Факторы риска нарушения психологического здоровья

Факторы риска нарушения психологического здоровья

  • Нарушения психологического здоровья как структурообразующие направления в психологической коррекции

    Для организации психологической коррекции дошкольников и младших школьников удобно в качестве ориентира в работе рассматривать психологическое здоровье детей. Термин «психологическое здоровье» был введен в научный лексикон И. В. Дубровиной. При этом под психологическим здоровьем ею понимаются…
    (Психологическое консультирование и психологическая коррекция)

  • Типология нарушений психологического здоровья.

    В качестве оснований для выделения нарушений психологического здоровья мы будем использовать время его появления в онтогенезе и преобладающий стиль реагирования ребенка на внутренний конфликт: активный или пассивный (табл. 1. 1). Таблица 7. 1 Типология нарушений психологического здоровья…
    (ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СЛУЖБА В ОБРАЗОВАНИИ. ШКОЛЬНЫЙ ПСИХОЛОГ)

  • Организация занятий для создания учащимся условий, способствующих профилактике нарушений психологического здоровья.

    Групповые занятия с младшими школьниками организуются на основе следующих принципов, определяющих стратегию и тактику профилактики и формирования психологического здоровья детей. Принцип недирективности формирования психологического здоровья, что требует от взрослых не программирования…
    (ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СЛУЖБА В ОБРАЗОВАНИИ. ШКОЛЬНЫЙ ПСИХОЛОГ)

  • Организация психологической помощи учащимся, имеющим существенные нарушения психологического здоровья.

    Индивидуальная коррекционная работа осуществляется с учащимися, у которых личностное неблагополучие: • снижает успешность обучения; • мешает успешному функционированию в школе, в том числе соблюдению норм школы; • снижает успешность обучения или комфортность функционирования других учащихся; • негативно…
    (ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СЛУЖБА В ОБРАЗОВАНИИ. ШКОЛЬНЫЙ ПСИХОЛОГ)

  • Индивидуальное консультирование родителей, дети которых имеют различные нарушения психологического здоровья

    При наличии у ребенка выраженного нарушения психологического здоровья необходимо привлечь к работе родителей с целью изменения стиля взаимодействия с ним. Обычно консультирование в этом случае происходит по инициативе психолога. В консультативной беседе с родителями можно условно выделить четыре этапа….
    (ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СЛУЖБА В ОБРАЗОВАНИИ. ШКОЛЬНЫЙ ПСИХОЛОГ)

  • Психическое и психологическое здоровье

    Основным условием нормального психосоциального развития (помимо здоровой нервной системы) признается спокойная и доброжелательная обстановка. Эксперты ВОЗ на основе анализа результатов многочисленных исследований в различных странах убедительно показали, что нарушения психического здоровья гораздо чаще…
    (Теория и методика воспитания младших школьников)

  • Признаки психологически «здоровых» и «невротических» организационных культур

    Тезис о влиянии культуры на эффективность деятельности организации важен для функционирования предприятий. Любое предприятие ограничено в ресурсах и оргкультура является определяющим фактором в конкурентной борьбе. В этом смысле культуры могут быть положительными (позитивными) или отрицательными…
    (Организационная психология)

  • ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ СЕМЬИ

    Сущность, содержание и структура психологического здоровья Основные понятия семьи. Направленность семейных отношений. Сущность и содержание психологического здоровья. Отличие психологического здоровья семьи от психического. Структура и критерии психологического здоровья. Задачи психологического…
    (ПСИХОЛОГИЯ СЕМЬИ. ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ)

  • Сущность, содержание и структура психологического здоровья

    Основные понятия семьи. Направленность семейных отношений. Сущность и содержание психологического здоровья. Отличие психологического здоровья семьи от психического. Структура и критерии психологического здоровья. Задачи психологического консультирования и коррекции. Психологическое здоровье и нездоровье….
    (ПСИХОЛОГИЯ СЕМЬИ. ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ)

Факторы риска нарушения здоровья

1. Существует множество подходов к определению понятия здоро­вья, которые можно разделить на медицинские и психологические.

На медицинском уровне выделяются следующие определения по­нятия здоровья:

— определение ВОЗ: здоровье есть отсутствие болезней и физиче­ских дефектов и состояние полного социального и духовного благополучия, когда функции всех органов и систем человека уравновешены с внешней средой и отсутствуют какие-то болез­ненные изменения;

— определение психиатрии: здоровье есть способность индивида реализовать естественный врожденный потенциал человеческо­го призвания.

На психологическом уровне выделяются следующие определения здоровья, которые зависят от теоретической ориентации автора:

· гуманистическая психология (К. Роджерс): здоровый человек — это подвижный, открытый, а не постоянно использующий за­щитные реакции, независимый от внешних влияний и опираю­щийся на себя. Оптимально актуализируясь, такой человек по­стоянно живет в каждый новый момент жизни. Этот человек подвижен и хорошо приспосабливается к меняющимся условиям, терпим к другим, эмоционален и рефлексивен;

• гештальт-терапия (Ф. Перлз): психическое здоровье связано со зрелостью личности, проявляющейся в способности к осоз­нанию собственных потребностей, конструктивному поведе­нию, здоровой адаптивности и умению принимать ответствен­ность за самого себя. Зрелая и здоровая личность аутентична, спонтанна и внутренне свободна;

• психоаналитическое направление (3. Фрейд): психологически здоровый человек — это тот, кто способен согласовать принцип удовольствия с принципом реальности’,

• аналитическая психология (К.Г. Юнг): здоровый человек — это человек, ассимилировавший содержание своего бессознательно­го и свободный от захвата каким-либо архетипом;

• телесная психотерапия (В. Райх): невротические и психосома­тические нарушения здоровья являются следствием застоя био­логической энергии, здоровое состояние характеризуется сво­бодным протеканием энергии.

2. Понятие здоровья включает в себя ключевые характеристики:

• интегративность, то есть включает в себя как внутренний мир личности, так и разносторонность взаимоотношений человека со своим окружением;

• многоуровневость — наличие физического, психического, соци­ального и духовного аспектов здоровья;

• состояние равновесия, баланса между адаптационными воз­можностями человека и постоянно меняющимися условиями среды;

• осуществление наиболее полной реализации жизненного потен­циала человека.

3. Выделяют три уровня рассмотрения и оиенки здоровья:

• биологический (соматический) уровень, предполагающий совер­шенство саморегуляции в организме и динамическое равновесие всех внутренних органов, гармонию физиологических процес­сов, максимальную адаптацию к окружающей среде;

• психологический уровень, рассматривающий индивида как пси­хическое целое, включающий гармоничное развитие всех психиче­ских сфер личности и подразумевающий наличие у человека общей стратегии жизни человека;

• социальный уровень, подразумевающий гармоничное влияние раз­личных социальных связей на личность и наличие способности противостоять негативному влиянию со стороны социума и самому на свое окружение; а также трудоспособность, социальную активность и включенность личности, деятельное отношение человека к миру.

4. Значение выделения критериев психологического здоровья за­ключается в возможности разграничения нормы и патологии, анализ и структурирование системы критериев психического здоровья представляют собой трудную задачу, так как, во-первых, не существует единого основания для создания такой классификации и, во-вторых, ни одна классификация не выра­зит в достаточной мере понятие психологического здоровья.

Выделение критериев психологического здоровья может проходить на основании:

• специфики функционирования организма в целом;

• трех существующих видов проявлений психического:

— психических свойств;

— психических состояний;

— психических процессов.

На основании специфики функционирования организма выделяются следующие критерии психологического здоровья:

• критерий психического равновесия, позволяющий судить о ха­рактере и специфике функционирования психики человека в различных ее сферах — эмоциональной, мотивационной, по­знавательной, волевой и др., и выявляющий аномалию как про­явление дисгармонии личности и утраты ею равновесия с окру­жающей средой;

• гармоничность организации психики, понимаемая как равномер­ность развития и функционирования всех сфер психики, а < также их тесное взаимодействие;

• адаптивные возможности организма, под которыми понимается способность личности к адаптации в окружающей среде без I нарушения своего внутреннего равновесия.

На основании трех существующих видов проявлений психического выделяются следующие критерии психического здоровья:

• свойства личности:

— оптимизм;

— отсутствие суетливости;

— уравновешенность;

— нравственность;

— адекватный уровень притязаний, чувство долга;

— уверенность в себе;

— необидчивость (умение освобождаться от затаенных обид);

— трудолюбие;

— независимость;

— непосредственность (естественность);

— ответственность;

— чувство юмора;

— доброжелательность, терпимость;

— самоуважение;

— самоконтроль;

· психические состояния:

— самообладание (эмоциональная устойчивость);

— адекватность зрелости чувств и биологического возраста;

— совладание с негативными эмоциями (страх, гнев, жадность и др.);

— свободное, естественное проявление чувств и эмоций;

— способность радоваться;

— сохранность привычного оптимального самочувствия;

· психические процессы:

— адекватность психического отражения, то есть максимальное

— соответствие формируемых у индивида субъективных образов

— объективной реальности;

— адекватность в восприятии себя и своих особенностей;

— способность концентрировать внимание на предмете;

— способность к удержанию информации в памяти;

— критичность мышления, «научная» форма умственной деятель­ности, направленной на поиск истины, а не слепая вера в ав­торитеты;

— креативность, способность к творческому самовыражению и поиску новых нестандартных путей решения задач;

— дисциплина ума, способствующая управлению мыслями.

Выделяются критерии психологического нездоровья личности:

· зависимость от вредных привычек;

· уход, отрицание личной ответственности за себя и свою жизнь;

· пассивность жизненной позиции; утрата веры в себя, свои возможности;

· неадекватно заниженная или завышенная самооценка,

· ослабленный или гипертрофированный самоконтроль,

· беспричинная злость, вспыльчивость, нервозность, эмоциональ­ная холодность;

• эгоцентризм, враждебность, жестокость, асоциальное поведение;

• гипертрофированное стремление к власти;

• гипертрофированное стремление к покупке вещей;

• ослабленная или гипертрофированная сфера инстинктов;

• повышенная тревожность;

• снижение когнитивной активности, алогичность, неорганизо­ванность мышления;

• жесткая приверженность стереотипам как в мышлении, так и в дру­гих сферах жизни, отсутствие или низкий уровень креативности;

• повышенная внушаемость, некритичность мышления.

5. На возникновение риска различных нарушений здоровья влия­ет множество факторов.

Выделяют следующие группы факторов:

• биологические факторы, к которым относятся:

— возраст матери, когда родился ребенок;

— возраст отца;

— особенности протекания беременности и родов;

— физические характеристики ребенка при рождении;

• социальные факторы, включающие в себя:

— жилищные условия;

— уровень материального обеспечения и образования;

— состав семьи и т. д.;

• психологические факторы как результат действия биологиче­ских и социальных факторов.

К специфическим факторам риска нарушения здоровья относятся:

• вредные привычки (курение, потребление алкоголя, наркотиков, неправильное питание);

• экологические: загрязнение среды обитания, экологические «стрессы»;

• «психологическое загрязнение», сильные эмоциональные пережи­вания, дистрессы;

• генетические факторы, наследственность, резус-конфликт и т. п.;

• культура, выражающая меру осознания и овладения человеком своими отношениями к самому себе, к обществу, природе.

Выделяют группы факторов, влияющих преимущественно на оп­ределенные составляющие здоровья — физическое, психическое, социальное и духовное здоровье, но рассматриваемых как об­щие для всей системы организма:

• на физическое здоровье организма влияют:

• система питания, дыхания;

• физические нагрузки, занятия спортом, закаливания, общая физическая активность;

• гигиенические процедуры, общая гигиена организма

• на психическое здоровье воздействуют следующие факторы:

. система отношений человека к себе, !л.

. стратегия построения отношений к другим людям;

. отношение к жизни в целом;

. жизненные цели и ценности индивида;

. индивидуальные личностные особенности;

• на социальное здоровье оказывают влияние:

• соответствие личностного и профессионального самоопреде­ления;

• удовлетворенность своим семейным и социальным статусом;

• гибкость жизненных стратегий;

• соответствие установок, стратегий, ценностной системы социокультурной ситуации (экономическим, социальным и пси­хологическим условиям);

• на духовное здоровье влияют такие факторы, как:

• нравственность;

• осмысленность и наполненность жизни;

• творческие отношения и реализация своего творческого потен­циала;

• гармония с собой и окружающим миром;

• чувство любви;

• наличие веры в ценности, идеалы и т. п.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *