Факторы психического развития человека

Факторы психического развития человека

Факторами называются постоянно действующие обстоятельства, вызывающие устойчивые изменения того или иного признака. В рассматриваемом нами контексте мы должны определить виды воздействий, влияющих на возникновение различных отклонений в психофизическом и личностно-социальном развитии человека.

Но сначала рассмотрим условия нормального развития ребенка.

Можно выделить основные 4 условия, необходимые для нормального развития ребенка, сформулированные Г.М. Дульневым и А. Р. Лурия.

Первое важнейшее условие — «нормальная работа головного мозга и его коры»; при наличии патологических состояний, возникающих вследствие различных патогенных воздействий, нарушается нормальное соотношение раздражительных и тормозных процессов, затруднено осуществление сложных форм анализа и синтеза поступающей информации; нарушается взаимодействие между блоками мозга, отвечающими за различные аспекты психической деятельности человека.

Второе условие — «нормальное физическое развитие ребенка и связанное с ним сохранение нормальной работоспособности, нормального тонуса нервных процессов».

Третье условие — «сохранность органов чувств, которые обеспечивают нормальную связь ребенка с внешним миром».

Четвертое условие — систематичность и последовательность обучения ребенка в семье, в детском саду и в общеобразовательной школе.

Проводящийся регулярно различными службами (медицинскими, психологическими, образовательными, социальными) анализ психофизического и социального здоровья детей показывает прогрессирующий рост численности детей и подростков с различными отклонениями в развитии, здоровых по всем параметрам развития детей становится все меньше. По данным различных служб, от 11 до 70 % от всего детского населения на разных этапах своего развития в той или иной степени нуждаются в специальной психологической помощи.

Основная дихотомия (деление на две части) традиционно идет по линии или врожденности (наследуемости (СНОСКА: Наследственность — свойство живой материи передавать потомству признаки и особенности развития родителей, в том числе и наследственных заболеваний или специфической слабости организма в виде предрасположенности к определенным заболеваниям) каких-либо особенностей организма, или их приобретенности в результате средовых воздействий на организм. С одной стороны, это теория преформизма (заданности и предопределенности психосоциального развития человека) с отстаиванием прав ребенка как активного творца своего собственного развития, обеспеченного природой и наследственностью (представлена, в частности, в работах французского философа и гуманиста XVIII в. Ж.Ж.Руссо), с другой стороны, сформулированное английским философом XVII в. Джоном Локком представление о ребенке как «чистой доске» — «tabula rasa», — на которой окружающая среда может сделать любые записи.

Л.С.Выготский, являющийся выдающимся психологом и дефектологом, основоположником культурно-исторической теории развития психики человека, убедительно доказал, что «врастание нормального ребенка в цивилизацию представляет обычно единый сплав с процессами его органического созревания. Оба плана развития — естественный и культурный — совпадают и сливаются один с другим. Оба ряда изменений взаимопроникают один в другой и образуют в сущности единый ряд социально-биологического формирования личности ребенка» (Т. 3. — С. 31).

По времени воздействия патогенные факторы делятся на:

Пренатальные (СНОСКА: Пренатальный период— период, длящийся в среднем 266 дней или 9 календарных месяцев от момента зачатия до рождения ребенка, состоит из трех стадий предзародышевой, или стадии яйца (зачатие — 2-я неделя), когда оплодотворенное яйцо — зигота — перемещается в матку и внедряется в ее стенку с образованием плаценты и пуповины, зародышевой, или стадии эмбриона (2-я неделя — конец 2-го месяца), когда происходит анатомическая и физиологическая дифференцировка различных органов, длина зародыша достигает 6 см, вес — около 19 г, стадии плода (3-й месяц — рождение), когда идет дальнейшее развитие различных систем организма В начале 7-го месяца появляется способность к выживанию вне организма матери, к этому времени длина плода составляет около 40 см, вес — около 1,9 кг)(до начала родовой деятельности);

натальные (в период родовой деятельности);

постнатальные (после родов, прежде всего имевшие место в период с раннего детства до трех лет).

Согласно клинико-психологическим материалам наиболее грубое недоразвитие психических функций возникает вследствие воздействия повреждающих вредностей в период интенсивной клеточной дифференциации структур головного мозга, т.е. на ранних этапах эмбриогенеза, в начале беременности. Факторы, нарушающие развитие ребенка, находящегося в утробе матери (включая состояние здоровья матери), называются тератогенами.

К биологическим факторам риска, способным вызвать серьезные отклонения в физическом и психическом развитии детей, относятся:

хромосомно-генетические отклонения как наследственно обусловленные, так и возникшие в результате генных мутаций, хромосомных аберраций;

инфекционные и вирусные заболевания матери во время беременности (краснуха, токсоплазмоз, грипп);

венерические заболевания (гонорея, сифилис);

эндокринные заболевания матери, в частности диабет;

несовместимость по резус-фактору;

алкоголизм и прием наркотиков родителями, и особенно матерью;

биохимические вредности (радиация, экологическое загрязнение окружающей среды, наличие в окружающей среде тяжелых металлов, таких, как ртуть, свинец, использование в агротехнике искусственных удобрений, пищевых добавок, неправильное использование медицинских препаратов и др.), воздействующие на родителей до наступления беременности или на мать во время беременности, а также на самих детей в ранние периоды постнатального развития;

серьезные отклонения в соматическом здоровье матери, включая недоедание, гиповитаминоз, опухолевые заболевания, общую соматическую ослабленность;

гипоксические (кислородная недостаточность);

токсикозы матери во время беременности, особенно во второй ее половине;

патологическое протекание родовой деятельности, особенно сопровождающееся травматизацией головного мозга;

мозговые травмы и тяжелые инфекционные и токсико-дистрофические заболевания, перенесенные ребенком в раннем возрасте;

хронические заболевания (такие, как астма, заболевания крови, диабет, сердечно-сосудистые заболевания, туберкулез и др.), начавшиеся в раннем и дошкольном возрасте.

Факторы психического развития человека

Факторами называются постоянно действующие обстоятельства, вызывающие стойкие изменения того или иного признака. В обозреваемом нами контексте мы должны определить виды воздействия, вызывают различные отклонения в психо-физическом и личностно-социальном развитии человека. Но сначала рассмотрим условия нормального развития ребенка. Можно выделить основные 4 условия , необходимые для нормального развития ребенка, сформулированные Г. Дульнев и А. Лурия. Первое важнейшее условие — «Нормальная работа головного мозга и его коры»; при наличии патологических состояний, в результате различных патогенных воздействий, нарушается нормальное соотношение процессов возбуждения и торможения, затруднено осуществление сложных форм анализа и синтеза информации поступающей; нарушается взаимодействие между блоками мозга, отвечающих за различные аспекты психической деятельности человека. Второе условие — «нормальный физическое развитие ребенка и связанное с ним сохранения нормальной работоспособности, нормального тонуса нервных процессов». Третье условие — «сохранение органов чувств, обеспечивающих нормальную связь ребенка с внешним миром». Четвертое условие — систематичность и последовательность обучения ребенка в семье, в детском саду и в общеобразовательной школе.

Проводится регулярно различными службами (медицинскими, психологическими, образовательными, социальными) анализ психофизического и социального здоровья детей показывает прогрессирующий рост численности детей и подростков с различными отклонениями в развитии, здоровых по всем параметрам развития детей становится все меньше. По данным различных служб, от 11 до 70% от всего детского населения на различных этапах своего развития в той или иной степени нуждаются в специальной психологической помощи.

Основная дихотомия (разделение на две части) традиционно идет по линии или врожденности (наследственности) каких-либо особенностей организма, или их приобретении в результате средовых воздействий на организм. С одной стороны, это теория преформизма (заданности и определенности психосоциального развития человека) с отстаиванием прав ребенка как активного творца своего собственного развития, обеспеченного природой и наследственностью (представлена, в частности, в работах французского философа и гуманиста XVIII в. Ж. Ж. Руссо) , с другой стороны, сформулированное английским философом XVII в. Джоном Локком представление о ребенке как «чистой доски» — «tabula rasa», — на которой окружающая среда может сделать любые записи. Л. Выготский, который является выдающимся психологом и дефектологом, основоположником культурно-исторической теории развития психики человека, убедительно доказал, что «врастание нормального ребенка в цивилизацию представляет обычно единый сплав с процессами его органического созревания. Оба плана развития — естественный и культурный — совпадают и сливаются один с другим. Обе ряда изменений взаимопроникают друг в друга и образуют по сути единственный ряд социально биологического формирования личности ребенка «.

По времени воздействия патогенные факторы делятся на:

пренатальные (до начала родовой деятельности);

натальные (в период родовой деятельности);

постнатальные (после родовой, в период с раннего детства до трех лет).

Согласно клинико-психологическим материалом грубое недоразвитие психических функций возникает вследствие воздействия вредных факторов в период интенсивной клеточной дифференциации структур головного мозга, то есть на ранних этапах эмбриогенеза, в начале беременности. Факторы, нарушающие развитие ребенка, находятся в утробе матери (включая состояние здоровья матери), называются тератогенами.

К биологическим факторам риска, которые могут вызвать серьезные отклонения в физическом и психическом развитии детей, относятся:

— Хромосомные-генетические отклонения как следствие и результат генных мутаций, хромосомных аберраций;

— Инфекционные и вирусные болезни матери во время беременности (краснуха, токсоплазмоз, грипп);

— Венерические заболевания (гонорея, сифилис)

— Эндокринные болезни матери, в частности диабет

— Несовместимость по резус-фактору;

— Алкоголизм и прием наркотиков родителями, особенно матерью;

— Биохимические вредности (радиация, экологическое загрязнение окружающей среды, наличие в окружающей среде тяжелых металлов, ртуть, свинец, использование в агротехнике искусственного удобрения, добавки пищи, неправильное использование медицинских препаратов и др.), Влияние на родителей до наступления беременности или на мать во время беременности, а также на самого ребенка в ранний период постнатального развития;

— Серьезные отклонения в соматическом здоровье матери, включая недоедание, гиповитаминоз, опухоли, общая соматическая слабость,

— Гипоксия (кислородная недостаточность)

— Токсикозы матери во время беременности, особенно во второй половине;

— Патологическое протекание родов, особенно травматизация головного мозга

— Мозговые травмы и тяжелые инфекционные и токсико-дистрофические заболевания, переносе ребенком в раннем возрасте;

— Хронические заболевания (астма, заболевания крови, диабет, сердечно-сосудистые заболевания, туберкулез и др.), Начавшиеся в раннем и дошкольном возрасте.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *