Вечный эдикт это попытка кодификации

Преторское право

Преторское право (лат. Jus praetorium) — система римского права, возникшая во второй половине II в. до н. э., представляющая собой совокупность новшеств, введенных преторами и эдилами в правопорядок и объявленных в их эдиктах. Так как эта совокупность форм судебной и административной защиты, процессуальных норм, принципов и правил была создана практикой должностных лиц, она имеет общее название — магистратское право (jus honorarium — от лат. honor, «почетная должность»).

Исторические предпосылки возникновения преторского права

Древнейшее римское право называлось квиритским по имени древнейшего племени Квиритов(jus Quiritium). Римский правовой порядок и в архаический, и в классический период (то есть вплоть до III в. н. э.) покоился на процессе, а не на законе. Преторы, внося в свой ежегодно обновляемый эдикт новые процессуальные способы защиты или, напротив, исключая из вновь издаваемого эдикта уже устаревшие способы защиты, фактически определяли, по какому пути пойдет развитие всей римской правовой системы. Такая работа над эдиктом осуществлялась постоянно, и в процессе этой работы обращение шло как к нормам jus Quiritium, так и к нормам jus gentium — праву народов. Этот процесс привел к тому, что в конечном итоге (к началу III в. н. э.) сформировалась новая система права Римской империи, получившая название — jus civile — гражданское право (имеется в виду право, субъектами которого являются все свободные жители державы — граждане Римской империи). Для юристов эпохи принципата и домината jus civile было одновременно и совокупностью норм действующего права и наукой права.

Формирование

Преторское право формируется как особая процессуальная система и способ реализации норм Квиритского права и права народов фиксируется со второй половины II в. до н. э. Эта система права зародилась в связи с развитием экономики, ростом рабовладения, сосредоточением в руках господствующей верхушки рабовладельческого класса торгового и ростовщического капитала и крупной земельной собственности. Все эти социально-экономические условия делали старые постановления jus civile недостаточными, появилась необходимость их поправлять и дополнять. Эта работа легла на судебных магистратов и преторов. На первых порах преторские мероприятия имели своей целью исключительно лишь помощь jus civile и восполнение его пробелов. Конечно, под видом этой помощи и восполнения вносились нередко в область права и весьма существенные реформы. Так, осуществляя свою обязанность блюсти общественный мир и порядок, претор мог в том или ином случае предписать частным лицам нечто иное, чем предписывал закон. Таким образом, закон формально отстранялся на время ввиду данного конкретного случая, фактически же это, по идее, временное изъятие превращалось в постоянное, а сам закон jus civile в пустой звук: становился «голым правом» — nudum jus Quiritium.

Источник преторского права

Одним из источников Римского права являлись эдикты преторов (англ.)русск., содержащие указания, при каких обстоятельствах будет даваться судебная защита. Одни из этих эдиктов имели в виду какие-то отдельные конкретные случаи (edictum repentinum), другие определяли общую программу преторской деятельности на весь его должностной год и содержали ряд общих абстрактных правил (edictum perpetuum). В последних и отлагалась постепенно административно-уголовная практика преторов. Каждый новый претор, при этом, составляя свой эдикт, принимал во внимание эдикты своих предшественников, и благодаря этому, с течением времени образовалась совокупность преторских норм, переходящих из эдикта в эдикт (edictum tralaticium).

Кодификация преторского права

В целях закрепления отдельных постановлений преторского права юристу Сальвию Юлиану было поручено собрать, пересмотреть и привести в порядок edictum perpetuum (125—138 гг. н. э.). Содержание прежних эдиктов в совокупности было окончательно зафиксировано. Edictum perpetuum не был признан законом, но по предложению императора, особый сенатусконсульт объявил его неизменяемым, право делать прибавления и дополнения было оставлено лишь за императором. Данный эдикт состоял из двух частей, каждая из которых содержала определенное число титулов небольшого объема. В главной части были опубликованы отдельные моменты и пункты исков, в дополнительной — приведены типовые формуляры исков. В эдикте не соблюдалось особой системы, так как содержание его складывалось исторически, в течение веков.

Литература

Кодификация преторского права

Дальнейшее развитие преторской деятельности формально потеряло свое основание, когда при Адриане, в целях закрепления отдельных постановлений преторского права, юристу Сальвию Юлиану было поручено собрать, пересмотреть и привести в порядок накопившиеся к тому времени материалы постоянного эдикта — edictum perpetuum (125-138 гг. н.э.). Содержание прежних эдиктов в совокупности было окончательно зафиксировано. Другими словами, была произведена кодификация преторского нрава. Правда, edictum perpetuum не был признан законом, но, но предложению императора, особый сенатусконсульт объявил его неизменяемым; право делать прибавления и дополнения было оставлено лишь за императором. Последний, с момента редактирования эдикта, заменил viva vox iuris civilis — живой голос цивильного права. Преторы продолжали выставлять эдикт в Риме и в провинциях, но только в окончательной редакции Юлиана. Юлиановская редакция эдикта не сохранилась, однако благодаря вызванным кодификацией эдикта и в основном дошедшим до нас обширным комментариям Гая, Ульпиана и Павла стало возможным восстановить и текст и расположение содержавшихся в эдикте постановлений и формул. Существование комментария Гая также к провинциальному эдикту — edictum provinciale — заставляет предполагать, что Юлиан кодифицировал не только эдикт городских преторов, по и эдикт провинциальных правителей. Эдикт же преторов перегринов остался, по-видимому, вне кодификации. Если источники совершенно определенно говорят об одном эдикте, то это происходит в силу уравнения в 212 г. н.э. юридического положения свободных обитателей Римской империи, для которых другие эдикты потеряли всякое значение. Эдикт распадался на определенное число титулов небольшого объема с заглавиями (de iudieiis, de rebus creditis и т.д.) и охватывал две части. В главной части были опубликованы отдельные моменты и пункты исков, clausulae edictales, в дополнительной — приведены типовые формуляры исков. В эдикте не соблюдалось особой системы, так как содержание его складывалось исторически, в течение веков, и обусловливалось практическими соображениями и историческими случайностями. Содержание эдикта вытекало при республике из компетенции (officium) судебных магистратов и устанавливалось ими по соображениям современной политики правящего класса.

Отношение между цивильным и преторским правом

Между цивильным и преторским правом имело место живое взаимодействие; некоторые правила ius civile воспроизводились в эдикте, и обратно, достижения преторского права переходили в область ius civile. Императорские конституции и рескрипты, развивая цивильное право, шли иногда путем заимствований из эдикта. Процесс такого взаимодействия захватывал различные институты права. В некоторых областях права на почве преторского эдикта сложились целые новые институты. Так, рядом с dominium ex iure Quiritium (квиритской собственностью) возникла так называемая бонитарная (in bonis esse — см. п. 193), наряду с цивильным наследником (hères) стал преторский владелец наследства (bonorum possessor — см. п. 236). В других институтах благодаря преторскому эдикту преобразовывалось содержание институтов цивильного права.

Уже было указано, как две области права — области цивильного и преторского нрава — в процессе отмеченного выше взаимодействия медленно сближались между собой. После кодификации эдикта Сальвием Юлианом, при Адриане, это сближение стало еще более тесным. Правда, формальное противоположение двух систем в силу римского консерватизма сохранялось до Юстиниана, как историческое переживание. Но еще с эпохи классических юристов началось слияние цивильного и преторского права в один юридический порядок. С особой быстротой оно пошло в IV и V вв. н.э. и оказало огромное влияние на структуру всех институтов и их систематическую разработку. Нормы и институты, которые кажутся часто новыми в кодификации Юстиниана, в сущности представляют результат начавшегося за три столетия слияния этих двух систем права. Об этом свидетельствует автор первых двух книг Институций Юстиниана — Дорофей:

Но так как постепенно, из обычая людей — с одной стороны и нововведений конституций — с другой, цивильное право начало приходить к единообразию с преторским, то было установлено…

Этот текст, включенный в элементарное руководство VI в. н.э., передает чрезвычайно важный факт в истории источников римского права, как вполне естественный. Текст указывает, что постепенно путем практики, очевидно судебной и деловой, а также под воздействием императорских конституций, исправлявших действующий закон, возникло новое право.

Кодификация эдиктов

⇐ ПредыдущаяСтр 6 из 72

По мере того как усиливалась власть императора, правотворчество претора и других судебных магистратов теряло свое значение. Хронологические рамки наибольшей преторской активности — 250-80 гг. до н.э.

Во II в. н.э. по поручению императора Адриана юрист Юлиан провел кодификацию отдельных постановлений, содержащихся в преторских эдиктах, и создал «постоянный эдикт» (edictum perpetuum). Он был одобрен императором и объявлен Сенатом неизменным. Право делать дополнения к эдикту осталось только за императором. С этого времени правотворческая деятельность преторов прекратилась. Различие цивильного и преторского права как двух систем права, хотя формально сохранилось вплоть до Юстиниана (VI в. н.э.), фактически утратило с этого времени свое значение. Сами римляне (Институции Юстиниана, 2.10.3) считали, что сближение цивильного права и права преторского происходило, с одной стороны, вследствие обычая, с другой — вследствие улучшений, вводимых императорскими конституциями. Сам «постоянный эдикт» не дошел до нас, но был реконструирован по комментариям юристов.

Кодификация преторского права.Дальнейшее развитие преторской деятельности формально потеряло свое основание, когда при Адриане, в це­лях закрепления отдельных постановлений преторского права, юристу Сальвию Юлиану было поручено собрать, пересмотреть и привести в порядок на­копившиеся к тому времени материалы постоянного эдикта — edictum perpetuum(125-138 гг. н.э.). Содержание прежних эдиктов в совокупности было окончательно зафиксировано. Другими словами, была произведена ко­дификация преторского права. Правда, edictum perpetuumне был признан за­коном, но, по предложению императора, особый сенатусконсульт объявил его неизменяемым; право делать прибавления и дополнения было оставлено лишь за императором. Последний, с момента редактирования эдикта, заме­нил viva vox iuris civilis— живой голос цивильного права. Преторы продол­жали выставлять эдикт в Риме и в провинциях, но только в окончательной редакции Юлиана. Юлиановская редакция эдикта не сохранилась, однако благодаря вызванным кодификацией эдикта и в основном дошедшим до нас обширным комментариям Гая, Ульпиана и Павла стало возможным восста­новить и текст и расположение содержавшихся в эдикте постановлений и формул. Существование комментария Гая также к провинциальному эдик­ту — edictum provinciale —заставляет предполагать, что Юлиан кодифициро­вал не только эдикт городских преторов, но и эдикт провинциальных прави­телей. Эдикт же преторов перегринов остался, по-видимому, вне кодификации. Если источники совершенно определенно говорят об одном эдикте, то это происходит в силу уравнения в 212 г. н.э. юридического поло­жения свободных обитателей Римской империи, для которых другие эдикты потеряли всякое значение. Эдикт распадался на определенное число титулов небольшого объема с заглавиями (de iudiciis, de rebus creditisи т .д.) и охватывал две части. В главной части были опубликованы отдельные моменты и пункты исков, clausulae edictales,в дополнительной – приведены типовые формуляры исков. В эдикте не соблюдалось особой системы, так как содержание его складывалось исторически, в течение веков, и обусловливалось практическими соображениями и историческими случайностями. Содержание эдикта вытекало при республике из компетенции (officium) судебных магистратов и устанавливалось ими по соображениям современной политики правящего класса.

. Отношение между цивильным и преторским правом.Между цивильным и преторским правом имело место живое взаимодействие; некоторые правилаius civileвоспроизводились в эдикте, и обратно, достижения преторского пра­ва переходили в область ius civile.Императорские конституции и рескрипты, развивая цивильное право, шли иногда путем заимствований из эдикта. Про­цесс такого взаимодействия захватывал различные институты права. В некото­рых областях права на почве преторского эдикта сложились целые новые ин­ституты. Так, рядом с dominium ex iure Quiritium(квиритской собственностью) возникла так называемая бонитарная (in bonis esse— см. п. 193), наряду с ци­вильным наследником (heres)стал преторский владелец наследства (bonorum possessor—см. п. 236).В других институтах благодаря преторскому эдикту пре­образовывалось содержание институтов цивильного права.

Уже было у казано, как две области права — области цивильного и претор­ского права — в процессе отмеченного выше взаимодействия медленно сбли­жались между собой. После кодификации эдикта Сальвием Юлианом, при Адриане, это сближение стало еще более тесным. Правда, формальное про­тивоположение двух систем в силу римского консерватизма сохранялось до Юстиниана, как историческое переживание. Но еще с эпохи классических юристов началось слияние цивильного и преторского права в один юридиче­ский порядок. С особой быстротой оно пошло в IV и V вв. н.э. и оказало ог­ромное влияние на структуру всех институтов и их систематическую разра­ботку. Нормы и институты, которые кажутся часто новыми

кодификации Юстиниана, в сущности представляют результат начавшегося за три столетия слияния этих двух систем права. Об этом свидетельствует автор первых двух книг Институций Юстиниана — Дорофей:

Date: 2015-06-08; view: 482; Нарушение авторских прав

Понравилась страница? Лайкни для друзей:

Вечный эдикт

Эдикты преторов как источники римского частного права

Замечание 1

Римский период по праву признается крайне важным этапом развития юридической науки и частного права. Римское частное право легло в основу формирование системы права многих современных государств, составляющих в настоящее время романо-германскую правовую семью.

Формирование эдиктов было обусловлено тем, что римские судебные магистраты были наделены правом издавать постановления, правила которых были обязательны для римских граждан и других жителей римского государства.

Происхождение термина «эдикт» было связано с римским слово «dico» (говорю). В этой связи им первоначально обозначалось устное постановление магистрата одного из двух видов:

  1. Постоянный эдикт, формулируемый новым магистратом и содержащий перечень правил, которыми магистрат будет руководствоваться при осуществлении собственной деятельности по отправлению правосудия. В том числе указание на случаи в которых иск будет подлежать правовой защите, а в каких в соответствующей защите будет отказано;
  2. Разовый эдикт, издаваемый магистратом по поводу разрешения конкретного судебного дела, либо по тем вопросам, которые не были отражены в рамках изданного постоянного эдикта, однако нуждались в соответствующем разъяснении.

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

В дальнейшем, с развитием преторского права, эдикты стали облачаться в письменную форму, а их период их действия распространялся на время управления издавшего их магистрата. Вновь приходивший к управлению магистрат имел право либо продлить период действия эдикта, изданного его предшественником, либо отметить их, издав собственный письменный эдикт.

Преторское право просуществовало в таком режиме до начала II в. н.э., вплоть до объявления эдиктов вечными и неизменными. С этого момента берет свое начало период действия, так называемых, вечных эдиктов.

Направления развития эдиктного (преторского) права

Один из наиболее известных римский юристов – Гай, указывал на то, что эдикты могли приниматься следующими лицами:

  1. Самими преторами, которые могли быть городскими и ведали юрисдикцией по гражданским спорам между римскими гражданами, и перегринскими, наделенными аналогичными полномочиями в отношении споров между перегринами, а равно между перегринами и римскими гражданами;
  2. Правителями провинций;
  3. Курульными эдилами и квесторами, выдавшими гражданской юрисдикцией в отношении торговых дел.

Начиная с III в до н.э. в римском обществе отмечалось значительное усложнение складывающихся отношений, в том числе ввиду развития торгового сотрудничества с другими государствами и совершенствования сельского хозяйства. В этой обстановки нормы старого цивильного права устарели и перестали отвечать запросам правового регулирования. В таких условиях преторские эдикты помогали цивильному праву в удовлетворении новых потребностей общества, поскольку принимаемые эдикты были направлены на не правовое регулирование вообще, а на разрешение конкретных споров и вынесения решений по искам.

При этом необходимо помнить о том, что претор не был наделен правом отмены или изменения норм цивильного права, его полномочия ограничивались только проработкой нормы для целей правового регулирования конкретного правоотношения. Например, претор своим эдиктом был уполномочен защитить несобственникам имущества по правилу, аналогичному для собственника, однако не мог преобразовать его правовой статус, закрепив за ним право собственности на определенную вещь.

Замечание 2

Таким образом, претор был наделен правом давать защиту только новым видам и формам общественных отношений, не посягая на регулятивное воздействие старого цивильного права. В этом учеными-исследователями римского права обнаруживается дополнительное подтверждение незыблемости цивильного римского права.

Вечный эдикт

Как было отмечено выше, во втором веке нашей эры эдикты преторов были признаны вечными. Данный процесс связывается с деятельностью императора Адриана, поручившего римскому юристу Юлиану привести в порядок материалы и положения так называемого постоянно эдикта.

В этой связи, Юлианом в 125-138 гг. н.э. была произведена кодификация накопившегося массива преторских эдиктов, а соответствующая деятельность преторов утратила былое основание. Несмотря на то, что кодифицированный эдикт не был признан в качестве закона, ему был придан статус вечного, неизменяемого акта, а определенные дополнения в его содержания могли вноситься исключительно императором.

Несмотря на то, что ни одна из рукописей вечного эдикта Юлиана не была сохранена до наших дней, исходя из комментариев более поздних римских юристов – Гая, Ульпиана и Павла, может быть сделан вывод о том, что структура вечного эдикта была представлена двумя частями – главной и дополнительной, содержащей в себе определенной числе коротких по содержанию «титулов», обозначенных и отделенных друг от друга собственными заглавиями.

Содержание главной части вечного эдикта было представлено отдельными моментами и пунктами исков, а в дополнительной – типовые формуляры исков.

Замечание 3

Однако в связи с тем, что вечный эдикт складывался исторически, сопровождая развитие римского государства и права, он не отличался строго организованной системой и характеризовался разрозненностью своего содержания.

При этом после момента образования вечного эдикта, в связи с сохранением значения цивильного права, данные системы стали действовать в тесной взаимосвязи, и отвечали целям и потребностям правового регулирования общественных отношений, складывающихся в развивающемся римском обществе. Постепенно цивильное и преторское право сближались между собой, и, начиная с классического периода, стали сливаться в единую систему права. Таким образом, самостоятельное преторское право, в том числе его наиболее кодифицированная и совершенная форма – вечный эдикт, просуществовало вплоть до периода правления римского императора Юстиниана (VI в н.э.).

Эдикт вечный

Смотреть что такое «Эдикт вечный» в других словарях:

  • эдикт — а; м. 1. В древнем Риме: программа деятельности магистров, объявляемая ими при вступлении в должность. 2. В средние века в некоторых западноевропейских монархиях: один из видов королевского, императорского закона. * * * эдикт (лат … Энциклопедический словарь

  • Эдикт — (лат. edictum объявление, от edicere объявлять) нормативный акт. В русском языке и России аналогом эдикта как термина и правового акта является указ. Имеет сходство с таким правовым актом, как декрет. Древний Рим Термин… … Википедия

  • Эдикты преторов — Эту статью следует викифицировать. Пожалуйста, оформите её согласно правилам оформления статей. Эдикты преторов римский источник права, перешедший от республиканского Рима. Эдикты издавались преторами при вступлении в должно … Википедия

  • ДРЕВНИЙ РИМ — Римский форум Римский форум античная цивилизация в Италии и Средиземноморье с центром в Риме. Основу ее составила городская община (лат. civitas) Рима, постепенно распространившая свою власть, а затем и свое право на все Средиземноморье. Будучи… … Православная энциклопедия

  • Христианство — всемирная религия, первая в настоящее время по числу последователей (около 494 милл.) и по культурно историч. значению своему и принявших ее народов, признающая себя откровением Единого в Троице Истинного Бога, Творца и Промыслителя вселенной,… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Франциск I французский король — (Franç ois) французский король (1515 1547), сын герцога ангулемского Карла Орлеанского и Луизы Савойской, двоюродный брат короля Людовика XII. Родился в 1494 г. Ему не было еще двух лет, когда умер его отец. Зависть Анны Бретонской, жены… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Франциск I, французский король — (François) французский король (1515 1547), сын герцога ангулемского Карла Орлеанского и Луизы Савойской, двоюродный брат короля Людовика XII. Родился в 1494 г. Ему не было еще двух лет, когда умер его отец. Зависть Анны Бретонской, жены Карла… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Франциск I (король Франции) — Запрос «Франциск I» перенаправляется сюда; см. также другие значения. Франциск I François Ier … Википедия

  • Франсуа I — Запрос «Франциск I» перенаправляется сюда. Cм. также другие значения. Франциск I François Ier Портрет работы Жана Клуэ, 1525, Лувр … Википедия

  • Франциск I — У этого термина существуют и другие значения, см. Франциск I (значения). Франциск I фр. François Ier … Википедия

6. Эдикты магистратов (преторов) как источник РЧП.

Эдикты магистратов. Римские судебные магистраты обладали правом издавать постановле ния для римских граждан и других жителей Римского государства.

Термин «эдикт» происходит от dico («говорю») и в соответствии с этим первоначально обозначал устное объявление магистрата следующих видов:

— постоянный эдикт издавался новым магистратом и объявлял о том, какие правила будут лежать в основе его деятельности, в каких случаях будут даваться иски, в каких — нет (своеобразный план работы на определенный период);

— разовый эдикт издавался по поводу решения какого-либо конкретного дела и по другим незапланированным поводам.

В дальнейшем эдикты стали приниматься в письменной форме. Они действовали только в период управления издавшего их магистрата, и следующий магистрат мог отменить или продлить их. В начале II в. н. э. эдикты были объявлены вечными и неизменными.

Римский юрист Гай писал, что эдикты принимались:

1) преторами. Преторы были как городскими, ведавшими гражданской юрисдикцией в отношениях между римскими гражданами, так и перегринскими, ведавшими гражданской юрисдикцией по спорам между перегринами, а также между римскими гражданами и перегринами;

2) правителями провинций;

3) курульными эдилами, ведавшими гражданской юрисдикцией по торговым делам (в провинциях — соответственно квесторами).

Начиная с III в. до н. э. в связи с усложнением общественных отношений (развитие торговых отношений с другими странами, развитие сельского хозяйства) нормы ius civile устарели и перестали удовлетворять запросам жизни. Преторские эдикты помогали цивильному праву в удовлетворении новых потребностей общества, так как преторы выпускали постановления не в общем, а по конкретным искам. Претор руководил гражданским процессом и мог выбирать для защиты только те иски, которые не были предусмотрены цивильным правом.

Претор не мог отменить или изменить нормы цивильного права («претор не может творить право»). Он мог проработать норму цивильного права на практике и лишить силы то или иное положение данной нормы. Например, мог защитить несобственника имущества как собственника, но не мог изменить статус несобственника и превратить его в соб ственника. Претор не мог дать право наследования. Таким образом, претор мог давать защиту только новым формам правоотношений, что еще раз подчеркивает незыблемость исконного права (ius civile).

По словам римских юристов, преторское право постепенно развивалось и стало действовать по нескольким направлениям, откликаясь на новые запросы жизни и удовлетворяя их:

— претор помогал применению гражданского права (iuris civilis adiuvandi gratia);

— заполнял пробелы гражданского права с помощью своих эдиктов (iuris civilis supplendi gratia);

— изменял и исправлял нормы гражданского права (iuris civilis corrigendi gratia). Претор не мог отменить действие цивильного права, мог только дополнить его.

В результате правотворческой деятельности курульных эдилов, преторов и правителей провинций (которые в значительной мере заимствовали содержание преторских эдиктов) значение этой деятельности расширялось, и возникло ius honorem (от слова honores — «почетные должности») — магистратское право, или ius praetorium — преторское право, в основе которого лежал преторский эдикт. Ius honorem и гражданское право (которое нельзя было резко отменить или заменить, так как римляне относились к своим истокам с большим почтением) стали действовать параллельно, дополняя друг друга.

Во II в. н. э. юристом Юлианом была выработана опись отдельных постановлений, содержавшихся в преторских эдиктах. Эта опись, являвшаяся по сути кодификацией преторских эдиктов, была одобрена императором Адрианом и получила статус окончательной редакции так называемого вечного эдикта (edictumperpetuum). Ее объявили неизменной, и только император мог вносить некоторые дополнения. «Вечный эдикт» Юлиана не дошел до нас, но сохранились фрагменты комментариев римских юристов. С помощью этих комментариев были сделаны попытки реконструкции эдикта.

В процессе взаимодействия эти два вида права все теснее сближались между собой и начиная с классического периода стали сливаться в единую систему права.

Таким образом, различие цивильного и преторского права просуществовало вплоть до Юстиниана (VI в. н. э. ).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *