой. Она как бы концентрирует в одном направлении все усилия и ресурсы человека. Без цели, так же как и без мотива, деятельность невозможна, она превращается в неупорядоченный набор отдельных движений и поведенческих актов. Целостная деятельность состоит из системы отдельных, относительно самостоятельных действий, выстроенных в определенной временной последовательности. А все вместе они приводят к достижению цели всей деятельности. Например, даже такая простая и привычная деятельность, как удовлетворение пищевой потребности, включает в себя множество отдельных действий: посещение магазина, покупка продуктов, приготовление пищи, сервировка стола, прием пищи и др.

Действием называется элемент или этап деятельности, направленный на достижение отдельной самостоятельной цели. Действие является таковым лишь имея цель. Последняя выступает как основополагающий признак (свойство) действия, поэтому психологический анализ действия предполагает характеристику его цели.

Одно и то же действие может иметь разные мотивы. Однако при изменении цели действие становится иным, по содержанию и сущности, даже в том случае если у него сохраняется мотив. Действие считается успешным и законченным при достижении цели. В ходе этого процесса происходит ее опредмечивание (объективизация) в соответствующем продукте или результате действия, то есть то, что ранее было субъективным образом, теперь становится объективной реальностью.

Реализация любого действия осуществляется в контексте некоторых объективных и субъективных факторов (обстоятельств), имеющих отношение к достижению поставленной цели. Они называются условиями реализации цели. Условия могут быть благоприятными или неблагоприятными с точки зрения субъекта. Однако в любом случае он должен хорошо знать их и принимать во внимание при построении своего действия. Представление субъекта об условиях выполнения действия называется его ориентировочной основой. В зависимости от условий определяются способы осуществления действия. Они называются операциями. Например, способы подготовки к экзамену будут зависеть от следующих обстоятельств: объем и сложность материала, наличие или отсутствие конспектов, насколько успешно и систематически занимался студент на протяжении семестра, имеются ли у него соответствующие способности, на какую оценку он претендует, насколько строг и требователен преподаватель и др. Именно эти обстоятельства повлияют на выбор способов подготовки: будет ли она проходить дома или в библиотеке, сколько она потребует времени, понадобятся ли дополнительные консультации по каким-то вопросам и т.д.

Одно и то же действие может осуществляться с помощью разных операций. Успешность достижения цели будет зависеть от того, насколько хорошо и полно субъект ориентируется в соответствующих условиях и насколько адекватны выбранные им способы выполнения действия. В зависимости от этого они могут быть разумными и неразумными. Человек далеко не всегда осознает операции. При выполнении обычных и несложных действий операции представляются неосознаваемыми. Их называют автоматизмами. Например, такие операции, как написание букв при письме, почти всегда бывают неосознаваемыми. Для осознания подобных операций необходимо, чтобы при их выполнении возникли определенные трудности.

В заключение отметим, что отношения между структурными компонентами деятельности являются очень динамичными. При определенных условиях они могут трансформироваться друг в друга. Например, действие может превратиться в самостоятельную деятельность, если оно само станет притягательным для человека, то есть обретет мотивационные свойства. По мере многократного выполнения действия, его автоматизации и утраты цели оно становится операцией, входящей в состав другого действия. При деавтоматизации операция может стать целенаправленным действием.

Свойства деятельности человека

К наиболее существенным свойствам деятельности относятся активность, целенаправленность, способность к творческому преобразованию окружающей действительности, орудийность, осознаваемость, предметность, двойственность формы, способность к развитию, способность к порождению психических (душевных) образований, социальность.

Социальная деятельность человека — это не система реакций на внешние раздражители, а изначально активный процесс. Источники этой активности находятся не вне, а внутри человека. В качестве таковых выступают потребности и мотивы. Они не только побуждают к деятельности, но и выступают как источники необходимой для выполнения деятельности энергии. Именно через деятельность субъект вступает в реальный контакт с окружающим миром и черпает необходимые для своего существования условия.

Деятельность человека всегда подчинена определенной цели, которая задает довольно четко ее направление, подчиняет и упорядочивает составляющие ее действия, движения и операции, делает ее устойчивой и надъситуативной. Этим она отличается от поведения животных, которое, как уже отмечалось ранее, характеризуется импульсивностью и повышенной зависимостью от конкретной ситуации (ситуативностью). Данное свойство деятельности противоречит известному закону физического детерминизма. Науке до сих пор непонятно, каким образом цель как субъективное и нефизическое образование воздействует на реальную практическую деятельность, обладающую признаками физического явления.

В процессе социальной деятельности человека происходит творческое преобразование окружающей действительности в соответствии потребностями, мотивами и целями человека. Он не столько адаптируется к реальности, сколько адаптирует ее для себя. Этим человеческая деятельность отличается от поведения животных, которое является исключительно приспособительным по своему характеру. Современный человек живет не в естественном, а в искусственном, созданном им самим мире. Даже природа несет на себе печать антропогенного воздействия. Для преобразования объектов своей деятельности человек использует не только собственные естественные (индивидные) органы (руки, пальцы, ноги, туловище и др.), но и специально сделанные инструменты или орудия. Поэтому деятельность человека является не непосредственной, а опосредованной, орудийной, что также отличает ее от поведения животных.

К числу важнейших свойств социальной деятельности относится осознаваемость. Она выражается в способности человека субъективно выделять выполняемую им деятельность как нечто относительно самостоятельное и отдельное от самого себя как субъекта и от объекта, на который она направлена. При высоком уровне развития деятельности субъект осознает ее мотивы, составляющие действия, условия и операции. Благодаря осознаваемости деятельность становится произвольной и волевой.

Следующее важное свойство деятельности — предметность. Она заключается в своеобразной чувствительности деятельности к своему предмету и в способности подчиняться и уподобляется его свойствам и характеристикам. Благодаря этому свойству деятельность воссоздает их в себе. Это хорошо проявляется в любых предметных действиях. Например, когда человек берет в руки какой-то предмет, то форма и характер действия, а также входящие в его состав движения воспроизводят форму, размеры, вес, материал и другие свойства этого предмета. Характеристики действия будут разными в зависимости от того, каким он окажется: легким или тяжелым, объемным или плоским, скользким или шероховатым, горячим или прохладным и т.д. Выполняя ту или иную деятельность, человек движется к намеченной цели не слепо и не прямолинейно, а очень разумно и гибко. Каждым своим действием он как бы прощупывает предметную реальность, соотносится с ней и воссоздает ее. Особенно это хорошо прослеживается при освоении новых действий или при выполнении деятельности в непривычных и незнакомых условиях.

Существенным и довольно загадочным свойством социальной деятельности человека является изначальная двойственность ее формы. Она представляется одновременно и внешним физическим и внутренним психическим процессом, и объективным и субъективным явлением. С внешней стороны она выглядит как процесс реального физического взаимодействия субъекта с физическим же объектом. При этом человек, используя свое тело (руки, ноги, туловище) как естественный физический инструмент, а также другие необходимые орудия труда и инструменты, осуществляет физическое преобразование объекта и получает некоторый вещественный продукт, соответствующий первоначальному замыслу. Например, портной шьет из ткани костюм, повар готовит из продуктов блюдо, дизайнер оформляет зал и т.п.

Как физический процесс деятельность складывается из конкретных практических действий и движений, совершаемых в определенном пространстве и времени, то есть имеет пространственно-временные координаты и вполне доступна для восприятия. В этом плане она мало чем отличается от многих природных явлений и процессов: химической реакции, развития растения, кипения воды и т.п.

Однако всякая деятельность имеет еще и внутреннюю, скрытую от внешнего наблюдения сторону, без которой она перестает быть таковой. Например, она не может существовать и осуществляться без мотива и цели, которые представляются чисто психическими явлениями, образующими внутренний субъективный (душевный) мир человека. При выполнении сложных и жизненно важных видов деятельности возникает необходимость во многих других внутренних психических компонентах: в эмоциональных переживаниях, в мыслях, в волевом усилии, в оценке своих возможностей, в знаниях и т. д. Причем их присутствие становится просто очевидным. Для того чтобы убедиться в этом, достаточно вспомнить несколько примеров из собственного жизненного опыта. Можно сказать, что вся душевная жизнь человека — его психика, представляет из себя внутренний компонент его деятельности, его социального бытия. Следует подчеркнуть, что внутренние компоненты не просто сопровождают внешнюю сторону деятельности, а представляются функционально необходимыми для нее. Без них ее существование просто невозможно. В этом отношении деятельность не обладает никакими физическими характеристиками и определенными пространственно-временными координатами, то есть непонятны ее онтологическая природа и местонахождение.

Деятельность — это целостный процесс, совмещающий в неразрывном единстве внешние физические (объективные) и внутренние психические (субъективные) компоненты. По своей сущности они представляются абсолютно разными и несовместимыми. Современная наука до сих пор не может объяснить психологическую природу и механизм их связи. Внешние и внутренние компоненты деятельности имеют функциональную специализацию. На основе внешних компонентов осуществляются реальные контакты человека с предметами и явлениями окружающего мира, их преобразование, вос-создание их свойств, а также порождение и развитие психических (субъективных) явлений. Внутренние компоненты деятельности выполняют функцию побуждения, целеполагания, планирования, ориентировки (познания), принятия решения, регуляции, контроля и оценки.

В реальной деятельности соотношение внутренних и внешних компонентов может быть разным. В зависимости от этого выделяют два вида деятельности: внешнюю (практическую) и внутреннюю (психическую). Примером внешней деятельности может служить любой физический труд. Учебная деятельность является примером внутренней деятельности. Однако речь идет только об относительном преобладании тех или других компонентов. В «чистом» виде их существование у человека невозможно. Однако мы предполагаем, что при определенных обстоятельствах, в частности после физической смерти человека, внутренние (психические) компоненты деятельности способны к самостоятельному бытию. По крайней мере, фактов, противоречащих этому предположению, не существует.

Деятельность человека обладает способностью к развитию. Она выражается в том, что по мере упражнений и тренировок деятельность становится более совершенной, уменьшается время ее выполнения, снижаются энергетические затраты, трансформируется структура, сокращается количество ошибочных действий, изменяется их последовательность и оптимальность. Одновременно происходит изменение соотношения внешних и внутренних компонентов деятельности: внешние компоненты сокращаются и редуцируются при одновременном увеличении доли внутренних компонентов. Происходит как бы преобразование деятельности по форме. Из внешней, практической и развернутой во времени и пространстве она становится внутренней, психической и сокращенной (свернутой). Этот процесс в психологии называется интериоризацией. Именно таким образом происходит порождение и развитие психики — на основе преобразования деятельности. Однако внутренняя деятельность представляет собой лишь компонент целостной деятельности, ее сторону. Поэтому она легко трансформируется и выражается во внешних компонентах. Переход внутренних компонентов деятельности во внешние называется экстериоризацией. Этот процесс является неотъемлемым атрибутом любой практической деятельности. Например, мысль, как психическое образование, может легко преобразоваться в практическое действие. Благодаря экстериоризации мы можем наблюдать через внешние компоненты деятельности любые психические явления (процессы, свойства, состояние): намерения, цели, мотивы, различные познавательные процессы, способности, эмоциональные переживания, черты характера, самооценку и т.д. Но для этого необходимо иметь очень высокий уровень психологической культуры.

По своему происхождению и сущности деятельность является не врожденной, а воспитанной функцией человека. Иначе говоря, он получает ее не по законам генетики как данность, а овладевает ею в процессе обучения и воспитания. Все человеческие (а не индивидные) формы поведения являются социальными по происхождению. Ребенок не изобретает их, а усваивает. Под руководством взрослых людей он учится пользоваться предметами, правильно вести себя в тех или иных жизненных ситуациях, социально принятым способом удовлетворять свои потребности и т.д. Именно в ходе освоения различных видов деятельности он и сам развивается как субъект и как личность. Социальность предметной деятельности выражается и в функциональном плане. При ее выполнении человек прямо или косвенно соотносится с другими людьми, которые выступают как ее содеятели и соучастники. Особенно ярко и отчетливо это прослеживается в условиях совместной деятельности, где функции ее участников определенным образом распределены. Учитывая, что в предметной деятельности всегда соприсутствуют другой человек, ее можно назвать содеятельностью.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *