Основные функции искусства

ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ ИСКУССТВА

Классификация основных функций искусства

Искусство пронизывает человеческую жизнь, и, по идее, оно должно быть таким же богатым, как и она. Искусство может не только описывать реальность и тем самым давать знание о самых разных ситуациях, но и оценивать эти ситуации, выражать чувства художника и возбуждать чувства зрителя, предостерегать, на чем-то настаивать, к чему-то призывать, выражать мольбы, заклинать и т.д.

Подразделение задач искусства на личностные и социальные носит весьма условный и неустойчивый характер и не может считаться окончательным ответом на вопрос о целях искусства и его ценности.

Четыре основные функции искусства

Можно попытаться внести ясность в этот вопрос, выделив четыре основные функции произведения искусства: познавательную (когнитивную), экспрессивную (выражение определенных чувств), оценочную и оректическую (внушение каких-то чувств). Рассмотрим эту тему более подробно.

Для систематизации функций искусства воспользуемся двумя оппозициями. Противопоставим мысль – чувству (воле, стремлению и т.п.), а выражение определенных состояний души – внушению таких состояний. Это даст простую систему координат, в рамках которой располагаются основные функции. Графически эту классификацию функций можно было бы представить в форме квадрата, одна диагональ которого соединяет познавательную и оценочную функции, а другая – экспрессивную и оректическую функции. Познание диаметрально противоположно оценке, а выражение чувств – их внушению.

Познание и выражение чувств можно назвать пассивными функциями искусства, оценку и внушение чувств – его активными функциями. Пассивные функции предполагают истолкование искусства как подражания (мимесиса). Активные функции не имеют отношения к подражанию реальности и требуют введения новой категории – категории побуждения, противоположной подражанию. Побуждение имеет в конечном счете свой целью пробудить активность человека и склонить его к определенной деятельности, или практике, посредством внушения ему определенных ценностей или пронизанных ценностями чувств.

Помимо основных функций искусства имеется большое число промежуточных его функций, располагающихся между основными: нормативная, постулативная, декларативная, магическая и др.

Нормативная функция представляет собой частный случай оценочной, функция обещания – частный, или вырожденный, случай нормативной. Так называемая декларативная функция (примерами ее в языке могут служить утверждения: «Делаю вам предложение», «Произвожу вас в генералы», «Удаляю вас с поля» и т.п.) является особым случаем магической функции искусства, когда оно используется для изменения мира человеческих отношений.

Имеется, таким образом, большое число разных функций искусства: сообщение о положении дел (познавательная функция), попытка заставить что-либо сделать (нормативная функция), выражение чувств (экспрессивная функция), изменение мира человеческих отношений с помощью художественных образов или символов (декларативная функция), внушение обязательства что-то сделать (функция обещания), выражение позитивного или негативного отношения к чему-то (оценочная функция) и др.

Частным случаем орективной функции может считаться нуминозная функция – зачаровывание зрителя или слушателя средствами искусства (заклинаниями, словами любви, лести, угрозами и т.п.).

Познавательная функция

Искусство является одним из средств познания. Из книг, кинофильмов, перформансов, картин, театральных спектаклей, опер и т.д. можно почерпнуть интересную, важную и разнообразную информацию. Художественная литература, кино, живопись и т.д. дают для знания жизни, несомненно, больше, чем чтение газет или прослушивание информационных сводок по радио.

Теория, согласно которой основной ценностью искусства является познавательная ценность, обычно называется когнитивизмом.

Один из известных сторонников этой позиции Н. Гудмен в книге «Способы создания миров», в частности, пишет: «Значение, которое это исследование природы произведений искусства имеет для общей цели этой книги, должно было бы стать теперь весьма ясным. То, как предмет или событие функционирует в качестве произведения, объясняет, как то, что функционирует подобным образом, может – благодаря определенным способам референции – вносить вклад в созерцание и создание мира». Гудмен проводит параллель между познанием с помощью искусства и научным познанием. Научное познание имеет своим предметом окружающий мир и стремится отобразить его в научных теориях. Предметом искусства являются природа человека и условия его жизни. Произведения искусства дают возможность понять, что такое человек и то общество, в котором он живет, понять не в философском или психологическом смысле, а с помощью образов, делающих более ясными наш опыт.

Несмотря на то что различия между искусством и наукой очевидны, пишет Г. Грэм, искусство нс менее важно для человеческого познания, чем наука. Произведения искусства не излагают, конечно, теории и не представляют собой собрание фактов. Но они определяются творческим воображением, которое может воздействовать на повседневный опыт, упорядочивая и проясняя его. Грэм даже полагает, что «эстетический когнитивизм лучше, чем другие теории, объясняет, почему мы ценим великие произведения искусства. И хотя они доставляют удовольствие, хотя в них присутствует красота, хотя они чаще всего волнуют нас, – все эти свойства не могут полностью объяснить ценность шедевров искусства. Мысль о том, что искусство помогает лучше осознать человеческий опыт, делает возможным такое объяснение…» В другом месте Грэм пишет, что серьезное искусство способствует познанию – это позволяет довольно легко определить его место в культуре. И становятся совершенно понятны роль и статус искусства в учебных программах школ и университетов.

Если мы согласны с тем, что цель образования – познание и развитие мышления, а также с тем, что искусство – одна из форм познания, то следует признать, что искусство занимает законное место в системе образования.

Известно, что па искусство тратится гораздо больше личного времени и общественных средств, чем на поиск развлечений и даже на развитие спорта. С искусством в этом плане могут конкурировать, пожалуй, только научные исследования. С точки зрения когнитивизма, полагает Грэм, проще объяснить, почему тот или иной человек решает посвятить свою жизнь искусству, став художником, поэтом или композитором. Это можно истолковать, скорее, как следование старому дельфийскому призыву «познай самого себя», чем как безудержную погоню за развлечениями, изнуряющую поглощенность красотой (эстетизм) или бессмысленные эмоциональные конвульсии (экспрессивизм). К тому же, рассматривая искусство как источник познания, можно объяснить различия между произведениями искусства. Достаточно сказать, что произведение является значительным и серьезным в том случае, если оно обогащает наше познание, точно так же как важность того или иного эксперимента или математического доказательства обусловлена тем, в какой мере оно способствует расширению сферы познания. Когнитивизм помогает объяснить ряд достаточно распространенных критических терминов. Если искусство способствует лучшему пониманию и познанию, то произведение искусства можно рассматривать как исследование какой-либо темы в прямом смысле слова. Имеет смысл говорить о проницательности и глубине, или о поверхностности и фальши в искусстве и описание чего- либо рассматривать как убедительное или неубедительное, так же как мы рассматриваем доказательства. А поскольку люди очень часто именно так говорят о произведении искусства и поскольку в отличие от эстетизма и экспрессивизма когнитивизм делает такое рассмотрение осмысленным, это является еще одним доводом в его пользу. Все эти оценки либо невозможны, либо неуместны с точки зрения эстетизма. Они не вписываются и в контекст экспрессивизма: если искусство – это выражение эмоций художника, оно может влиять на публику, но не способно непосредственно воздействовать на разум. Эмоции могут быть выражены сильно или слабо, но не проницательно или глубоко. «Следовательно, – заключает Грэм, – главное достоинство когнитивизма заключается в том, что он обосновывает ряд способов, с помощью которых можно определенным образом думать об искусстве».

Высоко оценивая когнитивизм, Грэм видит, однако, и его уязвимые стороны. А именно: можно ли обо всех видах искусства говорить как об источнике познания, способном породить как понимание, так и иллюзию? Речь идет прежде всего об архитектуре и музыке. Когнитивная теория искусства нс должна утверждать, что любое произведение искусства представляет собой ценность в силу того, что оно может способствовать нашему познанию. Ценность одних произведений составляет преимущественно красота, другие ценятся главным образом из-за удовольствия, доставляемого ими. Когнитивизм же намерен объяснить сущность или значение большинства произведений искусства исключительно с познавательной точки зрения.

Кроме того, произведение искусства является результатом деятельности воображения или фантазии. Его нельзя напрямую сравнивать с научной теорией, поскольку в отличие от последней оно не имеет какого-либо внешнего основания. «Знаменитая картина Джона Констебла, изображающая собор в Солсбери, не станет менее прекрасной из-за того, что в действительности собор невозможно увидеть под углом зрения, выбранным художником. Подобная неточность в путеводителе была бы серьезной ошибкой. Из этого следует, что писатель или художник могут стимулировать наше мышление, но не могут направлять его от истины к истине, поскольку в основании их деятельности лежит не истина, а воображение». В истории, философии или естественных науках утверждения и доводы в их поддержку могут быть выражены и сформулированы самыми различными способами. Есть более или менее удачные формулировки, более простые доказательства и т.п., что не влияет на их истинность или убедительность. Совсем иначе обстоит дело в искусстве. Невозможно изменить форму произведения искусства без ущерба для содержания. Каждое произведение представляет собой органическое целое, в котором замена одного элемента, скажем строки в стихотворении или краски на холсте, способна разрушить единство произведения. Форма выражения играет огромную роль в искусстве, но не в науке. Содержание произведения искусства нельзя пересказать без изменения его формы и тем самым его разрушения. В искусстве важным является само произведение, а не его пересказ, каким бы удачным он ни был. «По как же тогда обозначить истину применительно к искусству, каким образом ее выявить, проверить, исследовать? И в более общем смысле: на каком основании мы применяем понятие истины и познания по отношению к искусству? Разумеется, принято считать, что из некоторых произведений искусства можно почерпнуть великие истины или что они проникают в глубинные пласты человеческой жизни. По если это такой вид истины, который нельзя с достоверностью установить и, следовательно, нельзя никак проверить помимо художественных средств, то у нас нет никаких оснований полагать, что мы имеем дело с истиной в обычном смысле слова». И наконец, познание происходит посредством общих понятий, а произведения искусства – картины, пьесы, скульптуры – изображают и должны изображать частности. О лице, запечатленном на картине, можно сказать, что это лик человеческой скорби, но все же это некое конкретное лицо, и каким образом происходит переход от суждения о конкретном лице к человеку вообще, остается тайной.

Эстетический когнитивизм, подводит итог Грэм, сталкивается с тремя большими трудностями. Во-первых, искусство от начала и до конца связано с воображением. Но как тогда оно может привести нас к истине? Во-вторых, идеалом для искусства является единство формы и содержания, но в таком случае исключается возможность проверки знания, которое мы получаем с помощью искусства. В-третьих, искусство связано с частностями, а познание – с общими понятиями. Но как же тогда искусство может быть источником познания?

Ответ самого Грэма на эти в общем-то веские возражения против когнитивистской теории искусства не кажется, однако, достаточно убедительным. Этот ответ предполагает более широкое, чем в науке, понимание опыта. Искусство действительно помогает нам лучше понимать тех, с кем мы общаемся, и в этом состоит его ценность. Но опыт, который оно дает, – это человеческий опыт в самом широком смысле: визуальный, слуховой, тактильный, эмоциональный, ментальный. Кроме того, говорит Грэм, когнитивизм следует истолковывать как нормативную теорию, говорящую скорее о ценности, чем о сущности искусства. Уверенность в том, что искусство ценится главным образом как источник познания, не должна подразумевать, что все подпадающее под определение искусства должно цениться только с познавательной точки зрения. Нет ничего неожиданного, что кто-то, читая роман, не только что-либо узнал, но и получил удовольствие.

Позиция Грэма является внутренне непоследовательной. Описание и оценка (норма как частный случай оценки) – два разных, диаметрально противоположных полюса употребления языка, образа, представления и т.п. Первый полюс – это точка зрения истины, второй – подход с позиции ценностей. Если есть описание, то нет оценки (нормы), и наоборот (если не принимать во внимание двойственных, описательно-оценочных утверждений). Нормативная теория искусства – это определенная система требований к искусству, опирающихся на какое-то, заранее не оговоренное основание. В чистом виде такая теория должна представлять собой систему рекомендаций, советов, команд и т.п., касающихся того, как создавать произведения искусства и как их истолковывать. Понятно, что знание как таковое дается описаниями, а не нормами. Если, скажем, уголовный кодекс содержит некоторую информацию, то это – не знание в обычном смысле данного слова. Что такое «нормативная теория искусства» остается неясным. Точно так же неясно, как можно говорить о ценности искусства, не обсуждая проблему его сущности.

Д. Морган пытается показать, что стремление рассматривать искусство как источник познания заставляет не только принять не свойственные искусству определения, но и пересмотреть вопрос об относительной ценности познания. «По поводу “познавательного значения искусства”, – пишет Морган, – я прямо скажу, что хотя многие произведения и помогают нам узнать самые разные вещи, однако, если любовь к искусству ограничивалась бы только этим, мир был бы еще хуже, чем он есть». По мысли Моргана, объяснение сущности искусства в терминах «когнитивной значимости» связано, с одной стороны, с рабским поклонением перед наукой, а с другой – с абсурдной альтернативой, предлагающей нам выбор между искусством в качестве развлечения и украшения и неким второсортным заменителем настоящего эмпирического познания.

Морган выступает против редукционизма в искусстве, когда объяснение сущности искусства не учитывает его специфическую ценность. Эстетический когнитивизм, трактующий искусство как собрание важных истин, опасен тем, что, выдвигая эти истины на первый план, оставляет само искусство, выражающее их, на втором плане. Любая удовлетворительная теория искусства предполагает в качестве необходимого условия, чтобы мы видели или слышали само произведение искусства. Морган задает вопрос: «Кто из нас поменял бы свод Сикстинской капеллы па еще одну монографию, какой бы познавательной она ни была, посвященную теологии?» Ответ на этот вопрос очевиден: никакая теория искусства не станет отстаивать возможность такой замены. Предположение о том, что иконы, написанные Андреем Рублевым, можно заменить книгой по теологии или что после изучения истории России нет необходимости смотреть исторические полотна Сурикова, является нелепым. Иконы Рублева дают иное знание о «небесном мире», чем теология, а картины Сурикова дополняют, делают более живым и образным знание русской истории.

Важность заключительной части квартета Брамса или Бартока, заставляющей сердце биться учащенно и просветляющих сознание, объясняется, говорит Морган, не тем, что мы что-то узнали. «Образованность, познание и истина ценятся нс меньше из-за того, что их ценность нс исключительна. В мире есть и другие хорошие вещи, и не надо подслащать такие мнимые виды истины, как поэтическая, художественная или музыкальная, для того чтобы обосновать достоинства этих произведений искусства».

Некоторые замечания Моргана в основе своей верны. Не следует представлять искусство как своего рода не вполне развитую и созревшую науку, дающую, тем ire менее, истину. Понятие истины не приложимо в области искусства уже по той простой причине, что всякое произведение искусства является результатом фантазии художника, его вымысла. Искусство нельзя заместить самыми умными научными трактатами, поскольку последние всегда абстрактны, а искусство неизменно носит чувственный характер. Познание и истина являются ценностями, но имеются и другие ценности, и искусство – одна из них.

Что Морган явно переоценивает, так это границу между познанием и удовольствием или развлечением. Искусство доставляет – и даже должно доставлять – удовольствие, истина же всегда холодна. Познание призвано давать только истину, поэтому искусство не имеет отношения к познанию.

Критика познавательной функции искусства обычно основывается, как показывают сделанные замечания, во-первых, на чрезмерно узком понимании человеческого опыта, во-вторых, на неоправданном сведении всякого познания к научному познанию, дающему истинное, т.е. соответствующее действительности ее описание, и, в-третьих, на противопоставлении познавательных задач искусства всем остальным его задачам. Свою роль играет и то, что рассуждения ведутся об искусстве вообще и не принимается во внимания то, что познавательные возможности разных видов искусства существенно различны. И наконец, не принимается во внимание, что одно и то же произведение искусства может выполнять одновременно несколько разнородных задач.

Мысль об информационной пустоте произведений искусства является, конечно, ошибочной. В ее основе лежит прежде всего крайне узкое истолкование опыта как того, что способно подтверждать или опровергать научные утверждения и законы. Этого рода опыт сводится к фрагментарным, изолированным ситуациям или фактам. Они достаточны для проверки истинности элементарных описательных утверждений. По явно недостаточны уже для суждения об истинности абстрактных теоретических обобщений, опирающихся не на отдельные, разрозненные факты, а на совокупный, систематический опыт. Даже законы опытных наук, подобных биологии или физике, нельзя обосновать простой ссылкой на факты и конкретику. Тем более это невозможно в случае абстрактных положений математики и логики. За этими положениями стоит, конечно, опыт, но опыт не в форме изолированных, доступных наблюдению ситуаций, а конденсированный опыт всей истории человеческого познания. Опыт, который способно давать искусство, является еще более широким и иным по своему качеству. Это живой, пронизанный эмоциями и устремлениями опыт.

На картине И. Репина «Крестный ход в Курской губернии» изображен то ли конкретный крестный ход, свидетелем которого был художник, то ли крестный ход вообще. Совершенно несущественно, если окажется, что лица и предметы, объединенные в этой картине, никогда не находились вместе или вообще не существовали. Ценность картины не в том, что она точно фиксирует то или иное событие, а в том, что она дает представление о том, каким могло быть событие этого рода. Это, несомненно, расширяет наш опыт, особенно если у нас вообще ранее нс было никакого образа крестного хода. Новый опыт является при этом живым, чувственным, образным, его не способно заменить никакое словесное описание крестного хода. Наивно спрашивать, действительно ли то, что изображено художником, имело место и притом именно в Курской губернии. Естественный вопрос в этой ситуации: помогает ли эта картина яснее и ярче понять, что представлял собой крестный ход в средней полосе России?

Даже в портретной живописи ценится не способность художника достигать убедительного сходства, а его умение передать характер и индивидуальность портретируемого и шире – представить неповторимого в своем своеобразии человека.

«Портрет, – пишет Р. Дж. Коллингвуд, – является произведением изображающим. Заказчик требует достаточного сходства. Та же цель и у живописца, и если он достаточно компетентен, он ее достигает. Сделать это не так уж и трудно. Мы можем свободно предположить, что в портретах таких великих художников, как Рафаэль, Тициан, Веласкес или Рембрандт, сходство было достигнуто. Однако, как бы ни было разумно наше предположение, это всего лишь предположение, и только. Натурщики давно уже умерли, так что подобие теперь уже не проверить. Поэтому, если бы единственным достоинством портрета было его сходство с натурой, мы никак не смогли бы отличить (за исключением тех случаев, когда изображенные люди все еще живы и ничуть не изменились) хороший портрет от плохого». Коллингвуд отмечает, что мы вправе судить о том, хорош портрет или нет, даже если мы не знаем, как выглядел натурщик. Точность в изображении оригинала не важна.

Роман И. Тургенева «Отцы и дети» с пользой для себя читали миллионы людей, не зная при этом, достоверно ли он воспроизвел появление первых нигилистов и их столкновение со старшим, кажущимся им гораздо более консервативным поколением. Более того, этот роман познавателен и для тех, кто вообще не представляет себе, кем являлись нигилисты и как к ним относилось старшее поколение. Роман представляет всякую смену поколений – а она занимает примерно 20–25 лет – как острый конфликт, и пока поколения будут сменяться, роман сохранит определенный интерес, хотя конкретные детали взаимоотношений героев романа с течением времени буду становиться все менее понятными.

Познание, достигаемое с помощью искусства, принципиально отличается от научного познания. Искусство не строит никаких теорий, без которых невозможна наука, искусство не претендует даже на истину, без которой нельзя описать научное познание.

Искусство пытается достичь не истины, а художественной объективности, т.е. изображения жизни такой, какая она есть. Эта устремленность к объективности сохраняется даже случае художественной фантастики, являющейся очевидным вымыслом, совершенно не претендующим на соответствие каким-то реальным событиям. Нет никаких оснований рассматривать науку в качестве образца познания вообще. Художественное познание отличается от научного, и вместе с тем художественное и научное познание дополняют друг друга.

Особенность искусства в том, что его произведения могут одновременно выполнять несколько разных, на первый взгляд несовместимых функций. Искусство дает специфическое, не достижимое никаким иным образом знание. По нередко произведение искусства способно одновременно выражать эмоции художника, связанные с изображаемыми им событиями. Оно может оценивать эти события с определенной точки зрения. Оно может, наконец, внушать зрителю некоторые, возможно и не предполагавшиеся самим художником, чувства и побуждения.

Ранее шла речь об описательно-оценочном характере эстетики. Но эта своеобразная черта данной науки непосредственно связана с тем, что сами произведения искусства никогда не имеют чисто описательного характера: описывая, они одновременно также оценивают. Сверх того, они выражают определенные чувства и внушают какие-то, возможно, совершенно иные, чем выражаемые, чувства. Не понятно, почему познавательные задачи искусства должны противопоставляться другим его задачам. Единственным объяснением такого противопоставления является, по-видимому, сближение искусства как одного из источников нашего знания мира с наукой, представляющейся парадигмой познания вообще.

Различные виды искусства в разной мере способны давать представление о человеке, обществе и мире. В частности, знание, даваемое музыкой, касается каких-то трудноуловимых движений человеческой души, и совершенно невыразимо словами. То знание, которое дают художественная литература и живопись, гораздо более конкретно. Но даже музыка дает нам некоторое знание, притом знание, которое нельзя заместить ничем.

В книге «Язык музыки» Д. Кук пишет, что сегодня принято рассматривать музыкальное творчество как нечто, всецело сосредоточенное на «форме», которая ничего не «сообщает». Вместо того чтобы видеть в музыке выражение того, чем она является, – выражение глубин человеческого духа – мы все более пытаемся рассматривать ее как чисто декоративное искусство. Анализируя великие музыкальные произведения исключительно как украшение, мы упускаем их сущность, их подлинное предназначение и ценность. Считая форму самодостаточной, вместо того чтобы считать ее средством выражения, мы совершаем акт бессмысленной и бесполезной оценки творчества композиторов. «Если человек когда-либо исполнит свою изначальную миссию, заключенную в призыве “познай самого себя”, выдвинутом, когда он впервые начал философствовать, – он должен будет понять свое бессознательное, а самым ясным языком бессознательного является музыка. Но мы, музыканты, вместо того чтобы попытаться понять такой язык, предлагаем вообще не рассматривать музыку в этом качестве. Когда же, подобно литературным критикам, мы пытаемся разъяснить и интерпретировать музыкальные шедевры на благо всего человечества, то все больше и больше сосредоточиваемся на специфических моментах – техническом анализе и музыковедческих подробностях – и гордимся таким обезличенным подходом». Возможно, что музыка – не лучшее средство выражения и понимания бессознательного. Но очевидно, что она даст если не это, то другое важное знание о человеке. Не случайно Кук, пытаясь обосновать значение музыки, объединяет ее с философской мыслью и литературной критикой – сугубо интеллектуальными сферами, исполненными смысла и значимости. У. Меллере утверждает, что все позднее творчество Гайдна «отражает его убеждения: этический гуманизм, основанный на разуме и любви к сотворенному миру». Заслуга Моцарта в том, что он «преобразил симфонию из развлечения в стиле рококо в завет личности». Другой автор говорит, что Моцарт мог заставить свою аудиторию услышать «полноту провидения». Музыка характеризует отношение человека к жизни и к миру. Не случайно Бетховен заявлял, что «музыка – большее откровение, чем философия». Музыкальное произведение что-то «говорит» нам о нас самих и об окружающем нас мире. И тем самым оно имеет определенную познавательную ценность.

Что такое искусство — его виды и функции

12 сентября 2019

«Да, искусство бесполезно, но его бесполезность необходима».
Эжен Ионеско, французский драматург

Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Писать про искусство – это пытаться объять необъятное, ведь оно является предметом изучения многих дисциплин, каждая из которых по-своему трактует это понятие.

Более того, каждый мало-мальски значимый мыслитель, ученый, исследователь, а уж тем более деятель культуры считал своим долгом дать определение этому явлению.

Сегодня мы попробуем привести разные определения искусства, выделим его отличительные черты, узнаем какие полезные функции оно выполняет и каких видов бывает. Также коснемся вопроса отсутствия катарсиса (очищения) от знакомства с современным искусством.

Что такое искусство

Мое самое любимое и, наверное, самое меткое определение принадлежит советскому писателю Юрию Васильевичу Бондареву:

«Искусство – всегда метафора действительности».

  1. Для философа искусство – это творческий вид познания мира, в процессе которого создаются художественные образы.
  2. В эстетике – это форма человеческой деятельности, которая удовлетворяет художественные потребности людей.
  3. Для искусствоведа – это художественная культура общества в целом и ее отдельные виды.
  4. В обществознании искусство – это часть духовной сферы общественной жизни, которая через творчество воспроизводит действительность.

Сложив и перемешав все эти определения, мы выведем универсальную формулу, дающую своеобразный ответ на вопрос, что такое искусство.

Искусство – это разные виды культурной деятельности человека, направленные на познание мира с помощью художественных образов, воспроизводящие действительность через творчество и удовлетворяющие эстетические потребности людей.

Довольно рискованно – предлагать такой коктейль в роли академического определения, но мы честно пытались угодить всем.

Предлагаю уйти с зыбкой территории многовековых споров и встать на более твердую почву, где мы перечислим все признанные виды искусства, разберемся в его особенностях и функциях, но сначала немного покопаемся в корнях.

Происхождение слова

Слово имеет два основных значения в русском языке.

Во-первых, это мастерство, умение (например, искусство вести беседу), во-вторых, это творческая художественная деятельность в самом широком смысле.

Редко когда в статьях, посвященных философским понятиям, встретишь слово не из древнегреческого или, на худой конец, из латинского языка.

Искусство – это старославянское слово, и образовано оно от корня искусъ, что значило испытание, опыт, пробу и даже пытку.

Если копать совсем глубоко, то все-таки можно докопаться до латинских корней, но мы не будем.

В английском языке эквивалентом нашему искусству будет слово art, которое уверенно вошло и в наш язык. Арт-коллаборации, арт-пространства и прочие арт-явления также означают нечто, относящееся к творческому процессу. Надо отметить, что семантика слова art в английском шире семантики (что это такое?) искусства в русском языке.

Признаки искусства

«Всякое искусство автобиографично; жемчужина – это автобиография устрицы».
Федерико Феллини, итальянский кинорежиссер

Искусство обладает рядом важных качеств.

  1. Чувственное восприятие мира. Творчество не предполагает рационального подхода, здесь все создается и воспринимается через чувства.
  2. Образность. Познание мира происходит через художественные образы, которые можно определить как творческое отношение человека к действительности.
  3. Субъективность. Любое искусство – это отражение субъективного восприятия действительности творцом.
  4. Законченность. В большинстве своем авторские произведения являются композиционно выстроенными и законченными результатами творчества.

Функции искусства

Функция искусства – это роль, которую оно выполняет в жизни отдельного человека и общества в целом.

Искусство полифункционально, у него множество таких ролей. Остановимся на важнейших.

  1. Познавательная.
    Познание принято считать уделом наук, но если задуматься, науки возникли гораздо позже искусств. Душа пещерного человека требовала творчества, и он царапал рисунки на стенах своего жилища.

    Сегодня эти первые попытки живописи являются ценнейшими источниками знаний о первобытном обществе. Конечно, это не единственный пример. Любое произведение – отражение своего времени.

    Наука познает мир с объективной точки зрения, а искусство опирается на личностный аспект, причем в этом процессе познания важен как создатель, так и созерцатель.

    Искусство – это чувственное познание мира.

  2. Эстетическая.
    Эстетика отвечает за чувственное познание. Мы пропускаем через себя произведения музыки, живописи, литературы и даем им эстетическую оценку – весело это или грустно, прекрасно или безобразно, возвышенно или низменно.
  3. Гедонистическая.
    Искусство дает человеку эстетическое наслаждение. Это особая форма духовного удовольствия, отличная от плотского.
  4. Воспитательная.

    Часто творческие произведения несут воспитательный, назидательный посыл, особенно это свойственно литературе и зрелищным видам – театру, кино и т.п.

    Чрезмерная назидательность способна переродиться в пропаганду. Например, советское искусство сплошь носило пропагандистский характер, каждый, кто не принимал правила игры, становился изгоем.

Упомянем и другие функции:

  1. экспрессивную (воздействие на эмоции)
  2. компенсаторную (решение психологических проблем)
  3. социальную (воздействие на общество)
  4. прогностическую (способность предугадывать будущее)

Не все произведения выполняют сразу все перечисленные функции.

Виды искусства

«Искусство не может отвлечься от стремлений своего времени».
Ромен Роллан, французский писатель

Если однозначного определения искусства не существует, то его виды определены вполне конкретно. Еще в Древней Греции были попытки классификации. Вспомним 9 муз – дочерей Зевса и неустановленной матери – то ли богини памяти Мнемосины, то ли богини согласия Гармонии. Музы жили на Парнасе и покровительствовали наукам и искусствам.

В греческом языке понятие музыка означало не только гармонию звуков, но и объединяло искусство с науками. Позже музой стали называть источник вдохновения.

Покровителем искусств в древнегреческой мифологии считался лучезарный бог Аполлон, музы же отвечали за определенные направления.

  1. Каллиопа – за эпическую поэзию, наверное, поэтому у них с Аполлоном родился сын Гомер – сложно придумать более известный эпос, чем его «Илиада» и «Одиссея».
  2. Эвтерпа заведовала лирической поэзией и музыкой.
  3. Мельпомена занималась трагедией.
  4. Талия – любительница комедии и легкой поэзии.
  5. Эрато – главная по любовной поэзии.
  6. Терпсихора отвечала за танцы.
  7. Полигимния сочиняла гимны, покровительствовала ораторам.
  8. Клио – хранительница истории, записывала на своем свитке все происходящие события.
  9. Урания увлекалась астрономией.

Интересно, что из девяти муз пять покровительствовали разным видам поэзии.

Если переводить всю эту красоту в сухие цифры, то древние греки из современных видов искусств различали литературу, театр, музыку и танец.

Удивительно, что у непревзойденных мастеров скульптуры не было ни музы, ни бога, покровительствующего скульпторам.

Виды искусства – это сложившиеся формы творческой деятельности. Одни формы известны с древнейших времен, другие появились в новейшее время благодаря развитию технологий. Каждый вид обладает своим арсеналом художественно-выразительных средств.

Сейчас общепринятой считают классификацию по трем основным признакам.

  1. Пространственные (пластические) виды, для которых важно место художественного образа в пространстве.
    1. Архитектура.
    2. Живопись.
    3. Графика.
    4. Скульптура.
    5. Декоративно-прикладное искусство (дизайн).
    6. Фотоискусство.
  2. Временные (динамические) виды, где композиция разворачивается во времени.
    1. Литература.
    2. Музыка.
  3. Пространственно-временные (синтетические, зрелищные) виды, в которых сочетается время и пространство в раскрытии художественного образа.
    1. Театр.
    2. Балет.
    3. Танец.
    4. Цирк.
    5. Кино.
    6. Телевидение.
    7. Эстрада.

Катарсис

Искусство – это отражение бытия в тех или иных формах, при этом оно пронизывает нашу жизнь, наполняя ее новыми смыслами.

Произведения искусства описывают действительность через призму авторского взгляда, эмоций, чувств, оценок, а зритель, получая информацию, воспринимает посыл с позиции своего опыта, личных ощущений.

Иногда случается чудо, и посыл автора начинает звучать в унисон с восприятием зрителя. Такое состояние можно назвать катарсисом.

По Аристотелю катарсис — это сострадание и страх, которое испытывает зритель, сопереживающий трагедии, разворачивающейся перед ним. Катарсис возвышает и очищает человеческую душу, в этом основная цель искусства.

Со времен Аристотеля понятие катарсиса трансформировалось, но все же основной посыл сохранился, это эстетическое воздействие искусства на человека.

Хоть мы очень далеко ушли от древних греков, но все же до сих пор плачем над сильным фильмом, ощущаем бегущие по телу мурашки от гениальной музыки, запоминаем с первого прочтения стихи, затронувшие душу, оглушенные выходим из театра после потрясающего спектакля.

Современное искусство

Современное искусство – это поле экспериментов. Мы наблюдаем, как оно становится все более технологичным, появляются новые синтезированные формы. Еще одна тенденция — это уход от понятия прекрасного.

Искусство все чаще стремится не пробудить эстетическое чувство, а шокировать публику. Катарсис заменяется шоковым состоянием. Чтобы расшевелить современного человека, перегруженного информационным потоком, нужно все более сильное воздействие.

Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru

* Нажимая на кнопку «Подписаться» Вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности.

Подборки по теме

  • Вопросы и ответы
  • Использую для заработка
  • Полезные онлайн-сервисы
  • Описание полезных программ

Использую для заработка

Что такое искусство, виды и функции искусства

Иоанн Златоуст об искусстве: Что ни изобрело бы искусство, если плоды
изобретения ты приносишь Богу, оно никогда не будет осуждено, если
содействует познанию Владыки. Не подвергались порицанию гусли, когда на
них прославлялся Творец. Так, блаженный Давид, устроив гусли, не
осквернил их дурныи песнями, но воспевал на них священные слова — и его
гусли и от Бога получили освящение, и демонов обращали в бегство.
<…> Видишь ли, что всякое искусство, если оно обращено на
угодное Богу, ни в каком случае не будет дурным? Но все ли у нас бывает
согласно с этим намерением?

Что такое искусство: определение

Слово «искусство» произошло от старославянского искоусъ — опыт, испытание. И это довольно точно передает определение слова искусства. Художники делятся с нами своим эмпирическим опытом, скульпторы передают духовные переживания. Словари дают сразу несколько определений слова «искусство».

ИСКУ́ССТВО, искусства, ср.

  1. только ед. Творческая художественная деятельность. Заниматься искусством. Новые течения в искусстве.
  2. Отрасль творческой художественной деятельности. Основные искусства: живопись, ваяние, зодчество, поэзия, музыка и танцы. Изобразительные искусства. Науки и искусства.
  3. только ед. Система приемов и методов в какой—нибудь отрасли практической деятельности; мастерство. Военное искусство. Искусство плавать. Искусство управления. «Искусство руководства есть серьезное дело.» Сталин. «Говорить о себе — тонкое искусство, я не обладаю им.» Максим Горький.
  4. только ед. Умение, ловкость, тонкое знание дела. С большим искусством вел свои дела.
  • Из любви к искусству (делать что—нибудь; разг. шутл.) — без всякой корыстной цели, из одной любви к самому делу, занятию.

Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935—1940.

История искусства

Искусство зародилось вместе с появлением жизни человека на земле, ведь даже наскальные рисунки — это вид искусства. При этом историю искусства, знакомого современному человеку ведут все же от средиземноморской античности. Ведь в более древние времена искусство служило, скорее, решению практических проблем. Первобытное искусство нередко было связано с языческими верованиями, ритуалами и обрядами. К искусству относят музыку и танцы, которые были самым распространенным первобытным искусством.

Античный мир обязан появлению искусства древним цивилизациям:

  • египетской,
  • месопотамской,
  • персидской,
  • индийской,
  • китайской,
  • греческой,
  • римской,
  • аравийской.

Древнегреческие мастера первыми смогли показать красоту и грацию человеческого тела. Они были достаточно физиологичны и человек был изображен уже не схематично, а все более и более реалистично.

Покровителем искусств в древнегреческой мифологии считался лучезарный бог Аполлон, а за разные направления в искусстве отвечали музы.

  1. Каллиопа – за эпическую поэзию, наверное, поэтому у них с Аполлоном родился сын Гомер – сложно придумать более известный эпос, чем его «Илиада» и «Одиссея».

  2. Эвтерпа заведовала лирической поэзией и музыкой.

  3. Мельпомена занималась трагедией.

  4. Талия – любительница комедии и легкой поэзии.

  5. Эрато – главная по любовной поэзии.

  6. Терпсихора отвечала за танцы.

  7. Полигимния сочиняла гимны, покровительствовала ораторам.

  8. Клио – хранительница истории, записывала на своем свитке все происходящие события.

  9. Урания увлекалась астрономией.

Следующим значимым периодом было западное средневековье, которое сосредоточилось на духовной жизни человека, библейских сюжетах, высших ценностях. Многие считают этот период период искусства самым продуктивным и значимым для современного человечества.

В исламских странах ввиду запрета на изображение человека искусство было в основном декоративно прикладным и сводилось к:

  • архитектуре,
  • орнаменту,
  • ваянию,
  • каллиграфии,
  • ювелирному делу.

В странах Востока процветали:

  • скульптура,
  • искусство танца.

Западный Ренессанс обратился к гуманистическим ценностям и материальному миру. Появились новые художественные стили:

  • академизм,
  • символизм,
  • импрессионизм,
  • фовизм.

В XX веке особым успехом пользовался модернизм. Следом наступила эпоха постмодерна. Искусство постоянно развивается, следуя за настроениями общества и оправдывая свое определение — опыт. Человеческий опыт, который передается с помощью картин, скульптур, песен и танцев.

  • Познавательная. Каждое произведение искусства отражает настроение в обществе, рассказывает о стиле в одежде, об образе жизни людей, о настроениях и главных духовных ценностях своей эпохи.
  • Эстетическая. Недаром существует термин «воспитание чувств», а духовный опыт ценится не меньше, чем научный. Наши переживания делают нас людьми, искусство в полной мере отражает это и учит нас новым переживаниям.
  • Гедонистическая. В конце концов, искусство доставляет нам удовольствие, радость от созерцания прекрасного.
  • Воспитательная. У слова «нравоучение» появился обидный подтекст, но нет ничего плохого в том, чтобы через искусство учить зрителей нравственности. Главное, чтобы искусство не превращалось в пропаганду.

Функции искусства также делят на:

  • экспрессивную (воздействие на эмоции)
  • компенсаторную (решение психологических проблем)
  • социальную (воздействие на общество)
  • прогностическую (способность предугадывать будущее)
  1. Пространственные (пластические) виды, для которых важно место художественного образа в пространстве.
    1. Архитектура.
    2. Живопись.
    3. Графика.
    4. Скульптура.
    5. Декоративно-прикладное искусство (дизайн).
    6. Фотоискусство.
  2. Временные (динамические) виды, где композиция разворачивается во времени.
    1. Литература.
    2. Музыка.
  3. Пространственно-временные (синтетические, зрелищные) виды, в которых сочетается время и пространство в раскрытии художественного образа.
    1. Театр.
    2. Балет.
    3. Танец.
    4. Цирк.
    5. Кино.
    6. Телевидение.
    7. Эстрада.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *