Экономическое развитие СССР 1964 1985

И политическое развитие СССР в 1964-1985 гг

Социально-экономическое

Основные характеристики периода.Социально-эконо­мическое и политическое развитие нашей страны в период с 1964 по 1985 год характеризовалось наличием двух проти­воречивых тенденций. С одной стороны, руководство не могло отказаться от некоторых перемен, произошедших в обще­стве в середине 50-х годов, в первую очередь, от линии на повышение уровня жизни и от поддержания высоких тем­пов развития. Эти две задачи не могли быть осуществлены без проведения экономических реформ. С другой стороны, совершенно очевидным являлось желание политической элиты сохранить существующее положение, тенденция к консервативному курсу, направленному на сохранение в целостности советской системы, стабильности в высших эшелонах власти. В данной ситуации даже явно прогрес­сивные начинания в экономической сфере вступали в про­тиворечие с господствующей в обществе командно-адми­нистративной системой, устаревшей оргструктурой, зако­стеневшим экономическим мышлением.

Экономическое развитие. Реформы 60-х годов и их последствия* Нарастание «застойных явлений» в эконо­мике.Начало периода отмечено попыткой реформирова­ния экономики в духе преобразований предшествующего этапа (хрущевских реформ). Сентябрьский пленум ЦК КПСС (1965 г.) поставил задачу изменить соотношение между ад­министративными и экономическими методами управления предприятиями в пользу последних. Проводимая реформа была направлена на расширение хозяйственной самостоя­тельности предприятий и усиление материальной заинтере­сованности рабочих в результатах своего труда. Произош­ли изменения в формах и методах управления народным хозяйством: восстанавливались отраслевые министерства. Осуществляется совершенствование системы планирования: выполнение плана теперь выражалось не в валовых пока­зателях, а в объеме реализованной продукции, то есть учи­тывалось только то, что действительно было продано. Оп­лата труда ставилась взависимость отобщих итогов рабо­ты предприятия. Вводилась взаимная ответственность пред­приятий за поставку продукции друг другу.

Сами предприятия получили некоторую свободу в воп­росах планирования, заработной платы, распоряжении прибылью — все это создавало заинтересованность пред­приятий в рентабельной работе иулучшении экономичес­ких показателей. Руководство уделило внимание решенш-проблем народного потребления: значительные финансо­вые ресурсы направлялись в сельское хозяйство, легкую и пищевую промышленность, нефтегазовую отрасль.

Несмотря на то, что реформа проводилась достаточно медленно, она дала ряд неплохих результатов. Восьмая пятилетка (1965—1970), совпавшая с началом реформ, ока­залась лучшей за все послевоенные годы: значительно вы­росли валовой общественный продукт (на 43 %), нацио­нальный доход — на 45 %, продукция промышленности выросла на 50 %. Стабилизируются темпы роста произво­дительности труда, растет средняя зарплата.

Все же инициатору реформ, тогдашнему председателю Совета министров А.Н. Косыгину, не удалось довести ее до конца. Хозяйственная реформа не получила дальнейшего логического развития. Расширение самостоятельности пред-

приятии плохо сочеталось с параллельным увеличением количества министерств, усилением их административных и ведомственных полномочий. Уже в самом начале реформ наблюдалось охлаждение к ним со стороны партийной эли­ты. Партийный аппарат увидел в реформе попытку разру­шить всю плановую систему, и от этой идеи тут же отступи­ли. Постепенно ограничивались права предприятий, возрас­тало количество плановых показателей, участились коррек­тировки планов. Начиная с девятой пятилетки, происхо­дит прекращение роста жизненного уровня населения. Со­кращается валовой, внутренний продукт, производитель­ность труда, падает фондоотдача, эффективность капита­ловложений. Страна погружается в застой.

Естественно, нельзя не отрицать некоторых успехов, до­стигнутых страной в рамках данного временного отрезка. Так, к началу, 70-х годов во много раз увеличилось произ­водство электроэнергии, нефти, газа, станков. В ряде отрас­лей в непосредственную производительную силу превраща­ется наука, ее достижения. В производство внедряются ЭВМ, кибернетические устройства, станки с программно-числовым управлением. Строятся атомные энергетические станции, работающие на ядерном топливе.

Однако в целом партийно-государственный аппарат ока­зался неспособным перестроить экономику страны в соот­ветствии с новым этапом научно-технической революции («микроэлектронная революция»). В структуре экономики господствующее положение занимали устаревшие, традици­онные отрасли (производство стали, чугуна, железной руды и т. д.). Сказывалась предельная милитаризация эконо­мики, чрезмерная военная нагрузка на народное хозяй­ство. Экономика развивалась в основном за счет экстен­сивных факторов — министерства предпочитали строить новые предприятия, а не оснащать новые. В итоге вытес­нение ручного труда в производстве шло очень медленно. Автоматические линии составляли в конце 70-х годов все­го лишь 6 % от общего объема оборудования, при этом ручным и малоквалифицированным трудом было занято более половины всех работников материального производ­ства (50 млн человек). Политическая элита предпочитала наращивать экспорт нефти и газа, доходы от продажи ко-

торых позволяли снижать социальную напряженность, сгла­живать последствия кризиса в легкой промышленности и других сферах народного хозяйства. Определенное значе­ние имели и субъективные факторы: низкая дисциплина работников, недостаточная требовательность к кадрам.

В итоге уже в 70-е годы наметилось резкое отставание СССР от развитых капиталистических стран Запада по темпам эко­номического развития. Реальных попыток реформировать экономику в соответствии с требованиями научно-техничес­кой революции не производилось. Вместо этого проводились затяжные эксперименты с введением хозрасчета на предприя­тиях, предпринимались попытки изменить организацию про­мышленного производства путем создания научно-производ­ственных объединений (НПО). Желаемого слияния науки и производства эти меры не принесли. Отличительным призна­ком данной эпохи стал рост масштабов незаконной промыш­ленной и торговой деятельности, коррупции. В этой обста­новке все проникающие на руководящие посты лица стреми­лись обогатиться. Происходит сращивание государственных структур и спекулятивного капитала. В результате доходы теневой экономики исчислялись миллиардами рублей. К на­чалу 80-х годов стала очевидной неэффективность ограничен­ного реформирования советской системы.

Состояние политической системы. Как считают мно­гие современные ученые, нарастание кризисных явлений в экономике в данный период было связано с тем, что пре­образования в социально-экономической сфере не были под­держаны реформированием политической и социальной сфер. Что представляло собой советское общество в пери­од брежневского правления?

Политическое развитие общества характеризовалось все­властием партийно-государственного аппарата. Его роль в координации производства, распределении благ неимоверно выросла, о чем свидетельствует и резкий рост численности аппаратчиков (до 18 млн человек). Быстрый рост бюрокра­тии обеспечивался многочисленными льготами и привиле­гиями. Вследствие отсутствия механизма обжалования дей­ствий чиновников, растет их безнаказанность, аппарат ча­сто даже не считал нужным руководствоваться Конститу­цией. Более того, руководители центральных и региональ­ных комитетов партии издавали указы, инструкции, прямо

противоречащие конституции. Такое положение вещей благоприятствовало быстрому развитию теневой экономи­ки, расхищению государственной собственности, сращива­нию преступных, уголовных элементов с органами государ­ственной власти.

Основным противоречием в политической системе явля­лось расхождение между демократической формой и бю­рократической сущностью советского строя, В Конститу­ции 1977 года подчеркивался общенародный характер со­ветского государства, равноправие всех граждан. Нормы, прописанные в Конституции, расходились с реальной ситу­ацией. Формально, при выборах в Советы избиралось мно­го депутатов, были народные контролеры, дружинники, профсоюзы. Однако фактически вся власть концентрирова­лась в верхних эшелонах: партия осуществляла контроль за деятельностью администрации, на руководящие должно­сти назначались исключительно партийные работники.

Верховный совет не контролировал правительство, был по существу декоративным органом, призванным лишь одобрять подготовленные аппаратом решения. В местных советах все решал исполнительный комитет, над которым, в свою очередь, стоял секретарь райкома КПСС. Таким образом, реальная власть в стране полностью находилась в руках партийного аппарата.

В условиях коррупции власти, многочисленных фактов попирания закона со стороны аппарата, расхищения госу­дарственной собственности меняется весь жизненный ук­лад советского общества. Нарастают кризисные явления, выразившиеся в падении трудовой дисциплины, идейной мотивации труда, росте апатии, безразличия, воровства. В духовном развитии общества усиливается критический настрой, появляется диссидентское движение, представи­тели которого выступили с резкой критикой командно-административной системы.

К началу 80-х годов советская тоталитарная система лишается массовой поддержки общества. Кризисные явле­ния, характерные для советской экономики в 70-е —нача­ле 80-х годов были хорошо известны руководству, однако длительное время оно не могло решиться на радикальные реформы, тем более что продажа нефти на Запад позволя­ла отложить этот вопрос. Между тем кризис в экономике

распространялся и на социальную систему, затронув и го­сударственные органы власти в виде коррупционных про­цессов. Таким образом, стагнация экономической сферы угрожала в начале 80-х годов уже непосредственно госу­дарственному функционированию в СССР.

15 месяцев Андропова. Приход к власти в 1982 году Ю.В. Андропова обусловил переоценку прежнего подхода к экономическим проблемам. Не ставя под сомнение основы политического устройства СССР, новое руководство взяло курс на борьбу с коррупцией, спекуляцией и другими про­явлениями теневой экономики. Было проведено несколько показательных процессов над руководителями торговли, происходит активная чистка замешанных в коррупции партийных кадров. Устанавливается жесткий контроль за соблюдением рабочего режима, вводятся строгие меры на­казания за пьянство и другие дисциплинарные нарушения на производстве. В целом указанные меры укрепили управ­ляемость экономическими процессами и должны были по­служить основой для более широкомасштабных реформ в ближайшем будущем. В начале 1983 года Андропов пору­чил группе ответственных работников ЦК КПСС (в том числе будущим «архитекторам» перестройки — М.С. Гор­бачеву й Н.И. Рыжкову) подготовку принципиальных пред­ложений по экономической реформе. Речь дала о возмож­ном введении хозрасчета и предоставлении самостоятель­ности предприятиям, создании концессии и кооперативов, совместных предприятий и акционерных обществ. Смерть Андропова и приход к власти консервативного лидера Чер­ненко заморозили имеющиеся планы реформ. Возобновле­ние экономических, преобразований в СССР произошло после очередной смены руководства страны. С именем нового гла­вы совет-ского государства М.С. Горбачева связана полити­ка перестройки как попытки обновления социализма. —

СССР В 1964-1985 ГОДАХ

В результате освоения данной темы студент должен:

знать

  • • основные закономерности и противоречия развития обществ на высшей ступени индустриальной стадии развития;
  • • наиболее значимые события отечественной истории второй половины 1960-х — первой половины 1980-х гг., свидетельствующие о созревании радикальных перемен в жизни советского общества;

уметь

  • • анализировать и сопоставлять противоречивые тенденции исторического развития;
  • • применять навыки публичной речи, ведения дискуссии и полемики, используя фактический материал по истории советского общества второй половины 1960-х — первой половины 1980-х гг.;

владеть

  • • историко-типологическим методом исторической науки;
  • • теориями предельного роста индустриальных обществ.

Политическое развитие СССР

Формирование стиля «консервативного реформирования»

В сообщениях советской прессы о состоявшемся 14 октября 1964 г. Пленуме ЦК КПСС ни о каких его деталях не говорилось, сообщалось только об отставке II. С. Хрущева со всех постов по состоянию здоровья. Возможно, это было обусловлено невозможностью спрогнозировать реакцию в стране и за рубежом на перемены в советском руководстве. Повое руководство с тревогой ожидало реакции в стране на неожиданную новость. По отношение советского общества к произошедшему можно считать основным результатом предшествующего десятилетия. Так, по сводкам спецслужб, в частности КГБ, никаких эксцессов не последовало, не было отмечено ни массовых манифестаций, ни изолированных выступлений протеста. Оценивая обстановку тех дней, тогдашний руководитель КГБ СССР В. Семичастный впоследствии вспоминал, что ни во время пленума, ни после него «нигде не было объявлено чрезвычайного положения, не был приведен в движение ни один танк, ни один самолет». Наоборот, советское общество восприняло уход Хрущева с политической арены молчаливо-благожелательно.

Произошедшие сдвиги в высшем эшелоне советского государства волновали людей и в других странах. Правительства не только социалистических государств, но и стран Запада были заинтересованы в предсказуемости советской политики. Однако их сомнения на этот счет были быстро рассеяны. Сотрудники советских посольств получили предписание из Москвы довести до сведения официальных партнеров и зарубежной общественности, что внешняя и внутренняя политика останется неизменной, после чего шумиха в западных СМИ пошла на убыль. Сам опальный лидер после отставки каким-либо преследованиям не подвергался, что показывает не столько либерализм его противников, сколько незначительность фигуры свергнутого лидера и отсутствия опасений по поводу его возможного возвращения во власть или каких-либо громких публичных разоблачений.

В такой стране как СССР, где всегда была значима роль первого лица в партии и государстве, особое значение имел тот факт, кто придет на смену Хрущеву на этих постах. С целью стабилизации системы управления и недопущения в будущем монополизации высшей власти, было решено, что впредь пост руководителя КПСС и главы советского правительства недопустимо доверять одному и тому же лицу. Приемником Хрущева на посту партийного лидера был назван Л. И. Брежнев. Выполняя решения пленума о разделении прежде единолично занимаемых Хрущевым высших должностей в партии и государстве, пост председателя Совмина занял видный государственный деятель еще военного времени А. Н. Косыгин.

В «хрущевское» десятилетие, из-за нескончаемых сомнительных реорганизаций во всех областях внутриполитической жизни, Советский Союз потерял былые высокие темпы своего развития, оказалось растрачено неоправданно много исторического времени. Экономические и административные преобразования, идеологическое экспериментаторство серьезно ослабляли государство. Советское общество, напрягавшее все свои силы для победы в годы самой страшной в истории человечества войны, а потом в годы послевоенного восстановления, вместо того чтобы наконец получить долгожданную передышку, на рубеже 1950—1960-х гг. вновь оказалось на гране опасного перенапряжения сил. Результатом допущенных просчетов становится отставание СССР в цивилизационном соперничестве от стран Запада, которое при Хрущеве во многом стало носить качественный, стадиальный характер. Фактическая ставка на экстенсивное развитие не позволила Советскому Союзу вовремя и в полном объеме ответить на вызов времени и стать лидером на всех направлениях НТР, наметился спад в темпах прироста экономических показателей, страна потеряла продовольственную независимость. Обострившиеся проблемы требовали немедленных решений, но инерция предшествующего десятилетия постоянно давала о себе знать. Накопившаяся усталость советского общества стала серьезнейшим препятствием на пути назревших преобразований. Все это вело к выработке особого, консервативного типа реформирования, когда новое вводилось с оглядкой на старое, нередко носило лишь косметический характер. В последующие годы такое положение вещей будет охарактеризовано последним секретарем ЦК КПСС М. С. Горбачевым «эпохой застоя». С его подачи понятие «застой» — эмоциональное, но с научной точки не слишком корректное — нашло прописку не только в публицистике, но и в научной литературе, став своего рода визитной карточкой заключительного этапа социалистического строительства в СССР.

Новое руководство делало выбор в пользу стабилизации советской системы. Поэтому все предложения, которые слишком явно выходили за рамки привычного, даже если они исходили от высокопоставленных партийно-государственных деятелей, блокировались. Примером тому может служить реакция на идеи одного из тогдашних секретарей ЦК КПСС Ю. В. Андропова, частично озвученные в редакционной статье главного партийного печатного органа — газете «Правда» 6 декабря 1964 г. По мысли Андропова, следовало смелее внедрять современные методы руководства экономикой, поощрять демократию и самоуправление в общественной жизни. Помимо этого, в сдержанной форме прозвучало предложение об ограничении властных полномочий партии и о сосредоточении внимания партийных органов на общем политическом руководстве. Некоторые далеко идущие предложения касались внешней политики. В частности, предлагалось выработать пути прекращения ставшей обременительным грузом для советской экономики гонки вооружений, смелее продвигать советские товары на мировые рынки и т.д. В результате, Андропов, хоть и не сразу, но был убран с поста секретаря ЦК, получив в 1967 г. не такой престижный по тем временам пост Председателя КГБ, что, по мнению некоторых историков, означало явное понижение в советской властной иерархии.

Негласно взятый брежневским руководством курс на поддержание стабильности существующих в СССР экономических, социальных и политических отношений отвечал интересам нс только высшего слоя партийной номенклатуры. Он встречал понимание руководителей среднего и низшего звена, соответствовал чаяньям подавляющего большинства населения, уставшего от непродуманных метаний прошлого времени. Общество осознавало невозможность решить стоящие перед ним проблемы путем проведения в «пожарном порядке» всевозможных реорганизаций, резких шараханий из стороны в сторону. Как справедливо показывают некоторые современные авторы, новый стиль управления должен был благотворно сказаться не только на экономике, но и на политическом климате в целом. Основное содержание взятого курса на стабилизацию советского общества и умеренное «консервативное реформирование» может быть охарактеризовано высказыванием Брежнева: «Мы идем к прогрессу без потрясений». Там, где это удавалось, советские лидеры строго придерживались избранной стратегии. Другое дело, что сама жизнь подчас требовала от них большей гибкости и решительности в осуществлении задуманного. Кроме того, курс на стабильность не был дополнен развитием демократических механизмов общественной саморегуляции, что никоим образом не способствовало преодолению существовавших противоречий, зато было чревато появлением новых.

В чем вы видите различие между понятиями «застой» и «стабилизация»? Могут

ли они выражать одни и те же исторические тенденции?

В связи с персональными изменениями в советском руководстве в 1964 г., следует отметить еще одно принципиальное обстоятельство, на которое до сих пор большинство историков не обращало внимания: в результате отстранения Хрущева к власти пришли политики, которые набирались управленческого опыта в годы войны и которых И. В. Сталин в последние годы жизни готовил к выдвижению вместо разочаровавшей его «старой гвардии». Но после смерти Сталина, Л. П. Берия, Г. М. Маленков и Н. М. Хрущев отодвинули «молодых выдвиженцев» на второстепенные роли, тем самым на несколько лет затормозив развитие страны и процесс омоложения руководящих кадров. Представители этого, «брежневского поколения» пришли во власть более чем на 10 лет позже, чем это должно было случиться, и к этому времени их деловая хватка и желание серьезной работы ощутимо ослабли. Многие из них, прежде стоявшие на воспитанных войной патриотических позициях, заразились духом «шестидесятничества», привыкли к атмосфере придворных интриг и подковерной борьбы, характерных для хрущевского времени. Все это, конечно же, не могло не сказаться на будущем страны. Разбалансировка системы отбора и подготовки кадров (будь то в политике, искусстве, науке или любой другой сфере жизни советского общества) стала самым тяжелым наследием «оттепели», с которым стране пришлось вступить в новую эпоху и которое тоже оказало влияние на формирование нового политического климата в стране.

  • Протокол № 9 Заседания Пленума Центрального Комитета Коммунистической ПартииСоветского Союза от 14 октября 1964 года // Никита Хрущев. 1964. Стенограммы пленумовЦК КПСС и другие документы. М., 2007. С. 251-252.

83. Общественно-политическое развитие ссср и внутренняя политика советского руководства в 1964 – 1985гг.

1. СССР в системе международных отношений в конце 60—нач. 80-х гг. Во внешней политике Советского Союза в этот период можно выделить следующие приоритеты: 1) сплочение социалистического лагеря, дальнейшее развитие политического, экономического и другого сотрудничества социалистических стран; 2) нормализация отношений с Западом; 3) поддержка прогрессивных, национально-освободительных, демократических сил и движений.

В условиях нарастания гонки вооружений одной из первоочередных задач внешней политики являлась нормализация отношений между Востоком и Западом с целью предотвратить ядерную войну. Летом 1966 г. впервые за весь послевоенный период с визитом в Москву прибыл президент Франции Шарль де Голль. В дальнейшем сотрудничество двух стран было подтверждено подписанием различных соглашений в 1971 г. Советская сторона ожидала, что сближение с Францией будет способствовать решению германского вопроса. В 1969 г. федеральным канцлером ФРГ становится Вили Брандт, стремившийся наладить отношения с Востоком. В результате переговоров в августе 1970 г. между Советским Союзом и ФРГ был подписан договор, по которому обе стороны признали послевоенные границы и отказывались от применения силы. В декабре 1970 г. был заключен аналогичный договор между ФРГ и Польшей, а в декабре 1973 г. – между ФРГ и ЧССР.В сентябре 1971 г. было подписано соглашение между США, СССР, Англией и Францией по Западному Берлину, а в декабре 1972 г. состоялось взаимное признание ГДР и ФРГ. Оба германских государства были приняты в ООН.

Важнейшим событием 70-х гг. явилось возобновление советско-американских встреч на высшем уровне. Достижение паритета по ядерным вооружениям (количество и качество ядерного оружия у СССР и США стало примерно равным) побудило эти страны к переговорам по ограничению ядерного оружия. В мае 1972 г. состоялся первый в истории советско-американских отношений визит в Москву американского президента Р.Никсона, в ходе которого были подписаны Договор об ограничении систем противоракетной обороны, Временное соглашение об ограничении стратегических наступательных вооружений (ОСВ-1), а также «Основы взаимоотношений между СССР и США». В 1973 г. состоялся визит Л.И.Брежнева в США, в ходе которого было подписано Соглашение о предотвращении ядерной войны. Подписание этих документов обозначило поворот от конфронтации к разрядке международной напряженности. В 1973 г. возобновились переговоры между странами Варшавского Договора и НАТО о сокращении вооруженных сил в Европе. Правда, эти переговоры очень скоро зашли в тупик. В марте 1975 г. вступила в силу Конвенция о запрещении бактериологического и токсинного оружия. В 1976 г. был подписан советско-американский договор об ограничении подземных ядерных испытаниях. Наряду с этим был подписан целый ряд документов о сотрудничестве в других областях. Летом 1975 г. состоялся совместный космический полет двух кораблей – «Апполон» и «Союз». В целом за 1971–1976 г. товарооборот между СССР и США вырос в 8 раз.

Кульминацией процесса разрядки стало подписание 1 августа в Хельсинки Заключительного акта Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе. Этим документом утверждались основные принципы взаимоотношений стран-участниц совещания: суверенное равенство государств, их территориальная целостность, нерушимость границ, мирное урегулирование споров, невмешательство во внутренние дела, уважение прав человека, равноправие народов, взаимовыгодное сотрудничество, добросовестное выполнение обязательств по международному праву.

Однако период разрядки продолжался недолго. Главными причинами ее срыва стали производство в США крылатых ракет и размещение советских ракет средней дальности действия на территории ГДР и ЧССР в 1976 г. В итоге обуздать гонку вооружений не удалось. Окончательный крах разрядки произошел после ввода советских войск в Афганистан в декабре 1979 г., что подорвало доверие к мирным инициативам СССР.

Непросто складывались отношения СССР и со странами социалистического лагеря. Здесь основная задача состояла в том, чтобы не допустить распада мировой системы социализма. После отставки Н.С.Хрущева советское руководство предприняло ряд шагов, чтобы нормализовать отношения с Китаем, Румынией, Кубой, Северной Кореей и Северным Вьетнамом. Однако из-за конфликтов между этими странами, бескомпромиссности их компартий добиться стабилизации не удавалось. В июне 1967 г. осложнилось положение в Чехословакии из-за экономических срывов и политических репрессий. Осенью оппозиция властям усилилась. Начались забастовки и массовые демонстрации. В ночь с 21 на 22 августа 1968 г. войска пяти стран-участниц ОВД вступили в Чехословакию. Таким образом закончилась «Пражская весна». В мае 1970 г. был подписан договор о союзе с СССР. Чехословакия вместе с Польшей и ГДР составили «железный треугольник» Варшавского Договора. Помимо ОВД и СЭВ на протяжении 60–70-х гг. было создано около 30 межгосударственных учреждений, предназначенных координировать развитие промышленности, транспорта и других отраслей производства. Таким образом была обеспечена теснейшая экономическая и военная интеграция стран СЭВ и Варшавского Договора, которая в значительной степени ограничивала суверенитет этих стран и усиливала роль и значение СССР в социалистическом лагере. Эти меры получили на Западе название «доктрины Брежнева».

Однако постепенно ситуация выходила из-под контроля Москвы. В 1970 г. произошли массовые выступления рабочих в Польше, в результате которых был образован независимый профсоюз «Солидарность». В 1981 г., несмотря на введение военного положения в условиях антиправительственных выступлений, коммунистический режим в Польше пал, а лидер «Солидарности» Л.Валенса стал первым в послевоенной истории президентом Польши, избранный демократическим путем.

Окончательно дистанцировались от СССР в эти годы Китай, Албания, Румыния, Югославия, КНДР. Сложность отношений с этими странами была обусловлена во многом их значительной самостоятельностью в проведении внутренней и внешней политики.

Выводы:

  • Таким образом, внешняя политики советского руководства в 1965–1985 гг. прошла путь от жесткой конфронтации с Западом (во второй половине 60-х гг.) – к разрядке международной напряженности (в 70-е гг.) и от нее – к новому обострению отношений (в конце 70-х – начале 80-х гг).

  • Основными причинами обострения международных отношений явились взаимное недоверие сторон, продолжение гонки вооружений и крайняя идеологизация внешней политики не только Советского Союза, но и стран Запада.

  • Просчеты и серьезные ошибки во внешней политики снижали международный авторитет СССР и притягательность социалистического идеала.

  • Одновременно внутри СССР и социалистического содружества нарастали кризисные явления, которые привели в конечном счете к распаду социалистического лагеря.

2. Противоречия социально-экономического и общественно-политического развития страны во вт.пол.60-х – перв.пол. 80-х гг. В октябре 1964 г. Пленум ЦК КПСС освободил Н.С.Хрущева от обязанностей Первого секретаря ЦК партии и Председателя Совета Министров СССР. В результате «антихрущевского заговора» к власти пришли политические силы, заинтересованные в стабильности власти и гарантированности привилегий. Это были вчерашние умеренные сторонники Хрущева, которых однако не устраивали крайности его политики, постоянная нестабильность и реформы, которые невозможно было предвидеть. Отставка Хрущева произошла при минимальных кадровых перемещениях в верхних эшелонах власти. Главной и по существу единственной перестановкой явилось смещение самого Хрущева. Его посты разделили между собой Л.И.Брежнев и А.Н.Косыгин. Чуть позже ушел А.Микоян, единственный кто выступал в защиту Хрущева на заседании Президиума ЦК партии.

Первые шаги нового руководства вселяли надежду на возможность глубоких социально-экономических преобразований в стране. В 1965 г. были приняты решения о реформировании экономики. Прежде всего попытались исправить положение дел в сельском хозяйстве. В марте 1965 г. состоялся Пленум ЦК, который определил неотложные меры по дальнейшему развитию сельского хозяйства. Было принято решение увеличить капиталовложения в сельское хозяйство, изменить систему кредитования колхозов, а также систему планирования производства и заготовок сельскохозяйственной продукции. Соответственно были введены твердые планы заготовок на ряд лет, повышены закупочные цены, установлена надбавка за сверхплановую продажу продукции государству. С колхозов и совхозов были списаны долги. Была введена гарантированная оплата труда колхозников. Началась реализация программы комплексной механизации аграрного производства, химизации почв и мелиорации.

На сентябрьском Пленуме ЦК в 1965 г. была одобрена хозяйственная реформа, инициатором которой выступал А.Н.Косыгин. Суть этой реформы сводилась к расширению самостоятельности предприятий в условиях директивной экономики. В рамках реформы предполагалось внести изменения в планирование и усилить материальную заинтересованность производителей в результате и качестве труда. Было сокращено до минимума число директивно планируемых показателей (т.е. спускаемых сверху). При этом наряду с сохранением валовых показателей были введены новые, направленные на повышение качества выпускаемой продукции. Предприятия получили право корректировать плановые задания, тогда как директивные органы не могли изменить план в ходе его реализации без согласия предприятия. При этом устанавливались премии в случае запланированного перевыполнения планов. Чтобы стимулировать инициативу предприятий, часть доходов оставлялась в их распоряжении. Фонд стимулирования делился на три части: фонд материального стимулирования, фонд «соцкультбыта» (средства шли на строительство жилья, клубов, пансионатов) и фонд самофинансирования производства. После отставки Хрущева были ликвидированы совнархозы и восстановлен отраслевой принцип управления промышленностью, т.е. министерства, права которых были расширены. Таким образом полностью сохранялась ведомственная управленческая вертикаль, что противоречило идеи расширения самостоятельности предприятий.

Рассматривая итоги реформы 1965 г., следует прежде всего подчеркнуть, что для ее реализации так и не были созданы необходимые условия.

Промышленные предприятия не получили обещанных прав, самофинансирование не стало реальностью, сохранилось планирование «по валу» и корректировка плановых заданий в сторону их снижения. Новые показатели вводились с трудом. Создание поощрительных фондов не могло должным образом стимулировать рабочего, так как премии в среднем составляли 3 % от зарплаты. Капиталовложения шли в основном в новое строительство, хотя много говорилось о необходимости технического перевооружения. В результате оборудование действующих предприятий старело, техника и технология все более отставали от лучших мировых образцов.

В сельском хозяйстве сохранилась централизованная система руководства колхозами и совхозами с ее мелочной опекой и администрированием, что снижало ответственность колхозников за конечные результаты своего труда. Сохранялось планирование «от достигнутого», что приводило к отрыву заданных показателей от реальных возможностей хозяйств. В 70-е гг. объем капиталовложений в сельское хозяйство увеличился. Колхозы получали кредиты, увеличились поставки сельхозтехники. В 70-е гг. СССР обогнал США по производству удобрений. Однако темпы прироста сельскохозяйственной продукции в эти годы неуклонно падали. Если в годы восьмой пятилетки они составляли 21 %, то в десятой – 9 %, в одиннадцатой – 6 %. Сложилась ситуация, при которой четверть самодеятельного населения СССР не могла прокормить страну, тогда как 3 % фермеров США производили столько, что значительную часть продавали за границу. В 70-е гг. делается ставка на агропромышленную интеграцию. Начинается строительство агромпромобъединений (РАПО). Однако сельское хозяйство продолжало оставаться наиболее слабым звеном экономики. В 1982 г. была принята Продовольственная программа, которая предусматривала решение продовольственного вопроса в СССР к 1990 г. В целом развитие экономики страны в рассматриваемый период шло экстенсивным путем за счет строительства новых предприятий, освоения отдаленных районов, увеличения добычи нефти, газа, угля. Внешнеторговый баланс СССР в эти годы приближался к балансу слаборазвитых стран, поскольку 70 % экспорта составляло сырье – прежде всего нефть и газ. При этом получаемая валюта использовалась не на интенсификацию промышленного и сельскохозяйственного производства, а на закупку в основном потребительских товаров и продовольствия. Импорт иностранной техники и технологии оказался малоэффективным в силу «долгостроя» и невысокой культуры труда. Все это в конечном счете привело к стагнации экономики, о чем свидетельствовало падение темпов роста производства как в промышленности, так и в сельском хозяйстве. Соответственно падали эффективность производства и производительность труда. Руководство страны попыталось объяснить такое положение исключительно объективными факторами: неблагоприятной демографической ситуацией и снижением удельного веса трудоспособного населения; истощением традиционной сырьевой базы и, соответственно, резким удорожанием добычи и перевозки сырья; физическим износом и моральным старением оборудования; значительными военными расходами. Все эти обстоятельства действительно имели место и свидетельствовали об исчерпании ресурсов экстенсивного развития экономики.

Особенно неблагоприятным экономическое положение СССР выглядело на фоне мировой экономики. Экстенсивный характер развития нашей экономики, наращивание вооружений сокращали долю бюджетных расходов на жизненно важные для НТП сферы, и прежде всего на науку и образование. В результате СССР пропустил новый научно-технический и цивилизованный виток развития, связанный с переходом к постиндустриальному (информационному) обществу.

Единственным нашим достижением в 70-е гг. явился военный паритет с крупнейшей державой современного мира – Соединенными Штатами. Но достигнуто это было ценой технологического отставания во всех других сферах экономики, дальнейшего разрушения сельского хозяйства, так и не созданной современной сферой услуг и низким уровнем жизни населения.

По сравнению с полуголодными 40-40-ми годами материальное положение основной части населения СССР в 60-80-е гг. улучшилось. В указанные годы неуклонно росла заработная плата; действовала всеобщая система пенсионного обеспечения; решалась жилищная проблема (к началу 80-х гг. 80 % семей имели отдельные квартиры); в повседневную жизнь вошли телевизоры, холодильники, радиоприемники и т.д.; развивалась система бесплатного здравоохранения; значительно повысился образовательный уровень населения. Однако подъем благосостояния людей выглядел внушительно только в сопоставлении с 30-40-ми гг., тогда как по большинству показателей материального уровня жизни – оплате труда, питанию, жилью, автоматизации быта – мы к началу 80-х гг. заметно отставали не только от стран Запада, но и от таких стран, как ГДР, Чехословакия, Венгрия.

Что касается развития общественно-политической жизни, то приход к власти брежневского руководства означал явный откат назад. Политический режим в стране перестал быть тиранической диктатурой, но сохранился его авторитарный характер. В 1966 г. состоялся XXIII съезд партии, который стал съездом реванша партийной и государственной бюрократии. Съезд оформил то, что не доставало силам, которые осуществили октябрьский переворот 1964 г. – стабильность власти и гарантированность привилегий. Из Устава партии были удалены пункты о квотах обновления партийных органов и предельных сроках пребывания на выборных постах. В результате уход большинства руководителей со своих постов стал возможным лишь из-за смерти или полной дискредитации.

Одной из заметных тем на съезде стали вопросы литературы. Выступления на съезде свидетельствовали о решимости партаппарата покончить с разоблачениями сталинского периода. Со второй половины 60-х гг. усилился идеологический диктат по отношению к средствам массовой информации и учреждениям культуры. Из печати стали исчезать всякие упоминания о нарушении законности и репрессиях периода культа личности Сталина. В угоду идеологии «неосталинизма» искажалась правда о событиях предвоенного, военного и послевоенного периодов. В эти годы была значительно усилена цензура. В результате многие талантливые произведения, киноленты и театральные постановки оказывались под запретом. В конце 60-х гг. был разгромлен Институт социологии. Экономистов стали «прорабатывать» за увлечение рынком; литераторов, художников, режиссеров – за «очернительство» и «антипатриотизм». История имела право существовать только как история великих побед и безупречных героев.

Однако, характеризуя общественно-политическое развитие страны в годы правления Брежнева, важно отметить и другой момент. Если в 50-е гг. инициатива перемен шла сверху, а общество оставалось инертным, то в 60-е гг. ситуация изменилась: власти заняли консервативную и охранительную позицию, тогда как социальная и политическая активность общественных сил возросла. Началось становление независимого общественного мнения. После выступления Л.И.Брежнева на праздновании 20-летия Победы, в котором он упомянул имя Сталина, появилось письмо-предостережение против пересмотра партийных решений в отношении Сталина и сталинизма. Подписали его 25 известных деятелей науки и культуры. После этого письма получила распространение так называемая «петиционная кампания», когда люди обращались к политическому руководству с призывами и просьбами, высказывая свое отношение к тем или иным действиям властей.

Получило распространение и такое явление, как «самиздат», распространялись магнитофонные записи остро социальных песен «бардов» (Б.Окуджавы, А.Галича, В.Высоцкого, Ю.Кима).

В обществе стало оформляться и диссидентское движение. Диссидентство в СССР включало в себя правозащитное движение, еврейское движение за свободу эмиграции, движение крымских татар за возвращение на родину и др. Диссиденты блокировались с религиозными движениями, издавали сборники, статьи, создавали открытые общественные группы и ассоциации. Первой в стране открытой общественной ассоциацией стала созданная в мая 1965 г. Инициативная группа защиты прав человека в СССР (Н.Горбаневская, С.Ковалев, Л.Плющ, П.Якир и др.). В 1976 г. в Москве была создана группа содействия выполнению Хельсинских соглашений в СССР, которую возглавив Ю.Орлов.

Примириться с этим власти не могли. Однако теперь не потребовалось прибегать к массовому террору, так как был создан новый механизм борьбы с инакомыслием. По инициативе Ю.В.Андропова было создано Пятое управление КГБ по борьбе с инакомыслием. Его сотрудники были внедрены почти во все учреждения, организации и движения. Они вели скрытые и открытые наблюдения не только за правозащитниками, но и за их потенциальными союзниками, просушивали телефоны. Изменились и средства воздействия. Инакомыслящих стали исключать из партии, увольнять с работы, отлучать от науки и литературы, а потом и от Родины. Нередко это делалось руками коллег по перу или науки. Показательным в этом плане судьба А.И. Солженицына и А.Д.Сахарова. В 1969 г. Солженицын был единодушно исключен из Союза писателей, а в 1976 г. был выслан на Запад. А.Д.Сахарова до поры до времени оберегали прошлые заслуги перед государством, ордена и звания, однако в 1979 г. и он был сослан в Горький. В 1979–1980 гг. были арестованы или сосланы почти все лидеры и активные участники правозащитного движения. Открытым ассоциациям в стране был положен конец. В большинстве случаев диссидентов судили не за их политическую деятельность, а как нарушителей уголовного законодательства. В 1966 г. Уголовный кодекс пополнился статьей 190 «прим», согласно которой предусматривалось лишение свободы до 3 лет за «распространение заведомо ложных измышлений, порочащих государственный общественный строй». Статья 70 УК предусматривало наказание до 7 лет лишения свободы за те деяния, которые квалифицировались как «агитация и пропаганда, проводимая в целях подрыва или ослабления Советской власти». Применялись и меры другого порядка, связанные с принудительным «лечением» людей «с отклоняющимся социальным поведение» в специализированных психиатрических лечебницах, находящихся на балансе МВД. Постепенно голоса протеста стали звучать все слабее.

Отличительной чертой политической системы этого периода явилось противоречие между внешним ее демократизмом и бюрократической сущностью. С высоких трибун и в средствах массовой информации назывались внушительные цифры депутатов Советов различных уровней, народных заседателей, дружинников, членов различных общественных организаций. Однако реальные рычаги власти по-прежнему оставались в руках партийного аппарата, который подменял советские и хозяйственные органы. В 1977 г. была принята брежневская Конституция «развитого социализма», статья 6-я которой закрепила монопольное руководство КПСС в советском обществе.

Отсутствие нормальной демократической процедуры выборов обусловило тот факт, что к руководству партией и страной приходили в результате закулисных комбинаций и интриг. Номенклатурный подход, подбор кадров на основе личной преданности и родства порождали бездеятельность и коррупцию в верхних эшелонах власти. Все это подрывало авторитет партии в целом, порождало неверие в социалистические идеалы у людей, которые устали от постоянной демагогии и расхождения между словом и делом.

Выводы:

  • Таким образом, реформа 1965 г. обернулась контрреформой, усилившей централизацию и позиции ведомственной бюрократии.

  • Попытка совместить авторитарно-бюрократическую систему с материальным стимулированием выявила неэффективность плановой, безрыночной экономики.

  • С отставкой Хрущева произошла частичная ресталинизация общества. Но это был откат к неосталинизму без массовых репрессий.

  • Ужесточение идеологического контроля, преследование инакомыслящих обернулось зарождением диссидентского движения, ростом пассивности и апатии в обществе.

  • Годы брежневского руководства стали «золотым веком» номенклатуры, положив начало массовой коррупции и разложению правящей элиты.

  • У брежневского руководства оказалось два достижения: обеспечение военно-стратегического паритета с США и политика «разрядки» начала 70-х гг.

  • Однако первое было достигнуто ценой сверхконцентрации ресурсов слабеющей экономики в военно-промышленном комплексе и деградации остальных отраслей народного хозяйства.

Социально-экономическое развитие СССР в 1964-1985гг.

Реформа всего сельского хозяйства началась в марте 1965 года. Именно тогда, начались приниматься меры, для того чтоб во всей стране присутствовал какой-то стимул к труду. В большей части, все реформы намеревались подбодрить народ экономическим путем. Ведь, по всей стране, стали довольно слабо развиваться сельские хозяйства. После введения новых реформ, спрос на производство в селе повысился, а каждая продукция стала пользоваться спросом.
Вся хозяйственная деятельность в селах пришла в оживление. Это очень сильно порадовало каждого жителя страны, ведь именно с сел начинаются все общественные развития. Но, к сожалению, при введении новых реформ, руководство страны опиралось только на рычаги административного права. Большие средства, которые, были выделены на все развитие, использовались не эффективно. Большую часть этих денег было потрачено на строительство огромных комплексов, а так же дорогую технику, привезенную из-за границы. Много денежных средств ушло и на приобретение химии, для удобрения местной почвы.
В каждом колхозе, был введен стабильный оклад, который выплачивался без задержек. Но к сожалению, это привело к росту иждивенческих настроений. Спустя несколько лет, каждый колхоз стал убыточным. Для того, чтоб хоть как-то расправится с ситуацией, руководство стало продавать зерно и продукты питания за границу. И это притом, что именно на территории СССР присутствуют самые богатые в мире черноземные почвы.
Самой радикальной реформой, которую смогла предоставить советская власть, была в промышленности. Ее утвердили в 1965 году. В ней были предъявлены требования, для изменения всех условий планирования, а так же усиления экономического стимулирования. Сохранились, уже присутствующие и довольно жесткие нормативы. Помимо этого, ввели новые показатели для того, чтоб улучшить качество всей изготавливаемой продукции. Для того, чтоб как-то стимулировать желание использование реформы, каждому предприятию было разрешено оставлять себе часть доходов. На каждом объекте было создано три фонда: материальное поощрение, бытовое развитие, самофинансирование. Для того, чтоб всеми производствами кто-то управлял и контролировал их деятельность, было создано отраслевое министерство.
Использование такой реформы, привело к поразительным успехам. Экономика всего производства показывала высокие результаты. За несколько лет. Объем выпускаемой продукции на производстве увеличился в полтора раза. Так же, было построено большое количество огромных предприятий, это способствовало снижению безработицы. Но все радостные перспективы длились не долго. Уже к концу 60 годов, реформа, сама по себе пошла на убыль. Из-за этого, стали падать и плановые показатели. Руководство страны, как могло, пыталось сгладить ситуацию. Они думали, что самыми важными причинами, в том, что экономика страны стала падать, были: старение оборудования, истощение сырьевой базы, рост военных расходов. Но, к сожалению, было ясно, что данная модель экономического прогресса просто себя исчерпала.
В начале 80 годов, появилась огромная проблема с жильем. Эта сфера общества финансировалась в последнюю очередь. Так же, стало поступать очень малое количество средств на медицину. Результат, не заставил себя ждать. Началось огромное падение темпов сельского хозяйства. Такие действия, привели к огромной проблеме с продовольственными продуктами. Люди, по всей стране, совершенно не могли приобрести себе нормальное количество пищи. Во всех магазинах появились огромные очереди перед завозами товаров. Народ употреблял такое малое количество пищи, что это было всего треть от допустимой нормы по медицинским заключениям. Начали увеличиваться поставки продовольствия из-за рубежа. Для того, чтоб закупить необходимое количество пищевых продуктов руководство страны решило продавать больше нефти за границу. В 70х годах стала появляться система карточек. Вся ситуация, которая стала проявляться в стране, стала невозможным, чтоб можно было поддержать статус великой державы. Для того, чтоб справится с кризисом, руководство решило опереться на усиление эксплуатации трудящихся, сокращении социальных программ и полной эксплуатации природной среды.
В заключение можно сказать, что 1964-1985 годы были довольно сложным периодом в истории целой страны. Хоть и было принято большое количество реформ во всех отраслях, новая Конституция и повышался уровень жизни всего народы, но все же остались огромные просветы в политической деятельности, а так же отсутствие гласности, рост оппозиции присутствующей власти. Среди всего населения начало распространятся отрицание. В эти годы было принято большое количество законов, но, к сожалению, все они носили только декларативный характер.

Итоги развития СССР 1964-1985 гг. Кризис середины 80-х гг.

Введение

На данном уроке рассматривается ситуация, которая сложилась в СССР к середине 1980-х гг. в политической, экономической, социальной и культурной сферах.

Политический кризис

Политический кризис в СССР в середине 1980-х гг. достиг своего апогея. За четыре года сменилось три руководителя ЦК КПСС – Л.И. Брежнев (рис. 1), Ю.В. Андропов (рис. 2), К.У. Черненко (рис. 3). Это было вызвано геронтократией, то есть властью стариков – все три Генеральных секретаря, сменявших друг друга в это время, были довольно пожилого возраста, поэтому так быстро умирали. Кроме того, всевластие, бюрократия, номенклатурное засилье, отсутствие социальных лифтов, коррупция в государственной среде также говорили о политическом кризисе в стране. Все это очень не нравилось советским гражданам. Управление государством становилось все хуже и хуже.

Рис. 1. Л.И. Брежнев – Генеральный секретарь ЦК КПСС (Источник)

Рис. 2. Ю.В. Андропов – Генеральный секретарь ЦК КПСС (Источник)

Рис. 3. К.У. Черненко – Генеральный секретарь ЦК КПСС (Источник)

Кроме политического, Советский Союз постиг также идеологический кризис. Марксистско-ленинское учение не обновлялось уже много лет. Ответственные за идеологию люди в партии во главе с М.А. Сусловым (рис. 4) считали, что любое обсуждение или сомнение в идеалах коммунизма – это плохо. В СССР присутствовал некий догматизм и формализм в государственной идеологии. Капитализм в Советском Союзе считали загнивающим строем (рис. 5). Но без объяснений оставался тот факт, что на Западе люди при капиталистическом, более отсталом, по мнению руководства СССР, строе жили лучше, чем в СССР при социализме.

Рис. 4. М.А. Суслов – руководитель отдела идеологии ЦК КПСС (Источник)

Рис. 5. Советский антикапиталистический плакат (Источник)

Еще один кризис, затронувший советское общество в 1980-х гг., был кризисом власти. Советские граждане перестали к этому времени верить властям из-за насаждавшейся идеологии и регламентации поведения сверху. Люди на работе говорили одно, что они преданы идеалам социализма, а с друзьями и близкими обсуждали запрещенных авторов, слушали не одобряемую властями музыку, вели беседы в русле совсем других взглядов и интересовались диссидентским движением. Поэтому они уставали от постоянной скрытности, лицемерия и вранья. Все это говорило о том, что кризис имел место быть в Советском Союзе того времени.

Последним фактором кризиса в СССР середины 1980-х гг. было то, что граждане Советского Союза начали слушать не советские радиопередачи, а зарубежные, например передачи радиостанций «Голос Америки», «Радио Свобода», «Немецкая волна» и др. Людям хотелось узнать, как им казалось, правду о том, что происходит в окружающем мире.

Экономический кризис

Показатель экономики – производительность труда – в СССР в 1970–1980 гг. стала неуклонно падать. Это говорило о том, что люди стали хуже работать, что научно-технический прогресс и организация труда отставали в своем развитии. Таким образом, СССР в своем экономическом развитии отставал от Запада.

Также было показательным то обстоятельство, что многие заводы в Советском Союзе работали неэффективно и не окупались. Эти заводы поддерживались государством. Это было еще одним показателем того, что экономика СССР шла на спад.

Огромный дефицит товаров в магазинах СССР в 1970–1980 гг. тоже характеризовал состояние советской экономики (рис. 6). Причем, это были товары первой необходимости, в том числе продовольственные. Кроме того, система распределения товаров в стране дала сбой, поэтому власти ввели карточную систему.

Рис. 6. Очередь в магазине СССР за хлебом (Источник)

Наконец, в то время возникла такая проблема, как инфляция – обесценивание денег. Это случилось потому, что денег у населения Советского Союза было много, а товаров мало; власти не решались повышать цены, поэтому происходило обесценивание денежной массы.

Также в СССР существовала скрытая безработица – такая ситуация, когда рабочая сила в стране официально была оформлена, но почти не использовалась и получала минимальную зарплату.

Все эти черты показывали, что в СССР к середине 1980-х гг. существовал экономический кризис.

Социальный кризис

Политические и экономические недостатки 1970–1980 гг. нашли свое отражение и в социальной сфере государства. Достаточно серьезно росли социальные проблемы. Одной из них был рост алкоголизма среди населения (рис. 7), на почве которого возникали и другие проблемы. Ели люди не начинали пить, то они уходили в себя. Все эти явления наблюдались среди населения из-за проблем в жизни и отсутствия перспектив.

Рис. 7. Советский плакат борьбы с алкоголизмом (Источник)

Несмотря на кризис советского общества, в СССР он проходил не так жестко как в странах Восточной Европы. Это было возможно благодаря размерам Советского Союза – в такой огромной стране людям все-таки возможно было найти работу или подработку, чтобы заработать себе средства для существования, например, можно было поехать на Север, на строительство БАМ (рис. 8) или на Юг.

Рис. 8. Строительство БАМ (Источник)

Кризис во внешней политике

После прихода к власти в Америке Р. Рейгана (рис. 9), в Великобритании – М. Тэтчер (рис. 10), в Германии – Г. Коля (рис. 11) отношения у Л.И. Брежнева, а затем и у Ю.В. Андропова и К.У. Черненко с западными странами нарушились. С их стороны проводилась всемерная антисоветская пропаганда. Лозунги этой пропаганды на Западе были очень популярны среди населения этих стран.

Рис. 9. Р. Рейган – президент США (Источник)

Рис. 10. М. Тэтчер – премьер-министр Великобритании (Источник)

Рис. 11. Г. Коль – канцлер Германии (Источник)

Кроме того, во время холодной войны 1970-х – 1980-х гг. между странами социализма и капитализма происходили небольшие военные столкновения в Анголе, Эфиопии, Конго. Однако СССР попросту растрачивал себя, так как не мог экономически обеспечивать активную внешнюю политику и участвовать в гонке вооружений.

С одной стороны, СССР проигрывал гонку вооружений с западными странами и холодную войну к 1980-м гг. Но с другой стороны, Советский Союз практически в одиночку противостоял крупнейшим западным экономикам мира в течение сорока лет. Это говорит о том, что, безусловно, внешнеполитический кризис СССР имел место быть в это время, однако не нужно преувеличивать его масштабы.

Но была одна проблема, которая беспокоила всех граждан СССР в 1980-е гг. – Афганская война. Люди ощущали на себе ведение этой незримой для них войны как внутренне, так и внешне.

Выводы

Итоги развития СССР в период застоя были очень противоречивыми. С одной стороны, у Советского Союза в то время было второе место в мире по мощи, значимости и влиянию. СССР, безусловно, являлся сверхдержавой. В стране было повышено качество жизни советских людей. С другой стороны, в СССР к середине 1980-х гг. было обнаружено много проблем, которые показали, что нужно было что-то менять в стране.

Список литературы

Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет

  1. Kabanik.ru (Источник).
  2. Studopedia.ru (Источник).
  3. Studopedia.ru (Источник).
  4. Histerl.ru (Источник).

Домашнее задание

  1. Расскажите о политическом кризисе СССР середины 1980-хх гг. Чем он был вызван? Какие последствия этого кризиса вы можете назвать?
  2. Охарактеризуйте положение экономики СССР в 1970–1980 гг.
  3. В чем заключался социальный кризис в СССР в середине 1980-х гг.? Какие явления в общественной жизни Советского Союза его породили?
  4. Каково было положение СССР на международной арене в 1970–1980 гг.?

Лекция №43. Социально-экономическое развитие и внутренняя политика СССР в 1964-1985 гг.: тенденции и противоречия

Смена политического руководства. Период 1964-1985 гг. вошел в историю страны вначале как «эпоха развитого социализма», позже как «период застоя».
Первым секретарем ЦК КПСС, а с 1966 г. — Генеральным секретарем стал Л.И. Брежнев. Председателем Совета Министров СССР был назначен А.Н. Косыгин.
Более полувека страна жила в чрезвычайных условиях. Новые руководители считали, что обществу нужна стабильность. Стабильности можно достичь при отказе от политического курса последних лет, от политики десталинизации и реформ. Но первое время руководство страны еще тяготело к реформам.

Экономическая реформа 1965 г. Еще в конце 50-х гг. советская экономика стала терять эффективность. Об этом свидетельствовали падение производительности труда, низкое качество продукции, убытки. К середине 60-х гг. необходимость экономической реформы стала очевидной. Тогда же крупными учеными-экономистами началось обсуждение экономической реформы. Спланировал экономическую реформу, активно способствовал проведению ее в жизнь Председатель Совета Министров СССР А.Н. Косыгин.
В 1965 г. сентябрьский Пленум ЦК КПСС принял решение об экономической реформе. Вводились изменения в систему управления производством. Совнархозы — децентрализованное управление народным хозяйством на региональном уровне — ликвидировались и восстанавливались министерства — отраслевое управление производством. Основные принципы советской экономики остались прежними: всеобъемлющая государственная собственность, единое, централизованное планирование, строгий контроль за основными показателями развития. Суть реформы заключалась в том, что предприятия частично переходили на хозрасчет: отныне в распоряжении предприятий оставалась прибыль, получаемая от реализации сверхплановой продукции. Эту прибыль предприятия могли направлять на развитие производства или стимулирование труда персонала.
Таким образом, реформа повышала роль экономических методов управления. Предложенную реформу А.Н. Косыгин предлагал рассматривать как начало процесса дальнейших реформ.

Развитие промышленности. ХХIII съезд КПСС (март 1966 г.) провозгласил переход от административных к экономическим методам управления народным хозяйством.
Только в 1966 г. к работе на новых условиях хозяйствования приступили 704 предприятия. Переход предприятий на условия хозрасчета осуществился к концу восьмой пятилетки (1966 — 1970 гг.). Начало брежневского правления оказалось успешным для советской экономики. За годы восьмой пятилетки было построено 1900 крупных промышленных предприятий. Объем промышленного производства увеличился на 50%. Наиболее успешно развивались: электроэнергетика — на 54%, машиностроение — на 74%, приборостроение — в 2,3 раза; радиоэлектроника и нефтехимическая отрасль — на 78%. Началось освоение Тюменского нефтегазодобывающего комплекса, и добыча газа в стране резко возросла. Были построены самая крупная в мире Красноярская ГЭС и Славянская ГРЭС. На европейской территории страны было завершено создание единой энергосистемы, управляемой из единого центра. Были также построены Западно-Сибирский металлургический комбинат, Карагандинский комбинат. При участии итальянской фирмы «Фиат» за 3,5 года (к 1967 г.) был построен Волжский автомобильный завод в г. Тольятти, который стал выпускать народный автомобиль «жигули» 660 тыс. легковых автомобилей в год. Продолжалось создание единого народнохозяйственного комплекса страны. С этой целью развивались процессы общесоюзного разделения труда. Так, в Азербайджане основное внимание уделялось газовой и нефтехимической промышленности. Осуществлялись программы создания территориально-производственных комплексов. Сформировались Саянский, Красноярско-Ачинский, Чимкентско-Джамбульский комплексы. С их помощью предполагалось укрепить хозяйственные связи республик. В результате появились диспропорции в развитии республик. В наиболее промышленно развитых республиках появились сепаратистские тенденции. Они активизировались в 80-е гг.
В результате за годы восьмой пятилетки был создан мощный промышленный потенциал.

С начала 70-х гг. темпы роста экономики стали снижаться, а к 80 гг. показатели производства перестали расти. Главной бедой советской экономики этого периода было то, что она почти не была связана с научно-техническим прогрессом (НТП). Западные страны осуществляли продвижение в таких сферах, как комплексная автоматизация производства и управления, электронизация и биотехнологизация хозяйственной деятельности, использование ядерной энергетики, исследование и освоение космического пространства. В нашей стране при разработке научно-технической политики не были учтены все тенденции научно-технической революции. Основное внимание было обращено на автоматизацию производственных процессов, т.к. считалось, она содержит в себе возможность преобразования материального производства, управления и повышения производительности труда.

  • Экономика 70-х и первой половины 80-х гг. развивалась в целом на экстенсивной основе, ориентировалась на вовлечение в производство дополнительных материальных и трудовых ресурсов, что проявилось:
    • погоней за увеличением объемов. В 70-е гг. удалось догнать США по выплавке стали, добыче угля, нефти, газа и других видов промышленной продукции;
    • экономика СССР развивалась за счет увеличения числа рабочих;
    • экономика страны была монополизированной, т.е. в ней не было конкуренции внутри каждой отрасли (например, в автомобилестроении);
    • наличие гигантомании, т.е. строительство огромных предприятий, дорогостоящих и не всегда оправдываемых;
    • сверхцентрализацией экономики.

В стране велась определенная работа по осуществлению технической реконструкции. Так, в 1971 г. в промышленности действовала 89 481 механизированная поточная линия, в 1985 — 161 601; соответственно автоматических линий — 10 917 в 1971 и 34 278 в 1985.
Ресурсы страны все больше истощались. Небольшую часть экономики страны составляли наиболее современные производства высокой технологии, которые работали на военные заказы.
В 70-е гг. активно развивался военно-промышленный комплекс (ВПК), где были заняты миллионы людей, использовались лучшие материалы. Экономика страны работала в основном на военно-промышленный комплекс. Военная нагрузка привела к небольшим диспропорциям. Из-за разницы издержек в разных отраслях экономики покупная возможность рубля была различной (в оборонной промышленности она составляла 4-6 долл., в других отраслях гораздо ниже).
На рубеже 70-80-х гг. начали проявляться серьезные диспропорции в структуре промышленности СССР. Приоритетное развитие получили отрасли тяжелой индустрии, прежде всего оборонная. Производство военной техники достигло 60% всей выпускаемой продукции. В период 10-й пятилетки (1976-1980 гг.) была сделана попытка перевести промышленность на путь интенсивного развития. Однако намеченные планы по внедрению новой техники труда выполнены не были. Кроме того, наметилось дальнейшее отставание во всех индустриальных отраслях.

Сельское хозяйство. Сельское хозяйство с послевоенных времен находилось в глубоком провале. Руководство решило предпринять срочные меры по поднятию сельского хозяйства.
На мартовском Пленуме ЦК КПСС (1965 г.) была принята программа ускоренного развития сельского хозяйства. Устанавливался твердый и неизменный план закупок зерна. На зерновые культуры, на продукцию животноводства были повышены закупочные цены. Наряду с плановым было предусмотрено сверхплановое, свободное приобретение продовольственных культур в хозяйствах, которые будут иметь излишки товарного хлеба. В целях поощрения продажи колхозами и совхозами продукции сверх плана была установлена надбавка в размере 50% к основной закупочной цене. Конкретные меры намечались по дальнейшему укреплению материально-технической базы сельского хозяйства: предполагалось увеличить выпуск сельскохозяйственной техники, повысить ее качество, надежность и долговечность; разрабатывались программы электрификации, химизации аграрного производства, орошения и мелиорации полей. Резко увеличились капиталовложения в сельское хозяйство.
В 70-е гг. стали создаваться интегрированные хозяйства — агропромышленные объединения, комбинаты, агрофирмы. В их состав включались колхозы, совхозы, предприятия по переработке сырья, организации транспорта и торговли. К середине 80-х гг. в стране было создано около 4,8 тыс. межхозяйственных предприятий, но они не давали эффекта. Для улучшения управления сельским хозяйством был создан Государственный агропромышленный комитет, на местах — районные агропромышленные объединения.
Тем не менее, объем валовой продукции сельского хозяйства сокращался. В годы 9-й пятилетки (1971-1975 гг.) он составил 13% совокупного общественного продукта, а в годы 10-й пятилетки (1975-1980 гг.) — 6%.

Развитие народного образования. Большие успехи были достигнуты в области образования. С 1966-1967 учебного года в стране начинается переход средней школы на новые учебные планы и программы, разработанные АН СССР и Академией педагогических наук. Новые программы характеризовали: учет последних достижений науки и техники, преемственность в изучении материала с 1-го по 10-й класс, более рациональное распределение учебной информации по годам обучения, начало систематического преподавания систем наук (предметное обучение) с 4-го класса, освобождение программ от излишней детализации и второстепенных знаний в целях преодоления перегрузки учащихся. Для углубленного изучения предметов, развития интересов и способностей школьников вводились факультативные занятия по выбору учащихся, начиная с 7-о класса. Была осуществлена подготовка высококачественных учебников, пособий и методических руководств для педагогов силами ведущих ученых страны и опытных учителей.
В результате с середины 60-х гг. завершился переход ко всеобщему обязательному восьмилетнему обучению, а затем, в течение 10 лет (к середине 70-х гг.), — ко всеобщему среднему образованию. Возможность получить образование в объеме средней школы предоставили молодежи средние ПТУ и техникумы. Необходимые условия для повышения уровня знаний рабочей и сельской молодежи с последующим поступлением в вузы создавали возникшие в 1969 г. подготовительные отделения.
По сравнению с предшествующим периодом в 70-80-е гг. удалось добиться высоких темпов роста образовательного уровня населения. Относительно 1959 г. удельный вес граждан, имеющих высшее образование, увеличился к 1987 г. в 3,9 раза, а приобретших полное среднее — в 3,6 раза. Одновременно сокращалось количество людей с неполным средним образованием.

Развитие науки. Большое внимание уделялось развитию науки. На ее развитие выделялись все большие ассигнования. Наиболее ярким свидетельством расцвета советской науки являются достижения в области освоения космоса. СССР продолжил изучение Луны с помощью космических аппаратов. В 1965 г. автоматическая станция «Зонд-3» сфотографировала обратную сторону Луны. На основании этих и ранее сделанных снимков были впервые составлены полная карта и глобус Луны. Выдающимся достижением советской науки явилась доставка на Землю лунного грунта и его дальнейшее изучение. Советские космические аппараты достигли поверхности планеты Венера и передали на Землю ценные сведения о ее атмосфере. В Институте атомной энергии им. И.В. Курчатова были сделаны открытия мирового уровня: пущена ядерная установка, с помощью которой осуществлялось преобразование тепловой энергии ядерного реактора в электрическую. Ученые этого Института под руководством академика Л.А. Арцимовича заняли ведущее место в изучении свойств плазмы. Выдающиеся открытия были сделаны в области квантовой физики. Советские физики Н.Г. Басов и А.М. Прохоров стали лауреатами Нобелевской премии. Деятельность Академии наук СССР была сосредоточена на разработке наиболее перспективных направлений в области естественных и гуманитарных наук, способствующих развитию науки и культуры. Большое внимание уделялось деятельности академий наук союзных республик. Для поощрения советских ученых за развитие советской науки в 1967 г. были учреждены Государственные премии.

Социальная политика. В правительственных документах определялась цель социалистического строительства: «Все во имя человека и для его блага!». Общество было переориентировано на решение проблем потребления. В течение 8-й пятилетки реальные доходы трудящихся увеличились на 33%. Минимальная заработная плата рабочих и служащих возросла с 40-45 до 60-70 руб. Главным достижением социальной политики в этот период стало государственное бесплатное жилищное строительство. 55 млн. человек получили бесплатное или по льготным кредитам жилье. К началу 80-х гг. 80% семей имели отдельные квартиры. Важным социальным достижением явился перевод рабочих и служащих на пятидневную рабочую неделю с двумя выходными днями и оплачиваемым отпуском в 15 дней.

Конституция СССР 1977 г. 7 октября 1977 г. сессия Верховного Совета СССР приняла Конституцию. В новой Конституции отмечалось, что в «СССР построено развитое социалистическое общество, в котором созданы могучие производительные силы, передовая наука и культура, в котором постоянно растет благосостояние народа …, в котором на основе сближения всех классов и социальных слоев, юридического и фактического равенства всех наций и народностей, их братского сотрудничества сложилась новая историческая общность людей — советский народ».
Политической основой государства оставались Советы. Все Советы народных депутатов — Верховный Совет СССР, Верховные Советы союзных и автономных республик, краевые, областные и другие советы составляли единую систему органов государственной власти. Составные элементы политической системы — КПСС, советы, профсоюзы, комсомол, общественные организации. Ядром политической системы общества «развитого социализма» была КПСС. Статья шестая Конституции закрепляла за КПСС роль руководящей и направляющей силы советского общества.

Нарастание застойных явлений в экономике и социально-политической сфере. С середины 70-х гг. наблюдается появление застойных явлений в экономике. С 1970 по 1984 г. страна получила 174 млрд. долл. Аппарат смог наладить только распределение потока получаемых из-за границы средств и товаров. Дефицит товаров и услуг дополнялся угрозой дефицита продовольствия.
Причины замедления социального развития до сих пор не исследованы должным образом. Но одной из них является неэффективность политического руководства страны, его неспособность ответить на вызов времени.
Костяк политического руководства того времени составили аппаратчики «третьего поколения». Они выросли в недрах сталинской кадровой политики. Но в отличие от «сталинских кадров» (В.М. Молотов, Г.М. Маленков, Н.С. Хрущев и др.) среди них, за редким исключением (А.А. Громыко, Ю.В. Андропов), не было ярких личностей, они были лишены дара стратегического предвидения, способности ставить большие цели и принимать ответственность на себя. Когда в конце 80-х гг. общество оказалось в кризисе и настала пора ответить на зов времени, принять адекватные меры, они оказались не готовы к этому.
Значение первого лица в политическом руководстве страны по-прежнему было огромно. В 1964 г. Первым секретарем ЦК КПСС был избран Л.И. Брежнев. На ХХIII съезде КПСС (1966 г.) он был избран Генеральным секретарем ЦК КПСС. В 1977 г. он занимает пост Председателя Президиума Верховного Совета СССР. Вначале Л.И. Брежнев рассматривался своими соратниками как фигура переходная, но очень скоро он стал устраивать всех. При И.В. Сталине политическая элита жила под постоянным страхом ареста, при нескончаемых хрущевских реорганизациях партийно-государственного аппарата она также чувствовала себя неспокойно. Когда не стало сильного И.В. Сталина, динамичного Н.С. Хрущева, политическая элита захотела оградить себя от различных перетряхиваний и кадровых перестановок.
Л.И. Брежнев был не склонен к реформам, его главными достоинствами были отсутствие злобы и жестокости. Политическая элита хотела спокойного пользования теми благами, которые давала ей власть.
Экономическая реформа А.Н. Косыгина требовала энергии партийно-государственного руководства, самопожертвования, повышенного внимания, кадровых перестановок. Политическая элита не хотела какой-либо угрозы своему положению. Ее интересы пришли в противоречие с требованиями времени.

Движение диссидентов. Наиболее видными представителями диссидентства были историк Р.А. Медведев, писатель А.И. Солженицын, физик А.Д. Сахаров. Главными формами деятельности диссидентов были демонстрации под правозащитными лозунгами, обращения в адрес руководителей страны и судебные инстанции в защиту тех или иных лиц. Так, в 1966 г. 20 известных деятелей науки и культуры (А.Д. Сахаров, И.Е. Тамм, П.Л. Капица, писатели В.П. Некрасов, К.Г. Паустовский и др.) обратились с письмом к Л.И. Брежневу о недопустимости возрождения неосталинизма. В 1968 г. участники правозащитного движения организовали демонстрацию протеста в связи с введением войск СССР и других стран ОВД в Чехословакию. В 70-е гг. усилилось противостояние между оппозиционным движением и властью. Диссидентами была налажена публикация за рубежом литературных произведений, запрещенных в стране («тамиздат»). Возникла так называемая бесцензурная печать («самиздат»). В середине 70-х гг. диссиденты организовали в Москве группу содействия выполнения хельсинкских соглашений. При материальной поддержке различных кругов на Западе деятельность советских диссидентов получила большой резонанс в мире. Деятельность диссидентов оказывала большое влияние на общественное мнение в стране и сыграла значительную роль в расшатывании основ Советского государства.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *