Классификация государственных ценных бумаг

Классификация государственных и муниципальных ценных бумаг

Государственные ценные бумаги можно классифицировать:

  • 1. По срокам заимствования:
    • — краткосрочные — со сроками заимствования до 1 года.;
    • — среднесрочные — со сроком обращения от 1 года до 5 лет.;
    • — долгосрочные — со сроком обращения свыше 5 лет..
  • 2. По способу получения дохода:
    • — дисконтные — продаваемые инвесторам по цене ниже номинала. При погашении инвестор получает доход в виде разницы между номинальной стоимостью и ценой приобретения;
    • — купонные — выпускаемые с купонами, по которым выплачивается с определенной периодичностью купонный доход;
    • — процентные — ценные бумаги, процентная ставка которых может быть фиксированной, т.е. неизменной на весь период существования облигации; плавающей и ступенчатой;
    • — индексируемые облигации — ценные бумаги, номинальная стоимость которых возрастает, например, на индекс инфляции;
    • — выигрышные — ценные бумаги доход по которым выплачивается в форме выигрышей;
    • — комбинированные облигации — ценные бумаги, по которым доход образуется за счет комбинации ранее перечисленных способов.
  • 3. По цели выпуска ценные бумаги:
    • — долговые — для покрытия постоянного дефицита государственного бюджета, переходящего из года в год. Как правило, среднесрочные и долгосрочные ценные бумаги выпускаются именно с этой целью и обслуживают систематическую задолженность государства;
    • — ценные бумаги для покрытия временных дефицитов бюджета (кассовых разрывов), которые образуются в связи с определенной цикличностью поступления налогов и постоянными расходами из бюджета.;
    • — целевые облигации выпускаемые для реализации конкретных проектов;
    • — ценные бумаги для покрытия государственного долга предприятиями и организациями.
  • 4. По виду эмитента:
    • — ценные бумаги федерального правительства;
    • — муниципальные ценные бумаги или ценные бумаги других уровней государственного управления;
    • — ценные бумаги государственных учреждений;
    • — ценные бумаги, которым придан статус государственных.
  • 5. По форме обращаемости:
    • — рыночные ценные бумаги, которые могут свободно перепродаваться после их первичного размещения;
    • — нерыночные, которые не могут перепродаваться их держателями, но могут быть через определенный срок возвращены эмитенту.

Существуют две главные формы муниципальных займов:

  • — выпуск муниципальных ценных бумаг;
  • — ссуды.

Муниципальные ценные бумаги обычно выпускаются в виде муниципальных облигаций. Ссуды могут предоставляться либо по бюджетной линии — бюджетные ссуды вышестоящих бюджетов, либо коммерческими банками. В последнем случае ссуда местным органам власти обычно не отличается от аналогичных ссуд другим предприятиям и организациям. Муниципальные облигации могут выпускаться:

  • — именными и на предъявителя;
  • — на любые сроки (в том числе сроком на один год);
  • — без ограничений или с ограничениями по возможности обращения;
  • — под залог имущества или без совершения залога (залог при выпуске облигаций под доходы от конкретных объектов);
  • — купонными и бескупонными;
  • — в качестве как серийных (погашение суммы внутри срока займа), так и срочных (с единым сроком погашения: с фондом погашения или без него);
  • — с фиксированным и колеблющимся процентом;
  • — отзывные и без права отзыва эмитентом;
  • — с фондом погашения и без такового;
  • — с правом обратной продажи и без таковой;
  • — в качестве зеро-купонов;
  • — с застрахованными обязательствами перед инвестором и без таковых;
  • — с субординацией «по старшинству» и «меньшинству» различных выпусков муниципальных облигаций.

Облигации местных органов власти не относятся к составу государственного внутреннего долга и, соответственно, на них не распространяются ограничения и правила, установленные для долговых обязательств правительства.

Классификация облигаций местных органов власти.

Облигации под общее обязательство о погашении задолженности:

— облигации, выпускаемые без обеспечения, под общее обязательство погасить долг и выплатить проценты. Выполнение обязательств покрывается общей способностью органа власти взимать налоги. Вместе с тем в условиях выпуска уточняется определение общей налоговой способности. Обычно выпускаются для покупателя общего, переходящего из года в год дефицита местного бюджета.

Облигации под общее обязательство с ограниченным покрытием по налоговой способности:

— облигации, выпускаемые без обеспечения, под общее обязательство погасить долг и выплатить проценты. Выполнение обязательств покрывается не общей способностью властей к взысканию налогов, а конкретным налоговым источником — взиманием налоговых платежей конкретного вида, сборов, пеней и т.д.

Облигации под целевые поступления, к ним относятся целевые облигационные займы на строительство конкретных объектов, доходы от которых будут идти на погашение займа:

— облигации, выполнение обязательств по которым обеспечивается доходами от конкретного проекта (на реализацию направляются средства, аккумулированные посредством облигационного займа). Например, строительство аэропортов (платежи авиакомпаний за использование сооружений), морских портов (арендная плата за пользование терминалами).

Облигации могут выпускаться:

  • — на строительство, модернизацию, ремонт и т.п. объектов, доходы от которых будут направлены на их погашение;
  • — на другие цели, но под доходы от объектов, находящихся в муниципальной собственности.

Обычно в условиях выпуска тщательно оговаривается, какая часть доходов может быть направлена на погашение обязательств перед держателями облигаций, а какая — на покрытие текущих издержек от эксплуатации объекта, приносящего доходы, его ремонт, модернизацию.

Краткосрочные облигации под ожидаемые налоговые или иные поступления, на покрытие кассовых дефицитов бюджета:

  • — с целью покрытия кассовых разрывов местные власти выпускают краткосрочные (3 — 12 месяцев) облигации при следующих вариантах погашения:
    • а) за счет будущих налогов;
    • б) за счет зачета налогоплательщикам сумм, вложенных в облигации, при определении размеров налоговых платежей;
    • в) под ожидаемые в будущем дотации от вышестоящих бюджетов;
    • г) под поступления доходов от объектов, находящихся в муниципальной собственности;
    • д) под сочетание на долевых началах указанных источников платежей.

В целом на муниципальные облигации распространяются теоретические положения, касающиеся облигаций вообще как одного из главных видов ценных бумаг. Размещение их осуществляется в соответствии с действующим законодательством (закрытая или открытая подписка), и эти облигации наравне с другими ценными бумагами могут продаваться и покупаться на соответствующем биржевом или внебиржевом рынке.

Классификация государственных ценных бумаг

По срокам заимствования различают ценные бумаги:

краткосрочные— со сроками заимствования до 1 года. К таким видам ценных бумаг относятся, например, в США казначейские векселя со сроками обращения 3, 6 и 12 месяцев и векселя управления наличностью, выпускаемые на срок до 50 дней. В Японии 3- и 6-месячные краткосрочные облигации и финансирующие векселя, которые выпускаются для покрытия краткосрочных разрывов на срок 60 дней. В Великобритании выпускаются краткосрочные казначейские векселя на срок 3 месяца и облигации со сроком обращения 1 год. В России с 1993 г. эмитируются государственные краткосрочные бескупонные облигации со сроками обращения 3, 6 и 12 месяцев, облигации государственного сберегательного займа с отрезными купонами сроком на 1 год;

среднесрочные — со сроком обращения от 1 года до 5 лет. Примером данного вида долговых обязательств могут служить выпускаемые в США казначейские ноты на сроки 2, 3, 5 лет (отдельные выпуски эмитируются сроком на 7 лет). В Японии — среднесрочные облигации государственных займов на срок от 2 до 5 лет. В Великобритании — облигации, выпускаемые правительством на различные сроки — от 1 года до 5 лет. В России — облигации федерального займа со сроком обращения 1—2 года, а также облигации внутреннего валютного займа 1-го, 2-го и 3-го траншей;

долгосрочные — со сроком обращения свыше 5 лет. В качестве долгосрочных ценных бумаг в США функционируют казначейские облигации со сроками обращения 10 и 30 лет, сберегательные облигации, выпускаемые в основном для населения, на срок не менее 10 лет. В Японии действуют долгосрочные облигации государственных займов со сроками 5, 10, 15 и 20 лет. В Великобритании выпускаются облигации на различные сроки — от 5 до 15 лет, а также бессрочные облигации, не имеющие конечных сроков погашения. В России в дореволюционный период выпускались облигации российского золотого займа со сроком обращения 81 год, которые свободно продавались как на российском, так и на зарубежных фондовых рынках Европы и Америки. В настоящее время в России действуют государственные долгосрочные облигации со сроком обращения 30 лет и облигации внутреннего валютного займа 4-го, 5-го, 6-го и 7-го траншей со сроками погашения 10 и 15 лет.

По способу получения дохода различают ценные бумаги:

дисконтные —продаваемые инвесторам по цене ниже номинала. При погашении инвестор получает доход в виде разницы между номинальной стоимостью и ценой приобретения. Как правило, большинство краткосрочных ценных бумаг выпускаются как дисконтные (в США — казначейские векселя и векселя управления наличностью; в Германии — казначейские обязательства финансирования; в России — государственные краткосрочные бескупонные облигации);

купонные— выпускаемые с купонами, по которым выплачивается с определенной периодичностью купонный доход. В большинстве случаев это среднесрочные и долгосрочные ценные бумаги, так как инвестор заинтересован получить доход не через 30 лет, а постепенно в течение этого времени. К купонным ценным бумагам относятся в США казначейские ноты и казначейские облигации, в Германии — среднесрочные обязательства государственного казначейства, в России — облигации федерального займа, облигации государственного сберегательного займа, облигации внутреннего валютного займа.

По цели выпуска ценные бумаги делятся на:

долговые — для покрытия постоянного дефицита государственного бюджета, переходящего из года в год. Как правило, среднесрочные и долгосрочные ценные бумаги выпускаются именно с этой целью и обслуживают систематическую задол- . женность государства;

ценные бумаги для покрытия временных дефицитов бюджета

(кассовых разрывов), которые образуются в связи с определенной цикличностью поступления налогов и постоянными расходами из бюджета.

целевые облигации, выпускаемые для реализации конкретных проектов.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *