Характеристика эмоций и чувств

Общая характеристика эмоций и чувств

⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 4

На отдельные факты и явления, на все, что нас окружает, мы реагируем не бесстрастно, а относимся ко всему определенным образом. Радость, печаль, гнев, грусть, страх, удивление — все это разнообразные эмоции, выражающие наше отношение к действительности. Даже отдельные ощущения — цвет, вкус, запах — не бывают для нас безразличными. Ощущая, мы испытываем удовольствие или неудовольствие. Все мы в различные моменты своей жизни то радуемся, то огорчаемся, то негодуем или восхищаемся, кого-то любим, кого-то ненавидим и пр.

Термин «эмоция» (от лат. emovere — потрясаю, волную) означает неравнодушное отношение к различным событиям и ситуациям в жизни.

Понятия «эмоции» и «чувства» нередко употребляют как синонимы, хотя они и отличаются друг от друга. ^ Эмоции — более простое, непосредственное переживание в данный момент. Говорят о разных эмоциональных состояниях человека в различных ситуациях. Чувство — более сложное, постоянное, устоявшееся эмоциональное отношение че­ловека. Чувства выражаются в эмоциях, но они всегда предметны, т.е. мы испытываем чувства к чему-то или кому-то, имеющим для нас постоянную мотивационную значимость. Чувства и эмоции — это переживаемые человеком отношения к миру и к самому себе. Такие отношения придают эмоциональную окраску всему, что человек делает или воспринимает, о чем он думает.

Эмоции не возникают сами собой, без причины, их истоки — в потребностях человека, как простейших, органических, так и социальных. Эмоции формируются в ходе человеческой деятельности, направленной на удовлетворение его потребностей.

Чувства человека отличаются большим разнообразием качеств, свойств и оттенков. Одной из особенностей чувств является их полярность или противоположность: радость — грусть, любовь — ненависть, удовольствие — страдание, страх – смелость и т.п. Эта полярность дает основание для деления чувств на положительные и отрицательные. Если наши потребности удовлетворяются, то это вызывает у нас положительные эмоции; то, что препятствует удовлетворению потребностей, вызывает у нас отрицательные эмоции. Таким образом, положительные эмоции — это приятные для человека чувства, отрицательные — неприятные.

При ожидании какого-либо значимого события человек переживает возбуждение. Первый выход на сцену, свидание с дорогим нам человеком, ожидание ребенком Деда Мороза с подарками и пр. вызывают это чувство.

Эмоциональный шок — своеобразное потрясение, выражается часто в кратковременной дезорганизации поведения.

Стенические и астенические эмоции различаются тем, что вызывают активное или пассивное состояние, повышают или угнетают жизнедеятельность человека. Стенические (от греческого слова «стенос» — сила) эмоции вызывают подъем сил, возбуждение, бодрость, напряжение. Астенические (от греч. «астенос» — слабость, бессилие) — уменьшают активность, энергию человека: это тоска, пе­чаль, уныние, подавленность. Однако одни и те же чувства в зависимости от индивидуальных особенностей человека могут проявляться как в стенической, так и астенической форме.

Чувства человека выполняют в жизни различные функции: оценивающую — положительные и отрицательные, эмоции показывают, как человек относится к чему-либо и оценивает — это недовольство, стыд и др. содержат те или иные оценки; побуждающую — чувства могут побуждать человека к действию, а могут препятствовать этому; на­правление внимания — то, что возбуждает наши чувства, мы воспринимаем более ясно и точно.

Люди существенно отличаются друг от друга эмоциональным развитием. Основные различия в эмоциональной сфере людей определяются следующим: 1) на что направлены чувства и какое отношение они выражают. Гнев может быть благороден, а радость презренна в зависимости от того, на кого и на что они направлены; 2) каковы легкость возникновения и сила протекания эмоциональных состояний. 3) устойчивость и глубина чувства. Так, любовь отличается от увлечения, прежде всего не интенсивностью чувства, а его глубиной, т.е. как глубоко в личность проникает это чувство, заполняет ли все сферы психической деятельности человека.

Эмоциональная сфера прошла длительный путь развития — от примитивной чувственной реакции у животных к высшим чувствам человека. У животных эмоции — ярость, страх, удовольствие находятся в теснейшей связи с их интенсивной деятельностью, с удовлетворением органических (естественных) потребностей ( самосохранения, питания, размножения). И у человека эти эмоции возникают как непосредственная реакция на предметы и явления окружающего мира при удовлетворении или неудовлетворении органических потребностей в еде, жилище, одежде, половых потребностей, потребности во сне и пр. Однако социальный образ жизни человека, особенности его деятельности, специфические человеческие формы сотрудничества и отношений человека к человеку перестроили и усложнили его эмоциональную сферу, создали основу для формирования специфически человеческих чувств. Новые эмоции и чувства возникают у человека в связи с появлением новых потребностей. Культурные или социальные потребности постепенно порождают сложнейший мир специфических человеческих чувств, прежде всего чувств человека к человеку и другим людям.

Значение эмоций в психической деятельности человека и становлении его личности огромно. Они обогащают психику человека, яркость и разнообразие чувств делают его более интересным и для окружающих, и для самого себя. Богатство собственных переживаний помогает более глубоко и тонко понять происходящее, будь то произведения искусства — стихи, музыка, театр, или переживания других людей, или события, происходящие в мире.

Чувства оказывают различное влияние на деятельность. Хорошее настроение усиливает желание работать, при большой радости, кажется, можно горы сдвинуть. При равнодушии, безразличии ко всему человек вряд ли способен ставить и решать жизненно важные задачи.

39. Виды эмоциональных процессов и состояний

Эмоции – особый класс субъективных психологических состояний, отражающих в форме непосредственных переживаний приятного процесс и результаты практической деятельности, направленной на удовлетворение его актуальных потребностей. Поскольку все то, что делает человек, в конечном счете служит цели удовлетворения его разнообразных потребностей, постольку любые проявления активности человека сопровождаются эмоциональными переживаниями.

Эмоции, утверждал Ч. Дарвин, возникли в процессе эволюции как средство, при помощи которого живые существа устанавливают значимость тех или иных условий для удовлетворения актуальных для них потребностей.

Эмоциональные ощущения биологически в процессе эволюции закрепились как своеобразный способ поддержания жизненного процесса в его оптимальных границах и предупреждают о разрушающем характере недостатка или избытка каких-либо факторов.

Самая старая по происхождению, простейшая и наиболее распространенная среди живых существ форма эмоциональных переживаний – это удовольствие, получаемое от удовлетворения органических потребностей, и неудовольствие, связанное с невозможностью это сделать при обострении соответствующей потребности.

Основные эмоциональные состояния, которые испытывает человек, делятся на собственно эмоции, чувства и аффекты. Эмоции и чувства предвосхищают процесс, направленный на удовлетворение потребности, имеют идеаторный характер и находятся как бы в начале его. Эмоции и чувства выражают смысл ситуации для человека с точки зрения актуальной в данный момент потребности, значения для ее удовлетворения предстоящего действия или деятельности. Эмоции могут вызываться как реальными, так и воображаемыми ситуациями. Они, как и чувства, воспринимаются человеком как его собственные внутренние переживания, коммуницируются, т.е. передаются другим людям, сопереживаются.

Чувства – высший продукт культурно-эмоционального развития человека. Они связаны с определенными входящими в сферу культуры предметами, видами деятельности и людьми, окружающими человека.

Чувства выполняют в жизни и деятельности человека, в его общении с окружающими людьми мотивирующую роль. В отношении окружающего его мира человек стремится действовать так, чтобы подкрепить и усилить свои положительные чувства. Они всегда связаны с работой сознания, могут произвольно регулироваться. Проявление сильного и устойчивого положительного чувства к чему-либо или к кому-либо называется страстью. Устойчивые чувства умеренной или слабой силы, действующие в течение длительного времени, именуются настроениями.

Аффекты – это особо выраженные эмоциональные состояния, сопровождаемые видимыми изменениями в поведении человека, который их испытывает. Аффект не предшествует поведению, а как бы сдвинут на его конец.

Развитие аффекта подчиняется следующему закону: чем более сильным является исходный мотивационный стимул поведения и чем больше усилий пришлось затратить на то, чтобы его реализовать; чем меньше итог, полученный в результате всего этого, тем сильнее возникающий аффект. В отличие от эмоций и чувств аффекты протекают бурно, быстро, сопровождаются резко выраженными органическими изменениями и двигательными реакциями.

Аффекты, как правило, препятствуют нормальной организации поведения, его разумности. Они способны оставлять сильные и устойчивые следы в долговременной памяти. В отличие от аффектов работа эмоций и чувств связана по преимуществу с кратковременной и оперативной памятью. Эмоциональная напряженность, накапливаемая в результате возникновения аффектогенных ситуаций, может накапливаться и, если ей вовремя не дать выхода, привести к сильной и бурной эмоциональной разрядке, которая, снимая возникшее напряжение, часто сопровождается чувством усталости, подавленности, депрессией.

Страсть – еще один вид сложных, качественно своеобразных и встречающихся только у человека эмоциональных состояний. Страсть представляет собой сплав эмоций, мотивов и чувств, сконцентрированных вокруг определенного вида деятельности или предмета (человека).

С.Л.Рубинштейн считал, что в эмоциональных проявлениях личности можно выделить три сферы: ее органическую жизнь, ее интересы материального порядка и ее духовные, нравственные потребности. Он обозначил их соответственно как органическую (аффективно-эмоциональную) чувствительность, предметные чувства и обобщенные мировоззренческие чувства. К аффективно-эмоциональной чувствительности относятся, по его мнению, элементарные удовольствия и неудовольствия, преимущественно связанные с удовлетворением органических потребностей. Предметные чувства связаны с обладанием определенными предметами и занятиями отдельными видами деятельности. Эти чувства соответственно их предметам подразделяются на материальные, интеллектуальные и эстетические. Они проявляются в восхищении одними предметами, людьми и видами деятельности и в отвращении к другим. Мировоззренческие чувства связаны с моралью и отношениями человека к миру, социальным событиям, нравственным категориям и ценностям.

40 Структура волевого действия

Волевая деятельность всегда состоит из определенных волевых действий, в которых содержатся все признаки и качества воли. Волевые действия бывают простые и сложные.

К простым относятся те, при которых человек без колебаний идет к намеченной цели, ему ясно, чего и каким путем он будет добиваться. Для простого волевого действия характерно то, что выбор цели, принятие решения на выполнение действия определенным способом осуществляются без борьбы мотивов.

В сложном волевом действии выделяют следующие этапы:

1. осознание цели и стремление достичь ее;

2. осознание ряда возможностей достижения цели;

3. появление мотивов, утверждающих или отрицающих эти возможности;

4. борьба мотивов и выбор;

5. принятие одной из возможностей в качестве решения;

6. осуществление принятого решения.

Этап «осознание цели и стремление достичь ее» не всегда сопровождается борьбой мотивов в сложном действии. Если цель задана извне и ее достижение обязательно для исполнителя, то ее остается только познать, сформировав у себя определенный образ будущего результата действия. Борьба мотивов возникает на данном этапе тогда, когда у человека есть возможность выбора целей, по крайней мере, очередности их достижения. Борьба мотивов, которая возникает при осознании целей, – это не структурный компонент волевого действия, а скорее определенный этап волевой деятельности, частью которой выступает действие. Каждый из мотивов, прежде чем стать целью, проходит стадию желания (в том случае, когда цель выбирается самостоятельно). Желание – это существующие идеально (в голове человека) содержание потребности. Желать чего-либо – это, прежде всего, знать содержание побудительного стимула.

Поскольку у человека в любой момент имеются различные значимые желания, одновременное удовлетворение которых объективно исключено, то происходит столкновение противостоящих, несовпадающих побуждений, между которыми предстоит сделать выбор. Эту ситуацию и называют борьбой мотивов. На этапе осознания цели и стремления достичь ее борьба мотивов разрешается выбором цели действия, после чего напряжение, вызванное борьбой мотивов на этом этапе, ослабевает.

Этап «осознание ряда возможностей достижения цели» – это собственно мыслительное действие, являющееся частью волевого действия, результат которого – установление причинно-следственных отношений между способами выполнения волевого действия в имеющихся условиях и возможными результатами.

На следующем этапе возможные пути и средства достижения цели соотносятся с имеющейся у человека системой ценностей, включающей убеждения, чувства, нормы поведения, ведущие потребности. Здесь каждый из возможных путей проходит обсуждение в аспекте соответствия конкретного пути системе ценностей данного человека.

Этап борьбы мотивов и выбораоказывается центральным в сложном волевом действии. Здесь, как и на этапе выбора цели, возможна конфликтная ситуация, связанная с тем, что человек принимает возможность легкого пути достижения цели (это понимание – один из результатов второго этапа), но в то же время в силу своих моральных чувств или принципов не может его принять. Другие пути являются менее экономичными (и это тоже человек понимает), но зато следование им больше соответствует системе ценностей человека.

Результатом разрешения этой ситуации является следующий этап – принятие одной из возможностей в качестве решения. Он характеризуется спадом напряжения, поскольку разрешается внутренний конфликт. Здесь уточняются средства, способы, последовательность их использования, т.е. осуществляется уточненное планирование. После этого начинается реализация намеченного на этапе осуществления принятого решения.

Этап осуществления принятого решения, однако, не освобождает человека от необходимости прилагать волевые усилия, и порой не менее значительные, чем при выборе цели действия или способов его выполнения, поскольку практическое осуществление намеченной цели опять же сопряжено с преодолением препятствий.

Результаты любого волевого действия имеют для человека два следствия: первое – это достижение конкретной цели; второе связано с тем, что человек оценивает свои действия и извлекает соответствующие уроки на будущее относительно способов достижения цели, затраченных усилий.

Общая характеристика воли. Любая деятельность человека всегда сопровождается конкретными действиями, которые могут быть разделены на две большие группы: произвольные и непроизвольные. Главное отличие произвольных действий состоит в том, что они осуществляются под контролем сознания и требуют со стороны человека определенных усилий, направленных на достижение сознательно поставленной пели. Например, представим себе больного человека, который с трудом берет в руку стакан с водой, подносит его ко рту, наклоняет его, делает движение ртом, т. е. выполняет целый ряд действий, объединенных одной целью — утолить жажду. Все отдельные действия, благодаря усилиям сознания, направленным на регуляцию поведения, сливаются в одно целое, и человек пьет воду. Эти усилия часто называют волевой регуляцией, или волей.

Воля — это сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности, выраженное в умении преодолевать внутренние и внешние трудности при совершении целенаправленных действий и поступков. Главная функция воли заключается в сознательной регуляции активности в затрудненных условиях жизнедеятельности. В основе этой регуляции лежит взаимодействие процессов возбуждения и торможения нервной системы. В соответствии с этим принято выделять в качестве конкретизации указанной выше общей функции две другие — активизирующую и тормозящую.

Произвольные или волевые действия развиваются на основе непроизвольных движений и действий. Простейшими из непроизвольных движений являются рефлекторные: сужение и расширение зрачка, мигание, глотание, чихание и т. п. К этому же классу движений относится отдергивание руки при прикосновении к горячему предмету, невольный поворот головы в сторону раздавшегося звука и т. д. Непроизвольный характер носят обычно и наши выразительные движения: при гневе мы непроизвольно стискиваем зубы; при удивлении поднимаем брови или приоткрываем рот; когда чему-то радуемся, то начинаем улыбаться и т. д.

Поведение, как и действия, может быть непроизвольным или произвольным. К непроизвольному типу поведения в основном относятся импульсивные действия и неосознанные, не подчиненные общей цели реакции, например на шум за окном, на предмет, способный удовлетворить потребность и т. д. К непроизвольному поведению относятся и поведенческие реакции человека, наблюдаемые в ситуациях аффекта, когда человек находится под воздействием неконтролируемого сознанием эмоционального состояния.

В противоположность непроизвольным действиям сознательные действия, которые более характерны для поведения человека, направлены на достижение поставленной цели. Именно сознательность действий характеризует волевое поведение. Однако волевые действия могут включать в себя в качестве отдельных звеньев и такие движения, которые в ходе образования навыка автоматизировались и потеряли свой первоначально сознательный характер.

Волевые действия отличаются друг от друга, прежде всего уровнем своей сложности. Существуют весьма сложные волевые действия, которые включают в себя целый ряд более простых. Так, приведенный выше пример, когда человек хочет утолить жажду, встает, наливает воду в стакан и т. д., является примером сложного волевого поведения, включающего в себя отдельные менее сложные волевые действия. Но существуют еще более сложные волевые действия. Например, альпинисты, решившие покорить горную вершину, начинают свою подготовку задолго до восхождения. Сюда включаются тренировки, осмотр снаряжения, подгонка креплений, выбор маршрута и т. д. Но главные трудности ждут их впереди, когда они начнут свое восхождение.

Основой усложнения действий является тот факт, что не всякая цель, которая ставится нами, может быть достигнута сразу. Чаще всего достижение поставленной цели требует выполнения ряда промежуточных действий, приближающих нас к поставленной цели.
Еще одним важнейшим признаком волевого поведения является его связь с преодолением препятствий, причем независимо от того, какого типа эти препятствия — внутренние или внешние. Внутренними, или субъективными, препятствиями являются побуждения человека, направленные на невыполнение данного действия или на выполнение противоположных ему действий. Например, школьнику хочется играть с игрушками, но в это же время ему необходимо делать домашнее задание. В качестве внутренних препятствий могут выступать усталость, желание развлечься, инертность, леность и т. д. Примером внешних препятствий может служить, например, отсутствие необходимого инструмента для работы или противодействие других людей, не желающих того, чтобы поставленная цель была достигнута.
Следует заметить, что не всякое действие, направленное на преодоление препятствия, является волевым. Например, человек, убегающий от собаки, может преодолеть очень сложные препятствия и даже залезть на высокое дерево, но эти действия не являются волевыми, поскольку они вызваны прежде всего внешними причинами, а не внутренними установками человека. Таким образом, важнейшей особенностью волевых действий, направленных на преодоление препятствий, является сознание значения поставленной цели, за которую надо бороться, сознание необходимости достичь ее. Чем более значима цель для человека, тем больше препятствий он преодолевает. Поэтому волевые действия могут различаться не только по степени их сложности, но и по степени осознанности.
Обычно мы более или менее ясно осознаем то, ради чего совершаем те или иные действия, знаем цель, достичь которой мы стремимся. Бывают же случаи, когда человек осознает то, что он делает, но не может объяснить, ради чего он это делает. Чаще всего это бывает тогда, когда человек охвачен какими-то сильными чувствами, испытывает эмоциональное возбуждение. Подобные действия принято называть импульсивными. Степень осознания таких действий сильно снижена. Совершив необдуманные действия, человек часто раскаивается в том, что сделал. Но воля как раз в том и заключается, что человек в состоянии удержать себя от совершения необдуманных поступков при аффективных вспышках. Следовательно, воля связана с мыслительной деятельностью и чувствами.
Воля подразумевает наличие целеустремленности человека, что требует определенных мыслительных процессов. Проявление мышления выражается в сознательном выборе цели и подборе средств для ее достижения. Мышление необходимо и в ходе выполнения задуманного действия. Осуществляя задуманное действие, мы сталкиваемся со многими трудностями. Например, могут измениться условия выполнения действия или может возникнуть необходимость изменить средства достижения поставленной цели. Поэтому для того, чтобы достичь поставленной цели, человек должен постоянно сличать цели действия, условия и средства его выполнения и своевременно вносить необходимые коррективы. Без участия мышления волевые действия были бы лишены сознательности, т. е. перестали бы быть волевыми действиями.
Связь воли и чувств выражается в том, что, как правило, мы обращаем внимание на предметы и явления, вызывающие у нас определенные чувства. Желание добиться или достичь чего-либо, точно так же как избежать чего-либо неприятного, связано с нашими чувствами. То, что для нас является безразличным, не вызывающим никаких эмоций, как правило, не выступает в качестве цели действий. Однако ошибочно полагать, что только чувства являются источниками волевых действий. Часто мы сталкиваемся с ситуацией, когда чувства, наоборот, выступают препятствием к достижению поставленной цели. Поэтому нам приходится прилагать волевые усилия к тому, чтобы противостоять негативному воздействию эмоций. Убедительным подтверждением того, что чувства не являются единственным источником наших действий, служат патологические случаи потери способности переживать чувства при сохранении способности осознанно действовать. Таким образом, источники волевых действий весьма разноплановы. Прежде чем приступить к их рассмотрению, нам необходимо познакомиться с основными и наиболее известными теориями воли и с тем, как они раскрывают причины возникновения волевых действий у человека

41. Темперамент- это психическое свойство личности, характеризующее динамику протекания психических процессов. Высшая нервная деятельность характеризуется различным соотношением двух основных процессов – возбуждения и торможения. Нервные процессы характеризуются силой, уравновешенностью и подвижностью. Сила нервных процессов характеризует нервную систему человека с точки зрения способности выдерживать влияние раздражителей. Уравновешенность н. п. Указывает на соотношение н. п. возбуждения и торможения. Подвижность определяется способностью к быстрой смене процессов возбуждения и торможения.

Свойства: Сензитивность- чувствительность, Реактивность- непроизвольная реакция, Активность- энергичность в преодолении, Темп реакции- скорость протекания реакций и процессов, Пластичность – приспособление, Ригидность – противоположное пластичности, Экстраверсия-интроверсия –в данный момент – прошлое и будущее

Сангвиник:

1.Пониженная сензитивность

2.Высокая реактивность

3.Высокая активность

4.Уравновешенность

5.Пластичность

6.Экстравертированность

7.Ускоренный темп реакции

Холерик

1.Пониженная сензитивность

2.Высокая реактивность

3.Высокая активность

4.Ускоренный темп реакции

5.Ригидность

6.Экстраверт

7.Повышенная эмоциональная возбудимость

Флегматик

1.Пониженная сензитивность

2.Низкая реактивность

3.Высокая активность

4.Ригидность

5.Интроверт

6.Пониженная эмоциональная возбудимость

7.Замедленный темп реакций

Меланхолик:

1.Повышенная сензитивность

2.Невысокая реактивность и активность

3.Ригидность

4.Интроверт

5.Повышенная возбудимость

6.Замедленный темп реакции

42. Характер — психологическое свойство личности определяющее, Линию поведения и поступки человека и выражение. В его отношении к окружающему миру, деятельности, другим людям и самому себе.

Психологическая характеристика эмоций и чувств

⇐ Предыдущая12345

Эмоции и чувства: проблема психологических различий. Функции эмоций: коммуникативно-экспрессивная, сигнальная, регулирующая, оценочная, защитная. Основные виды эмоций. Качества эмоций: полярность, активность (стенические, астенические), интенсивность, продолжительность. Феномен амбивалентных переживаний. Эмоциональные состояния индивида (настроение, депрессия, фрустрация, аффект, страсть и др.). Физиологические механизмы эмоций. Виды чувств: моральные, интеллектуальные, эстетические, праксические. Развитие чувств в онтогенезе.

Эмоции – это психические процессы, которые существуют в форме переживаний, что отображают личностное значение и оценку внешних и внутренних ситуаций в жизнедеятельности человека. Зачастую они возникают неосознанно и спонтанно, что напрямую связано с биологическими процессами, которые происходят в организме человека. Поэтому чаще всего, их относят к сфере неосознанного или подсознательного поведения.

Чувства – это отображение в сознании человека его отношения к действительности, которое возникает при удовлетворении или неудовлетворении его высших потребностей. В отличие от эмоций, чувства проявляются более осознанно, поэтому связаны с сознательными действиями и осознанными проявлениями. Это говорит о предметном и более конкретном проявлении чувств и их неразрывной связи с социальной сферой в жизнедеятельности человека.

эмоции являются мгновенной реакцией человека на предмет раздражения, его удовлетворенность или неудовлетворенность от внешних условий, в то время, когда чувствами можно назвать состояние, более продолжительное во времени.

Различия:

· эмоции – мгновенные и краткосрочные, а чувства – постепенные (продолжительные) и долгосрочные.

· эмоции переходят в чувства или выражают их.

· Чувства проявляются внутри, а эмоции – снаружи.

· эмоции имеют свойство проявляться бессознательно или неосознанно, а чувства — более осознанное (сознательное) проявление.

· эмоции ведут к изменению настроения, а чувства – к изменению ощущения.


· эмоции являют собой реакцию, а чувства – состояние

· эмоции проявление физиологическое, а чувства – психологическое.

Точное разграничение между чувствами и эмоциями сделать сложно. Часто одна и та же эмоция может выражать разные чувства и наоборот – одно и то же чувство может выражаться в разных эмоциях

Функции эмоций:.

коммуникативная– проявляется в различных выразительных движениях, формирующихся под влиянием социума. Мимика, жесты, позы, выразительные вздохи, изменение интонации позволяют человеку передавать свои переживания другим людям, информировать их о своем отношении к явлениям, объектам и т.д. С помощью эмоций человек общается тоньше и глубже, чем с помощью языка. Существуют люди тактичные и бестактные. Сущность бестактности – у человека заторможен эмоциональный язык, эмоциональная чуткость.

сигнальная –Эмоции сигнализируют о значимости происходящего для человека: более значимое вызывает более сильные эмоции; поставляют нам информацию «зачем и ради чего мы это делаем?» (отношение результата и мотива).

регулирующая – заключается в способности эмоций оказывать влияние на состояние организма и поведение человека;

Речь идет о влиянии эмоций на накопление и актуализацию индивидуального опыта, значимые события вызывают сильную эмоциональную реакцию, быстрее и надолго запечатлеваются в памяти

оценочная – состоит в определении значимости для субъекта того или иного объекта или ситуации, состояний организма и внешних воздействий; В зависимости от того, какую оценку человек присваивает ситуации, он будет либо избегать ее, либо старать ся в ней находиться, действовать


защитная — Эмоциональные состояния вызывают либо мобилизацию органов действия, энергетических ресурсов и защитных процессов организма, либо, в благоприятных ситуациях, его демобилизацию, настройку на внутренние процессы и накопление энергии.

Виды эмоций

Видов эмоций огромное кол-во, они способны создавать комбинации, грани между которыми иногда практически неощутимы.

Условно эмоции можно поделить на положительные, нейтральные и отрицательные

К положительным эмоциям принадлежат:

удовольствие, восторг, радость,уверенность, симпатия, любовь,нежность,блаженство.

К негативным эмоциям принадлежат:

злорадство, месть, горе, тревога, тоска, страх, отчаянье, гнев.

Нейтральными можно назвать:

любопытство,изумление, безразличие.

к любой положительной эмоции, которая переживается нами как приятная, можно подобрать соответствующую противоположную эмоцию, что и составляет так называемую полярность чувств и эмоций.

Сила эмоции называется ее активностью

В зависимости от влияния на активность деятельности эмоции и чувства подразделяются на стенические и астенические.

Стенические чувства побуждают к активной деятельности, мобилизуют силы человека (чувства радости, вдохновения. заинтересованности и т. п.). Астенические чувства расслабляют и парализуют силы (чувство подавленности, чувство униженности и т. п.).

Классификация эмоций

Продолжительность

Обычно сложные эмоции более продолжительны.

Интенсивность эмоции

• слабая — появляется редко и случайно, легко подавляется другими чувствами. С трудом поддается управлению сознанием. (стеснительность)

• средняя — Обычно управляется сознанием, может влиять на другие чувства.

• сильная — С трудом поддается управлению сознанием. Подавляет другие чувства. (гнев, любовь, счастье)

Более сильная эмоция вызывает большие изменения в психике.

амбивалентность человеческих переживаний — это двойственность внутренне противоречивых чувств. Термин введен Блейлером применительно к шизофрении,но двойственность чувств проявляют и нормальные люди. Это вообще свойство психики, которое можно назвать базовым.( Пример — сплетение любви и ненависти.) В состоянии амбивалентности каждая установка «выправляется» собственной противоположностью. Амбивалентность выражает глубинную взаимосвязь самых разных переживаний. З. Фрейд полагал, что это понятие удачно выражает противоположность влечений.(двойственность обнаруживается в одновременном сочетании у ребенка пассивных и активных стремлений.)

Настроение — Наиболее общее эмоциональное состояние, окрашивающее в течение длительного времени все поведение человека. Настроение является эмоциональной реакцией на значение тех или иных событий в жизни человека, в контексте его общих жизненных планов, интересов и ожиданий. Настроение имеет личностный характер и тесно связано с темпераментом.

Аффект —быстро возникающее и бурно протекающее кратковременное эмоциональное состояние, отрицательно влияющее на психику и поведение человека.

Аффект полностью захватывает психику человека. Это влечет за собой сужение, а порой и отключение сознания, изменения в мышлении и, как следствие неадекватное поведение. И если на конечных этапах, когда человек полностью теряет контроль над собой, остановиться практически невозможно, то в начале это может сделать любой нормальный человек.

Стресс — это состояние, возникающее в ответ на всевозможные экстремальные воздействия. С

тресс возникает только при наличии экстремальной ситуации, тогда как аффект может возникнуть по любому поводу. Второе отличие заключается в том, что аффект дезорганизует психику и поведение, тогда как стресс не только дезорганизует, но и мобилизует защитные силы организма для выхода из экстремальной ситуации.

Тяжелые жизненные потери, неудачи, испытания, конфликты, напряжение при выполнении тяжелой или ответственной работы время от времени переживает каждый, но одни справляются со стрессами легче, чем другие, т.е. являются стрессоустойчивыми. Эмоциональным состоянием, близким к стрессу, является синдром “эмоционального выгорания”. Виды стресса:

1) физиологический: реакция организма на стресс – выброс в кровь адреналина, гормонов щитовидной железы и т.д. Длительное пребывание в состоянии стресса сокращает жизнь, вызывает болезни.

2) психологический: информационный (высокая степень ответственности при недостатке времени) и эмоциональный (угроза, опасность, обида, человек длительное время остается один на один со своими проблемами).

Депре́ссия— психическое расстройство, характеризующееся снижением настроения и утратой способности переживать радость , нарушениями мышления (негативные суждения, пессимизм,)двигательной заторможенностью, снижением самооценки, наблюдается потеря интереса к жизни и привычной деятельности. Как психическое расстройство является нарушением аффекта. Депрессии поддаются лечению, однако в настоящее время именно депрессия — наиболее распространённое психическое расстройство.

Фрустрация ( “обман”, “расстройство”, “разрушение планов”) – глубоко переживаемое эмоциональное состояние, возникшее под влиянием неудач, имевших место при завышенном уровне притязаний личности. Она может проявляться в форме отрицательных переживаний, таких как: озлобленность, досада, апатия и т.п.

Выход из фрустрации возможен двумя путями. Либо личность развивает активную деятельность и добивается успеха, либо снижает уровень притязаний и довольствуется теми результатами, которые может максимально достигнуть.

Страсть – глубокое, интенсивное и очень устойчивое эмоциональное состояние, захватывающее человека целиком и полностью и определяющее все его помыслы, стремления и поступки. Страсть может быть связана с удовлетворением материальных и духовных потребностей. В зависимости от потребности и объекта, посредством которого она удовлетворяется она может характеризоваться как положительная или как отрицательная.

Воодушевление как эмоциональное состояние проявляется в различных видах деятельности. Оно характеризуется большой силой и устремленностью к определенной деятельности. Воодушевление возникает в тех случаях, когда цель деятельности ясна и результаты ярко представляются, при этом как нужные, ценные. Воодушевление — это своеобразная мобилизация всех лучших душевных сил человека.

⇐ Предыдущая12345

Просмотров 3239

Эта страница нарушает авторские права

Наиболее четко разграничить эти понятия удалось советскому психологу, философу, педагогу и организатор науки — А.Н. Леонтьеву. В его понимании эмоции носят ситуативный характер, т.е. являются оценкой данной конкретной ситуации. Чувство же, напротив, является устойчивым эмоциональным отношением и носит предметный характер.

Чувства и эмоции вполне возможно могут не совпадать или даже противоречить друг другу. Например, любимый человек может в определенных ситуациях быть причиной временной эмоции неудовольствия или даже гнева.

Мы не всегда может осознавать свои эмоции, однако легко можем определять наши чувства. Эмоции по большому счету связаны с областью бессознательного, а чувства, напротив, вполне четко представлены в нашем сознании. Чувства длительны и устойчивы по отношению к каким-либо конкретным объектам, а эмоции кратковременны и непостоянны.

Чувства могут быть выражены посредством различных эмоций, исходя из ситуации и объекта, к которому данный человек испытывает чувство. Резюмируя все вышесказанное, можно утверждать что прямой связи между эмоциями и чувствами нет. Посредством эмоций можно выразить различные чувства, и наоборот. Скрывая свои эмоции, человек может скрыть и чувства.

Характеристика различных эмоций

Эмоции ожидания и прогноза:

  1. Волнение – Психологи не рассматривают волнение как самостоятельную эмоцию, это скорее бытовое понятие, означающее состояние тревоги, обеспокоенности, страха. Данное понятие характеризует состояние человека перед значимым для него событием, а также его эмоциональный настрой. В данном случае волнение необходимо рассматривать в качества повышенного уровня эмоционального возбуждения.
  2. Тревога – данное понятие появилось в психологии благодаря Фрейду. Современные ученые рассматривается как разновидность страха. Повышенная активность воображения фантазии могут быть причиной тревоги. Незаконченность ситуации, блокирование активности, невозможность разрядить возбуждение вызывают тревогу. Это эмоциональное состояние острого внутреннего бессодержательного беспокойства, связанное в сознании с ожиданием неудачи, опасности или ожидания чего-либо важного в условиях неопределенности.
  3. Страх – это своего рода защитная биологическая реакция человека в условиях реальной или мнимой угрозы. Причиной этой эмоции является сильнейший инстинкт самосохранения, с целью уберечь существо от опасности, следовательно появление страха является оправданной и полезной реакцией. Однако, учитывая социальный фактор, у условиях современной жизни, страх часто является препятствием для человека в достижении поставленных целей.
  4. Отчаяние – это крайняя степень безнадежности. Причины, приведшие человека в это состояние, могут быть самыми различными, но они должны создавать впечатление непреодолимой опасности и угрозы.

Удовлетворение и радость:

  1. Удовлетворение – исключительно психическое удовольствие, возникающее у человека в случае исполнения его стремлений, желаний и потребностей.
  2. Радость – положительная эмоция, характеризуется чувством сильной удовлетворенности собой и окружающим миром, внешними признаками являются хорошее настроение и удовольствие.

СПРАВКА: фрустрация – расстройство, обвал всех планов, надежд и желаний)

  1. Обида – в том случае, когда чувство собственного достоинства человека подвергается нападению, незаслуженного унижения, несправедливого отношения, оскорблений, обмана, несправедливых обвинений и упреков, возникает эмоциональная реакция в виде обиды.
  2. Разочарование – реакция в случае если определенные ожидаемые события не оправдали его ожиданий. Степень разочарованности зависит от степени желания осуществления.
  3. Досада – является следствием недовольства, раздражения из-за собственной неудачи или же неудачи кого-либо еще. Это сожаление с примесью злости на обстоятельства или человека, помешавших достижению задуманного. Злость при этом может выражаться или «разряжаться» путем грубого поведения или нецензурной речи.
  4. Гнев – выражает негодование, злость, возмущение. Э.Шострому считает гнев неполной, не натуральной и лживой эмоцией, которое сдавленно выражает страх. Часто бывает так, мы чувствуем обиду и боль, выражая это гневом. Причина этого в том, что гнев является более ожидаемой эмоцией, можно легко предугадать последствия гнева одного человека – другая сторона тоже разозлится. Если же один человек признается в своих настоящих чувствах, реакция может быть непредсказуемой.
  5. Исступление – это состояние бессильного гнева, крайняя степень возбуждения, возникает при фрустрации, сопровождается потерей самообладания.
  6. Печаль – возникает главным образом из-за утраты чего-либо значимого для человека, это состояние душевной горечи, провоцирующими факторами могут быть чувство одиночества, неудача в достижении цели, разочарование, несбывшиеся надежды.
  7. Уныние – данная эмоция связана с неблагоприятным прогнозом на исход еще не закончившегося процесса, когда еще остались мизерные шансы на успех, главной составляющей является оценка ситуации как безнадежной.
  8. Горе – глубокая печаль в связи с утратой кого-либо или чего-либо ценного для человека. Причины могут различаться очень кардинально, но в любом случае они знаменуют потерю определенного источника радости, удовольствия и благополучия.

Коммуникативные эмоции:

  1. Веселье – это беззаботно-радостное настроение, выражается в склонности к смеху, общему возбуждению, забавам, бесцельным движениям.
  2. Смущение – состояние замешательства, неловкости. Характерным симптомом смущения может являться наличие небольшой улыбки на лице или легкий румянец.
  3. Смятение – паническая растерянность в состоянии тревоги.
  4. Стыд – более сильное проявление смущения, это огорчение, беспокойство по поводу собственной неумелости, непригодности, или же в случае неправильного выполнения задания, какого-либо проступка.
  5. Вина – является непосредственным выражением совести, проявляется в самоосуждении, которое сопровождается раскаянием и понижением самооценки. Иногда вина бывает необоснованной и часто просто преувеличивается, принося вред человеку, а иногда в самых крайних случаях может привести человека даже к самоубийству. Наиболее простой способ избавиться от чувства вины – это принять его, смириться с ним, постепенно забыть его.
  6. Презрение – одно из самых ярких проявлений враждебности. Это явное отвращение к человеку, в том случае, если лицо совершило в глазах другого человека плохой поступок. Эта эмоция характерна тем, что она не может исчезнуть бесследно после окончания ситуации, а просто превращается в устойчивое отрицательное отношение, т.е. в негативное чувство.

Интеллектуальные эмоции:

  1. Удивление – проявляется при знакомстве с новым явлением или обстоятельством, которое не вписывается в рамки тех представлений и суждений, которыми уже располагает человек.
  2. Интерес – это особое чувство комфорта и получение удовольствия от процесса деятельности.
  3. Чувство юмора – суть настоящего чувство юмора, это находить комическое в тех случаях, которые серьезны, а не наоборот.
  4. Догадка – моментальное и внезапное прояснение в сознании, резкое осознание какой-то информации.
  5. Уверенность-неуверенность (проявляется в сомнениях) – это непосредственный интеллектуальный процесс в нашем мозгу о вероятностном прогнозирования какого-то события, достижения или не достижения желаемых целей, также вера в себя или ее потеря.

Характеристика различных чувств

  1. Симпатия – это долгосрочное положительное отношение к человеку, проявляющееся в таких качествах, как: приветливость, доброжелательность, восхищение, ведущие к общению, оказанию внимания и помощи человеку.
  2. Антипатия – устойчивое отрицательное отношение к какому-то человеку.
  3. Привязанность – основанное на симпатии к человеку чувство близости и доброжелательности.
  4. Дружба – является очень ярким воплощением конкретной избирательной привязанности к человеку.
  5. Влюбленность – это достаточно устойчивое эмоциональное отношение, заключающееся в сильной страстности к человеку.
  6. Любовь – интимная привязанность, которая имеет очень большую силу, настолько сильную, что утрата объекта этой привязанности является для человека просто невосполнимой, а его существование и взаимодействие с миром после этой утраты – бессмысленным.
  7. Враждебность – это зачастую открыто выраженное чувство неприязни к лицу, с кем человек находится в конфликте. Адекватно сильное выраженное чувства враждебности называется ненавистью.
  8. Зависть – это негативное и неприязненное, заключающее во враждебности к успехам, достижениям, популярности, моральному превосходству или более высокому положению другого лица.
  9. Ревность – это отношение человека к объекту обожания, заключающееся в подозрительности и связанное с мучительными сомнениями в верности, либо с адекватным знанием о неверности.
  10. Удовлетворенность – устойчивое длительное положительное эмоциональное отношение лица к чему-либо, которое возникает вследствие неоднократно испытанного удовлетворения в определенной сфере жизни и деятельности.
  11. Счастье – особое эмоциональное состояние сознания человека, которое соответствует необычному чувству комфорта, заключается в очень сильном довольствии от жизни и удовлетворенностью бытия.

Понимание причин возникновения собственных чувств

На фундаменте данной темы будет строиться последующее обучение эмоционального понимания и эмоциональной грамотности, поэтому очень важно вникнуть в эту теоретическую базу для своего дальнейшего развития. Почему мы не можем владеть собственными чувствами? Одной из основных причин является наша затрудненность в словесном выражении тех эмоций, которые мы испытываем, мы не можем описать испытываемые нами в данный момент эмоции словами!

Это состояние называется «алекситимия», переводится это примерно как «нет слов для названия переживаемых эмоций», то есть слово в точности характеризует проблему, которую мы обозначили. У каждого человека такое состояние имеет разную степень выраженности, однако встречается оно повсеместно и не имеет отношения к эмоциональному интеллекту.

Очень важно понимать, что невозможность высказаться, выразить словами и подумать более глубоко о собственных переживаниях, которые проявляются в усилении физиологических реакций при стрессовых ситуациях. И наоборот: выскажешь все – и на душе станет легче. Вот почему так важно уметь выражать свои эмоции словесно и избавляться от алекситимии.

В нашем окружении достаточно много людей, которым довольно трудно фиксировать, осознавать и описывать свои переживания. Многие из них даже не имеют понятия о том, какой эмоциональной ограниченностью они обладают. А те люди, которые привыкли шумно или развязано вести себя, при этом совершенно не замечающие, что мешают окружающим имеют явные проблемы с дифференцировкой эмоциональных состояний.

”Толстокожесть”, возможно, также одна из признаков алекситимии: человек плохо внимает и не понимает состояние другого, вследствие того, что просто не способен хорошо понять себя, отдавать себе отчет о своих пережитых эмоциях, что и повлекло – неадекватное отношение к партнеру.

Можно также утверждать, что психически здоровый, но не имеющий навыка вербализации (словесного выражения) эмоций человек в достаточной степени может быть подвержен алекситимии. Почти каждый из нас испытывает некоторые трудности и сложности, когда приходится описывать внутренние эмоциональные состояния и личностные переживания.

В любом случае, повышенный уровень алекситимии говорит о явных затруднениях в эмоционально-интеллектуальной сфере и являет собой противопоказание для асов в области общения. Есть возможность, что вывод покажется вам достаточно прямолинейным, но он в любом случае верен: если у тебя трудности с выражением свои эмоций, своего эмоционального состояния и свойства, то сможешь ли ты осознать, передать, понять, объяснить словами действия, состояния и свойства партнеров?

Для начала предлагаем вам определить свой собственный уровень алекситимии при помощи специального опросника – Торонтской Алекситимической Шкалы. После того, как вы получите результат, попытайтесь ответить на вопрос: “Какие чувства у меня сейчас по этому поводу?” Этот вопрос стоит задавать себе на каждый раз на протяжении всего времени, когда вы будете пытаться разобраться в себе и своих переживаниях. Это одно из самых основных УПРАЖНЕНИЙ.

Хотя оно и кажется простым, но в тоже время может быть невероятно сложным:

  • Вы будете делать его индивидуально, без помощи и поддержки психолога
  • Вы будете забывать о нем постоянно, буквально каждый раз!

Для облегчения задачи, приведем правильный алгоритм выполнения:

  1. Для выявления у себя какой-либо эмоции, почаще обращайте внимание на свое тело. Любая эмоция, даже осознанно подавленная, всегда будет каким-то образом выражаться на телесном уровне! У Вас сжались кулаки? Или может быть участилось дыхание? Вы покраснели? Почувствовали бледность? Прямо таки задохнулись от возмущения? Потеряли от огромного счастья дар речи? Значит, имеет место эмоция!
  2. Значит сейчас постарайтесь определить, какое именно чувство наведалось к Вам в гости. Здесь также может все получится не сразу, поскольку большинство эмоций маскируются друг под друга. Но со временем каждая из эмоций у Вас в голове встанет на свое место и Вы начнете четко определять их наличие и их воздействие на Ваш организм.
  3. Следующей очень важной задачей будет нахождение объекта реакции Вашей эмоции: этим объектом может являться человек, возможно группа людей, но также это может быть и стечение обстоятельств. Знайте, что этим человеком можете быть даже вы собственной персоной. Важно помнить, что эмоция не проявляется самостоятельно, сама по себе, она всегда кому-то или чему-то адресована.
  4. А теперь будьте честны перед собой и ответьте на вопрос: “Что заставило меня отреагировать таким образом? Что действительно явилось ПРИЧИНОЙ моих чувств и эмоций?”.

Именно здесь и скрывается маленькая ловушка, потому что отвечать на вопрос придется ни кому-то, ни психологу, а самому себе, то есть существует большой соблазн обмануть себя любимого. Человек – существо очень хитрое, и самостоятельно и добровольно причинять себе боль не абсолютно не согласен, стало быть, будет защищать всеми возможными средствами свою психику, используя любые доступные средства, в основном подсознательно.

Исходя из этого, помните, что для честного ответа на поставленный вопрос, вам может потребоваться очень много мужества. Но со временем работы над собой, ответ будет проявляться все чаще и быстрее.

Общая психология Маклаков А Г (стр. 118 из 178)

390 — Часть II. Психические процессы

Как и все психические процессы, воля развивается не сама по себе, а в связи с общим развитием личности человека. Иногда можно встретить высокое развитие воли уже в раннем возрасте. Причем достаточно высокий уровень развития воли чаще всего наблюдается у детей творческого типа, увлеченных каким-либо заня­тием, например у детей с художественными или музыкальными задатками, кото­рые в состоянии часами самостоятельно заниматься любимым делом. Это проис­ходит потому, что постепенно увлеченность каким-либо занятием, сопровождае­мая систематическим трудом (рисованием, лепкой, занятиями музыкой или спортом), способствует формированию волевых характеристик, проявляющихся и в других сферах жизнедеятельности.

Каковы основные пути формирования воли? Прежде всего успех этого процес­са зависит от родителей. Исследования показывают, что родители, стремящиеся дать ребенку всестороннее развитие и при этом предъявляющие к нему достаточ­но высокие требования, могут рассчитывать на то, что у ребенка не будет серьез­ных проблем с волевой регуляцией деятельности. Такие недостатки волевого по­ведения детей, как капризы и упрямство, наблюдаемые в раннем детстве, проис­ходят из-за совершаемых родителями ошибок в воспитании воли ребенка. Если родители во всем стремятся угождать ребенку, удовлетворяют каждое его жела­ние, не предъявляют ему требовании, которые должны безоговорочно им выпол­няться, не приучают его сдерживать себя, то, скорее всего, впоследствии у ребенка будет наблюдаться недостаточность волевого развития.

Необходимым условием воспитания ребенка в семье является формирование у него сознательной дисциплины. Развитие родителями у ребенка волевых качеств является предпосылкой для формирования у него дисциплинированности, кото­рая не только помогает понимать необходимость соблюдения определенных пра­вил поведения, но и обеспечивает ему внутреннюю дисциплинированность, выра­жающуюся в способности регулировать и сопоставлять свои желания с условия­ми реальной деятельности.

Важную роль в воспитании волевых качеств играет школа. Школа предъявля­ет к ребенку ряд требований, без выполнения которых не может нормально осу­ществляться само школьное обучение, но при этом также происходит формирова­ние определенного уровня дисциплинированности. Например, школьник должен сидеть за партой определенное время, он не может встать с места без разрешения учителя, разговаривать с товарищами, он должен готовить дома заданные ему уро­ки и т. д. Все это требует от него довольно высокого развития волевых качеств и в то же время развивает у него нужные для выполнения этих правил качества воли. Поэтому большое значение для воспитания воли у школьников имеют лич­ность учителя и школьный коллектив.

Учитель, с которым общается ребенок в школе, оказывает непосредственное влияние на формирование у него определенных личностных характеристик и, об­ладая яркой личностью, оставляет в жизни ребенка неизгладимый след. Нередко это вызывает у ребенка стремление подражать поведению учителя, и если у по­следнего хорошо развиты волевые качества, то существует высокая вероятность, что те же качества будут успешно развиваться и у его учеников.

Аналогичная картина наблюдается в отношении школьного коллектива. Если деятельность ребенка протекает в коллективе, где существует атмосфера высокой

Глава 15. Воля • 391

требовательности, то и у ребенка могут сформироваться соответствующие харак­теристики личности.

Не менее важно физическое воспитание ребенка, а также ознакомление его с художественными ценностями. Более того, формирование волевых характерис­тик не прекращается и в более старшем возрасте, когда молодой человек присту­пает к самостоятельной трудовой деятельности, в ходе которой волевые качества достигают наивысшего развития. Таким образом, весь процесс воспитания ребен­ка определяет успешность формирования волевых качеств личности. Поэтому не случайно воля очень часто рассматривается как одна из центральных и наиболее информативных характеристик личности.

Контрольные вопросы

1. Дайте характеристику воли как процесса сознательного регулирования пове­дения.

2. Охарактеризуйте волевые действия.

3. В чем проявляется взаимосвязь воли и сознания?

4. Какие вы знаете теории воли?

5. Раскройте взгляды античных и средневековых философов на проблему воли.

6. Расскажите, как проблема воли рассматривается в работах Н. А. Бернштейна.

7. Что является физиологической основой воли?

8. Что вы знаете о нарушениях воли?

9. Раскройте содержание структурных компонентов волевых действий.

10. Что такое волевое усилие и решительность?

11. Что относится к волевым качествам человека?

12. Расскажите об основных этапах развития воли у ребенка.

13. Раскройте роль сознательной дисциплины в формировании воли.

Рекомендуемая литература

1. Бассин Ф. В. Проблема «бессознательного». (О неосознаваемых формах высш. нерв­ной деятельности). — М.: Медицина, 1968.

2. Выготский Л. С. Собрание сочинений: В 6-ти т. Т. 2: Вопросы общей психологии / Гл. ред. А. В. Запорожец. — М.: Педагогика, 1982.

3. Зимин П. П. Воля и ее воспитание у подростков. — Ташкент, 1985.

4. Иванников В. А. Психологические механизмы волевой регуляции. — М., 1998.

5. Ильин Е. П. Психология воли. — СПб.: Питер, 2000.

6. Павлов И. II. Полное собрание сочинений. Т. 3. Кн. 2. — М.: Изд. АН СССР, 1952.

7. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. — СПб.: Питер, 1999.

8. Чхартишвили Ш. Н. Проблема воли в психологии// Вопросы психологии. — 1967. — №4.

Глава 16. Эмоции

Виды эмоций и их общая характеристика. Чувственный тон ощущения. Соотношение по­нятий «эмоции» и «чувства». Основные характеристики эмоций. Основные виды эмоций. Клас­сификация эмоций. Амбивалентность эмоций. Высшие чувства. Основные характеристики на­строений.

Физиологические основы и психологические теории эмоций. Проблема эмоций в XVIII-XIX вп. Концепции И. Ф. Гербарта, В. Вундта. Концепция происхождения эмоций Ч. Дарвина. Теория эмоции Джемса—Ланге. Теория эмоций У. Кэннона. Активационная теория Линдсея— Хебба. Теория когнитивного диссонанса Л. Фестингера. Информационная концепция эмоций П. В. Симонова. Физиологические основы эмоций. Роль второй сигнальной системы в форми­ровании эмоций.

Развитие эмоций и их значение в жизни человека. Органические потребности как первич­ные побудители эмоциональных проявлений у детей, факторы, обусловливающие формирова­ние положительных и отрицательных эмоций, фрустрация как механизм формирования эмо­ций. Роль взрослых в формировании эмоций и эмоциональных состояний у детей. Закономерно­сти формирования высших чувств. Роль эмоций в регуляции поведения. Основные функции эмоций. Индивидуальные различия в эмоциональных проявлениях.

16.1. Виды эмоций и их общая характеристика

Все, с чем мы сталкиваемся в повседневной жизни, вызывает у нас определен­ное отношение. Один объекты и явления взывают у нас симпатию, другие, наобо­рот, отвращение. Одни вызывают интерес и любопытство, другие — безразличие. Даже те отдельные свойства предметов, информацию о которых мы получаем через ощущения, например цвет, вкус, запах, не бывают безразличны для нас. Ощущая их, мы испытываем удовольствие или неудовольствие, иногда отчетливо выражен­ные, иногда едва заметные. Эта своеобразная окраска ощущений, характеризую­щая наше отношение к отдельным качествам предмета, называется чувственным тоном ощущений.

Более сложное отношение к себе вызывают жизненные факты, взятые во всей их полноте, во всем многообразии их свойств и особенностей. Отношения к ним выражаются в таких сложных чувственных переживаниях, как радость, горе, сим­патия, пренебрежение, гнев, гордость, стыд, страх. Все эти переживания представ­ляют собой чувства или эмоции.

Эмоции характеризуют потребности человека и предметы, на которые они на­правлены. В процессе эволюции эмоциональные ощущения и состояния биологи­чески закрепились как способ поддержания жизненного процесса в его оптималь­ных границах. Их значение для организма заключается в предупреждении о разрушающем характере каких-либо факторов. Таким образом, эмоции являются одним из основных механизмов регуляции функционального состояния организ­ма и деятельности человека.

Глава 16. Эмоции • 393

Однако следует обратить внимание на то, что мы используем два понятия:

«чувства» и «эмоции». А насколько тождественны эти понятия? Не является ли одно из них производным от другого?

Дело в том, что эмоции — это более широкое понятие, чувства же представляют собой одно из проявлений эмоциональных переживаний. В практической жизни под эмоциями мы обычно понимаем самые разнообразные реакции человека — от бурных взрывов страсти до тонких оттенков настроений. В психологии под эмо­циями понимают психические процессы, протекающие в форме переживаний и от­ражающие личную значимость и оценку внешних и внутренних ситуаций для жиз­недеятельности человека. Следовательно, наиболее существенной характеристи­кой эмоций является их субъективность.

45. Общая характеристика эмоций. Основные виды эмоций

Все, с чем человек сталкивается в повседневной жизни, вызывает у него определенное отношение. Одни объекты и явления вызывают симпатию, другие, наоборот, отвращение. Даже отдельные свойства предметов, информацию о которых получают через ощущения, например цвет, вкус, запах, не бывают безразличны для человека. Ощущая их, человек может испытывать удовольствие или неудовольствие. Эта своеобразная окраска ощущений, характеризующая отношение человека к отдельным качествам предмета, называется чувственным тоном ощущений.

Более сложное отношение вызывают к себе жизненные факты. Отношение к ним выражается в таких сложных чувственных переживаниях, как радость, горе, симпатия, пренебрежение, гнев, гордость, стыд, страх. Все эти переживания представляют собой чувства, илиэмоции.

Эмоции характеризуют потребности человека и предметы, на которые они направлены. Их значение для организма заключается в предупреждении о разрушающем характере каких-либо факторов. Таким образом, эмоции являются одним из основных механизмов регуляции функционального состояния организма и деятельности человека.

Эмоции – это более широкое понятие, чем чувства. В психологии под эмоциями понимают психические процессы, протекающие в форме переживаний и отражающие личную значимость и оценку внешних и внутренних ситуаций для жизнедеятельности человека. Наиболее существенной характеристикой эмоций является их субъективность.

Другая общая черта эмоций – это их содействие в реализации потребностей и достижении определенных целей. Так, положительная эмоция всегда связана с получением желаемого результата, а отрицательная, наоборот, с неудачей при достижении цели. Таким образом, можно сделать вывод о том, что эмоции самым непосредственным образом связаны с регуляцией деятельности человека.

Большинство эмоциональных состояний отражаются на особенностях поведения человека и поэтому могут быть изучены с использованием не только субъективных, но и объективных методов.

Эмоции – это очень сложные психические явления. К наиболее значимым эмоциям принято относить следующие типы эмоциональных переживаний: аффекты, собственно эмоции, чувства, настроения, эмоциональный стресс.

Аффект – наиболее мощный вид эмоциональной реакции. Аффектаминазывают интенсивные, бурно протекающие и кратковременные эмоциональные вспышки. Примерами аффекта могут служить сильный гнев, ярость, ужас, бурная радость, глубокое горе, отчаяние.

Одна из главных особенностей аффекта состоит в том, что данная эмоциональная реакция неодолимо навязывает человеку необходимость выполнить какое-либо действие, но при этом у человека теряется чувство реальности, и он перестает себя контролировать. В состоянии аффекта изменяется функционирование всех психических процессов. В частности, резко изменяется внимание. Его переключаемость снижается, и в поле восприятия попадают только те объекты, которые непосредственно связаны с переживанием. Все остальные раздражители, не связанные с переживанием, оказываются не в поле внимания человека, осознаются им недостаточно, и в этом заключается одна из причин неуправляемости поведения человека в состоянии аффекта. В состоянии аффекта человеку трудно предвидеть результаты своих действий, поскольку меняется характер протекания процессов мышления. Резко снижается способность прогнозировать последствия своих поступков, в результате чего становится невозможным целесообразное поведение.

Следующую группу эмоциональных явлений составляют собственно эмоции. Эмоцииотличаются от аффектов прежде всего длительностью. Если аффекты в основном носят кратковременный характер (например, вспышка гнева), то эмоции – это более длительные состояния. Другой отличительной чертой эмоций является то, что они представляют собой реакцию не только на текущие события, но и на вероятные или вспоминаемые.

Во многих ситуациях помимо удовольствия и неудовольствия возникает ощущение какого-либо напряжения, с одной стороны, иразрешенияилиоблегчения, с другой стороны. Другим проявлением эмоциональных процессов являетсявозбуждениеиуспокоение. Возбужденное эмоциональное состояние носит обычно активный характер, связано с деятельностью или с попытками к ней. Чрезмерное возбуждение может, однако, расстраивать целесообразную деятельность, делать ее беспорядочной, хаотичной. Успокоение связано со снижением активности, но также служит основой целесообразного ее применения.

С точки зрения влияния на деятельность человека эмоции делятся на стенические и астенические. Стенические эмоции стимулируют деятельность, увеличивают энергию и напряжение сил человека, а астенические эмоции ведут к скованности, пассивности.

Неоднократно предпринимались попытки выделить основные, «фундаментальные» эмоции. В частности, принято выделять следующие эмоции.

Радость– положительное эмоциональное состояние, связанное с возможностью достаточно полно удовлетворить актуальную потребность.

Удивление– не имеющая четко выраженного положительного или отрицательного знака эмоциональная реакция на внезапно возникшие обстоятельства.

Страдание– отрицательное эмоциональное состояние, связанное с полученной достоверной или кажущейся таковой информацией о невозможности удовлетворения важнейших жизненных потребностей.

Гнев– эмоциональное состояние, отрицательное по знаку, как правило, протекающее в форме аффекта и вызываемое внезапным возникновением серьезного препятствия на пути удовлетворения исключительно важной для субъекта потребности.

Отвращение– отрицательное эмоциональное состояние, вызываемое объектами (предметами, людьми, обстоятельствами и т. д.), соприкосновение с которыми вступает в резкое противоречие с идеологическими, нравственными или эстетическими принципами и установками субъекта.

Презрение– отрицательное эмоциональное состояние, возникающее в межличностных взаимоотношениях и порождаемое рассогласованием жизненных позиций, взглядов и поведения субъекта с жизненными позициями, взглядами и поведением объекта чувства.

Страх– отрицательное эмоциональное состояние, появляющееся при получении субъектом информации о реальной или воображаемой опасности.

Стыд– отрицательное состояние, выражающееся в осознании несоответствия собственных помыслов, поступков и внешности не только ожиданиям окружающих, но и собственным представлениям о подобающем поведении и внешнем облике.

Следует отметить, что эмоциональные переживания носят неоднозначный характер. Один и тот же объект может вызывать несогласованные, противоречивые эмоциональные отношения. Это явление получило название амбивалентности(двойственности) чувств. Обычно амбивалентность вызвана тем, что отдельные особенности сложного объекта по-разному влияют на потребности и ценности человека.

Чувства– это еще один вид эмоциональных состояний. Главное различие эмоций и чувств заключается в том, что эмоции, как правило, носят характер ориентировочной реакции, т. е. несут первичную информацию о недостатке или избытке чего-либо, поэтому они часто бывают неопределенными и недостаточно осознаваемыми. Чувства, напротив, в большинстве случаев предметны и конкретны.

Чувства – еще более длительные, чем эмоции, психические стояния, имеющие четко выраженный предметный характер. Они отражают устойчивое отношение к каким-либо конкретным объектам (реальным или воображаемым). Человек не может переживать чувства вообще, если они не отнесены к кому-нибудь или чему-нибудь. Например, человек не в состоянии испытывать чувства любви, если у него нет объекта привязанности. Точно так же он не может испытывать чувства ненависти, если у него нет того, что он ненавидит.

Другую группу эмоциональных состояний составляют настроения человека. Настроение– самое длительное или «хроническое» эмоциональное состояние, окрашивающее все поведение. Настроение отличают от эмоций меньшая интенсивность и меньшая предметность. Оно отражает бессознательную обобщенную оценку того, как на данный момент складываются обстоятельства. Настроение может быть радостным или печальным, веселым или угнетенным, бодрым или подавленным, спокойным или раздраженным и т. д.

Настроение существенно зависит от общего состояния здоровья, от работы желез внутренней секреции и особенно от тонуса нервной системы. Причины того или иного настроения не всегда ясны человеку, а тем более окружающим его людям. Но причина настроения всегда существует и в той или иной степени может быть осознана. Ею могут быть окружающая природа, события, выполняемая деятельность и, конечно, люди.

Теории эмоций

За последнее время накоплено огромное количество фактов .собрано множество наблюдений и данных , и уже накоплен какой-то опыт экспериментального исследования эмоций. До недавнего времени область эмоций описывали психологи, философы, психиатры в разных терминах, это были и эмоции и чувства и мотивации и так далее. К слову сказать эти термины не рассматривались как синонимы. В каждом частном случае их употребление могло означать особую концептуальную точку зрения автора. Рассмотрим основные теории эмоций, которые существуют в мировой психологии. Теория Джеймса — Ланге. Эта теория сравнивает эмоции с телесными изменениями, которые сопровождают восприятие стимулов. Таким образом, эта теория говорит нам о том что эмоция это и есть наше восприятие этих телесных изменений. Мы смеемся, потому что нам весело и нам весело, потому что мы смеемся.

Теория Кеннона- Барда. Физиолог У.Кеннон не был удовлетворен теорией Джеймся — Ланге и предложил свою, так сказать, «нейтральную», теорию эмоций. Он считал что эмоции это переработанные сигналы поступившие из внешнего и внутреннего мира. Эти сигналы идут по нервным путям к коре головного мозга и ко внутренним органам, таким образом вызывая у нас эмоции.

Теория Дарвина. В основе эволюционной теории Ч.Дарвина лежит то что он сумел доказать и показать эволюционный путь развития эмоций, а так же показал их физиологические проявления. Все это он описывает в книге «Выражение эмоций у человека и животных»,которая была выпущена в 1872 году. Тем самым, суть его представлений состоит в том что эмоции или полезны или представляют собой всего лишь остатки наших реакций, которые у нас выработались в течении эволюции в борьбе за существование. К примеру, если человек разгневан- он краснеет, его дыхание тяжелое, он сжимает кулаки потому что в первобытной жизни всякий гнев приводил к драке, а она требовала энергичных мышечных сокращений, более частой работы сердца, следовательно и дыхание и кровообращение было усиленным.

Психоаналитическая теория. Маклаков А. Общая психология

Эмоция и тело

В этой главе я хочу рассмотреть, как наше тело реагирует на эмоции, как они внешне проявляются, и как с помощью тела и мимики мы можем управлять своими эмоциями. Начну с того, что при эмоциях у нас изменяется частота дыхания и повышается голос.

Дыхание Дыхательные движения при эмоциях переносят изменения скорости и амплитуды нашего дыхания. При удовольствии мы дышим чаще и более глубоко, при неудовольствии все наоборот, дыхание становится мелким и редким. Когда мы удивлены, наше дыхание мгновенно меняется , оно становится частым , но сохраняет нормальную амплитуду и так далее.

Изменение кровообращения. Эти обращения характеризируются частотой и силой пульса, увеличение кровяного давления и расширением или сужением кровеносных сосудов. В результате всего этого наша кровь течет или быстрее или медленнее и соответственно мы можем наблюдать отток крови от одних органов и прилив к другим. Точно такие же изменения происходят и с величиной кровяного давления. При испуге кровяное давление становится выше, так же этот скачок давления происходит при мысли о возможной боли. Эти изменения связаны с нуждами организма для лучшего исполнения соответствующей деятельности. Так при испуге наши мышцы быстрее наливаются кровью для того чтобы быть готовыми действовать, а при ожидании экзамена кровь приливает к мозгу.

Мимические выразительные движения. Мускулатура лица человека является сложной, и именно она в большей части выполняет функцию мимических движений в соответствии с теми эмоциями, которые человек испытывает. С помощью мимики ,т.е. связанных движений глаз, бровей, губ и других, человек выражает самые сложные различные эмоциональные состояния. Печаль нам понятна из слегка открытого рта и опускания его улов, брови, поднятые кверху, дают нам понимание, что человек удивлен. Если видим приподнятую верхнюю губу с характерно раздутыми ноздрями, то четко читаем отвращение, а полузакрытые глаза говорят нам о безразличии.

Чаще всего, наша деятельность. которая зачастую, связана с людьми. является эмоционально затратной. Это справедливо даже в том случае, если работа любимая. Случается так что люди не позволяют себе проявлять эмоции, считая что они должны быть спокойными и беспристрастными. Поскольку в организме нет кнопки или функции, которая позволила бы нам отключать наши эмоции, а мы являемся людьми социально активными, нам приходится соблюдать нормы приличия и сдерживать свои эмоции или подавлять их. А подавление эмоций не ведет ни к чему хорошему. Подавление эмоций в течении долгого времени может привести к болезням. Американский психолог Р .Холт доказал — невозможность выразить гнев, если его постоянно сдерживать в мимике, в жестах или в словах может послужить развитию таких болезней как гипертония, язва желудка или мигрень. Поэтому стоит выражать гнев, но делать это конструктивно. По мнению доктора Холла, человек, который хочет выразить гнев, просто хочет установить, восстановить или поддержать положительные отношения с другими окружающими его людьми. Человеку, находящемуся в гневе стоит действовать и говорить таким образом, чтобы чувства его были выражены прямо и искренне, ему стоит сохранять достаточный самоконтроль над интенсивностью эмоций, которая должна быть не больше чем ему нужно для убеждения окружающих в истинности своих переживаний. Вообще считается, что если у нас что-то болит — это вина ищет наказания. Опухоль означает обиды, которые копятся в нас годами.

Рак это обида и разочарование в жизни. Именно поэтому, чтобы не болеть, важно эмоцию или перенаправить или не дать ей развиться. Так мама. видя что ребенок расплачется, отвлекает его внимание на птичку/букашку/солнышко и ребенок не прилагая усилий и не загоняя эту плохую эмоцию вглубь, отпускает ее погнавшись за смехом, радостью от созерцания той самой пресловутой птички. Самые простые способы управлением эмоций для нас являются: Осознание эмоции.

Это как раз то чему родители должны научить детей, именно поэтому разговаривая с ребенком родители проговаривают то что ребенок чувствует, для того чтобы он научился понимать свои ощущения, свое тело, свою эмоцию. Проговаривая эмоциональные ощущения мы учимся замечать эмоции, это важно для нас самих, для того чтобы мы могли как раз таки управлять эмоциональным своим состоянием. Также надо понимать какие эмоции, где уместны.

Ведь в ситуации, когда вас несправедливо обвиняют, логичнее будет чувствовать возмущение или гнев чем смущение или радость. Для того чтобы управлять эмоциями, нам желательно так же научиться управлять интенсивностью эмоций, потому как они есть разные по интенсивности. Слабые эмоции- они легко подавляются другими чувствами. Средние по интенсивности эмоции управляются сознанием. но они могут влиять на другие чувства. И сильные эмоции, такие как аффект, с трудом поддаются управлению сознанием.

Эмоцию, в любом случае, надо проживать. давать ей выход. Эмоция несет в себе заряд, энергию. А этой энергии требуется выражение в голосе, в движении или позе. Таким образом, мы можем сказать, если у нас плохое настроение — надо улыбнуться, это называется улыбкотерапией. Через некоторое время мы заметим, что наше подавленное, угнетенное состояние прошло. Поэтому, стараемся не болеть, чувствовать себя хорошо и нести положительный заряд не только самым близким, но и другим окружающим нас людям.

И закончить свою работу могу словами одной чудесной песни, она известна всем

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *