Пример муниципального правоотношения

Муниципальные правоотношения

Муниципальные правоотношения (муниципально-правовые отношения) – это отношения, урегулированные нормами муниципального права и складывающиеся между субъектами муниципального права в сфере местного самоуправления. Как и любые правоотношения, муниципальные правоотношения складываются из следующих структурных элементов: субъекты, объекты и содержание правоотношений.

Субъектов муниципальных правоотношений, т.е. тех, кто наделен правами, обязанностями, полномочиями в сфере местного самоуправления, можно разделить на четыре группы: индивидуальные субъекты; коллективные субъекты; политико-территориальные образования; социальные общности.

В первой группе следует выделить общих и специальных субъектов. В числе общих субъектов – граждане Российской Федерации, иностранные граждане, лица без гражданства. В числе специальных субъектов – избиратели, депутаты представительных органов местного самоуправления, должностные лица органов местного самоуправления, муниципальных организаций, негосударственных объединений, государственных органов, муниципальные служащие. Круг специальных субъектов настолько многообразен, насколько многообразны муниципальные отношения.

В группе коллективных субъектов – органы местного самоуправления, государственные органы, органы территориального общественного самоуправления, другие негосударственные (не муниципальные) объединения как коммерческие, так и некоммерческие.

В группу политико-территориальных образований входят муниципальные образования, субъекты РФ, сама Российская Федерация.

В группе социальных общностей – население муниципальных образований (местные сообщества жителей), население (народы) субъектов РФ, многонациональный народ Российской Федерации.

Объекты правоотношений – то, по поводу чего взаимодействуют субъекты правоотношений на основе своих прав, обязанностей, полномочий. В числе объектов муниципальных отношений – территория муниципальных образований, муниципальное имущество, муниципальные правовые акты, поведение муниципальных служащих и др.

Содержание муниципальных правоотношений составляют полномочия, права и обязанности их субъектов (участников). Эти полномочия, права, обязанности возникают в сфере осуществления функций местного самоуправления. Они включают в себя, к примеру, право жителей на образование муниципальных образований и корреспондирующую ему обязанность органов власти обеспечить соответствующее волеизъявление людей и принять меры к учреждению нового муниципального образования, если решение об этом принято жителями.

По своей природе рассматриваемые правоотношения могут быть основаны на нормах как материального, так и процессуального права. Так, избиратели на муниципальных выборах осуществляют свое избирательное право, имеющее материальную природу. В то же время порядок реализации этого права определяется процессуальными нормами.

Система муниципального права

Система муниципального права – его устройство, деление на составные элементы, институты и их целостное соединение. Прежде всего в системе муниципального права обособляются муниципально-правовые нормы и нормы иных отраслей права. Нормы гражданского, земельного, административного, финансового права, иные нормы входят в систему муниципального права в той части, в какой они направлены на регулирование муниципальных отношений, т.е. функционально . При этом они исходно пребывают в системе своих отраслей права.

Нормы муниципального права (собственно муниципальные нормы и нормы иных отраслей, нацеленные на регулирование отношений местного самоуправления) разделяются на общую и особенную часть. Общая часть – совокупность норм, распространяющих свое действие на все составные части данной отрасли (общемуниципальные обобщения). Особенная часть – совокупность норм, регулирующих отдельные группы муниципальных отношений.

Общую часть муниципального права составляют конституционные нормы, нормы Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ. Те нормы, что закрепляют назначение местного самоуправления, его цели, принципы, гарантии, общеотраслевые понятия (муниципальное образование, органы местного самоуправления и др.), коллизионные правила, организационные, территориальные, финансово-экономические основы местного самоуправления, входя в общую часть муниципального права, составляют ядро отдельных институтов особенной части муниципального права.

Особенная часть содержит институты, включающие материальные и процессуальные нормы, регулирующие от дельные стороны местного самоуправления, закрепляющие статус и порядок деятельности отдельных субъектов муниципального права. В число институтов особенной части муниципального права входят:

  • 1) институт муниципально-территориального устройства, включающий субинституты муниципально-территориального деления и муниципально-территориального процесса;
  • 2) институт статуса и порядка деятельности глав муниципальных образований, представительных, исполнительных, контрольных органов, муниципальных избирательных комиссий, их должностных лиц, депутатов;
  • 3) институт муниципальной службы;
  • 4) институт системы и статуса муниципальных правовых актов, порядка их принятия;
  • 5) институт условий и порядка формирования органов местного самоуправления не на основе норм избирательного законодательства (институт двухстепенных выборов представительных органов муниципальных районов);
  • 6) институт непосредственного осуществления гражданами местного самоуправления, муниципальной власти, включающий субинституты муниципальных выборов, местных референдумов, сходов, голосований по вопросам местного значения;
  • 7) институт участия граждан в осуществлении функций местного самоуправления органами местного самоуправления, включающий субинституты статуса и порядка деятельности территориального общественного самоуправления, его органов, собраний, конференций жителей, публичных слушаний, опросов жителей, правотворческих инициатив граждан;
  • 8) институт межмуниципального сотрудничества;
  • 9) институт муниципальных наград и почетных званий;
  • 10) институт муниципальной символики;
  • 11) институт муниципальной собственности и порядка управления объектами муниципальной собственности;
  • 12) институт муниципальных финансов.

Нормы, закрепляющие полномочия, публичные права органов местного самоуправления, должностных лиц местного самоуправления в отдельных областях местной жизни, регулирующие вопросы ответственности названных субъектов, входят в состав института статуса и порядка деятельности органов местного самоуправления.

Существуют и иные взгляды на систему муниципального права . Так, С. Д. Князев и E. Н. Хрусталев в общую часть муниципального права включают нормы, действующие на всей территории РФ и определяющие исходные начала организации местного самоуправления во всех муниципальных образованиях. Особенную часть составляют нормы, действующие на территории отдельных субъектов РФ . E. С. Шугрина к общей части относит институты правовых, территориальных, организационных, финансово-экономических основ местного самоуправления, ответственности органов местного самоуправления, гарантий местного самоуправления, а к особенной части – нормы, регулирующие полномочия органов местного самоуправления и их должностных лиц по управлению муниципальным хозяйством, в социально-культурной сфере, в сфере обеспечения законности и правопорядка и т.п.

А. Н. Костюков, выделяя в муниципальном праве общую и особенную части, в структуру общей части включает ряд основных институтов: общей характеристики муниципального права как отрасли права; территориальной организации местного самоуправления; организации аппарата муниципальной власти; муниципальных правовых актов; непосредственного участия населения в осуществлении местного самоуправления; межмуниципального сотрудничества; юридической ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления; гарантий местного самоуправления. В число институтов особенной части А. Н. Костюков включает институты: общей характеристики компетенции органов местного самоуправления; полномочий органов местного самоуправления в бюджетной и финансово-кредитной сфере; полномочий органов местного самоуправления в сфере управления муниципальной собственностью; полномочий органов местного самоуправления в области земельных отношений; полномочий органов местного самоуправления по управлению муниципальным хозяйством; полномочий органов местного самоуправления в социально-культурной сфере; полномочий органов местного само управления в сфере обеспечения законности и правопорядка .

Не все авторы полагают возможным выделять в муниципальном праве его общую и особенную части. Таков, например, подход О. Е. Кутафина и В. И. Фадеева. Они в структуре муниципального права выделяют группы норм, закрепляющие: 1) местное самоуправление в системе народовластия; 2) территориальные, организационные, финансово-экономические основы местного самоуправления; 3) предметы ведения и полномочия местного самоуправления; 4) гарантии местного самоуправления; 5) ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, контроль за их деятельностью .

Правоведение для чайников – 2. Правоотношения, юридические факты и правосубъектность

Продолжаю серию заметок «Правоведение для чайников». Первую заметку «Что такое право?» я опубликовал неделю назад. Прошу моих читателей — «нечайников» указывать на существенные ошибки, а также дополнять текст своими мыслями или интересными примерами. Заметки рассчитаны на людей без юридического образования, которые хотят больше узнать о правовой сфере, а также на школьников, которые готовятся к сдаче ЕГЭ по обществознанию.
Термин «правоотношение» практически неизвестен людям без юридического образования. Но крайне важно разобраться со смыслом этого слова, потому что без него невозможно понять многие другие вещи.
Итак, правоотношение – это общественное отношение, урегулированное нормами права, участники которого связаны взаимными субъективными правами и юридическими обязанностями.
Ну а теперь по порядку.
Что такое «общественные отношения»? Если говорить просто, то это отношения между людьми по какому-либо поводу.
Вообще, общественных отношений очень много, в том числе тех, которые нормами права не урегулированы. Возьмём, например, отношения между мужчиной и женщиной. Есть много вопросов, по поводу которых им нужно договариваться – кто моет посуду, кто платит в ресторане, где проводить отпуск, как разрешать конфликты, когда нужно съезжаться и так далее и тому подобное. Все эти и многие другие вопросы изучают психология, философия, этика, сексология и другие науки, а сами люди руководствуются разными социальными нормами (прежде всего, моральными). Но право в эти вопросы не вмешивается. Даже если стороны договорились о чём-то – «я буду мыть посуду, если ты будешь готовить!» – государство не защищает эти договорённости и не принуждает стороны к исполнению. Соответственно, это отношение – общественное, но не правовое. И даже если они поженятся, право вмешается в эти отношения только по одному поводу – относительно имущества, которое у них появится во время брака.
Но есть много таких отношений, которые право активно регулирует. Именно поэтому в определении указано – «урегулированное нормами права». Такие отношения возникают при заключении сделок, нарушении закона, исполнении служебных обязанностей и по многим другим вопросам.
Обычно право регулирует отношения между людьми следующим образом: в определённой ситуации даёт одному право, а на другого налагает обязанность. И если второй свою обязанность не выполняет, то государство по требованию первого наказывает нарушителя или принуждает эту обязанность выполнить. Вот и вся нехитрая схема. Причём права и обязанности могут быть не только у людей, но и у организаций, в том числе у государства.
Право, которое налагают на одну из сторон правоотношения, – это право в субъективном смысле или субъективное право (о разнице между субъективным и объективным правом см. первую статью «Что такое право?»). Означает оно возможность человека выбирать модель поведения. Причём эта возможность охраняется государством. Например, право на свободу передвижения даёт человеку возможность как поехать куда-то, так и остаться на месте. Право требовать возврата долга даёт человеку возможность как требовать его, так и не требовать. Государство, давая право человеку, как бы говорит: «Ты можешь поступить так, а можешь и не поступать – выбор за тобой, в этом и есть твоё право. А если кто-то будет нарушать твоё право – мы его накажем».
Обязанность (также её называют юридической обязанностью) – это модель поведения, которое государство требует от человека в какой-то ситуации. Подписал человек договор – обязан выполнять, совершил преступление – обязан ответить, поступил на работу – обязан работать, получил доход – обязан уплатить налоги. Юридическая обязанность не даёт человеку выбора – он должен поступить именно так, как предписывает закон или договор. Государство, налагая на человека обязанность, как бы говорит ему: «Ты обязан поступить так, других вариантов нет, в этом и есть твоя обязанность. А если будешь нарушать – мы тебя накажем».
Примеры и виды правоотношений
Наиболее явный пример правоотношения – заключение договора, в котором прописаны взаимные права и обязанности. Например, владелец квартиры подписал с кем-то договор найма жилого помещения (в просторечии – договор аренды). Из-за этого у владельца квартиры появляется обязанность предоставить жильцу помещение на указанный в договоре срок, а у жильца – право требовать предоставления этого помещения. В свою очередь у владельца квартиры появляется право требовать от жильца своевременной оплаты, а у жильца – обязанность своевременно оплачивать квартиру. Может возникнуть ещё с десяток взаимных прав и обязанностей по другим вопросам: кто и как убирает помещение, платит коммунальные платежи, делает текущий ремонт. И каждый раз праву одного человека будет соответствовать обязанность другого. Это один из примеров имущественного отношения, которое регулируется гражданским правом.
Если человек поступает на работу, то он вступает с работодателем в трудовые отношения. Цитата из ст. 15 Трудового кодекса РФ: «Трудовые отношения — отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции…». Как мы видим, у работника после заключения трудового договора возникает обязанность лично выполнять работу и право получать за это заработную плату. В свою очередь, у работодателя есть право требовать от работника выполнения работы (и даже уволить за её невыполнение) и обязанность выплачивать ему заработную плату. Есть множество других взаимных прав и обязанностей, связанных с имуществом работодателя, безопасностью труда, отпусками и выходными, но на них пока не будем останавливаться. Главное – понять основную идею.
А если человек совершил преступление, то тут безо всякого договора у него появляются права и обязанности в отношениях с государством. У государства и его представителей появляется право наказать человека в соответствии с законом, а у преступника, в свою очередь – обязанность претерпеть последствия наказания. Одновременно с этим, как считает юридическая наука, у преступника тоже есть права, а у государства – обязанности. Например, право преступника – отвечать только за конкретно совершенное преступление и только в пределах, обозначенных законом. Этому праву соответствует обязанность государства точно квалифицировать преступление и применить только то наказание, которое за него предусмотрено.
При совершении преступления, кстати, может возникнуть ещё одно правоотношение – между преступником и потерпевшим. Потерпевший – тот, кому преступление нанесло вред – имеет право взыскать ущерб с преступника, а преступник имеет обязанность возместить этот ущерб. Если потерпевший хочет, он может в рамках уголовного дела заявить гражданский иск, либо после завершения уголовного дела подать на преступника в суд в рамках гражданского судопроизводства.
Не следует путать одно правоотношения с другим. Отношения государства и преступника регулируются уголовным правом, и преступника наказывают в соответствии с Уголовным кодексом РФ. А отношения потерпевшего и преступника регулируются гражданским правом, и потерпевший может взыскать ущерб в соответствии с Гражданским кодексом РФ.
Надо иметь в виду, что количество прав одного человека соответствует количеству обязанностей другого человека, но никак не зависит от количества прав другого человека. Бывает даже, что у одного участника правоотношений есть только права, а у другого – только обязанности.
Возьмём, например, норму из семейного права. Все знают, что родители обязаны содержать своих несовершеннолетних детей. Но не все знают, что у совершеннолетних детей тоже могут появиться обязанности по отношению к родителям: «Трудоспособные совершеннолетние дети обязаны содержать своих нетрудоспособных нуждающихся в помощи родителей и заботиться о них» (ч. 1 ст. 87 Семейного кодекса РФ). Как мы видим, трудоспособным совершеннолетним детям закон в этих правоотношениях не даёт никаких прав, а только налагает обязанности, а именно – содержать нетрудоспособных нуждающихся в помощи родителей. А на родителей, в свою очередь, закон не налагает никаких обязанностей, а только лишь даёт им право требовать содержания.
Или норма из права социального обеспечения – если рабочий на заводе из-за производственной травмы стал инвалидом и больше не может работать, у него возникает правоотношение с Фондом социального страхования (ФСС). Рабочий тут не имеет обязанностей, но имеет право требовать страховые выплаты от ФСС. А ФСС, соответственно, имеет обязанность выплатить рабочему эти деньги, но никаких прав по отношению к нему не имеет. Это правоотношение урегулировано федеральным законом «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» – в нём определены сроки, порядок и размеры этих выплат.
Все правоотношения принято делить на относительные и абсолютные.
Указанные выше примеры – это относительные правоотношения. В них право одного человека соответствует обязанности другого человека. Правда, и с той, и с другой стороны может быть не только один человек, но и несколько человек, организация (в том числе государство) или несколько организаций. Но круг этих людей и организаций строго определён.
А есть ещё абсолютные правоотношения. Это когда право есть у определённого человека или организации (или у определённых людей или организаций), а обязанность – у неопределённого круга людей и организаций. Например, вы написали книгу – и тут же возникло абсолютное правоотношение. Состоит оно в том, что у вас есть исключительные права на использование этой книги, а у остальных семи миллиардов жителей нашей планеты и сотен миллионов организаций – обязанность не нарушать эти права. То же самое с правом собственности: вы купили земельный участок – и у всех остальных появилась обязанность не нарушать ваше право владеть, пользоваться и распоряжаться этим участком.
Почему так важно понять термин «правоотношение»? Прежде всего, он помогает уложить в голове всё в понятную логическую структуру и разобраться, что же именно регулирует право и как оно это делает. А делает оно это, повторюсь, таким вот простым образом: в какой-то ситуации даёт одним права, а на других налагает соответствующие обязанности.
Изучение любой отрасли права (уголовного, гражданского, семейного) начинается с определения тех отношений, которые она регулирует. Мы смотрим, что это за отношения, в чём их особенности, кто может быть их субъектом, как они возникают и прекращаются и т. д. Например: «Административное право — это отрасль права, регулирующая общественные отношения в сфере управленческой деятельности государственных органов и должностных лиц» или «Гражданское право – отрасль права, регулирующая имущественные, а также связанные и не связанные с ними личные неимущественные отношения, основанные на имущественной самостоятельности и юридическом равенстве сторон».
Также важно понимать, в каких случаях какие правоотношения возникают и в чём они состоят. А то вы, сами того не подозревая, внезапно можете оказаться участником какого-то правоотношения. Например, договор, из которого возникают имущественные права и обязанности, – это не обязательно бумага с датой и подписью. Закон позволяет заключить договор следующим образом: вы что-то кому-то предлагаете, а тот соглашается. И если вы докажете этот факт (например, предоставив переписку), то суд может признать наличие правоотношений. На языке гражданского права это называется «направлением оферты» (предложение заключить договор) и «акцептом» (принятие предложения) и регулируется главой 28 Гражданского кодекса РФ.
Скажем, вы предприниматель и написали другому предпринимателю: «Готов поставить вам такой-то товар по такой-то цене. Доставка входит в стоимость, отгрузка – в течение двух дней после предоплаты». Вы, может, думали, что ещё всё обсудите и обговорите, а тот в ответ пишет: «Хорошо, привозите по такому-то адресу. Деньги вам перечислил». И всё: у вас возникли правоотношения. В течение двух дней вы обязаны доставить товар. Иначе суд может обязать вас не только возвратить полученные деньги, но и возместить возможные убытки от неисполнения договора, выплатить неустойку и что-нибудь ещё.
Или, например, трудовые отношения – они возникают не только после заключения трудового договора. В ст. 16 Трудового кодекса РФ указано: «Трудовые отношения между работником и работодателем возникают также на основании фактического допущения работника к работе с ведома или по поручению работодателя или его уполномоченного на это представителя в случае, когда трудовой договор не был надлежащим образом оформлен». Так что если работодатель допустил человека к работе, то с точки зрения закона у них возникли трудовые отношения со взаимными правами и обязанностями. И, например, работник не может бросить эту работу, не уведомив работодателя за две недели (ст. 80 ТК РФ), а работодатель не может уволить такого работника, если на то нет причин, перечисленных в законе (ст. 81 ТК РФ).
В общем, будьте аккуратнее: одно неловкое движение – и вы уже в правоотношениях.
Юридические факты
Для этого самого неловкого движения придуман важный термин «юридический факт». Юридический факт – это события или действия, в результате которых возникают, изменяются или прекращаются правоотношения.
Например, два человека заключили договор о купле-продаже товара – возникло правоотношение. У продавца – право получить за него деньги и обязанность передать товар, у покупателя – обязанность уплатить деньги и право получить товар. Значит, договор (точнее – заключение договора) – это юридический факт, в результате которого возникло правоотношение.
Если они подписали дополнительное соглашение к договору (например, что срок доставки откладывается, в связи с чем продавец обещает снизить цену) – правоотношение изменилось (у продавца и покупателя остались примерно те же права и обязанности, но с некоторыми изменениями). Значит, заключение допсоглашения – это юридический факт, в результате которого изменилось правоотношение.
Наконец, два человека расторгли договор – правоотношение прекратилось (продавец и покупатель теперь не имеют никаких взаимных прав и обязанностей). Значит расторжение договора – это юридический факт, в результате которого прекратилось правоотношение
Юридические факты делят на действия и события. Действия – это то, что происходит по воле человека. Например, заключение договора, судебное решение, причинение вреда другому человеку, совершение преступления, заключение брака. А событие – это то, что происходит помимо воли человека. Например, стихийное бедствие, смена времён года, смерть человека.
Скажем, ваша машина застрахована по КАСКО от полной гибели (так называемый «тотал»). И вот случился ураган, на вашу застрахованную машину упало повалившееся дерево и разрушило её – это событие и будет юридическим фактом. Благодаря нему возникнет новое правоотношение между вами и страховой компанией. Главная особенность этого правоотношения: у вас появится право требовать от неё страховую выплату, а у страховой компании – обязанность произвести эту выплату.
Субъекты права
Субъект права – это тот, кто может иметь субъективные права и нести юридические обязанности или быть участником правоотношения. Обычно разделяют понятие «субъект права» – тот, кто потенциально может быть участником правоотношений, и «субъект правоотношений» – тот, кто уже является участником конкретных правоотношений.
Из понятия «субъект права» логически выводится понятие «правосубъектность» – это способность кого-то или чего-то быть субъектом права.
Кто и что относится к субъектам права? Или, перефразируя вопрос, кто и что обладает правосубъектностью?
Прежде всего, это люди. Причём все без исключения.
Сегодня все люди обладают правосубъектностью с момента рождения до момента смерти. Но так было не всегда. В рабовладельческом обществе (например, в Древнем Риме) раб не был субъектом права. Иногда законы охраняли его от чересчур жестокого обращения, как сейчас законы охраняют животных, но в целом его положение ничуть не отличалось от положения животного или, скажем, автомобиля: хозяин мог его продать, подарить, сдать в аренду или ликвидировать. С другой стороны, раб не нёс ответственности за свои действия, как сейчас не несёт её животное или автомобиль. Кому они принадлежат, тот и несёт ответственность. Если же хозяин отпускал раба на волю, то после надлежащего оформления тот как бы юридически рождался для общества – отныне он становился не «говорящей вещью», а самостоятельным субъектом права.
Но сегодня, повторюсь, каждый человек является субъектом права. А животные – не являются, о чём нам прямо говорит ст. 137 Гражданского кодекса РФ: «К животным применяются общие правила об имуществе…». То есть все животные, кроме человека, – не субъекты права, а имущество, и никаких прав и обязанностей у животных быть не может.
Лирическое отступление: в мире животных
То, что животное – это не субъект права, для многих может стать открытием. Ведь мы постоянно слышим о зоозащитниках, которые отстаивают права животных на достойное существование. Но «права животных» – это, скорее, фигура речи, потому что никаких прав в юридическом смысле у животных нет. Такие права есть только у людей и организаций — в том числе у государства.
В частности, у государства есть право наказать человека за жестокое обращение с животными согласно ст. 245 Уголовного кодекса РФ. Состав преступления там дословно описан так: «Жестокое обращение с животными, повлекшее их гибель или увечье, если это деяние совершено из хулиганских побуждений, или из корыстных побуждений, или с применением садистских методов, или в присутствии малолетних». Возможные наказания – штраф, обязательные или исправительные работы, ограничение свободы до одного года или арест до шести месяцев.
Обращаю внимание на формулировку из УК РФ. Из неё видно, что просто убийство животного не считается преступлением и никакого права на жизнь у животных нет, в отличие от человека. Это естественно, иначе мы бы не могли купить мясо в магазине. Преступлением считаются только те случаи, когда к гибели или увечью животного привело жестокое обращение. То есть, если совсем упростить, убивать животных можно, и лучше всего – быстро и безболезненно. А вот мучить животных ради развлечения, наживы или в присутствии малолетних, да так, что это приведёт к их гибели или увечью, – нельзя.
Наличие этой статьи отнюдь не говорит о том, что животные являются субъектом права. Ведь правоотношения после описанного выше убийства или увечья возникают не между животным и её мучителем, а между мучителем и государством. Просто государство считает, что мучить животных нехорошо, и виновного в этом следует наказать. Государство в лице правоохранительных органов и суда привлекает человека к ответственности, а тот несёт наказание.
Примерно то же самое происходит, когда человек уничтожает или повреждает другие объекты, охраняемые законом. Если он сорвёт растение, занесённое в Красную книгу, или сбросит ядовитые отходы в озеро, или повредит архитектурный памятник, представляющий культурно-историческую ценность, то государство может его наказать. Но, разумеется, ни растение, ни озеро, ни архитектурный памятник не становятся из-за этого субъектами права, и никакие правы и обязанности у них не появляются.
Кроме того, в случае с животным правоотношения возникают между владельцем животного, если таковой существует, и мучителем. Владелец – будь то человек или юридическое лицо – может взыскать деньги за причинение ущерба его имуществу. Но само животное, если оно осталось в живых, конечно, никаких своих требований выдвигать не может.
Помимо людей, существуют и другие субъекты права – разного рода организации, созданные людьми.
Прежде всего, стоит упомянуть юридические лица – это организации, которые люди создают для ведения бизнеса, удовлетворения своих потребностей или достижения общественно полезных целей. Примеры юридических лиц – акционерные общества, производственные кооперативы, общественные организации, фонды (например, благотворительные), профсоюзы, религиозные организации, политические партии и т. д.
Термин «юридическое лицо», к сожалению, не все понимают правильно. Знаменитая цитата из классики: «Я пришел к вам, как юридическое лицо к юридическому лицу» (И.Ильф, Е.Петров «Золотой теленок») некорректна и многих запутала. На одном интернет-форуме я даже видел тему с заголовком «А почему физическое лицо не является юридическим?» Видимо, автор вопроса думал, что юридическое лицо – это лицо, которое выполняет какие-то юридические обязанности, и не понимал, почему люди не относятся к таким лицам.
Между тем, понятие «юридическое лицо» возникло именно для того, чтобы обозначить субъекты права, не являющиеся людьми. Просто люди издавна создавали организации, а эти организации уже заключали сделки, приобретали имущество, участвовали в судебных процессах, платили налоги. Конечно, всё это делали конкретные люди, работавшие в этих организациях. Но делали они это от имени организаций, и официально именно организации несли все права и обязанности. И вот в какой-то момент получилось, что такие организации с точки зрения закона стали очень похожи на людей.
В Средние Века даже возник богословский спор: можно ли корпорацию (то самое юридическое лицо) отлучить от церкви. Папа Римский Иннокентий IV в 1245 г. по этому поводу заявил, что всякое отлучение распространяется на душу и совесть и что поэтому не могут быть отлучаемы от церкви корпорации, у которых нет ни души, ни совести, ни воли, ни сознания и которые являются лишь отвлечёнными понятиями, правовыми наименованиями и фиктивными лицами.
Чтобы как-то различить людей и созданные ими организации, и придумали два термина: «физическое лицо» и «юридическое лицо». «Физическое лицо» – это физически существующий человек, которого можно увидеть и потрогать. А «юридическое лицо» – это организация, существующая только на бумаге и в сознании людей, то самое «отвлечённое понятие», по выражению Иннокентия IV. Увидеть и потрогать можно только имущество, которое принадлежит юридическому лицу, и людей, которые в ней работают. Тем не менее, по закону юридическое лицо имеет многие из тех прав и обязанности, которые есть и у человека.
Физические и юридические лица сокращённо называют «физлицами» и «юрлицами», а на профессиональном жаргоне – «физиками» и «юриками». Пример из речи юристов: «Это договор между физиком и юриком или между двумя юриками?».
Ещё один важный вид организаций, созданных людьми, – это государство. В чём-то оно похоже на юридическое лицо и тоже существует лишь на бумаге и в сознании людей. Мы можем увидеть и потрогать территорию, которую контролирует это государство, людей, которые в нём живут, имущество, которое ему принадлежит, но самого его физически тоже не существует.
Государство имеет уникальный правовой статус – оно само создаёт и охраняет право, выпуская законы и следя за их выполнением. Кроме того, государство может заключать сделки, владеть имуществом, быть истцом и ответчиком в суде и делать многое из того, что делает человек или юридическое лицо. В российском гражданском праве есть понятие «публично-правовое образование», в которое входят и государства (в нашем случае – Российская Федерация), и субъекты федерации (например, Липецкая область или Приморский край), и муниципальные образования (например, город Нижний Тагил или сельское поселение Красноусольское).
Государство и его отдельные части могут создавать организации, которым передают некоторые свои полномочия. Называются эти организации «государственными органами» и тоже могут быть субъектами права. К ним относятся министерства, федеральные агентства, разного рода службы и департаменты, внебюджетные фонды (пенсионный, социального страхования и обязательного медицинского страхования), суды и прокуратура. Они управляют жизнью общества, собирают и распределяют деньги, привлекают правонарушителей к ответственности, разрешают споры между гражданами и много чего ещё. В этих организациях работают должностные лица – это тоже физические лица, но действующие от имени и по поручению государства.
Итак, все люди и перечисленные выше организации обладают правосубъектностью, то есть способностью быть субъектом правоотношений. Этот термин в последнее время всплывает в дискуссиях, посвящённых нашему будущему, и тому, какие вопросы будут вставать перед юриспруденцией из-за бурного развития науки. Например, следует ли в будущем наделить правосубъектностью роботов с искусственным интеллектом, созданных генетиками разумных существ или представителей инопланетной разумной цивилизации, если мы таковую обнаружим.
Пока эти вопросы носят больше теоретический характер, но суды уже иногда сталкиваются с ними. Например, недавно в Нью-Йорке зоозащитники потребовали признать за шимпанзе некоторые из прав, которыми обладают люди. Пока – безрезультатно: «Попытки распространить юридические права на шимпанзе можно понять, когда-нибудь они даже могут увенчаться успехом», — указала Джаффе . Вместе с тем, она сообщила, что сейчас, в соответствии с законом, эти животные считаются собственностью, а не личностями. «У них нет никаких юридических прав, помимо тех, которые защищают их от физического насилия и прочего жестокого обращения», — подчеркнула судья» (ИТАР-ТАСС)
Правосубъектность и её элементы
Итак, правосубъектность – это способность живого существа или организации быть субъектом права или субъектом правоотношений. Правосубъектность включает в себя два более узких понятия – правоспособность и дееспособность.
Правоспособность – это возможность человека иметь субъективные права и юридические обязанности. У физического лица правоспособность есть с момента рождения и до момента смерти, у юридического – с момента создания (регистрации) до момента ликвидации.
Хотя все физлица и юрлица обладают правоспособностью, но её объём бывает разным. Например, до 18 лет гражданин РФ не имеет права голосовать и не имеет обязанности служить в армии. Тех же прав и обязанностей не имеет иностранный гражданин, проживающий в России, независимо от возраста. Одни юридические лица имеют право заниматься бизнесом или какой-то конкретной деятельностью, другие – нет.
А дееспособность – это способность своими собственными действиями (или в ряде случаев — бездействием) приобретать субъективные юридические права и обязанности, осуществлять и прекращать их.
Дело в том, что иногда люди, хоть и имеют права и обязанности, но не могут самостоятельно их осуществлять или не могут нести ответственности за нарушение своих обязанностей.</o:p>Например, несовершеннолетнему ребёнку (даже грудному младенцу) можно подарить или завещать квартиру, машину или иное имущество, и оно будет ему принадлежать. Однако распоряжаться этим имуществом – продать, сдать в аренду или заложить – он не сможет. До 18 лет это будут делать его законные представители (чаще всего – родители). И только после 18 лет он обладает полной дееспособностью и может сам распоряжаться своим имуществом.
Также человек до какого-то возраста не несёт ответственности за нарушение закона. Так, за совершение административного правонарушения можно привлечь только человека старше 16 лет. За совершение преступления по общему правилу ответственность наступает с 16 лет, и в некоторых случаях – с 14 лет.
Кроме того, психически больного человека в ряде случаев могут лишить дееспособности и во взрослом возрасте. В результате этого он формально будет иметь те же права и обязанности, но лично осуществлять их и лично нести ответственность он уже не сможет.
Отмечу, что разделение правосубъектности на правоспособность и дееспособность имеет значение, только когда мы говорим о людях. Что касается организаций, то они всегда сами осуществляют свои права и обязанности (через сотрудников и представителей). То есть у организаций существует единая правосубъектность, которую можно не делить на правоспособность и дееспособность. Правда, на практике в отношении организаций тоже употребляют термин «правоспособность».
Кроме того, в правовой науке понятие дееспособность делят на сделкоспособность и деликтоспособность. Первое – это возможность человека самостоятельно совершать сделки и вступать в имущественные отношения (в гражданском, трудовом, семейном праве). Второе – это способность человека нести ответственность за совершённое правонарушение (в том же гражданском праве, а также в уголовном и административном). Но в законах и судебных решениях такие термины почти не встречаются, там используют единое понятие «дееспособность» или (в случае с уголовным и административным правом) «вменяемость».
Резюме
Итак, правоотношение – это общественное отношение, урегулированное нормами права, участники которого связаны взаимными субъективными правами и юридическими обязанностями. Правоотношения существуют в самых разных ситуациях – при заключении договоров и совершении преступления, в семье и на работе, в вопросах государственного управления и социального обеспечения.
Бывают относительные и абсолютные правоотношения. В первом случае круг участников правоотношений строго определён. Во втором случае праву одного или нескольких субъектов соответствует обязанность неограниченного круга лиц.
Правоотношения возникают, изменяются или прекращаются из-за юридических фактов, которые делят на действия (например, заключение договора или совершение преступления) и события (например, смерть или стихийное бедствие, причинившее вред имуществу).
</o:p>Участниками правоотношений могут быть только субъекты права, т.е. те, кто обладает правосубъектностью. Правосубъектностью обладают люди, юридические лица, государства, части государства (регионы, города или посёлки), государственные органы и их должностные лица. В разных правоотношениях они имеют разные права и обязанности.
Правосубъектность делят на правоспособность (способность иметь права и нести обязанности) и дееспособность (способность своими действиями приобретать субъективные юридические права и обязанности, осуществлять и прекращать их).

Муниципальные правоотношения.

Под муниципальными правоотношениями понимаются общественные отношения, урегулированные нормами муниципального права, возникающие в системе местного самоуправления и закрепляющие взаимные права и обязанности их участников.

Своеобразие муниципальных правоотношений, прежде всего, проявляется в перечне их субъектов (участников).

Индивидуальными субъектами муниципальных правоотношений в различных комбинациях могут выступать:

а) общие субъекты:

· граждане;

· иностранцы;

· лица без гражданства;

б) специальные субъекты:

· избиратели;

· депутаты представительных органов местного самоуправления;

· должностные лица органов местного самоуправления;

· должностные лица муниципальных организаций, негосударственных объединений, государственных органов, муниципальные служащие.

В муниципальных правоотношениях в качестве политико-территориальных субъектов могут выступать:

· муниципальные образования (исключительно своеобразный субъект, в других отраслях его нет);

· субъекты Федерации;

· сама Российская Федерация.

В группу коллективных субъектов входят:

· органы местного самоуправления;

· государственные органы;

· органы территориального общественного самоуправления;

· другие негосударственные (не муниципальные) объединения, как коммерческие, так и некоммерческие.

В группе социальных общностей:

· население муниципальных образований (местные сообщества жителей);

· население (народы) субъектов Федерации;

· многонациональный народ России.

Есть также своеобразная группа субъектов муниципальных правоотношений, участвует в правоотношениях в связи с делегированными от самоуправляющихся субъектов полномочиями — это союзы и ассоциации муниципальных образований.

Комментируя этот перечень, необходимо отметить, что в новом Законе о местном самоуправлении от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ предусматривается возможность участия в осуществлении местного самоуправления иностранных граждан. Предусматривается это и смежным законодательством. В частности, в соответствии с п. 10 ст. 4 Федерального закона от 12 июня 2002 г. «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» на основании международных договоров Российской Федерации и в порядке, установленном законом, иностранные граждане, постоянно проживающие на территории соответствующего муниципального образования, имеют право избирать и быть избранными в органы местного самоуправления, участвовать в иных избирательных действиях на указанных выборах, а также участвовать в местном референдуме на тех же условиях, что и граждане Российской Федерации.

Россия в данном случае использует опыт ряда европейских государств, которые предоставляют иностранным гражданам активное и пассивное избирательное право участвовать в управлении делами местного сообщества на основе принципа взаимности

Объекты правоотношений — то, по поводу чего взаимодействуют субъекты правоотношений на основе своих прав, обязанностей, полномочий. К числу объектов муниципальных отношений относятся:

· территория муниципальных образований;

· муниципальное имущество;

· муниципальные правовые акты.

Содержание муниципальных правоотношений составляют полномочия, права и обязанности их субъектов (участников). Эти полномочия, права, обязанности возникают в сфере осуществления функций местного самоуправления. Они включают, к примеру, право жителей поселений на создание муниципальных образований и корреспондирующую ему обязанность органов власти обеспечить соответствующее волеизъявление людей и принять меры к учреждению нового муниципального образования, если решение об этом принято жителями.

В литературе можно встретить различные классификации муниципальных правоотношений:

1.По формам осуществления власти:

· отношения, возникающие в процессе решения вопросов местного значения, путём непосредственного выражения воли населения;

· отношения, связанные с деятельностью выборных и других органов местного самоуправления;

· отношения, которые возникают в процессе реализации органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий.

2.По областям общественной жизни:

· отношения, возникающие в области местного хозяйства;

· в области социально-культурного развития;

· в административно-политической жизнедеятельности муниципальных образований.

3.По месту местного самоуправления в системе российского федерализма:

· отношения, которые возникаю в связи с самостоятельной деятельностью населения или органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения;

· отношения, которые возникают в связи с деятельностью органов местного самоуправления по реализации отдельных государственных полномочий, делегированных субъектами РФ;

· отношения, возникающие в связи деятельностью органов местного самоуправления по реализации полномочий, делегированных федеральными государственными органами РФ.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *