Особенности финансов некоммерческих организаций

Особенности финансов некоммерческих организаций (НКО)

1. Организационно-правовые формы НКО

2. Особенности финансов НКО

3. Порядок формирования и использования финансовых ресурсов НКО

4. Финансовое планирование в НКО. Понятие сметы

1. Юридические лица, не имеющие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющие полученную прибыль между участниками, являются некоммерческими организациями (п.1, ст. 50 ГК РФ).

НКО могут создаваться для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей, в целях охраны здоровья граждан, развития физ. культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, решения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ.

Юридические лица, являющиеся некоммерческими организациями, могут создаваться в организационно-правовых формах:

1. корпоративные (корпорации):

— потребительские кооперативы (жилищные, жилищно-строительные и гаражные кооперативы, садоводческие, огороднические и дачные потребительские кооперативы, общества взаимного страхования, кредитные кооперативы, фонды проката, сельскохозяйственные потребительские кооперативы);

— общественные организации (политические партии и созданные в качестве юридических лиц профессиональные союзы (профсоюзные организации), общественные движения, органы общественной самодеятельности, территориальные общественные самоуправления);

— ассоциации (союзы) (некоммерческие партнерства, саморегулируемые организации, объединения работодателей, объединения профессиональных союзов, кооперативов и общественных организаций, торгово-промышленные, нотариальные и адвокатские палаты);

— товарищества собственников недвижимости (товарищества собственников жилья);

— казачьи общества, внесенные в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации;

— общины коренных малочисленных народов Российской Федерации;

2. унитарные:

— фонды (общественные и благотворительные);

— учреждения (государственные, муниципальные и частные). Государственные или муниципальные учреждения могут быть казенными, бюджетными или автономными.

— автономные некоммерческие организации;

— религиозные организации;

— публично-правовые компании (ст. 123 ГК РФ).

НКО может осуществлять один вид деятельности или несколько видов деятельности, не запрещенных законодательством РФ и соответствующих целям деятельности НКО, которые предусмотрены ее учредительными документами.

Некоммерческие организации могут осуществлять приносящую доход деятельность, если это предусмотрено их уставами, лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и если это соответствует таким целям.

Некоммерческая организация ведет учет доходов и расходов по предпринимательской и иной приносящей доходы деятельности.

Некоммерческая организация должна иметь самостоятельный баланс и (или) смету.

2. Под финансами НКОследует понимать совокупность денежных отношений, опосредующих движение денежных фондов, образующихся в результате перераспределения созданного НД в целях оказания нематериальных благ и услуг.

В процессе деятельности НКО выделяются следующие группы финансовых отношений:

— между НКО и бюджетом. Если финансирование осуществляется за счет бюджетных средств, эти отношения носят односторонний характер. Если имеются доходы от предпринимательской деятельности – двухсторонний характер, который связан с уплатой в бюджет обязательных платежей;

— между вышестоящей организацией и подведомтсвенными учреждениями по поводу централизации части фин. ресурсов и их перераспределении;

— между НКО и КО по поводу оплаты приобретенных материальных ценностей;

— между НКО по поводу оплаты оказываемых услуг;

— между НКО и ВФ по поду уплаты обязательных платежей в эти фонды

— и т.д.

Общим для этих отношений является их отсутствие в процессе первичного распределения и образования первичных доходов и накоплений.

Поскольку процесс производства и потребления услуги совпадает во времени, образующиеся при этом денежные фонды становятся конечными в процессе фондообразования и прекращают свое движение. Средства этих фондов либо переходят в сферу личного потребления в виде з/п, стипендии и т.д., либо образуют выручку КО, продукция которых приобретается для формирования материально-технической базы НКО.

Отсюда вытекают следующие особенности финансов НКО (государственных и муниципальных учреждений):

— финансовые отношения сопровождают движение денежных фондов, образованных в порядке перераспределения НД. Поскольку учреждения не создают НД, то финансы охватывают сферу перераспределительных отношений;

— источником покрытия затрат НКО является НД, который служит базой обеспечения функционирования сферы услуг, от его размера зависят размеры и масштаб расширения сферы услуг. Поэтому сфера финансовых отношений, связанных с формированием, распределением и использованием финансовых ресурсов НКО, ограничена рамками НД;

— поскольку основным источником финансирования учреждений является бюджет, то финансовые отношения возникают в основном между гос-вом (субъектом РФ, муниципалитетом) и учреждением;

— в условиях развития рыночных отношений, дефицита бюджета, развивается сфера платных услуг, оказываемых НКО, привлекаются внебюджетные источники финансирования. Это значительно расширяет сферу фин. отношений, включая в нее и отношения по поводу формирования, распределения и использования денежных фондов, образуемых за счет внебюджетных средств;

— в структуре затрат НКО высокий удельный вес занимает з/п.

3. Источниками формирования финансовых ресурсов НКО могут быть:

— вступительные и членские взносы. Они используются для уставной деятельности, в частности, за счет этих средств покрываются административно-хозяйственные расходы.

— взносы учредителей;

— добровольные взносы, поступающие от юридических и физических лиц на уставную деятельность;

— целевые поступления от юридических и физических лиц;

— ассигнования из бюджета;

— средства от предпринимательской деятельности;

— прочие поступления (доходы по ЦБ, страховые возмещения и пр.).

Органы гос. власти и местного самоуправления в пределах своей компетенции могут оказывать НКО экономическую поддержку в различных формах:

— предоставления в соответствии с законодательством льгот по уплате налогов и иных обязательных платежей НКО, созданным в благотворительных, образовательных и др. целях с учетом организационно- правовых форм;

— предоставления НКО иных льгот, в т.ч. полное или частичное освобождение от платы за пользование гос. и мун. имуществом;

— размещение среди НКО на конкурсной основе гос. и мун. социальных заказов.

НКО используют фин. ресурсы только для выполнения своих уставных целей. При этом в составе затрат целесообразно выделить:

— административно-хозяйственные расходы, связанные с выполнением основной уставной деятельности (з/п, отчисления во ВФ, плата за коммунальные услуги, командировочные и представительские расходы и пр.);

— расходы по выполнению программ и мероприятий, связанные с уставной деятельностью НКО (за счет средств целевых поступлений и бюджетного финансирования);

— расходы, связанные с предпринимательской деятельностью. Учет этих расходов должен вестись отдельно и возмещаться за счет выручки;

— потери и списания (в результате хищения, стихийных бедствий и пр.).

Особенности организации финансов некоммерческих организаций как самостоятельных хозяйствующих субъектов определяются целе­вой направленностью уставной деятельности, порядком и источника­ми ее финансирования.

Основная деятельность подобных организаций осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 12 января 1996 г. №7-ФЗ «О некоммерческих организациях» и не направлена на извлечение прибыли, поэтому полученная прибыль не распределяется между уч­редителями или участниками организации, а направляется на финан­сирование уставной деятельности.

К некоммерческим организациям относятся: общественные и ре­лигиозные организации, некоммерческие партнерства, учреждения, автономные некоммерческие организации, социальные, благотвори­тельные и другие фонды, ассоциации и союзы, а также организации в других формах, предусмотренных законодательством.

Взносы участников в некоммерческую организацию являются добровольными. Возможность ведения предпринимательской дея­тельности в некоммерческих организациях оговаривается в уставных документах и подчинена достижению целей их создания с учетом того, что основная цель таких объединений — удовлетворение материальных и нематериальных потребностей, ведение общественно полезной деятельности, защита общественных интересов.

Некоммерческая организация может быть создана в результате ее учреждения, а также в результате реорганизации существующей не­коммерческой организации.

Некоммерческая организация в соответствии с законодательством может иметь в собственности или оперативном управлении здания, сооружения, жилищный фонд, оборудование, инвентарь, денежные средства в рублях и иностранной валюте, ценные бумаги и иное имущество, а также иметь земельные участки в собственности или бессрочном пользовании.

Планирование финансовой деятельности осуществляется на осно­ве составления исполнительной дирекцией некоммерческой органи­зации годовых или квартальных бюджетов доходов и расходов, кото­рые утверждаются в соответствии с уставом общим собранием учре­дителей (участников), членов или высшим органом управления некоммерческой организации.

Источниками формирования финансовых и материальных средств некоммерческой организации могут быть: 1) регулярные и едино­временные поступления от учредителей, участников, членов; 2) доб­ровольные имущественные взносы и пожертвования; 3) выручка от реализации товаров, работ, услуг; 4) дивиденды, доходы, проценты, получаемые по ценным бумагам, вкладам, долевым участиям в ком­мерческих организациях; 5) доходы, получаемые от коммерческого использования собственности некоммерческой организации.

Законодательно могут устанавливаться ограничения на источники доходов для отдельных некоммерческих организаций.

Порядок и регулярность финансовых и иных поступлений от уч­редителей, участников, членов определяются учредительными доку­ментами.

Бюджет расходов составляется с учетом проведения необходимых мероприятий для осуществления уставной деятельности некоммерче­ской организации, содержания аппарата исполнительной дирекции, административных и командировочных расходов, осуществления арендных и налоговых платежей.

Некоммерческая организация не выплачивает вознаграждение членам высшего органа управления за выполнение возложенных на них функций, кроме компенсации расходов, непосредственно связан­ных с участием в работе высшего органа управления.

Как и другие хозяйствующие субъекты, некоммерческая организа­ция ведет бухгалтерскую (финансовую) отчетность, производит нало­говые платежи и другие отчисления, предусмотренные законодатель­ством. По окончании финансового года исполнительная дирекция отчитывается перед общим собранием учредителей, участников, чле­нов о проделанной за год работе и исполнение бюджета доходов и расходов.

Федеральные, региональные и местные законодательные органы, органы государ­ственной власти и местного самоуправления в пределах своей компе­тенции могут оказывать некоммерческим организациям экономиче­скую и финансовую поддержку в различных формах, в том числе:

а) предоставлять льготы по уплате налогов, таможенных и других сборов и платежей некоммерческим организациям, созданным в благотворительных, образовательных, культурных и научных целях, в целях охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта;

б) полностью или частично освобождать от платы за пользование государственным и муниципальным имуществом;

в) размещать среди некоммерческих организаций на конкурсной основе государственные и муниципальные социальные заказы;

г) предоставлять льготы по уплате налогов физическим и юридическим лицам, оказывающим некоммерческим организациям материальную и финансовую поддержку.

Не предоставляются льготы по уплате налогов в индивидуальном порядке отдельным некоммерческим организациям, а также отдель­ным физическим и юридическим лицам, оказывающим этим органи­зациям материальную или финансовую поддержку.

Размеры и структура дохода некоммерческой организации, а так же сведения о размерах и составе се имущества, о расходах, числен­ности и составе работников, об оплате их труда, об использовании безвозмездного труда граждан в деятельности некоммерческой орга­низации, в отличие от коммерческих организаций, не могут быть предметом коммерческой тайны.

Важным моментом в организации финансовой деятельности не­коммерческой организации являются также:

  • предоставление законодательно и собранием учредителей, уча­стников, членов возможности ведения предпринимательской деятель­ности;
  • наличие субсидиарной материальной и финансовой ответствен­ности учредителей, участников, членов за результаты ее хозяйствен­ной деятельности;
  • необходимость и форма возврата учредителям в случае их вы­хода из некоммерческой организации внесенных материальных и фи­нансовых средств при ее создании.

Решение этих вопросов, как это видно из табл. 1, в значительной степени зависит от организационно-правовой формы, целей деятель­ности и состава учредителей некоммерческой организации.

Таблица 1

Особенности финансов различных видов некоммерческих организаций

Свои особенности имеет управление финансами образовательных учреждений, деятельность которых установлена Федеральным зако­ном «Об образовании». Важные финан­совые последствия имеет государственный или негосударственный статус образовательного учреждения, так как деятельность государст­венных образовательных учреждений финансируется прежде всего за счет государственных и местных бюджетов и им предоставляются значительные льготы по арендным и налоговым платежам.

Некоммерческая организация может создавать филиалы и откры­вать отдельные представительства. Филиал или представительство не являются юридическими лицами, наделяются имуществом и перво­начальными финансовыми средствами создавшей их некоммерческой организацией и действуют на основании утвержденного ею положе­ния.

Филиал и представительство могут иметь отдельный баланс; кроме того, их имущество учитывается на балансе создавшей их не­коммерческой организации. Руководители филиала или представи­тельства назначаются некоммерческой организацией и действуют на основании выданной ею доверенности.

Филиал и представительство осуществляют деятельность от имени создавшей их некоммерческой организации. Административную и финансовую ответственность за деятельность филиала или представительства несет создавшая их не­коммерческая организация.

Особенности организации финансов некоммерческих организаций

Особенности организации финансов некоммерческих организаций как самостоятельных хозяйствующих субъектов определяются целе­вой направленностью уставной деятельности, порядком и источника­ми ее финансирования.

Основная деятельность подобных организаций осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» и не направлена на извлечение прибыли, поэтому полученная прибыль не распределяется между уч­редителями или участниками организации, а направляется на финан­сирование уставной деятельности.

К некоммерческим организациям относятся: общественные и ре­лигиозные организации, некоммерческие партнерства, учреждения, автономные некоммерческие организации, социальные, благотвори­тельные и другие фонды, ассоциации и союзы, а также организации в других формах, предусмотренных законодательством.

Взносы участников в некоммерческую организацию являются добровольными. Возможность ведения предпринимательской дея­тельности в некоммерческих организациях оговаривается в уставных документах и подчинена достижению целей их создания с учетом того, что основная цель таких объединений — удовлетворение материальных и нематериальных потребностей, ведение общественно полезной деятельности, защита общественных интересов.

Некоммерческая организация может быть создана в результате ее учреждения, а также в результате реорганизации существующей не­коммерческой организации.

Некоммерческая организация в соответствии с законодательством может иметь в собственности или оперативном управлении здания, сооружения, жилищный фонд, оборудование, инвентарь, денежные средства в рублях и иностранной валюте, ценные бумаги и иное имущество, а также иметь земельные участки в собственности или бессрочном пользовании.

Планирование финансовой деятельности осуществляется на осно­ве составления исполнительной дирекцией некоммерческой органи­зации годовых или квартальных бюджетов доходов и расходов, кото­рые утверждаются в соответствии с уставом общим собранием учре­дителей (участников), членов или высшим органом управления некоммерческой организации.

Источниками формирования финансовых и материальных средств некоммерческой организации могут быть:

(1) регулярные и едино­временные поступления от учредителей, участников, членов;

(2) доб­ровольные имущественные взносы и пожертвования;

(3) выручка от реализации товаров, работ, услуг;

(4) дивиденды, доходы, проценты, получаемые по ценным бумагам, вкладам, долевым участиям в ком­мерческих организациях;

(5) доходы, получаемые от коммерческого использования собственности некоммерческой организации.

Законодательно могут устанавливаться ограничения на источники доходов для отдельных некоммерческих организаций.

Порядок и регулярность финансовых и иных поступлений от уч­редителей, участников, членов определяются учредительными доку­ментами.

Бюджет расходов составляется с учетом проведения необходимых мероприятий для осуществления уставной деятельности некоммерче­ской организации, содержания аппарата исполнительной дирекции, административных и командировочных расходов, осуществления арендных и налоговых платежей.

Потребительским кооперативомназывается добровольное объединение граждан и юридических лиц на основе членства с целью удовлетворения материальных и иных потребностей участников, осуществляемое путем объединения его членами имущественных паевых взносов. Доходы, полученные потребительским кооперативом от предпринимательской деятельности, осуществляемой кооперативом в соответствии с уставом, распределяются между его членами.

Общественными и религиозными организациями (объединениями) становятся добровольные объединения граждан, в установленном законодательством порядке объединяющихся на основе общности интересов для удовлетворения духовных или иных нематериальных потребностей. Участники (члены) общественных и религиозных организаций не сохраняют права на переданное ими этим организациям в собственность имущество, в том числе членские взносы. Они не отвечают по обязательствам общественных и религиозных организаций, в которых участвуют в качестве их членов.

Фондомявляется не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная гражданами и/или юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов, преследующих социальные, благотворительные, культурные, образовательные или иные общественно-полезные цели. Имущество, переданное фонду его учредителями, является собственностью фонда. Учредители не отвечают по обязательствам созданного ими фонда, а фонд не отвечает по обязательствам своих учредителей.

Учреждение – это организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера и финансируемая им полностью или частично. Учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами.

Как и другие хозяйствующие субъекты, некоммерческая организа­ция ведет бухгалтерскую (финансовую) отчетность, производит нало­говые платежи и другие отчисления, предусмотренные законодатель­ством. По окончании финансового года исполнительная дирекция отчитывается перед общим собранием учредителей, участников, чле­нов о проделанной за год работе и исполнение бюджета доходов и расходов.

Федеральные и местные законодательные органы, органы государ­ственной власти и местного самоуправления в пределах своей компе­тенции могут оказывать некоммерческим организациям экономиче­скую и финансовую поддержку в различных формах, в том числе:

(а) предоставлять льготы по уплате налогов, таможенных и других сборов и платежей некоммерческим организациям, созданным в благо­творительных, образовательных, культурных и научных целях, в целях охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта;

(б) полностью или частично освобождать от платы за пользование го­сударственным и муниципальным имуществом;

(в) размещать среди некоммерческих организаций на конкурсной основе государственные и муниципальные социальные заказы;

(г)предоставлять льготы по уплате налогов физическим и юридическим лицам, оказывающим не­коммерческим организациям материальную и финансовую поддержку.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *