Подготовка спасателей МЧС

Специальная (техническая) подготовка

Данный раздел специальной (технической) подготовки рассчитан на обучение и подготовку специалистов в области проведения поисково-спасательных работ при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

При рассмотрении аварийно-спасательных средств, за основу берутся штатные технические средства и оборудования, применяемые отдельным спасательным отрядом, при ведении поисково-спасательных работ в условиях чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

В ходе обучения спасатели должны:

— знать назначение, технические характеристики штатных технических средств и оборудования, применяемого при ведении поисково-спасательных работ, технику безопасности при работе с различными аварийно-спасательными средствами;

— уметь готовить штатные технические средства и оборудование к работе, правильно их эксплуатировать;

— быть ознакомленными с приборами наблюдения, поиска пострадавших, разведки.

Аварийно-спасательные работы — это действия по спасению людей, материальных и культурных ценностей, защите природной среды в зоне чрезвычайной ситуации, локализации чрезвычайной ситуации и подавлению или доведению до минимально возможного уровня воздействия характерных для них опасных факторов.

Аварийно-спасательные работы характеризуются наличием факторов, угрожающих жизни и здоровью проводящих эти работы людей, и требует специальной подготовки, экипировки и оснащения.

При осуществлении мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций используются аварийно-спасательные средства.

Аварийно-спасательные средства — это техническая, научно-техническая и интеллектуальная продукция, в том числе специализированные средства связи и управления, техника, оборудование, снаряжение, имуществои материалы, методические, видео-, кино-, фотоматериалами по технологии аварийно-спасательных работ, а также программные продукты и базы данных для электронных вычислительных машин и иные средства, предназначенные для проведения аварийно-спасательных работ.

Та группа аварийно-спсательных средств, которая применяется спасателями, при проведении аварийно-спасательных работ в ЧС, получила название технических средств для ведения работ в зонах ЧС.

Все аварийно-спасательные технические средства для ведения работ в зонах ЧС в зависимости от характера их использования при ведении аварийно-спасательных и других неотложных работ делится на несколько групп:

1) аварийно-спасательный ручной инструмент и оборудование его энергообеспечеия.Аварийно-спасательный инструмент- инструмент, применяемый при ведении работ, напрвленных на извлечение (разблокирование) пострадавших при выполнении аварино-спасательных и других неотложных работ в условиях чрезвычайных ситуаций.

2) средства инженерного обеспечения аварийно-спасательных работ.

3) средства поиска людей в завалах.

Поиск пострадавших — совокупность действий поисковых подразделений, направленных на обнаружение людей, выявление условий их местонахождения и функционального состояния, установление с ними звукового и визуального контакта и определения объема и характера необходимой помощи.

Виды, задачи, средства и методы технической подготовки спортсмена

Различают общую и специальную техническую подготовку. Общая техническая подготовка направлена на овладение разнообразными двигательными умениями и навыками, необходимыми в спортивной деятельности.

Задачи в процессе общей технической подготовки решаются следующие:

1. Увеличить (или восстановить) диапазон двигательных умений и навыков, являющихся предпосылкой для формирования навыков в избранном виде спорта. 2. Овладеть техникой упражнений, применяемых в качестве средств ОФП.

Специальная техническая подготовка направлена на овладении техникой движений в избранном виде спорта.

Задачи специальной технической подготовки:

  • 1. Сформировать знания о технике спортивных действий.
  • 2. Разработать индивидуальные формы техники движений, наиболее полно соответствующие возможности спортсмена.
  • 3. Сформировать умения и навыки, необходимые для успешного участия в соревнованиях.
  • 4. Преобразовать и обновить формы техники (в той мере, в какой это продиктовано закономерностями спортивно-тактического совершенствования).
  • 5. Сформировать новые варианты спортивной техники, не применявшиеся ранее (например, «фосбюри-флоп» в прыжках в высоту; техника толкания ядра по принципу поворота, как в метании диска; «коньковый» ход в лыжах и др.).

В процессе технической подготовки используется комплекс средств и методов спортивной тренировки. Условно их можно подразделить на две группы:

Средства и методы словесного, наглядного и сенсорно-коррекционного воздействия. К ним относятся:

  • а) беседы, объяснения, рассказ, описание и др.;
  • б) показ техники изучаемого движения;
  • в) демонстрация плакатов, схем, кинограмм, видеомагнитофонных записей и др.;
  • г) использование предметных и других ориентиров;
  • д) звуко- и светолидирование;
  • е) различные тренажеры, регистрирующие устройства, приборы срочной информации.

Средства и методы, в основе которых лежит выполнение спортсменом каких-либо физических упражнений

В этом случае применяются:

  • а) общеподготовительные упражнения. Они позволяют овладеть разнообразными умениями и навыками, являющимися фундаментом для роста технического мастерства в избранном виде спорта;
  • в) методы целостного и расчлененного упражнения. Они направлены на овладение, исправление, закрепление и совершенствование техники целостного двигательного действия или отдельных его частей, фаз, элементов;
  • г) равномерный, переменный, повторный, интервальный, игровой, соревновательный и другие методы, способствующие главным образом совершенствованию и стабилизации техники движений.

Применение данных средств и методов зависит от особенностей техники избранного вида спорта, возраста и квалификации спортсмена, этапов технической подготовки в годичном и многолетних циклах тренировки.

Физическая подготовка

Общие основы физической подготовки

Физической подготовкой спортсмена принято называть воспитание физических качеств, проявляющихся в двигательных способностях, необходимых в спорте. Физическая подготовка связана с воспитанием двигательных способностей и обеспечивать спортсмену возможность выполнять движения с необходимой быстротой, силой, продолжительностью, а так же способствует разностороннему физическому развитию и укреплению здоровья.

Общая физическая подготовка служит для воспитания такого комплекса двигательных способностей которые непосредственно могут не входить в соревновательный потенциал (как, например, аэробная выносливость у толкателя ядра). Однако благодаря общей физической подготовке спортсмен приобретает необходимый запас двигательных умений и навыков для последующей технической подготовки и обеспечивает себе такой уровень работоспособности, который позволяет ему успешно проводить специальную физическую техническую и тактическую подготовку. Например если у толкателя ядра недостаточен уровень аэробной выносливости, то он будет быстро утомляться при выполнении серии скоростно-силовых упражнений. Средствами общей физической подготовки является общеподготовительные упражнения.

Вспомогательная физическая подготовка строится на базе ОФП и ориентирована на создании специальной основы, необходимой для эффективного выполнения больших объемов работы, направленной на развитие специальных двигательных качеств. Такая подготовка предполагает повышения функциональных возможностей различных органов и систем организма, улучшения нервно-мышечной координации, повышения способности спортсменов к перенесению больших нагрузок, совершенствование способности к эффективному восстановлению после них.

Специальная физическая подготовка заключается в таком воспитании двигательных способностей, которое обеспечивает спортсмену возможность успешно действовать в условиях соревнований. Поэтому специальная физическая подготовка непосредственно входит в соревновательный потенциал и следовательно единственно влияет на спортивный результат. Этот вид подготовки проводится с помощью специално-подготовительных и соревновательных упражнений.

Виды физической подготовки

Различают общую и специальную физическую подготовку.

Общая физическая подготовка(ОФП) — это процесс совершенствования двигательных качеств, направленных на всестороннее и гармоничное физическое развитие человека. ОФП представляет собой неспециализированный (или относительно мало специализированный) процесс физического воспитания, содержание которого ориентировано на повышение функциональных возможностей, общей работоспособности, является основой (базой) для специальной подготовки и достижения высоких результатов в избранном виде деятельности или виде спорта.

Задачи общей физической подготовки состоят в том, чтобы обеспечить высокий уровень всесторонней физической подготовленности, поддерживать его в течение многих лет, содействовать тем самым сохранению крепкого здоровья и творческого долголетия.

Основными средствами общей физической подготовки являются подготовительные упражнения, применяемые в различных видах спорта, содержание которых ориентировано на создание широких предпосылок успеха в самых различных видах деятельности. ОФП строится с использованием закономерностей переноса тренировочного эффекта с подготовительных упражнений на основные, выполняемые в основной деятельности. Она повышает общий уровень функциональных возможностей организма путем увеличения работоспособности, разносторонне развивает физические качества, систематически обогащает фонд двигательных навыков и умений человека.

Специальная физическая подготовка(СФП) — это процесс воспитания физических качеств, обеспечивающий преимущественное развитие тех двигательных способностей, которые необходимы для конкретной спортивной дисциплины (вида спорта) или вида трудовой деятельности, при этом она ориентирована на предельную степень развития данных способностей. По мере роста спортивного мастерства объем средств ОФП уменьшается, а объем средств СФП — увеличивается.

Специальная физическая подготовка весьма разнообразна по своей направленности, однако, все ее виды можно свести к двум основным группам:

спортивная подготовка;

·профессинально-прикладная физическая подготовка (ППФП).

Спортивная подготовка (тренировка)- это целесообразное использование знаний, средств и методов, позволяющих направленно воздействовать на развитие спортсмена и обеспечивать необходимую степень его готовности к спортивным достижениям. Основными средствами специальной физической подготовки служат соревновательные упражнения в данном виде спорта и разрабатываемые на их основе специально — подготовительные упражнения.

Профессионально-прикладная физическая подготовка — разновидность СФП, оформившаяся в самостоятельное направление физического воспитания и нацеленная на психофизическую подготовку человека к продуктивной трудовой деятельности. В процессе профессионально-прикладного использования физической подготовки решаются как задачи повышения работоспособности, так и задачи укрепления здоровья, профилактики профессиональных заболеваний, предупреждения травматизма, улучшения общего и эмоционального состояния человека. Опираясь на данные профессиограмм, определяются задачи, средства и методы ППФП, рекомендуются целесообразные коррективы в общей физической подготовке и формы направленного использования средств физической культуры непосредственно в оптимизации режима и организации труда.

Средствами физической подготовки являются физические упражнения. Они условно распределяются наобщеподготовительные, вспомогательные и специально-подготовительные.

к общеподготовительным относятся упражнения, которые обеспечивают всестороннее функциональное развитие организма.

вспомогательные упражнения включают двигательные действия, которые создают базу для дальнейшего, усовершенствования необходимых навыков или эффективного усвоения элементов упражнения, которое изучается.

специально-подготовительные упражнения включают двигательные действия, что по своей формой или структурой приближенны к тем, которые изучаются.

Средства физической подготовки также распределяются по направлениям влияния, в частности преимущественно связанные с усовершенствованием техники выполнения упражнения или с развитием отдельных физических качеств.

Методы физической подготовки принято в практических целях условно распределять на три группы, а именно:словесные, наглядные и методы практических упражнений. В процессе подготовки лиц применяются все отмеченные методы в разных сочетаниях. При отборе методов необходимо руководствоваться тем, чтобы они отвечали уровню подготовленности лиц, которые учатся, а также обеспечивали эффективное выполнение поставленных заданий.

К словесным методам принадлежат: рассказ, объяснение, анализ и тому подобное. Эти методы наиболее часто применяют в лаконичной форме, особенно при учебе обучаемых лиц, причем в значительной степени способствует изучению специальной терминологии.

К наглядным методам принадлежат непосредственный показ упражнений и их составных элементов инструктором. Методы практических упражнений условно распределяются на две основных группы:

методы, преимущественно направленные на усвоение техники, а именно формирование двигательных умений и навыков выполнения упражнения;

методы, преимущественно направленные на развитие физических качеств. Методы, преимущественно направленные на усвоение техники выполнения упражнений распределяют на методы изучения движений в целом и по частям. спортсмен тренировка спортивный тактика

Изучение движения в целом осуществляется при усвоении простых упражнений, а также сложных, если разделение их на отдельные элементы невозможно. Однако, в этом случае внимание тех, кто учится, последовательно акцентируется на рациональном выполнении определенных элементов целостного двигательного акта.

Во время изучения сложных движений, которые возможно разделить на отдельные составные элементы, усвоение техники физического упражнения осуществляется по частям. В дальнейшем, целостное выполнение двигательных действий интегрируется в единое целое ранее усвоенных составных элементов упражнения.

В использовании методов изучения движений как в целом, так и по частям основной вес отдается подводящим иимитационным упражнениям. Подводящие упражнения применяются с целью облегчения в овладении техникой движений путем планомерного усвоения более более простых двигательных действий. Это обусловлено родством координационной структуры двойных и основных упражнений. Например, в тренировке бегуна, как подводящие упражнения используется бег с высоким поднятием бедра, бег с захлестом голени, семенящий бег, бег с прыжками и другое. Каждое из этих упражнений является подводящим к основному бегу и способствует более эффективному выполнению его отдельных элементов, а именно: отталкивание, высокого выноса бедра, уменьшения времени опоры ног, координационной согласованности в работе мышц-антогонистови другое.

В имитационных упражнениях сберегается не только общая структура основных упражнений, но и обеспечиваются условия, которые облегчают усвоение двигательных действий, а также создают правильное представление о технике их исполнения. Поэтому они широко используются как при изучении, так и при усовершенствовании техники исполнения движений.

Методы, преимущественно направленные на развитие физических качеств, в зависимости от характера физического упражнения распределяются на два основных метода беспрерывный и интервальный.

Непрерывный метод характеризуется одноразовым непрерывным выполнением физической нагрузки и применяется с целью развития специальной выносливости. Для примера можно привести бег на дистанцию от 3000 метров и больше с постоянной скоростью прохождения каждого километра или, например, бег на дистанцию 4000 метров по стадиону (10 кругов по 400 метров) с прохождением одного круга (400 метров) с заданной скоростью, а следующего — с произвольной и так далее.

Интервальный метод предусматривает выполнение серии упражнений одинаковой длительности с постоянной интенсивностью и регламентированными паузами отдыха. Для примера можно привести выполнение серии физических упражнений, направленных на развитие специальной выносливости, бег 10 х 400 метров в легкой атлетике, 10 х 100 метров в плавании и тому подобное или выполнение серии физических упражнений, направленных на развитие скоростных качеств, например, у бегуна — пробежка 60 метров с максимальной скоростью и отдых 3-5 минут; пробежка 30 м с максимальной скоростью и медленный бег — 200 метров.

Обе вышеприведенных группы методов практических упражнений тесно взаимосвязаны между собой и потому применяются в неразрывном сочетании, тем самым обеспечивая эффективное выполнение заданий по физической подготовке.

Тактическая подготовка

Задачи обучения:

знать назначение, технические характеристики штатных технических средств и оборудования, применяемых при ведении аварийно-спасательных работ (АСР), правила их хранения и сбережения;

уметь готовить штатные технические средства и оборудование к работе, правильно их эксплуатировать;

быть ознакомленными с приборами наблюдения поиска пострадавших, разведки.

Методические указания

Обучение спасателей знанию штатных технических средств, применяемых при ведении АСР, проводится в оборудованных технических классах, учебных площадках или на образцах. Особое внимание уделяется изучению устройства, работы механизмов и агрегатов, применению их в различных ЧС. На всех практических занятиях совершенствуются навыки в проведении осмотров, ежедневных технических обслуживаний, а также соблюдении мер безопасности при работе с ними. Формирование навыков в применении технических средств, инструмента и оборудования проводится на практических занятиях в учебных городках или учебных площадках с выполнением обучаемыми приемов и способов подготовки их к работе и работе с ними.

Тематический расчет часов

Наименование

Индивидуальное

обучение

Курсовое

обучение

темы

темы

занятия

К-во

часов

занятия

К-во часов

Технические средства и оборудование, применяемые при ведении аварийно-спасательных работ

1,2

И того

Тема 1. Технические средства и оборудование, применяемые при ведении аварийно-спасательных работ

Занятие 1. Теоретическое — 2 часа. Назначение, основные технические характеристики штатных аварийно-спасательных инструментов: механизированных, немеханизированных, электрических, пневматических гидравлических, специальных и оборудования. Техника безопасности при работе с различным инструментом.

Занятие 2. Практическое — 4 часа. Формирование первоначальных навыков в подготовке к работе и эксплуатации инструментов, приспособлений, устройств, механизмов и оборудования, применяемых при ведении АВР.

Занятие 3. Теоретическое — 2 часа. Назначение, технические характеристики механизмов: грузоподъемных, транспортных, блокировочных и др.

Приспособления всех видов и модификаций.

Занятие 4. Теоретическое — 2 часа. Оборудование, используемое в ЧС в зависимости от их характера и масштаба. Проверка, подготовка его к работе. Организация хранения и обслуживания. Ознакомление с приборами поиска и разведки.

Занятия 5-12. Практические — по 2 часа. Оборудование, применяемое при проведении аварийно-спасательных работ. Формирование практических навыков его эксплуатации.

Подготовка, проверка, транспортировка, установка, подключение, наладка, обслуживание, текущий ремонт. Отработка практических навыков эксплуатации орудий труда в различных условиях и режимах работы. Отработка практических навыков выполнения групповых работ и навыков взаимодействия. Приобретение навыков работы механизированным и немеханизированным инструментом. Отработка приемов работы инструментами с различными источниками энергии (гидравлические, электрические, пневматические). Отработка навыков эксплуатации орудий труда в различных рабочих позах, в стесненных условиях, в условиях высоты, с использованием средств индивидуальной защиты. Приобретение навыков безопасной работы.

Руководства

1. Вахтин А.К. Меры безопасности при ликвидации последствий стихийных бедствий и производственных аварий. — М. Энергоатомиздат, 1979.

2. ГОСТ 12.4.107-82. ССБТ. Строительство. Канаты страховочные. Общие технические требования.

3. ГОСТ 12.3.033-84. ССБТ. Строительные машины. Общие требования безопасности при эксплуатации.

4. ГОСТ Р 22.9.01-95. Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Аварийно-спасательный инструмент и оборудование. Общие технические требования.

5. Лощаков К.А. Техника безопасности при эксплуатации грузоподъемных машин. — М. Стройиздат, 1975.

  1. Справочник спасателя. МЧС России, 1997.

Первоначальное (базовое) обучение спасателей

Первоначальное (базовое) обучение проходят все спасатели МЧС России в течение первых трех месяцев после приема на работу. Закончив обучение, спасатели сдают экзамены и зачеты. При успешном завершении занятий им присваивается статус «спасателя», выдается книжка и жетон спасателя.

Первоначальное обучение спасателей включает в себя обязательное изучение материалов следующих учебных программ:

— «Базовая программа психологической подготовки спасателей на территории Российской Федерации» (М., 1992);

— «Программа подготовки спасателей Российской Федерации по оказанию первой медицинской помощи пострадавшим при чрезвычайных ситуациях» (М., 1992);

— «Программа первоначальной противопожарной подготовки аварийно-спасательных формирований Российской Федерации» (М., 1992)

Непрерывное обучение (учебная программа подготовки спасателей)

Непрерывное обучение является основной формой поддержания и повышения профессионального уровня спасателей МЧС России и осуществляется на основе представленной ниже учебной программы.

УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ПОДГОТОВКИ СПАСАТЕЛЕЙ

1. Настоящая программа предназначена для систематического проведения занятий по повышению профессионального уровня спасателей ПСС МЧС России.

2. Цель программы- формирование и совершенствование профессиональных навыков и умений, поддержание, повышение физического и профессионального уровня спасателей.

Поставленные цели достигаются:

— качественным планированием учебного процесса (годовое, ежемесячное, еженедельное) и систематическим проведением занятий;

— высоким уровнем подготовки преподавательского состава, использованием передовых методов обучения;

— сочетанием различных форм проведения занятий (групповое, индивидуальное, самостоятельное);

— контролем за ходом учебного процесса;

— максимальным приближением учебного процесса к реальным условиям;

— наличием современной учебной базы.

3. Ответственность за организацию и проведение занятий несут начальники ПСФ, которые разрабатывают и утверждают ежемесячные и еженедельные планы проведения занятий.

4. Обучение проводится без отрыва от производственной деятельности в течение календарного учебного года, с двумя месячными перерывами — в июне и декабре. Программа рассчитана на 504 учебных часа (42 учебных недели) и включает в себя 14 теоретических (108 учебных часов) и 27 практических тем (396 учебных часов).

Порядок организации обучения:

— занятия по теоретической и практической подготовке спасателей проводятся 2 раза в неделю по 6 учебных часов. Дни недели, отведенные на обучение, определяются начальником ПСФ;

— занятия по физической подготовке проводятся ежедневно по 2 учебных часа (540 учебных часов);

— в конце месяца спасатели сдают зачеты и экзамены по пройденному материалу, а также спортивные нормативы с обязательным выставлением оценок и полученных результатов в учебном журнале. Отведенное на это время не входит в расчасовку программы;

— по окончании учебного полугодия (2 раза в год) спасатели принимают участие в комплексных учениях по изученным темам из расчета 10-12 учебных часов, не входящих в расчасовку учебной программы. Занятия должны проводиться в строгой последовательности с учебными темами, указанными в плане программы.

5. Последовательность изучения тем и отводимые на это учебные часы могут быть изменены только по согласованию с Департаментом войск и сил МЧС России. Возможно частичное изменение содержания тем с учетом особенностей региона ответственности ПСФ.

6. Занятия со спасателями проводят начальники служб, главные специалисты, а по отдельным темам, связанным с использованием спецтехники и спецсредств, — командиры специальных формирований и подразделений, а также приглашенные преподаватели.

7. При проведении занятий обучающий должен использовать кино- и видеоматериалы, наглядные пособия, учебные технические средства.

8. После завершения обучения по данной программе спасатель должен знать:

— назначение, цели, задачи и возможности ПСС;

— обязанности, права и правовую ответственность спасателей;

— основные нормативно-технические и правовые документы, регламентирующие деятельность ПСС;

— штатные средства связи, оповещения и управления;

— порядок оповещения, сбора и приведения формирования в готовность к выполнению возложенных на него задач;

— инструменты, приспособления, механизмы, машины, приборы и средства, используемые при проведении ПСР, их назначение, технические данные, порядок применения, возможности;
— основные средства и способы защиты от поражающих факторов ЧС, современных боевых поражающих средств;

— характер и последовательность проведения ПСР в условиях ЧС;

— порядок проведения дезактивации, дегазации, дезинфекции;

— порядок проведения разведки, ориентирования на местности;

— правила выживания и поддержания жизнедеятельности в экстремальных условиях;

— порядок определения состояния пострадавших и последовательность оказания им первой медицинской помощи;

— физико-химические и поражающие свойства СДЯВ и радиоактивных веществ;

— меры безопасности при проведении ПСР;

— правила проведения эвакуационных мероприятий;

— потенциально возможные ЧС в регионе ответственности;

— приемы проведения реабилитационных и восстановительных мероприятий;

— психологические особенности поведения больших групп людей.

После завершения обучения по данной программе спасатель должен уметь:

— проводить ПСР при ликвидации последствий аварий, катастроф и стихийных бедствий;

— пользоваться средствами защиты в условиях ЧС, выполнять страховку и самостраховку;

— эффективно использовать оборудование, применяемое при выполнении ПСР;

— работать со средствами связи и оповещения;

— проводить дезактивационные, дегазационные, дезинфекционные мероприятия;

— оказывать пострадавшим медицинскую и психологическую помощь, определять состояние пострадавших, владеть приемами их транспортировки;

— перемещаться в условиях завалов, повышенной пересеченности местности, по ледовым и снежным поверхностям, в условиях высокогорья, водных преград;

— быстро приспосабливаться к экстремальным условиям, владеть приемами выживания и поддержания жизнедеятельности;

— ориентироваться в сложных условиях, проводить разведку района ЧС;

— осознавать степень риска при выполнении различных работ;

— переносить высокие физические и морально-психологические нагрузки;

— осуществлять работы по спасению животных, продовольствия, растений, материальных ценностей;
— выполнять противопожарные мероприятия, локализовывать и тушить пожары;

— выполнять работы в условиях карантина, обсервации, социальной напряженности.

9. В процессе проведения обучения, с целью адаптации спасателей к реальным условиям ЧС, необходимо повышать уровень экстремальности выполняемых работ (высота, задымленность, локальные пожары, шум и освещенность повышенной интенсивности, другие факторы).

Тематический план теоретических занятий по подготовке спасателей

№ темы Наименование темы Кол-во часов
Введение 6 ч
Классификация аварий, катастроф, стихийных бедствий. Причины и последствия 6 ч
Методологические основы организации и проведения профессиональной подготовки спасателей 6 ч
Регион ответственности поисково-спасательных формирований 6 ч
Организация и проведение поисково-спасательных работ в различных чрезвычайных ситуациях 12 ч
Инструменты, машины, механизмы, приспособления, приборы, средства, применяемые при проведении поисково-спасательных работ 6 ч
Картография, топография, ориентирование на местности 6 ч
Основы выживания в различных чрезвычайных ситуациях 12 ч
Управление и связь при проведении поисково-спасательных работ 6 ч
Техника безопасности при проведении поисково-спасательных работ 12 ч
Реабилитационные мероприятия 6 ч
Делопроизводство при организации и проведении поисково-спасательных работ 6 ч
Примеры чрезвычайных ситуаций в регионе ответственности 6 ч
Проведение деловых игр по отработке действий в условиях чрезвычайных ситуаций 12 ч
ИТОГО: 108 ч

Тематический план практических занятий по подготовке спасателей

Наряду с обучением по представленной ниже программой, спасатели могут быть направлены в специализированные учебные заведения — на курсы, семинары, в учебные центры и учебные комбинаты для получения смежных профессий.

№ темы Наименование темы Кол-во часов
Организация взаимодействия между спасателями при проведении поисково-спасательных работ 10 ч
Действия личного состава формирования при получении сигнала о чрезвычайной ситуации 10 ч
Выдвижение в район проведения поисково-спасательных работ 10 ч
Организация временного лагеря 10 ч
Оборудование, применяемое при проведении поисково-спасательных работ. Формирование практических навыков его эксплуатации 30 ч
Поиск пострадавших 40 ч
Такелажные работы. Формирование практических навыков выполнения такелажных работ 10 ч
Газоэлектросварочные работы. Формирование практических навыков выполнения газоэлектросварочных работ 10 ч
Пиротехнические работы. Формирование практических навыков выполнения пиротехнических работ 10 ч
Чрезвычайные ситуации на транспорте. Формирование практических навыков ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на транспорте 12 ч
Чрезвычайные ситуации техногенного характера. Формирование практических навыков выполнения работ по ликвидации последствий аварий и катастроф техногенного характера 30 ч
Пожары и взрывы техногенного происхождения. Формирование практических навыков работы спасателей в условиях пожаров и взрывов 10 ч
Радиационное заражение. Формирование практических навыков работы спасателей в условиях радиационного заражения 10 ч
Химическое заражение. Формирование практических навыков работы спасателей в условиях химического заражения 10 ч
Аварии и катастрофы на магистральных трубопроводах. Формирование практических навыков работы спасателей на трубопроводах 10 ч
Эпидемиологическая опасность. Формирование практических навыков работы спасателей в условиях эпидемий 6 ч
Ориентирование на местности. Формирование практических навыков ориентирования спасателей на местности 10 ч
Организация и проведение реабилитационных мероприятий 6 ч
Аутогенная тренировка 12 ч
Изменяющиеся условия чрезвычайных ситуаций. Формирование практических навыков работы в этих условиях 8 ч
Приемы выживания. Формирование практических навыков выживания 10 ч
Огневая подготовка 10 ч
Формирование практических навыков работы с большими группами людей 6 ч
Безопасные навыки работы. Формирование практических навыков осознания степени риска и навыков безопасной работы 10 ч
Транспортное обеспечение поисково-спасательных работ 6 ч
Адаптация спасателей к работе в различных чрезвычайных ситуациях 30 ч
Потенциальные опасности региона ответственности 60 ч
ИТОГО: 396 ч

Полигонно-тренажерный метод(введение)

Преимущество полигонно-тренажерного метода по сравнению с традиционными методами заключается в использовании специальных технических средств обучения — тренажеров, которые обеспечивают возможность максимального приближения учебного процесса к реальным условиям, моделирования практически любых ЧС, их многократного повторения.

Номенклатура тренажеров, необходимых для организации и проведения практического обучения спасателей, разработана на основе изучения условий их труда и характера деятельности. Применение тренажеров позволяет не только сформировать у спасателей необходимые для их работы умения и навыки, но и повысить мастерство в ходе соревнований и тренировок.

Оптимальные результаты обучения достигаются при использовании не отдельных тренажеров, а специализированного полигонно-тренажерного комплекса.

Полигонно-тренажерный комплекс практического обучения спасателей МЧС России должен включать в себя специализированные учебные площадки и тренажеры, предназначенные для решения следующих задач:

— адаптации человека к работе в различных ЧС;

— формирования навыков перемещения и преодоления препятствий;

— обучения работе в стесненных условиях и замкнутых пространствах;

— формирования навыков выполнения газоэлектросварочных, такелажных, погрузочно-разгрузочных работ;

— формирования навыков работы в условиях ликвидации последствий стихийных бедствий, техногенных, эпидемиологических, социальных ЧС;

— формирования навыков эксплуатации инструментов, приспособлений, машин, механизмов, приборов, средств защиты;

— формирования навыков взаимодействия при групповых работах;

— формирования навыков выполнения пиротехнических работ;

— обучения работе на действующих предприятиях;

— обучения работе на воде, под водой, под землей;

— формирования навыков работы в условиях выбросов (проливов) СДЯВ, воздействия радиоактивного излучения, вредных веществ;

— формирования навыков поиска пострадавших, их деблокирования, извлечения, определения состояния, степени травмирования, оказания первой медицинской помощи, транспортировки;

— формирования навыков ориентирования на местности и выживания в различных условиях;

— обучения работе в условиях пожаров;

— формирования навыков работы в изменяющихся условиях (ночь, день, ветер, осадки, экстремальные факторы, повторяющиеся подземные толчки).

Для формирования профессионально важных умений и навыков, адаптации спасателей к работе в различных ЧС используются специальные тренажеры, разработанные ОАО НИИМонтаж.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *