Снабженческо сбытовая деятельность

СНАБЖЕНЧЕСКО-СБЫТОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЯ

Материально-техническое снабжение и сбыт в системе производственного менеджмента

Рациональная организация материально-технического снабжения и сбыта продукции определяет эффективность функционирования производственных систем — уровень использования средств производства, повышение качества продукции, рост производительности труда, увеличение прибыли и рентабельности. Службы материально- технического снабжения и сбыта играют важную роль не только в нормальном функционировании производственного процесса. Они оказывают существенное влияние на величину издержек производства путем создания и поддержания оптимального запаса при минимуме затрат, обеспечивая при этом надлежащее складирование, хранение и учет материальных ресурсов и готовой продукции. Этим определяется роль и значение материально-технического снабжения и сбыта в системе производственного менеджмента. Материально-техническое снабжение и сбыт представляют собой две стороны единого процесса товарного обращения средств производства. Снабжение производства необходимыми материально-техническими ресурсами является начальным звеном производственного процесса, а сбыт готовой продукции — его завершением.

Под материально-техническим снабжением предприятия понимается процесс обеспечения его всеми видами материально- технических ресурсов в требуемые сроки и в объемах, необходимых для нормального его функционирования. Материально-технические ресурсы — это вся совокупность сырья и материалов, деталей, запасных частей, инструментов, незавершенного производства и готовой продукции, которые находятся на складах и в процессе производства. От своевременности поступления материальных ресурсов в производство в необходимом ассортименте, количестве и должного качества зависят бесперебойный выпуск готовой продукции, ее качество и эффективность деятельности предприятия.

Сбыт продукции — реализация предприятием изготавливаемой им продукции (товаров) с целью обеспечения поступления денежных средств. Сбыт произведенной на предприятии продукции является заключительным этапом производства и представляет собой деятельность соответствующей службы с момента получения готовой продукции от цехов на склад готовой продукции и до момента получения денег на расчетный счет предприятия, т.е. это деятельность по поставкам и реализации продукции. При этом решаются задачи установления потребителей произведенной продукции и своевременной отгрузки в соответствии с заказами, заключенными договорами и прогнозируемым объемом потребностей потребителей.

Основной задачей предприятия по организации и управлению материально-техническим снабжением является своевременное и в требуемом ассортименте и количестве снабжение производства всеми необходимыми материальными ресурсами для осуществления производственного процесса в соответствии с плановыми заданиями. В практике работы предприятий различают две формы снабжения — транзитную и складскую. При транзитной форме снабжения предприятие получает сырье и материалы непосредственно от предприятий, которые их добывают, облагораживают или производят. Применение этой формы экономически оправдано во всех случаях, когда требуемое на данный промежуток времени количество сырья и материалов равно транзитной норме или больше ее. Складскую форму снабжения, при которой необходимые материальные ресурсы предприятие получает с баз и складов снабженческо-сбытовых организаций, целесообразно использовать в случаях потребления их в небольших количествах.

Хозяйственные связи предприятий с поставщиками материальных ресурсов организуются как непосредственно с предприятиями- поставщиками, так и с территориальными органами снабжения. В первом случае важнейшей задачей является развитие прямых длительных связей, под которыми понимается такая форма хозяйственных отношений, когда конкретные условия поставки, ассортимент, качество, сроки, взаимная материальная ответственность и другие вопросы согласовываются непосредственно на основе прямых договоров. Конкретную форму обеспечения материально-техническими ресурсами предприятие выбирает, исходя из особенностей ресурсов, продолжительности их получения, количества предложений, качества и цены ресурсов и других факторов. При определении формы обеспечения предприятия ресурсами следует изучать надежность поставщика и уровень конкурентоспособности выпускаемой им продукции.

На большинстве предприятий служба снабжения предприятия представлена управлением (отделом, группой, бюро) материально- технического снабжения. Организационное построение подразделений снабжения предприятий отличается большим разнообразием. В каждом конкретном случае оно варьируется в зависимости от размера и типа производства, объема и номенклатуры потребляемых материалов и изделий, уровня специализации и кооперирования, наличия транспортных путей и сети снабженческо-сбытовых баз в данном районе, территориального размещения предприятий и ряда других факторов. При этом функция управления материально-техническим снабжением возлагается на заместителя директора (коммерческого директора), который обеспечивает согласованность действий отделов, должностных лиц и других работников предприятия по возникающим вопросам. К функциям службы снабжения относятся:

  • • анализ и определение потребности, расчет количества заказываемых ресурсов;
  • • определение методов и форм снабжения;
  • • выбор поставщиков материальных ресурсов;
  • • согласование цен на ресурсы и заключение договоров с поставщиками;
  • • организация контроля качества, количества и сроков поставок ресурсов;
  • • организация размещения ресурсов на складах предприятия.

В процессе планирования материально-технического снабжения необходимо определить:

  • • виды и количество материальных ресурсов, необходимых для обеспечения деятельности предприятия;
  • • затраты на материальные ресурсы;
  • • возможности организации производства некоторых материальных ресурсов (полуфабрикатов, деталей, комплектующих изделий и т.д.) на своем предприятии.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *