Знание права правосознание правовая идеология

42)Понятие, виды и структура правосознания. Правовая идеология и правовая психология.

      1. Понятие и структура правосознания

Правосознание – это совокупность чувств, эмоций, взглядов и иного, в которых выражается отношение людей к действующему, желаемому и предполагаемому праву и иным явлениям правовой действительности.

Структура правосознания:

  1. Правовая идеология – понятия, принципы, убеждения, выражающие отношения людей к действующему или желаемому праву;

  2. Правовая психология– переживания и чувства, которые испытывают люди по отношению к праву;

Признаки правосознания:

  1. Самостоятельность;

  2. Взаимодействие с религиозными, нравственными, политическими и иными формами;

  3. Охват всей сферы бессознательного и духовного опыта людей;

  4. Представление о прошлом, настоящем и будущем права;

Виды правосознания:

В зависимости от глубины отражения правовой действительности:

  1. Обыденное, которое формируется стихийно, отражает внешние стороны правовых явлений и выступает в форме правовой психологии;

  2. Теоретическое, которое отражает внутренние стороны правовых явлений и выступает в абстрактной и систематизированной форме;

  3. Профессиональное, которое складывается у юристов в процессе получения ими юридического образования и опыта;

В зависимости от субъектов правосознания:

  1. Общественное;

  2. Групповое;

  3. Индивидуальное;

Функции правосознания:

  1. Познавательная функция, которая связана с осмыслением правовой действительности и накоплением определенных знаний;

  2. Оценочная функция, посредством которой осуществляется сравнение отношений к правовым явлениям и процессам на основе повседневного и научного опыта, сопоставления

  3. социальных ценностей;

  4. Регулятивная функция, посредством которой определяются ориентиры поведения людей и вырабатываются стереотипы поведения в определенных ситуациях;

  5. Прогностическая функция, которая проявляется в составлении прогнозов относительно развития правовой системы;

  6. Информационная функция, посредством которой осуществляется информационное обеспечение людей;

Формы правосознания:

  1. Правовой инфантилизм – неполноценное ориентирование населения в правовой действительности в связи с недостатком жизненного опыта и незнанием основ действующего законодательства;

  2. Правовой идеализм – переоценка возможностей права;

  3. Правовой нигилизм – отрицательное отношение к праву;

  4. Перерожденное правосознание – негативное отношение к праву, которое вызывает осознанные противоправные поступки;

Правосознание есть отражение правовой жизни общества, правовых отношений, сущности и роли правовых установлений в сознании общества, личности.

Правосознание есть знание о праве, оценка действующего права и мысли, идеи о желаемых изменениях в праве, то есть правосознание – не только результат отражения объекта, но и средство воздействия на объект, на всю правовую систему государства.

Правосознание общества нацелено на справедливое урегулирование отношений людей, обеспечивающее сохранение целостности общества.

Современное правосознание народов выступает важным средством поддержания и развития мирного и справедливого сотрудничества между государствами на международном уровне.

Закрепление в юридических актах, конституциях важнейших начал политики государства, его институтов, политических прав и свобод граждан служит одним из показателей того, что правосознание непосредственно связано с политическим сознанием.

Существуют и другие формы общественного сознания — это нравственное, национальное, эстетическое, религиозное сознание.

Особенность правосознания, как одной из форм общественного сознания в следующем:

В правосознании отражаются лишь те явления, которые составляют правовую сторону жизни общества. Оно охватывает процесс создания правовых норм, реализацию их требований в общественной жизни, но прежде, чем получить выражение в правовых нормах, в практике их применения, они должны пройти через правосознание, то есть получить правовую форму в виде правовых идей и представлений.

Особенность правосознания выражается также в способе отражения явлений общественной жизни.

Осознание правовых явлений жизни общества осуществляется посредством специальных юридических понятий и категорий, таких как правомерность, неправомерность, правоотношение, юридическая ответственность, законность.

Правосознание в своей структуре содержит правовую идеоло­гию и правовую психологию.

Специфику правосознания по сравнению с другими областями сознания (политическим, нравственным, эстетическим и т.д.) со­ставляют сознание и переживание связанности поведения с юри­дическими последствиями (мнимыми, действительными или же­лательными), соотнесение их с правовым регулированием, субъ­ективными правами, юридическими обязанностями и санкциями.

Правовая идеология есть систематизированное научное вы­ражение правовых взглядов, принципов, требований общества, классов, различных групп и слоев населения.

Она должна формироваться как процесс выявления теорети­ческого сознания, координации и согласования различных обще­ственных интересов через достижение социального компромисса. В этом случае правовая идеология будет содержать большой нрав­ственный потенциал, подразумевающий приоритет прав и свобод личности, разделение властей, политический плюрализм, высо­кую роль суда как антипода командно-бюрократическому управ­лению, что свойственно идеологически и экономически здоровому обществу с развитой общей и правовой культурой. Правовая идео­логия обосновывает и оценивает существующие или возникающие правовые отношения, законность и правопорядок. В разработке правовой идеологии принимают участие юристы, политологи, эко­номисты, учитывающие конкретно-исторические условия жизни общества, расстановку сил, уровень общественного сознания, со­циальную психологию, волю и интересы как большинства, так и меньшинства, другие факторы.

Правовая психология охватывает совокупность чувств, цен­ностных отношений, настроений, желаний или переживаний, ха­рактерных для всего общества в целом или конкретной социаль­ной группы (групп). Она является наиболее непосредственным от­ражением жизненных отношений членов общества, составляю­щих нации, народности, различные группы и слои населения. Через правовую психологию реализуются: а) органически прису­щие правовой культуре обычаи и традиции и вообще все то, что вошло в привычку, в быт, в культуру личности; б) ее самооценка, т.е. умение критически оценить свое поведение с точки зрения его соответствия нормам права.

Самооценка может завершаться чувством удовлетворения своим поведением (деятельностью) или, наоборот, отрицательным отношением к нему, пониманием, что нарушены права, закон­ность.

Самооценка может проявляться и в форме таких нравственных категорий, как стыд и совесть.

От уровня идеологической подготовки личности зависит воз­можность контроля ее над эмоциями и чувствами, умение «вла­ствовать собой». Это свидетельство взаимосвязи и взаимообслу­живания правовой идеологии и правовой психологии как струк­турных элементов правосознания.

Источниками и свойствами правовой идеологии и правовой психологии могут стать особо присущие Востоку и обусловив­шие прогресс Японии, Южной Кореи, а сейчас и Китая любовь к профессиональному труду, послушание начальству, исполни­тельность и дисциплина. И в то же время необходимо найти и закрепить в праве меру сочетания социальных гарантий личнос­ти и свободы личной инициативы, с тем, чтобы двигаться по пути формирования правового государства. Итак, как элемент право­вой культуры правовое сознание, включающее правовую идеоло­гию и правовую психологию, представляет собой своеобразный фильтр, через который пропускаются все факторы, влияющие на право и правовое поведение (деятельность).

Современная идеология нашего народа и государства должна взять лучшее от прошлого, а также от настоящего и будущего. Идеология России никогда раньше не имела в качестве цели созда­ние социально ориентированного государства и свободного рынка.

Теперь такая цель появилась. Ее достижению должны способ­ствовать общественная нравственность, философия социальной за­щищенности граждан, социальная справедливость и юридическая наука, реализуемые через законодательно закрепленные функции государства. Рынок и частная собственность изначальны в чело­веческой истории, но они должны регулироваться государством с учетом особенностей национальной идеологии и психологии.

Правовая идеология и правовая психология

Как уже говорилось, правосознание можно разделить на две части: правовую идеологию и правовую психологию.

Правовая идеология — это совокупность правовых идей, взглядов, требований различных групп и слоев общества, которая является результатом развития теории, осознания и формулирования различных общественных интересов. Правовая идеология разрабатывается политиками и учеными — юристами, политологами, экономистами, которые учитывают общественную реальность, расстановку сил, уровень общественного сознания, интересы населения, другие факторы.

Правовая идеология — это отражение правовой действительности в форме систематизированных взглядов, идей, принципов, понятий, суждений, осуществляемое на рациональной основе, т. е. связано с логическим мышлением, с его формами, а не с чувственным опытом, который дан нам в ощущениях. Правовая идеология представляет собой систематизированное ядро всего общественного правосознания. В ней отражаются и обосновываются интересы, потребности, задачи общественного развития и роль государственно-правовых средств в этом процессе. Она выступает как концептуальная система идей, отражающих действительность с определенной позиции.

Основными признаками правовой идеологии являются: во- первых, концептуальное осмысление и выражение коренных интересов и целей данного общества; во-вторых, выработка ее идеологами (политиками, юристами, философами); в-третьих, целеустремленная направленность правовой идеологии к реализации своих возможностей через различные формы сознания, чтобы стать мотивом практической деятельности общества, народа. Правовая идеология не является непосредственным продуктом общества как правовая психология, а представляет собой результат сознательной, целеустремленной и организованной деятельности теоретиков.

Правовая идеология также имеет свои элементы: понятие, суждение, умозаключение, принцип, теория, концепция и т. д. Большинство определений этих элементов можно найти в формальной логике, что подчеркивает теоретический характер правовой идеологии.

Основа любой идеологии — мировоззрение. Поэтому столь важно определиться с мировоззренческими основами правовой идеологии России.

В связи с этим крайне важно понять закономерности развития правового прошлого страны, ибо любая история не есть хаос беспорядочных нагромождений, а имеет собственную логику. Это в полной мере относится и к юридической истории России. Любая идеология должна иметь исторический аспект, если она хочет претендовать на научную обоснованность. Мы не вправе забыть правоисторический опыт прошлых лет. Юридические уроки правовой традиции права позволят российской правовой идее остаться в духовных координатах отечественного правосознания, т. е. развить национальное правовое самосознание. Без этого весьма трудно будет понять юридический дух народа, его правовые реакции, импульсы, переживания, стереотипы поведения.

Не менее важно правовой идеологии опираться на юридический опыт, достижения общечеловеческой правовой цивилизации, на западную и восточную традиции права. Важно творчески воспринять, понять смысл и содержание общемировой юридической традиции и заимствовать из этого опыта то нужное, что поможет изменить российскую социально-правовую действительность в лучшую сторону.

Большое значение в российском юридическом мировоззрении следует уделять развитию конституционного правосознания и правовой культуры. Как ни странно, для нас это новые понятия. Российская правовая мысль не разработала концепцию конституционного сознания и культуры. Ее нет и поныне. Это существенный пробел в правоведении.

История развития конституции, конституционных отношений в России невелика, ей нет еще века. Но дело даже не в количестве лет существования у нас конституции. Важнее всего качественная сторона, а она явно отстает от необходимых правовых стандартов. За всю историю России у нее фактически не было конституции. Все советские конституции носили в основном формальный характер, были сугубо декларативными политическими документами. История, как лучший судья, наглядно это доказала, отвергнув их за безжизненность и лицемерие. Российское конституционное правосознание находится в «младенческом возрасте».

Пока его состояние не может в достаточной мере способствовать разрешению непростых конституционно-правовых трудностей. То же самое относится и к конституционной культуре, которая «хромает на обе ноги».

Нерешенной проблемой отечественного правосознания остается выработка собственных, с учетом специфики российской ментальности, правомировоззренческих принципов, начал, ценностей.

Нынешняя отечественная юридическая мысль находится в основном в «лоне» естественно-правовой теории, склоняется в пользу западничества. Можно сказать, что российская юриспруденция сейчас пользуется многими понятиями и категориями западно-правовой теории, оперирует либеральными юридическими ценностями. Но говорить о полном господстве юридического либерализма, конечно же, нельзя. Более того, в основе своей западные правовые ценности в российской правовой системе лишь формально существуют, должным образом не функционируют.

Противоположной тенденцией развития отечественного правосознания является консерватизм в правовой идеологии, или юридический консерватизм. Здесь, напротив, наблюдается попытка отгородиться от западного правового мира, завысить истинное и настоящее значение и содержание российской правовой культуры, ее самобытность и неповторимость. Как представляется, это опасная тенденция. Ибо вовсе не надо искусственно возвеличивать российскую традицию права, пытаться создать новые юридические конструкции, не принимая во внимание существующий в мире богатый правовой опыт. И уж тем более стремиться назад, к тоталитарному прошлому. Во всем нужна мера. Нельзя полностью «растворяться» в юридической цивилизации Запада, ассимилироваться в ее правокультурные структуры. Но и уход в самих себя, желание остаться юридически «чистыми», в плену прошлых, неадекватных современной жизни правовых переживаний, тоже ничего хорошего не предвещает.

Правовая психология — это оценки, чувства, переживания, традиции, привычки, эмоции, настроения людей в отношении правовой действительности. Правовая психология является исходной ступенью правового сознания, она происходит на эмпирическом уровне и независимо от деятельности человеческого мозга (бессознательно).

Самой изменчивой частью правовой психологии являются правовые чувства, переживания (эмоциональная сторона правовой психологии). Правовые чувства всегда связаны с отношением людей к праву, законности, с одобрением правовых действий и негодованием по отношению к ним, с доверием или недоверием к правовым установлениям и всей юстиции. Они являются откликом на какие-нибудь события и факты правовой жизни общества. Очень часто причинами правовых чувств являются какие-либо события в правовой сфере жизни общества (нарушения законности, совершение преступлений). Правовые чувства выступают всегда как психические переживания, которые возникают в сознании человека по поводу того или иного общественного отношения, регулируемого правом. Правовые чувства имеют относительно самостоятельное значение. В правовых чувствах выражается в эмоциональной форме отношение людей к поступкам и действиям, регулируемым правовыми нормами.

Важной стороной правовой психологии являются правовые настроения. Правовые настроения могут побуждать людей к правовой деятельности, соблюдению и уважению права или приводят к его нарушению. Они накладывают существенный отпечаток на все поведение людей. Правовые настроения отличаются от правовых чувств тем, что они носят более массовый характер, значительно устойчивее, слабее проявляются. Правовые настроения могут выступать не только как отдельный элемент, но как состояние правовых чувств, связанное с определенным поведением людей. Эти настроения развиваются под влиянием многих факторов, хотя решающая роль принадлежит общественному бытию. Однако велика роль здесь и субъективного фактора: соблюдение принципа равенства всех перед законом, успехи в укреплении законности и правопорядка, активность государства и общественности в борьбе с правонарушениями и т. п. Правовые настроения бывают оптимистическими и пессимистическими.

Существенным элементом правовой психологии являются правовые представления. У людей всегда имеются определенные представления о праве, правосудии, законности, преступлении, наказании и др. Этот элемент имеет очень важное значение для реализации норм права, потому что если у индивида складывается неправильное представление о праве, например, только как о системе нормативных правовых актов, это не будет способствовать дальнейшему развитию его представления о праве в целом, поскольку индивид перестанет интересоваться правом, он будет считать, что он знает о праве достаточно.

В правовой психологии наряду с чувствами, настроениями, представлениями имеются и другие элементы, такие как правовые эмоции, правовые навыки. Правовые эмоции — это выражение отношения субъекта к отражаемой действительности в форме положительного или отрицательного или смешанного проявления в виде печали, радости, восторга и т. д. Правовые навыки — затверженные стереотипы правового поведения.

Особенностью правовой психологии является то, что она возникает всегда как массовое правосознание, являясь продуктом непосредственной деятельности социальных общностей. Это имеет место в различных видах правовой деятельности людей: в правовом творчестве, в применении и исполнении права.

В чем отличие правовой психологии от идеологии?

Первое отличие проявляется в том, что правовая психология отражает правовую действительность не как систему, а как некий набор несвязанных фактов, сторон окружающей правовой действительности. Правовая идеология наоборот, отражает правовую действительность как системное целое.

Правовая психология, во-вторых, отражает правовую действительность на эмпирическом уровне, т. е. на уровне тех фактов, которые воспринимает субъект. Правовая идеология — на уровне присущей ей закономерностей, выходит за рамки жизненного опыта субъекта.

Правовая психология, в-третьих, быстрее реагирует на изменения в правовой действительности, так как субъект эти изменения испытывает непосредственно на себе. Правовая же идеология медленнее реагирует на изменения в правовой сфере, потому что для глубокого изучения требуется время.

Взаимосвязь правовой идеологии и психологии проявляется в следующем.

Во-первых, если правовая идеология отделяется от правовой психологии, то она лишается эмпирической базы и становится схоластической, без жизненного опыта она будет неверной, оторванной от реальности.

Во-вторых, правовая психология — наиболее важный показатель практической реализации правовых принципов, теорий, концепций, и если эти принципы реализуются без учета правовой психологии, то они обречены на провал. Только в единстве эти две сферы правосознания всесторонне отражают общественное бытие и оказывают активное воздействие на всю социальную жизнь общества.

Как элемент правовой культуры, правовое сознание представляет собой синтез взаимодействия самых разнообразных общественных факторов и их воздействия.

  • См.: Общая теория права и государства / Под ред. В. В. Лазарева.С. 165.

Правовая идеология

Правовая идеология есть систематизированное научное выражение правовых взглядов, принципов, требований общества, различных групп и слоев населения. Она должна формироваться как процесс выявления теоретического осознания, координации и согласования различных общественных интересов путем достижения социального компромисса. В этом случае правовая идеология будет содержать большой нравственный потенциал, подразумевающий приоритет прав и свобод личности, разделение властей, политический плюрализм, высокую роль суда как антипода бюрократического управления, что свойственно идеологически и экономически здоровому обществу с развитой общей и правовой культурой. Правовая идеология обосновывает и оценивает существующие или возникающие правовые отношения, законность и правопорядок. В разработке правовой идеологии принимают участие юристы, политологи, экономисты, учитывающие конкретные исторические условия жизни общества, расстановку сил, уровень общественного сознания, социальную психологию, волю и интересы как большинства, так и меньшинства.

Ядром правовой идеологии, ее обязательным компонентом являются знания права, которые по своей сущности обращаются к каждому человеку с предписаниями, дозволениями и запретами, предоставляют ему права и возлагают обязанности. Человек, не знающий права (конституции и других законов) своего государства, ведет внеправовую жизнь, руководствуется стихийно возникшими самодеятельными представлениями о правах и обязанностях, присущими ему в той или иной степени от природы или приобретенными в результате практического опыта, в том числе «дурной» практики. Если он не знает своих обязанностей и их пределов, то не в состоянии их соблюдать и бессилен перед произволом власти, уступает ей, проявляет покорность. Зная, что «можно», «должно», чего «нельзя», он может настаивать не только на своих естественных, прирожденных правах и свободах, на их принципиальной неприкосновенности и обеспеченности, но сможет требовать еще, чтобы они фактически соблюдались, были ограждены от нарушений и не попирались другими, чтобы государство создало необходимые условия для их использования. Кто хочет действительно знать право, должен его понимать как объективную потребность прогрессивного развития общества и приспособиться к нему, двигаясь к истинному знанию, которое дается юридической наукой и воспитывается в ходе систематического образования.

Право в его зрелом и развитом виде имеет вид системы норм, т. е. выражено в словах юридически значимого внешнего предписания — правила поведения, устанавливающего известный порядок в обществе. За словесным текстом нормы скрыты понятия, смысл которых каждый раз необходимо уяснить и усвоить после получения исчерпывающего ответа на два формальных вопроса, существенных для правосознания: кем и в каком (надлежащем) порядке это правило установлено, кому следует им руководствоваться. Развитое правосознание на этой основе всегда позволяет разобраться в том, где начинается и где кончается право и где возникает произвол. Решив эти вопросы, человек сможет сделать для себя правильные практические выводы. Применительно к каждой правовой норме следует, как уже отмечалось, установить: что, кому, при каких обстоятельствах и с какой санкцией предписывается, запрещается и дозволяется, а затем выбрать соответствующий своим представлениям (потребностям и интересам) вариант поведения. Истинное знание и понимание права есть дело трудное, ответственное, но решаемое. Естественно, особую трудность вызывает каждый раз выбор варианта поведения, особенно в конфликтных, нетипичных ситуациях реальной действительности.

Правовая идеология и правовая психология, составляющая содержание правового сознания, находятся в тесной взаимосвязи, взаимно обслуживая друг друга, что выражается, в частности, в одинаковом характере отношений к различным правовым явлениям. Соответственно, правосознание представляет собой сложный комплекс идеологических и психологических компонентов (элементов). От уровня идеологической подготовки личности зависит возможность контроля ее над переживаниями, эмоциями, чувствами и т. п., умение властвовать собой. В свою очередь, от правовой психологии зависит в конечном счете признание или непризнание права, а соответственно — следование правовым предписаниям или нарушение их. В этом смысле правовое сознание выполняет роль своеобразного фильтра, через который пропускаются все факторы, влияющие на право и правовое поведение (деятельность).

Правосознание: правовая психология, правовая идеология, правовые установки.

⇐ ПредыдущаяСтр 21 из 36

Правосознание – одна из форм общественного сознания.

Правосознание – совокупность представлений людей о праве.

Правосознание есть идеальное отражение правовых явлений в сознании людей. Правосознание – это субъективное представление одного человека либо группы людей либо всего общества в целом о праве. Причем не только о действующих законах, но и праве, которое существовало в прошлом и должно существовать в будущем (идеальное право).

Каждый человек является носителем определенного правосознания. Неважно какого — высокого или низкого, развитого или незрелого, правильного или искаженного. Главное то, что гражданин имеет собственное мнение о праве, пусть и не вполне компетентное. Здесь уместно сказать: каждый судит о праве «со своей колокольни». Таким образом, речь идет не просто о знании права, но об определенном субъективном отношениик нему.

Правосознание у каждого народа имеет свою национальную специфику(правовой менталитет). Например, у русских – исторически большое внимание уделяется справедливости(право должно быть справедливым), у европейцев – порядку и организованности.

Виды правосознания:

1. По субъектам:

— групповое правосознание выражает правовые воззрения определенной части общества;

— индивидуальное правосознание — это представления о праве и правовых требованиях, которые имеет каждый гражданин. Уровень индивидуального правосознания у различных людей различен;

2. По уровням правосознание: обыденное (эмпирическое), научное и профессиональное.

Структура правосознания включает две взаимосвязанные и взаимодействующие составляющие — правовую идеологию и правовую психологию.

Правовая идеология — правопонимание, включающее правовые знания, идеи, концепции, теории, представления. Это рациональный уровень правосознания, формирующийся в процессе интеллектуального осмысления права. Можно назвать его юридическим мировоззрением. При этом правовая идеология включает представления людей, как о сущем, так и о желаемом праве.

Правовая идеология – система правовых принципов, идей, теорий, концепций, которые отражают теоретическое (научное) осмысление правовой действительности, осознанное проникновение в сущность правовых явлений. Это концептуально оформленное, логически систематизированное, теоретически и научно осмысленное правосознание. Интеллект является ведущим элементом правовой идеологии. Современная правовая идеология основывается на системе теорий, идей и принципов: теория социального правового государства, принцип разделения властей, теория народного суверенитета, признание приоритета общечеловеческих ценностей над классовыми, принцип верховенства права, преимущество общепризнанных норм международного права над нормами национального права и др.

Правовая психология – эмоционально-чувственная оценка правовых явлений, включающая чувства, эмоции, настроения, переживания, иллюзии, привычки, стереотипы. Это стихийный, интуитивный, неконтролируемый разумом уровень правосознания. Эмоциональное состояние человека непосредственно влияет на выбор того или иного поведения — правомерного или неправомерного. Человек воспринимает право не только интеллектуально — разумом, рассудком, но и эмоционально — ощущая, чувствуя правовое воздействие. Это неосознанное или не до конца продуманное отношение к праву, правовым явлениям. Это правосознание, которое исходит из обыденной практики, в процессе столкновения с конкретными юридическими ситуациями, а потому формируется в большинстве своем стихийно, спорадически, бессистемно, т. е. правовая психология не осмыслена теоретически, не упорядочена логически. В ней ведущим элементом являются эмоции, а не понятийные формы отражения правовой действительности.

Правовые установки – готовность личности проявить активность в области познания и реализации права. Она представляет собой конкретную программу поведения в определенных условиях, которая формируется из всех принадлежащих субъекту правовых (правомерных и противоправных) знаний, оценок, мнений, настроений, привычек, навыков, чаяний, отношений к кому-либо и к чему-либо, переходящих в интересы и стремления.

Правовая установка, представляющая собой систему потребностей, интересов, взглядов, идеалов и имеющая определенную ориентацию и направленность, является динамическим элементом правового сознания. Действие установки в правовой сфере трансформируется в предрасположенность личности к восприятию содержания нормы права, его оценке, готовность к совершению действия, поступка, имеющего юридическое значение, или как вероятность того или иного варианта поведения (деятельности) в сфере правового регулирования. Правовая установка есть сложившаяся готовность индивида к определенной форме реагирования на правовые установления, предрасположенность, побуждающая действовать в отношении правовых установлений так, а не иначе. Это устоявшаяся, внутренне последовательная система реакций, определенная линия в реакциях индивида по отношению к тому правовому установлению, с которым связана установка.

⇐ ПредыдущаяСтр 21 из 36

Поиск по сайту:

Навигация:

Главная

Популярное

ТОП

Новые страницы

Случайная страница

Обратная связь

Структура правосознания (правовая идеология и правовая психология)

План лекции

Правосознание и правовая культура в гражданском обществе

Тема лекции № 10.

1.Правосознание: понятие, виды, уровни

2.Структура правосознания

3.Правовая культура: понятие, содержание, уровни

1.Правосознание: понятие, виды, уровни

Правосознание (правовое сознание) — это одна из форм общественного сознания, представляющая собой совокупность идей, знаний, чувств, настроений, представлений, взглядов, оценок, нравственных установок которые выражают отношение к действительному и желаемому праву.

Выделяют виды правосознания: индивидуальное (личное), групповое (правосознание определенной социальной группы), общественное (правосознание всего общества).

В структуре правосознания выделяется два основных элемента:

1) Правовая идеология – систематизированное знание о праве и осмысление правовой действительности на достаточно высоком, научном или профессиональном уровне. Правовая идеология в себя включает: правовые идеи, принципы, цели, задачи, концепции развития права.

2) Правовая психология — отношение к знанию о правовых явлениях, их эмоциональное восприятие. Правовая психология в себя включает общественный и индивидуальный интерес, мотивы, чувства, эмоции, отношение к праву.

Правосознание определяется социально-экономическими условиями жизни общества, его культурно-правовыми, демократическими или авторитарно-патерналистскими традициями.

3.Правовая культура: понятие, содержание, уровни

Правовая культура — важный элемент общей духовной культуры. Правовая культура рассматривается в широком и узком значениях.

В широком смысле слова правовая культура — система овеществленных и идеальных элементов, относящихся к сфере действия права. Сюда входит: право как система норм, правоотношения, правовые учреждения, деятельность государственных органов и должностных лиц.

В узком смысле слова – это совокупность материализованных идей, чувств, представлений человека, как осознанной необходимости и внутренней потребности социально-полезного поведения, основанного на праве.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *