Спартанская и афинская системы воспитания

Афинская и спартанская системы воспитания

Греки придавали большое значение правильному воспитанию, поскольку от этого зависела судьба государства. Недостатки в физическом воспитании могли привести к поражению в войне, а ошибки в нравственном к конфликту между старшим и младшим поколениями и к внутренней дестабилизации общества. В древней Греции сформировались две системы воспитания: афинская и спартанская. В Афинах отношения к детям было более мягким. С младенческого возраста они воспитывались в генекее матерью и кормилицей. Наказание детей допускалось, но так чтобы не задеть их самолюбие. Игрушки делали из дерева, терракоты, металла, слоновой кости. Различные игры: жмурки, качели, игры в мяч и т.д. Под опекой нянек — кормилиц дети находились до трех лет. Девочки в гинекее оставались до пятнадцати лет. Под присмотром матери они заминались чтением, обучались письму, музыке, рукоделию, ткачеству. На улицу могли выходить только в сопровождении старших. Мальчики в гинекее находились до 7 лет, затем они переходили под опеку отца. Его передавали педагогу, в обязанности которого входило сопровождение ребенка в школу, на общественные церемонии, контроль за его поведением на улице, внушение основных правил этикета, главным методом воспитания была розга. Педагоги плохо говорили по-гречески, злоупотребляли вином и били своих воспитанников, все это вызывало протесты философов. Обучение мальчиков велось в частных школах. В Афинах образование состояло из трех ступеней — грамматическая, мусическая, и гимнастическая школы. Словесные науки осваивались под руководством грамматиста, который обучал чтению, давал уроки грамоты, преподавал арифметику и греческую литературу. На уроках письма использовались натертые воском, на которых ученики писали стилем. Освоив первоначальные навыки правописания, ученики переходили к письму тростниковым пером и чернилами на папирусе. В мусической школе дети переходили к изучению греческой литературы, главный акцент делался на изучение поэм Гомера. Также в мусической школе обучали музыке, уроки давали кифаристы. Под звуки лиры или кифары ученики пели хором или соло песни и гимны в честь богов. С четырнадцати лет мальчики начали серьезно заниматься гимнастикой, обучение руководили — педотрибы. Программа включала основные виды греческой атлетики — борьбу, бег, прыжки в длину, метание копья и диска. Помимо этих состязаний мальчики обучались плаванию, верховой езде, кулачному бою. К восемнадцати годам образование считалось законченным. Юноша должен был уметь читать, писать, петь, танцевать, играть на лире, ездить верхом, бороться, бегать, прыгать, знать стихи Гомера, уметь вести себя в обществе. С восемнадцати лет юноши два года юноши пребывали в эфебах, здесь их обучали военному делу. Руководили эфебами — стратеги. Непосредственно ими руководили софронисты. В свободное время эфебы изучали философию и навыки красноречия. В программу занятий входили также поэзия музыка, эфебы должны были участвовать в религиозных торжествах. После первого года службы для эфебов устраивался общенародный смотр. Они от государства щит, копье и проносили клятву на верность афинскому государству. Затем их расквартировывали по крепостям и гарнизонам. С течением времени эфебия перестает быть обязательной для молодежи. В эпоху эллинизма она выступает уже как институт элитарный, занимающийся обучение сыновей состоятельных лиц.

Спартанская система воспитания отличалась от афинской более существенным вмешательством государства в дело образования молодого поколения. Особенностью было преобладание физического аспекта на интеллектуальным и этическим. До семи лет ребенок находился под присмотром женщин. С самого начала его приучали к переменам погоды, обмывали холодной водой, одевали легко, даже в холодный период. По достижения семилетнего возраста ребенка отбирали у семьи и включали в особый отряд — илу. Мальчик занимались играми и физическими упражнениями, за проступки их наказывали магистрофы, которые были вооружены розгами. Программа занятий соответствовала возрасту и обычно включала в себя бег, прыжки, борьбу, метание диска и дротика. Кулачные бои были исключены. Мальчиков также обучали обращаться с оружием, чтению и письму. Их обязывали знать традиции Спарты, несколько военных и религиозных песен, уметь танцевать. Особое внимание обращалось на выносливость. С двенадцати лет они ходили полуобнаженные и полуголодные, носили одну и ту же одежду, рассчитанную на год, спали на земле, без одеяла. пища была проста и скудна настолько, что мальчикам проходилось воровать. За ловкую кражу они получали похвалу, тех. Кто попался на краже наказывали. В качестве проверки мальчиков ежегодно секли перед алтарем Артемиды Ортии. Юношей избивали до крови, но они не имели права спорить и молить пощады. Тех, кто лучше всего переносил испытание, провозглашали «победителем при алтаре». Были случаи, когда несчастные жертвы умирали. Юноши получали задание скрываться год, самостоятельно добывая пищу. Молодые люди принимали участие в кипритиях — нападения на рабов. Если молодой человек успешно проходил эти испытания он допускался к участию в сисситиях. С восемнадцати лет юноши несли службу в эфебии. По достижению двадцати они становились иренами и вступали в гражданское ополчение. Лишь в тридцать лет они переходили в разряд взрослых и основывали собственное хозяйство. Воспитание девушек мало чем отличалось от воспитания юношей. Наравне с ними они занимались физическими упражнениями, их обучали пению, танцам. Цель воспитания заключалась в том, чтобы подготовить физически здоровых матерей, способных родить крепких детей.

3. Афинская и Спартанская системы школьного воспитания и образования.

В 3 — 2 тысячелетиях до н. э. в Греции, на Крите и некоторых других островах Эгейского моря возникла самобытная культура со своей письменностью: от пиктографии и клинописи до слогового письма. Первые центры обучения — школы писцов — возникали при дворцах и храмах. Крито-микенской (эгейской) культурой была заложена определенная традиция письма, принятая последующими цивилизациями: правила писать строки слева направо, сверху вниз, выделение красных строк и заглавных букв.

В V-IV вв. до н.э. среди государств-полисов Эллады особо выделялись республиканские Афины и авторитарная Спарта. Эти государства не только представляли различные политические системы, но и системы школьного образования и воспитания: афинскую и спартанскую.

Элементы системы

Африканская система

Спартанская система

Цель воспитания.

Всестороннее гармоничное формирование личности.

Подготовка воинов, защитников земельной аристократии.

Умственное воспитание: начальная грамота, приобщение к научному и философскому знанию, любовь к познанию.

Физическое: в рамках пятиборья плюс плавание, развитие пластики тела.

Духовно- нравственное: пение, музыка, стихосложение, ритмика, приобщение к добродетелям.

Физическое воспитание: закалка, формирование привычки к лишениям, умение переносить боль.

Военно-гимнастическое воспитание: бег, прыжки, метания диска и копья, борьба, рукопашный бой, исполнение песен.

Нравственнее и политическое воспитание: Воспитание почтения и послушания взрослым и государству, жесткая дисциплина, развитие лаконичной речи.

Организация воспитания и обучения, роль государства.

Направляющая и корректирующая роль государства в сочетании со свободой индивидуального развития гражданина.

До семи лет- семейное воспитание: отец, мать, кормилица.

С 7-18 лет обучение мальчиков в разнообразных частных и общественных школах:

С 7 до16 — в мусических: грамматиста и кифориста;

С 12 до16 — в школах палестры (борьбы);

С 16-18 – в гимнасиях — школах повышенного типа: (для обеспеченных):

Академия Платона:

Ликей Аристотеля;

Кинасарг Антисфена.

С 18 до 20 лет- служба в Эфебии (военная).

Авторитарная роль государства.

До семи лет — семейное воспитание: особая ответственность матери.

С 7-18 лет обучение мальчиков в государственных школах (агеллах).

С 18 до 20 лет- служба в

Эфебии (военная).

Методы, средства воспитания.

Наставления, соревнования, пример, беседы, приобщение к музыке, искусству, театру, играм, наказание.

Приучение к трудностям, упражнения(физические), заучивание нравственных законов, наказание, состязания (криптии).

Результат воспитания.

«Человек прекрасный телом и душой».(Ш.Летурно)

«Человеческий тип единственный в мире в отношении патриотического одушевления, физической силы и энергии воли»( Ш.Летурно).

Воспитание и обучение в Афинах. Идеал афинского воспитания — совокупность добродетелей. По сути, речь шла о всестороннем формировании личности, прежде всего с развитыми интеллектом и культурой тела. Считалось, что стремиться к достижению подобного идеала был вправе лишь свободный и имущий гражданин Афин.

Пафос практики организованного воспитания и обучения пронизывал принцип соревнования (агонистики). Дети, подростки, юноши постоянно состязались в гимнастике, танцах, музыке, словесных спорах, самоутверждаясь и оттачивая свои лучшие качества.

Все афиняне получали домашнее воспитание. Сыновья свободных афинян обычно получали такое воспитание до семи лет. За мальчиками из состоятельных семей присматривал особый раб — педагог (дословно — поводырь).

После семи лет мальчики — дети свободных граждан получали возможность учиться в частных и общественных учебных заведениях.

Школы в Афинах были небольшими — 20 — 50 учеников на одного учителя. Размещались ученики в доме учителя либо просто на улице города. Учитель сидел на высоком стуле, дети располагались вокруг на низеньких складных табуретах. Писали на коленях. Занимались одновременно дети всех возрастов: пока одни отвечали учителю, остальные выполняли задание. Занятия шли весь день с большим перерывом на обед. Каникул не было — выходные выпадали на городские и семейные праздники.

Платили учителям немного — примерно столько же, сколько зарабатывали средней руки мастеровые. Социальный статус учителя, особенно в учебных заведениях начального уровня, был весьма низким. Хорошо иллюстрирует такой факт ходившая в Афинах поговорка: «Он умер или стал учителем».

Существовало несколько типов учебных заведений. Начальное образование давали частные и общественные школы: мусические и гимнастические. В мусических школах учились школьники 7 —16-летнего возраста, в гимнастических школах, или палестрах, — 12 — 16-летние подростки. Обычно учащиеся посещали одновременно оба типа указанных заведений.

Мусическая школа давала по преимуществу литературное и музыкальное образование с элементами научных знаний. Книг было чрезвычайно мало. Образование усваивалось с голоса учителя.. Альфой и омегой обучения было изучение поэм Гомера. Как замечал в этой связи древнегреческий мыслитель Платон, «Элладу восторгал Гомер». В самом деле, «Илиада» и «Одиссея» были не только дидактическим материалом при обучении грамоте и музыке, но и вводили юных граждан в систему жизненных отношений, приобщали к традициям народа.

. Учили основам чтения, письма и пения.Читать учились по слогам, перебирая множество сочетаний, пока не узнавали их с первого взгляда. Затем читали первые слова — имена богов и героев. Затем читали первые фразы, обычно поучительные стихотворные строчки: «Прекрасен тот, кто вправду человек во всем», «Приятно, если умный сын в дому растет», «Пусть все несут совместно бремя общее» и т. д. Читали только вслух. Очень много запоминали наизусть.

Писать учились на вощеных дощечках величиной в ладонь. Дощечки скреплялись шнурками в книжечку. Писали палочкой — стилем — заостренной с одного конца: острым концом оцарапывали буквы, тупым — стирали написанное.

Для упражнений в счете служила доска — абака, разделенная на клетки для единиц, десятков, сотен и т. д. С помощью абаки учи:ились четырем арифметическим действиям.

Пению учили только в унисон, с голоса, поскольку нот не было. Пение сопровождали игрой на семиструнной кифаре.

В палестрах занимались развитием культуры тела. Как говорил Платон, гимнастические школы помогали тому, чтобы «не приходилось от плохого свойства тел плоховать на войне и в прочих делах». Ученики интенсивно занимались бегом, борьбой, прыжками, метанием диска, копья, фехтованием. Все это было необходимо будущим воинам. Афинский тяжеловооруженный пехотинец (гоплит) во время сражений должен был делать частые перебежки, вступать в единоборство, пользуясь копьем и мечом. Так что полученная в палестрах подготовка была напрямую необходима такому воину.

Для завершивших пребывание в мусической и гимнастической школах следующей ступенью образования могли стать общественные учреждения — гимнасии. В V — IV вв. до н. э. таких гимнасий в Афинах было три: Академия, Ликей и Киносарг.

В гимнасиях совершенствовались в образовании юноши 16 — 18 лет. Акцент делался на упражнения, укрепляющие и развивающие тело. Одновременно оттачивались и умственные способности. В гимнасии всегда можно было послушать популярного политика или философа. Например, известно, что для великого мыслителя древности Сократа одним из излюбленных мест для встреч со слушателями был Ликей.

Следует подчеркнуть, что в Афинах имели место философские школы: школа учителей мудрости – софистов, школа Пифагора и др., обучение в которых было ориентировано, прежде всего, на развитие красноречия и логики.

Завершалось воспитание и образование пребыванием 18—20-летних юношей в эфебии — общественном учреждении, где находившиеся на службе у государства преподаватели учили военному делу: верховой езде, стрельбе из лука и катапульты, метанию дротика и пр. У эфебов была особая форма одежды — широкополая шляпа и черный плащ (хламида).

Афинская традиция предусматривала для девочек и девушек вплоть до замужества исключительно домашнее воспитание. В семье они получали элементарные навыки чтения и письма, музыкальную подготовку.

В эллинскую эпоху(III — I вв. до н. э.) в сфере воспитания и образования в Афинах произошли важные перемены:

— мусическая школа сократила свой курс до 5 лет и потеснила гимнастическое образовании;

— появилась новая ступень школьного образования — грамматическая школа, где учили правильно писать, читать, говорить, давали понятие о музыке;

— гимнасии превратились в государственные учреждения, в них меньше внимания стали уделять физическому воспитанию, зато увеличился объем теоретического образования, элементы которого осваивались уже в грамматической школе;

— эфебия утратила свой военный характер, превратившись в своеобразное высшее учебное заведение с годичным сроком обучения; здесь велись теоретические занятия по гораздо более углубленной программе, чем в гимнасии: грамматика, риторика, философияс элементами математики, физики, логики, этики и т. д. Учащиеся также занимались гимнастикой, воинскими упражнениями;

— философские школы фактически превратились в высшие учебные заведения. При общей философской направленности в программах школ делались определенные акценты: в Академии поощрялся интерес к математике, в Ликее — к естествознанию, истории, теории музыки. Наряду с уже существовавшими были созданы еще две школы – стоиков, Зенон (335 — 262 до н. э.) и эпикурейцев, Эпикур (341 — 272 до н. э.) предшественников сенсуалистического подхода к познанию мира и, соответственно, к воспитанию и обучению;

— возникают новые центры просвещения, такие как Александрия египетская, столица династии Птолемеев (308 — 30 до н. э.); где с особым вниманием относились к высшему образованию. Птолемеем II (308 — 246 до н. э.) был основан Мусеум.. Среди преподавателей и воспитанников Мусеума: Архимед, Евклид, Эратосфен и др. При Мусеуме находилось громадное для своего времени хранилище рукописей (к 250 г . до н. э. — около 500 тыс.), здесь можно было изучать все науки того времени. Согласно эллинистической педагогической традиции, было обязательно изучение математики, астрономии, филологии, истории, естествознания, медицины и др. Главной формой обучения были лекционные занятия.

Воспитаниe и обучение в Спарте. По словам древнегреческого мыслителя Аристотеля, спартанское воспитание преследовало цель подготовить члена военной общины. По утверждению римского историка Плутарха, новорожденных спартиатов осматривали старейшины (эфоры). Судьба болезненных младенцев неясна. Плутарх уверяет, будто их лишали жизни. Во всяком случае, такие дети росли вне системы военного воспитания. До семи лет спартиаты воспитывались в семье, поступая в распоряжение нянек-кормилиц, которые славились своим уменьем на всю Элладу.

Затем наступало время, когда полис брал на себя воспитание и обучение подраставших спартиатов в государственных школах – агеллах. Сроки такого воспитания были весьма продолжительны и делились на три этапа: с 7 до 15 лет, с 15 до 20 лет, с 20 до 30 лет.

На первом этапе дети поступали под начало воспитателя — пайдонома. Они вместе жили и учились, приобретали минимальные навыки чтения и письма, без которых, по словам Плутарха, никак нельзя было обойтись. Зато физическая подготовка, закаливание были чрезвычайно насыщенными. Воспитанники всегда ходили босиком, спали на тонких соломенных подстилках. В 12-летнем возрасте суровость воспитания еще более ужесточалась. Во все времена года подросткам верхней одеждой служил легкий плащ. Их приучали к немногословию. Любой намек на красноречие презирался. В ходу были и наказания, но они носили, скорее, символический смысл. Например, провинившегося кусали за большой палец.

Мальчиков 14-летнего возраста посвящали в эйрены — члены общины, получавшие определенные гражданские права. Во время инициации подростка подвергали болезненным испытаниям, в частности публичной порке, которую следовало выдержать без стонов и слез. Эйрены являлись помощниками пайдономов в физической и военной муштре остальных подростков. В течение года эйрены проходили испытания в военных отрядах спартиатов.

На втором этапе воспитания к минимальному обучению грамоте добавляли занятия музыкой и пением, которые преподавались несколько более тщательно. Приемы воспитания становились еще более суровыми. Подростки и юноши должны были, например, сами добывать еду. Попавшегося на воровстве жестоко били плетьми, но не за то, что украл, а потому, что потерпел неудачу.

К 20 годам эйрены получали полное вооружение воина и затем еще в течение десяти лет постепенно приобретали статус полноправного члена военной общины. Все это время не прекращались военная подготовка, воспитание немногословного, без дурных наклонностей, воина. К порокам, однако, не относили, например, никак и ничем не ограниченную половую жизнь. Зато резко осуждалось и пресекалось пьянство. Легендарный законодатель Ликург, чтобы уберечь спартиатов от пьянства, устраивал своеобразные «уроки трезвости», когда рабов заставляли напиваться, чтобы спартиаты могли воочию убедиться, сколь непригляден и отвратителен пьяница.

Воспитание девочек и девушек — спартиаток мало отличалось от мужского. Это были по преимуществу физические и военные упражнения с диском, копьем, дротиком, мечом. В столь же малом объеме давалась общеобразовательная подготовка. Таким же вольным, что и у юношей, было сексуальное поведение.

Гипертрофированная военная подготовка привела к тому, что Спарта не дала ни одного сколько-нибудь крупного и яркого мыслителя или художника. Но традиции физического воспитания, закаливания подрастающего поколения стали предметом подражания в последующие эпохи.

Спартанская и афинская системы воспитания

Текст из документа «Спартанская и афинская системы воспитания»

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПРИБОРОСТРОЕНИЯ И ИНФОРМАТКИ

Реферат

по дисциплине «Педагогика»

На тему

«Спартанская и афинская системы образования»

Москва, 2009

Вступление………………………………………………………3

Системы образования в Спарте и в Афинах

  • Воспитание строгостью в Спарте…………………….5

  • Воспитание искусством в Афинах………………….. 9

Заключение ……………………………………………………..12

Список используемой литературы…………………………….14

Вступление

Педаго́гика (греч. «детоведение, детовождение») — наука о воспитании, обучении и образовании человека.

В Древние века соперничали два великих города — Афины и Спарта. Афиняне считали свой город «сердцем Эллады». А Спарта славилась своими непобедимыми воинами, суровым воспитанием юношей и своеобразными законами. Именно в этих двух центрах Древней Греции сложились две совершенно противоположные по своим направлениям, смыслу и методике системы воспитания молодого поколения.

С

партанская система образования отличалась жесткостью и жестокостью в педагогическом подходе. С раннего возраста дети подвергались жесточайшему отбору и сложнейшим испытаниям. Целью этого был отбор сильнейших и отсеивание слабейших. Только сильный, храбрый и мужественный мог стать полноправным гражданином Спартанского государства. Особое внимание в спартанских школах уделяли умению метко и кратко отвечать на заданные вопросы. По преданию, этим искусством особенно славились жители Лаконии (область Спарты), отсюда пошло известное выражение «лаконичный стиль». Главным законом было равенство всех жителей Спарты, начиная от царя и заканчивая рядовым гражданином. Поэтому в Спарте не собирали предметы роскоши, не коллекционировали предметы искусства.

Афинская же система образования опирается в большей части на развитие внутреннего мира, восприятия прекрасного и стремления к нему. Конечно же, нельзя сказать, что афиняне были пацифистами и не умели держать оружия в руках, нет. Они были прекрасными воинам – смелыми и храбрыми, но для них существовали и другие ценности, нежели войны и завоевание новых земель. Они любили музыки (каждый образованный афинянин обязан был уметь играть на музыкальных инструментах и петь), обставляли свои дома с роскошью, украшали их статуями и шикарными вазами. Афиняни любили жизнь и делали все, чтобы прожить ее с удовольствием.

Системы образования в Спарте и в Афинах

Воспитание строгостью в Спарте

Спарта (Лакония, Лакедемон) – одно из самых могущественных и известных государств Древней Греции, славное своей армией, никогда не отступавшей перед врагом. Идеальный полис, Спарта была государством, которое не знало смут и гражданских распрей.

В этой удивительной стране не было ни богатых, ни бедных, поэтому спартанцы называла себя «общиной равных». Создателем Спартанского государства, законодателем и главнокомандующим был Ликург (IX в. д.э.) – сильный, властный, волевой и жестокий правитель, учредивший в Спарте свои законы «равенства». В Спарте существовал закон, согласно которому никто не должен был носить одежду неподобающего цвета и быть полнее, чем необходимо. Все спартанцы, от царя до простого гражданина, должны были жить в совершенно одинаковых условиях. Специальными предписаниями указывалось, какие можно строить дома, какую одежду носить, и даже еда должна была быть у всех одинаковой. Спартанские граждане не знали покоя домашней жизни, не могли по своему усмотрению распоряжаться своим временем. Вся их жизнь от рождения до смерти проходила под неусыпным контролем.

Все мужчины Спарты обязаны были быть воинами, сильными и смелыми, готовыми в любую минуту отдать свою жизнь ради отечества. Для этого все жители Спарты мужского пола (некоренные жители не проходили данную систему воспитания), начиная с младенчества, подвергались жесткому отбору, тренировкам и испытаниям. Таким образом, Ликург хотел создать идеальное государство, в котором будут жить только отличные и сильные войны. Свою систему военного воспитания Ликург назвал «Система Агогэ».

При рождении мальчика брали и относили на край пропасти Апофеты (расщелина в горах Тайгета), где очень долго и внимательно рассматривали. Если мальчик был больной или слабый, то его сбрасывали в пропасть. А тех, которых оставляли в живых, подвергали разным испытания, не смотря на то, что это были грудные дети. Колыбельки, в которых дети спали, были очень грубыми и жёсткими. Так считалось, что мальчиков приучат к выносливости и боли.

В 7 лет мальчиков отбирали у родителей и отправляли в специальные военные лагеря. Там они проходили сложную систему воспитания, учились выживать. Те, кто не справлялся — погибали. Спали они на соломенных подстилках, а одежду носить им разрешалось только с 12 лет, которая выдавалась только один раз в год. Некоторые мальчики клали в свои подстилки крапиву, чтобы она, обжигая их, согревала. Мыться мальчикам разрешали также только раз в год. Кормили детей скудно. Все это делалось, чтобы приучить к сложным условиям во время военных действий. Мальчики усиленно занимались физическими упражнениями, упражнялись во владении мечом, метании копья. Пропитание они должны были искать себе сами — воровать, грабить, а если приходилось, то и убивать. Если же кто-то из мальчиков попадались на воровстве, то их били нещадно – не за кражу, а за неловкость. Таким образом, юноши с ранних лет были вынуждены вести себя жестко, жестоко и беспощадно – чтобы выжить. Но в этой системе имели место не только физическая и боевая подготовки, но и обучение чтению, письму. Мальчиков приучали подолгу молчать и говорить кратко и четко (лаконично). Взрослые, наблюдая за детьми, нарочно их ссорили, вызывая драку, и следили, кто в драке ловчее и смелее. Эта суровая система образования была направлена главным образом на то, чтобы они выросли сильными, послушными и бесстрашными.

Но все же будущим воинам разрешалось иногда «развлекаться», то есть устраивать так называемые криптии — мальчики бегали в соседние деревни илотов (земледельцы, находящиеся на промежуточном положении между крепостными и рабами). Днем молодые спартанцы прятались в укромных уголках, а ночью выходили охотиться на илотов. Грабили и сжигали деревню, а самых сильных мужчин уводили с собой и вырывали им кишечник, смотря, как они умирают. Эти набеги позволяли держать илотов в постоянном страхе. Даже «отдых» от жестких физических тренировок был направлен на воспитание жестокости и на восприятие человеческой жизни (жизни не воина), как самой дешевой и не очень важной.

В возрасте с 15 до 20 лет юные спартанцы получали музыкальное воспитание (хоровое пение), не прекращая усиленную физическую и военную подготовку.

В 17 лет, когда юные спартанцы должны были возвращаться домой, их ждало последнее испытание — им нужно было попасть в храм Артемиды (богиня охоты, богиня плодородия, богиня женского целомудрия), находившийся очень высоко в горах. Добравшись туда, спартанец должен был «принести жертву» на алтаре Артемиды. Жрецы храма привязывали юношу над большой жертвенной чашей и публично начинали хлестать его мокрыми розгами до первых капель крови. Так было, если юноша не издавал ни одного звука, но стоило ему издать хоть звук, его колотили ещё сильней, до тех пор, пока он будет молчать. Жрецы могли заколотить до потери сознания и даже до смерти. Так отсеивались слабые. Выдержав испытание, признанные воинами получали оружие, становились полноправными спартанцами и начинали принимать участие в систематических избиениях рабов с целью держать их в постоянном страхе. К 20 годам юноши становились мужчинами, воинами, которые, не задумываясь ни минуты, могли избить и отобрать жизнь.

Спартанская система воспитания применялась и для девушек. Правда, конечно же, в облегченном и в укороченном варианте, нежели у юношей. Кроме традиционных обязанностей, включавший в себя домоводство, уход за детьми, музицирование, существовала специальная система военно-физических упражнений для девушек. Чтобы их будущие дети были здоровы и крепки, они должны были позаботиться об укреплении своего здоровья путем соответствующей тренировки своего тела: бегать, прыгать, бороться, бросать диск, метать копье.

Воспитание искусством в Афинах

А
фины были важным городом на протяжении большого периода наивысшего расцвета греческой культуры. Главным божеством страны и города Афин, покровительницей афинян была богиня войны, мудрости, покровительница наук и ремесел Афина. Во времена «Золотого века» Греции (около 500 до н. э. до 300 до н. э.) Афины были центром культуры и интеллигенции, и являлись колыбелью западной цивилизации. Именно идеи и практики Древних Афин, которые опираются и уходят корнями в культуру древнего города, сегодня называются «западной цивилизацией».

Более полной и развитой, по сравнению со спартанской, была афинская система воспитания. Большая роль в афинской системе воспитания отводилась искусству, литературе, музыке. Афинское образование в школах для мальчиков заключалось в изучении трёх групп предметов: словесных наук, музыки и гимнастики. В Афинах существовала классификация школ: школа грамматиста, школа кифариста, школа палистра, гимназия и эфибия (в последних двух имели право учиться только дети из знатных и обеспеченных семей).

Дети в Афинах до 7 лет находились в сфере домашнего воспитания. Девочек учили готовить, шить, убираться, вести домашнее хозяйство, музицировать, петь. Их воспитание этой сферой и ограничивалось. А мальчики с 7 лет обучались в частных и платных школах. В школе грамматиста они учились основам грамоты. А несколько позже одновременно занимались музыкой, пением (в том числе, хоровым), декламацией в школе кифариста. Мальчики обучались у кифариста игре на семиструнной, затем девятиструнной лире и кифаре. Греки приписывали музыке способность оказывать особое влияние на разум и мышление человека. Платон утверждал, например, что это искусство внушает человеку стремление к добродетели.

С 12-16 лет подростки в школе палистра занимались гимнастикой и пятиборьем (бег, борьба, прыжки, метание копья и диска). Чтобы укрепить не только внутренний мир, но и развить физическую силу.

Юноши из наиболее знатных семей с 16-18 лет продолжали образование в гимназиях, где изучали философию, литературу, политику.

Самый высокий уровень образования давала эфибия, куда поступали юноши в 18-20 лет. В эфибии юноши продолжали изучение политических наук, изучали законы Афинского государства и одновременно проходили курс профессиональной военной подготовки. Окончание двухлетнего обучения в эфибии означало, что ее выпускники стали полноправными гражданами Афин. Именно эти граждане составляли «верхушку», «сливки» общества.

Аристократический характер афинского образования проявлялся не только в том, что оплатить его могли только очень богатые люди, но и в том, что оно отличалось полным презрением к физическому труду, который был только уделом рабов. Риторская школа Марка Фабия Квинтилиана одной из первых получила статус государственного учебного заведения. Квинтилиан (римский ритор, учитель красноречия) исповедовал принципы гуманистической ненасильственной педагогики. Он обосновал и применял в своей педагогической практике три метода обучения и воспитания:

  • Подражание;

  • Наставление;

  • Упражнение.

По убеждению Квинтилиана, школьное образование имеет гораздо больше достоинств, чем домашнее (индивидуальное). Его главный научный труд «Наставление в ораторском искусстве» — это гораздо больше, чем руководство по изучению риторики, это, по сути, педагогика современного Квинтилиану образования. Вот почему научная педагогика ведет свою историю от Квинтилиана, а его знаменитый труд считается первым среди научных трудов по педагогике. Афинская система образования является классической, так как в основном построена на изучении наук и искусства.

Заключение

Подлинного расцвета педагогическая мысль и педагогическая практика достигли в Древней Греции и Риме. В Древней Греции особенно выделялись две системы воспитания: спартанская и афинская.

В спартанской системе основополагающим фактором были физическое воспитание и воспитание силы духа. Спартанцы воспитывали воинов, которые должны были защищать и охранять свои земли от других народов. Ведь, спартанцы были очень замкнутым и консервативным народом, которые считали свое государственное устройство единственно правильным и возможным. Любой воин Спарты должен был обладать прекрасной физической подготовкой, великолепно владеть оружием и говорить кратко и четко. Даже сейчас мы часто говорим «спартанское воспитание» или «он растет в спартанских условиях», это означает, что ребенок воспитывается в строгости и покорности. Спартанцы не признавали предметы роскоши, потому считали, что все граждане должны жить в одинаковых условиях и ничем никто не мог выделяться из общей массы, даже царь.

Афинская же система не была такой жестокой и беспощадной, но достаточно требовательной. Большую роль афиняне отводили приучению подрастающего поколения к прекрасному, прививанию любви к искусству, музыке, литературе. Каждый гражданин Афин должен был играть на музыкальных инструментах, петь, быть хорошим оратором и уметь поддержать любую беседу. Афиняне так же славились своей боевой подготовкой, тактикой ведения боя, чему они тоже обучались. Любой афинянин стремился жить лучше, окружить себя предметами роскоши, шикарно обустроить свой дом. Рациональность воспитания искусством очевидна. Этот способ воспитания является наиболее действенным, обоснованным и универсальным в плане духовного развития детей и общества в целом.

Таким образом, перед нами две абсолютно противоположные системы образования: одна основана на тирании и строгости, другая – на изучении искусства, наук и музыки.

Список используемой литературы:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *