Конфессиональный состав

Конфессиональный состав населения России

Конфессиональный состав населения России

Конфессиональный состав населения России за последнее десятилетие существенно изменился. Возобновили свою деятельность некоторые конфессии, запрещенные при советской власти. Появились и некоторые новые деноминации.

Тем не менее, подавляющее большинство верующих России, как и прежде, придерживаются православия. Хотя православие в нашей стране в первую очередь ассоциируется, конечно, с русскими, его исповедуют также основная часть карел, вепсов, ижорцев, саамов, коми, коми-пермяков, удмуртов, бесермян, марийцев, мордвы, чувашей, нагайбаков, осетин, цыган, кумандинцев, телеутов, чулымцев, хакасов, якутов, камчадалов. Православными считаются и большинство ненцев, манси, ханты, селькупов, кетов, тубаларов, шорцев, нанайцев, ульчей, ороков, орочей, алеутов, ительменов, юкагиров, чуванцев, однако православие обычно сочетается у них с пережитками родоплеменных верований. Православия придерживаются и большая часть живущих в России украинцев, белорусов, молдаван, грузин, болгар, гагаузов, греков. Православными являются многие западные буряты, часть калмыков, татар (кряшены), кабардинцев (моздокские), долган, чукчей, коряков, алюторцев, нивхов.

Общая численность православных в стране составляет, по разным оценкам, 70—80 млн. чел. Подавляющее большинство из них относятся к самой многочисленной деноминации России — Русской православной церкви, представленной практически во всех регионах страны. Вместе с тем эта церковь перестала быть единственной официально действующей православной организацией. В России сейчас имеются также православные церковные организации, не признающие руководства Русской православной церкви. Это Российская православная церковь (до 1998 — Российская православная свободная церковь), образованная в 1989 из православных приходов, перешедших в юрисдикцию Русской православной церкви за границей. В 1995 Российская православная свободная церковь вышла из подчинения Русской православной церкви за границей, хотя на территории России по-прежнему есть и приходы, оставшиеся в юрисдикции Русской православной церкви за границей. Приходы Российской православной церкви имеются в Суздале, Москве, Санкт-Петербурге, Шахтах, Тюмени, Уссурийске и некоторых других городах России, ряде сельских населенных пунктов, приходы Русской православной церкви за границей — в Москве, Санкт-Петербурге, Ишиме и прочих местах. Численность сторонников Российской православной церкви и членов российских приходов Русской православной церкви за границей остается весьма незначительной. По этнической принадлежности они в основном русские.

После падения коммунистического режима из подполья вышла Истинно православная церковь. В настоящее время она не представляет собой единого целого и подразделяется на несколько групп, различающихся по своей юрисдикции и по отношению к Русской православной церкви. Наиболее крупные группы Истинно православной церкви — геннадиевская (или поздеевская), исаакианская, лазаревская, группа епископа Казанского Гурия, группа схимитрополита Антония, Сибирская митрополия и другие. Даже в общей своей совокупности численность приверженцев различных подразделений Истинно православной церкви очень невелика. Они живут в Санкт-Петербурге, Ярославле, Нижнем Новгороде, Иванове, Москве, Кашире, Курске, Краснодаре, Кисловодске, Барнауле, Иркутске и в других местах России. По этнической принадлежности большинство из них русские.

Истинно православные христиане (члены некоторых общин Истинно православной церкви, оставшихся в годы гонений на религию без священников) никогда не представляли собой единого целого и всегда подразделялись на большое число самостоятельных групп: «правильный путь ко спасению», Основное звено Христа, федоровцы, стефановцы, массаловцы, самаряне, чердашники, аноховцы, «ревнители церкви», «козловское подполье», николаевцы, михайловцы, евлампиевцы, ерофеевцы, васильевцы, буевщина, липецкие истинно православные христиане, молчальники, седминцы и др. Многие из этих групп в настоящее время фактически распались. Разные группы истинно православных христиан представлены в Тамбовской, Воронежской, Липецкой, Орловской, Курской, Белгородской, Брянской, Пензенской, Ульяновской, Саратовской, Самарской, Рязанской, Тульской, Владимирской, Ивановской, Ярославской, Костромской, Вологодской, Нижегородской, Кировской, Ростовской, Новосибирской, Томской и Кемеровской областях, Краснодарском, Ставропольском и Красноярском краях, республиках Мордовия, Чувашия, Татарстан, Коми, Адыгея. Большинство истинно православных христиан по национальности русские.

Шесть православных приходов России, которые возглавил бывший ногинский священник Адриан (Старина), запрещенный Русской православной церковью в служении за нарушение правил церковной жизни, объявили себя принадлежащими к т.н. Русской православной церкви Киевского патриархата.

В Псковской и Воронежской областях, Краснодарском крае и некоторых других районах России живет небольшое число сторонников вышедшей в конце XIX в. из Русской православной церкви секты иоаннитов.

В ряде районов России появились общины возникшей в 1985 секты — Церкви Божией Матери преображающейся (т.н. Богородичного центра).

Гораздо раньше, чем все перечисленные церковные организации, от Русской православной церкви отделилось старообрядчество. Общая численность старообрядцев в России, по приблизительной оценке, свыше 2 млн. чел. Среди них резко преобладают русские, но есть также украинцы, белорусы, карелы, финны, коми, удмурты, чуваши и др.

Старообрядчество никогда не было единым течением. Довольно рано старообрядцы разделились на поповцев (имеющих священников) и беспоповцев (у которых институт священства отсутствует).

В настоящее время старообрядцы-поповцы делятся на три основные группы: единоверцев, приверженцев Русской православной старообрядческой церкви (Белокриницкая иерархия) и сторонников Русской древлеправославной церкви.

Единоверческая церковь малочисленна. Ее последователи есть в Москве и Московской обл., Иванове, Нижегородской области (в районе Арзамаса) и в некоторых других местах.

Русская православная старообрядческая церковь (Белокриницкая иерархия) — самая крупная организация старообрядцев-поповцев. Ее приверженцы, живущие в России, сосредоточены в Московской, Калужской, Брянской, Ярославской, Саратовской, Волгоградской, Нижегородской, Костромской, Астраханской, Свердловской, Оренбургской, Новосибирской, Томской областях, Ставропольском, Краснодарском, Хабаровском и Приморском краях, Москве, Санкт-Петербурге, Татарстане и в некоторых других регионах.

Последователи Русской древлеправославной церкви живут в Нижегородской, Волгоградской, Брянской, Московской, Курской, Саратовской, Самарской, Пермской, Свердловской, Оренбургской, Кемеровской, Читинской, Иркутской областях, Красноярском, Алтайском, Краснодарском краях, Удмуртии, Башкортостане, Бурятии и в ряде других мест. В Читинской области и Бурятии они образуют этнографическую группу русских, называемую семейскими.

Беспоповское направление в настоящее время разделено на следующие основные группы: часовенное, поморское, федосеевское и спасово согласия, филипповский и страннический толки.

Последователи часовенного согласия живут преимущественно в Свердловской, Кировской, Оренбургской, Пензенской, Курганской, Тюменской и Томской областях, Татарстане, Башкортостане, Бурятии и Туве.

Наиболее крупные группы поморцев сосредоточены в Новосибирской, Кемеровской, Курганской, Челябинской, Свердловской, Нижегородской, Самарской, Ульяновской, Саратовской, Пензенской, Ростовской, Московской, Новгородской, Псковской и Архангельской областях, Краснодарском, Ставропольском и Алтайском краях, Республиках Адыгее и Коми, Москве и Санкт-Петербурге.

Хотя духовным центром федосеевского согласия стала община при Преображенском кладбище в Москве, наиболее крупные группы федосеевцев находятся в других регионах: в Псковской, Новгородской, Кировской, Ульяновской и Тюменской областях, а также в Татарстане.

Компактные группы спасовцев имеются в Саратовской области, их можно также встретить в Нижегородской, Владимирской, Ульяновской, Самарской, Оренбургской и другие.гих областях, в Мордовии и Алтайском крае.

Численность филипповцев очень незначительна. Отдельные представители этого толка живут в Архангельской и Мурманской областях, Карелии, Вологодской, Кировской, Костромской, Ярославской, Тверской и Орловской областях, Москве, Республике Коми. Единственная же община филипповцев сохранилась в городе Кимры Тверской области.

Бегуны живут в основном в Томской области, есть они также в Кемеровской, Пермской, Ярославской и Саратовской и областях.

Возникшие в XVII—XVIII вв. в России секты «духовных христиан» сейчас в стране довольно малочисленны. Основные их группы — хлысты, скопцы, духоборцы и молокане.

Численность хлыстов весьма невелика. Они расселены главным образом в Тамбовской, Ростовской и Оренбургской областях, Краснодарском и Ставропольском краях. Скопцов в России еще меньше. Духоборцев в стране насчитывается 15—20 тыс., живут они в Тамбовской, Ростовской, Тульской и Оренбургской областях, Краснодарском крае, на Дальнем Востоке. Молокан в России приблизительно 40 тыс. Они в основном обитают в Тамбовской и Оренбургской областях, на Дальнем Востоке и Северном Кавказе. Среди духовных христиан резко преобладают русские. Из-за дисперсности расселения духоборцы и молокане, бывшие в прошлом достаточно изолированными группами, все больше растворяются среди окружающего русского населения.

К духовному христианству примыкает малочисленная секта Духовное единство (т.н. толстовцы), проповедующая религиозно-этические положения, разделявшиеся Л. Н. Толстым.

К духовным христианам близки также трезвенники, подразделяющиеся на несколько групп. Самая крупная из этих групп — чуриковцы встречаются в Санкт-Петербурге и Ленинградской области, Вологде и некоторых районах Вологодской области, в Ярославской области, Новгороде, Москве, Пензенской области. В отличие от толстовцев чуриковцы формально не порвали с православием.

Особое место занимает созданная в начале 1990-х гг. в Красноярске синкретическая по вероучению «Община единой веры» (виссарионовцы), которую иногда считают неохлыстовской сектой.

Из недр Русской православной церкви вышла также секта иеговистов-ильинцев, сочетающая элементы христианства и иудаизма. К секте принадлежит в настоящее время всего несколько тысяч человек, которые живут преимущественно на Урале и на Северном Кавказе. По этнической принадлежности иеговисты-ильинцы — русские.

Еще больше приблизилась к иудаизму вышедшая из недр православия в конце XVII в. секта субботников. Она распалась на две группы: одна из них стремится сохранить свое собственное вероучение, другая (так называемые геры) фактически слилась с иудаизмом. Субботники расселены прежде всего в Воронежской и Тамбовской областях, а также в Северной Осетии. Что же касается геров, то большинство их эмигрировало в Израиль. Численность секты в России — несколько тысяч человек. Являясь по происхождению русскими, субботники часто называют себя евреями.

Помимо православных и последователей ответвившихся от православия сект в России живут сторонники других направлений христианства. В частности, в России имеются католики, хотя их и несравненно меньше, чем православных. Католики подразделяются на две группы: католиков латинского обряда и католиков византийского обряда (т.н. греко-католиков). Католиками латинского обряда являются большинство живущих в стране поляков и литовцев, часть немцев, бoльшая часть латгальцев (субэтническая группа латышей), некоторые из верующих белорусов. В начале 1990-х гг. в католицизм перешло небольшое число русских. В России католиков латинского обряда насчитывается около 300 тыс., самые крупные их общины находятся в Москве, Санкт-Петербурге, Твери, Калуге, Владимире, Самаре, Марксе (Саратовская область), Волгограде, Астрахани, Ростове-на-Дону, Сочи, Перми, Оренбурге, Калининграде.

Католики византийского обряда представлены в стране Российской греко-католической церковью. Эта церковь была образована после Февральской революции 1917, в советское время подверглась запрету, а с 1991 стала действовать вновь. Общая численность греко-католиков достигала в России к началу 1990-х гг. около 500 тыс., причем подавляющее большинство их составляли жившие в России — выходцы из западных областей Украины. В последующие годы многие из них уехали на Украину.

В стране есть и протестанты, относящиеся к различным течениям, церквам и деноминациям: лютеранству, кальвинизму, меннонитству, баптизму, пятидесятничеству, адвентизму и т.д.

Лютеранство исповедуют часть живущих в России немцев, большинство финнов, эстонцев и латышей. В настоящее время основная часть действующих в России лютеранских приходов относятся к Евангелическо-лютеранской церкви (объединяющей преимущественно немцев) либо к Евангелическо-лютеранской церкви Ингрии (прихожанами которой являются прежде всего ингерманландские финны). Численность лютеран в России — 170 тыс.

В России представлено и более радикальное течение протестантизма — кальвинизм (в форме реформатства и пресвитерианства). Реформатства придерживается небольшая часть живущих в стране немцев, а также венгры — выходцы из Закарпатской области Украины. Общая их численность составляет всего 5 тыс. чел. Есть сейчас в нашей стране и сторонники очень близкого к реформатству пресвитерианства, объединенные в несколько российско-корейских церквей. Свою миссионерскую работу они ведут не только среди живущих в России корейцев, но и среди представителей других национальностей.

Помимо лютеранства и кальвинизма в России представлено еще одно раннее протестантское течение — меннонитство. Российские меннониты образуют две основные группы: церковных и братских. Они живут в Алтайском крае, Омской, Новосибирской, Кемеровской, Томской и Оренбургской областях. Судя по всему, меннониты представляют собой особую этноконфессиональную группу.

Самой многочисленной протестантской конфессией в России является баптизм. Проникнув в Россию в середине XIX в., баптизм первоначально распространялся среди немцев, однако довольно скоро группы баптистов появились и среди представителей других народов. В 1870-е гг. в России стало распространяться близкое к баптизму движение евангельских христиан, имеющее английские корни. В 1944 евангельские христиане и подавляющее большинство российских баптистов объединились в Союз евангельских христиан и баптистов (с 1945 — Союз евангельских христиан-баптистов). В 1945—1947 в него вошли часть пятидесятников, а в 1965 — общины братских меннонитов. В 1961 от Союза откололся Совет церквей евангельских христиан-баптистов (к нему отошла примерно 1/20 часть членов объединения).

В 1992 Союз евангельскими христиан-баптистов был преобразован в Федерацию союзов евангельских христиан-баптистов, одним из членов которой стал Союз евангельских христиан-баптистов России. Самые крупные его общины находятся в Москве, Санкт-Петербурге, Архангельске, Великом Новгороде, Смоленске, Брянске, Туле, Орле, Курске, Белгороде, Воронеже, Тамбове, Нижнем Новгороде, Казани, Волгограде, Ставрополе, Грозном, Ижевске, Перми, Екатеринбурге, Уфе, Новосибирске, Иркутске, Хабаровске. Продолжают действовать и Совет церквей евангельских христиан-баптистов, а также их независимые общины. Общая численность евангельских христиан-баптистов (вместе с детьми), входящих в разные организации, составляет в России около 500 тыс. чел. Среди них есть русские, немцы, украинцы и представители других национальностей.

В Российской Федерации представлено и сравнительно молодое (возникшее в 1901), но быстро увеличивающее ряды своих сторонников протестантское течение — пятидесятничество, подразделяющееся на ряд ветвей. Как и в большинстве других стран мира, в России основную массу последователей этого течения составляют пятидесятники двух благословений. К этой ветви пятидесятников относятся христиане веры евангельской и некоторые другие, более мелкие группы. Т.н. пятидесятники-унитарии представлены евангельскими христианами в духе апостолов. Общая численность всех пятидесятников в стране составляет около 300 тыс. чел. Основные места их расселения — Сибирь, Урал, Московская, Тульская, Смоленская обл., Краснодарский край и др.

В последние годы в России появились близкие к пятидесятничеству т.н. харизматические церкви, причем численность их быстро растет.

Некоторое распространение в стране получило и такое протестантское течение, как адвентизм. Подавляющее большинство адвентистов в России, как и во всем мире, составляют адвентисты седьмого дня. В настоящее время их численность в стране составляет (вместе с детьми) 90 тыс. чел. Они расселены в Москве, Тульской, Самарской, Оренбургской, Ростовской обл., Чувашии, на Сев. Кавказе, в Сибири, на Дальнем Востоке и в других районах. Адвентисты седьмого дня ведут очень активную деятельность по вовлечению новых членов. Есть в стране и небольшая группа адвентистов-реформистов, отколовшихся от адвентистов седьмого дня в 20-х гг. нашего века.

Кроме перечисленных протестантских конфессий в России в последнее время стали действовать и ряд других: методисты, Армия спасения, англикане, квакеры, т.н. Международные церкви Христа («Бостонское движение») и пр.

Особое положение в протестантизме занимают разные группы т. н. маргинальных протестантов, вероучения которых весьма сильно отличаются от традиционного протестантизма, а иногда и от христианства вообще. Особенно интенсивной миссионерской деятельностью выделяются среди такого рода конфессий — свидетели Иеговы. В настоящее время их численность в стране составляет (вместе с детьми) более 50 тыс. чел. С начала 1990-х гг. в России действуют также мормоны, или Церковь Иисуса Христа святых последних дней. Их малочисленные группы имеются в Москве, Санкт-Петербурге, Выборге, Сочи, Владикавказе. Появились в стране и последователи Церкви объединения, или муниты (мунисты). Эту церковь причисляют к так называемым тоталитарным сектам: в ней поддерживается железная дисциплина, имеет место беспрекословное подчинение установлениям основателя секты «преподобного Муна». Небольшое число последователей имеют в России и такие группы маргинальных протестантов, как Христианская наука, полностью отвергающая существование материального мира, миссионерская группа «Семья», допускающая большую свободу сексуальных отношений между ее взрослыми членами, церковь «Семья детей Бога», признающая реинкарнацию.

Монофизитство в Российской Федерации исповедуют последователи Армянской апостольской церкви, объединяющей большинство живущих в нашей стране армян. Самые многочисленные группы сторонников Армянской апостольской церкви (армяно-григориан) сосредоточены в Москве, Санкт-Петербурге, Ростовской обл., Краснодарском и Ставропольском краях, Северной Осетии, Адыгее. Их общая численность составляет 450 тыс.

Есть в России и небольшое число приверженцев несторианства. Это большинство ассирийцев, которые сконцентрированы главным образом в Москве, Санкт-Петербурге и Ростове-на-Дону.

Вторая по численности последователей религия Российской Федерации — ислам (около 13 млн. чел., по другим оценкам, значительно выше).

В России представлены обе основные ветви ислама — суннизм и шиизм, причем подавляющее большинство мусульман нашей страны — сунниты. Из четырех суннитских мазхабов (богословско-правовых школ) в России достаточно широкое распространение получили только два: ханафитский (наиболее либеральный изо всех мазхабов) и шафиитский (несколько более консервативный).

Ханафитского мазхаба в России придерживаются подавляющее большинство верующих татар и кабардинцев (остальные из них, как уже отмечалось, исповедуют в основном православие), верующие башкиры, адыгейцы, черкесы, абазины, балкарцы, карачаевцы, ногайцы, осетины-мусульмане (дигорцы), исповедующие ислам удмурты, марийцы и чуваши (численность мусульман среди представителей этих трех народов очень незначительна). Последователями ханафитского мазхаба являются также живущие в России казахи, узбеки, киргизы, туркмены, таджики, крымские татары, каракалпаки.

Шафиитский мазхаб распространен среди представителей большинства коренных народов Дагестана (кроме ногайцев), чеченцев и ингушей.

В последние годы в России появились и сторонники фундаменталистской секты ваххабитов. Их можно встретить в Дагестане и некоторых других районах.

Численность шиитов в России незначительна. Они имеются в Дагестане (небольшая часть лезгин и даргинцев), городах Нижнего Поволжья (кундровские татары). Шиизма придерживаются и бoльшая часть обитающих в нашей стране азербайджанцев.

В России есть также приверженцы т.н. немечетского ислама. Особенно широко он распространен у чеченцев и ингушей, большим влиянием среди которых пользуются различные подразделения орденов накшбандийя и кадирийя.

В ряде районов России имеется также значительное число последователей буддизма (около 900 тыс. чел.). Большинство из них — сторониики школы Гелугпа направления ваджраяна. Это верующие восточные буряты и буряты-хонгодоры, основная часть тувинцев, большинство верующих калмыков и сравнительно небольшая часть эвенков (живущие в Бурятии). В последние годы в некоторых городах нашей страны (Москве, Санкт-Петербурге, Владивостоке, Кемерове, Набережных Челнах, Екатеринбурге, Ульяновске, Новосибирске, Иркутске, Хабаровске, Белгороде, Туле, Перми, Ростове-на-Дону, Анапе и другие.>.) появились малочисленные группы сторонников различных течений буддизма среди русских (школы Гелугпа, Кагьюдпа, Сакьяпа и Ньингмапа направления ваджраяна, различные школы направлений махаяна и тхеравада). В ряде крупных городов России активную миссионерскую работу вела маргинальная необуддийская секта тоталитарного характера АУМ Синрикё. После совершения ее приверженцами террористических актов в Японии деятельность АУМ Синрикё в России была запрещена, хотя нелегально секта продолжает свою деятельность. Действует у нас и метабуддийская секта Вонбулбгё (т.н. вон-буддисты).

В России есть и последователи иудаизма — подавляющее большинство верующих евреев. Численность их определить нелегко. Еврейские религиозные организации, обычно относящие к иудаистам всех евреев, приводят на начало 1990-х гг. цифру, близкую к 600 тыс., что вряд ли верно, поскольку значительная часть российских евреев не религиозна (хотя в последние годы уровень религиозности российских евреев заметно возрос). Кроме того, в 1990-е гг. около 200 тыс. евреев эмигрировали из страны. Подавляющее большинство иудаистов России живет в городах, прежде всего в крупных. Самые многочисленные их группы сосредоточены в Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Самаре, Нижнем Новгороде, Челябинске, Ростове-на-Дону, Саратове, Новосибирске. Иудаисты России делятся на две основные группы: ортодоксальных и прогрессивных (реформированных). Среди российских иудаистов есть и последователи хасидского течения, возникшего в первой половине XVIII в. Живет в России и небольшая группа приверженцев секты караимов.

В последнее время в некоторых российских городах (Москве, Санкт-Петербурге, Краснодаре и другие.>.) среди русского населения появились сторонники неоиндуистского движения Харе Кришна (Сознание Кришны), которых обычно не совсем точно называют кришнаитами. Численность их определяется очень по-разному: от 100 тыс. до 700 тыс. (последняя цифра, безусловно, сильно преувеличена). Есть в России и последователи другой неоиндуистской секты — Тантра cангха.

Новым явлением в религиозной жизни страны является и появление в некоторых ее городах (Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге) небольшого числа приверженцев одной из китайских религий — даосизма.

В ряде российских городов (Москве, Санкт-Петербурге, Мурманске, Казани, Астрахани, Южно-Сахалинске и другие.>.) появились группы сторонников одной из т.н. новых религий — бахаизма. К новым синкретическим религиям относят также Церковь саентологии, возникшую в 1950-х гг. в США и внедрившуюся позже в ряд городов Европы, в том числе в Москву. Синкретический характер имеют и действующие в некоторых населенных пунктах России (наряду с Украиной) секта Белое братство и т.н. ересь Порфирия Иванова.

Часть южных алтайцев исповедуют бурханизм — появившуюся в 1904 синкретическую религию, сочетающую в себе элементы алтайского шаманизма и буддизма. Последователи этой религии поклоняются богу Бурхану.

В России живут и приверженцы традиционных верований (шаманизма, .). Их последователи составляют большинство среди верующих эскимосов, чукчей, коряков, нивхов, удэгейцев, негидальцев, эвенов, тофаларов, нганасанов, энцев, немало их и среди алтайцев, ненцев, долган, ороков. Сторонники традиционных верований есть также среди эвенков и хантов.

Приверженцы традиционных верований имеются и среди некоторых народов Поволжья (

Конфессиональный состав населения

Роль религии в общественной жизни была и продолжает оставаться значительной.

Религия – сфера духовной жизни индивида, в основе которой лежит специфическое отражение действительности, основывающееся на вере в существование Бога (богов), сверхъестественного .

Изучение этого явления имеет познавательный, мировоз-зренческий и практический смысл. Вероисповедание, как показывает опыт мировой истории, отражается на жизнедеятельности людей, во многом определяет образ их жизни. Достаточно, например, вспомнить влияние протестантизма на развитие капитализма в западном мире.

Общую численность верующих в мире установить трудно. То же относится и к количеству верований. Но существует достаточно четкая классификация религий, без опоры на которую весьма проблематична характеристика религиозного состава населения.

К мировым религиям относятся христианство, мусульманство (ислам), буддизм.

Буддизм – самая старая по времени возникновения мировая религия. Буддизм зародился в Древней Индии в VI–V вв. до н.э. В нем сложилось три направления: тхеравада, или хинаяма, махаяна и ламаизм. По данным П.И. Пучкова (это один из ведущих отечественных специалистов в области религиоведения), в середине 1990-х гг. было 500 млн верующих буддистов . По другим – примерно 350 млн .

Ареал распространения буддизма – некоторые районы Центрально-Восточной Азии (здесь преобладает ламаизм) и Юго-Восточной Азии (здесь больше последователей тхеравады и махаяны). Значительно также влияние буддизма в Японии, Китае, РК. В России буддизм имеет широкое распространение в Бурятии, Калмыкии.

Христианство. Эта религия возникла в I в.н.э. в Палестине. В современном христианстве выделяются три главные направления – католичество, православие, протестантизм (иногда говорят о пяти, добавляя к названным несторианство и монофизитство).

Христианство является крупнейшей по численности верующих мировой религии – около 2 млрд людей в мире исповедует хрис-тианскую веру, что составляет примерно 40 % от всех верующих .

Христианство имеет наиболее широкое распространение не только в количественном, но и в географическом планах. В первую очередь это относится к католичеству. Католичество преобладает или составляет значительную часть верующих во многих странах Европы, Австралии, формирует основной состав верующих на Филлипинах, в странах Латинской Америки, имеет достаточно широкое распространение в бывших испанских и португальских колониях Африки, в Северной Америке.

Ареал распространения православия гораздо более компактен. Православные преобладают среди верующих в России, на Украине, в Белоруссии, в Молдавии, Грузии, а также в странах Юго-Восточной Европы – в Греции, Румынии, Болгарии, Югославии и др. В Эфиопии значительную часть верующих составляют христиане-монофизиты, близкие к православию.

Протестантизм определяет конфессиональный состав населения многих стран Северной, Центрально-Восточной, Центральной Европы, он широко представлен в Австралии и Океании, на его долю приходится 1/2 верующих в США и Канаде, протестанты составляют значительную часть верующих в бывших африканских колониях Англии и Голландии.

Ислам. Эта религия возникла в VII в. н.э. в Аравии. Уже в VII–VIII вв. ислам разделился на два течения – суннизм и шиизм.

Ислам, как и христианство, имеет широкое распространение. Но, в отличие от христианства, оно ограничивается преимущественно пределами Азии и Африки. Главные регионы ислама – Юго-Западная Азия, (здесь он преобладает во всех странах, кроме Кипра и Израиля), Центральная Азия, Южная Азия (преобладает в Бангладеш и Пакистане), Северная Африка (господствует во всех странах этого региона). Есть последователи ислама в странах Центрально-Восточной Африки. В зарубежной Европе мусульман больше всего в Албании, Хорватии, Боснии, Герцеговине, Македонии. Немало верующих мусульман в РФ.

В 28 странах мира ислам считается государственной религией. Самые большие по населению исламские государства – Пакистан, Индонезия, Бангладеш, Нигерия, Иран, Турция, Египет, а по площади – Казахстан, Судан, Алжир, Саудовская Аравия, Индонезия, Ливия.

Почти во всех мусульманских странах, кроме Ирана, отчасти Йемена и Ирака, преобладает ислам суннитского толка.

Национальные и региональные религии имеют либо национально-страновое, либо регионально-межстрановое распространение. Их около 10, но по общему значению или численности верующих выделяется обычно четыре религии – индуизм, конфуцианство, синтоизм, иудаизм.

Индуизм. Сложился в IV–VI вв. в Древней Индии. В мире насчитывается до 800 млн последователей индуизма, но ареал его распространения ограничен – в основном это Индия и Непал.

Конфуцианство возникло в VI–V вв. до н. э. и сохранило влияние в основном только на своей родине – Китае. Параллельно с конфуцианством в Китае сложилась другая религия – даосизм. Считается, что конфуцианства и даосизма придерживается примерно 350 млн китайцев .

Синтоизм является национальной религией Японии. Возник в VII–VIII вв. в Японии примерно 60 млн синтоистов.

Иудаизм – это религия евреев. Истоки ее относятся ко II тысячелетию до н. э. По численности приверженцев эта религия усту-пает и мировым, и другим национальным религиям, но по количеству стран, в которых проживают ее последователи, намного их превосходит.

К национальным религиям нередко относят и зороастризм (парсизм). Он возник на территории Древнего Ирана. Как национальная религия зороастризм сохранился у небольшой части населения в Юго-Западной Азии, но главным образом у парсов в Западной Индии.

Родоплеменные религии (культы) – это, по существу, реликты первоначально возникших на Земле верований.

Родоплеменные культы имеют немало разновидностей. Это – фетишизм (почитание неодушевленных материальных предметов, которым приписываются сверхъестественные свойства), анимизм (вера в одухотворенность природы, животных, растений), культ предков или мертвых (исходит от представлений о том, что жившие ранее люди продолжают существовать и после смерти), тотемизм (исходит из веры в родство каждой группы людей с какими-то видами животных, растении, минералов или явлений природы) и т.п.

Расовая, этническая и конфессиональная характеристики населения в страноведении и регионоведении важны не сами по себе. Отношения между расами играют значительную роль в общественных отношениях, и в отдельных случаях они доходят до расовой дискриминации. Идейную основу последней составляют всякого рода расистские теории о делении рас на низшие и высшие, о превосходстве одних людей над другими. Несостоятельность этих теорий доказывается исследованием генной информации, которое говорит о том, что все человечество представляет собой единый биологический вид, обладает устойчивостью потомства при расовом смешении. Представители разных рас, как показывают вековые наблюдения, обладают одинаковым уровнем интеллекта, духовного богатства, если они живут в сходных условиях и получают одинаковое образование и воспитание.

Современный мир характеризуется межэтническими проблемами, которые присущи фактически всем регионам и странам мира. Их корни различны. В одних случаях это сохраняющаяся дискриминация в отношении коренного населения (индейцев, аборигенов Австралии, маорийцев). В других – это недооценка языковой и культурной самобытности национальных меньшинств (басков в Испании, корсиканцев во Франции, франкоканадцев в Канаде). В развивающихся странах межэтнические проблемы нередко являются последствиями колониальной эпохи, когда границы владений проводили без учета этнического фактора. Межэтнические противоречия достаточно часто доходят до воинствующего сепаратизма (в Индии, Шри-Ланка, Индонезии, Эфиопии, Судане, Испании и т.д.).

В настоящее время приобретает новые масштабы и конфликтность проблема диаспор. Причина – мощные миграционные процессы. Огромные массы людей перемещаются по всему миру, выталкиваемые социальными катаклизмами на родине. Миллионы людей, не двигаясь с места, оказываются жителями новых государств на положении национальных меньшинств, вынужденные выбирать между миграцией и жизнью в составе диаспоры.

Цивилизационные различия между мигрантами и принимающими обществами, интенсивность, масштабность процесса делают диаспоры политическим инструментом. Они нередко используются для реализации интересов их «национальных очагов». И это обстоятельство уже дает основание говорить о диаспорах в контексте глобальных проблем.

Еще сложнее, чем этнографическая, конфессиональная картина мира. Многие родственные народы исповедуют различные религии, что часто выступает одной из причин межэтнических и межгосударствен-ных противоречий и конфликтов. Хорошо известно, как сложно и временами кроваво складывались с XX в. отношения между двумя южнославянскими народами – хорватами-католиками и сербами-православными.

Сложный религиозный состав населения многих стран (в том числе и России) сказывается на развитии стран и их взаимоотношениях в международном сообществе.

Особую опасность представляют экстремистские, крайние течения в мировых религиях, которые часто пытаются утвердить свое влияние с помощью вооруженной силы, терроризма и т.п. Почти во всех современных «горячих точках» просматривается религиозный фактор.

Влияние религии в жизни человечества велико и многообразно, оно воздействует на все стороны жизни. Так, католичество, выступая против искусственного ограничения деторождения, влияет на уровень рождаемости, то есть на демографические процессы. Законы индуизма, запрещающие убивать многих вредных животных, а также непродуктивных коров, заметно сказываются на экономике Индии. Каноны ислама закрепляют неравноправное положение женщины в обществе и семье.

Религиозный состав населения России

Редактировать

Правовые основы религиозной жизни в России

В Конституции Российской Федерации закреплены следующие правовые принципы относительно религии и религиозной жизни граждан:

  • запрещается создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на разжигание национальной и религиозной розни (глава 1, статья 13);
  • Российская Федерация — светское государство; никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной (глава 1, статья 14);
  • религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом (глава 1, статья 14);
  • государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от национальности, отношения к религии, убеждений; запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам религиозной принадлежности (глава 2, статья 19);
  • каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними (глава 2, статья 28);
  • не допускаются пропаганда или агитация, возбуждающие религиозную ненависть и вражду; запрещается пропаганда религиозного превосходства (глава 2, статья 29);
  • гражданин Российской Федерации в случае, если его убеждениям или вероисповеданию противоречит несение военной службы, а также в иных установленных федеральным законом случаях имеет право на замену ее альтернативной гражданской службой (глава 2, статья 59).

Согласно Федеральному закону от 26 сентября 1997 г. N 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях»:

  • в Российской Федерации гарантируются свобода совести и свобода вероисповедания, в том числе право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать и менять, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними;
  • никто не обязан сообщать о своем отношении к религии и не может подвергаться принуждению при определении своего отношения к религии, к исповеданию или отказу от исповедания религии, к участию или неучастию в богослужениях, других религиозных обрядах и церемониях, в деятельности религиозных объединений, в обучении религии.

Таким образом, закон устанавливает право граждан не отвечать на вопросы о религиозной принадлежности. Это затрудняет сбор статистики о религиозном составе населения России.
Закрепляя равноправие различных религий, закон учитывает особую роль православия в истории России, в становлении и развитии русской культуры. Вместе с тем закон указывает на то, что прочие религии, широко распространенные в России (ислам, буддизм, иудаизм и др.), составляют неотъемлемую часть исторического наследия народов Российской Федерации. Редактировать

Религиозный состав населения России: опрос 2012 года

Официальной статистики относительно религиозной принадлежности россиян не существует. Все данные о религиозном составе населения России собраны в ходе различных социологических опросов. Численность последователей той или иной конфессии оценивается по-разному, в зависимости от методов и масштабов исследований. В 2012 году был проведен Всероссийский репрезентативный опрос населения с целью составить картину вероисповеданий и национальностей России. В анкетах учитывались численность, географическое и административное распределение, следование религиозным практикам, мировоззренческие и социально-демографические характеристики респондентов.
Опрос проводился среди россиян, проживающих в городах и сельской местности. Выборка составила 56 900 респондентов в возрасте от 18 лет из 79 субъектов РФ. Согласно опросу, больше всего православных христиан в Тамбовской, Липецкой, Нижегородской, Курской, Рязанской, Пензенской и Тульской областях, а также в Мордовии. Меньше всего православных насчитывается в республиках Тыва и Дагестан.
Самый высокий процент мусульманского населения в Кабардино-Балкарской Республике, Башкирии, Карачаево-Черкесской Республике, Дагестане и Татарстане. Меньше всего мусульман (около 0, 1 %) проживает в Орловской, Смоленской, Тамбовской, Нижегородской, Вологодской, Курской областях и Забайкальском крае.
Буддисты проживают главным образом в Тыве, Калмыкии, Бурятии, а также в Забайкальском крае. Меньше всего буддистов в Калининградской, Тюменской, Мурманской областях, в Республике Башкортостан, Москве и Санкт-Петербурге.
Самые высокие показатели атеизма у населения Приморского края, Алтайского края, Якутии, Амурской области, Хабаровского края, Калининградской области и Еврейской автономной области. Меньше всего атеистов в Дагестане и Северной Осетии. Редактировать

Изменения в религиозном составе населения России: 1991 — 2011 годы

В августе 2011 года Левада-Центр провел опрос по репрезентативной всероссийской выборке городского и сельского населения. В число опрашиваемых вошли 1624 человека в возрасте от 18 лет, проживающие в 130 населенных пунктах 45 регионов страны. Результаты были сопоставлены с данными предыдущих опросов и выражены в процентном соотношении. Редактировать

Христиане в современной России

Согласно опросу ВЦИОМ 2010 года, две трети россиян соблюдают религиозные обряды, но не систематически, а лишь от случая к случаю (главным образом по праздникам).
По данным опроса, христианами являются 75 % населения России. Из числа христиан 84 % приняли крещение (в 1989 году — 89 %). Около 50 % христиан читали Священное Писание (в 1989 году читавших было только 38%).
Среди православных крещены 94 % респондентов, среди последователей других христианских религий — 58 %. Меньше всего крещеных верующих на Дальнем Востоке (66 %). Среди женщин, исповедующих христианскую религию, крещение приняли 88 %, среди мужчин — 79 %. Редактировать

Ссылки

  • Конституция Российской Федерации
  • Федеральный закон от 26 сентября 1997 г. N 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях»
  • Атлас религий и национальностей России
  • Религиозный состав населения России: Опрос Левада-Центра
  • «Верим ли мы в Бога?» Инициативный всероссийский опрос ВЦИОМ (январь 2010 года)

Редактировать

Библиография

  1. Религиозный состав населения России
  2. «Верю — не верю»: Ольга Филина беседует с Романом Лункиным, одним из авторов первого «Атласа религий России»
  3. В России 74 % православных и 7 % мусульман
  4. Россияне о религии

Конфессиональный состав населения мира

Неверующие — 641 млн.
Атеисты — 220 млн.

Европа. География религий в основных чертах сложилась в Европе еще в средневековье. Христианство проникло в регион вскоре после своего возникновения, однако христианизация Европы затянулась на многие столетия. Если в районе Средиземноморья христиане стали большинством уже в У—У1 вв., то в среднеевропейских странах оно распространилось несколько позже, а на севере и востоке Европы этот процесс затянулся до VIII — XII вв.

С разделением христианства на православие и католицизм (XI в.) страны Северной, Юго-Западной, Западной и Центральной Европы последовали за Римом, а Восточной и Юго-Восточной — за Константинополем.

В XVI в. в Северной Европе, а также в ряде районов Западной и Центральной утвердился протестантизм. До настоящего времен протестанты составляют подавляющее большинство населения в странах Северной Европы (Швеция, Норвегия, Финляндия, Дания, Исландия), отдельных странах Западной (Великобритания) и Восточной Европы (Эстония). В Латвии протестанты составляв пятую часть населения, в Германии и Нидерландах — около трети, а Швейцарии — менее половины.

В странах Юго-Западной Европы (Италия, Испания, Португалия, Мальта), а также в некоторых странах Западной (Ирландия Франция, Бельгия, Люксембург), Центральной (Австрия) и Восточной Европы (Польша, Венгрия, Чехия, Словакия, Словения, Хорватия, Литва) преобладают католики. Они образуют пример но треть населения Германии и Нидерландов и почти половину населения Швейцарии.

Православие преобладает среди верующих Юго-Восточной Европы (Греция, Сербия и Черногория, Болгария, Румыния, Македония) и образует примерно треть населения Боснии и Герцеговины.

В Сербии и Черногории, в Болгарии наряду с православными немало мусульман. В Восточной Европе и России также господствует православие. В России православные составляют около 50 % населения, на Украине — 2/3, в Белоруссии — 75 %, Молдавии — более 90 %. Наряду с православными на Украине и в Белоруссии живет много католиков — 15 и 20 % населения соответственно, а в России мусульман — 10 %.

Ислам распространен в Европе сравнительно узко. Лишь в Албании и европейской части Турции к этой религии относятся большинство верующих. Мусульмане составляют около половины населения Боснии и Герцеговины.

Конфессиональный состав населения Европы осложняется наличием в регионе большого количества мигрантов из стран Азии и Африки, исповедующих ислам, индуизм, буддизм, сикхизм и другие религии мира. Мусульман стало особенно много во Франции (до 10 % населения), в ФРГ (3 — 5%) и Великобритании (2 %). Большая часть индуистов и сикхов проживает в Великобритании, а буддистов — во Франции и Великобритании.

Всего в Европе 540 млн христиан (28 % их общего числа, что составляет 76 % населения этой части света) и 35 млн мусульман (4,5 % всех мусульман).

Америка. До начала европейской колонизации коренное насе­ление придерживалось местных родоплеменных культов. С XV в. в регион постепенно стало проникать христианство. В Латинской Америке, колонизированной испанцами и португальцами, оно утвердилось в форме католицизма. В Северной Америке, где господствовали англичане, французы и голландцы, ведущим стал протестантизм, хотя католиков также было немало.

В настоящее время в Северной Америке преобладают и протестанты и католики.

США — страна с самым сложным в мире конфессиональным составом населения, что обусловлено миграцией сюда населения со всего земного шара. Протестантов здесь около 56 % населения, католиков примерно 28 %. Наиболее крупные протестантские группы составляют баптисты — 19% всего населения, методисты — 8%, лютеране — 6%, пресвитериане —3%, пятидесятники — 2 % и англикане — 2 %. Есть в США также иудаисты — 2 %, православные — 3 %, мусульмане — 2 % и представители других религий. В Канаде же католики (46 %) несколько превосходят протестантов (36 %). Среди последних больше всего последователей Объединенной Церкви Канады (союз конгрегационалистов, методис­тов и части просвитериан) — 17%, англикан — 12%, лютеран и баптистов — по 3 %. Население Гренландии — более чем на 90 % лютеране.

В континентальных странах Латинской Америки и на Больших Антильских островах абсолютное большинство населения — католики. Исключением являются только Суринам и Гайана, где значительная часть жителей, от 40 до 50 %, — индо-пакистанцы, исповедующие в основном индуизм и ислам, много здесь и протестантов.

В последнее время позиции католицизма сильно поколеблены протестантскими миссионерами из США в Чили, Пуэрто-Рико, Гватемале и Бразилии, на Гаити, где протестанты составляют уже более 1/5 населения. На Кубе и Гаити много (по некоторым оценкам до 50 %) адептов афро-американских сект (вуду и сантерия).

На Малых Антильских островах и Ямайке преобладают протестанты, но много и католиков. Католицизм главенствует на островах, которыми владеют (или владела Франция) и Нидерланды: Мартиника, Гваделупа, Сент-Люсия, Доминика, Гренада, Аруба и Нидерландские Антиллы. Конфессиональная ситуация на Тринидаде и Тобаго идентична той, что наблюдается в Суринаме и на Гайане.

Всего в Америке более 760 млн христиан, что составляет более 37 % христиан мира. По их численности эта часть света занимает первое место, здесь они образуют более 90 % населения.

Зарубежная Азия. Это часть света, где зародились в своем большинстве мировые религии. Некоторые были почти вытеснены из Азии и широко распространились в разных частях света (христианство, иудаизм); другие широко распространились не только в Азии, но и по всему миру (ислам); третьи остались в основном азиатскими религиями и получили широкую известность лишь в Новое время (индуизм, сикхизм, буддизм, конфуцианство).

В настоящее время Юго-Западная Азия — это регион, более 90 % населения которого составляют мусульмане. Лишь три стра­ны там не вписываются в общую картину господства ислама: Ливан, где много христиан (около 60 %), Кипр, в котором доминируют православные, и Израиль, где большая часть населения иудаисты (см приложение 2).

В центре Южной Азии — Индии и Непале — господствует индуизм, на периферии (Пакистан, Бангладеш, Мальдивские ост­рова) — ислам, а в Шри-Ланке и Бутане — буддизм (соответственно хинаяна и махаяна).

В Юго-Восточной Азии, в странах Индокитая преобладает буд­дизм в форме хинаяны (Мьянма, Лаос, Камбоджа, Таиланд) и махаяны (Вьетнам).

В Малайско-Индонезийском субрегионе (Малайзия, Индонезия и Бруней) господствует ислам, а Филиппины — единствен­ное государство Азии, где абсолютное большинство жителей (более 80 %) католики.

В Восточной и Центральной Азии — район повсеместного распространения махаянистского буддизма. Другая особенность этого региона — феномен поликонфессиональности. В Китае сложилась система совместного отправления трех религий (буддизма, конфуцианства и даосизма), в Японии — двух (буддизма и синтоизма).

В Южной Корее в XIX в. началось бурное распространение христианства, в основном в форме протестантизма, которое сильно потеснило традиционные здесь буддизм и шаманизм. Сейчас христиане составляют почти половину населения страны. В КНДР в результате преследований со стороны государства число верующих (буддистов и шаманистов) сократилось до трети населения.

В Монголии большинство буддисты-ламаисты. Необходимо также отметить, что в Восточной Азии (КНР, КНДР, Монголия) живет более 85 % неверующего населения мира.

В Средней Азии и Казахстане большинство населения привержены исламу. Мусульмане составляют основное население во всех странах этого региона, кроме Казахстана (40 %). В Закавказье в Азербайджане преобладает ислам шиитского направления, в Грузии — православие (но значительна и группа мусульман), в Армении преимущество за монофизитством.

Африка. В настоящее время наиболее влиятельными религиями в Африке являются ислам и христианство. Много там адептов местных родоплеменных религий, а также приверженцев синкретического афро-христианства. Ислам проник на континент в результате арабского завоевания VII в. Северная Африка стала частью арабского и исламского мира уже к XII в. Из этого региона ислам постепенно распространился в Восточную и Западную Африку.

Христианство пришло в Африку значительно раньше ислама — во II в. Оно процветало на континенте вплоть до арабского завое­вания. В Ув. в Египте и Эфиопии действовали национальные, монофизитские по вероучению церкви. Однако начиная с VII в. христианство почти повсеместно было вытеснено в Африке исламом, и дальнейшее его распространение в XIX в. уже связано с деятельностью христианских миссионеров в период колониальной экспансии европейских государств.

В настоящее время во всех странах Северной Африки (Египет, Ливия, Алжир, Марокко, Тунис, Мавритания, Судан), а также в двух странах так называемого Африканского Рога (Сомали, Джибути) подавляющее большинство населения исповедует ислам. Во всех странах этого региона, кроме Судана, мусульмане составляют более 90 % населения. Крупные христианские общины есть только в Египте (более 7 млн коптов) и в Судане (около 1 млн), примерно 25 % населения последнего — приверженцы родоплеменных верований.

В странах Гвинейского побережья (Либерия, Кот-д’Ивуар, Гана, Того, Бенин, Нигерия, Камерун) насчитывается примерное ра­венство последователей христианства, ислама и родоплеменных верований.

В Бенине и Либерии некоторое преобладание адептов родоплеменных верований; в Гане, Того, Камеруне — христиан; в Ниге­рии и Кот-д’Ивуаре — мусульман.

Центральная, Восточная и Южная Африка — наиболее христианизированные регионы континента. Во всех странах этих регио­нов Африки определенное численное превосходство христиан. В Экваториальной Гвинее, на Сан-Томе и Принсипи, в Бурунди, Анголе, Мозамбике, Габоне, Уганде, Руанде, Танзании, Республике Конго, Демократической Республике Конго, на Реюньоне и Сейшельских островах больше католиков, в Эфиопии и Эритрее — монофизитов, а в остальных странах Свазиленд, ЮАР, Ботсване, Намибии, Зимбабве, Замбии, Кении, Малави, ЦАР, Лесото и на Мадагаскаре — протестантов. Мусульмане составляют около 50 % населения в Эфиопии и Эритрее. Своеобразную конфессиональную структуру имеет население Маврикия — более 50 % жителей острова индуисты.

В целом по Африке христиан насчитывают 380 млн (18 % всех христиан мира). Около 60% всех христиан Африки составляют протестанты и адепты афро-христианских церквей, примерно треть — это католики, около 10 % — монофизиты. К христианству относят себя около 48 % жителей континента. Адепты ислама со­ставляют около 320 млн (42 % населения Африки и 28 % всех му­сульман мира). Около 13 % населения Африки — сторонники родоплеменных культов.

Австралия и Океания. К настоящему моменту 73 % населения Австралии и Океании исповедуют христианство (это менее 1 % христиан мира). Так как среди иммигрантов из Европы протестанты численно преобладали над католиками, то и сейчас протестантизм в этой части света гораздо влиятельнее католицизма. Больше всего в Австралии и Океании англикан — они образуют самую многочисленную протестантскую группу в Австралии, Новой Зеландии, на Соломоновых Островах, в Папуа — Новой Гвинее. Намного уступают им по численности просвитериане, основная их часть живет в Новой Зеландии и Вануату, а также во Французской Полинезии. Католиков больше всего на Уоллис и Футуне, Гуаме, Новой Каледонии и Кирибати. В Австралии и Новой Зеландии католики представляют меньшинство населения, но абсолютная численность их здесь самая высокая. Около 20 % населения Австралии принадлежит к Объединяющейся Церкви Австралии — союзу методистов, просвитериан и конгрегационалистов. Индуисты составляют около половины на­селения на Фиджи. Более 20 % населения этой части света не исповедует никакой религии.

⇐ ПредыдущаяСтр 12 из 21

Важной частью духовной жизни людей являются их религиозные интерес ы, а именно приверженность к той или иной конфессии.

Религия – это мировоззрение, основанное на вере сверхъестественную силу, которая руководит миром и определяет основы жизни людей.

Религиозная принадлежность тесно связана с этнической принадлежностью и часто является одним из главных признаков того или иного этноса.

Под сильным воздействием религии сформировалась культура большинства этносов Земли. Конфессиональный состав населения распределяет людей по вероисповеданию.

Сбор данных по конфессиональному составу населения затруднен, т.к. во время всеобщей переписи вопросы о религиозной принадлежности не задаются, потому что религия – дело каждого человека и какой-либо официальной регистрации верующих не ведется.

Общее количество религий в мире оценить очень сложно, т.к. постоянно появляется много новых сект, которые себя предписывают к религиям.

В зависимости от роли и распространения религии делятся на:

· мировые (христианство, ислам, буддизм)

· национальные (индуизм, иудаизм, синтоизм, конфуцианство, даосизм).

Все мировые религии в процессе своего исторического развития потеряли единство и делятся в настоящее время на ветви или течения.

Самой распространенной религией современного мира является христианство, зародилось на ближнем востоке, а именно на востоке Римской империи в Юго-Западной Азии. Постепенно христианство стало господствовать в Европе, а оттуда вместе с переселенцами распространилось и в другие части света. В настоящее время приверженцы христианства имеются во всех регионах мира, но основное их количество проживает в Европе, Африке, Австралии и Океании.но

В 5 в н.э. от христианской церкви отделилось течение «монофизитство», которое распространилось в некоторых странах Ю-З Азии и на С_В Африки. В настоящее время это самое малочисленное по количеству верующих течений христианства.

В 11 в произошел раскол христианства на западную (католическую) и восточную (православную) церкви.

Католичества придерживаются народы Западной Европы, а так же оно распространилось в Америку и другие регионы. Католическая церковь имеет жесткую централизованную структуру, которая возглавляется Римским папой. Его резиденция находится в Ватикане и расположена в Италии г. Рим. Часто эта церковь носит название римско-католической.

Православной церкви придерживаются народ Восточной Европы. И с Ю-В. Европы православие распространилось в центральную и С-В Азию. Оно в наибольшей степени сохранило черты и традиции раннего христианства. Православные церкви отдельных стран является независимыми друг от друга.

В 16 веке т католической церкви отделяется течение «протестантизма». Первоначально, оно утвердилось в Северной и Центральной Европе, а оттуда распространилось в Северную Америку, Австралию и некоторые страны Африки.

Самой молодой из мировых религий является ислам(мусульманство. Этой религии придерживается около 1 млн. верующих . Ислам, ка и христианство, зародилось на ближнем востоке, а именно, на Аравийском полуострове на несколько столетий позже, т. е в 7 веке. Отсюда ислам распространился на Запад, в Северную и Восточную Африку, в Южную и Ю-В. Азию, а в период господства Османской империи ислам приняли некоторые народы Ю-В Европы. Ислам наиболее распространенным считается среди мусульман. Большинство – суниты, меньшинство – шунты. Раскол между ними произошел в 12 веке. Главным религиозным центром ислама считается г. Мекка в Саудовской Аравии. Отдельные мусульманские церкви в разных странах независимы друг от друга.

Самой старой из мировых религий является буддизм, которая появилась в 6 веке до н.э. в Индии. В настоящее время число верующих данной религии около 350 млн. человек. Буддизм зародился в Индии и распространился в Восточную и Ю-В Азию, разделившись на северную и южную ветви. Самой крупной национальной религией Индии является Сикхи. Эта религия образовалась на северо-западе страны из сочетания взглядов индуизма и ислама.

В Китае нац. религиями являются конфуцианство, которое представляет собой философское учение о нормах и правилах жизни, основанное Конфуцием, и даосизм.

Иудаизм является наиболее древней национальной религией и ее придерживаются евреи Палестины.

В Японии практически верующим считается все население и японцы одновременно придерживаются сразу двух религий. Мировая религия – буддизм и национальная –синтоизм.

Население России в основном исповедует мировую религию – христианство. Прежде всего православие, ислам и буддизм. Потенциальный контингент православных верующих составляет 86 %, от общего числа населения, число мусульман составляет 8 % (12 млн.чел). Мусульманство в основном распространено в республике Татарстан и Башкортостан и на Северном Кавказе, причем 7 млн. верующих мусульман проживают в в республиках Татарстан и Башкортостан, а 4 млн на Северном Кавказе. . Число буддистов составляет около 400 тыс. чел (республика Бурятия и Калмыкия).

Date: 2015-04-19; view: 1349; Нарушение авторских прав

Понравилась страница? Лайкни для друзей:

Конфессиональная (религиозная) структура населения России.

По данным Российского независимого института социальных и национальных проблем (2007 год), верующими в Бога себя называют 47 % респондентов. Из них почти половина никогда не открывали Библии, лишь 10 % регулярно посещают церковь, соблюдают все обряды и ритуалы, а 43 % ходят в церковь только по праздникам.

По данным всероссийского опроса, проведённого ВЦИОМ в марте 2010 года, население страны причисляет себя к следующим конфессиям:

Православие — 75 %

Ислам — 5 %

Католицизм, протестантизм, иудаизм, буддизм — по 1 %

Другие конфессии — около 1 %

Неверующие — 8 %

География конфессий показывает распространение религий. Выяснение религиозного состава населения довольно проблематично, так как в переписях населения (кроме 1897 г.) он не фиксировался, а сами религиозные организации ведут учет верующих по различным критериям или не ведут такового вообще. Особенностью современной России в этом отношении является также то, что после нескольких десятилетий советской власти, активно боровшейся со всеми религиями, большинство жителей являются неверующими или атеистами. Даже несмотря на заметное религиозное возрождение последних десятилетий, доля людей, считающих себя последователями той или иной религии, не достигает 50% населения. Еще меньше тех, кто соблюдает религиозные обряды.

В противоположность современной ситуации в начале XX в. практически все население Российской империи являлось глубоко религиозным. Неверующими и атеистами были лишь отдельные люди, как правило, из среды революционно настроенной интеллигенции. Примечательно, что и в материалах первой Всеобщей переписи населения 1897 г. население регистрировалось не по этническому, а по конфессиональному признаку. Во второй половине 80-х годов XX в. дискриминация религии была прекращена. Началось возрождение веры среди населения, особенно среди национальных меньшинств, которые часто именно в религии видели основу своих этнокультурных особенностей. Массово стали появляться религиозные организации, в том числе конфессии, которые не являются для России традиционными (кришнаиты, методисты и др.).

Религиозный состав населения России: опрос 2012 года

Официальной статистики относительно религиозной принадлежности россиян не существует. Все данные о религиозном составе населения России собраны в ходе различных социологических опросов. Численность последователей той или иной конфессии оценивается по-разному, в зависимости от методов и масштабов исследований.

В 2012 году был проведен Всероссийский репрезентативный опрос населения с целью составить картину вероисповеданий и национальностей России. В анкетах учитывались численность, географическое и административное распределение, следование религиозным практикам, мировоззренческие и социально-демографические характеристики респондентов.
Опрос проводился среди россиян, проживающих в городах и сельской местности. Выборка составила 56 900 респондентов в возрасте от 18 лет из 79 субъектов РФ .

Согласно опросу, больше всего православных христиан в Тамбовской, Липецкой, Нижегородской,Курской, Рязанской, Пензенской и Тульской областях, а также в Мордовии. Меньше всего православных насчитывается в республиках Тыва и Дагестан.
Самый высокий процент мусульманского населения в Кабардино-Балкарской Республике, Башкирии,Карачаево-Черкесской Республике, Дагестане и Татарстане. Меньше всего мусульман (около 0,1 %) проживает в Орловской, Смоленской, Тамбовской, Нижегородской, Вологодской, Курской областях иЗабайкальском крае.
Буддисты проживают главным образом в Тыве, Калмыкии, Бурятии, а также в Забайкальском крае. Меньше всего буддистов в Калининградской, Тюменской, Мурманской областях, в Республике Башкортостан, Москве и Санкт-Петербурге.
Самые высокие показатели атеизма у населения Приморского края, Алтайского края, Якутии, Амурской области, Хабаровского края, Калининградской области и Еврейской автономной области. Меньше всего атеистов в Дагестане и Северной Осетии .

Редактировать

Изменения в религиозном составе населения России: 1991 — 2011 годы

В августе 2011 года Левада-Центр провел опрос по репрезентативной всероссийской выборке городского и сельского населения. В число опрашиваемых вошли 1624 человека в возрасте от 18 лет, проживающие в 130 населенных пунктах 45 регионов страны. Результаты были сопоставлены с данными предыдущих опросов и выражены в процентном соотношении .

СЕМЕЙНЫЕ ЦЕННОСТИ

Женщинам в семье ислам отводит столь высокое место, что равного ему она не занимает ни в одной другой религии. Суть взаимных отношений мужа и жены можно увидеть из поучения Посланника Аллаха:

» женатый мусульманин никогда не должен пытаться исправлять свою жену в соответствии с тем, что представляется ему правильным и совершенным. Ему следует принимать во внимание особенности её женского нрава и принимать её такой, какой создал её Аллах.»

» снисходительно относитесь к оплошностям своей жены и предпочитайте не замечать многие мелочи, принимая во внимание врождённые свойства представительниц слабого пола, а в результате этого в вашем доме воцарится мир, спокойствие и счастье, и в нём не будет ни шума, ни споров»

«Всегда обходитесь с жёнами хорошо, ибо, поистине, они доверены вам, и вы не имеете права ни на что иное, если только не сделают они чего-нибудь явно непристойного. Если же они допустят нечто подобное, то не разделяйте с ними ложа, a бейте их, но не жестоко, а если они станут повиноваться вам, то не предпринимайте ничего против них. Поистине, есть у вас права на ваших жён и у ваших жён есть права на вас. Вы вправе требовать от них, чтобы они не позволяли садиться там, где вы спите, тем, кто вам не нравиться, и не позволяли входить в ваши дома тем, кого вы не желаете видеть, что же касается ваших жён, то они вправе требовать от вас, чтобы вы хорошо одевали и кормили их»

Этому наставлению внимает каждый женатый мусульманин, если он является искренним и сознательным человеком. Он видит в этом мудрое поучение пророка, определяющее собой права и обязанности мужей и жён. Обрамлением же этому наставлению служит милосердие по отношению к женщинам, их поддержка и оказание им благодеяний, что не оставляет места даже мысли о возможности их притеснения или причинения им вреда в мусульманской семье. Наставления благородного посланника относительно необходимости хорошего отношения к женщинам весьма многочисленны, а некоторые из них даже объявляют мужей, хорошо обращающихся со своими жёнами, наилучшими членами этой общины. Так, например, сообщается, что пророк сказал: «Наиболее совершенной верой обладает тот из верующих, кто отличается наилучшим нравом, а лучшими из вас являются те, кто лучше всех относится к своим жёнам»

Брачный союз в исламе представляет собой нечто большее, чем просто вспышки чувств, и более значительное, чем воздействие проявлений страстей. Подчеркивая важность брака, Пророк Мухаммад сказал: «Брак – это половина религии». Поэтому мусульманин не должен быть легкомысленным и несерьезным при выборе своей половины.

Согласно установлениям шариата, в первую очередь надо удостовериться в наличии благочестия, религиозности и благонравия своей избранницы. По словам Мухаммада, «женщину берут в жены ради четырех вещей: богатства ее, знатности, красоты или веры, так добивайся же брака с набожной женщиной, а иначе да покроются руки твои пылью!» Обычно в исламском обществе вся ответственность в выборе жены лежит на родителях, которые подыскивали ее среди знакомых, а также среди достойных семей. И если кандидатура устраивает родителей, жениха и невесту, то наступает время для помолвки. При этом оговариваются размеры калыма (выкупа за невесту), сроки проведения бракосочетания, расходы и т.д. Однако помолвка не возлагает ни на кого из ее участников каких-либо обязательств и может быть свободно расторгнута любой из сторон. Бракосочетание проводилось в предварительно оговоренном месте (в наше время, согласно традиции, обычно это мечеть или дом невесты).

Заключение брака возможно только при соблюдении следующих условий:

1. Жених и невеста должны быть мусульманами. Что касается запрета на брак мусульманки и немусульманина, то на него указывает Коран: «И не сочетайтесь браком с язычниками, пока они не уверуют» Что же касается брака мусульманина и христианки или иудейки, то по Корану он не запрещен, однако нежелателен.

2. Присутствие обеих сторон или их представителей во время бракосочетания.

3. Крайне желательно присутствие опекуна невесты – отца невесты , при его отсутствии – деда, дяди, брата или другого родственника. Присутствие отца невесты подразумевает его согласие на брак дочери.

4. Обязательно присутствие как минимум двух свидетелей-мусульман.

5. Согласие обеих сторон на вступление в брак. В исламе запрещено выдавать девушку замуж насильно, без ее согласия.

6. Жених и невеста не должны состоять в близком родстве, быть вскормлены одной женщиной, а также находиться в родстве в результате брачных отношений.

7. В случае заключения брака с еще одной женой (о возможности и законности этого в исламе речь пойдет ниже) они не должны состоять в родственных отношениях.

8. Недопустим временный брак. Он, хотя и был законным на заре ислама, впоследствии был отменен. Это мнение абсолютного большинства исламских богословов.

9. Необходимо наличие договоренности о размере и времени выдачи калыма невесте. Причем невеста имеет право на калым не меньший того, что положено ей по социальному статусу, а также учитывая обычаи в данной местности

Ислам обязывает мужа полностью обеспечивать свою семью, а также оказывать ей внимание, учитывая духовные потребности жены и детей. Жена обязана слушаться своего мужа и подчиняться ему во всем, что не является грехом. В то же время круг обязанностей в быту между супругами четко не разграничивается. Если же муж не исполняет возложенные на него обязанности, то жена вправе обратиться в шариатский суд. Если жена не выполняет свои обязанности, то мужу следует сначала увещевать ее по-хорошему. Если это не помогает, не делить с ней ложе. Если не помогает и это, то дозволяется применить по отношению к ней силу. В то же время это не значит, что дозволено избивать жену. В исламе также приемлемо и многоженство. При этом число жен в единовременном браке ограничено до четырех. Об этом свидетельствует следующий аят Корана: «…женитесь на тех женщинах, что нравятся вам – двух, трех или четырех. А если боитесь, что не будете одинаково справедливы к ним, то – на одной…» (3: Однако ошибочно считать многоженство чем-то обязательным или даже особо поощряемым. Напротив, несмотря на его разрешенность, существуют достаточно жесткие условия, которые необходимо соблюдать. Во-первых, наличие средств для содержания всех жен в равном достатке, а во-вторых, уверенность в том, что удастся соблюсти справедливость по отношению к каждой из них. Несомненно, эти условия ограничивали многоженство, и процент подобных браков всегда был относительно невелик. В современном цивилизованном обществе многоженство распространено во всех исламских странах. В Египте, Сирии, Иордании, Саудовской Аравии оно допускается законом без каких-либо дополнительных ограничений. В Алжире и в Марокко, для того чтобы взять еще одну жену, требуется разрешение суда, который учитывает в этом вопросе также и мнение первой жены. Однако данная практика была введена в этих странах недавно под давлением Запада и феминистских организаций, традиционно усматривающих в полигамии нарушение или ограничение прав женщин.

Что же касается таких стран как Турция и Тунис, то здесь многоженство официально запрещено законом. Что, впрочем, не мешает желающим заключить брак еще с одной женщиной сделать это без официальной регистрации отношений.

Ислам уделяет большое внимание семье. У мусульман суннитов практикуется и разрешен только браки постоянные, в отличии от шиитов, у которых практикуется и временные браки. Ислам негативно относится к безбрачию и монашеству.

ХРИСТИАНСТВО

БРАК И СЕМЬЯ

Именно в христианской культуре утвердился моногамный брак, христианство впервые в человеческой истории провозгласило, что супружеская измена мужчины настолько же недопустима, насколько недопустима измена женщины. В средние века, когда на смену языческой культуре приходит культура христианская, семья становится не просто «ячейкой общества», но таинством, в которое вступают два христианина, заявляя о совместном решении перед своей общиной. По христианскому учению, семья есть малая церковь. А церковь не может созидаться «на время» — она создается навсегда Муж в христианской семье – глава жены на тех же основаниях, что и Христос – глава Церкви. Весьма существенным аспектом христианского учения, имеющим непосредственное отношение к пониманию смысла брака, является указание возможности безбрачной жизни, которая оценивается не только не ниже, но и в некотором отношении выше, чем брак. Соотношение и взаимосвязь брака и безбрачия в христианстве составляет весьма существенную проблему. В христианстве утверждается идеал безбрачия и совершенной телесной чистоты, на который, однако, способны далеко не все, а потому – «во избежание блуда, каждый имей свою жену, и каждая имей своего мужа». В браке же телесная близость естественна и непредосудительна, поскольку муж и жена взаимно принадлежат телесно друг другу. Более того, несмотря на идеал «не касаться женщины» вовсе, звучит совет в браке «не уклоняться друг от друга, разве по согласию, на время». Для многих комментаторов это место стало камнем преткновения. Весьма часто его понимают так, что в христианстве (по крайней мере, в раннем) существует отрицательное отношение к браку, что брак допустим лишь как поблажка слабому человеку, как легализованная форма «блуда», как меньшее зло во избежание большего зла. В христианстве говорится: «Выдающий замуж свою дочь поступает хорошо; а не выдающий поступает лучше. Жена связана законом, пока жив муж ее; если же муж ее умрет, свободна выйти, за кого хочет, но она блаженнее, если останется незамужняя». То есть, в христианстве нет прямого запрета на вступление в брак, но есть наставления, выполнения которых желательно и рекомендуемо.

В христианстве довольно много противоречий: брак и монашество в равной степени могут быть названы высокими идеалами христианства. То есть для жизни человека этот выбор, конечно, один из самых главных, определяющих, эти два пути – брак и безбрачие – максимально различны по способу выстраивания жизни, но их духовная ценность по большому счету одинакова. Христианство характеризуется также особой — не свойственной в такой мере другим религиям — тенденцией к половому аскетизму и безбрачию. Идеалом верующего считается личность, целиком, преданная Христу и сохраняющая во имя него целомудрие. Отсюда обязательное требование целибата, то есть безбрачия и абсолютного воздержания от половых отношений, предъявляемое к священнослужителям Римской католической церкви. Отсюда и та особая роль, которая в христианстве отводится монашеству и отшельничеству, как мужскому, так и женскому. В отличие от иудаизма, предписывавшего обязательное вступление в брак всем половозрелым мужчинам и женщинам, христианство превыше всякого другого состояния оценивает девственность; брак рассматривается как вынужденная уступка влечениям плоти, предназначенная для тех, кто не в силах подавить их усилиями воли. Но наивысшей доблестью для христианина является сохранение целомудрия.

БУДДИЗМ

БРАК И СЕМЬЯ

Мирской последователь буддизма должен все время служить отцу и матери, своей семье, самому себе и Будде. Когда служит отцу и матери, он должен постоянно заботиться о них и желать им покоя и счастья. Прежде всего надо соблюдать путь родителей и детей. Это означает пять обязанностей детей: служить отцу и матери, помогать им по дому, дорожить родословной, охранять наследство и после смерти аккуратно справлять по ним панихиду. Родители тоже должны соблюдать пять обязанностей по отношению к своим детям: они должны пресекать зло, учить детей добру, дать хорошее воспитание, найти им хорошую пару, и в подходящее время передать им дом в наследство. Если родители и дети будут соблюдать свои обязанности, в семье будут мир и покой и не будет разлада между родителями и детьми. Муж должен уважать жену, быть с ней вежливым и хранить верность. А жена по отношению к мужу должна держать дом в порядке, хранить верность, не расточать доходов мужа и хорошо управляться с делами по хозяйству. Тогда супруги будут дружны и у них не будет размолвок. В семье больше всего происходит общение душ, поэтому если семья дружная, она красива, как цветущий сад. Но если нарушится гармония душ, начнутся раздоры и семья обречена на развал. В таком случае, не обвиняя других, надо самому позаботиться о своей душе и идти правильным путем. Разногласие души с душой приводит поистине к страшной беде. Даже малейшее недоразумение влечет за собой большую беду. В семейной жизни больше всего надо бояться именно этого. Для содержания своей семьи человек должен работать, как муравей, как пчела. Он не должен надеяться на других, не должен ждать приношений. Отношения мужа и жены установлены не только из соображений удобства. И не только потому, что они живут в одном доме. Муж и жена должны по священному учению совершенствовать свои души. Истинное значение семьи заключается в том, чтобы всем вместе идти по пути просветления.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *