Сохранение в памяти обобщенного образа предмета

Требования к уровню подготовки учащихся 10 класса (стр. 6 )

5) комплексное описание объекта

В6. Найдите в приведенном ниже списке характеристики чувственного этапа познания и обведите цифры, под которыми они указаны. Обведенные цифры запишите в порядке возрастания.

1) отражение предметов и их свойств в виде целостного образа

2) фиксация существенных свойств предмета 3) сохранение в памяти обобщенного образа предмета

4) утверждение или отрицание чего-либо о предмете

5) отражение в сознании человека отдельных свойств предмета.

В7. Прочитайте приведенный ниже текст, каждое положение которого пронумеровано.

(1) Участившиеся ураганы и разрушительные цунами свидетельствуют о серьезном изменении климата. (2) Но вот что касается долговременных прогнозов, то здесь околонаучные фантазии явно превалируют над фактами. (3) Ведь в ответ сторонникам теории усиления парникового эффекта или, наоборот, наступления глобальных заморозков оппоненты приводят сравнительно простой аргумент: в прошлом существовали периоды повышенного и пониженного содержания парникового газа (СО2), в соответствии с чем менялся климат. (4) При этом ледниковый период случился задолго до появления фабричного производства.

Определите, какие положения текста носят

А) фактический характер

Б) характер оценочных суждений.

Запишите под номером положения букву, обозначающую его характер. Получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов.

В8. Установите соответствие между элементами левого и правого столбиков: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Предмет изучения Наука

1) человеческие интересы и потребности А) экономика

2) деятельность общностей и групп населения Б) социология

3) соотношение в человеке биологического и социального В) антропология

4) причины перехода человека из одной общности в другую

Часть 3

С1. Приведите три примера ненаучных форм познания.

С2. Среди причин, обусловливающих относительный характер открываемых в познании истин, чаще всего называют ограниченность познавательных возможностей человека: далеко не все доступно нашему восприятию, имеет свои границы и рациональное познание.

Что еще придает нашим выводам и суждениям о мире относительный характер? Укажите три таких «ограничителя».

С3. Назовите три формы рационального познания.

Прочитайте текст и выполните задания С4 — С7

Как социальные психологи изучают поведение человека

Выводы, которые создаются на основе повседневного опыта, а также благодаря накопленной мудрости философов, поэтов и писателей, часто оказываются проницательными и информативными, но при этом недостаточно доказательными. Здравый смысл часто ставит нас перед дилеммами и нерешенными загадками в случаях, касающихся социального поведения человека. Для его понимания важно обратиться к научным методам…

Термин «научный» не обозначает избранную группу высокоразвитых областей человеческой деятельности. Он скорее указывает на общий набор методов-техник, которые могут использоваться для исследования широкого круга проблем. Следовательно, если мы пытаемся понять, является ли та или иная область научной, ключевым вопросом становится следующий: использует ли она научные процедуры? Если нет, то она оказывается вне сферы науки.

Эти методы и процедуры включают в себя попытки собрать систематическую информацию об интересующих исследователя проблемах плюс скептическое к ним отношение. Основной предпосылкой науки является убеждение, что все основные предположения о физическом мире должны быть проверены и перепроверены, чтобы принять их за истину…

В социальной психологии, изучающей причины социального поведения и социального мышления, чаще используется экспериментальный метод, в рамках которого исследователи пытаются изменить одну переменную с целью наблюдения влияния этого на другие переменные, и корреляционный метод, когда ученый просто наблюдает естественно происходящие изменения интересующих его переменных, чтобы узнать связаны ли они.

Д. Бирн

С4. Какие виды познания упоминаются в этом тексте? (Назовите не менее двух).

С5. Каковы, на взгляд автора, особенности научного познания. Укажите две черты.

С6. В чем автор усматривает недостатки ненаучных видов познания? Приведите пример, конкретизирующий любой из этих недостатков.

С7. О каких двух научных методах в области социальной психологии говорится в этом отрывке? Укажите существенное различие между ними. Опираясь на знания из курса обществоведения, назовите еще один метод, который может использоваться в научном познании социальных явлений.

С8. Ученые одного из университетов США отобрали 25 добровольцев, которые согласились провести в лаборатории изучения сна 12 дней. Одним давали спать по 6 ч, другим — по 8 ч в сутки. Было установлено, что у тех, кто спал по 6 ч, повышался в крови уровень веществ, связанных с заболеваниями сердечно-сосудистой системы.

Какой из методов научного познания нашел отражение в данном сообщении?

Какой уровень научного познания представлен в нем? Аргументируйте свой ответ.

С9. Назовите любые два отличия учебного познания от научного и проиллюстрируйте каждое примером.

С10. Перечислите признанные в науке критерии истины.

Ответы к тест №4 по теме: «Сознание и познание»

Часть I

№ задания

Вариант №1

Вариант №2

А1

А2

А3

А4

А5

А6

А7

А8

А9

А10

А11

А12

А13

А14

А15

А16

А17

А18

А19

А20

Часть II

В1

объективных

Эмпирический

В2

В3

ААБББ

БАБАА

В4

познавательной

В5

БАБА

БАББА

В6

БАБА

В7

наукой

АБАА

В8

БААБ

АБВБ

Часть 3

С1. — народная мудрость; опыт повседневной жизни ; искусство (через художественный образ)

С2. Среди причин, обусловливающих относительный характер открываемых в познании истин, чаще всего называют ограниченность познавательных возможностей человека: далеко не все доступно нашему восприятию, имеет свои границы и рациональное познание.

Что еще придает нашим выводам и суждениям о мире относительный характер? Укажите три таких «ограничителя».

Содержание верного ответа

Баллы

В ответе могут быть приведены следующие положения:

— бесконечное разнообразие окружающего мира;

— изменчивость окружающего мира;

— влияние господствующих в данную эпоху представлений;

— ограниченность средств познания уровнем развития в данную эпоху техники.

Правильно приведены три положения

Правильно приведены два положения

Правильно приведено одно положение

Ответ неправильный

Максимальный балл

С3. Назовите три формы рационального познания.

понятие; суждение; умозаключение.

С4. Какие виды познания упоминаются в этом тексте? (Назовите не менее двух).

Содержание верного ответа

Баллы

В ответе могут быть названы следующие виды познания:

— обыденное (повседневное); — познание средствами искусства;

— философское; — научное.

Правильно указаны два вида

Правильно указан один вид

Ответ неправильный

Максимальный балл

С5. Каковы, на взгляд автора, особенности научного познания. Укажите две черты.

Содержание верного ответа

Баллы

В ответе могут быть названы следующие особенности научного познания:

— использование специальных методов; — доказательность;

— сбор систематической информации; — проверка и перепроверка полученных данных

Правильно названы две особенности

Правильно названа одна особенность

Ответ неправильный

Максимальный балл

С6. В чем автор усматривает недостатки ненаучных видов познания? Приведите пример, конкретизирующий любой из этих недостатков.

Содержание верного ответа

Баллы

В ответе отмечается:

— недостаточная доказательность выводов, полученных ненаучным путем;

— возникновение неразрешимых загадок и дилемм.

Примером последней (двух противоположных высказываний об одной и той же ситуации) может служить любая пара взаимоисключающих суждений: «Разлука усиливает любовь» — «С глаз долой, из сердца вон».

Правильно указаны оба недостатка, приведен пример

Правильно указан один недостаток, приведен пример

Правильно указан один недостаток без конкретизации

Ответ неверный

Максимальный балл

С7. О каких двух научных методах в области социальной психологии говорится в этом отрывке? Укажите существенное различие между ними. Опираясь на знания из курса обществоведения, назовите еще один метод, который может использоваться в научном познании социальных явлений.

Из за большого объема этот материал размещен на нескольких страницах:
1 2 3 4 5 6 7 8 9

восприятие

⇐ ПредыдущаяСтр 4 из 4

Обведенные цифры запишите в порядке возрастания.

Ответ: ______________________________________________________

В7. Найдите в приведенном списке черты, присущие только научному познанию и обведите цифры, под которыми они указаны.

1) использование понятий,

2) логическое выведение умозаключений,

3) экспериментальное подтверждение результатов,

4) открытость рациональной критике любого положения,

5) опора на данные опыта чувственного познания.

Обведенные цифры запишите в порядке возрастания.

Ответ: ______________________________________________________

В8. Найдите в приведенном списке характеристики чувственного познания и обведите цифры, под которыми они указаны.

1) отражение предметов и их свойств в виде целостного образа,

2) формирование понятий и суждений о предметах и их свойствах,

3) сохранение в памяти обобщенного образа предмета,

4) утверждение или отрицание чего-либо о предмете,

5) отражение в сознании человека отдельных свойств предмета.

Обведенные цифры запишите в порядке возрастания.

Ответ: ______________________________________________________

В9. Найдите в приведенном списке особенности, отличающие научное познание от других видов познания человеком мира и обведите цифры, под которыми они указаны.

1) теоретическое обобщение фактов,

2) констатация протекания отдельных событий,

3) образность и оригинальность отражения объективной реальности,

4) стремление к достоверному, истинному знанию,

5) познание мира в форме ощущений, восприятий и представлений,

6) изучение процессов и явлений со стороны закономерностей и причин.

Обведенные цифры запишите в порядке возрастания.

Ответ: ______________________________________________________

Часть С. Напишите развернутый ответ на вопрос.

С1-С4.

Миф всегда чрезвычайно практичен, насущен, всегда эмоционален, аффективен, жизнен. <…> Мифическое сознание совершенно непосредственно и наивно, общепонятно; научное сознание необходимо обладает выводным, логическим характером; оно не непосредственно, трудно усвояемо, требует длительной выучки и абстрактных навыков. Миф всегда синтетически жизненен и состоит из живых личностей, судьба которых освещена эмоционально и интимно ощутительно; наука всегда превращает жизнь в формулу, давая вместо живых личностей их отвлеченные схемы и формулы; и реализм, объективизм науки заключается не в красочном живописании жизни, но в правильности соответствия отвлеченного закона и формулы с эмпирической текучестью явлений, вне всякой картинности, живописности и эмоциональности.

Лосев А.Ф. Философия. Мифология. Культура. – М., 1991

С1.Какие черты мифа обнаруживает философ? Добавьте свои три характеристики.

С2.Какие черты науки обнаруживает философ? Добавьте свои три характеристики.

С3.В чем вы видите достоинство научного знания по сравнению с мифом? Если оно существует, приведите три черты.

С4.Существует ли нечто позитивное в мифе, чего лишена наука? Если да, то приведите три конкретные черты для обоснования ответа.

Ответ

Свои характеристики: миф – это повествование, истинность которого не подлежала сомнению; миф заменяет объяснение рассказом; в мифах утверждается принятая в данном обществе система правил и ценностей.

С2.Наука: она обладает выводным, логическим характером; оно не непосредственно, трудно усвояемо, требует длительной выучки и абстрактных навыков, реалистична и объективна, соответствует действительности, лишена живописности и эмоциональности.

Свои характеристики: науке присущ принцип объективности, то есть изучение мира таким, какой он есть независимо от человека; стремление к достоверному, истинному знанию; системность знания (научное знание выражается в форме теории, закона, развернутого теоретического понятия).

С3.Безусловно, существуют достоинства научного знания по сравнению с мифом. Среди них можно привести следующие, свойственные науке черты: доказательность, всеобщность, объективность, несовместимость с суевериями, домыслами, решение конкретных задач человеческой жизни.

С4.Да, существует. Можно назвать следующие черты: образность и символичность мифа, его всецело творческий характер; этическое, оценочное, назидательное содержание; определенное решение жизненных проблем человека; живописность и эмоциональность.

С5.Какой смысл вкладывают обществоведы в понятие «истина»? Привлекая знания из курса обществоведение, составьте два предложения, содержащие информацию об истине.

Ответ:

Под истиной понимается достоверное, правильное знание, то есть правильное отражение действительности в мыслях. Каждая относительная истина означает шаг вперед в познании абсолютной истины.

Абсолютная истина понимается как полное, достоверное, исчерпывающее знание о действительности и как тот элемент знания, который не может быть опровергнут в будущем.

С7.В 1667 году, анализируя материалы астрономических наблюдений, Ньютон применил сформулированные им законы динамики к движению Луны. Ему было известно, что Луна обращается вокруг Земли почти по круговой орбите. Но движение по круговой орбите возможно только тогда, когда на тело действует какая-то сила, сообщающая ему центростремительное ускорение. Ньютон высказал предположение, что этой силой является сила взаимного притяжения Луны и Земли. Произведя необходимые расчеты, он пришел к выводу, что силу взаимного притяжения Луны и Земли можно вычислить по формуле. Ньютон не остановился на этом, а предположил, что по полученной им формуле можно рассчитать силу притяжения любых тел, если их размеры малы по сравнению с расстоянием между ними. Поэтому открытый им закон получил название закона всемирного тяготения.

Назовите методы научного исследования, о которых идет речь в этом фрагменте, и охарактеризуйте каждый из них. Какой уровень (уровни) научного познания представлен(ы) в нем? Свой ответ аргументируйте.

Ответ

В данном фрагменте речь идет о двух методах:

1) наблюдение (ученый делает выводы на основе астрономических наблюдений, систематизирует эти данные);

2) выдвижение гипотезы (ученый выдвинул гипотезу, которая стала законом).

В первом случае речь идет об эмпирическом уровне научного познания, так как ученый получает научные факты на основе произведенных наблюдений. Во втором речь идет о теоретическом уровне научного познания, так как он выдвигает научную гипотезу, используя данные об объектах.

С7.Как-то А.Эйнштейн с женой посетили крупную американскую обсерваторию. Осматривая телескоп, имеющий зеркало диаметром 2,5 метра, жена ученого поинтересовалась предназначением столь грандиозного прибора. Директор пояснил, что этот инструмент необходим, чтобы узнать строение Вселенной. «А мой муж обычно делает это на обороте старого конверта», — сказала супруга ученого.

Назовите два метода научного исследования, о которых идет речь в этом фрагменте, и охарактеризуйте каждый из них. Какой уровень (уровни) научного познания представлен(ы) в нем? Свой ответ аргументируйте.

Ответ

В данном фрагменте речь идет о двух методах:

1) наблюдение (ученый фиксирует изменение реального состояния объекта на протяжении длительного времени, систематизирует эти данные);

2) научное моделирование (ученый мысленно представляет себе – «на обороте старого конверта» – структуру, функции и связи познаваемого объекта в идеальных условиях).

В первом случае речь идет об эмпирическом уровне научного познания, так как ученый получает научные факты на основе произведенных наблюдений. Во втором речь идет о теоретическом уровне научного познания, так как он имеет дело с логическими моделями, которые нельзя непосредственно наблюдать.

С7.Ученые одного из университетов США отобрали 25 добровольцев, которые согласились провести в лаборатории изучения сна 12 дней. Одним давали спать по 6 часов, а другим – по 8 часов в сутки. Было установлено, что у тех, кто спал по 6 часов, повышался в крови уровень веществ, связанный с заболеваниями сердечно-сосудистой системы.

Какой из методов научного познания нашел отражение в данном сообщении? Какой уровень научного знания представлен в нем? Аргументируйте свой ответ.

Ответ:

Метод – научный эксперимент, наблюдение.

Уровень научного познания – эмпирический.

Аргумент: итогом исследования является научный факт, установленный в результате эксперимента.

⇐ Предыдущая1234

Date: 2015-10-19; view: 3008; Нарушение авторских прав

Понравилась страница? Лайкни для друзей:

Тест по разделу 3 «Познание»

1. К формам чувственного познания относится:

  1. суждение
  2. наблюдение
  3. ощущение
  4. умозаключение

2. Создание художественного образа обязательно присутствует в деятельности:

  1. кинорежиссера
  2. политика
  3. ученого
  4. преподавателя

3. Результатом чувственного познания в отличии от рационального является:

  1. обобщенное суждение о предмете
  2. конкретный образ предмета
  3. объяснение причин изменения предмета
  4. понятие о предмете

4. И религиозному, и научному знанию свойственно то, что они:

  1. носят объективный характер
  2. предполагают доказательства
  3. могут передаваться из поколения в поколение
  4. необходимы человеку для рациональной деятельности

5. И человеку и животному свойственна :

  1. трудовая активность
  2. забота о потомстве
  3. познавательная деятельность
  4. самореализация

6. Общее в деятельности изобретателей и писателей то, что она является:

  1. предметной
  2. практической
  3. материальной
  4. творческой

7. Восприятие – это:

  1. форма рационального познания
  2. психическое свойство, присущее только человеку
  3. форма чувственного познания
  4. способ объяснения мира

8. Научные знания отличаются от религиозных тем, что они:

  1. могут быть предметом изучения в школе
  2. предполагают проверку истинности каких-либо сведений
  3. опираются на авторитетные мнения
  4. передаются из поколения в поколение

9. Связь всех сфер жизни общества:

  1. обеспечивается идеологической работой
  2. вытекает из целостности общества как системы
  3. устанавливается законодательным путем
  4. достигается политической борьбой

10. Традиционное общество характеризуется:

  1. быстрым развитием промышленности
  2. преобладанием доли сельского хозяйства в экономике
  3. принципом разделения властей
  4. разрушением сословной структуры

11. Важным отличием человека от животных является:

  1. мышление
  2. инстинкты
  3. рефлексы
  4. потребности

12. Единичный представитель человеческого рода называется:

  1. индивидом
  2. индивидуальностью
  3. личность
  4. творцом

13. Деятельность человека отличается от поведения животных тем, что она всегда:

  1. неразрывно связана с окружающей средой
  2. является жестко запрограммированной
  3. основывается на осознанном выборе
  4. связана с проявлением эмоций

14. Какой из перечисленных примеров относится к житейским знаниям:

  1. закон «падающего бутерброда»
  2. закон стоимости
  3. закон фотоэффекта
  4. закон спроса

15. Преобразования существенных сторон общественной жизни, осуществляемые властью, называются:

  1. эволюцией
  2. развитием
  3. прогрессом
  4. реформами

16. Примером взаимодействия общества и природы является:

  1. глобальное потепление климата в современных условиях
  2. изменение демографической структуры населения в связи с миграцией
  3. развитие сферы производства услуг
  4. рост городов в результате отделения ремесла от сельского хозяйства

17. К какому понятию относится данное определение «Обособившаяся от природы, но тесно с ней связанная часть материального мира, которая включает в себя способы взаимодействия людей и формы их объединения»:

  1. культура
  2. цивилизация
  3. общество
  4. формация

18. Формой чувственного познания являются

  1. представления
  2. понятия
  3. умозаключения
  4. гипотезу

19. Суждение: «Наша Вселенная образовалась в результате Большого взрыва – это»:

  1. интуитивная догадка
  2. экспериментально подтвержденный факт
  3. художественный образ
  4. научная гипотеза

20. Только в составе научного знания выходят:

  1. установленные факты
  2. экспериментально обоснованные выводы
  3. логические умозаключения

результаты наблюдений

21. Ученые-вулканологи, обследовав склон вулкана, предупредили местных жителей об опасности извержения. Какая функция науки проиллюстрирована этим примером?

1) познавательно- объяснительная

2) социальная

3) культурная

4) мировоззренческая

22. Верны ли следующие суждения о научном познании? Теоретические научные знания

А. Фиксируются в виде законов.

Б. Помогают объяснить и предсказать явления.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения не верны

23. Выберите характеристики чувственного этапа познания и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) отражение предметов и их свойств в виде целостного образа

2) фиксация существенных свойств предмета

3) сохранение в памяти обобщенного образа предмета

4) утверждение или отрицание чего-либо о предмете

5) отражение в сознании человека отдельных свойств предмета

Ответ:

24. «Индивидуальность — неповторимое своеобразие человека, набор его уникальных свойств». Данное утверждение является примером.

1) художественного образа

2) Мифологического познания

3) религиозные нормы

4) научного знания

25. Ниже приведен ряд терминов. Все они, за исключением одного, относятся к эмпирическому уровню научного познания.

Наблюдение, эксперимент, восприятие, измерение, описание, классификация, систематизация.

Найдите и укажите термин, «выпадающий» из этого ряда.

Ответ:

26.Верны ли следующие суждения об истине? Истина – это

А. Объективное отражение в сознании человека предметов и явлений.

Б. Результат познания, существующий только в виде понятий, суждений и теорий.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

27. Примером какого вида знания является утверждение: «Задатки – природная основа способностей»?

1) паранаучного

2) мифологического

3) научного

4) обыденного

28. Человек, который болел гриппом и временно не работает, относится к категории

1) не включает в общую численность рабочей силы

2) занятых

3) структурных безработных

4) циклических безработных

29. Какое слово пропущено в схеме?

Формы чувственного познания

Ощущение …….. представление

Ответ:

30. Верны ли следующие суждения о научном познании?

А. Любая совокупность тех или иных взглядов – теория.

Б. Теория всегда предполагает логически построенную систему взаимосвязанных утверждений.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

31. Установите соответствие между формами и видами познания: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите позицию из второго столбца.

Формы познания

А) понятие

Б) умозаключение

В) восприятие

Г) ощущение

Виды познания

1) чувственное познание

2) рациональное познание

32. прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

Характеристика общества как … (1) предусматривает изучение его внутренней структуры. Её основными элементами являются …(2) общественной жизни и социальные институты. Выделяют экономическую, социальную, политическую и духовную сферы. Все они находятся в тесной взаимосвязи, так как поддерживают необходимую …(3) общества. …(4) в каждой из сфер решают важные социальные задачи. Они обеспечивают производство и распределение различных видов…(5), а также управление совместной … (6) людей.

Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание, что в списке слов больше, чем пропусков.

А) целостность

Б) система

В) общество

Г) социальные блага

Д) сфера

Е) производство

Ж) культура

З) социальные институты

И) деятельность

33.К науке как к системе знаний не относятся

1) слухи

2)теории

3)суждения

4)факты

34.Английские матросы говорят:

«Чайка бродит по песку-

Моряку сулит тоску,

И пока не влезет в воду-

Штормовую жди погоду».

Этот пример иллюстрирует

1)паранаучное знание

2)научное знание

3)житейское знание

4)художественное знание

35. Утверждение: «Как известно, человек рождается с сферическим биополем» является примером

1)паранаучное знание

2)научное знание

3)житейское знание

4)практическое знание

36. Что представляет собой слово «Цветок» в утверждение:

«Вот растут цветы»?

1)восприятие

2)представление

3)понятие

4)суждение

37. Верны ли следующие суждения от истине?

А) относительность истины обусловлена ограниченностью познавательных возможностей человека

Б) Относительность истины обусловлена безграничностью и изменчивостью постигаемого мира

  1. верно только А
  2. верно только Б
  3. верно оба суждения
  4. оба суждения неверны

38. Верны ли следующие суждения об абсолютной истине?

А. Ни одна из абсолютных истин не может стать относительной

Б. Некоторые из абсолютных истин могут стать относительными

  1. верно только А
  2. верно только Б
  3. верны оба суждения
  4. оба суждения неверны

39. Опрос выпускников общеобразовательных учреждений. Им задали вопрос: «Каков результат вашего обучения в школе?». Результаты опроса представлены в таблице.

Варианты ответа % опрошенных
девочки мальчики
Общий уровень знаний
Развитие способностей
Развитие общекультурного кругозора
Формирование способностей ориентироваться в жизни

Проанализируйте и выберите верное утверждение.

1) наименьшее число опрошенных указало на то, что результатом обучение в школе стало развитие способностей.

2) Развитие общекультурного кругозора в качестве результата обучения в школе отметило больше мальчиков, чем девочек.

3) Формирование способности ориентироваться в жизни в качестве результата обучения в школе указало меньше девочек, чем мальчиков.

4) Среди опрошенных мальчиков развитие общекультурного кругозора как результат обучения в школе заняло третье место.

40. В стране Л. Социологической службы был проведён опрос совершеннолетних граждан. Им задавали вопрос : <<Какую функцию морали вы считаете определяющий в жизни общества? >> . Результаты опроса представлены в гистограмме.

40%-регулирование поведения человека в обществе .

10%-обеспечение единства и согласованности взаимодействия людей .

20%-мотивация поведения человека .

30%-утверждение человеческого в человеке.

Найдите в приведенном ниже списке характеристики чувственного познания. Запишите цифры, под которыми они указаны. 1) отображение целостного образа непосредственно воздействующего предмета 2) отражение отдельных свойств предметов, воспринимаемых в данный момент 3) установление взаимосвязи различных понятий 4) обобщение и выделение группы предметов на основе общих признаков 5) получение новых суждений на основе уже имеющихся 6) сохранение в памяти целостного образа предмета

Нация есть душа, духовный принцип… Как и индивидуум, нация является целью многих усилий и жертв Объясните смысл фразы, пожалуйста) ​ Какова роль политической системы в жизни общества? Чем отличается её функции от функций других сфер деятельности людей? Гражданин РФ Фёдоров женился на гражданке другого государства, с которым у РФ нет договора о двойном гражданстве. В 2010 г. в семье Фёдоровых родилась дочь Александра, которая получила гражданство РФ. Какие основания могли быть приняты во внимание при установлении гражданства Александры? Возможна ли ситуация, в которой Александру могут лишить гражданства РФ? Охарактеризуйте гражданскую дееспособность Александры: укажите три вида сделок, которые Александра в праве совершать. Установите соответствие между примерами и видами налогов: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго сто лбца. ПРИМЕРЫ А) подоходный Б) с продаж В) акциз Г) на наследство Д) на имущество Е) на добавленную стоимость ВИДЫ НАЛОГОВ : 1) прямые налоги 2) косвенные налоги Называется Общественный…? Один из ваших друзей заявляет, что рядовые граждане в нашей стране никак не включены в политический процесс. Что вы могли бы возразить? Обоснуйте вашу точку зрения.

Пояснение.

Виды познания:

1. чувственное

В нем участ­ву­ют вкус, осязание, зрение, слух, обоняние.

Формы чув­ствен­но­го познания:

1. Ощущение — от­ра­же­ние отдельных свойств пред­ме­та и ка­честв окружающего мира, ко­то­рые непосредственно воз­дей­ству­ют на ор­га­ны чувств (стол — холодный)

2. Восприятие — це­лост­ный образ пред­ме­та (стол — холодный, гладкий, теплый)

3. Представление — чув­ствен­ный образ предмета, со­хра­ня­е­мый в па­мя­ти (представление объ­ек­та с за­кры­ты­ми глазами)

2. логическое или рациональное

Связано с мыс­ли­тель­ны­ми операциями: анализ, синтез, сравнение, уподобление, абстрагирование, обобщение

Формы ло­ги­че­ско­го познания:

1. Понятие — мысль, от­ра­жа­ю­щая предметы в их общих и су­ще­ствен­ных признаках (стол, стул — мебель; классификация)

2. Суждение — форма мысли, в ко­то­рой через связь по­ня­тий утверждается или от­ри­ца­ет­ся что-либо. ( Муха — насекомое.Соловей — не насекомое.)

3. Умозаключение — форма мысли в виде рассуждения, в ходе ко­то­рой из од­но­го или не­сколь­ких суждений вы­во­дит­ся новое (У мухи есть крылья, значит, она летает).

Проверочное задание по теме»Познание» в формате ЕГЭ 2016

Проверка знаний по теме ПОЗНАНИЕ формат ЕГЭ 2016г.

1.Запишите слово, пропущенное в схеме:

Ответ: __ ____________________________________________________

    1. Запишите слово, пропущенное в схеме:

Ответ: ______________________________________________________

2. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда, и запишите цифру, под которой оно указано.

1)ощущение ; 2)восприятие ; 3)представление ; 4) суждение ; 5)умозаключение ; 6) познание; 7) понятие .

Ответ:_____________________

3.Ниже приведен перечень терминов. Все они, за исключением двух, связаны с понятием » истина». Найдите и укажите термины, связанные с другим понятием.

  1. Научная 2. Относительная 3.Абсолютная 4. Объективная 5. Социальная 6. Практика

Ответ: ______________________________________________________

3.1 Найти два термина, не относящиеся к формам познания мира:

1) суждение

2) ощущение

3) систематизация

4) классификация

5) восприятие

6) представление

Ответ: ______________________________________________________

  1. Выберите в приведенном ниже списке формы рационального познания и обведите цифры, под которыми они указаны.

1) ощущение,

2) понятие,

3) фантазия,

4) умозаключение,

5) восприятие.

Ответ: ______________________________________________________

5. Установите соответствие между формой познания и ее особенностью: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

искусство

4)

знание является результатом целенаправленной деятельности

а

б

в

г

Запишите получившуюся последовательность цифр (без разделяющих знаков) в строку ответа.

Ответ: ______________________________________________________

6.Найдите в приведенном списке черты, присущие только научному познанию и обведите цифры, под которыми они указаны.

1) использование понятий,

2) логическое выведение умозаключений,

3) экспериментальное подтверждение результатов,

4) открытость рациональной критике любого положения,

5) опора на данные опыта чувственного познания.

Обведенные цифры запишите в порядке возрастания.

Ответ: ______________________________________________________

7.Найдите в приведенном списке характеристики чувственного познания и обведите цифры, под которыми они указаны.

1) отражение предметов и их свойств в виде целостного образа,

2) формирование понятий и суждений о предметах и их свойствах,

3) сохранение в памяти обобщенного образа предмета,

4) утверждение или отрицание чего-либо о предмете,

5) отражение в сознании человека отдельных свойств предмета.

Обведенные цифры запишите в порядке возрастания.

Ответ: _____________________________________________________

8. Установите соответствие: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую из второго.

ХАРАКТЕРИСТИКА ЗНАНИЯ

ВИД ИСТИНЫ

а. Достоверное знание, не зависящее от мнений и пристрастий людей

1. Объективная истина

б. Исчерпывающее, полное и достоверное знание об объективном мире

2. Относительная истина

в. Знание, дающее приблизительное и неполное отражение действительности

3. Абсолютная истина

г. Ограниченное знание об объекте в каждый данный момент

д. Информация, соответствующая действительному положению вещей

а

б

в

г

д

Ответ:_____________________________

9. Найдите в приведенном списке особенности, отличающие научное познание от других видов познания человеком мира и обведите цифры, под которыми они указаны.

1) теоретическое обобщение фактов,

2) констатация протекания отдельных событий,

3) образность и оригинальность отражения объективной реальности,

4) стремление к достоверному, истинному знанию,

5) познание мира в форме ощущений, восприятий и представлений,

6) изучение процессов и явлений со стороны закономерностей и причин.

Обведенные цифры запишите в порядке возрастания.

Ответ: _____________________________________________________

10.график по экономике

Обведенные цифры запишите в порядке возрастания.

Ответ: _______________________________

12. Выберите в приведенном ниже списке формы рационального познания и обведите цифры, под которыми они указаны.

1) ощущение,

2) понятие,

3) фантазия,

4) умозаключение,

5) восприятие.

Обведенные цифры запишите в порядке возрастания.

Ответ: ______________________________________________________

14. Учёные обобщили результаты многолетнего исследования и написали книгу. По каким основаниям содержание книги можно отнести к научному знанию ?

1) для подтверждения истинности суждений предложены доказательства

2) книга была напечатана в крупном издательстве

3) весь тираж книги был раскуплен в течение одного месяца

4) все гипотезы исследователей были обоснованы

5) книга сложна для самостоятельного изучения неспециалистами

6) содержание книги изложено профессиональным языком

Обведенные цифры запишите в порядке возрастания.

ОТВЕТ: ___________________________________

15. Что из предложенного ниже ряда представляет формы чувственного познания, а что — рационального? (Правильный ответ запишите в виде последовательности цифр в порядке возрастания, в которой первые три представляют чувственное познание, а вторые три — рациональное)

1) Ощущения

2) Восприятия

3) Суждения

4) Понятия

5) Представления

6) Умозаключения

Ответ:______________________

16 . Найдите в приведенном списке особенности, отличающие научное познание от других видов познания человеком мира и обведите цифры, под которыми они указаны.

1) теоретическое обобщение фактов,

2) констатация протекания отдельных событий,

3) образность и оригинальность отражения объективной реальности,

4) стремление к достоверному, истинному знанию,

5) познание мира в форме ощущений, восприятий и представлений,

6) изучение процессов и явлений со стороны закономерностей и причин.

Обведенные цифры запишите в порядке возрастания.

Ответ: ______________________________________________________

17. Ученик выполняет проектную работу по обществознанию: проводит микроисследование о культурных предпочтениях одноклассников. Найти методы, соответствующие эмпирическому уровню научного познания.

1) анкетирование одноклассников

2) наблюдение за поведением одноклассников

3) описание внешнего вида одноклассников

4) выявление закономерностей поведения

5) выдвижение гипотезы

6) формулирование выводов

Обведенные цифры запишите в порядке возрастания.

Ответ:___________

18. Установите соответствие между формой познания и ее особенностью: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

А) теоретическое обобщение фактов

1..Житейское познание

Б) обобщение повседневного опыта

2. научное познание

В) образность и оригинальность отражения объективной реальности

3. Художественное познание

Г) стремление к достоверному, обоснованному знанию

Д)формирование эстетического вкусов

19. Прочитайте приведенный ниже текст, каждое положение которого обозначено буквой.

(А)Какое огромное наслаждение познания скрывается в книгах, как легко и откровенно доверяем мы книге тайну своего невежества! (Б)Книги — учителя, наставляющие без розог и линейки, без брани и гнева, без уплаты жалованья или натурой или наличными. (В)Пойдешь к ним — они не дремлют, спросишь у них о чем-нибудь — они не убегают, ошибешься — они не насмехаются. (Г)Вот почему сокровищница мудрости дороже любых сокровищ. (Д)И тот, кто считает себя приверженцем истины, счастья или даже веры, неизбежно должен быть приверженцем книг.

Определите какие положения текста носят:

1. Фактический характер

2. Характер оценочных суждений

3. Характер теоретического утверждения.

Ответ:_____________________

Часть 2. Для записи ответов на задания этой части(21–29) используйте БЛАНК ОТВЕТОВ №2. Запишите сначала номер задания(21, 22 и т.д.), а затем развёрнутый ответ на него. Ответы записывайте чётко и разборчиво.

Прочитайте текст и выполните задания21–24

Миф всегда чрезвычайно практичен, насущен, всегда эмоционален, аффективен, жизнен. <…> Мифическое сознание совершенно непосредственно и наивно, общепонятно; научное сознание необходимо обладает выводным, логическим характером; оно не непосредственно, трудно усвояемо, требует длительной выучки и абстрактных навыков. Миф всегда синтетически жизненен и состоит из живых личностей, судьба которых освещена эмоционально и интимно ощутительно; наука всегда превращает жизнь в формулу, давая вместо живых личностей их отвлеченные схемы и формулы; и реализм, объективизм науки заключается не в красочном живописании жизни, но в правильности соответствия отвлеченного закона и формулы с эмпирической текучестью явлений, вне всякой картинности, живописности и эмоциональности.

Лосев А.Ф. Философия. Мифология. Культура. – М., 1991

21.Какие черты мифа обнаруживает философ? Добавьте свои три характеристики.

22.Какие черты науки обнаруживает философ? Добавьте свои три характеристики.

23.В чем вы видите достоинство научного знания по сравнению с мифом? Если оно существует, приведите три черты.

24.Существует ли нечто позитивное в мифе, чего лишена наука? Если да, то приведите три конкретные черты для обоснования ответа.

25. Какой смысл вкладывают обществоведы в понятие «истина»? Привлекая знания из курса обществоведение, составьте два предложения, содержащие информацию об истине.

26. В 1667 году, анализируя материалы астрономических наблюдений, Ньютон применил сформулированные им законы динамики к движению Луны. Ему было известно, что Луна обращается вокруг Земли почти по круговой орбите. Но движение по круговой орбите возможно только тогда, когда на тело действует какая-то сила, сообщающая ему центростремительное ускорение. Ньютон высказал предположение, что этой силой является сила взаимного притяжения Луны и Земли. Произведя необходимые расчеты, он пришел к выводу, что силу взаимного притяжения Луны и Земли можно вычислить по формуле. Ньютон не остановился на этом, а предположил, что по полученной им формуле можно рассчитать силу притяжения любых тел, если их размеры малы по сравнению с расстоянием между ними. Поэтому открытый им закон получил название закона всемирного тяготения.

Назовите методы научного исследования, о которых идет речь в этом фрагменте, и охарактеризуйте каждый из них. Какой уровень (уровни) научного познания представлен(ы) в нем? Свой ответ аргументируйте.

27. Как-то А.Эйнштейн с женой посетили крупную американскую обсерваторию. Осматривая телескоп, имеющий зеркало диаметром 2,5 метра, жена ученого поинтересовалась предназначением столь грандиозного прибора. Директор пояснил, что этот инструмент необходим, чтобы узнать строение Вселенной. «А мой муж обычно делает это на обороте старого конверта», — сказала супруга ученого.

Назовите два метода научного исследования, о которых идет речь в этом фрагменте, и охарактеризуйте каждый из них. Какой уровень (уровни) научного познания представлен(ы) в нем? Свой ответ аргументируйте.

27.1. Ученые одного из университетов США отобрали 25 добровольцев, которые согласились провести в лаборатории изучения сна 12 дней. Одним давали спать по 6 часов, а другим – по 8 часов в сутки. Было установлено, что у тех, кто спал по 6 часов, повышался в крови уровень веществ, связанный с заболеваниями сердечно-сосудистой системы.

Какой из методов научного познания нашел отражение в данном сообщении? Какой уровень научного знания представлен в нем? Аргументируйте свой ответ.

Ответ:

28. Вам поручено подготовить развернутый ответ по теме «Научное познание и его основные признаки. «. Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

(Для раскрытия темы необходимо 5-7 пунктов плана; 2 пункта с подпунктами-это минимум!!!, лучше написать 3-4; обязательными являются: понятие…, функции…, структура…., в завершении лучше указать на проблемы, или успехи, или взаимосвязь…можно относительно РФ…)

29. . Выберите одно из предложенных высказываний для рассуждения в форме сочинения-эссе. Напишите такое эссе.

«Почему я художник, а не философ? Потому, что я мыслю словами, а не идеями». (А. Камю)

«…Вещь не перестает быть истинной от того, что она не признана многими». (Б.Спиноза)

» Те сомнения, которые не разрешает теория, разрешит тебе практика» Л. Фейербах

«Нам следовало бы стремиться познавать факты, а не мнения, и, напротив, находить место этим фактам в системе наших знаний» (Г.Лихтенберг)

«Человек – нечаянная, прекрасная, мучительная попытка природы осознать самоё себя». (В.М.Шукшин)

«Знание – сокровищница, но ключ к ней – практика». (Т.Фуллер)

Читать онлайн «Обществознание» автора Швандерова Алла Робертовна — RuLit — Страница 45

16. Знания есть результат:

а) божественного откровения;

б) производственной деятельности;

в) познавательной деятельности;

г) воздействия природы.

17. К формам чувственного познания относится:

а) суждение;

б) наблюдение;

в) ощущение;

г) умозаключение.

18. Ощущение – это:

а) чувственное отражение в виде образа предметов или явлений, сохраняющиеся в сознании после окончания непосредственного воздействия на органы чувств;

б) отражение отдельных свойств и качеств предметов окружающего мира, которые непосредственно воздействуют на органы чувств;

в) отражение предметов и их свойств, непосредственно воздействующих на органы чувств в виде целостного образа;

г) форма (вид) мысли, которая отражает общие и существенные признаки познаваемых предметов, явлений.

19. Восприятие – это:

а) форма рационального познания;

б) психическое свойство, присущее только человеку;

в) форма чувственного познания;

г) способ объяснения мира.

20. Представление – это:

а) форма чувственного познания;

б) метод научного познания;

в) способ объяснения мира;

г) форма рационального познания.

21. Рациональное – это познание:

а) с помощью наблюдения;

б) прямого контакта;

в) с помощью мышления;

г) на уровне инстинкта.

22. Отражение общих и существенных признаков называется:

а) сознанием;

б) суждением;

в) понятием;

г) ощущением.

23. Логическая связь понятий выражается:

а) в представлении;

б) в восприятии;

в) в суждении;

г) в умозаключении.

24. Результатом чувственного познания в отличие от рационального является:

а) обобщенное суждение о предмете;

б) конкретный образ предмета;

в) объяснение причин изменения предмета;

г) понятие о предмете.

25. И чувственное, и рациональное познание:

а) формирует знания и представления о предмете;

б) использует логические умозаключения;

в) начинается с ощущения;

г) дает наглядный образ предмета.

26. Рациональное познание, в отличие от чувственного:

а) присуще только образованным людям;

б) формирует понятия о предмете;

в) является критерием истины;

г) приводит к полезным результатам.

27. Интуитивное познание это:

а) нечто не связанное с разумом;

б) божественное озарение;

в) непосредственное постижение истины;

г) вообще реально не существует в процессе познания.

28. Возможность получения истинного знания отрицается:

а) философами;

б) духовенством;

в) агностиками;

г) социологами.

29. Истинным является знание:

а) которое очевидно и его нельзя представить себе иначе;

б) достаточное для успешного ведения человеком своих дел;

в) соответствующее содержанию объекта познания и проверенное на практике;

г) основанное на доверии к уму и познаниям великих ученых.

Раздел III

Духовная сфера жизни общества

3.1. Духовная сфера и ее структура

Духовная сфера формирует отношения между индивидами, группами индивидов в процессе освоения ими духовной деятельности людей.

Духовная сфера включает в себя:

– нравственные, религиозные, эстетические, идеологические ценности и идеалы, научные идеи и знания – духовный мир человека;

– обычаи, нормы, образцы поведения, сложившиеся в конкретно-исторических социальных условиях;

– деятельность самостоятельных социальных институтов: власти, семьи, церкви, науки, образования.

Особое значение в развитии духовной сферы имеет творческий процесс. Творчество является уникальной особенностью человеческого сознания. Оно помогает человеку создавать мир культуры. Этот мир так же необходим ему, как и природный.

Духовный (или внутренний) мир человека – это совокупность его внутренних, душевных процессов (ощущения, восприятия, эмоции, чувство, воля, память, рассудок, уровень знаний, духовные интересы, жизненные позиции, ценностные ориентации), это сфера, в которой он проявляет свои творческие и интеллектуальные способности. Они выражаются:

– в определенных видах деятельности (создание произведений искусства, разработка новых научных открытий, формулировка оригинальных мировоззренческих позиций и т. д.);

Готовимся к ЭГЕ и олимпиадам по обществознанию, истории и географии

Готовимся к ЕГЭ по обществознанию. Решите задания по теме «Познание»

1. За­пи­ши­те слово, про­пу­щен­ное в схеме.

2. Най­ди­те по­ня­тие, ко­то­рое яв­ля­ет­ся обоб­ща­ю­щим для всех осталь­ных по­ня­тий пред­став­лен­но­го ниже ряда, и за­пи­ши­те цифру, под ко­то­рой оно ука­за­но.

1) ощу­ще­ние

2) пред­став­ле­ние

3) суж­де­ние

4) вос­при­я­тие

5) форма по­зна­ния

3. Ниже при­ве­ден ряд тер­ми­нов. Все они, за ис­клю­че­ни­ем двух, яв­ля­ют­ся ха­рак­те­ри­сти­кой сту­пе­ней по­зна­ния че­ло­ве­ком мира.

1) ощу­ще­ние

2) вос­при­я­тие

3) ги­по­те­за

4) пред­став­ле­ние

5) прак­ти­ка

6) суж­де­ние

7) по­ня­тие

5. Най­ди­те в при­ведённом ниже спис­ке черты, при­су­щие на­уч­но­му по­ни­ма­нию ис­ти­ны. За­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

1) зна­ние, вы­ра­жен­ное в до­ступ­ной форме

2) зна­ние, по­лу­чен­ное в ре­зуль­та­те адек­ват­но­го от­ра­же­ния объ­ек­та по­зна­ю­щим субъ­ек­том

3) зна­ние, вос­про­из­во­дя­щее по­зна­ва­е­мый объ­ект таким, каким он су­ще­ству­ет не­за­ви­си­мо от со­зна­ния че­ло­ве­ка

4) зна­ние, со­от­вет­ству­ю­щее ин­те­ре­сам субъ­ек­та

5) зна­ние, име­ю­щее ши­ро­кие воз­мож­но­сти для рас­про­стра­не­ния

6) зна­ние, ко­то­рое раз­де­ля­ет боль­шин­ство людей

6. Про­чи­тай­те при­ведённый ниже текст, каж­дое по­ло­же­ние ко­то­ро­го обо­зна­че­но бук­вой.

(А) Ис­ти­на — зна­ние до­сто­вер­ное, объ­ек­тив­ное, со­от­вет­ству­ю­щее по­зна­ва­е­мым пред­ме­там и яв­ле­ни­ям. (Б) Оче­вид­но, что че­ло­век стре­мит­ся к по­сти­же­нию ис­ти­ны пре­жде всего для ути­ли­тар­ных целей, по­лу­че­ния прак­ти­че­ской поль­зы. (В) Учёные до­бы­ва­ют ис­ти­ну при по­мо­щи осо­бых ме­то­дов: эм­пи­ри­че­ских и тео­ре­ти­че­ских. (Г) На пути к по­зна­нию за­ко­нов раз­ви­тия ми­ро­зда­ния учёным сле­ду­ет быть осо­бен­но от­вет­ствен­ны­ми. (Д) Пути по­зна­ния и спо­со­бы по­зна­ва­тель­ной де­я­тель­но­сти, вне вся­ко­го со­мне­ния, долж­ны иметь мо­раль­ные огра­ни­чи­те­ли и филь­тры.

Опре­де­ли­те, какие по­ло­же­ния тек­ста носят

1) фак­ти­че­ский ха­рак­тер; 2) ха­рак­тер оце­ноч­ных суж­де­ний; 3) ха­рак­тер тео­ре­ти­че­ских по­ло­же­ний.

1. За­пи­ши­те слово, про­пу­щен­ное в схеме.

2. Най­ди­те по­ня­тие, ко­то­рое яв­ля­ет­ся обоб­ща­ю­щим для всех осталь­ных по­ня­тий пред­став­лен­но­го ниже ряда, и за­пи­ши­те цифру, под ко­то­рой оно ука­за­но.

1) ощу­ще­ние

2) пред­став­ле­ние

3) суж­де­ние

4) вос­при­я­тие

5) форма по­зна­ния

3. Ниже при­ве­ден ряд тер­ми­нов. Все они, за ис­клю­че­ни­ем двух, яв­ля­ют­ся ха­рак­те­ри­сти­кой сту­пе­ней по­зна­ния че­ло­ве­ком мира.

1) ощу­ще­ние

2) вос­при­я­тие

3) ги­по­те­за

4) пред­став­ле­ние

5) прак­ти­ка

6) суж­де­ние

7) по­ня­тие

5. Най­ди­те в при­ведённом ниже спис­ке черты, при­су­щие на­уч­но­му по­ни­ма­нию ис­ти­ны. За­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

1) зна­ние, вы­ра­жен­ное в до­ступ­ной форме

2) зна­ние, по­лу­чен­ное в ре­зуль­та­те адек­ват­но­го от­ра­же­ния объ­ек­та по­зна­ю­щим субъ­ек­том

3) зна­ние, вос­про­из­во­дя­щее по­зна­ва­е­мый объ­ект таким, каким он су­ще­ству­ет не­за­ви­си­мо от со­зна­ния че­ло­ве­ка

4) зна­ние, со­от­вет­ству­ю­щее ин­те­ре­сам субъ­ек­та

5) зна­ние, име­ю­щее ши­ро­кие воз­мож­но­сти для рас­про­стра­не­ния

6) зна­ние, ко­то­рое раз­де­ля­ет боль­шин­ство людей

6. Про­чи­тай­те при­ведённый ниже текст, каж­дое по­ло­же­ние ко­то­ро­го обо­зна­че­но бук­вой.

(А) Ис­ти­на — зна­ние до­сто­вер­ное, объ­ек­тив­ное, со­от­вет­ству­ю­щее по­зна­ва­е­мым пред­ме­там и яв­ле­ни­ям. (Б) Оче­вид­но, что че­ло­век стре­мит­ся к по­сти­же­нию ис­ти­ны пре­жде всего для ути­ли­тар­ных целей, по­лу­че­ния прак­ти­че­ской поль­зы. (В) Учёные до­бы­ва­ют ис­ти­ну при по­мо­щи осо­бых ме­то­дов: эм­пи­ри­че­ских и тео­ре­ти­че­ских. (Г) На пути к по­зна­нию за­ко­нов раз­ви­тия ми­ро­зда­ния учёным сле­ду­ет быть осо­бен­но от­вет­ствен­ны­ми. (Д) Пути по­зна­ния и спо­со­бы по­зна­ва­тель­ной де­я­тель­но­сти, вне вся­ко­го со­мне­ния, долж­ны иметь мо­раль­ные огра­ни­чи­те­ли и филь­тры.

Опре­де­ли­те, какие по­ло­же­ния тек­ста носят

1) фак­ти­че­ский ха­рак­тер; 2) ха­рак­тер оце­ноч­ных суж­де­ний; 3) ха­рак­тер тео­ре­ти­че­ских по­ло­же­ний.

Итоговый контроль по теме «Познание»

1. Установите соответствие между

Процессы

Формы познания

А) отражение вещей, явлений, процессов в их существенных и отличительных признаках

1) чувственное познание

Б) отражение отдельных свойств предмета, непосредственно воздействующего на человека

2) рациональное познание

В) возникновение образа предмета, в данный момент не воспринимаемого

Г) утверждение или отрицание чего-либо о предметах, явлениях, их свойствах и отношениях

Д) отражение целостных образов предметов и явлений при их непосредственном воздействии на рецепторы

2. Прочитаи?те приведе?нныи? ниже текст, каждое положение которого обозначено определе?ннои? буквои?.

(А) Научное познание — одна из форм познания мира. (Б) Новые возможности научного познания значительно расширяют наше знание о человеке и облегчают диагностику его заболеваний. (В) Так, с помощью созданных в «Сколково» браслетов и других мобильных замерительных устройств можно замерять вес, пульс, содержание сахара в крови. (Г) Создаваемые базы данных дали врачам возможность следить за самочувствием больных в режиме реального времени и консультировать их с помощью Skype. (Д) Виртуальные обследования становятся все более и более популярными.

А

Б

В

Г

Д

Определите, какие положения текста имеют

1. фактический характер 2. характер оценочных суждений3. характер теоретических утверждений

3. Ниже при­ведён пе­ре­чень ха­рак­те­ри­стик. Все они, за ис­клю­че­ни­ем двух, от­но­сят­ся к ме­то­дам по­зна­ния.

1) на­блю­де­ние за яв­ле­ни­ем; 2) рас­про­стра­не­ние мне­ния; 3) ху­до­же­ствен­ный вы­мы­сел; 4) мыс­лен­ное мо­де­ли­ро­ва­ние; 5) про­ве­де­ние экс­пе­ри­мен­та; 6) опи­са­ние объ­ек­та.

4. Ниже при­ведён пе­ре­чень тер­ми­нов. Все они, за ис­клю­че­ни­ем двух, пред­став­ля­ют ме­то­ды на­уч­но­го по­зна­ния мира.

5. Най­ди­те в при­ве­ден­ном спис­ке осо­бен­но­сти, от­ли­ча­ю­щие на­уч­ное по­зна­ние от дру­гих видов по­зна­ния че­ло­ве­ком мира. За­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми эти осо­бен­но­сти ука­за­ны.

1) тео­ре­ти­че­ское обоб­ще­ние фак­тов 2) кон­ста­та­ция про­те­ка­ния от­дель­ных со­бы­тий

3) об­раз­ность и ори­ги­наль­ность от­ра­же­ния объ­ек­тив­ной ре­аль­но­сти

4) стрем­ле­ние к до­сто­вер­но­му, ис­тин­но­му зна­нию

5) изу­че­ние про­цес­сов и яв­ле­ний со сто­ро­ны за­ко­но­мер­но­стей и при­чин

6. Най­ди­те в при­ве­ден­ном ниже спис­ке черты, при­су­щие толь­ко на­уч­но­му по­зна­нию. За­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

1) ис­поль­зо­ва­ние по­ня­тий

2) ло­ги­че­ское вы­ве­де­ние умо­за­клю­че­ний

3) экс­пе­ри­мен­таль­ное под­твер­жде­ние ре­зуль­та­тов

4) от­кры­тость ра­ци­о­наль­ной кри­ти­ке лю­бо­го по­ло­же­ния

5) опора на дан­ные опыта чув­ствен­но­го по­зна­ния

7. Ука­жи­те в при­ве­ден­ном пе­реч­не эм­пи­ри­че­ские ме­то­ды на­уч­но­го по­зна­ния

1) Уче­ные-вул­ка­но­ло­ги на­блю­да­ют за ак­тив­но­стью вул­ка­на Этна

2) Уче­ные-ис­то­ри­ки вы­дви­ну­ли ги­по­те­зу про­ис­хож­де­ния на­зва­ния «Русь» от при­бал­тий­ско­го пле­ме­ни ругов.

3) Эко­но­ми­сты тео­ре­ти­че­ски обос­но­ва­ли пер­спек­ти­вы раз­ви­тия гло­баль­ной эко­но­ми­ки.

4) Эко­ло­ги про­ве­ли при по­мо­щи спе­ци­аль­но­го зонда замер про­зрач­но­сти вод озера Бай­кал.

5) Опыт­но-экс­пе­ри­мен­таль­ным путем спе­ци­а­ли­сты в об­ла­сти ген­ной ин­же­не­рии вы­яви­ли ген, спо­соб­ству­ю­щий за­бо­ле­ва­нию раком.

8. Най­ди­те в при­ведённом ниже спис­ке ха­рак­те­ри­сти­ки эм­пи­ри­че­ско­го уров­ня на­уч­но­го по­зна­ния. За­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

1) не­по­сред­ствен­ное на­блю­де­ние от­дель­ных фак­тов и яв­ле­ний 2) вы­дви­же­ние и обос­но­ва­ние ги­по­тез

3) фик­са­ция обоб­ще­ний в виде за­ко­нов 4) по­лу­че­ние ко­ли­че­ствен­ных дан­ных об изу­ча­е­мом объ­ек­те

5) раз­ра­бот­ка на­уч­ных тео­рий 6) объ­яс­не­ние су­ще­ству­ю­щих вза­и­мо­свя­зей

9. Владимир работает в биологическом исследовательском институте. Какие из приведенных фактов свидетельствуют о том, что он занимается научной деятельностью? Запишите цифры, под которыми они указаны.

1. регулярно посещает библиотеку 2. руководит комиссией по аттестации сотрудников института

3. анализирует публикации по проблемам развития биологии 4. ведет эксперимент в области молекулярной биологии

5. состоит членом профсоюзной организации института 6. выступил с докладом о результатах своей деятельности на симпозиуме ученых

10. Ученые лаборатории ведут исследования в области физики твердого тела. Какие черты отличают научное познание от других видов познавательной деятельности? Выберите из приведенного перечня нужные позиции и запишите цифры, под которыми указаны.

1. опора на данные наблюдений 2. экспериментальное подтверждение выводов

3. учет накопленного опыта 4. использование форм рационального познания

5. разработка обоснованных теорий 6. применение строго определенных понятий

11. Установите соответствие между

Особенности познания

Виды познания

А) добываются специальными методами

1) обыденные знания

Б) предполагают проверку истинности полученных сведений

2) научные знания

В) формируются на основе наблюдений

Г) опираются на теоретические обобщения

Д) возникают в процессе совершения бытовых действий

12. Установите соответствие между характеристиками и соответствующими видами мировоззрения

Характеристики

Виды мировоззрения

А) уподобление природного мира миру человеческому

1) мифологическое

Б) интуитивное понимание реальности

2) научное

В) рациональное осмысление мира

Г) опора на проверенные и подтвержденные истины

Д) единство (нерасчлененность) знаний и верований

13. Выберите верные суждения о познавательной деятельности человека и запишите цифры, под которыми они указаны.

1. Восприятие является формой рационального познания.

2. Истинным считается только то знание, которое не может быть уточнено или опровергнуто в дальнейшем.

3. Одним из критериев истины выступает практика.

4. Обыденное познание в отличие от научного не введет к истинному знанию.

5. Одной из форм чувственного познания является представление

14. Най­ди­те в при­ведённом ниже спис­ке при­зна­ки, от­ли­ча­ю­щие на­уч­ное по­зна­ние от дру­гих видов по­зна­ния, и за­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

1) субъ­ек­тив­ный ха­рак­тер ис­поль­зу­е­мых суж­де­ний

2) до­ступ­ная форма из­ло­же­ния

3) экс­пе­ри­мен­таль­ная про­вер­ка ре­зуль­та­тов

4) опора на ав­то­ри­тет

5) вза­и­мо­связь тео­ре­ти­че­ско­го и эм­пи­ри­че­ско­го уров­ней

6) раз­ра­бот­ка спе­ци­аль­но­го по­ня­тий­но­го ап­па­ра­та

За­да­ние 20 № 5163. Про­чи­тай­те при­ведённый ниже текст, в ко­то­ром про­пу­щен ряд слов. Вы­бе­ри­те из пред­ла­га­е­мо­го спис­ка слова, ко­то­рые не­об­хо­ди­мо вста­вить на место про­пус­ков.

Слова в спис­ке даны в име­ни­тель­ном па­де­же. Каж­дое слово может быть ис­поль­зо­ва­но толь­ко один раз.

Вы­би­рай­те по­сле­до­ва­тель­но одно слово за дру­гим, мыс­лен­но за­пол­няя каж­дый про­пуск. Об­ра­ти­те вни­ма­ние на то, что в спис­ке слов боль­ше, чем Вам по­тре­бу­ет­ся для за­пол­не­ния про­пус­ков.

Спи­сок тер­ми­нов:

1) ин­фор­ма­ция

2) по­зна­ние

3) на­блю­да­тель

4) сред­ства

5) ме­то­ды

6) ис­ти­на

7) на­блю­де­ние

8) вни­ма­ние

9) объ­ек­ты

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *