Воспитательно образовательные задачи

Воспитательные задачи.

Галина Савка
Воспитательные задачи.

Уважаемые коллеги! Все прекрасно знают о главном законе дидактики — триединстве задач (образовательной или обучающей, развивающей и воспитательной). И если образовательные и развивающие задачи прописаны ВЕЗДЕ, то с воспитательными возникает проблема. Я предлагаю список воспитательных задач, предложенных в Программе от рождения до школы. Разумеется, список этот неполный, но он поможет начинающим педагогам при составлении конспектов занятий, в написании планов и так далее. Огромная просьба к более опытным коллегам — если можете предложить свою воспитательную задачу, мной не указанную, напишите её в комментариях! Мы все будем очень благодарны!

Итак, что же мы можем воспитывать (по принципу от простого к сложному):

Доброжелательное отношение к сверстникам, эмоциональную отзывчивость, умение ждать, радоваться достигнутому результату, радостное сопереживание.

Культурно-гигиенические навыки и навыки самообслуживания, стремление к самостоятельности, опрятность, аккуратность, бережное отношение к вещам, навыки культуры поведения, положительное отношение к окружающему.

Желание выполнять физические упражнения на прогулке (и не только).

Отрицательное отношение к жадности, грубости.

Внимательное отношение и любовь к родителям, близким людям.

Интерес к труду взрослых.

Бережное отношение к растениям и животным.

Бережное отношение к своему телу, своему здоровью, здоровью других детей.

Интерес к физическим упражнениям, активность в самостоятельной двигательной активности.

Вежливость, дружелюбие, уважительное отношение к окружающим.

Опрятность, умение замечать непорядок в одежде и устранять его при небольшой помощи взрослых.

Желание участвовать в уходе за растениями и животными в уголке природы и на участке.

Желание принимать участие в посильном труде, умение преодолевать небольшие трудности.

Уважение к людям знакомых профессий.

Желание оказывать помощь взрослым, бережное отношение к результатам их труда.

Интерес к жизни и труду взрослых.

Исследовательский интерес, чувство радости при удавшейся постройке.

Умение слушать новые сказки, рассказы стихи, следить за развитием действия, сопереживать героям произведения.

Стремление поддерживать чистоту и порядок в группе, чтобы было уютно и красиво.

Желание принимать участие в праздниках.

Любовь к Родине.

Опрятность, привычку следить за своим внешним видом, привычку самостоятельно умываться, мыть руки с мылом перед едой, по мере загрязнения, после пользования туалетом.

Потребность в соблюдении режима питания, употреблении в пищу овощей и фруктов, других полезных продуктов.

Потребность быть здоровым.

Самостоятельность в организации знакомых игр с небольшой группой сверстников.

Скромность, отзывчивость, желание быть справедливым, смелым и сильным.

Уважительное отношение к сверстникам своего и противоположного пола.

Любовь к родному краю.

Стремление быть всегда опрятным и аккуратным.

Положительное отношение к труду, желание трудиться.

Любознательность.

Бережное отношение к произведениям искусства.

Внимание к окружающим людям, стремление поздравить их с памятными событиями, преподнести подарки, сделанные своими руками.

Стремление участвовать в играх с элементами соревнования, играх-эстафетах.

Умение проявлять честность, справедливость в самостоятельных играх со сверстниками.

Артистические качества.

Культуру честного соперничества в играх-соревнованиях.

Дружеские взаимоотношения между детьми, привычку сообща играть, заниматься, трудиться; стремление радовать старших хорошими поступками; умение самостоя тельно находить общие интересные занятия.

Уважительное отношение к окружающим; скромность, умение проявлять заботу об окружающих, с благодарностью относиться к помощи и знакам внимания.

Желание участвовать в совместной трудовой деятельности, самостоятельность.

Чуткость к художественному слову.

Культуру поведения при посещении концертных залов, театров.

Чувство удовлетворения от участия в коллективной предпраздничной деятельности.

Привычку быстро и правильно умываться, насухо вытираться, пользуясь индивидуальным полотенцем, чистить зубы, полоскать рот после еды, мыть ноги перед сном, правильно пользоваться носовым платком и расчёской, следить за своим внешним видом, быстро одеваться и раздеваться, вешать одежду в определённом порядке, следить за чистотой одежды и обуви.

Умение действовать в команде.

Готовность выручить сверстника, умение считаться с мнением и интересами товарищей по игре, сверстников, справедливо решать споры.

Любовь к театру. Навыки театральной культуры.

Дружеские взаимоотношения между детьми, привычку сообща играть, трудиться, заниматься самостоятельно выбранным делом.

Заботливое отношение к малышам, пожилым людям; желание помогать им.

Сочувствие, отзывчивость, коллективизм.

Уважение к людям разных национальностей и их обычаям.

Уважение к защитникам Родины, к памяти павших воинов.

Потребность трудиться.

Трудолюбие, наблюдательность, усидчивость, бережное отношение к окружающей природе.

Стремление быть полезным окружающим, умение радоваться результатам коллективного труда.

Уважение к людям труда, к труду сельских жителей.

Читателя, способного испытывать сострадание и сочувствие к героям книги, отождествлять себя с полюбившимся персонажем.

Учебно-воспитательные задачи урока

Примерный перечень учебно-воспитательных задач урока

1. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ (ЦЕЛИ УРОКА):

— обеспечить в ходе урока усвоение (повторение, закрепление) следующих основных понятий, законов и теорий, научных фактов (преподаватель вписывает их возможные наименования);

— сформировать (продолжить формирование, закрепить) следующие специальные умения по данному предмету (преподаватель приводит их воз­можный перечень);

— сформировать (продолжить формирование, закрепить) следующие общеучебные навыки и умения (например, навыки планирования ответа, навыки самоконтроля и др.);

— формировать у учащихся умение выделять главное, существенное в изучаемом материале, сравнивать, обобщать изучаемые факты, логически излагать свои мысли (например, предусмотреть с этой целью в ходе занятия дополнительные контрольные вопросы, сравнение понятий, оглавление текста и пр.);

— восполнить следующие типичные пробелы в знаниях, общеучебных и специальных навыках и умениях учащихся данного класса;

— обеспечить контроль знаний и умений по тем;

— подвести учащихся к пониманию сущности изучаемого материала.

— сформировать навыки учебного труда: понимание задания, проду­мывание хода его выполнения, подготовка к активной работе, соблюдение рационального режима труда;

— сформировать умения и навыки учебно-познавательного характера: сознательное и активное слушание объяснений преподавателя, наблюдение изучаемых предметов и процессов, установление существенных признаков и черт наблюдаемых предметов и явлений, связей и отношений между ними, запись езультатов наблюдений. Работа с учебником и книгой: разучива­ние материала по учебнику, его продумывание, выделение существенного, записи прочитанного (план, конспект, тезисы, выписки, цитаты, аннотации).

Ясное, точнее, сжатое выражение наблюдений и мыслей в словах, в устной и письменной речи в той форме, которая определена заданием или требуется характером изучаемого материала. Решение задач, примеров и выполнение различных заданий письменного и графического характера. Конспектирование рассказа или лекции преподавателя. Пользование справочной литературой;

— сформировать умения и навыки практического характера: проведе­ние лабораторных работ, учебно-практических работ на взвешивание, определение расстояний, расчеты, умение производить выбор необходи­мых приборов для измерений, изготовление различных наглядных пособий и прочее;

— обучить учащихся наиболее рациональным видам труда. Это обу­чение имеет следующие этапы: разъяснение того или иного вида работ; по­каз преподавателем наиболее правильного способа работы на доступном для учащихся материале и с очередной темой; упражнение учащихся в выполнении данного вида работы под непосредственным контролем препо­давателя; частично самостоятельное выполнение учащимися работ того же вида; самостоятельные работы учащихся с применением усвоенного навыка умственного труда; анализ выполненной работы и степени овладе­ния суворовцами навыков труда.

2. РАЗВИВАЮЩИЕ ЦЕЛИ:

— развивать мотивационные качества учащихся, мотивы учебной, деятельности;

— развивать интеллектуальные качества учащихся, познавательный интерес и способности, используя данные о применении изучаемых явлений в окружающей жизни, о новостях науки и техники, игровые ситуации, учеб­ные дискуссии и прочее;

— развивать эмоциональные качества и чувства учащихся, создавая на уроках эмоциональные ситуации удивления, радости, занимательности (а иногда и парадоксальности), используя яркие примеры, иллюстрации, демонстрации, воздействующие на чувства обучаемых;

— развивать волевые качества учащихся, самостоятельность, умение преодолевать трудности в учении используя для этого проблемные ситуа­ции, творческие задания, дискуссии, наблюдения в природе, окружающей действительности, самостоятельное составление задач, поощрение настойчивости при решении задач, устранение опеки при оказании помощи в вы­полнении заданий и прочее;

— при работе с отстающими учащимися обратить особое внимание на устранение недостатков в развитии интеллекта, воли, эмоций;

— при работе с наиболее подготовленными учащимися обратить особое внимание на поддержание интереса и положительных мотивов учебной деятельности;

— формировать умение логически рассуждать, четко, кратко и исчер­пывающе излагать свои мысли, наблюдать эксперимент и по его результатам делать выводы, обобщения, видеть проявления изученных явлений в жизни, быту, производстве. Осуществлять связь с другими предметами;

— формирование умения выделять существенные признаки понятий, переносить полученные знания в новую ситуацию, видеть новую проблему в знакомой ситуации, формировать умение наблюдать эксперимент, логиче­ски рассуждать, видеть взаимосвязь явлений и величин, применять имеющиеся знания для объяснения конкретных явлений;

— формировать умения четко, кратко, исчерпывающе излагать свои мысли;

— вырабатывать умение наблюдать явления, по результатам делать вы­воды, обобщения, видеть проявления изученных законов и явлений в жизни, быту, производстве;

— развивать творческие способности учащихся, их познавательную активность, например, при выполнении лабораторных, практических, самостоятельных и контрольных работ, где необходимо учить видеть путь (несколько путей) к решению поставленной проблемы; анализировать зада­чу, уметь правильно применять теорию для ее решения, выбрать нужные формулы. При выполнении практических заданий: умение самостоятельно разобраться в инструкции, измерить нужные величины и произвести вычисления;

— при изучении различных разделов предлагать учащимся делать доклады, рефераты, изготавливать приборы, несложные модели, что ведет к развитию творчества, к умению самостоятельно приобретать знания из раз­личных источников;

— освещать излагаемый материал всесторонне, применяя знания, ко­торые имеются у учащихся из других наук и углубление этих знаний (межпредметные связи);

— развивать познавательный интерес к предмету на основных достижениях науки и техники;

— формировать альтернативность мышления (умение решать задачу несколькими способами и обосновывать рациональный вариант их решения);

— формировать умение выделять главное от второстепенного;

— формировать умение логически рассуждать, кратко, четко, исчерпывающе излагать свои мысли;

— развивать самостоятельность;

— формировать основные навыки учебной деятельности (работа с книгой, выделение главного, темп чтения, самоконтроль и прочее);

— развивать учебно-организационные умения: принимать и намечать задачи деятельности; рационально планировать деятельность; создавать благоприятные условия для деятельности: режим дня, гигиена рабочего мес­та, закаливание и прочее;

— развивать учебно-информационные умения: осуществлять библиографический поиск, работать с книгой, справочниками и др.; работать с техническими источниками информации, осуществлять наблюдение;

— развивать учебно-интеллектуальные умения: мотивировать свою дея­тельность, внимательно воспринимать информацию, рационально запоминать, логически осмысливать учебный материал, выделяя в нем главное, решать проблемные познавательные задачи, самостоятельно выполнять уп­ражнения, осуществлять самоконтроль в учебно-познавательной деятельности;

— способствовать формированию у учащихся интеллектуальных умений: умение выбирать главное в изучаемом материале, сравнивать, сопоставлять, обобщать;

— развивать умение раскрывать причинно-следственные связи, критически оценивать полученную информацию, корректно вести дискуссию, сравнивать и анализировать, делать выводы, умение работать с картой, документами, логически последовательно излагать материал;

— развивать речь, умение конспектировать по рассказу учителя, с тек­ста, умение использовать произведения художественной литературы, умение анализировать материал, умение использовать знания, ранее полученные, для изучения нового материала;

— умение давать оценку событиям, историческим деятелям;

— умение анализировать ответ товарища, дать оценку;

— умение слушать, выделять главное и второстепенное.

3. ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ЦЕЛИ:

— содействовать в ходе занятий формированию основных мировоз­зренческих идей (в зависимости от содержания занятий), например, матери­альности мира, причинно-следственных связей между явлениями, развитие в природе и обществе, познаваемость мира и его закономерностей;

— обеспечить нравственное воспитание учащихся (ознакомить суво­ровцев с необходимой литературой по этому вопросу для воспитания у них таких нравственных качеств как патриотизм, коллективизм, гуманизм и других общечеловеческих ценностей);

— содействовать трудовому воспитанию учащихся;

— влиять на профессиональное самоопределение;

— содействовать эстетическому воспитанию учащихся (например, ознакомить с произведениями литературы и искусства, эстетикой труда, природы, науки, быта и прочее);

— содействовать физическому воспитанию учащихся (заботиться о
профилактике их утомляемости на уроке);

— обращать внимание на устранение типичных недостатков в воспи­тании учащихся (недисциплинированность, нетактичность, необязатель­ность и т.д.);

— содействовать военно-патриотическому воспитанию;

— воспитывать усидчивость, умение преодолевать трудности, аккуратность при выполнении заданий, силы воли, настойчивости, упорства; добиваться систематического выполнения домашнего задания, посильности заданий, не допускающих перегрузки;

— воспитывать ответственность за результаты учебного труда, пони­мание его значимости, соблюдение техники безопасности, санитарно-гигиенических условий труда;

— с целью физического совершенствования и сохранения здоровья учащихся необходимо менять виды деятельности суворовцев на протяжении урока, следить за правильной осанкой, выполнять нормы освещения рабочего места, осуществлять проветривание кабинета, добиваться соблюдения
чистоты;

— большое влияние на формирование у учащихся нравственных принципов оказывает личность самого преподавателя, его слова, образ мыслей и поведение, отношение к делу и окружающим людям. Личный при­мер преподавателя, его умение создать на уроке деловую атмосферу при справедливом и уважительном отношении к каждому учащемуся;

— воспитание воли, умения преодолевать трудности, познавательной
активности и самостоятельности, настойчивости;

— воспитание интереса к предмету, к учению;

— воспитывать доброжелательное отношение учащихся друг к дру­гу, обеспечивать доброжелательное отношение к учащимся со стороны преподавателя, в сочетании с требовательностью, его педагогический такт;

— формировать интерес к предмету, гражданскую позицию;

— воспитывать экологическое мышление, гуманистическое мышление,терпимое отношение к чужим взглядам, позиции, образу жизни;

— воспитывать умение ориентироваться в общественно-политической жизни; обеспечивать патриотическое воспитание, воспитание ответственности за честь и человеческое достоинство;

— воспитывать уважение к противоположному мнению, чувство сопереживания честность, чувство ответственности за свои поступки, слова; воспитывать аккуратность и дисциплину труда, любви к жизни во всех проявлениях.

Рекомендации по постановке цели и задач урока

Цели

Умение чётко поставить цель урока — один из главных критериев методической подготовленности учителя.

Примерный перечень возможных целей урока

  • Формирование объективного понимания мира на основе усвоения необходимого объёма знаний.
  • Формирование речевых, интеллектуальных и практических умений школьников.
  • Формирование отдельных качеств характера или их совокупности.
  • Формирование интересов, мотивов, отношений, убеждений как регуляторов деятельности учеников.
  • Овладение практическими способами деятельности.

Цель показывает, на достижение каких результатов ориентируется на этом уроке учитель. При этом желаемый результат не всегда совпадает с реальным, а поставленная цель часто может быть и не достигнута. Впадать от этого в отчаяние не стоит.

К познавательным целям относятся:

  • Ознакомление учащихся с новыми фактами, явлениями.
  • Изучение новых понятий, законов, теорем и т. п.
  • Введение новых терминов и условных обозначений
  • Совершенствование известного знания, его расширение и развитие.
  • Знакомство с принципом действия прибора, механизма.
  • Обучение работе с таблицами, картами, учебными пособиями, каталогами и другими дидактическими средствами.
  • Обобщение и систематизация знаний.
  • Изучение нового способа действия, формирование умений и навыков.
  • Связь вновь изученного материала с ранее пройденным.

Цели по закреплению и углублению знаний:

  • научить давать определение термина и узнавать термин по его определению
  • научить составлять план или работать по заданному плану
  • научить иллюстрировать свои мысли и утверждения
  • научить аргументировать свою точку зрения или строить доказательство
  • научить устанавливать связи, различать причину и следствие
  • научить строить прогнозы, обобщать факты и делать выводы, формулировать суждения

Воспитательные цели на уроке

  • Формирование научного мировоззрения, убеждений.
  • Воспитание активной жизненной позиции, нравственно-этических принципов и привычек.
  • Воспитание эстетического отношения к окружающему миру, культуры мышления и речи.
  • Пробуждение познавательного интереса к учебному предмету.
  • Развитие способности к сотрудничеству, общению, работе в коллективе.

Задачи

Задачи — это действия по достижению поставленной цели. В связи с этим, задачи планируются как глаголы.

Задачи должны быть: конкретными, ориентированными на результат, достижимыми за предвиденное время.

Образовательные задачи урока

Обеспечить в ходе урока усвоение, повторение, закрепление следующих основных понятий, законов, теорий, а также научных фактов (учитель вписывает их наименование)

Сформировать и продолжать формирование, закрепить следующие специальные умения ипо данному предмету (приводится их перечень)

Сформировать и продолжать формирование, закрепить следующие общеучебные умения и навыки (навыки планирования работы с книгой; умение читать, писать, считать в быстром темпе; навыки самоконтроля.

Воспитательные задачи урока

Содействовать в ходе урока формированию основных мировоззрений в зависимости от содержания урока (идейно-политическому, нравственному воспитанию, актуальности, патриотизму, коллективизма, интернационализма)

Содействовать трудовому воспитанию и профориентации школьников (ознакомить с трудовыми традициями; с определёнными профессиями)

Содействовать эстетическому воспитанию школьников (ознакомить с произведениями литературы и искусства; эстетикой труда; природой; наукой; бытом; традициями)

Содействовать физическому воспитанию школьников, заботиться о профилактики их утомляемости на уроках.

Развивающие задачи урока

Развивать у школьников умение выделять существенное в изучаемом материале, сравнивать, обобщать, логически излагать свои мысли.

Развивать у школьников самостоятельность, используя проблемные ситуации, творческие задания, дискуссии, наблюдения в природе и окружающей действительности

Развивать эмоции учащихся, создавая на уроке эмоциональные ситуации удивления, радости, занимательности. Использовать яркие примеры, иллюстрации, демонстрации и т. п.

Развивать познавательный интерес учеников.

Примеры глаголов для формулировки задач

Знание вспомнить, определить, сформировать, изложить, регистрировать.

Понимание определить положение, объяснить, обозначить, сделать обозрение, дискутировать.

Применение продемонстрировать, описать, использовать, составить план, таблицу; сыграть.

Анализ отделить, увидеть разницу, характеризовать, сравнивать, установить связь, сопоставить, предвидеть, проверить, расчленить.

Оценка составить мнение, проверить, изменить, обособить, сделать вывод, критиковать, анализировать.

Литература:
Целеполагание и планирование деятельности учителя на уроке. Сборник. СК ИПК и ППК, 2007 г.

Примерные цели и задачи уроков (воспитательных мероприятий) материал по теме

Примерные цели и задачи уроков (воспитательных мероприятий)

Цели

  1. развитие речи, мышления, воображения школьников
  2. воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к…….; пробуждение познавательного интереса к ………, стремления совершенствовать …………..
  3. освоение первоначальных знаний о …………….
  4. овладение умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания и письменные тексты-описания и повествования небольшого объема
  5. формирование личности способной к творческой деятельности;
  6. формирование и совершенствование всех видов речевой деятельности школьника (слушание, чтение, говорение, письмо, различные виды пересказа);

 формирование умений общаться и работать в команде

 развитие личности ребенка, его речевых способностей, внимания, мышления, памяти и воображения; мотивации к дальнейшему овладению ………..

 освоение элементарных представлений о ….

 развитие образного и логического мышления, воображения, речи, формирование предметных умений и навыков, необходимых для успешного решения учебных и практических задач и продолжения образования;

  1. освоение основ ………… знаний, формирование первоначальных представлений о …………
  2. воспитание интереса к ……….., стремления использовать ……………..знания в повседневной жизни.

 развитие способности к эмоционально-ценностному восприятия произведения изобразительного и музыкального искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру;

 овладение элементарными умениями, навыками, способами художественной и музыкальной деятельности;

 воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного искусства; нравственных и эстетических чувств: любви к родной природе, своему народу, Родине, уважения к ее традиции, героическому прошлому, многонациональной культуре.

  1. формирование социально ценных практических умений, опыта преобразовательной деятельности и развитие творчества — что создает предпосылки для более успешной социализации личности;
  2. возможность создания и реализации моделей социального поведения при работе в малых группах обеспечивает благоприятные условия для коммуникативной практики учащихся и для социальной адаптации в целом.

 укрепление здоровья, содействие гармоническому физическому развитию и всесторонней физической подготовленности;

 развитие жизненно важных двигательных умений и навыков, формирование опыта двигательной деятельности;

 овладение общеразвивающими и коррегирующими физическими упражнениями, умением их использовать в режиме учебного дня, активного отдыха и досуга;

 воспитание познавательной активности, интереса и инициативы

Задачи

Образовательные:

  1. обеспечить в ходе урока усвоение, (повторение, закрепление) правил, понятий, законов;
  2. сформировать (продолжить формирование, закрепить) следующие специальные умения по предмету………;
  3. проверить, проконтролировать следующие общеучебные умения и навыки (составление простого плана, навыки работы со словарём, справочником…)…;
  4. создать условия для отработки навыков и умений в …….
  5. создать условия для отработки навыков анализа такого явления, как…….;
  6. актуализировать знания о…;
  7. расширить общий и ……… кругозор учащихся

Развивающие:

  1. создать условия для развития коммуникативных навыков через разнообразные виды речевой деятельности (монологическая, диалогическая речь)
  2. создать условия для развития таких аналитических способностей учащихся, как умение анализировать, сопоставлять, сравнивать , обобщать познавательные объекты, делать выводы;
  3. создать условия для развития памяти, внимания, воображения;
  4. содействовать формированию самостоятельной познавательной деятельности
  5. содействовать развитию умений осуществлять рефлексивную деятельность

Воспитательные:

  1. способствовать развитию умения отстаивать свою точку зрения;
  2. способствовать развитию культуры взаимоотношений при работе в парах, группах, коллективе;
  3. содействовать формированию патриотических чувств;
  4. содействовать формированию толерантности в отношении к культуре своего и других народов
  5. содействовать развитию эстетического вкуса, культуры речи;
  6. содействовать развитию интереса к изучению иностранного языка;
  7. содействовать повышению уровня мотивации на уроках через средства обучения;
  8. содействовать воспитанию культуры общения, потребности в самовоспитании;
  9. содействовать воспитанию следующих нравственных качеств учащихся…, уделив внимание воспитанию активной жизненной позиции

Виды деятельности учащихся

познавательная деятельность

ценностно-ориентационная

общественная

эстетическая

досуговая

коллективная творческая деятельность

игровая

проблемно-поисковая

творческая (техническое творчество, художетсвенное, социальное)

трудовая

спортивно-оздоровительная деятельность

туристско-краеведческая деятельность

общественно-полезная

Задачи урока

Определение 1

Задачи — это определенные установки, которые направлены на достижение поставленной цели.

Постановка цели и задач урока имеет большое значение, так как они направлены в первую очередь на активизацию внимания учащихся, стимулирование у них познавательной активности и формирование первоначального интереса к учебному процессу.

Принято выделять три вида задач урока:

  • образовательные,
  • развивающие,
  • воспитательные.

Образовательные задачи урока

Определение 2

Образовательные задачи урока – это задачи, которые направлены на усвоение учебного материала, расширения собственного мировоззрения, формирования определенных знаний, умений и навыков, необходимых для успешной реализации в жизни.

Основные образовательные задачи урока:

  1. Формирование или продолжение формирования и закрепления основных знаний и умений по изучаемому предмету.
  2. Формирование у учащихся умения выделять основное в изучаемом учебном материале, обобщать и сравнивать изучаемые факты, логично и последовательно излагать собственные мысли и идеи.
  3. Восполнять, при необходимости, пробелы в основных знаниях, умениях и навыках.
  4. Обеспечение контроля, получаемых знаний, умений и навыков по изучаемому учебному предмету.
  5. Формирование необходимых трудовых навыков, включающих в себя понимание учебного задание, самостоятельно продумывание плана и хода его выполнения, осуществление подготовки к работе и соблюдение намеченного плана работы.
  6. Формирование навыков самостоятельно поиска необходимой информации, умения работать с различными источниками информации, выделять нужные материалы.
  7. Формирование умения слушать и понимать педагога, конспектировать учебную информацию, работать с конспектами, схемами и макетами.
  8. Формирование умения наблюдать за предметами и явлениями, устанавливать взаимосвязь между существенными признаками и отношениями.
  9. Формирование умения работать с учебной информацией – находить, выделять нужное, фиксировать в письменном виде (конспекты, схемы, графики и т.д.).
  10. Формирование необходимых навыков практического характера: проведение учебно-практических и лабораторных работ, расчетов, измерений и т.д.

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Таким образом, образовательные задачи урока направлены на формирование у учащихся необходимых знаний и умений в рамках изучаемых учебных предметов, а также формирование навыков, необходимых для осуществления процесса обучения и самообучения.

Развивающие задачи урока

Определение 3

Развивающие задачи урока – это задачи, которые направлены на общее развитие учащихся, а также на их личностное развитие в соответствии с возрастными возможностями и потребностями.

К развивающим задачам урока относятся:

  1. Развитие у учащихся мотивации на осуществление учебной деятельности.
  2. Развитие интеллектуальных качеств, познавательных способностей и интереса, посредством использования данных о применении изучаемых явлений окружающего мира, достижений науки и техники, игровых технологий и т.д.
  3. Развитие эмоциональных чувств и качеств учащихся, путем создания на учебных занятиях различных эмоциональных ситуаций, а также посредством использования приемов, включающих в себя яркие примеры из повседневной жизни, иллюстраций, демонстраций, оказывающих положительное влияние на чувства детей.
  4. Развитие у учащихся волевых качеств, самостоятельности, умения стойко преодолевать трудности в обучении, посредством организации разнообразных проблемных ситуаций, включения в учебный процесс творческих заданий, дискуссий, самостоятельной работы и т.д.
  5. Устранение недостатков, у учащихся, имеющих отставание по учебе, обратить особое внимание на развитие у них интеллекта, эмоций, воли.
  6. При работе с учащимися, которые показывают хорошие результаты в обучении, обратить внимание на поддержание у них положительного интереса и мотивации к обучению.
  7. Формирование и развитие умения рассуждать логично, излагать свои мысли четко и исчерпывающе, уметь наблюдать и на основании наблюдения делать выводы и обобщения.
  8. Формирование и развитие умения выделять из общего существенное, переносить полученные знания в новую ситуацию, уметь видеть проблему и на ее основании формулировать вопрос.
  9. Развитие умения самостоятельно и логично рассуждать, экспериментировать, устанавливать взаимосвязь между предметами и явлениями.
  10. Формирование и развитие умений по итогу наблюдения или эксперимента делать обобщения и выводы, видеть конкретные проявления научных законов.
  11. Развитие у учащихся творческих способностей, познавательной активности, креативности, самостоятельно разбираться в инструкциях, производить вычисления и измерительные операции.
  12. Развитие навыков самостоятельной научной работы, посредством выполнения разного рода творческих работ (рефераты, доклады, эссе и т.д.).
  13. Развитие умений качественно и всестороннее освещать излагаемый учебный материал, посредством применения знаний, полученный в ходе изучения различных источников информации.
  14. Развитие познавательного интереса, альтернативного и логического мышления, речь, самостоятельности и т.д.
  15. Развитие основных навыков учебной деятельности и учебно-организационных умений.

Таким образом, развивающие задачи урока направлены на всестороннее и полноценное развитие учащегося посредством эффективно организованной воспитательно-образовательной деятельности, реализуемой педагогом во время учебного урока.

Воспитательные задачи урока

Определение 4

Воспитательные задачи – это задачи, направленные на воспитание личности учащегося, овладение им общечеловеческой культурой и нормами поведения, принятыми в современном обществе.

К воспитательным задачам урока относятся:

  1. Оказание учащимся содействия в формировании основных мировоззренческих идей, в ходе учебного занятия.
  2. Обеспечение нравственного воспитания учащихся, посредством включения в образовательный процесс соответствующих примеров из источников художественной литературы, истории и т.д. Воспитание таких личностных качеств как коллективизм, патриотизм, гуманизм и иных общечеловеческих ценностей.
  3. Оказание необходимого содействия в трудовом воспитании учащихся, посредством собственного примера, примеров из повседневной жизни и т.д.
  4. Оказание положительного влияния на профессиональное самоопределение учащихся.
  5. Оказание содействия эстетическому и нравственному воспитанию учащихся, посредством ознакомления с произведениями искусства и литературы, природными явлениями, научными достижениями и т.п.
  6. Оказание содействия в физическом воспитании учащихся, проявление заботы о профилактике их утомляемости во время учебного урока.
  7. Устранение имеющихся недостатков и пробелов в воспитании учащихся (нетактичность, недисциплинированность, необязательность, неаккуратность и т.д.).
  8. Оказание содействия в осуществлении военно-патриотического воспитания учащихся.
  9. Воспитание таких личностных качеств как умения преодолевать трудности, усидчивость, аккуратность при выполнении поручений и заданий, сила воли, упорство, настойчивость и т.д.
  10. Воспитание у учащихся ответственного отношения к учебе, ответственности за результаты своего учебного труда, соблюдение правил и техники безопасности.
  11. Формирование и совершенствование у учащихся нравственных принципов, посредством собственного личного примера.
  12. Воспитание искреннего интереса к воспитательно-образовательной деятельности, получению новых знаний, расширению собственного кругозора, доброжелательного отношения с одноклассниками и педагогами.
  13. Воспитание стойкой жизненной и гражданской позиций.
  14. Воспитание экологического и гуманистического мышления, терпимого отношения к взглядам и точкам зрения других людей, их жизненной позиции и образу жизни.
  15. Воспитание уважительного отношения к другим людям, старшему поколению, родителям, педагогам и т.д.

Таким образом, воспитательные задачи урока, направлены на воспитание полноценной личности, обладающей общепризнанными нормами и навыками поведения, умеющей выстраивать продуктивные взаимоотношения с окружающими, способной жить в современном социуме.

«Примерный перечень учебно-воспитательных задач урока» методическая разработка

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Республики Тыва «Тувинский горнотехнический техникум»

В помощь молодому преподавателю

«Примерный перечень учебно-воспитательных задач урока»

1. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ (ЦЕЛИ УРОКА):

— обеспечить в ходе урока усвоение (повторение, закрепление) следующих основных понятий, законов и теорий, научных фактов (преподаватель вписывает их возможные наименования);

— сформировать (продолжить формирование, закрепить) следующие специальные умения по данному предмету (преподаватель приводит их возможный перечень);

— сформировать (продолжить формирование, закрепить) следующие общеучебные навыки и умения (например, навыки планирования ответа, навыки самоконтроля и др.);

— формировать у учащихся умение выделять главное, существенное в изучаемом материале, сравнивать, обобщать изучаемые факты, логически излагать свои мысли (например, предусмотреть с этой целью в ходе занятия дополнительные контрольные вопросы, сравнение понятий, оглавление текста и пр.);

— восполнить следующие типичные пробелы в знаниях, общеучебных и специальных навыках и умениях учащихся данного класса;

— обеспечить контроль знаний и умений по тем;

— подвести учащихся к пониманию сущности изучаемого материала.

— сформировать навыки учебного труда: понимание задания, продумывание хода его выполнения, подготовка к активной работе, соблюдение рационального режима труда;

— сформировать умения и навыки учебно-познавательного характера: сознательное и активное слушание объяснений преподавателя, наблюдение изучаемых предметов и процессов, установление существенных признаков и черт наблюдаемых предметов и явлений, связей и отношений между ними, запись езультатов наблюдений. Работа с учебником и книгой: разучивание материала по учебнику, его продумывание, выделение существенного, записи прочитанного (план, конспект, тезисы, выписки, цитаты, аннотации).

Ясное, точнее, сжатое выражение наблюдений и мыслей в словах, в устной и письменной речи в той форме, которая определена заданием или требуется характером изучаемого материала. Решение задач, примеров и выполнение различных заданий письменного и графического характера. Конспектирование рассказа или лекции преподавателя. Пользование справочной литературой;

— сформировать умения и навыки практического характера: проведение лабораторных работ, учебно-практических работ на взвешивание, определение расстояний, расчеты, умение производить выбор необходимых приборов для измерений, изготовление различных наглядных пособий и прочее;

— обучить учащихся наиболее рациональным видам труда. Это обучение имеет следующие этапы: разъяснение того или иного вида работ; показ преподавателем наиболее правильного способа работы на доступном для учащихся материале и с очередной темой; упражнение учащихся в выполнении данного вида работы под непосредственным контролем преподавателя; частично самостоятельное выполнение учащимися работ того же вида; самостоятельные работы учащихся с применением усвоенного навыка умственного труда; анализ выполненной работы и степени овладения суворовцами навыков труда.

2. РАЗВИВАЮЩИЕ ЦЕЛИ:

— развивать мотивационные качества учащихся, мотивы учебной, деятельности;

— развивать интеллектуальные качества учащихся, познавательный интерес и способности, используя данные о применении изучаемых явлений в окружающей жизни, о новостях науки и техники, игровые ситуации, учебные дискуссии и прочее;

— развивать эмоциональные качества и чувства учащихся, создавая на уроках эмоциональные ситуации удивления, радости, занимательности (а иногда и парадоксальности), используя яркие примеры, иллюстрации, демонстрации, воздействующие на чувства обучаемых;

— развивать волевые качества учащихся, самостоятельность, умение преодолевать трудности в учении используя для этого проблемные ситуации, творческие задания, дискуссии, наблюдения в природе, окружающей действительности, самостоятельное составление задач, поощрение настойчивости при решении задач, устранение опеки при оказании помощи в выполнении заданий и прочее;

— при работе с отстающими учащимися обратить особое внимание на устранение недостатков в развитии интеллекта, воли, эмоций;

— при работе с наиболее подготовленными учащимися обратить особое внимание на поддержание интереса и положительных мотивов учебной деятельности;

— формировать умение логически рассуждать, четко, кратко и исчерпывающе излагать свои мысли, наблюдать эксперимент и по его результатам делать выводы, обобщения, видеть проявления изученных явлений в жизни, быту, производстве. Осуществлять связь с другими предметами;

— формирование умения выделять существенные признаки понятий, переносить полученные знания в новую ситуацию, видеть новую проблему в знакомой ситуации, формировать умение наблюдать эксперимент, логически рассуждать, видеть взаимосвязь явлений и величин, применять имеющиеся знания для объяснения конкретных явлений;

— формировать умения четко, кратко, исчерпывающе излагать свои мысли;

— вырабатывать умение наблюдать явления, по результатам делать выводы, обобщения, видеть проявления изученных законов и явлений в жизни, быту, производстве;

— развивать творческие способности учащихся, их познавательную активность, например, при выполнении лабораторных, практических, самостоятельных и контрольных работ, где необходимо учить видеть путь (несколько путей) к решению поставленной проблемы; анализировать задачу, уметь правильно применять теорию для ее решения, выбрать нужные формулы. При выполнении практических заданий: умение самостоятельно разобраться в инструкции, измерить нужные величины и произвести вычисления;

— при изучении различных разделов предлагать учащимся делать доклады, рефераты, изготавливать приборы, несложные модели, что ведет к развитию творчества, к умению самостоятельно приобретать знания из различных источников;

— освещать излагаемый материал всесторонне, применяя знания, которые имеются у учащихся из других наук и углубление этих знаний (межпредметные связи);

— развивать познавательный интерес к предмету на основных достижениях науки и техники;

— формировать альтернативность мышления (умение решать задачу несколькими способами и обосновывать рациональный вариант их решения);

— формировать умение выделять главное от второстепенного;

— формировать умение логически рассуждать, кратко, четко, исчерпывающе излагать свои мысли;

— развивать самостоятельность;

— формировать основные навыки учебной деятельности (работа с книгой, выделение главного, темп чтения, самоконтроль и прочее);

— развивать учебно-организационные умения: принимать и намечать задачи деятельности; рационально планировать деятельность; создавать благоприятные условия для деятельности: режим дня, гигиена рабочего места, закаливание и прочее;

— развивать учебно-информационные умения: осуществлять библиографический поиск, работать с книгой, справочниками и др.; работать с техническими источниками информации, осуществлять наблюдение;

— развивать учебно-интеллектуальные умения: мотивировать свою деятельность, внимательно воспринимать информацию, рационально запоминать, логически осмысливать учебный материал, выделяя в нем главное, решать проблемные познавательные задачи, самостоятельно выполнять упражнения, осуществлять самоконтроль в учебно-познавательной деятельности;

— способствовать формированию у учащихся интеллектуальных умений: умение выбирать главное в изучаемом материале, сравнивать, сопоставлять, обобщать;

— развивать умение раскрывать причинно-следственные связи, критически оценивать полученную информацию, корректно вести дискуссию, сравнивать и анализировать, делать выводы, умение работать с картой, документами, логически последовательно излагать материал;

— развивать речь, умение конспектировать по рассказу учителя, с текста, умение использовать произведения художественной литературы, умение анализировать материал, умение использовать знания, ранее полученные, для изучения нового материала;

— умение давать оценку событиям, историческим деятелям;

— умение анализировать ответ товарища, дать оценку;

— умение слушать, выделять главное и второстепенное.

3. ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ЦЕЛИ:

— содействовать в ходе занятий формированию основных мировоззренческих идей (в зависимости от содержания занятий), например, материальности мира, причинно-следственных связей между явлениями, развитие в природе и обществе, познаваемость мира и его закономерностей;

— обеспечить нравственное воспитание учащихся (ознакомить суворовцев с необходимой литературой по этому вопросу для воспитания у них таких нравственных качеств как патриотизм, коллективизм, гуманизм и других общечеловеческих ценностей);

— содействовать трудовому воспитанию учащихся;

— влиять на профессиональное самоопределение;

— содействовать эстетическому воспитанию учащихся (например, ознакомить с произведениями литературы и искусства, эстетикой труда, природы, науки, быта и прочее);

— содействовать физическому воспитанию учащихся (заботиться о
профилактике их утомляемости на уроке);

— обращать внимание на устранение типичных недостатков в воспитании учащихся (недисциплинированность, нетактичность, необязательность и т.д.);

— содействовать военно-патриотическому воспитанию;

— воспитывать усидчивость, умение преодолевать трудности, аккуратность при выполнении заданий, силы воли, настойчивости, упорства; добиваться систематического выполнения домашнего задания, посильности заданий, не допускающих перегрузки;

— воспитывать ответственность за результаты учебного труда, понимание его значимости, соблюдение техники безопасности, санитарно-гигиенических условий труда;

— с целью физического совершенствования и сохранения здоровья учащихся необходимо менять виды деятельности суворовцев на протяжении урока, следить за правильной осанкой, выполнять нормы освещения рабочего места, осуществлять проветривание кабинета, добиваться соблюдения
чистоты;

— большое влияние на формирование у учащихся нравственных принципов оказывает личность самого преподавателя, его слова, образ мыслей и поведение, отношение к делу и окружающим людям. Личный пример преподавателя, его умение создать на уроке деловую атмосферу при справедливом и уважительном отношении к каждому учащемуся;

— воспитание воли, умения преодолевать трудности, познавательной
активности и самостоятельности, настойчивости;

— воспитание интереса к предмету, к учению;

— воспитывать доброжелательное отношение учащихся друг к другу, обеспечивать доброжелательное отношение к учащимся со стороны преподавателя, в сочетании с требовательностью, его педагогический такт;

— формировать интерес к предмету, гражданскую позицию;

— воспитывать экологическое мышление, гуманистическое мышление,терпимое отношение к чужим взглядам, позиции, образу жизни;

— воспитывать умение ориентироваться в общественно-политической жизни; обеспечивать патриотическое воспитание, воспитание ответственности за честь и человеческое достоинство;

— воспитывать уважение к противоположному мнению, чувство сопереживания честность, чувство ответственности за свои поступки, слова; воспитывать аккуратность и дисциплину труда, любви к жизни во всех проявлениях.

Требования к современному уроку:

• хорошо организованный урок в хорошо оборудованном кабинете должен иметь хорошее начало и хорошее окончание;

• учитель должен спланировать свою деятельность и деятельность учащихся, четко сформулировать тему, цель, задачи урока;

• урок должен быть проблемным и развивающим: учитель сам нацеливается на сотрудничество с учениками и умеет направлять учеников на сотрудничество с учителем и одноклассниками;

• учитель организует проблемные и поисковые ситуации, активизирует деятельность учащихся;

• вывод делают сами учащиеся;

• минимум репродукции и максимум творчества и сотворчества;

• времясбережение и здоровьесбережение;

• в центре внимания урока — дети;

• учет уровня и возможностей учащихся, в котором учтены такие аспекты, как профиль класса, стремление учащихся, настроение детей;

• умение демонстрировать методическое искусство учителя;

• планирование обратной связи;

• урок должен быть добрым.

Структура современного урока:

  1. Организационный момент: тема; цель; планируемые образовательные результаты.
  2. Проверка выполнения домашнего задания (в случае, если оно задавалось).
  3. Подготовка к активной учебной деятельности каждого ученика на основном этапе урока: постановка учебной задачи, актуализация знаний.
  4. Сообщение нового материала.
  5. Решение учебной задачи.
  6. Усвоение новых знаний.
  7. Первичная проверка понимания учащимися нового учебного материала (текущий контроль с тестом).
  8. Закрепление изученного материала.
  9. Обобщение и систематизация знаний.
  10. Контроль и самопроверка знаний (самостоятельная работа, итоговый контроль с тестом).
  11. Подведение итогов: диагностика результатов урока, рефлексия достижения цели.
  12. Домашнее задание и инструктаж по его выполнению.

Опорная таблица для конструирования учебного занятия

Образовательные задачи УЗ

Возможные методы и приёмы выполнения

  • Организационный этап

Приветствие, проверка подготовленности, организация внимания

Рапорт дежурного, фиксация отсутствующих, стихотворный настрой и др.

  • Проверка выполнения домашнего задания

Установить правильность, полноту и осознанность домашнего задания, выявить и устранить в ходе проверки обнаруженные проблемы

Тесты, дополнительные вопросы, продолжи ответ…, разноуровневые самостоятельные работы

  • Подготовка учащихся к работе на основном этапе

Обеспечить мотивацию, актуализация субъектного опыта

Сообщение темы и цели (в виде проблемного задания, в виде эвристического вопроса, через показ конечных результатов, использование технологической карты мыследеятельности – кластер. В начале урока даётся загадка, отгадка к которой будет открыта при работе над новым материалом

  • Этап усвоения новых знаний и способов действий
  • Обеспечить восприятие, осмысление и первичное запоминание изучаемого материала
  • Содействовать усвоению способов, средств, которые привели к определённому выбору
  • Работа с определением
  • Использование обыденных аналогий
  • Представление основного материала одновременно в словесной и знаково-символической формах, представление изученного материала в сравнительных и классификационных таблицах, рассказ, лекция, сообщение, модульное обучение, использование компьютерного учебника, проблемное обучение, коллективное обучение, построение структурно-логической схемы, генетический метод обучения
  • Первичная проверка понимания изученного

Установить правильность и осознанность изученного материала, выявить пробелы, провести коррекцию пробелов в осмыслении материала

Опорный текст, подготовка учащимися своих вопросов, своих примеров по новому материалу

  • Этап закрепления новых знаний и способов действий

Обеспечить в ходе закрепления повышение уровня осмысления изученного материала, глубины понимания

Использование взаимообразных задач, вопросно-ответное общение, придумывание своих заданий

  • Применение знаний и способов действий

Обеспечить усвоение знаний и способов действий на уровне применения их в разнообразных ситуациях

Разноуровневые самостоятельные работы, деловая игра, учебные ситуации, групповая работа, дискуссия

  • Обобщение и систематизация

Обеспечить формирование целостной системы ведущих знаний учащихся, обеспечить установление внутрипредметных и межпредметных связей

Построение «дерева» «темы», построение «здания темы». Построение блок-формулы: уменьшаемое-вычитаемое=разность. Учебные ситуации, «пересечение тем»

  • Контроль и самоконтроль знаний и способов действий

Выявление качества и уровня усвоения знаний и способов действий

Разноуровневые самостоятельные и контрольные работы, тесты, задания на выделение существенных признаков (глубина) задания, на конструирование нескольких способов решения одной и той же задачи (гибкость), задачи с избыточными, противоречивыми данными (способность к оценочным действиям)

  • Коррекция знаний и способов действий

Проведение коррекции выявленных пробелов в знаниях и способах действия

  • Использование разделённых на мелкие этапы и звенья упражнений
  • Применение развёрнутых инструкций с регулярным контролем. Тесты, задания с пропусками, структурно-логические схемы с пропусками
  • Информация о домашнем задании

Обеспечить понимание учащимися цели, содержания и способов выполнения домашнего задания

Три уровня домашнего задания:

  • Стандартный минимум
  • Повышенный
  • Творческий
  • Подведение итогов занятия

Дать качественную оценку работы класса и отдельных учащихся

Сообщение учителя, подведение итогов самими учащимися

  • Рефлексия

Инициировать рефлексию учащихся по поводу своего психоэмоционального состояния, мотивации своей деятельности и взаимодействия с учителем и одноклассниками

Телеграмма, СМС, незаконченное предложение, координаты

Формулировки деятельности учителя и обучающихся

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

П

роверяет готовность обучающихся к уроку.

Озвучивает тему и цель урока.

Уточняет понимание учащимися поставленных целей урока.

Выдвигает проблему.

Создает эмоциональный настрой на…

Формулирует задание…

Напоминает обучающимся, как…

Предлагает индивидуальные задания.

Проводит параллель с ранее изученным материалом.

Обеспечивает мотивацию выполнения…

Контролирует выполнение работы.

Осуществляет:

  • индивидуальный контроль;
  • выборочный контроль.

Побуждает к высказыванию своего мнения.

Отмечает степень вовлеченности учащихся
в работу на уроке.

Диктует.

Дает:

  • комментарий к домашнему заданию;
  • задание на поиск в тексте особенностей…

Организует:

  • взаимопроверку;
  • коллективную проверку;
  • проверку выполнения упражнения;
  • беседу по уточнению и конкретизации первичных знаний;
  • оценочные высказывания обучающихся;
  • обсуждение способов решения;
  • поисковую работу обучающихся (постановка цели и план действий);
  • самостоятельную работу с учебником;
  • беседу, связывая результаты урока с его целями.

Подводит обучающихся к выводу о…

Наводящими вопросами помогает выявить причинно-следственные связи в…

Обеспечивает положительную реакцию детей на творчество одноклассников.

Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности обучающихся на уроке

Записывают слова, предложения.

Делят (звуки, слова ит.д.) на группы.

Выполняют упражнение в тетради.

По очереди комментируют…

Обосновывают выбор написания…

Приводят примеры.

Пишут под диктовку.

Проговаривают по цепочке.

Выделяют (находят, подчеркивают, комментируют) орфограммы.

На слух определяют слова с изучаемой орфограммой.

Составляют схемы слов (предложений).

Проводят морфемный анализ слов.

Отвечают на вопросы учителя.

Выполняют задания по карточкам.

Называют правило, на которое опирались
при выполнении задания.

Читают и запоминают правило, проговаривают его друг другу вслух.

Озвучивают понятие…

Выявляют закономерность…

Анализируют…

Определяют причины…

Формулируют выводы наблюдений.

Объясняют свой выбор.

Высказывают свои предположения в паре.

Сравнивают…

Читают текст.

Читают план описания…

Подчеркивают характеристики…

Находят в тексте понятие, информацию.

Слушают стихотворение и определяют…

Слушают доклад, делятся впечатлениями о…

Высказывают свое мнение.

Осуществляют:

  • самооценку;
  • самопроверку;
  • взаимопроверку;
  • предварительную оценку.

Формулируют конечный результат своей работы на уроке.

Называют основные позиции нового материала и как они их усвоили (что получилось, что не получилось и почему)

ЦЕЛИ УРОКОВ

Цели деятельности учителя понимаются как совокупность условий, ситуаций, создаваемых им на уроках для учения и развития учащихся.

Учебные цели каждого из фрагментов учебного процесса (этапа урока, урока в целом) определяются педагогом диагностически.

Учащиеся — активные субъекты деятельности. Они участвуют в определении целей урока, выбирают уровень освоения учебного материала, способы достижения целей, осуществляют самоконтроль, коррекцию и рефлексию деятельности.

Цель — это заранее запланированный конечный результат обучения, развития и воспитания школьников.

Приступая к формулировке целей урока, учитель:
— изучает требования программы;
— обращает внимание на требования к системе знаний и умений по данной теме;

— определяет приемы учебной работы, которыми важно овладеть школьнику;

— выявляет ценностные ориентиры, которые могут обеспечить личную заинтересованность школьника в результатах обучения.
После того, как цель определена , она становится ориентиром в отборе основного содержания, методов, средств обучения и форм
организации познавательной деятельности школьников.
Цели обучения условно разделяют на три группы (триединая дидактическая цель ):
— образовательные (обучающие);
— развивающие;
— воспитательные.

Развивающие цели урока

Развивающая цель урока – развитие психических и психофизических свойств (внимания, сенсорно-перцептивных свойств, мнемических и мыслительных свойств, психомоторных свойств, профессиональных задатков и способностей).

Требования к развивающей цели: учет психологической структуры личности (интеллектуальная сфера, волевая, эмоциональная, мотивационная); вычленение развивающей цели в комплексе целей, так как задачи обучения и воспитания не всегда решают проблемы развития психофизических свойств личности; подбор необходимых форм и методов работы с учащимися.

Развивающий компонент цели будем формулировать так: «создать условия для развития…», «способствовать развитию…» (логического мышления, пространственного воображения, памяти, наблюдательности, умения правильно обобщать данные и делать выводы, сравнивать, умения составлять план и пользоваться им, и т. д.)

Воспитательные цели урока

Воспитательная цель урока – формирование навыков, убеждений, чувств, профессионально-значимых психологических и социально-психологических качеств личности (интеллектуальных, нравственных, эмоционально-волевых).

Требования к воспитательной цели: воспитание должно осуществляться в наибольшей степени средствами соответствующего учебного предмета; воспитательная цель урока должна быть не формальной, а вытекающей из содержания предмета; основа воспитания в процессе обучения – собственные суждения учащихся, их отношение к фактам и явлениям и т. д.

Прописывая воспитательные цели, используйте следующие формулировки: «создать условия для…» или «обеспечить условия для…» (воспитания чувства гуманизма, коллективизма, уважения к старшим, взаимопомощи, отзывчивости, вежливости, отрицательного отношения к вредным привычкам, ценности физического здоровья и т.д.)

Примеры некоторых формулировок развивающих целей:

«Способствовать развитию умений учащихся обобщать полученные знания, проводить анализ, синтез, сравнения, делать необходимые выводы …»

«Обеспечить условия для развития умений устанавливать причинно-следственные связи между …»

«Обеспечить ситуации, способствующие развитию умений анализировать и различать …»

«Обеспечить условия для развития умений и навыков работы с источниками учебной и научно-технической информации, выделять главное и характерное …»

«Содействовать развитию умений применять полученные знания в нестандартных (типовых) условиях»

«Обеспечить условия для развития умений грамотно, чётко и точно выражать свои мысли …»

«Обеспечить условия для развития внимательности, наблюдательности и умений выделять главное, оценке различных процессов, явлений и фактов …»

«Способствовать развитию волевых качеств учащихся при …»

«Способствовать развитию умений творческого подхода к решению практических задач …»

«Способствовать развитию технологического (абстрактного, логического, творческого) мышления …»

«Обеспечить условия для развития исследовательских способностей учащихся»

«Обеспечить условия для овладения учащимися алгоритмом решения проблемных и исследовательских задач …»

Примеры некоторых формулировок воспитательных целей:

«Обеспечить условия по формированию сознательной дисциплины и норм поведения учащихся …»

«Способствовать развитию творческого отношения к учебной деятельности …»

«Способствовать воспитанию бережливости и экономии …»

«Обеспечить условия для воспитания положительного интереса к изучаемому предмету …»

«Организовать ситуации, акцентирующие формирование сознательной дисциплины при работе …»

«Создать на уроке условия, обеспечивающие воспитание аккуратности и внимательности при выполнении работ с применением …»

«Способствовать воспитанию бережного отношения к окружающей природе …»

«Обеспечить высокую творческую активность при выполнении …»

«Создать условия, обеспечивающие воспитание стремления соблюдать правила безопасного ведения работ…»

«Обеспечить условия для воспитания творческого отношения к избранной профессии …»

«Создать условия, обеспечивающие воспитание интереса к будущей профессии …»

«Способствовать формированию научного мировоззрения на примере изучения …»

«Создать условия, обеспечивающие формирование у учеников навыков самоконтроля …»

«Способствовать овладению необходимыми навыками самостоятельной учебной деятельности …»

«Создать условия для воспитания уважения к другим культурам и обычаям и т. п.»

P.S. Воспитательная цель – создать условия для воспитания (пишем чего), развивающая цель – создать условия для развития (пишем чего)

Образовательные:
— обеспечить знание учащимися каких-то понятий, определений, теорем …
— обеспечить формирование умений …
— установить уровень знаний по теме…
— обеспечить обобщение изученного материала по теме…
— обеспечить систематизацию изученного материала по теме …
— обеспечить отработку умений учащихся…
Развивающие и воспитательные:
создать условия для:
— развития мышления ( учить анализировать, выделять главное, сравнивать, строить аналогии, обобщать и систематизировать,
доказывать и опровергать, объяснять и определять понятия, ставить и решать проблемы );
— развития элементов творческой деятельности ( интуиции, пространственного воображения, смекалки);
— развития мировоззрения;
— развития навыков устной и письменной речи;
— развития памяти;
— развития критического мышления, групповой самоорганизации, умения вести диалог;
— развития эстетических представлений и художественного вкуса;
— развития логического мышления ( на основе усвоения учащимися причинно-следственных связей, сравнительного анализа),
способности четко формулировать свои мысли;
— воспитания уважения к своей Родине;
— воспитания активной жизненной позиции, честности, человеческой порядоч-ности;
— воспитания в учениках средствами урока уверенности в своих силах;
— воспитания гуманизма и любви к прекрасному;
— подведения учащихся к выводу о самоценности человеческих качеств;
— развития у школьников исследовательской культуры ( развитие умений ис-пользовать научные методы познаний (наблюдение, гипотеза,
эксперимент);
— развития у школьников умений формулировать проблемы, предлагать пути их решения;
— развития у школьников коммуникативной культуры (умения общаться, моно-логическую и диалогическую речь);
— развития у учащихся рефлексивной деятельности.

Приемы конструирования воспитательных задач

Приемы конструирования воспитательных задач занятия с учетом возрастных особенностей

Очень важно уметь правильно поставить эту цель на каждом уроке. Воспитывающее обучение – это такое обучение, в процессе которого организуется целенаправленное формирование запланированных педагогом отношений учащихся к различным явлениям окружающей жизни, с которыми ученик сталкивается на уроке. Круг этих отношений достаточно широк. Поэтому воспитательная цель будет охватывать целый ряд отношений. Но эти отношения достаточно подвижны. Из урока в урок, имея одну воспитательную цель, учитель ставит различные воспитательные задачи и указывает, через что они могут быть достигнуты, через какие виды деятельности. Нужно помнить одно: цель должна быть конкретной и достижимой.

Воспитательные задачи – направлены на освоение, усвоение и присвоение общекультурных ценностей, формирование положительных качеств личности.

Общие требования к постановке задач:

задачи ставятся исходя из целей и назначения всего процесса образования

задач может быть столько, сколько необходимо для осуществления задуманного

задачи должны соответствовать содержанию, формам и методам предполагаемой образовательной деятельности

задачи должны быть определены конкретно и четко, чтобы была возможность проверить (самопроверить) их выполнение

формулировка задач должна быть максимально краткой, но полной

в формулировке задачи должно быть ключевое слово, глагол, определяющий основные действия педагога и воспитанников (оказать, отработать, освоить, организовать и пр.).

задачи лучше поставить в определенной последовательности (классифицировать).

Приведем примеры формулировок воспитательных задач.

Воспитывать доброжелательность, вежливость, доброту, общительность, патриотизм, активную жизненную позицию, оптимизм, чувство долга, предприимчивость.

Формировать аккуратность, бережливость, трудолюбие, основы самоконтроля, самостоятельность, умение доводить начатое дело до конца, умение аргументировать свою позицию, самокритичность, лидерские качества, умение сопереживать, ответственность, рассудительность, терпимость, интерес к культуре и истории Беларуси, понимание личного и общественного значения труда, умение ставить цели и реализовывать их.

Способствовать: формированию потребности в достижении цели, самовоспитанию, формированию умения соотносить свои индивидуальные особенности с требованиями конкретной профессии, формированию профессионально важных качеств личности, оценке и коррекции профессиональных планов воспитанников

Понятно, что предлагаемые формулировки ни в коей мере не охватывают весь круг воспитательных задач

А так как становление отношения не происходит в один момент, на одном уроке, и для его формирования необходимо время, то внимание педагога к воспитательной цели и ее задачам должно быть неугасающим и постоянным.

Поэтому и формулировки воспитательных целей для учителя на конкретных уроках могут приобретать соответствующее выражение:

  • вызвать заинтересованность в …,
  • пробудить любознательность;
  • возбудить готовность решать задачи самостоятельно;
  • побудить учащихся к активности;
  • закрепить уверенность в … и т. п.

Прописывая воспитательные цели, используйте следующие формулировки:

создать/обеспечить условия для воспитания чувства гуманизма, коллективизма, уважения к старшим, взаимопомощи, отзывчивости, вежливости, отрицательного отношения к вредным привычкам, ценности физического здоровья и т.д.

Приемы конструирования воспитательных задач занятия с учетом возраста детей

Воспитательные задачи

Возраст

Действие

Качества

Младший школьный возраст

Воспитывать

Любовь к малой родине

  • К родному дому, семье, двору, микрорайону, городу

Доброжелательное отношение к окружающим:

  • соблюдение правил этикета
  • доброжелательность
  • дружелюбие
  • готовность сотрудничать
  • вежливость

Умение заботиться:

  • доброту;
  • искренность;
  • чуткость;
  • общительность;
  • стремление помочь;
  • отзывчивость

Формировать

Положительную самооценку

Потребность в самоорганизации:

  • аккуратность;
  • бережливость;
  • трудолюбие;
  • сдержанность;
  • основы самоконтроля;
  • скромность;
  • самостоятельность;
  • умение доводить начатое дело до конца;
  • настойчивость;
  • выдержку

Потребность в здоровом образе жизни:

  • умение видеть прекрасное;
  • гигиенические знания и умения;
  • оптимизм;
  • доброжелательное отношение к труду;
  • культуру труда

Подростки

Воспитывать

Гражданские качества личности:

  • интерес к общественной жизни;
  • стремление помогать;
  • патриотизм;
  • активную жизненную позицию;
  • критичность;
  • оптимизм;
  • общественную активность;
  • чувство долга;
  • предприимчивость

Формировать

Положительную «Я – концепцию»:

  • умение аргументировать свою позицию;
  • положительную самооценку;
  • самокритичность;
  • оптимизм;
  • уверенность в себе;
  • лидерские качества;
  • умение сопереживать

Потребность в саморегуляции:

  • ответственность;
  • самоконтроль;
  • рассудительность;
  • терпимость;
  • самостоятельность;
  • умение адаптироваться к новым условиям
  • умение прогнозировать собственную деятельность;
  • умение организовать свою деятельность и анализировать ее.

Потребность в здоровом образе жизни:

  • разнообразие интересов,
  • осознание своих интересов, способностей, общественных ценностей, связанных с выбором профессии и своего места в обществе

Старшеклассники

Формировать

Положительную мотивацию к культуре жизнедеятельности:

  • уважительное отношение к людям;
  • общественную активность;
  • интерес к культуре и истории России;
  • стремление принести пользу обществу;
  • понимание личного и общественного значения труда;
  • осознание личной и общественной значимости образования (знаний);
  • потребность к самопознанию;
  • умение ставить цели и реализовывать их;
  • осознание значимости результата

Потребность в общении в контексте личной культуры:

  • умение идти на компромисс;
  • тактичность;
  • терпимость;
  • толерантность;
  • умение доказать свою точку зрения;
  • знание этики семейных отношений;
  • умение организовать культурный досуг

Способствовать

Личностному и профессиональному самоопределению:

  • формированию потребности в достижении цели (личностной и общественно значимой);
  • самовоспитанию;
  • формированию умения соотносить свои индивидуальные особенности с требованиями конкретной профессии;
  • формированию профессионально важных качеств личности;
  • оценке и коррекции профессиональных планов воспитанников

Воспитательные аспекты на этапах учебного занятия

  1. На организационном этапе:
  • Воспитание навыков культурного поведения;
  • Воспитание культуры внешнего вида;
  • Воспитание послушания, ответственности, аккуратности, доброжелательности; умения быстро мобилизоваться, сосредоточиться;
  • Формирование умения планировать свою деятельность;
  • Формирование мотивации держать слово;
  • Формирование мотивации соблюдать требования к содержанию рабочего места;
  • Формирование мотивации к проявлению детьми гуманизма, коллективизма, любви к людям и т.д.
  1. На этапе проверки домашнего задания:
  • Воспитание навыков культуры речевого общения;
  • Воспитание навыков культурного поведения;
  • Формирование самостоятельности, бережливости, аккуратности и т.д.
  • Воспитание доброжелательности, исполнительности, справедливости, объективности, сопереживания, уважительности, терпения, внимательности, работоспособности;
  • Формирование умения контролировать свои слова и поступки и т.д.
  • Формирование мотивации к проявлению удовлетворенности своей деятельностью;
  • Формирование мотивации применять полученные знания на практике;
  • Развитие стремления к самовыражению через деятельность и т.д.
  1. На этапе изложения нового материала:
  • Воспитание навыков культурного поведения;
  • Воспитание доброжелательности, исполнительности, справедливости, объективности, сопереживания, уважительности, терпения;
  • Воспитание внимательности, самостоятельности, бережливости, аккуратности, работоспособности;
  • Формирование умения контролировать свои слова и поступки;
  • Формирование мотивации держать свое слово;
  • Формирование мотивации считаться с мнением других;
  • Формирование мотивации доводить начатое дело до конца;
  • Формирование умения четко выполнять каждое задание;
  • Развитие стремления к самовыражению через деятельность и т.д.;
  • Формирование мотивации оказывать помощь другим и т.д.
  1. На тапе закрепления нового материала:
  • Воспитание навыков культурного поведения;
  • Воспитание доброжелательности, исполнительности, справедливости, объективности, сопереживания, уважительности, терпения, внимательности, работоспособности;
  • Формирование умения контролировать свои слова и поступки;
  • Формирование мотивации считаться с мнением других;
  • Воспитание самостоятельности, бережливости, аккуратности и т.д.
  • Формирование мотивации проявлять удовлетворенность своей деятельностью;
  • Формирование потребности применять полученные знания на практике;
  • Формирование умения четко выполнять каждое задание;
  • Развитие стремления к самовыражению через деятельность и т.д.

ВОПРОС 1 | ВОПРОС 2 | ВОПРОС 3

ПЛАНИРОВАНИЕ И ДОСТИЖЕНИЕ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ ЦЕЛЕЙ ОБУЧЕНИЯ НА ЗАНЯТИЯХ ТЕХНОЛОГИИ

Обучение должно быть воспитывающим — этот постулат является фундаментальным, ибо определяет одну из важнейших сфер профессиональной деятельности учителя технологии.
При подготовке к занятиям, вне зависимости от их организационной формы, учителю необходимо уметь четко определять цели и задачи как всего раздела учебной программы, так и отдельного занятия.
Под целью в учебном процессе подразумевают конкретную учебно- воспитательную задачу, требующую решения совместно с учащимися.
Чтобы четко определить цель, нужно уметь представить себе конечный результат, уяснить, какими знаниями, умениями и навыками должны обогатиться ученики после урока, какие качества личности при этом формируются.
Учителю на каждом уроке приходится решать, как правило, несколько учебно-воспитательных задач. В связи с этим он обязан уметь определять частные задачи данного занятия и на их основе формулировать главные цели урока.
В планах-конспектах занятий следует указывать не узкие производственные цели, а комплекс учебно-воспитательных задач, исходя из принципа развития творческом личности учащегося. Среди комплекса учебно-воспитательных задач определяют образовательные, воспитательные и развивающие задачи.
Образовательные задачи понимаются как общеинтеллектуальное развитие школьника, формирование и расширение его представлений о достижениях науки и техники, особенностях применяемых технологий и возможностях приложения общекультурных и общетехнических знаний на производстве.
Формулировки образовательных задач могут быть самыми разнообразными:
дать начальное представление (дать первичное представление) о…;
обеспечить усвоение…;
сформировать (продолжить формирование)…;
закрепить…;
обобщить (или систематизировать) следующие научные знания, производственные понятия…;
расширить следующие специальные производственные представления… ;
углубить (закрепить) следующие общетрудовые знания о… и т. д.
Учитель технологии может расширительно толковать образовательные задачи, увязывая их с тем, как преподает теоретический или практический материал.
Воспитательные задачи призваны формировать у школьников нравственные, личностные качества, которые могут и должны составлять стержень человеческой сущности будущего члена общества. На уроках технологии создаются особо благоприятные условия для трудового воспитания, развития умственных способностей и общей культуры. Уроки технологии позволяют развивать у школьника восприимчивость к новому, желание соучаствовать в будущем в создании небывалой техники, но одновременно дают возможность развивать экологическое мышление.
Примеры формулировок воспитательных задач.
• Совершенствовать: идейно-мировоззренческое; правовое; экономическое; нравственное; эстетическое;
экологическое воспитание учащихся.
• Продолжить формирование: активной жизненной позиции; осознанной потребности в труде; творческого начала у учащихся;
понимания значения мобильности профессиональных знаний.
• Прививать:
чувство полноправного и ответственного хозяина; критическое отношение к существующим технологиям, жела¬ние рационализировать процесс и т.п.
• Воспитывать инициативу и самостоятельность в трудовой деятельности.
Понятно, что предлагаемые формулировки ни в коей мере не охватывают весь круг воспитательных задач.
Следует сделать оговорку такого характера. Нельзя предписывать строго определенное время актуализации воспитательных целей на уроке. Довести их до сознания школьников учитель может в тот период урока, который он сочтет приемлемым (в начале или в ходе занятия). Здесь единственный подсказчик — собственный опыт и знание своих учеников.
Развивающие задачи предполагают формирование у школьников профессиональных умений и навыков. Подразумевается, что атмосфера занятия, целенаправленная совместная деятельность учителя и учеников образуют благоприятные условия для трудового мастерства, выработки у учеников сознательного отношения к труду. Применительно к этому направлению систематической деятельности учителя технологии можно планировать следующее:
• развивать у школьников умение: выделять главное в проблеме…, анализировать,
делать обобщение, выводы,
ставить вопросы,
формулировать задачи,
формулировать ответы,
принимать самостоятельные решения,
контролировать свои действия,
решать проблемные ситуации, задачи,
применять имеющиеся знания на практике и т.п.;
• развивать у учащихся профессиональные интересы;
• содействовать развитию специальных способностей;
• готовить учащихся к сознательному выбору профессии;
• содействовать развитию необходимых личностных качеств (воли, целеустремленности, аккуратности, ответственности, собранности и т.д.).

Вместе с тем необходимо предостеречь молодых преподавателей от неверной трактовки предложенных формулировок. Например, в плане урока учитель делает запись: «Сформировать осознанную потребность в труде». Понятно, что нет таких педагогических приемов, которые мгновенно возбудили бы у школьников непреодолимую тягу к труду. Только длительный процесс воспитания порождает у будущего члена общества желание овладевать жизненно необходимыми умениями и навыками, формирует понимание того, что высокий уровень трудовой подготовки будет востребован обществом, позволит занять достойное место в нем. Поэтому правильней будет сформулировать цель урока так: «Продолжить формирование осознанной потребности в труде», — хотя бы потому, что обозначается важная цель и стремление преследовать ее от урока к уроку.
Важно также, чтобы учитель технологии уяснил одну доминанту из богатого опыта отечественной системы трудовой подготовки. Опыт показал: трудовое обучение дает большую педагогическую отдачу, если не сводится только к трудовой деятельности детей, а реализуется в виде комплекса различных направлений учебно-воспитательного процесса, объединенных общими целями. Вот почему представляется, что при планировании учебно-воспитательных целей следует более четко их обозначать.

Если цель — образовательная, она должна расширять представления о производственных процессах, современных технологиях, технике сегодняшнего дня, имеющим отношение к изучаемым разделам программы.
Если цель — воспитательная, она разумно может воздействовать на мировоззрение школьника, целенаправленно формируя экологические, экономические и другие представления и убеждения будущего члена общества.
Если цель — развивающая, она должна ориентироваться на практическую направленность трудовой подготовки, это качество в решающей степени определяет ее педагогическую ценность.
Все организационные аспекты преподавания технологии, во всем многообразии их связей влияют на процесс формирования личности. Начиная с того, насколько методически грамотно организован труд школьников, и кончая тем, насколько целенаправленно сочетается воспитание с обучением. Это еще раз показывает значимость, важность методической подготовленности, профессионализма учителя.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *