Недискреционная автоматическая фискальная политика

Недискреционная политика

Недискреционная фискальная политика — процесс автоматической корректировки налогов, государственных расходов и сальдо по причине циклических изменений общей прибыли. Недискреционная фискальная политика подразумевает автоматическое снижение (повышение) чистых налоговых платежей в госбюджет во время падения (роста) ВВП. Данный фактор, как правило, оказывает положительное действие на экономику и позволяет ей быстрее справиться с кризисом.

Недискреционная фискальная политика: сущность

Результатом колебаний совокупной прибыли в границах цикличности может стать как появление дефицита, так и излишков бюджетных средств. При этом процесс может происходить автоматически, без какой-либо регулировки извне. Основное действие при этом оказывают встроенные экономические стабилизаторы.


Фискальная политика, которая предполагает корректировку объемов государственных затрат, сальдо и налогов в автоматическом режиме по результатам циклических изменений рынка, носит название недискреционной. Ее суть заключается в автоматическом росте чистых поступлений налогов в государственный бюджет в период увеличения ВНП или же снижении их объемов в случае падения валового национального продукта. Все это полезно для экономики и способствует ее стабилизации.

В сфере недискреционной фискальной политики часто встречается такой термин, как автоматический (встроенный) стабилизатор. По своей сути это механизм в сфере экономики, который позволяет уменьшить диапазон колебаний уровней выпуска и занятости без изменения экономического вектора развития всей страны в целом.
В роли таких стабилизаторов выступают такие направления, как система социальной помощи, предполагающая выплату пособий нуждающимся, и прогрессивная система стягивания налогов. Степень стабильности в сфере экономики зависит непосредственным образом от объемов бюджетных излишков (дефицита), возлагающих на себя функции своеобразных «амортизаторов», снижающих негативные воздействия совокупного спроса.

Сегодня есть несколько видов автоматических стабилизаторов. К таковым можно отнести:

— подоходный налог;
— пособие, выплачиваемое по безработице;
— социальные платежи;
— косвенная группа налогов (сюда стоит отнести в первую очередь НДС).

Во время спада экономики активность стабилизаторов может послужить падению поступлений в бюджет, дефициту последнего и активному росту объемов социальных выплат.

Встроенные стабилизаторы часто «смешиваются» с другими элементами, оказывающими влияние на рыночный механизм. К таковым элементам можно отнести перелив капитала из менее востребованных в наиболее прибыльные (рентабельные) отрасли, гибкость ценовой политики, создание потребительского спроса (с учетом текущего и будущего дохода) и так далее. На самом же деле эти инструменты часто различаются.

Недискреционная фискальная политика: механизм действия, плюсы и минусы

Механизм действия встроенных стабилизаторов на экономическую сферу можно рассмотреть на простом примере. Первое, что нужно учесть — действие подоходного налога. Если в стране начинает снижаться спрос на инвестиции, то за ним обязательно пойдет снижение совокупного (общего) спроса. Это, в свою очередь, может привести к снижению равновесной прибыли Y. При наличии действующей ставки t на прибыль налоговая функция принимает форму: T = Ta+tЧY. По формуле видно, что размер мультипликатора будет тем меньше, чем больше параметр t.

НДС выступает в качестве обеспечения встроенной стабильности. Процесс происходит следующим образом. В период рецессии объемы продаж снижаются, так как НДС относится к косвенным налогам и является составляющей стоимости товара. Снижение стоимости приводит к уменьшению налоговых отчислений в бюджет страны. При проявлении активности в экономике общие доходы, наоборот, возрастают, что повышает поступления от роста косвенных налогов. Как следствие, экономика нормализуется.

Некоторые процессы происходят и в сфере совершения выплат по бедности и безработице. В случае спада объемы таких отчислений увеличиваются, ведь многие люди остаются без работы, а общие доходы снижаются. В случае роста экономики наблюдаются обратные процессы — сверхзанятость и увеличение объемов доходов. По сути, данные пособия выполняют роль трансфертов, то есть «инъекций» в экономическую сферу. Своевременное совершение платежей позволяет увеличить доходы и, соответственно, затраты. Это, в свою очередь, выступает стимулирующим фактором для экономики страны. Снижение общего размера выплат в случае бума будет оказывать подавляющее действие.


Рост встроенной стабильности в сфере экономики имеет и другой аспект — противоречие долгосрочным планам фискальной политики страны, а именно закрепление стимулов к росту потенциала и увеличения предложения факторов производства. Стимулирования можно добиться путем снижения налоговых ставок. Но такие действия неизбежно приводят к появлению излишка и дефицита. В итоге снижается уровень встроенной стабильности.
Сами встроенные стабилизаторы не способны убрать причины циклических изменений в равновесном ВНП, а лишь ограничивают диапазоны этих колебаний. На базе отчетности о циклических излишках или дефиците бюджета сложно сделать вывод по качеству фискальной политики в целом, ведь факт несбалансированности бюджета не улучшает общую занятость в экономике, а возможен при любом уровне выпуска. Вот почему встроенные стабилизаторы могут сочетаться с мерами фискальной политики, нацеленными на создание полной занятости.

Главные преимущества недискреционной фискальной политики:

1. Наличие эффекта мультипликатора, то есть все инструменты отличаются мультипликативным эффектом влияния на объем равновесного выпуска.

2. Отсутствие задержек (внешних лагов). На практике внешний лаг — промежуток времени, который имеет место между принятием определенных решений в отношении фискальной политики и возникновением реальных результатов таких изменений. Когда правительство приняло решение по изменению фискальной политики, мероприятия вступают в силу, а результат можно увидеть достаточно быстро.

3. Автоматическая стабилизация. Большой плюс недискреционной фискальной политики — наличие встроенных стабилизаторов, которые работают в автоматическом режиме. При этом правительству не обязательно принимать дополнительные меры по стабилизации экономики. Весь процесс сглаживания происходит в автоматическом режиме.

Минусы недискреционной фискальной политики:

1. Появление эффекта вытеснения. Его суть заключается в том, что часть общего объема производства вытесняется по причине снижения объема инвестиционных затрат из-за увеличения ставки процента. Это возможно, благодаря проведению специальной стимулирующей политики.

2. Возникновение внутреннего лага — периода между появлением острой необходимости во внесении изменений в фискальную политику и, соответственно, принятием такого решения. Последнее слово всегда за правительством страны, но ввести изменения в действие невозможно без предварительного обсуждения и согласования всех спорных вопросов на законодательном уровне.

На все обсуждения и согласования уходит определенное время. Кроме этого, они могут вступить в силу не сразу, а лишь с начала следующего года. За данный промежуток времени могут произойти определенные изменения в экономике. К примеру, сами меры разрабатывались в период рецессии, а вступили в силу, когда в стране начался существенный подъем. Как следствие, стимулирование может стать причиной «перегрева» в сфере экономики и провоцирования инфляции. Итог — не налаживание, а дестабилизация экономики. Ситуация может быть и обратной, когда правительство продумывало сдерживающую политику в период активного роста, которая, в свою очередь, вступила в силу уже во время спада.

3. Наличие неопределенности имеет прямое отношение к проблемам идентификации в экономике. Зачастую сложно вычислить момент, когда закончится период рецессии и начнется период восстановления, а небольшой подъем превратится в перегрев. В различные циклы желательно применять разные виды политики. С одной стороны, могут понадобиться стимулирующие меры, а с другой — сдерживающие. Если ошибиться с направлением и выбранными мерами, то уже через время это приведет к еще большим проблемам.

4. Рост дефицита бюджета. Многие сторонники теорий рациональных ожиданий и предложения считают главным минусом фискальной политики — рост трансфертов и государственных закупок, то есть затрат бюджета и снижения налогов. Все это ведет к росту дефицита госбюджета. Вот почему «рецепты» регулирования в финансовой сфере («дефицитное финансирование») получили столь большую популярность. При этом вопрос финансирования дефицита госбюджета до сих пор является одним из основных для специалистов по макроэкономике.

Дискреционная и недискреционная

⇐ ПредыдущаяСтр 13 из 17

Фискальная политика

Фискальная политика по характеру воздействия делится на дискреционную и недискреционную (автоматическую) политику или политику встроенных стабилизаторов.

Дискреционная политика предполагает специальные меры по изменению государственных расходов, в том числе трансфертных платежей, а также изменения налоговых ставок с целью изменения экономической ситуации. Так в период спада или депрессии увеличение государственных расходов и уменьшение налоговых поступлений ведет к дефициту государственного бюджета, напротив, сокращение государственных расходов и увеличение налоговых сборов в период оживления и периода высокой конъюнктуры приводит к формированию излишка (профицита) государственного бюджета.

Недискреционная фискальная политикане предполагает никаких специальных мер правительства по изменению объема государственных расходов налоговых поступлений. Напротив, ее действие основано на том, что при существующей системе налогообложения, которая опирается в основном на прогрессивные ставки налогов (в крайнем случае существуют пропорциональные ставки), а также системе выплаты государственных трансфертов населению и предприятиям, изменение государственных расходов и налогообложения происходит автоматически, следуя фазам экономического цикла. Так в период спада объем прямых (в связи с падением доходов) и косвенных (в связи с уменьшением объема произведенной продукции) налогов сокращается, а размер трансфертных государственных платежей увеличивается (пособие по безработице, помощь малоимущим, финансовая помощь предприятиям и т.п.).

Встроенные стабилизаторы экономики.

Таким образом, недискреционная политика – это автоматическое изменение величины государственных расходов и налоговых поступлений в бюджет в результате циклических колебаний совокупного дохода.

Модель недискреционной политики (встроенных стабилизаторов) представлена на рисунке 11.7.

рис. 11.7.

В данной модели функция налогов представлена графиком, отражающим прямую зависимость между величиной налоговых поступлений в бюджет и величиной совокупного дохода Y. Т=TA+t∙Y. Здесь: TA — автономные налоги; t — средняя налоговая ставка; Y — величина совокупного дохода.

Функция государственных расходов представлена как G=GA-g∙Y.

Здесь GA – автономные государственные закупки, g – предельная склонность к выплате трансфертных платежей, которая равна ∆GT/∆Y, ∆GT – изменения в трансфертных платежах, ∆Y – изменения в совокупном доходе, вызвавшее это изменение.

Чем «круче» графики G и T, что зависит от величины t (предельной ставки налогообложения) и g, тем более эффективной является автоматическая фискальная политика в короткий период времени. Того же нельзя сказать о долгосрочном периоде, в котором слишком высокие предельные ставки налогообложения могут сильно подорвать стимулы к экономическому росту у различных субъектов экономики (население, бизнесменов и т.д.).

Эффективность фискальной политики

Активное использование фискальной политики в качестве стабилизационной меры включает 2 основные группы вопросов.

Первая группа вопросов связана с тем, насколько успешной может быть фискальная политика в деле стабилизации экономики, другими словами, что может препятствовать преодолению циклических колебаний с помощью фискальной политики.

· Во-первых, эффективность фискальной политики как стабилизационной меры может быть снижена из-за существования временных лагов, как в дискреционной политике, когда проходит значительное время от оценки экономической ситуации до принятия конкретных мер по изменению государственных расходов и налоговых ставок.

· Во-вторых, степень стабилизационного воздействия бюджетного излишка зависит от направления его использования, например, использование бюджетного излишка на выплату процентов по государственному долгу, на увеличение трансфертных платежей и т.п. может привести на фоне экономического подъема к усилению инфляции спроса, тогда как полное изъятие его ограничивает совокупный спрос и сдерживает инфляцию.

Стабилизационное воздействие бюджетного дефицита во многом зависит от способов его финансирования. Главными способами финансирования, напоминаем, является:

кредитно-денежная эмиссия (монетизация), выпуск займов;

· увеличение налоговых поступлений в государственный бюджет;

· использование бюджетного излишка предыдущих лет для финансирования бюджетного дефицита данного финансового года.

Наиболее эффективным способом финансирования бюджетного дефицита является, естественно, последний. Монетизация дефицита приводит нередко к возникновению «сеньоража» – дохода государства от печатания необеспеченной соответствующей массой товаров и услуг денег. Это приводит к тому, что часть доходов населения через возросшие цены перераспределяется в пользу государства.

Эффект Оливера-Танзи

Однако от усиления инфляционных процессов в связи с монетизацией страдает и само государство. Существует Эффект Оливера-Танзи, который заключается в том, что налогоплательщики, сознательно оттягивая сроки уплаты налогов, затем производят расчеты с государством уже обесцененными деньгами.

Если дефицит государственного бюджета финансируется с помощью выпуска государственных займов, то увеличивается средняя рыночная ставка процента, что приводит к тому, что снижается объем частных инвестиций и частично к падению потребительских расходов, что называется эффектом вытеснения. Кроме того повышение уровня национальной процентной ставки приводит к оттоку национальной валюты на мировых денежных рынках, повышению ее курса и как следствие падению чистого экспорта – эффект чистого экспорта. Все это значительно ослабляет действие фискальной политики в качестве стабилизационной меры в краткосрочном периоде

Вторая группа вопросов состоит в том, что является ли бюджетный дефицит отражением стабилизационной фискальной политики. Если мы рассмотрим дискреционную фискальную политику, то станет очевидным, что фактический уровень дефицита (излишка) бюджета не отражает вполне характер специальных мер фискальной политики. Простой пример: правительство не принимает никаких мер по изменению ставок налогообложения, а дефицит государственного бюджета увеличивается из-за падения доходов. Поэтому в фактическом дефиците различают структурный и циклический дефицит бюджета.

Структурный дефицит является следствием дискреционной фискальной политики и равен разности между текущими государственными расходами и теми доходами государственного бюджета, которые поступили бы в него в условиях полной занятости.

Избыток или дефицит государственного бюджета в условиях полной занятости называют также бюджетом полной занятости. Циклический дефицит является результатом действия встроенных стабилизаторов и равен разности между фактическим и структурным дефицитом.

Фактический дефицит = Структурный дефицит + Циклический дефицит.

Таким образом, из всего этого следует, что по размеру наблюдаемого дефицита нельзя судить о том, насколько активно государство проводит фискальную политику. Во время спада дефицит может свидетельствовать о недостаточном объеме государственных расходов и возможно, что их увеличение привело бы к росту реального национального дохода и сокращенного дефицита.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *