Факторы общественного развития

Факторы общественного развития.

⇐ ПредыдущаяСтр 16 из 24

Под фактором понимают устойчивый тип социальной деятельности какого-либо рода, движущую силу некоего процесса. Понятие «фактор» увязывают с понятием «детерминант» (определитель). Детерминант – это то, что вызывает причинно-следственную связь каких-то явлений. Учение о причинно-следственной обусловленности носит название детерминизма. Ему противостоит индетерминизм – взгляд, допускающий наличие беспричинной случайности и абсолютно свободной воли.

Факторы общественного развития принято делить на объективные и субъективные. К объективным факторам относят те движущие силы, которые непосредственно связаны с материальными отношениями и естественными условиями жизни общества (экономика, наука и технология, географическая среда и природные богатства, народонаселение). Все эти факторы можно считать детерминантами и говорить соответственно об экономическом, научно-технологическом, географическом, демографическом детерминизмах.

К примеру, географический детерминизм – направление в социальной философии, считающее географическую среду главным фактором общественного развития. Одним из видных представителей этого направления был французский просветитель Ш.Монтескье (1689-1755). Он утверждал, что такие природные условия, как климат, почва, размер территории и географическое положение, в решающей степени определяют законы и нравы каждой страны, а следовательно, и ее историческую судьбу. Жаркий климат изнеживает людей, порождает лень, равнодушие, приводит к рабству. Умеренно-холодный климат побуждает людей к упорному труду, закаливает их, способствует свободолюбию. Географическая среда формирует нравы людей, их психику и через них определяет ход исторического развития.

Географический детерминизм носил в XVIII в. прогрессивный характер. Выступая против феодально-теологических представлений, он пытался дать естественно-научное объяснение истории. Однако картина изменилась в XIX и ХХ вв., когда географический детерминизм модифицировался в геополитику, которая стала использоваться для обоснования различных интересов отдельных стран.

Английский философ и экономист Т.Р.Мальтус объяснял противоречия, возникающие в ходе общественного развития, не социальными, а чисто биологическими факторами, и в первую очередь быстрым ростом населения. Мальтузианство представляет собой классический образец демографического детерминизма.

Мальтус сформулировал так называемый естественный закон, согласно которому рост населения происходит в геометрической прогрессии, а рост средств существования – в арифметической. Вследствие этого миру угрожает абсолютное перенаселение.

К демографической проблеме надо подходить, учитывая конкретно-исторические особенности каждой страны, каждого региона. И решать ее следует, исходя из интересов и суверенитета каждого государства, демократическим путем. В настоящее время ряд развивающихся стран принимает меры по планированию семьи, стремясь затормозить рост населения. Было бы ошибкой считать такую политику неомальтузианской. Такой она становится тогда, когда демографическую и иные проблемы пытаются решить только на ее основе. Эти проблемы могут быть решены в ходе общего социального прогресса, путем развития современных производительных сил, образования и культуры.

Демографическая проблема неотделима от проблемы продовольственной. Прогнозы ученых достаточно противоречивы, тем не менее многие из них признают возможность значительного увеличения производства продовольствия и тем самым ликвидации голода в мире. Некоторые специалисты склоняются к тому, что нищету и голод порождает не высокая рождаемость, а неравное и несправедливое распределение богатства.

Одним из самых влиятельных течений философии и социологии на Западе является техницизм или технократизм, — течение, опирающееся на методологию так называемого технологического детерминизма. С точки зрения последнего, решающим фактором, главной движущей силой социального развития являются наука и техника, научно-технический прогресс в целом. Однако этот процесс оценивается двояко: либо как позитивная сила, автоматически перестраивающая «индустриальное общество» в «постиндустриальное», в котором воплотятся идеалы социальной справедливости в своеобразном ее понимании, либо как негативная, демоническая сила, порождающая трудности и противоречия сегодняшнего и завтрашнего дня.

С середины 80-х годов наблюдается новая вспышка «технологического оптимизма»: формируется якобы новая «электронно-информационная цивилизация» под воздействием компьютерно-коммуникационной революции, которая, по утверждению японского социолога Й.Максуда, способна «радикально изменить общество и, возможно, весь западный мир». Возникает качественно новый тип общества, движущей силой развития которого будет производство не материальных ценностей, а информации, что создает всесторонний социальный прогресс, создаст благоприятные условия для самовыражения личности.

Субъективный фактор охватывает активную, целенаправленную деятельность, которая непременно осмысливается, осознается человеком. Деятельность субъективного фактора без наличия хотя бы минимальных объективных условий и материальных факторов невозможна. Что же касается объективных факторов, то они в отрыве от субъективного фактора остаются нереализованной возможностью.

Особенно ярко проявляется действие субъективного фактора в критические, переломные или, выражаясь метафорически, судьбоносные моменты истории. Любая личность, так или иначе участвуя не только в воспроизводстве непосредственной жизни, но и в изменении общественных отношений и институтов, безусловно, является элементом субъективного фактора. Объединяясь в социальные группы, классы, партии и т.п., индивиды превращаются в реальную, а в благоприятных условиях – решающую силу истории.

Не случайно ряд авторитетных мыслителей считает главной движущей силой исторического процесса деятельность выдающихся личностей и элитарных групп. На их роль в развитии общества указывалось, как мы видели, в трудах Г.Тарда и В.Парето, О.Шпенглера и А.Тойнби, М.Вебера и П.Сорокина, других представителей социальной философии. Народные массы характеризуются ими как проводники идей творческих личностей, воплощающие в жизнь их открытия и изобретения, цели и идеалы в область и политики и духовной жизни.

Здесь, однако, следует сделать одно уточнение. В исторический процесс прямо или косвенно включены все люди, поскольку они включены в процесс общественного производства, а также в политическую и духовную жизнь общества. В этом отношении все они являются участниками исторического процесса. Но его субъектами они становятся лишь в той мере, в какой действуют сознательно, то есть осознают свое место в обществе, социальное значение своей деятельности и направленность исторического процесса.

В последнее время в науке и политике все чаще говорят о человечестве как самостоятельном субъекте исторического процесса. Для этого имеются веские основания. В современных условиях человечество все чаще выступает как единое целое в силу расширения и упрочения экономических, политических и культурных связей народов всех стран, усиления их взаимозависимости.

Все субъекты исторического процесса, будь то отдельные личности, классы, нации, народы, человечество в целом, действуют исходя из своих потребностей, интересов, целей и идеалов – побудительных сил их деятельности.

Потребности людей есть выражение того, что объективно необходимо для их социального существования. Это можно сказать об их потребностях в пище, жилище, передвижении, социальной свободе, политическом самовыражении, духовном творчестве и т.д. Потребности и передаются субъектами как выражение объективной необходимости. Будучи осознанными, они проявляются как внутренние побуждения субъекта к той или иной деятельности, потреблению продуктов материального и духовного производства и т.д. Эти побуждения проявляются в весьма широком диапазоне – от инстинктивных до ясно осознанных и логически осмысленных.

Осознать свои настоящие интересы – значит осознать оптимальные пути и способы удовлетворения своих потребностей и вместе с тем пути и способы упрочения своего положения в обществе. А это значит осознать всю систему экономических, социальных, политических и других отношений, характер и направленность их развития. Ведь в рамках данных отношений возникают и реализуются интересы субъектов. Однако сознать это весьма непросто. Значит, непросто осознать и собственные объективные данные интересы.

Например, нелегко это сделать для нации – одного из субъектов процесса. Практически нет в мире ни одной страны мононациональной, всегда есть люди другой нации, интересы которых необходимо учитывать, чтобы избежать конфликтов. Хотя определение нации как таковой тоже вызывает ряд споров по проблеме «чистоты» нации. Можно определить, что нация – это устойчивое объединение людей, связанных общим языком, общей территорией, общностью экономической жизни и некоторых особенностей психического склада людей, выраженных в специфических чертах культуры данного народа.

Так что перед каждым субъектом исторического процесса всегда стоит проблема осознания своих подлинных интересов в той или иной ситуации, то есть того, что именно ведет к упрочению его позиций в обществе, создает возможности для наиболее полного удовлетворения его экономических, социальных, политических и духовных потребностей, для его всестороннего развития и проявления его способностей. Только в этом случае он сможет реализовать себя в обществе и историческом процессе.

Потребности и интересы людей находят свое выражение в их целях и идеалах. В своих целях люди сознательно полагают (моделируют) результаты своей деятельности, которые они хотят получить. Наиболее социально значимая цель жизни и деятельности субъекта может выступать как его идеал. Так, например, существует идеал всесторонне развитой личности и идеал совершенного общества. Каждый субъект подходит к тому или другому идеалу с позиций собственных интересов. Для одного идеалом может быть авторитарное общество с сильной авторитарной властью, для другого – демократическое общество, в котором гармонически сочетаются интересы всех субъектов и широко развиты гражданские права и свободы.

Проблема источника общественного развития. Факторы общественного развития

Проблема источника истор. развития связана с решением вопроса о том, что движет историю, т. е. о тех глубинных причинах, которые определяют качественное изменение общества и его переход к новому состоянию. В решении этой проблемы на сегодняшний день выделяют 3 основные модели: теории соц. противоречия, концепции солидаризма и теории конфликта.

Теории соц. противоречия исходят из общедиалектических установок, в соответствии с которыми именно единство и борьба противоположностей (противоречие) являются источниками развития как в природе, так и в обществе. Согласно этой концепции, не столько единство как взаимообусловленность и дополнительность, сколько война противоборствующих сил определяет внутреннюю динамику прогресса. В качестве предтеч данной теории можно выделить Н. Макиавелли, Т. Гоббса, Г. Гегеля, наиболее яркое развитие она получила в философии марксизма. Рассматривая соц. противоречия как «вечный двигатель» истории, марксизм видит их высшую форму проявления в классовой борьбе, где непримиримая вражда классовых интересов ведет к соц. революции и смене формации. В современной философии теория соц. противоречия получила развитие в геополитике (Ф. Ратцель, К. Хаусхофер, X. Маккиндер и др.), рассматривающей историю в контексте борьбы этногеографических образований за политическое пространство.

Солидаризм (О. Конт, Г. Спенсер, Э. Дюркгейм, Т. Парсонс и др.) делает акцент на соц. сплоченности как гаранте сбалансированного развития общества. Основанием солидарности является разделение труда и стратификационная структура общества. Неизбежно возникающие конфликты и противоречия рассматриваются здесь как отклонение от нормы и существенное препятствие для прогресса. Говоря об усложнении соц. структур, классики этой концепции рассматривали индустриальное общество как переход к новым, более высоким формам солидарности (переход от военной к промышленной солидарности у Спенсера, от механической солидарности к органической у Дюркгейма). В контексте этой теории м.т б. рассмотрен также ряд философских проектов глобализации (Р. Робертсон, И. Валлерстайн, Ф. Фукуяма), акцентирующих усиление интеграционных процессов и общечеловеческий статус ценностей либерализма и демократии в условиях «постсовременного» состояния общества.

Теории конфликта (Р. Парк, Л. Козер, Р. Дарендорф) выступают как синтетические по отношению к вышеназванным моделям. По сравнению с соц. противоречием конфликт является более узким понятием и определяется как осознанное противостояние двух или более сторон. В формах соревнования и конкуренции конфликты способствуют соц. инновациям, являясь источником истор. развития. Вместе с тем специфика интерпретации конфликта в данной теории состоит в направленности на поиск консенсуса, а задача конфликтологии — выявление механизмов его рационального регулирования. Попытки насильственного подавления конфликтов, х-ные для закрытых обществ, как правило, чреваты революционными взрывами и гражданскими войнами. Открытые общества, напротив, имеют все резервы для мирного разрешения конфликтов и достижения социального согласия.

Факторы общественного развития принято делить на 1) объективные и 2) субъективные.

К объективным факторам относят те движущие силы, которые непосредственно связаны с материальными отношениями и естественными условиями жизни общества (экономика, наука и технология, географическая среда и природные богатства, народонаселение).

Субъективный фактор охватывает активную, целенаправленную деятельность, которая непременно осмысливается, осознается человеком. Деятельность субъективного фактора без наличия хотя бы минимальных объективных условий и материальных факторов невозможна. Что же касается объективных факторов, то они в отрыве от субъективного фактора остаются нереализованной возможностью.

Особенно ярко проявляется действие субъективного фактора в критические, переломные и судьбоносные моменты истории. Объединяясь в соц. группы, классы, партии и т.п., индивиды превращаются в реальную, а в благоприятных условиях — решающую силу истории.

Некоторые философы связывали процесс соц. развития с изменениями в культурной жизни, системе духовных ценностей (О. Конт, П. Сорокин и др.). Сторонники натуралистических концепций связывали развитие общества с изменением природных основ соц. жизни, климатическими, биолог. и даже космическими факторами (Ш. Л. Монтескье, В. Вернадский, Л. Гумилев). Последователи марксистской теории и философы-технократы (У. Ростоу и др.) определяющую роль в общественном развитии отводят материальному про-ву, прогрессу техники и технологий. Все перечисленные факторы, несомненно, влияют на развитие общества. Причем эконом., духовные и природные факторы теснейшим образом переплетены и не могут рассматриваться независимо друг от друга.

⇐ ПредыдущаяСтр 9 из 9

1) географический детерминизм – определяет деятельность людей география. Шарль Монтескье, работа – «О духе законов». На жизнедеятельность влияет климат, территория, положение.

Лев Мечников: территорию можно поделить на 3 этапа:

1) около рек, деспотизм

2) моря

3) освоение океанов.

2) Технологический детерминизм. Ростоу и Гэлбрейт. В зависимости от развития техники. Они делят общество на доиндустриально, индустриальное и постиндустриальное.

Общество можно анализировать в статике и в динамике.

Рассмотрение через сферы – рассмотрение в статике.

Сферы:

1) экономическая (сфера связанная с экономическими процессами, отношениями, с трудовой деятельностью. По Марксу — объект и субъект труда).

2) социальная (определённые соц общности, которые объединены связями. например: народ, как соц общность. Объединение людей, живущих на одной территории, обладают общими чертами психологиии. Как правило, это граждане одной страны; Национальность – рождается на природно-климатической территории, общность языка, общность психологического склада, общность культурной жизни. В соц. сферу относят классы, владеющие и не владеющие собственностью, управляющие и подчиняющиеся.)

3) политическая (связана с институтами управления, основное – государство, цель – организация жизни и защиты народа. Партии, полит. группы, которые выражают интересы какой-либо партии. Общественные организации – профсоюзы. Гражданское общество – совокупность добровольных государственных институтов)

4) духовная сфера (создание, производство, развитие и потребление духовных ценностей. Формы духовной жизни – религиозная, связанная с искусством, философией, моралью, с полит, правовым сознанием. Сколько форм общественного сознания – столько и духовных.) Духовная жизнь развивается, многообразится. Культура может быть низка, может быть высокая. Духовная жизнь – производство ценностей, нужны соц. институты. Деятельность может осуществляться на базе конкретных соц. институтов.

Все сферы тесно взаимосвязаны и не могут существовать без друга. Все они влияют на общественную жизнь.

Лекция 15 29.05.13

Общество – обособившаяся часть природы.

На общество влияют климатические, географические факторы, термографические – естественные, благодаря которым существует общество.

Общество потребляет природу, потом преобразует, а потом воздействует на неё отрицательно. В середине 20 столетия начинается кризисное взаимодействие с природой. Чтобы было общество, нужно определённое количество населения. Основной проблемой является депопуляция – резкое падение рождаемости в европейских регионах.

3 смысла общества:

1) общество вообще – результат взаимодействия между людьми

2) конкретное общество – общество, которое жило в определённый момент, локализовано в пространстве и времени

3) конкретный тип общества – совокупность признаков, по которым его выделяют: капитальное, постиндустриальное, христианское общество

4) органическая система – открытая система, которую можно систематизировать. Интегральный организм, где всё взаимосвязано.

Гоббс – левиафан – общество как механизм, в котором можно изменить части. Общество – интегральный, открытый организм.

Тип детерминации – вероятностный, т.к. люди выбирают что им делать, наделены волей, сознанием, свободой выбора. Общество – саморазвивающаяся система.

Основные сферы общественной жизни.

1) экономическая (трудовая деятельность людей в сфере производства, требует совершенствования человека, его орудий труда и предметов труда)

2) социальная (семья – основа, первичная ячейка общества, на которой базируется общество. национальность формируется благодаря внутреннему экономическому рынку. Общность языка формирует национальность )

3) политическая (система институтов управления; главный институт – государство, осуществляет аппарат принуждения – армия, полиция, Государство имеет общую программу, чтобы развиваться и быть единым. Государство имеет свою систему права, свою территорию и территориальное деление. Чем сильнее гос–во, тем сильнее народ.; партии, которые выражают интересы определённых частей народа. Общественные организации, профсоюзы, гражданское общество, духовная сфера общества. Она занята созданием, потреблением, развитием духовных ценностей)

4) духовная (формы: религиозная, мораль, правовое сознание, философское сознание, искусство)

Век до н.э. – возникла философия

Общность, общество.

Язык является основой возникновения цивилизации.

Народ – объединением которое занято в общественном производстве и духовной жизни. Французский народ, русский народ.

Типы духовной жизни:

1) чувственная культура

2) абстрактная идеальная структура, рассматривает Бога как идеал

3) очередное возрождение чувственной культуры

Культура – творческая деятельность человека во всех сферах бытия

Культура направленна на преобразование действительности.

Культура:

1) материальная – техника, производственный опыт.

2) духовная – наука, искусство, философия, просвещение.

Культура зависит от материальных процессов, но не предопределяется ими жёстко. В классовом обществе – классовый характер.

Освальд Шпенглер – работа «Закат Европы» – противопоставление культуры цивилизации. Культура умирает, возникает цивилизация.

8 культур выделял, в том числе русско-сибирскую цивилизацию.

Данилевский – цивилизация – совокупность народов обладающих общими признаками, языками, территорией и т.д.

Арнольд Тойнби

Работа «Исследование истории»

Три этапа, цивилизация – как растение, цветок.

Творческое меньшинство, элита общества, они являются носителями жизненного порыва – движущая сила развития общества. Развитие цивилизации от внешней природы внутреннему духовному процессу. Если элита не может правильно ответить на вопросы истории, то начинается раскол.

Этапы:

1) архаизм, возвращение назад

2) футуризм – отбрасывается прошлое, начинается новое, но не факт что лучше

3) эскапизм – остановка на пути к цели

4) преображение, внутреннее духовное рождение, мистический жизненный порыв

Подходы к анализу истории:

1) цивилизационный

2) стадиальный: например, доиндустриальное общество, индустриальное, постиндустриальное общество

Проблема направленности соц развития, прогресс и критерии.

4 типа соц динамики развития:

1) Циклический

2) Линейный, прогрессивный (переход от менее прогрессивного к более прогрессивному) но может быть и регрессивный. Существуют пределы прогресса, роста. Они определяются природной средой, демографическим фактором. Исчерпание природных ресурсов, водных, энергетических. Внутренние барьеры человека. В 1972 году был создан римский клуб, в котором пришли к выводу, что к 2030 году мир столкнётся с сильнейшим экономическим кризисом.

3) Спиралевидный

Критерии общественного прогресса – уровни развития общества:

1) гуманистический – нравственный, духовный

2) движущие силы – борьба интересов, противоположностей – закон диалектики; элита и её интересы

Личность

выдающаяся личность – социальные условия могут требовать выдающегося реформатора, деятеля. Всё зависит от таланта, есть ли он? талант военачальника, реформатора, руководителя.

История альтернативна и фатально не определена!

Глобальные проблемы:

1) болезни

2) демографический спад

3) очень большое население планеты, голод

4) перепады в развитии стран, нестабильность

5) угрозы войны

Человек – это биосоциальное существо. Отличается разумом и нравственностью, способностью иметь идеальный план своего развития. Способность производить орудия труда.

Человеку свойственна общительность. Энгельс «роль труда в процессе превращения обезьяны в человека» – труд сделал человека.

Возможность выбора, делать что-то или нет.

Человек человеку Бог (Фейербах)

Основные факторы развития общества

Общество – система динамичная, постоянно развивающаяся. На развитие общества влияет множество факторов, среди них принято выделять объективные факторы развития общества те, которые напрямую не зависят от воли и сознательной деятельности людей и социальных групп и субъективные факторы развития общества, зависящие от воли, интереса и сознательной деятельности человека и различных социальных групп.

Важнейшим объективным фактором в развитии общества является природа. Так, древнейшие цивилизации возникли на берегах великих рек (их так и называют – “речные цивилизации”). Однако природный фактор может способствовать и гибели. Ярким примером влияния природного фактора на развитие и гибель цивилизаций является минойская цивилизация, расцвету которой способствовали благоприятнее природные условия, а гибель ускорило извержение вулкана.

Природный фактор дает толчок фактору технологическому — в благоприятных условиях тропиков охота и собирательство удовлетворяют основные потребности человека, однако изменение условий приводит к необходимости поиска новых технологий — способов обеспечения человеческих потребностей. Появляется земледелие, скотоводство, ремесло, торговля. Новые формы обеспечения жизнедеятельности требуют усложнения организации общества, совершенствования культуры. Некоторые учёные связывают появление государств с необходимостью проведения массовых ирригационных работ, например, в долине Нила.

Технологический фактор может способствовать быстрому развитию общества, демографическому росту, благодаря которому появляется больше возможностей проявиться факторам субъективным.

Основными субъективными факторами развитие общества являются народные массы, социальные группы и исторические личности.

Все факторы могут способствовать как прогрессу, так и регрессу общества.

В современной социологии исторический прогресс связывается с процессом модернизации, т. е. переходом от традиционного общества к индустриальному, а затем и к постиндустриальному.

Исходя из всего вышесказанного можно сказать, что основным критерием прогресса является степень свободы, которую общество предоставляет личности для максимального развития ее возможностей.

Однако, движение вперед не исключает возвратных движений, регресса. Так, развитие орудий труда, высокая производительность труда — очевидное свидетельство прогресса, но они породили глобальные экологические и сырьевые проблемы. Удобства городской жизни сопровождаются многочисленными «болезнями урбанизации». Прогресс противоречив. Противоречивость прогресса в том, что прогресс в одной сфере общественной жизни может сопровождаться или даже быть причиной регресса в другой сфере общественной жизни.

(Дополнительная справка) Развитие общества, его источники и движущие силы:

Прогресс (движение вперед, успех) – представление о том, что общество развивается от простого к сложному, от низшего к высшему, от менее упорядоченного к более организованному и справедливому.

Регресс – представление о таком развитии общества, когда оно становится менее сложным, развитым, культурным, чем было.

Стагнация – временная остановка развития.

Критерии прогресса:

1) Кондорсе (XVIII век) считал критерием прогресса развитие разума.

2) Сен-Симон: критерий прогресса – нравственность. Общество должно быть таким, где все люди по отношению друг к другу – братья.

3) Шеллинг: прогресс – постепенное приближение к правовому устройству.

4) Гегель (XIX век): усматривает прогресс в сознании свободы.

5) Маркс: прогресс – развитие материального производства, что позволяет овладеть стихийными силами природы и добиться социальной гармонии и прогресса в духовной сфере.

6) В современных условиях прогресс – это:

– продолжительность жизни общества;

– образ жизни;

– духовная жизнь.

Реформа (изменение) – изменение какой – либо области жизни, проведенное властью мирным путем (социальные изменения общественной жизни).

Виды реформ: – экономические,

– политические (изменения Конституции, избирательной системы, правовой сферы).

Революция (поворот, переворот) – коренное, качественное изменение основных каких-либо явлений.

Модернизация – приспособление к новым условиям.

Что движет человеческой историей (?):

1) Провиденциалисты: все в мире идет от бога, по божественному провидению.

2) Историю творят великие люди.

3) Общество развивается по объективным законам.

а) Часть ученых придерживается позиции, что это теория социального эволюционизма: общество, как часть природы развивается прогрессивно и идет однолинейно.

б) Другие придерживаются теории исторического материализма: движущей силой развития общества является признание первичности материальных потребностей людей.

С точки зрения Вебера, источником и движущей силой развития общества является протестантская этика: человек должен трудиться, чтобы стать избранным богом к спасению.

Общественное развитие

Тема: Общество

Урок: Общественное развитие

1. Введение

Здравствуйте. Сегодня мы поговорим с вами об общественном развитии. И в самом деле, к чему должен привести исторический процесс? Ради чего творится история?

И вообще, есть ли цель у исторического процесса или он не имеет смысла? Многие мыслители XIX века (Кондорсе, Гегель, Маркс) считали, что человечество непрерывно движется вперед к некоторой конечной цели, к завершенному состоянию, а вся история человечества – только этапы на пути к этой цели.

В истории известно четыре концепции общественного развития (рис. 1):

Рис. 1. Концепции общественного развития

— для Древней Греции было характерно представление о циклическом характере развития общества;

— в средние века появилось представление о линейном характере общественного развития;

— в наше время многие философы считают наиболее подходящей моделью общественного развития развитие по спирали.

Как видите, концепция спирали сочетает черты цикла и линейного развития.

Принято выделять два пути общественного развития. Это прогресс и регресс.

Формулировка и обоснование идеи прогресса французским философом XVIII века маркизом Жаном Антуаном Кондорсе (1743-1794). После его смерти был обнаружен труд «Опыт исторической картины прогресса человеческого духа», в котором Кондорсе разделил историю на десять эпох, которые сменяют друг друга на основе совершенствования разума.

Идея прогресса в историческом развитии.

Таким образом, ясно, что в разные эпохи мыслители предлагали разные критерии общественного прогресса. Рассмотрим основные из них.

1. Усложнение форм жизни, приспособляемость и конкурентоспособность. Однако еще Ч. Дарвин заметил, что многие современные виды примитивнее вымерших, а многие ученые считают специализацию эволюционным тупиком (простейшие микроорганизмы в эволюционном плане гораздо долговечнее).

2. Большее противостояние смерти или энтропии (энтропия – нарастающее ослабление связей между элементами системы, мера хаотизации). В ходе прогрессивного развития организмов уменьшается вероятность их гибели от непредвиденных обстоятельств.

3. Увеличение степени свободы человека, обусловленное уменьшением его зависимости от окружающей среды и уровнем развития науки и техники. Гуманизация общественной жизни, гармонизация взаимосвязей человека и общества, общества и природы. Рост производительности труда, совершенствование рабочей силы, развитие производительных сил и производственных отношений.

4. Нравственное, духовное самосовершенствование человека, увеличение его способности к творчеству, инновациям, степень реализации счастья как основного смысла человеческого существования.

Имеет ли прогресс конец или он бесконечен? Теории, предполагающие наличие некоего конечного состояния, называются эсхатологическими (от греческого «та эсхата» – «конец»).

Данная проблема носит название проблемы «конца истории». Ее поставил Гегель, который считал, что окончанием истории станет торжество разума, победа абсолютного знания. Эсхатологическими были исторические концепции, господствовавшие в СССР (коммунизм) и гитлеровской Германии. Эсхатологической является и христианская концепция истории, в которой конец истории связан со вторым пришествием.

В 1989 году появилась статья Фрэнсиса Фукуямы (рис. 2) «Конец истории».

Рис. 2. Ф. Фукуяма

Многие философы тем не менее отрицают наличие конечной стадии истории. Ведь если это так, то наши жизни являются лишь средствами для достижения конечной цели.

Великий русский философ Николай Бердяев писал: «Прогресс превращает каждое человеческое поколение, каждое лицо человеческое, каждую эпоху истории в средство и орудие для окончательной цели – совершенства, могущества и блаженства грядущего человечества, в котором никто из нас не будет иметь удела».

Это имеет смысл еще и потому, что идея прогресса в последнее время вообще подвергается критике. Во второй половине XX века во Франции, где всегда считалось, что человечество развивается по восходящей линии, заговорили о том, что прогресс умер и его труп отравляет атмосферу. Лякруа, Седийо, Фридман и другие стали утверждать, что человечество начало разлагаться. Постмодернисты Делез, Сер, Лиотар и другие во всех современных бедах обвинили классический рационализм, Просвещение, проповедовавшее веру в бесконечный социальный прогресс.

В 1960-е годы многие футурологи предсказывали, что в 2000 году цивилизация достигнет пика своего развития, все будет роботизировано и автоматизировано, а человечество погрузится в тоску. «Главной проблемой наших потомков в 2001 году станет выбор, какой из нескольких сотен телеканалов смотреть», – писал Элвин Тоффлер в книге «Шок будущего». Последним адептом «теории благоденствия» стал Фрэнсис Фукуяма, описавший наступление всеобщего мира и бездеятельности.

Несмотря на это, регрессистские концепции исторического процесса довольно редки. Такой была концепция греческого поэта Гесиода (рис. 3), делившего историю человечества на золотой, серебряный, медный, бронзовый и железный век.

Рис. 3. Гесиод

В христианстве также господствует регрессивный подход: самым совершенным был мир до грехопадения Адама и Евы, а в конце истории «восстанет народ на народ, и царство на царство, и будут глады, моры и землетрясения по местам» (Мф. 24:7).

Наконец, уже в XX веке вышла книга немецкого философа Освальда Шпенглера (рис. 4) «Закат Европы».

Рис. 4. Освальд Шпенглер

Сама идея прогресса, как это ни странно, не исключает регресса. Иногда бывает, что общество, выбравшее неправильный путь развития, как бы отходит назад и выбирает другую дорогу.

Выделяются три формы общественного развития – это эволюция, революция и реформа.

Эволюция (evolutio – развертывание) – медленные поступательные изменения, самосовершенствование системы (преимущественно количественными методами).

Революция – быстрые кардинальные изменения общественной системы.

Реформа – целенаправленные поступательные изменения отдельных элементов системы.

Давайте рассмотрим формы общественного развития графически (рис. 5). Если эволюция – это медленное поступательное развитие, то революции происходят время от времени и быстро меняют всю систему.

Рис. 5. Формы общественного развития

Реформу графически изобразить нельзя, так как она представляет собой изменения не всей системы, а лишь ее частей. Реформа может быть политической, экономической, социальной или в области культуры.

Обратимся, наконец, к факторам общественного развития. Разумеется, все факторы взаимодействуют между собой, и нельзя говорить о каком-либо из них как о единственно действующем. Однако есть философы, которые все же выделяют один фактор в качестве основного. Такое объяснение процессов единственным фактором и отрицание роли других движущих сил называют детерминизмом.

Первым фактором общественного развития является природная среда. Направление в общественной мысли, абсолютизирующее этот фактор, называют географическим детерминизмом.

Сторонником географического детерминизма был «отец истории» Геродот. В Новое время этой концепции придерживался Шарль-Луи Монтескье.

В теории Льва Ильича Мечникова (рис. 6) определяющее воздействие на общество оказывает вода. Существовало три цивилизации: речная (освоение великих рек древними обществами Египта, Месопотамии, Китая), средиземноморская (обладание морскими пространствами) и глобальная океаническая.

Рис. 6. Л. И. Мечников

Советский ученый Александр Чижевский считал, что определяющее воздействие на человека оказывает Солнце (человек – живые биологические часы).

Не нужно думать, что сегодня сторонники географического детерминизма отсутствуют. На эту концепцию опирается геополитика.

Другим фактором развития считают рост численности населения. Это направление называется демографический детерминизм. Его основоположником был Томас Мальтус, который считал, что население возрастает в геометрической прогрессии, а средства жизнеобеспечения – только в арифметической.

Третий фактор развития – экономика. Его апологетов считают приверженцами социально-экономического детерминизма. Главным из них считается Карл Маркс, об исторической концепции которого мы поговорим в следующий раз.

Наконец, четвертая группа философов полагает, что на развитие общества определяющее влияние оказывает уровень технического развития. Эта концепция носит название технологический детерминизм, или технократизм. В современном мире таких философов довольно много. Збигнев Бжезинский называет современное общество технотронным, Джозеф Гэлбрейт – новым индустриальным, а Барнет – даже постнефтяным.

Давайте подытожим. В общественных науках выделяют четыре основных фактора общественного развития – это географическое положение и природная среда, численность населения, уровень экономического развития и уровень технического развития.

А как же человек? Неужели он не оказывает никакого влияния на ход исторического процесса? В современной философии роль личности в истории оценивается по-разному.

1. Развитие общества – результат действия объективных, независимых от воли и сознания человека законов (объективизм; объективное развитие).

2. Человек – самостоятельный субъект общественной жизни, реальный творец истории, способный к свободному выбору и целеполаганию (волюнтаризм; субъективное развитие).

3. История – проявление воли Бога, осуществление заранее предусмотренного божественного плана «спасения» человека» (провиденциализм).

Есть ли вообще исторические законы? Законы принято делить на динамические, которые действуют постоянно, и статистические, которые действуют только в большой массе.

На формирование статистических законов действует целый ряд факторов. Это:

— активность или пассивность человека и общества в целом;

— возможность выбора пути развития (бифуркация);

— элементы случайности и неопределенности.

Таким образом, человек может изменить действие исторических законов, но не может его отменить. Многие философы искали такие законы. Некоторым, кажется, это удалось. В следующий раз мы поговорим о теории формаций, которая была создана Карлом Марксом. А наш сегодняшний урок окончен. Спасибо за внимание.

Смысл жизни лемминга

Существует представление о том, что раз в несколько лет огромные массы леммингов – мелких грызунов, которые обитают в Скандинавии, – бросаются в морские воды и тонут там, пожертвовав собой для того, чтобы жили другие поколения леммингов. Весь смысл их жизни, таким образом, заключается в том, чтобы вовремя утонуть.

Но люди не лемминги, и смысл их жизни не должен сводиться только к тому, чтобы вовремя умереть за дело партии.

«Темные века»

«Темными веками» называют период в истории Древней Греции, который последовал за вторжением племен дорийцев.

Это нанесло культуре жителей Балкан невероятный урон: были разрушены города, пришла в упадок экономика, была даже утрачена письменность.

Однако последствия вторжения оказались все же положительными.

Геополитика

На принцип географического детерминизма опирается так называемая геополитика – учение о государстве как географическо-биологическом организме, стремящемся к постоянному расширению; согласно этому учению, внешняя политика государства определяется географическими факторами (климат, местоположение, природные ресурсы, темпы роста населения). Термин «геополитика» впервые появился в 1916 году в работе шведского ученого Рудольфа Челлена «Государство как форма жизни».

Сторонники концепции геополитики исходили из идеи, что государство представляет собой организм, который развивается, стареет и умирает, причем законы этого развития во многом зависят от географических факторов. Они, к примеру, противопоставляли «континентальные» и «морские» державы: выход к морю является важным условием, от которого зависит экономическое и политическое благополучие страны.

Хэлфорд Джордж Маккиндер и его концепция «хартленда» («срединной земли») – Россия, Казахстан, Северный Китай, Монголия. Весь мир делится на морскую и континентальную части, которые находятся в постоянной конфронтации. Историческая практика показывает, что ни окраинные, ни морские державы не могут захватить страны хартленда. Эта теория обосновывала «холодную войну».

Государство как «колония мхов» (Фридрих Ратцель). Сознательная деятельность государства отрицается?

Литература к уроку

Учебник: Обществознание. Учебник для учащихся 10 класса общеобразовательных учреждений. Базовый уровень. Под ред. Л. Н. Боголюбова. М.: ОАО «Московские учебники», 2008.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *