Социально ориентированное рыночное хозяйство

Содержание

Социальное рыночное хозяйство

Размещено на http://www.allbest.ru/

Введение

рассмотреть теоретические основы формирования и развития концепции социального рыночного хозяйства;

Данная работа состоит из введения трех глав, заключения и список использованной работы.

Утвердившиеся в обществе рыночные отношения оказывают огромное воздействие на все стороны хозяйственной жизни, выполняя ряд существенных функций, отраженных на рисунке 1.1 .

социальное хозяйство рыночное российское

Рисунок 1.1 Функции рынка

Информационная функция проявляется в том, что через постоянно меняющиеся цены, процентные ставки на кредит рынок дает участникам производства объективную информацию об общественно необходимом количестве, ассортименте и качестве тех товаров и услуг, которые поставляются на рынок .

Посредническая функция рынка позволяет продавцу выбрать наиболее оптимального покупателя, а потребитель имеет возможность выбрать оптимального поставщика.

Ценообразующая функция способствует установлению подвижной связи между стоимостью и ценой, чутко реагирующей на изменения в производстве, в потребностях, в конъюнктуре.

Регулирующая функция связана с воздействием рынка на все сферы экономики и прежде всего производство. Конкуренция стимулирует снижение затрат на единицу продукции, поощряет рост производительности труда, технический прогресс, повышение качества продукции. Она создает наиболее оптимальную структуру экономики. В современных условиях экономика управляется не только невидимой рукой, о силе которой писал А. Смит, но и государственными рычагами.

Санирующая функция. С помощью конкуренции рынок очищает общественное производство от экономически неустойчивых, нежизнеспособных хозяйственных единиц и, напротив, дает зеленый свет более предприимчивым и эффективным. В результате этого непрерывно повышается средний уровень устойчивости всего хозяйства в целом.

Одно из самых широко используемых в экономической теории описаний рыночной экономики базируется на рассмотрении так называемого экономического цикла. Эта модель представляет собой совокупность взаимоотношений между участниками рынка, получившей название кругооборота товарных и денежных потоков в экономике. Ее простейшая форма не учитывает влияние государства на экономику, роль финансового рынка, а также действие внешнеэкономических факторов

Рисунок 1.2 Рынок ресурсов

Домохозяйство — представляет коллектив людей, имеющих общую собственность и доходы и принимающих общие решения. Оно, являясь собственником основных факторов производства, выступает как их продавец и одновременно как потребитель товаров и услуг.

Предприятия, покупая ресурсы у населения, действует как покупатель, а реализуя готовый товар, как продавец. Таким образом, домохозяйства и предприятия связаны двумя рынками: ресурсов и товаров. Навстречу потоку факторов производства, товаров и услуг, движущемуся на схеме против часовой стрелки, движутся деньги (доходы от факторов производства, потребительские расходы, предпринимательские доходы и затраты на ресурсы).

В действительности отношения между людьми в рыночной системе носят более сложный характер, т.к. кроме домохозяйств и предприятий активными экономическими субъектами выступают государство и банки.

Субъектно-объектная структура рыночного хозяйства — это система взаимоотношений между субъектами, отражающая их цели, разнонаправленные, но встречно-согласующиеся экономические интересы, характер, формы организации и взаимодействия по поводу движения разнообразных объектов рыночных связей .

Объектами рыночных связей служат товары и услуги, факторы производства, деньги, ценные бумаги, государственные льготы и субсидии, социальные выплаты и т.д. Субъекты вступают в рыночные отношения в силу того, что обладают различными потребностями и объектами обмена. Однако объекты рынка должны быть одновременно равными (по затратам труда) и неравными (по потребительским качествам) друг другу. Снятие этого противоречия происходит в результате обмена. В развитии данного процесса исторически выделяется два этапа:

непосредственный (натуральный) обмен продуктами, элементы которого сохранились и в современной экономике в виде бартера;

товарный обмен.

Товар — это продукт труда, предназначенный для обмена или продажи. К проблеме товара и его свойств каждая научная школа подходила со своей методологией. Представители классической политэкономии явились создателями трудовой теории стоимости (объективной парадигмы стоимости), которая получила законченное выражение в марксизме. Согласно ей товар имеет два свойства: потребительную стоимость и стоимость. Потребительная стоимость — это способность товара удовлетворять ту или иную потребность людей. Стоимость же товара определяет затраченный на его изготовление труд. Стоимость является общественным свойством, поэтому ее величина определяется не индивидуальными, а общественно необходимыми затратами труда, совершенными при существующих нормальных условиях производства и при среднем уровне умелости и интенсивности труда. При этом роль измерителя стоимости выполняет особый товар — деньги. Иной подход к проблеме продемонстрировали маржиналисты, создавшие теорию предельной полезности. Ценность, т.е. стоимость, в терминологии этой школы, зависит от полезности и редкости блага. Оценки полезности производятся субъектом, поэтому данная теория называется субъективной парадигмой стоимости. Сторонники же современного неоклассического направления в экономической теории утверждая, что противоречия между этими двумя подходами нет, рассматривают цену равновесия как синтез полезности и издержек производства. Именно эта категория является одной из основных в анализе рыночного механизма.

1.2 Формирование и развитие концепции развития социальных рыночных хозяйств

— проведение налоговой реформы посредством снижения налогового бремени до уровня, стимулирующего личную экономическую заинтересованность в расширении производства;

2. Практика формирования социальных рыночных хозяйств, варианты концептуальных подходов

2.2 Черты социальных рыночных хозяйств. Модели рыночной экономики в развитых странах

Другой государственной функцией является регулирование внешних эффектов, которые представляют собой побочные последствия хозяйственной деятельности отдельных участников рынка.

Таким образом, отметим характерные для американской модели черты:

— относительно небольшая доля государственного бюджета в ВВП и удельного веса госинвестиций и выплат по линии социального обеспечения в структуре государственных расходов.

Наемные работники и работодатели выступают как социальные партнеры, свободно и в основном благоразумно договариваются о размерах заработной платы, продолжительности рабочего времени и отпусков, о других условиях труда.

Таким образом, для германской модели социально-ориентированной рыночной экономики характерны следующие основные черты:

— осуществляется государственное регулирование не только макроэкономических процессов, но и отдельных сфер деятельности хозяйствующих субъектов;

— направленность регулирования на поддержание свободной конкуренции, уменьшение концентрации капиталов в немногих руках, создание новых хозяйственных единиц;

— большой удельный вес госбюджета в ВВП (хотя ФРГ находится в середине развитых капиталистических стран по этому показателю);

Шведская модель в ее классическом виде — это социальная модель, для которой характерен высокий уровень социальных гарантий, базирующихся на широком перераспределении доходов и распространении многообразных «свободных ассоциаций».

Доминирование в целях модели полной занятости и выравнивания доходов объясняется уникальной силой шведского рабочего движения, в Швеции также сильно развито стремление к равенству.

Выделим специфические черты шведской модели:

профсоюзная политика солидарности в области зарплаты;

Социал-демократическая модель близка к предыдущей, а ее особенность состоит в предельной социализации, возможной в рыночной экономике:

доля госбюджета в ВВП превышает 50%, в расходной части бюджета доминируют статьи, по которым финансируется социальная сфера;

государственная социальная политика включает средства, минимизирующие уровень безработицы и дифференциацию населения по уровню доходов;

Такая модель присуща экономикам государств Северной Европы, прежде всего скандинавским странам. Эта экономическая система известна как шведская модель.

Итак, проведя анализ описных выше моделей рыночной экономики, можно прийти к выводу, что при наличии частных различий для всех развитых стран характерен ряд общих закономерностей:

— государственное регулирование экономики стало необходимым условием экономического роста, и государство стало активным субъектом экономики;

3. Проблемы формирования социального рыночного хозяйства в Российской Федерации

Для формирования рыночной экономики в России необходимо создание институциональных условий, аналогичных «социальному рыночному хозяйству» в Германии.

Не вдаваясь в споры о роли государства в экономической системе, не являющиеся предметом данной работы, отметим два важных тезиса, следующих, как мы полагаем, из вышеприведенных фрагментов:

Можно выделить как минимум три уровня проведения оценки эффективности:

2) уровень организации,

2) сознательное манипулирование формулировками, вызванное нежеланием упорядочить деятельность, сделать ее прозрачной для наблюдения и оценки, как внешней, так и внутренней.

Список использованной литературы

1. Бабашкина А.М. Государственное регулирование национальной экономики: Учеб. пособие. — М.: Финансы и статистика, 2012. — 480 с.

2. Белокрылова О.С., Ищенко О.А. Современная экономика: Учеб. пособие. — Ростов н/Д: Феникс, 2012. — 436 с.

3. Борисов Е.Ф. Экономическая теория: Учебник. — М.: Юрайт-Издат, 2013. — 399 с.

4. Биншток Ф.И. История Экономических учений. Учебное пособие.2 издание. Москва РИОР 2013. с.153-159

5. Васина Л.Л. Социальное рыночное хозяйство: Словарь терминов. — М.: ИНФРА-М, 2012. — 400 с.

6. Ватрин Х. Социальная рыночная экономика — основные идеи и их влияние на экономическую политику Германии / Социальное рыночное хозяйство. Теория и этика экономического порядка в России и Германии. — СПб.: Экономическая школа, 2012. — 307 с.

8. Куликов А.М. Основы экономической теории: Учеб. пособие. — М.: Финансы и статистика, 2013. — 400 с.

9. Мюллер-Армак А. О свободе и социальной справедливости / Предложения по осуществлению социальной рыночной экономики / Социальное рыночное хозяйство // Политэконом. — 2010. — №1

11. Ядгаров Я.С. История экономических учений: учебник. — 4-е изд., перераб. и доп. / Ядгаров Я.С. — М.: ИНФРА-М, 2012. — С.367-374.

12. nureev@hse.ru. Нуреев Рустем Махмутович — д. э. н., профессор, заведующий кафедрой экономического анализа организаций и рынков Государственного университета — Высшей школы экономики, заведующий кафедрой национальной экономики Российской экономической академии им. Г.В. Плеханова.

Концепция социального рыночного хозяйства: формирование, развитие, современный подход

В статье рассматриваются теоретические воззрения, положившие начало самостоятельной теории социального рыночного хозяйства, точки зрения ученых, оформивших теорию и систематизировавших ее положения, взгляды специалистов, определяющих современное ее развитие. Предложен обзор противоречий, возникающих в современных условиях использования теоретических позиций, и представление автора о природе этих противоречий.

I. Теоретическая основа формирования и развития концепции социального рыночного хозяйства

1. Общая оценка базовых теорий

Каждая отдельно взятая экономическая или социально — экономическая концепция не возникает из ничего – в ее основе непременно (в той или иной степени) заложены разработанные ранее теории, уже высказанные точки зрения. Концепция социального рыночного хозяйства не является исключением, поэтому с целью полноты ее исследования на наш взгляд необходима предварительная характеристика базовых воззрений (с учетом центральной темы исследования — лишь в рамках их основных положений).

В качестве базы концепции германского социального рыночного хозяйства (Soziale Marktwirtschaft) выступает теория ордолиберализма (Ordoliberalismus). При этом ордолиберализм, по сути, является немецким вариантом теории неолиберализма(Neoliberalismus) , в свою очередь, основанной на теории классического либерализма(Liberalismus). Придерживаясь исторически сложившегося порядка, первой рассмотрим теорию либерализма.

Как система взглядов теория экономического либерализма ведет свое начало от английских классиков Адама Смита и Давида Рикардо, выдвинувших требование: позвольте людям делать то, что они хотят. Либерализм признает ведущую роль индивидуальной деятельности, обусловливаемой личным интересом. Основной принцип теории – обеспечение наибольшей свободы хозяйствующих субъектов и строгое ограничение степени государственного вмешательства в экономику (следование позицииLaissez faire).

Теоретические убеждения сторонников либерализма могут быть выражены в ряде следующих положений:

  • наиболее эффективной системой хозяйствования считается рыночная система – она создает наилучшие условия для экономического роста и развития;
  • рыночная система обладает способностью саморегулирования, обеспечивая тем самым наличие «естественного порядка» (Ordnung);
  • естественный порядок формирует и поддерживает оптимальное сочетание личных и общественных интересов;
  • свободе деятельности препятствует образование монополий и (или) вмешательство государства;
  • государство обязано лишь обеспечивать условия для конкуренции.

В основе различных концепций рыночного хозяйства лежат следующие виды либерализма . Во-первых, это традиция, ведущая свою историю от Адама Смита и Шотландской школы (при том, что влияние А.Смита сказалось далеко не на одной школе), придающая большое значение собственному интересу. Во-вторых, традиция, базирующаяся на принципе общественного разума и логики, например, в работах Юргена Хабермаса(Juergen Habermas). В-третьих, христианская, особенно католическая, доктрина, принимающая рынок как механизм координации, но требующая его сопровождения соответствующей институциональной и социальной политикой (труды Августина и Фомы Аквинского). По мнению Петера Козловски (Peter Koslowski), концепция социального рыночного хозяйства изначально формируется на основе классических и христианских экономических воззрениях (примерно в равной степени).

Неолиберализм понимается как вариация классических взглядов либералов, выражающая неприятие тоталитарных общественных систем и допускающая присутствие элементов государственного регулирования в экономике. Неолиберальные экономические и социальные проекты в обязательном порядке включают требование (закрепленное в конституции или в законе) защиты конкуренции от монопольной власти. Различаются же они в выработке направлений, позволяющих решить проблему совмещения свободы с необходимостью поддержки социально незащищенных слоев населения. Неолиберальное направление представляет собой систему различных взглядов. В современных условиях под определением «неолиберальной» выступает несколько школ. К ним принято относить чикагскую (Фрэнк Найт, Милтон Фридмен), лондонскую (Людвиг фон Мизес, Фридрих Август фон Хайек), фрайбургскую (Вальтер Ойкен, Людвиг Эрхард) школы.

Основателем Чикагской школы считается экономист и социолог Фрэнк Найт (1885 — 1972). Согласно точке зрения Найта экономическая теория изначально призвана рассматривать чисто экономические процессы, абстрагируясь от технологических, социальных и структурных элементов. Важное место в его трудах занимает фактор «уникальной неопределенности», связанный с конъюнктурными колебаниями. Прибыль есть результат риска и удачи, в условиях стационарной регулируемой экономики она отсутствует. Приоритетной Ф. Найт считал только «конкурентную экономику». В качестве последователей Ф. Найта выступают Милтон Фридмен и Джордж Стиглер (1911 — 1991).

Лондонская школа неолиберализма считается классической, а ее основателем является Людвиг фон Мизес. Людвиг фон Мизес (1881 — 1973) рассматривал главным образом вопросы конкуренции в изменяющихся экономических условиях и проблемы экономического равновесия. Он утверждал , что централизованное регулируемые цены делают невозможным достижение экономического равновесия в условиях плановой экономики. В результате централизованная экономика (вне свободно меняющихся цен) не предусматривает наличия инструментов эффективного планирования. Системы плановой государственной экономики он называл «планируемым хаосом».

Если Л. Мизеса принято считать основателем лондонской школы неолиберализма, то ее представителя Ф. Хайека (1899 — 1992), ученика Л. Мизеса, называют отцом неолиберализма. С точки зрения Хайека рынок как система обеспечивает синтез предельно конкретного знания с предельно абстрактным. Под первым понимается индивидуальное знание специфических условий времени, места и образа действий . Умение пользоваться этими условиями в конечном итоге обеспечивает индивидуальные преимущества. Свободный рынок создает предпосылки для использования этого знания, наделяя правом распоряжаться им обладателей этого знания.

Конкуренция в трудах Хайека — процесс динамический, а понятие «совершенная конкуренция» изначально исключает возможную конкурентную деятельность . Конкуренция трактуется как метод порождения новых знаний. Этому способствует открытие новых потребностей, никому до этого неизвестных, и новых способов их удовлетворения. Кроме этого, экономические агенты узнают, на что они реально способны по сравнению с прочими. Вывод: искусственное ограничение конкуренции сокращает объем знаний, доступных обществу. По мнению Хайека, защиту конкурентного порядка не следует сводить к идее Laissez faire. Наступление государства можно остановить, если либералы будут самостоятельно разрабатывать и реализовывать меры по преодолению трудностей, с которыми сталкивается современный мир. «Конкуренция есть процесс формирования мнения: путем распространения информации она создает единство и согласованность экономической системы» . Государственное вмешательство препятствует распространению информации, поэтому его функции должны быть строго ограничены .

2. Позиция ордолиберализма

В немецком либеральном движении 40 – 50-х годов двадцатого столетия параллельно существовали две группы экономистов — единомышленников. С одной стороны, ордолибералы, или представители Фрайбургской школы, то есть собственно либералы во главе с В. Ойкеном и Ф. Бёмом, с другой – сторонники социальной рыночной экономики, среди которых Альфред Мюллер-Армак (Alfred Müller-Armack, 28.06.1901 — 16.03.1978) иЛюдвиг Эрхард (Ludwig Erhard, 4.02.1897 — 5.05.1977). Значительный вклад в процесс формирования и реализации концепции социального рыночного хозяйства внесли Александр Рюстов (Alexander Rüstow) и Вильгельм Рёпке (Wilhelm Röpke), сторонники неолиберализма гуманистической традиции .

Единство взглядов представителей этих групп состояло в том, что личная свобода общества является ценностью сама по себе. В силу этого социальная рыночная экономика рассматривалась ими не как набор рекомендаций по восстановлению разрушенной экономики, а как программа, направленная на формирование политического, экономического порядка и тех сфер, в которых свобода является основным условием эффективности

Учение ордолиберализма строилось на принципах конкуренции, то есть на такой ситуации, когда множество продавцов противостоит множеству покупателей, и никакой индивидуум, а также их объединение не способны оказывать влияние на рыночную цену. Ордолибералы исходили из убеждения, что только хозяйственный (или экономический) порядок (Wirtschaftsordnung), основанный на свободе и ответственности каждого индивидуума, может эффективно обеспечить общество ограниченными благами и неуклонно повышать всеобщее благосостояние. В качестве одной из основных задач современного либерального государства рассматривалась защита конкуренции. Считалось, что политика конкуренции должна стать справедливой для всех: должен быть принят принцип универсальной конкуренции, который противостоял бы всем попыткам частных лиц и государства в целом монополизировать рынок. Они полагали, что развитая система конкурентного рынка позволяет всем членам общества (вне зависимости от их социального статуса) вести достойный образ жизни.

В частности, В. Ойкен утверждал, что каждая конкретная система базируется на сочетании потребностей людей, природных условий, рабочей силы, товарных запасов, технических знаний, правового и социального порядка (порядку придано особое значение). Порядок не устанавливается сам, в его формировании принимает участие государство. В результате он становится естественным, так как ведет к развитию полной конкуренции и экономики в целом, что соответствует самой природе человека и основным принципам экономической свободы .

Ойкен отдавал однозначное предпочтение свободному рыночному хозяйству и сформулировал основные «конституирующие» принципы строя конкуренции:

  • Неприкосновенность частной собственности;
  • Стабильность денежного обращения и национальной валюты;
  • Открытые рынки;
  • Свобода всех сделок и договоров, кроме тех, цель которых состоит в ограничении конкуренции;
  • Несение каждым индивидом ответственности за принятые им экономические решения (т. е. недопущение фиктивных компаний);
  • Постоянство экономической политики.

Экономическая политика, по мнению Ойкена, может быть представлена политикой порядка и политикой регулирования. Политика порядка (Ordnungspolitik) включает создание и совершенствование реальных порядков, в условиях существования которых осуществляется деятельность экономических субъектов. Вмешательство государства в эту сферу не просто допускается, но и приветствуется, так как основной его функцией видится нейтрализация колебаний экономической конъюнктуры, ограничение власти монополий. Однако государство должно следовать двум принципам: необходим контроль созданных влиятельных рыночных субъектов (монополий) и следует создавать экономический конкурентный порядок (Wettbewerbsordnung), а не регулировать естественные экономические процессы . Политика регулирования – политика воздействия на процесс хозяйственного развития, где любое вмешательство государства в экономический процесс недопустимо, а основное значение придается правовому и социальному порядку.

II. Социальное рыночное хозяйство: варианты концептуальных подходов

1. Принципы свободы и социального выравнивания А. Мюллера-Армака

Труды В. Ойкена и Ф. Бёма во многом способствовали формированию теории социального рыночного хозяйства как самостоятельного научного направления.

Термин «социальное рыночное хозяйство» ( Soziale Marktwirtschaft) впервые обосновал и ввел в обращение в 1946 году Альфред Мюллер-Армак, профессор экономики, с 1958 по 1977 год член управленческого совета Европейского инвестиционного банка, ближайший сподвижник Людвига Эрхарда, творца германского «экономического чуда». Он отмечал, что данная формулировка изначально вызвала удивление, так как 1946 год характеризовался экономическим контролем сферы социального обеспечения, и странно было видеть в рыночной экономике формирование лучшего порядка для широких масс населения. В связи с этим было особо отмечено, что «социальное рыночное хозяйство представляет собой социально-экономический порядок», при котором «целенаправленно организованная экономика свободного рынка, сохраняемая посредством регулирующей систему конкуренции, дает более надежную гарантию социального прогресса — особенно потому, что социальный прогресс на базе свободной системы, посредством сознательной выработки мер, соответствующих принципам свободного рынка, и перераспределения доходов через государственный бюджет, когда развитие конкуренции формирует экономическую базу для социальных мер, может быть организован более эффективно» .

Мюллер-Армак утверждал, что существующие экономические системы с элементами государственного регулирования неизбежно ведут к сокращению экономической свободы отдельно взятого человека и нарушают рыночный механизм формирования цен . Лишь в социальной рыночной экономике он видел обеспеченность экономической свободы по отношению к государству, предпринимателям и работникам наемного труда. Только социальная рыночная экономика, в основе которой лежит принцип социальной справедливости, в состоянии гарантировать осуществление наилучших возможностей для всестороннего экономического роста.

Среди условий создания социальной рыночной экономики он особо выделял:

  • Создание центральных административно-правовых органов, которые под собственную ответственность будут осуществлять экономическую и финансовую политику;
  • Проведение налоговой реформы посредством снижения налогового бремени до уровня, стимулирующего личную экономическую заинтересованность в расширении производства;
  • Проведение реформы финансовой системы путем радикального снижения затрат и обеспечения бюджетного равновесия в целях предотвращения задолженностей;
  • Проведение антимонопольной политики для преодоления возможных злоупотреблений властью в экономике;
  • Замену разрушающейся тотально регулируемой экономики социальной рыночной экономикой.

Альфред Мюллер-Армак рассматривал социальное рыночное хозяйство как определяющую основу экономической (Wirtschaftspolitik) и социальной(Sozialpolitik) политики. Он характеризовал исследуемую категорию как порядок, который впитывает ценности, но не устанавливает их сам, называя это стремлением к определенному способу решения социальных проблем. Сущность социального рыночного хозяйства он полагал в том, чтобы «вместо проведения политики, сохраняющей прошлое, или экономического контроля, тормозящего свободную инициативу в обществе, или неконтролируемого рыночного механизма – дать социальное решение, объединяющее все цели в работающей, реалистической гармонии». При этом ценность данной формулировки он объяснял принципиальной возможностью практической реализации указанного курса.

2. Практическая модель социального рыночного хозяйства Л. Эрхарда

В современных условиях под социальным рыночным хозяйством (социальной рыночной экономикой) понимают экономическую общественную систему, обеспечивающую высокую эффективность рыночной экономики (Marktwirtschaft) и на этой основе гарантирующую гражданам страны максимум социальной справедливости, обеспеченности и социально-экономического прогресса . В подобной трактовке теория выглядит идеальной. В соответствии с этим несомненной заслугой Людвига Эрхарда является то, что ему удалось применить на практике модель социального рыночного хозяйства. «Никакая экономическая ситуация не может быть настолько безнадежной, чтобы решительная воля и честный труд всего народа не могли справиться с ней» — такова точка зрения Л. Эрхарда, характеризующая его веру в успех глобального предприятия. «Успех восстановления – результат усилий и труда … людей, которые своим старанием и самоотверженностью создали то, что сегодня во всем мире именуется «немецким чудом». Однако сам Эрхард утверждает: «Я далек от того, чтобы говорить о некоем немецком «чуде». Нас вывели вперед совершенно реальные силы и факторы» .

Л. Эрхард определяет позицию социального рыночного хозяйства следующим образом. В основе социального рыночного хозяйства лежат свобода и ответственность индивидуума. Рыночное хозяйство в силу конкуренции, основанной на борьбе за объективные результаты деятельности, исключает любую попытку государства злоупотребить хозяйственной силой как инструментом политической власти. Задачей государственной политики порядка является единственно соединение свободы, порядка, индивидуализма и коллективизма в гармоничное единство с целью достижения «благосостояния для всех». Цель — обеспечить каждому индивидууму необходимый минимум и создать условия, чтобы любой из них при желании был в состоянии обеспечить себе желанный максимум. Нет ничего важнее, чем возможность раскрепостить человека, дать простор его энергии, инициативе, обеспечить ему достойное существование, удовлетворить материальные и духовные потребности.

Эрхард важное значение придает смыслу термина «социальный». Социальность изначально присуща рыночной экономике. Эффективность социальной политики государства не определяется ее масштабами. Правильная социальная политика должна ориентироваться на поддержку позиций каждого отдельно взятого человека: обретая самостоятельность и независимость от опеки государства, гражданин превращается в свободного человека. В условиях роста благосостояния оправдано и с социальной точки зрения возложение на каждого отдельного человека ответственности за самого себя, свою семью. Наконец, чем богаче общество, тем меньше людей нуждается в социальных благах, предоставляемых государством.

3. Современный взгляд на теорию социального рыночного хозяйства

В частности, президент Фонда Людвига Эрхарда. О. Шлехт отмечает, что идея социального рыночного хозяйства была выдвинута, исходя, в частности, из гуманистических и христианско-социальных принципов, как свободная и гуманная альтернатива центрально планируемой командно-административной государственной экономике и чистому капитализму (laissez-faire) . Это обстоятельство особенно значимо для создания высокоразвитого во всех отношениях общества – ни одна модель развития экономики его не учитывает. Кроме этого, принимается во внимание тот факт, что экономика не может функционировать, исходя из того, что человек в первую очередь стремится удовлетворять собственные экономические потребности. Чем выше уровень развития общества, тем большую значимость приобретает необходимость удовлетворения потребностей социальных. В определенной степени именно этой необходимостью и обусловлен уровень общественного развития.

По мнению Х. Ватрина, профессора Кёльнского университета, социальная рыночная экономика отличается от более старых концепций тем, как решается основная проблема развитого общества: должны ли являться социальные вопросы делом государства? Нет. Если исходить из идеала свободного общества, то следует укреплять независимость системы социального обеспечения. Граждане самостоятельно должны контролировать администрацию органов этой системы, должны сами принимать решения .

К.В. Нёрр, профессор Тюбингского университета, отмечает некоторую двойственность изучаемой концепции. Рынок, с одной стороны, призван создавать и увеличивать общественный продукт. С этой целью координируются действия субъектов рынка как индивидуальностей – они должны действовать свободно. С другой стороны, в условиях рынка образуется «зона государственных мер», которую практически невозможно контролировать. Следовательно, социальное рыночное хозяйство представляет собой гибкую, способную к изменению концепцию .

В наглядной форме и с некоторой долей иронии привлекательную сущность теории социальной рыночной экономики демонстрирует Э. Ясаи:социальная рыночная экономика «в определенной мере заимствует у капитализма … стремление к извлечению прибыли в условиях частной собственности, но одновременно стремится употребить прибыль на достижение благородных целей, таких, как солидарность, социальная справедливость и равенство…. Тем самым гарантируется эффективное производство социального продукта на свободном рынке» . При этом, по его мнению, практическая реализация данных положений имеет негативные последствия. Так, когда «берутся под защиту безынициативные, пестуются слабые отрасли промышленности», активно защищается от иностранных конкурентов отечественное производство, начинается постепенное разрушение гармоничной структуры национального хозяйства, растут издержки производства, уменьшается число рабочих мест и стимулы к их созданию, реальная заработная плата. Наконец, «возникает заколдованный круг: чем явственнее обнаруживается бесхозяйственность, тем громче звучит призыв к принятию мер социального характера во имя смягчения несправедливости». Результат таков: формируется высокозатратная экономика, неспособная перспективно развиваться. В этой связи исключительно важным представляется сделанное А. Мюллером-Армаком замечание по поводу социальной справедливости (Soziale Gerechtigkeit): «…социальная справедливость означает не каждому — равную долю, а каждому — свое, то есть сообразно результатам его деятельности» (курсив наш. — Т.Д.). Смешение понятий «социальная справедливость» и «социальная обеспеченность», по его мнению, является попыткой, направленной на то, чтобы снять с людей личную хозяйственную ответственность и заменить ее коллективной защищенностью.

В газете «Нойе Цюрхер цайтунг» (декабрь 1991 – апрель 1992 гг.) была впервые опубликована дискуссия Э. Ясаи и Й. Штарбатти, где последовательно анализировались и сглаживались противоречия теории социальной рыночной экономики, касающиеся природы производства и распределения, «социалистической основы» социальной рыночной экономики, эффективности социально ориентированного рыночного хозяйства. Хотелось бы отдельно остановиться на частном заключении, к которому пришли участники диалога.

Й. Штарбатти говорит о том, что «реализуемая в настоящее время форма социальной рыночной экономики провоцирует снижение эффективности и делает неизбежным пересмотр концепции». Однако, судя по содержанию диалога, в данном случае рассматривается в основном экономическая эффективность: речь идет об ослаблении конкуренции, разрушении рынка, возникающим как следствие поддержки государством определенных слоев населения. Применительно к этому утверждению стоит обратиться к точке зрения Л. Эрхарда: «когда все усилия социальной политики направлены на то, чтобы каждого человека … предохранить от всех превратностей жизни … нельзя требовать от людей …, чтобы они выявили в необходимой мере такие качества, как жизненная сила, инициатива, стремление к достижениям в производительности, и другие лучшие качества» . Ее поддерживает и развивает В. Гутник: «наилучший социальный порядок существует не там, где путем перераспределения общественного продукта обеспечивается максимально широкая социальная поддержка, а там, где в такой поддержке нуждается минимальное число граждан» . Равенство стартовых возможностей предоставляется каждому члену общества в молодом возрасте — в начале трудовой деятельности. Создаются условия, призванные содействовать развитию способностей человека, их реализации в той мере, в которой этого желает сам человек. В дальнейшем степень личного успеха зависит только от уровня развития способностей и усилий, затраченных на их реализацию.

Именно в этом, по нашему мнению, и заключается ключевое созидательное начало социальной рыночной экономики. Безусловно, мнение о «реализуемой в настоящее время форме социальной рыночной экономики» во многом справедливо, но лишь с учетом конъюнктурного подхода – реализуемой где? В каких условиях? Именно условия реализации в конечном счете определяют успех предприятия (вспомним приведенные выше слова Эрхарда). Так, японский ученый Хакамада предлагает следующее. Все страны мира можно условно разделить на три группы: «страны глины», «страны кирпичей» и «страны песка». «Страна глины» – Япония. Множество мелких частиц, практически лишенных индивидуальности, в совокупности позволяют создавать изящные, изысканные строения, точные и крепкие. Причина – тесная взаимосвязь и взаимозависимость. «Страна кирпичей» – Германия. Кирпичи крупнее, обособленнее, а здание их кирпичей надежнее, долговечнее, строже при условии, что используется качественный цемент – дисциплина и порядок, например. «Страна песка» — Россия. Песчинки отделены друг от друга, их много, но их ничто не связывает, поэтому постройки рассыпаются. Требуется связующее звено – им, в частности, в царской России являлась вера в Бога, царя и отечество; в советской России – в коммунистическую партию. В соответствии с этой классификацией оправдана реализация теории социального рыночного хозяйства именно в Германии – только такой цемент подходит для наиболее полного использования положительного содержания теории. Отметим, что и А. Мюллер-Армак, и Л. Эрхард говорят о действиях свободного человека в условиях социального рыночного хозяйства, определяющихся желанием этого человека. В их работах речь идет о конкретном человеке – деятельном, способном и стремящемся развивать свои способности, а не о человеке вообще. Они говорят о немцах, которым с младенчества прививается любовь к порядку и обязательности. Ученый-экономист, будучи немцем, не допускает возможности альтернативного поведения граждан при реализации теоретических положений концепции социального рыночного хозяйства на практике; эта теория изначально базируется на сознательном поведении человека, ориентированного на значительную отдачу и постоянное совершенствование.

Поэтому, думается, современные направления развития теории должны прежде ориентироваться на конъюнктуру системы хозяйствования и национальный менталитет, а только затем – на пересмотр концепции в соответствующем преломлении.

  1. Данный вопрос остается спорным. В частности, это обстоятельство обусловлено точкой зрения А. Мюллера-Армака. Он склонялся к мнению, что социальное рыночное хозяйство не следует рассматривать как разновидность неолиберализма, хотя, по его словам, это оправдано. Социальное рыночное хозяйство обязано неолиберализму многими важными идеями, но «концепция социального рыночного хозяйства выросла из других корней. Эти корни – в динамической теории и в философской антропологии, возникших в двадцатых годах под влиянием иного взгляда на государство и развития концепции образа жизни, в значительной степени отвергавшейся неолиберализмом» (Мюллер-Армак А. Принципы социального рыночного хозяйства / Социальное рыночное хозяйство. Теория и этика экономического порядка в России и Германии. — СПб.: Экономическая школа, 1999).
  2. См. Козловски П. Виды капитализма – виды либерализма / Социальное рыночное хозяйство и разновидности капитализма // Социальное рыночное хозяйство. Теория и этика экономического порядка в России и Германии. — СПб.: Экономическая школа, 1999
  3. См. Костюк В.Н. История экономических учений. — М.: Центр, 1997
  4. См. Капелюшников Р. Свободный ум в несвободную эпоху. — М.: Изограф, 2001
  5. См. например: Хайек Ф.А. Конкуренция как процедура открытия // Мировая экономика и международные отношения. — 1989. — №12; Хайек Ф.А. Смысл конкуренции / Индивидуализм и экономический порядок. — М.: Изограф, 2001
  6. Хайек Ф.А. Смысл конкуренции / Индивидуализм и экономический порядок. — М.: Изограф, 2001
  7. См. Хайек Ф.А. Пагубная самонадеянность: Ошибки социализма. — М.: Новости, 1992
  8. Социальное рыночное хозяйство в Гермнии: Истоки, концепция, практика / А. Ю. Чепуренко (общ. ред.) . – М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 2001
  9. См. Ватрин Х. Социальная рыночная экономика – основные идеи и их влияние на экономическую политику Германии / Социальное рыночное хозяйство. Теория и этика экономического порядка в России и Германии. — СПб.: Экономическая школа, 1999
  10. См. Ойкен В. Основные принципы экономической политики. — М.: Прогресс — Универс, 1995
  11. См. Ойкен В. Основы национальной экономии. — М.: Экономика, 1996
  12. Мюллер-Армак А. Принципы социального рыночного хозяйства / Социальное рыночное хозяйство. Теория и этика экономического порядка в России и Германии. — СПб.: Экономическая школа, 1999
  13. См. Мюллер-Армак А. О свободе и социальной справедливости / Предложения по осуществлению социальной рыночной экономики / Социальное рыночное хозяйство // Политэконом. — 1996. – №1
  14. См. Васина Л.Л. Социальное рыночное хозяйство: Словарь терминов. — М.:ИНФРА-М, 1997
  15. См. Эрхард Л. Полвека размышлений: Речи и статьи. — М.: Руссико: Ордынка, 1993 (к 90-летию Людвига фон Мизеса).
  16. См. О.Шлехт. Этическое содержание социального рыночного хозяйства. — СПб.: Экономическая школа, 1999
  17. См. Ватрин Х. Социальная рыночная экономика – основные идеи и их влияние на экономическую политику Германии / Социальное рыночное хозяйство. Теория и этика экономического порядка в России и Германии. — СПб.: Экономическая школа, 1999
  18. См. Нерр К.В. Социальное рыночное хозяйство и правовой порядок Германии. — СПб.: Экономическая школа, 1999
  19. Э Ясаи. Социальное рыночное хозяйство: социализм в иной форме / Социальное рыночное хозяйство // Политэконом. — 1996. – №1
  20. Мюллер-Армак А. О свободе и социальной справедливости / Предложения по осуществлению социальной рыночной экономики / Социальное рыночное хозяйство // Политэконом. — 1996. – №1
  21. Эрхард Л. Благосостояние для всех: Репринт. воспроизведение: Пер. с нем. / Авт. предисл. Б.Б. Багаряцкий, В.Г. Гребенников. — М.: Начала-Пресс, 1991
  22. Гутник В.П. Социальное государство / Социальный порядок и проблемы его реформирования // Политика хозяйственного прядка в Германии / В.П. Гутник; РАН, Ин-т мир. Экономики и межд. Отношений. – М.: ЗАО «Издательство «Экономика», 2002.

Т.Е.Давыдова
Материалы Интернет-конференции Социальное рыночное хозяйство: концепция, практический опыт и перспективы применения в России

Социально рыночное хозяйство

В каждой системе существуют свои национальные модели организации хозяйства, так как страны отличаются уровнем экономического развития, социальными и национальными условиями. Рыночная экономика включает в себя несколько различных по содержанию моделей экономики. Они отличаются в зависимости от степени воздействия государства на экономику и от приоритетных задач.

Однако современная модель рыночного хозяйствования, которая сложилась в странах с высоко- и среднеразвитой рыночной экономикой, характеризуется рядом общих закономерностей: открытость рынка; высоким уровнем развития экономики страны в целом и инфраструктуры рынка; развитой системой методов регулирования национальной экономики; экономическим ростом.

Современное рыночное хозяйство невозможно представить без государственного вмешательства. Проблема государственного вмешательства в экономику является основной для любого государства. В рыночном хозяйстве государству приходится постоянно корректировать глубину влияния. Перед государством не стоят такие задачи, как непосредственное производство и распределение ресурсов, товаров и услуг. Но оно не имеет и права свободно распоряжаться ресурсами, капиталом и произведенными товарами, как это делается в распределительной экономике. Государство должно постоянно балансировать, то, увеличивая, то, уменьшая степень вмешательства. Рыночная система – это, прежде всего гибкость и динамизм в принятии решений, как со стороны потребителей, так и со стороны производителей. Государственная политика просто не должно отставать от изменений в рыночной системе, иначе оно превратится из эффективного стабилизатора и регулятора в бюрократическую надстройку, тормозящую развитие экономики. В данной работе основной целью является функции и степени влияния государства на экономику страны не только в теоретическом аспекте, но и на практическом примере регулирования рыночной экономики страны.

Государство всегда играло важную роль в развитии рыночной экономики. Даже свободная конкуренция не могла обойтись без государства, которое брало на себя ответственность за организацию денежного обращения, обеспечение правовой основы рыночной экономики. Необходимость в деятельности государства вызывалась потребностями развития самой рыночной экономики, обнаруживающей и плюсы, и минусы своего функционирования.

Основные элементы социального рыночного хозяйства.

Развитым и сложным типом организации хозяйства является рыночное хозяйство, как система товарного производства и рыночного обмена, т. е. система, при которой блага производятся не для собственного потребления, а для купли-продажи на рынке экономическая свобода участников производственного процесса;

  1. наличие конкуренции, как среди продавцов, так и среди покупателей;
  2. максимизация частной выгоды как цель экономической деятельности;
  3. регулирование производства, обмена и потребления через механизм рыночных цен.

Основные экономические вопросы общества — что, как и для кого производить — решаются в этой системе исходя из требований рынка.

Рынок — это место, сфера и механизм, на основе которого продавцы и покупатели взаимодействуют, конкурируют друг с другом. Конкуренция представляет собой экономическое состязание, борьбу, которую ведут друг с другом субъекты, стремящиеся к одинаковой цели — максимизации дохода, прибыли, к сохранению и улучшению своего положения на рынке.

Любой рынок, независимо от его конкретного вида, базируется на трех основных элементах: цене, спросе и предложении, конкуренции. Именно эти основные элементы рыночного механизма должны стать, прежде всего, объектом нашего анализа.

Любая экономическая система сталкивается с необходимостью решения трех основных вопросов: что производить? как производить? и для кого производить? В рыночной экономике эти вопросы решаются главным образом с помощью рынка (через механизм цен, спроса и предложения и конкуренции). Как это происходит? Рассмотрим сначала процесс в самом общем виде на конкретном примере.

Допустим, что в результате роста доходов люди стали достаточно зажиточными, чтобы позволить себе ежедневно питаться мясом, а не одной только картошкой. Каким образом их стремление заменить картошку мясом воплощается в конкретные действия? Потребитель сокращает покупки картофеля и начинает покупать больше мяса. Это вызывает рост цен на мясо и снижение цен на картофель. В результате производители картофеля терпят убытки, а скотоводы получают дополнительный доход. Высокий доход скотоводов позволяет им вложить больше средств в производство, нанять дополнительных рабочих, использовать даже менее продуктивные породы скота или менее плодородные пастбища. Высокие цены на мясо привлекают в эту отрасль предпринимателей и новые капиталы. С другой стороны, многие из тех, кто работает на картофелекопалках, бросают старую работу в поисках более высокой оплаты труда в других местах. Производство картофеля становится менее выгодным по сравнению с производством мяса. Со временем установившееся новое соотношение цен обеспечивает увеличение производства мяса и сокращение производства картофеля. И различные сорта мяса будут продаваться по такой цене, которую в зависимости от уровня дохода различные группы населения будут готовы за них заплатить.

Уже эта упрощенная иллюстрация показывает, какие инструменты способствовали установлению равновесия на рынке.

Во-первых, это цены. Изменение относительных цен послужило ориентиром для производителя при определении необходимости изменения объемов производства. Изменение цен повлияло на выбор технологии производства. Цены в конечном итоге предопределили и то, кем при данном уровне доходов будет потреблен продукт.

Во-вторых, это спрос и предложение. Спрос- это представленная на рынке потребность в товарах, определяемая количеством тех или иных товаров, которые потребители могут купить при сложившихся ценах и денежных доходах.

Предложение — это количество товаров, которое имеется в продаже при данной цене. Изменение соотношения между спросом и предложением порождает колебания рыночных цен вокруг так называемой цены равновесия. Через эти колебания устанавливается тот уровень цен, при котором обеспечивается равновесие спроса и предложения и в конечном итоге равновесие производства и потребления.

Наконец, в-третьих, это конкуренция. Цель каждого предпринимателя-максимизация прибыли, а следовательно, и расширение масштабов хозяйственной деятельности. Это с неизбежностью приводит к взаимной борьбе предпринимателей за наиболее выгодные условия производства и сбыта товаров, рост объемов производства, и они выступают по отношению друг к другу как соперники или конкуренты. Если предложение какого-либо товара больше, чем спрос на него, то усиливается конкурентная борьба между продавцами. Каждый из них, чтобы продать свой товар, зачастую вынужден снижать цену, что, как правило, влечет за собой сокращение производства данного товара. Если спрос больше, чем предложение, то конкурировать друг с другом вынуждены уже покупатели. Чтобы иметь возможность приобрести дефицитный товар, каждый из них старается предложить по возможности более высокую цену, чем это могут сделать его соперники. Цена повышается, и это стимулирует увеличение предложения данного товара.

Конкуренция является необходимым элементом рыночного механизма. Однако характер конкуренции может быть различным, что существенно влияет на способ достижения рыночного равновесия.

Наиболее эффективно рыночный механизм действует в условиях свободной, или совершенной конкуренции, т. е. когда ситуация на рынке характеризуется множеством покупателей и продавцов, однородностью продаваемой продукции, свободным доступом фирм на рынок. При совершенной конкуренции ни один из продавцов или покупателей сам по себе не в состоянии воздействовать на рыночную цену.

Строго говоря, совершенная конкуренция в чистом виде никогда и нигде не существовала. Ее можно рассматривать как своего рода научную абстракцию, анализ которой, тем не менее, необходим как первый шаг для уяснения принципов функционирования рыночного механизма. Именно этому посвящена данная глава.

В целом необходимо подчеркнуть следующее. Независимо от типа рыночных структур необходимым условием их нормального функционирования является экономическая свобода, самостоятельность, независимость субъектов экономических отношений.

2.Участие социального государства в регулировании деятельности субъектов рыночных отношений.

Как известно, субъектами рынка являются продавцы и покупатели. В качестве продавцов и покупателей выступают домохозяйства, фирмы (предприятия, бизнес), государство (правительство).

Субъекты рынка – это физические и юридические лица, вступающие в экономические отношения товарообмена и услуг в одних случаях как потребители, в других случаях как производители.

Мировой опыт свидетельствует: не все функции жизни общества могут быть реализованы через рыночные отношения. В связи с этим рыночные механизмы необходимо дополнять системой государственного вмешательства, которой свойственна управленческо-плановая и контрольная деятельность соответствующих органов власти.

Государство определяет приоритетные направления развития экономики, концентрирует ресурсы на этих направлениях, выделяет субсидии, предоставляет льготы предприятиям, регулирует внешнеэкономическую деятельность производителей продукции, укрепляет ту часть хозяйственного управления, через которую осуществляется непрерывная связь между поставщиками и потребителями продукции.

Основные принципы государственного регулирования экономики:
— минимальное вмешательство государственных органов в экономические процессы;

— влияние на развитие социально-экономических процессов, установление государством экономических регуляторов и нормативов.

Функции государства в области регулирования экономики:

— разработка хозяйственного законодательства, определяющего порядок формирования и функционирования элементов рыночного механизма;

— стратегическое планирование экономического развития народного хозяйства;

— регулирование инновационной и инвестиционной деятельности предприятий, определение основных направлений научно-технического прогресса;

— создание государственной системы финансирования, кредитования, налогообложения и ценообразования; нормирование амортизационных отчислений;

— перераспределение централизованных доходов и ресурсов, стабилизация экономики и социальная защита населения (установление минимальных размеров заработной платы, пенсий, стипендий; предоставление налоговых льгот; регулирование допустимых границ размеров инфляции и безработицы; бюджетное финансирование образования, науки, культуры, здравоохранения, вооруженных сил и т.п.);

— регулирование процессов воспроизводства и охраны окружающей среды, гарантирование экологической безопасности, разработка и реализация экологических программ.

В системе бюджетного планирования важно решить проблему дефицита госбюджета за счет увеличения доходов и уменьшения расходов. С целью снижения бюджетного дефицита необходимо изыскивать неэмиссионные средства, например, выпуск государственных ценных бумаг -облигационных заемов и казначейских обязательств.

Государственный бюджет — это роспись денежных доходов и расходов государства на определенный период (обычно 1 год), утвержденная в законодательном порядке.

Доходы госбюджета: налоги; поступления от внешнеэкономической деятельности; поступления средств от приватизации имущества предприятий; централизация части амортизационных отчислений; поступления средств от продажи военного имущества; сборы и другие налоговые доходы.

Расходы госбюджета: народное хозяйство; финансирование науки, культуры, здравоохранения; социальная защита населения; финансирование мероприятий государственного регулирования цен; внешнеэкономическая деятельность; финансирование обороны; содержание органов власти; субвенции местных бюджетам и т.д.

Развитие рыночных отношений возможно при условии наличия активно действующей денежно-кредитной системы.

Денежная система — это установленная государством форма организации денежного обращения.

Сейчас ни у кого уже не вызывает сомнения, что грамотное и продуманное стратегическое управление в условиях современной экономики является важнейшим и основополагающим условием успеха любого предприятия. В общем смысле стратегия управления — это план управления организацией, направленный на укрепление ее позиций, удовлетворение потребителей и достижение поставленных целей. Стратегия управления современной организацией охватывает огромное количество функций и подразделений: снабжение, производство, финансы, маркетинг, кадры, научные исследования и разработки.

Принятие стратегического выбора означает связывание бизнес-решений и конкурентоспособных действий, собранных по всей организации, в единый узел.

Это единство действий и подходов отражает текущую стратегию предприятия.

Актуальность стратегического управления состоит в том, что никакая организация не может успешно выживать в конкурентной среде, если она не имеет четко определенных ориентиров, направлений, которые задают то, к чему она стремится, чего она хочет добиться в своей деятельности.

Цель работы: рассмотреть социальное рыночное хозяйство как объект стратегического управления.

Задачи работы:

Изучить особенности социального рыночного хозяйства.

Изучить сущность стратегического управления.

Определить категории стратегического управления.

Рассмотреть регион как объект стратегического управления.

Определить варианты стратегического развития региона.

Выяснить сценарии, цели и задачи развития Ямало-Ненецкого автономного округа.

Дать характеристику социальному рыночному хозяйству Ямало-Ненецкого автономного округа и определить перспективы его развития.

Объект исследования: социальное рыночное хозяйство.

Предмет исследования: социальное рыночное хозяйство ЯНАО.

Социальное рыночное хозяйство

В настоящее время в развитых странах существует социальное рыночное хозяйство, или социально ориентированное рыночное хозяйство. Такая трансформация рыночного хозяйства произошла под воздействием изменившихся внутренних и внешних условий развития.

Социальное рыночное хозяйство — это форма организации экономики, обеспечивающая взаимодействие между производством и потреблением посредством рынка, государственного регулирования экономики, а также общественных институтов и гарантирующая социально-экономическую стабильность в обществе. Концепция социального рыночного хозяйства разработана в Германии такими учеными, как Альфред Мюллер-Армак, Александер Рюстов, Вильгельм Репке и Людвиг Эрхард. В практику концепцию социального рыночного хозяйства внедрил Л. Эрхард. Авторы социального рыночного хозяйства предполагают, что данная модель -это, так называемый, «третий путь». Он проходит между диким, лишенным экономического порядка, рынком и командно-административной экономикой. Такая форма организации экономики должна обеспечить свободное, эффективное, стабильное положение в обществе и экономике.

Социальное рыночное хозяйство, с одной стороны, гарантирует хозяйственную свободу, рыночные методы хозяйствования, конкуренцию, а с другой — предоставляет социальную защищенность и социальную справедливость. Социальную ориентацию экономики можно обеспечить, лишь основываясь на высокопроизводительном хозяйстве, сочетающем частную инициативу и конкуренцию. Только на базе эффективно функционирующей экономики можно создать сильную систему социальной защиты граждан, обеспечить равные возможности их доступа к общечеловеческим ценностям.

Социальное рыночное хозяйство ориентировано на достижение ряда целей (рис. 1), реализация которых позволяет повысить качество жизни населения, обеспечить стабильный экономический рост.

Рисунок 1 — Основные цели социального рыночного хозяйства

Условия реализации целей социального рыночного хозяйства:

эффективная система отношений собственности, обеспечивающая взаимоотношения между государственной и частной собственностью;

денежный и валютный порядок;

конкурентный порядок;

финансовый порядок;

налоговый порядок;

порядок внешнеэкономической деятельности;

порядок в сфере труда и социальных отношений.

Для социального рыночного хозяйства характерно использование рыночных методов хозяйствования, государственного регулирования и прогнозирования экономики, открытая модель экономики, наличие современной рыночной и социальной инфраструктуры, системы социальной защиты населения и др. Взаимосвязь между составными элементами социального рыночного хозяйства отражена на рисунке 2.

Рисунок 2 — Характерные признаки социального рыночного хозяйства

В настоящее время в России создаются предпосылки для перехода к социально ориентированному рыночному хозяйству. К таким предпосылкам можно отнести:

обеспечение экономической свободы;

наличие многообразия форм собственности; развитие конкурентной среды;

формирование механизма свободного ценообразования;

создание рыночной и социальной инфраструктуры;

государственное регулирование экономики;

формирование открытой модели экономики при соблюдении национальных интересов страны;

эффективная система социальной защиты населения.

Концепция социально-ориентированного рынка: становление и развитие

Понятие социально-ориентированной рыночной экономики

В XIX в., когда капитализм в Западной Европе делал первые шаги и когда Карл Маркс впервые выдвинул свою теорию «обнищания рабочего класса», люди, оставшись без работы или без достаточных средств к существованию, оказывались фактически брошенными на произвол судьбы. Правительство при этом почти не реагировало на невыносимые страдания общества. Поэтому, во всех развитых рыночных странах такое пренебрежительное отношение давно исчезло. В настоящее время правительства берут на себя обязательство помогать наименее защищенным членам общества посредством всевозможных видов социальной поддержки.

В конце XIX в. Канцлер Германии Отто фон Бисмарк фактически изобрёл современное государство всеобщего благосостояния, введя государственные выплаты уходящим на пенсию рабочим. Система начиналась с малого: в первые годы её существования лишь незначительная часть германских рабочих получала пенсионное обеспечение. И тем не менее это было важное нововведение, которому было суждено распространиться по всему земному шару. После второй мировой войны, принесшей опустошение на землю Европы, новые немецкие лидеры внесли важный позитивный вклад в теорию рыночной системы тем, что ввели в обиход и развили понятие социально-ориентированной рыночной экономики.

Социально-ориентированная рыночная экономика — это экономика, основанная на рыночных отношениях и частной собственности, в которой государство использует налоги и бюджетные ассигнования для того, чтобы гарантировать своим гражданам элементарную экономическую стабильность. Эта привлекательная идея нашла повсеместное применение в развитых индустриальных странах, хотя порой она и носила иное название.

Тем не менее, под социально-ориентированной понимается такой тип экономической системы, который отвечает определенным критериям.

Можно толковать социально ориентированную экономику как систему, в которой наиболее значимой является перераспределительная функция государства, позволяющая устранить существенную дифференциацию доходов в обществе и ликвидировать полюса бедности и богатства. Данное определение будет не совсем точным и правильным, поскольку любое государство занимается перераспределением доходов посредством функционирования бюджетной системы, поэтому вряд ли можно говорить о социальности каждой экономики.

В 1990-е годы в России усилилось социальное расслоение, которое выражается не только в количественных параметрах. Образовавшиеся новые группы населения (богатые, средние классы, средне — и малообеспеченные) сформировали собственные уклады жизни.

  • 1 — 2% населения — богатые;
  • — 20% — средние классы (доходы позволяют делать сбережения; широко пользоваться кредитными механизмами, обладать собственной квартирой, автомобилем и дачей, образ жизни предполагает заботу о собственном здоровье, вложение денег в своё образование детей, участие в программах дополнительного медицинского и пенсионного страхования, отдых за пределами места жительства, активное участие в местном самоуправлении и т.п.);
  • — 65% — промежуточный слой между средними классами и бедностью (жизнь от зарплаты до зарплаты, стесненность в расходах на высококачественные продукты питания и товары длительного пользования, практически случайный доступ к качественным услугам образования и здравоохранения, высокая вероятность потери доходов и соответственно сползания в бедность);
  • — 20% — бедность (борьба за выживание, невозможность доступа к качественным социальным услугам);
  • — 7% — социальное «дно» (беспросветная нищета, окончательная люмпенизация)

При этом в годы подъема, несмотря на благоприятные усредненные экономические показатели, различия между данными укладами продолжали углубляться. Видимо, происходило их «капсулирование» из-за фактического прекращения процесса диффузии социальных групп. После начального бурного социального перемешивания общественных слоев в 1990-е годы произошло резкое уменьшение вертикальной мобильности и сформировалась ориентация на извлечение ренты из достигнутого положения.

Можно утверждать, что в результате экономических, социальных и политических процессов последних 15 — 20 лет российское общество не могло консолидироваться вокруг общих целей и ценностей.

В настоящее время оно представляет собой постепенно усложняющуюся совокупность микросообществ, возникших по множеству оснований.

На этом фоне проведение любых реформ сталкивается с практически неизбежным сопротивлением со стороны групп специальных интересов, поскольку рациональные действия «сверху» могут их непосредственно затрагивать. Власть вынуждена прибегать к авторитарным и манипулятивным методам управления обществом, что ещё больше усугубляет ситуацию. Нынешнее его состояние характеризует как стабильное, прежде всего потому, что благодаря экономическому росту появилась возможность направить существенные средства на социальные цели, например на «монетизацию льгот», которая обошлась федеральному бюджету в сумму, в несколько раз превосходящую первоначально запланированную.

Любое значительное снижение цен на российские энергоносители, несмотря на наличия Стабилизационного фонда, приведёт к серьёзным проблемам с финансированием накопленных социальных льгот, если, конечно, экономика в ближайшие годы не переориентируется на новые приоритеты. Но, исходя, от цен на нефть мы понимаем, что раздробленное общество не отвечает потребностям высокотехнологичной, интеллектуальной и наукоёмкой экономики, поскольку требуемое качество человеческого капитала не сводится к физическому здоровью населения и современному образованию. Нужна иная социальная однородность общества, интенсивная мобильность его слоев и жизненных укладов. Основными принципами, способными объединить решающее большинство общества, могут стать:

обеспечение равных стартовых возможностей на индивидуальном уровне;

ясность положительных социальных перспектив для всех общественных слоёв;

формирование на этой базе образа жизни, приемлемого для максимального числа её укладов.

Концепция социально-ориентированного рыночного хозяйства

Обогащение было и остается целью владельцев средств производства — капиталистов. Но после того как в начале XX в. в правительстве, а затем и во главе государств появились представители социал-демократических, социалистических и других оппозиционных сил, возможности обогащения постоянно ограничивались. Это особенно наглядно проявлялось там, где левые силы приходили к власти и осуществляли крупные социальные мероприятия с целью улучшения жизни трудящихся. После появления СССР, а затем и социалистической системы капиталисты и сами вынуждены были проявлять больше заботы о благосостоянии рабочих и тем самым не доводить дело до социалистической революции.

В европейских странах накоплен солидный опыт улучшения жизни людей в условиях рыночного хозяйства буржуазного общества. С учетом нашей специфики и особенностей многое может быть использовано в процессе формирования в России социального государства.

Второй канцлер ФРГ, ученый и политик Людвиг Эрхард (1897— 1977) в 50—60 гг. нашего столетия провел в Западной Германии широкомасштабную экономическую реформу, коренным образом пре — образовавшую социально—экономическую жизнь страны. Теоретические взгляды Эрхарда были основаны на теории «социального рыночного хозяйства», возведенной в ранг официальной государственной доктрины и являвшейся основой экономической программы.По мнению Эрхарда, социальное рыночное хозяйство с самого начала было не только теорией, но и практическим методом, позволившим радикально изменить облик страны.

По своим теоретическим установкам концепция «социального рыночного хозяйства» была близка к кейнсианской теории косвенного регулирования. В 50—60 гг. в Европе широко была распространена хозяйственная политика, предложенная английским экономистом Дж. М. Кейнсом (1883—1946) и усовершенствованная его последователями.

Идеология «социального рыночного хозяйства» была использована Эрхардом для обоснования концепции «сформированного общества», целью которого объявлялось преодоление плюрализма противоречивых общественных интересов путем приведения их к общему знаменателю всеобщего благополучия. Эрхард осуществил полноценную и полнокровную экономическую реформу, основанную на принципе социальной ориентации рынка, которая предполагала прежде всего выбор общественных приоритетов, целенаправленное стимулирование определенных сфер и направлений деятельности.

Эрхард справедливо полагал, что не может быть никакого социального развития без экономического прогресса. Ставка была сделана на развитие производства (экспансия хозяйства), а не на перераспределение продукции, на обеспечение всем трудящимся постоянного повышения заработной платы в соответствии с ростом производительности труда.

В ходе реформы Эрхарда снижение цен сопровождалось повышением зарплаты. Попытка стабилизировать цены нашла отражение в периодической публикации каталога умеренных цен. Был принят закон против произвольного повышения цен. Эрхарду удалось втрое увеличить экспорт. По его оценке, укрепить положение на мировом рынке можно было только при условии обеспеченности стабильности валюты.

Социальное рыночное хозяйство, по мнению Эрхарда, немыслимо без приведения в порядок государственного бюджета посредством систематического сокращения расходов, смягчения налогового бремени, запрещения набора новых служащих, повышения окладов, сведения до минимума служебных поездок. Оно предусматривало увеличение номинальных доходов главным образом посредством постоянного улучшения качества предлагаемых товаров. Низкие налоги, антитрестовские и антикарательные законы, льготы для свободного частного инвестирования, защита внутреннего рынка от внешних конкурентов — все это и многое другое творило «экономическое чудо», обеспечивая защищенность и свободу граждан.

Относительно самостоятельным элементом социально—ориентированного рынка было создание системы эффективной занятости, включающей в себя переподготовку кадров, регулирование рабочих мест, развитие общественных работ и другие звенья этой системы. Были приняты действенные меры по увеличению количества рабочих мест и сокращению безработицы. Социальная ориентация рынка предполагала включение в его механизм специальной системы социальной защиты населения. По мнению Эрхарда, социальная политика — это политика не в угоду миллионерам, а политика для миллионов.

Важнейшим ее аспектом была налоговая политика: освобождение от налогообложения всех малообеспеченных слоев общества, отказ от повышения косвенных налогов, осуществление финансирования социальных программ за счет высокого налогообложения и лишения некоторых субсидий наиболее богатых граждан. Одновременно во имя улучшения условий жизни малоимущих обсуждались законопроекты о пособиях для квартиросъемщиков, социальной помощи престарелым и т.д. За время реформы пенсии и другие государственные пособия возросли в несколько раз,

Социальная ориентация рынка предполагала усиление государственного регулирования всех сфер общества, и прежде всего его экономической основы. Эрхард исходил из идеи сильного государства как «конституирующей», «управляющей» и «регулирующей» силы, способной формировать общество. И действительно, государство при Эрхарде целенаправленно и активно вмешивалось в социально-экономический процесс с четкой ориентацией на формирование «социального рыночного хозяйства».

Именно при Эрхарде в широкий научный обиход вошел термин «социальное государство» в противоположность государству монетаристского типа.

Монетаризм исходит из того, что занятость населения и стабильность цен наилучшим образом гарантируются отказом от государственного регулирования и установлением рыночной конъюнктуры. Монетаризм выступает против государственной системы социального страхования, государственной медицинской помощи и образования, государственного вмешательства в стихийную рыночную экономику. В отличие от монетаризма социальное государство регулирует общественные процессы, в том числе и рынок; проводит социальную политику в интересах большинства народа.Социальное государство исходит из признания за всеми работниками права добиваться лучшей жизни, улучшения условий труда и благосостояния посредством коллективных действий. Это является фактором общего подъема благосостояния народа.

Социальный менеджмент. Лекция 7

Лекция №7 менеджмент как функция социального государства

§ 1. Концепция социально-ориентированного рыночного хозяйства

Обогащение было и остается целью владельцев средств произ­водства — капиталистов. Но после того как в начале XX в. в правительстве, а затем и во главе государств появились представители со­циал-демократических, социалистических и других оппозиционных сил, возможности обогащения постоянно ограничивались. Это особенно наглядно проявлялось там, где левые силы приходили к власти и осуществляли крупные социальные мероприятия с целью улуч­шения жизни трудящихся. После появления СССР, а затем и социалистической системы капиталисты и сами вынуждены были про­являть больше заботы о благосостоянии рабочих и тем самым не доводить дело до социалистической революции.

В европейских странах накоплен солидный опыт улучшения жизни людей в условиях рыночного хозяйства буржуазного общества. С учётом нашей специфики и особенностей многое может быть ис­пользовано в процессе формирования в России социального госу­дарства.

Второй канцлер ФРГ, ученый и политик Людвиг Эрхард (1897— 1977) в 50—60 гг. нашего столетия провел в Западной Германии ши­рокомасштабную экономическую реформу, коренным образом пре — образовавшую социально — экономическую жизнь страны. Теоре­тические взгляды Эрхарда были основаны на теории «социального рыночного хозяйства», возведенной в ранг официальной государ­ственной доктрины и являвшейся основой экономической програм­мы. По мнению Эрхарда, социальное рыночное хозяйство с самого начала было не только теорией, но и практическим методом, позволившим радикально изменить облик страны.

По своим теоретическим установкам концепция «социального ры­ночного хозяйства» была близка к кейнсианской теории косвенного регулирования. В 50—60 гг. в Европе широко была распространена хозяйственная политика, предложенная английским экономистом Дж. М.Кейнсом (1883—1946) и усовершенствованная его последователями. Идеология «социального рыночного хозяйства1′ была использована Эрхардом для обоснования концепции «сформированного общества», целью) которого объявлялось преодоление плюрализма противоре­чивых общественных интересов путем приведения их к общему зна­менателю всеобщего благополучия. Эрхард осуществил полноцен­ную и полнокровную экономическую реформу, основанную на прин­ципе социальной ориентации рынка, которая предполагала прежде всего выбор общественных приоритетов» целенаправленное стиму­лирование определенных сфер и направлений деятельности. :

Эрхард справедливо полагал, что не может быть никакого соци­ального развития без экономического прогресса. Ставка была сдела­на на развитие производства (экспансия хозяйства), а не на перерас­пределение продукции, на обеспечение всем трудящимся постоянного повышения заработной платы в соответствии с ростом производи­тельности труда.

, В ходе реформы Эрхарда снижение цен сопровождалось повы­шением зарплаты. Попытка стабилизировать цены нашла отраже­ние в периодической публикации каталога умеренных цен. Был при­нят закон против произвольного повышения цен. Эрхарду удалось втрое увеличить экспорт. По его оценке, укрепить положение на мировом рынке можно было только при условии обеспеченности стабильности валюты.

Социальное рыночное хозяйство, по мнению Эрхарда, немыслимо без приведения в порядок государственного бюджета посредством систематического сокращения расходов, смягчения налогового бремени, запрещения набора новых служащих, повышения окладов, све­дения до минимума служебных поездок. Оно предусматривало увеличение номинальных доходов главным образом посредством постоянного улучшения качества предлагаемых товаров. Низкие налоги, антитрестовские и антикарательные законы, льготы для свободного частного инвестирования, защита внутреннего рынка от внешних конкурентов — все это и многое другое творило «экономическое чудо», обеспечивая защищенность и свободу граждан.

Относительно самостоятельным элементом социально-ориенти­рованного рынка было создание системы эффективной занятости, включающей в себя переподготовку кадров, регулирование рабочих мест, развитие общественных работ и другие звенья этой системы. Были приняты действенные меры по увеличению количества рабочих мест и сокращению безработицы. Социальная ориентация рынка предпо­лагала включение в его механизм специальной системы социальной защиты населения. По мнению Эрхарда, социальная политика — это политика не в угоду миллионерам, а политика для миллионов.

Важнейшим ее аспектом была налоговая политика: освобождение от налогообложения всех малообеспеченных слоев общества, отказ от повышения косвенных налогов, осуществление финансирования социальных программ за счет высокого налогообложения и лишения некоторых субсидий наиболее богатых граждан. Одновременно во имя улучшения условий жизни малоимущих обсуждались законопроекты о пособиях для квартиросъемщиков, социальной помощи престарелым и т.д. За время реформы пенсии и другие государствен­ные пособия возросли в несколько раз.

Социальная ориентация рынка предполагала усиление государ­ственного регулирования всех сфер общества, и прежде всего его экономической основы. Эрхард исходил из идеи сильного государ­ства как «конституирующей», «управляющей» и «регулирующей» силы, способной формировать общество. И действительно, государство при Эрхарде целенаправленно и активно вмешивалось в социально-экокомический процесс с четкой ориентацией на формирование «социального рыночного хозяйства».

Именно при Эрхарде в широкий научный обиход вошел термин «социальное государство» в противоположность государству моне­таристского типа.

Монетаризм исходит из того, что занятость населения и стабиль­ность цен наилучшим образом гарантируются отказом от государ­ственного регулирования и установлением рыночной конъюнктуры. Монетаризм выступает против государственной системы социально — го страхования, государственной медицинской помощи и образова­ния, государственного вмешательства в стихийную рыночную эко­номику. В отличие от монетаризма социальное государство регули­рует общественные процессы, в том числе и рынок; проводит социальную политику в интересах большинства народа. Социаль­ное государство исходит из признания за всеми работниками права добиваться лучшей жизни, улучшения условий труда и благосостояния посредством коллективных действий. Это является фактором общего подъема благосостояния народа.

Таким образом, социальное государство — это тип государства, в котором проводится сильная социальная политика в интересах большинства населения.

При Эрхарде усилилось воздействие государства на механизм функционирования рынка посредством разносторонней и взаимосвязан­ной социально—экономической, валютно-финансовой, научно-технической, инвестиционной и экологической политики, обеспечивающей не­обходимое развитие производства и решение социальных проблем общества. Вошло в практику так называемое индикативное планиро­вание, предусматривающее установление вместо директивных под­робных показателей определенных индикативных показателей.

  • создание условий, обеспечивающих удовлетворение высокого уровня потребностей граждан в образовании, медицинской помощи и т.д.;

  • обеспечение благоприятных условий труда для наемных ра­ботников, защита их от негативных воздействий рыночной экономики;

  • обеспечение экологической безопасности членов общества;

  • защита граждан от преступных посягательств;

  • защита гражданских и политических прав и свобод, соответ­ствующих принципам правового, социального государства;

  • защита от политического преследования и административного произвола;

• обеспечение свободы духовной жизни, защита от идеологического давления;

• создание благоприятного социально—психологического климата как в обществе в целом, так и в отдельных ячейках и структурных образованиях, защита от психологического прессинга;

• обеспечение максимальной стабильности общественной жизни. Для реализации этих мер социальной защиты необходимо изучать и формировать, воспитывать стремления людей, которые по оценке Г.Мюрдаля, «действительно принадлежат к числу самых важных социальных явлений, и они в огромной степени определяют историю.

§ 3. Современные тенденции эволюции менеджмента

В настоящее время в мире действует 2 модели общественного развития с различными их модификациями:

  • так называемая неоклассическая, монетаристская модель, основанная на отрицании государственной собственности и, соответ­ственно, на абсолютизации частной, что предполагает резкое сокра­щение социальной функции государства и его ограничении в регу­лировании экономики;

  • социально-ориентированная модель, основанная на свободном сосуществовании разных форм собственности, сильной социальной функции государства, индикативном планировании и прогнозирова­нии. Сторонниками этой модели были Эрхард и Мюрдаль.

Стремление к формированию социально—ориентированной эко­номики становится общемировой тенденцией, и было бы наивно игнорировать это и стараться американизировать российскую экономику. Социальное управление должно соответствовать современным формам социально—ориентированного рыночного хозяйства — за такое развитие и углубление реформ сегодня выступают предста­вители основных политических движений, деловых кругов, население нашей страны.

Это направление характерно в основном для европейских, и в осо­бенности для скандинавских стран, Израиля, Канады; этот же путь развития выбирают Китай, Южная Корея, быстро развивающиеся страны Латинской Америки, Арабского Востока.

В настоящее время одним из самых сложных вопросов является сочетании рынка и социальной справедливости. Принцип социаль­ной справедливости требует, чтобы все члены общества имели необходимые условия для жизнедеятельности, реальный доступ к куль­туре и образованию, защищенность в старости и в случае потери тру­доспособности. Иначе говоря, рыночная экономика должна иметь социальную направленность. Это предусматривает теория и практика социального рыночного хозяйства и индикативного планирования.

Изучение эволюции менеджмента позволяет сделать вывод, что на макроуровне он используется в двух главных направлениях. Во-пер­вых, совершенствуется система управления государственным сек­тором, который в ряде стран имеет солидных удельный вес. В США, например, 34% всей земли принадлежит государству. В государ­ственном секторе некоторых стран создается до 30% ВНП и занято до 25% трудоспособного населения, а удельный вес государственных предприятий в валовых инвестициях составляет 20—50%.

Во-вторых, государственное регулирование на макроуровне ве­дется путем перераспределения национального дохода через госбюд­жет и многочисленные фонды. Во Франции через налоги и многие виды отчислений в госбюджет и различные фонды поступает почти половина национального дохода, который используется для решения государством социально — экономических задач. В Германии и Англии по различным каналам в распоряжение государства поступает при­мерно 40% национального дохода.

История свидетельствует, что развитие менеджмента в России и на Западе проходило кардинально противоположными путями: в России оно шло сверху, а на Западе — снизу вверх. В начале 90-х гг. эти пути пересеклись: российский менеджмент направился резко вниз, к истокам, откуда началось восхождение Запада, а западный — к вершинам, на которых мы находились прежде, но не смогли их обустроить. Выступая летом 1988 г. перед Европарламентом, председатель комиссии Европейского союза Ж.Делор заявил, что в 2000 г. 80% ре­шений в области макроэкономической политики будет приниматься на уровне Европейского союза. Это весьма реально. Так, по данным На­циональной ассамблеи Франции к началу 90-х гг. 2/3 принимаемых ею законодательных актов обусловлено исходящими из Брюсселя решениям. Ведь многие положения «Белой книги» ЕС о создании внутреннего рынка были оформлены в форме директив ЕС, которые страны—члены были обязаны внести в свое национальное законодательство. Страны—члены ЕС намечают до конца XX в. начать введение единой валюты, создать единый центральный банк и на прочной экономической базе проводить общую внешнюю политику и политику безопасности.

формы и методы управления как на макро-, так и на микро- уровнях принципиально отличаются. Россия же вместе с другими государствами, образованными на базе бывших советских республик, направилась в эпоху свободной конкуренции XVIII в. — всем им предстоит нелегкий путь восхождения уже новыми путями к регу­лированию экономики на макроуровне. Максимально возможная уже в новых условиях интеграция Содружества Независимых Государств может ускорить этот процесс.

Само собой разумеется, что история менеджмента, как история вообще учит только тех, кто ее изучает. В этой связи уместно вспомнить замечания известного русского историка о том, что история не учительница, а надзирательница, Magistra vital (лат. наставница жизни): она ничему не учит, а только наказывает за незнание уроков.

вопросы аля самопроверки к главам XIX-XXI

  1. Сущность тейлоризма и основные принципы фордизма.

  2. Основные положения административной (классической) школы менеджмента.

  3. Сделайте общую характеристику школы человеческих отно­шений.

  4. В чем суть процессного, системного и ситуационного подходов в менеджменте?

  5. Дайте характеристику концепции социально-ориентированно­го рынка и «шведской модели социализма».

  6. Современные тенденции эволюции менеджмента.

литература

1 Ключевский В.О. — М., 1990. Т.9. С.ЗОЗ.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *