Автор теории оптимизации педагогического процесса

Педагогика. Обучение в целостном педагогическом процессе (Тестовые задания с ключами)

Министерство образования и науки Красноярского края

КГАОУ СПО «Канский педагогический колледж»

Педагогика.

Обучение в целостном педагогическом процессе

Тестовые задания с ключами

Специальность 050146 «Преподавание в начальных классах»

Специальность 050141 «Физическая культура»

Канск 2012

Автор-составитель: , преподаватель КГАОУ СПО «Канский педагогический колледж»

Рецензент: , канд. пед. наук, директор КГКОУ «Канский детский дом им. «

Педагогика. Обучение в целостном педагогическом процессе: тестовые задания с ключами / автор-сост. , рец. ; КГАОУ СПО «Канский педагогический колледж». Канск, 2012. – 29 с.

Тестовые задания предназначены для организации контроля результатов обучения по дисциплине «Педагогика», раздел «Обучение в целостном педагогическом процессе». Также данные материалы могут быть использованы студентами и для самоконтроля после завершения изучения основных разделов дисциплины.

Данные тесты предназначены для специальностей 050146 «Преподавание в начальных классах», 050141 «Физическая культура» по дисциплине ОП.01 «Педагогика».

© КГАОУ СПО «Канский педагогический колледж»

Тема 1. Предмет и задачи теории обучения

1. Термин «дидактика» впервые в научно-практический оборот ввел:

а) ;

б) В. Ратке;

в) ;

г) .

2. Дидактику как систему научных знаний впервые разработал:

а) ;

б) В. Ратке;

в) ;

г) .

3. Под дидактикой понимал «всеобщее искусство всех учить всему»:

а) ;

б) ;

в) ;

г) .

4. Труд «Великая дидактика» написал в:

а) 1650 г.;

б) 1657 г.;

в) 1687 г.;

г) 1690 г.

5. Термин «дидактика» не применяется в современной:

а) англо-американской педагогике;

б) в педагогике ФРГ;

в) в педагогике Франции;

г) в педагогике Австрии.

6. Для западной педагогики первой половины XX в. характерна теория обучения:

а) личностно-центрическая;

б) педоцентрическая;

в) детоцентрическая;

г) ни одна из перечисленных.

7. Основоположником педоцентрической дидактики является:

а) Дж. Дьюи;

б) ;

в) ;

г) А. Дистервег.

8. Одним из ведущих специалистов в области методологических и теоретических проблем теории обучения в зарубежной педагогике выступает:

а) В. Вундт;

б) Л. Клингберг;

в) Ж. Пиаже;

г) А. Маслоу.

9. Проблемы методологии и методики дидактических исследований изучали:

а) , и др.;

б) ;

в) ;

г) .

10. Изучение реальных процессов обучения, установление фактов и закономерных связей между различными сторонами обучения, раскрытие их сущности состав­ляют суть следующей функции дидактики:

а) научно-теоретической;

б) нормативно-прикладной;

в) конструктивно-технической;

г) прогностическая.

11. Теории обучения, основанные на тех или иных математических моделях, алгоритмах и т. п., относятся к:

а) конкретным недедуктивным теориям;

б) содержательным дедуктивным теориям;

в) формализованным теориям;

г) индуктивно-дедуктивным теориям.

12. Для теории обучения особенно важны:

а) конкретные недедуктивные теории;

б) содержательные дедуктивные теории;

в) формализованные теории;

г) индуктивно-дедуктивные теории.

13. Исторически наиболее ранним методом исследования в дидактике является:

а) эксперимент;

б) наблюдение;

в) измерение;

г) анкетирование.

14. Выводы, полученные в результате применения метода исследования ограничены по объему, по степени всеобщности и точности:

а) эксперимента;

б) наблюдения;

в) измерения;

г) контент-анализа.

Тема 2. Образование как многоаспектный феномен

1. Понятие «образование» впервые упоминается в педагогических статьях в:

а) XVI в.;

б) XVII в.;

в) XVIII в.;

г) XIX в.

2. До середины XIX века понятие «образование» употреблялось как:

а) синоним воспитания;

б) синоним теории обучения;

в) родовое понятие по отношению к обучению;

г) видовое понятие по отношению к обучению.

3. Примат средств над целью, задач образования над смыслом составляет суть парадигмы образования:

а) «культурологической»;

б) «технократической»;

в) «педоцентристской»;

г) «социетарной».

4. Принципы государственного управления обществом выступают в качестве эталона парадигмы образования:

а) «культурологической»;

б) «технократической»;

в) «педоцентристской»;

г) «социетарной».

5. Критерием выделения теоретического и прикладного образования выступают:

а) тип и качество освоения научных понятий;

б) вид доминирующего содержания образования;

в) вид и мастерство освоения человеческой деятельности;

г) тип преобладания направленности содержания образования.

6. Модель образования, которая обеспечивает передачу-усвоение только таких культурных ценностей, которые позволяют молодому человеку безболезненно вписываться в существующие общественные структуры, называется:

а) моделью образования как государственно-ведомственной организации;

б) моделью развивающего образования;

в) традиционной моделью образования;

г) рационалистической моделью образования.

7. Представителями феноменологической модели образования являются:

а) Дж. Холт, П. Гудман;

б) А. Маслоу, К. Роджерс;

в) , ;

г) Д. Равич, Ж. Капель.

Тема 3. Понятие и сущность процесса обучения

Тема 4. Целостность процесса обучения

1. Специфически экспериментальный характер теории обучения придал:

а) ;

б) Дж. Дьюи;

в) ;

г) А. Дистервег.

2. Главным систематизирующим фактором в процессе обучения выступает:

а) метод обучения;

б) содержание образования;

в) форма обучения;

г) принцип обучения.

3. Впервые обучение разделил на учение и преподавание:

а) И. Песталоцци;

б) А. Дистервег;

в) ;

г) Ф. Фребель.

4. Если обучение рассматривается в единстве преподавания и учения, то это:

а) общепедагогический аспект;

б) дидактический аспект;

в) методический аспект;

г) психологический аспект.

5. Проблемы взаимосвязи обучения и развития относятся к исследованиям:

а) фундаментальным;

б) прикладным;

в) количественным;

г) функциональным.

6. Термин «воспитывающее обучение» в научный оборот ввел:

а) А. Дистервег;

б) ;

в) ;

г) .

7. Автором знаменитого высказывания «Ученик — это не сосуд, который нужно наполнить, а факел, который нужно зажечь» является:

а) Б. Паскаль;

б) ;

в) ;

г) .

8. Система обучения И. Гербарта базируется на теоретических достижения;

а) этики;

б) эстетики;

в) психологии;

г) этики и психологии.

9. Авторами теории содержательного обобщения являются:

а) , ;

б) , ;

в) , B. C. Лазарев;

г) , .

10. Автором теории оптимизации педагогического процесса выступает:

а) ;

б) ;

в) ;

г) .

11. Автором теории обучения младших школьников на повышенном уровне трудности является:

а) ;

б) ;

в) ;

г) .

12. Проблемы интенсификации обучения с позиций принципов обучения, основных аспектов учебной деятельности, построения педагогических систем изучаются в:

а) дидактическом подходе;

б) кибернетическом подходе;

в) психофизиологическом подходе;

г) системном подходе.

13. Разработка и применение методов активного обучения (деловых игр, aнализа конкретных ситуаций, разыгрывания ролей и т. п.) соответствуют ……….подходу к интенсификации обучения:

а) дидактическому;

б) кибернетическому;

в) психофизиологическому;

г) системному.

14. Программированное обучение соответствует подходу к интенсификации обучения:

а) дидактическому;

б) кибернетическому;

в) психофизиологическому;

г) системному.

15. Проблемы контроля за результатами обучения изучали:

а) ;

б) , СИ. Руновский;

в) ;

г) .

16. Целостную систему обучения во второй половине XIX века создал:

а) ;

б) ;

в) ;

г) .

17. Системное использование данных всех наук о человеке и их учет при построении и осуществлении педагогического процесса составляют суть:

а) личностного подхода;

б) системного подхода;

в) культурологического подхода;

г) антропологического подхода.

а) дидактический;

б) гносеологический;

в) психологический;

г) кибернетический.

а) гностический;

б) проектировочный;

в) конструктивный;

г) коммуникативный.

Тема 5. Педагогические технологии

1. Рассмотрение педагогических технологий как части педагогической науки соответствует аспекту их анализа:

а) научному;

б) процессуально-описательному;

в) описательно-действенному;

г) частнонаучному.

2. Рассмотрение педагогической технологии как синонима педагогической системы соответствует………….уровню использования понятия «педагогическая технология» в образовательной практике:

а) общепедагогическому;

б) частнометодическому;

в) локальному;

г) ни одному из вышеперечисленных.

3. Соответствие современных дидактических технологий требованиям возможности диагностического целеполагания, проектирования процесса обучения, поэтапной диагностики и т. п. характеризует такое ее качество, как:

а) концептуальность;

б) системность;

в) управляемость;

г) эффективность.

4. Общепедагогические, частнометодические и локальные (модульные) педагогические технологии выделяются по:

а) характеру содержания и структуры;

б) научной концепции;

в) философской основе;

г) уровню применения.

5. К педагогическим технологиям, построенным на основе эффективности организации и управления процессом обучения, относится:

а) проблемное обучение;

б) программированное обучение;

в) традиционное обучение;

г) игровые технологии.

6. На основе эффективности организации и управления процессом обучения созданы:

а) технологии обучения на основе конспектов опорных сигналов

б) групповые и коллективные способы обучения (,

в) вальдорфская педагогика;

г) укрупнение дидактических единиц.

7. Автором педагогической технологии укрупнения дидактических единиц (УДЕ) является:

а) ;

б) ;

в) ;

г) .

Тема 6. Принципы и закономерности обучения

1. Два взаимосвязанных принципа обучения и воспитания — природосообразности и культуросообразности — сформулировал и раскрыл:

а) ;

б) А. Дистервег;

в) ;

г) ф. фребель.

2. С точки зрения психологии одним из первых педагогические принципы обо­сновал:

а) ;

б) ;

в) И. Гербарт;

г) .

3. На достижение единства части и целого, элемента и структуры при овладе­нии содержанием изучаемого нацеливает принцип:

а) систематичности;

б) наглядности;

в) прочности;

г) научности.

4. Организацию педагогического процесса на основе новейших достижений психологии, педагогики, методику преподавания предполагает принцип:

а) систематичности;

б) доступности;

в) наглядности;

г) научности.

5. Взаимосвязь и взаимоотношения между восприятием и осмыслением, с од­ной стороны, и запоминанием, с другой, регулирует принцип:

а) системности;

б) наглядности;

в) прочности;

г) научности.

6. Характеристика изменения структуры процесса обучения в зависимости от возраста и уровня подготовки учащихся относится к группе закономерностей

а) структурных;

б) системных;

в) эволюционных;

г) исторических.

Тема 7. Содержание обучения

1. Определенные части содержания образования, несущие специфические функции в общем образовании, представлены на:

а) теоретическом уровне;

б) уровне учебного предмета;

в) уровне конкретных методик;

г) уровне отдельной темы.

2. Основные две теории школьного образования (теории материального и формального образования) пределились в:

а) в начале XVIII в.;

б) в середине XVIII в.;

в) в кoнцeXVIII-нaчaлeXIXв.;

г) в середине XIX в.

3. Основоположником теории формального образования является:

а) ;

б) Г. Спенсер;

в) ;

г) А. Дистервег.

а) теории материального образования;

б) теории дидактического формализма;

в) теории дидактического утилитаризма;

г) проблемно-комплексной теории.

5. Концепция «энциклопедиста» лежит в основе теории:

а) материального образования;

б) дидактического формализма;

в) дидактического прагматизма;

г) структурализма.

6. Преимущественно гуманитарное, «классическое» направление образования отстаивали представители теории:

а) материального образования;

б) дидактического формализма;

в) дидактического прагматизма;

г) структурализма.

7. Основу так называемого реального направления в школьном образовании составляет теория:

а) материального образования;

б) дидактического формализма;

в) дидактического прагматизма;

г) структурализма.

8. Узкий утилитаризм в образовании пропагандировали представители теории:

а) материального образования;

б) формального образования;

в) дидактического утилитаризма;

г) проблемно-комплексной теории.

9. Теория формального образования основывается на философии:

а) рационализма;

б) эмпиризма;

в) гуманизма;

г) экзистенциализма.

10. Основоположниками теории дидактического утилитаризма являются:

а) ;

б) И. Гербарт, Г. Спенсер;

в) Дж. Дьюи, Г. Кершенштейнер;

г) Б. Суходольский.

11. Умственное развитие считали главной задачей представители теории:

а) материального образования;

б) формального образования;

в) дидактического прагматизма;

г) структурализма.

12. Проблемы состава и уровней содержания образования относятся к исследованиям:

а) фундаментальным;

б) прикладным;

в) количественным;

г) функциональным.

13. Традиционное обучение является реализацией следующей теории организации содержания образования:

а) материального образования; . ‘

б) дидактического формализма;

в) дидактического утилитаризма;

г) проблемно-комплексной.

14. К идеям развивающего обучения наиболее близка следующая теория организации содержания образования:

а) материального образования;

б) дидактического формализма;

в) дидактического утилитаризма;

г) проблемно-комплексная.

15. Опыт творческой деятельности и эмоционально-ценностного отношения к миру и друг к другу был включен в состав содержания образования наряду со знаниями и навыками:

а) B. C. Ледневым;

б) , ;

в) ;

г) .

16. Содержательные исследования по проблеме школьного учебника проводились:

а) B. C. Ледневым;

б) , ;

в) , и др.;

г) , .

а) линейной;

б) концентрической;

в) спиральной;

г) смешанной.

а) линейной;

б) концентрической;

в) спиральной;

г) смешанной.

19. Для изучения педагогических и психологических наук наиболее приемлем способ структурирования содержания образования:

а) линейный;

б) концентрический;

в) спиральный;

г) смешанный.

Тема 8. Методы и средства обучения

1. Проблемы методов обучения относятся к исследованиям:

а) фундаментальным;

б) прикладным;

в) количественным;

г) функциональным.

2. Содержательно-процессуальную, или внутреннюю, сторону учебного про­цесса характеризует:

а) форма организации обучения;

б) метод обучения;

в) технические средства обучения;

г) все ответы неверны.

3. Замена устного слова письменным является сущностной характеристикой этапа «революции» в области методов обучения (по К. Керр):

а) первого;

б) второго;

в) третьего;

г) четвертого.

4. Выделены следующие методы обучения: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, исследовательский, проблемного изложения, эвристический в соответствии:

а) со спецификой усвоения различных видов содержания;

б) с функциями;

в) с источниками познания;

г) со структурой личности.

5. Классификацию методов обучения в зависимости от характера познавательной деятельности учащихся разработали:

а) , ;

б) , ;

в) , ;

г) .

6. Исследования по проблеме методов обучения проводились:

а) ;

б) ;

в) ;

г) , и др.

7. Бинарная классификация методов обучения разработана:

а) ;

б) ;

в) ;

г) .

8. Различные организационные формы процесса обучения изучали:

а) ;

б) X. Лийметс, и др.;

в) , ;

г) , .

9. Зависимость методов обучения от способа усвоения различных видов со­держания образования относится к группе……………..закономерностей:

а) структурных;

б) эволюционных;

в) функциональных;

г) системных.

10. Для развития мышления наиболее эффективен такой метод обучения, как:

а) лекция;

б) дискуссия;

в) иллюстрация;

г) лабораторный.

11. Умение выявлять, систематизировать и применять знания наиболее эффек­тивно формирует такой метод обучения, как:

а) познавательная игра;

б) демонстрация;

в) упражнение;

г) ситуационный.

12. Формированию теоретических знаний в наибольшей степени способствует такой метод обучения, как:

а) лекция;

б) демонстрация;

в) обучающий контроль;

г) практический.

13. Форма организации взаимного обучения в зарубежной педагогике наиболее известна как:

а) белл-ланкастерская система;

б) мангейская система;

в) бригадное обучение;

г) американский «план Трампа».

14. Разделение детей на сильных, средних и слабых в зависимости от их способностей и успеваемости составляет суть следующей системы обучения:

а) батавской;

б) мангейской;

в) индивидуализированной;

г) проектной.

15. «Проектная система обучения», или метод проектов (Уильям Килпатрик), раз­рабатывалась на основе теории:

а) материального образования;

б) дидактического прагматизма;

в) дидактического формализма;

г) структурализма.

16. В отечественной педагогике в 20-е гг. активно предпринимались попытки внедрения:

а) мангейской системы обучения;

б) дальтон-плана обучения;

в) системы индивидуализированного обучения;

г) батавской системы обучения.

17. Концепцию так называемого обучения «через совершение открытий» раз­работал:

а) Дж. Дьюи;

б) ;

в) Дж. Брунер;

г) А. Дистервег.

18. В зарубежной педагогике под дальтон-планом понимается:

а) система взаимного обучения;

б) бригадное обучение;

в) система индивидуализированного обучения;

г) «план Трампа».

19. Классно-урочная система обучения — это:

а) метод обучения;

б) организационная форма обучения;

в) средство обучения;

г) разновидность лекции.

20. Основы классно-урочной системы заложил:

а) ;

б) В. Ратке;

в) ;

г) .

21. Возможности современного урока в решении проблемы разностороннего развития учащихся исследовались:

а) ;

б) ;

в) СВ. Ивановым, ;

г) , .

22. Вопросы учебного оборудования и технических средств обучения изучались:

а) ;

б) ;

в) , ;

г) , .

23. Поэлементное и поэтапное выполнение предметных и речевых операций, необходимых для формирования соответствующих умственных действий и по­нятий, является одним из основных методов моделей обучения:

а) ассоциативных;

б) условно-рефлекторных;

в) операциональных;

г) знаковых.

Тема 9. Модели и типы обучения

1. Основные взаимосвязи различных психологических теорий научения с тео­ретическими моделями обучения выделил:

а) ;

б) ;

в) ;

г) И. Лингарт.

2. Модели обучения как управления процессом накопления и переработки чувственного опыта основываются на теориях научения:

а) ассоциативных;

б) условно-рефлекторных;

в) знаковых;

г) операциональных.

3. На каких психологических теориях научения построена прагматическая теория учения путем решения проблем:

а) ассоциативных;

б) условно-рефлекторных;

в) знаковых;

г) операциональных.

4. Учение об интериоризации является основой………. моделей обучения:

а) ассоциативных;

б) условно-рефлекторных;

в) знаковых;

г) операциональных.

5. «Школа памяти» часто характеризуется как обучение:

а) традиционное;

б) проблемное;

в) программированное;

г) инновационное.

6. В наибольшей степени учитываются данные психологии о тесной взаимосвязи процессов обучения (учения) и познания, исследования, мышления при обучении:

а) традиционном;

б) проблемном;

в) программированном;

г) объяснительно-иллюстративном.

7. Для проблемного обучения характерно то, что:

а) учащиеся усваивают знания в готовом виде, без раскрытия путей доказательства их истинности;

б) учебный материал изучается поэлементно в логической последователь­ности;

в) обучение направлено на самостоятельный поиск обучаемым новых понятий и способов действий;

г) оно позволяет в сжатые сроки в концентрированном виде вооружить учащихся знаниями основ наук.

а) традиционного;

б) проблемного;

в) программированного;

г) развивающего.

9. Такие целевые установки, как формирование основ научного мировоззрения, формирование системы знаний, умений и навыков, составляют сущность:

а) традиционного обучения;

б) проблемного обучения;

в) программированного обучения;

г) как проблемного, так и программированного обучения.

10. Процесс учения наилучшим образом моделирует процесс продуктивного мышления, центральным звеном которого является возможность открытия и творчества при:

а) традиционном обучении;

б) проблемном обучении;

в) программированном обучении;

г) объяснительно-иллюстративном обучении.

11. Теорию проблемного обучения в отечественной науке разрабатывал(а):

а) ;

б) ;

в) ;

г) ТВ. Кудрявцев.

12. Идея программированного обучения в американской педагогике была выдвинута в:

а) 1952 г.;

б) 1954 г.;

в) 1960 г.;

г) 1965 г.

13. В наименьшей мере применимо для формирования практических умений и навыков:

а) традиционное обучение;

б) проблемное обучение;

в) программированное обучение;

г) объяснительно-иллюстративное обучение.

14. Обеспечивает получение знаний, заложенных в алгоритме, но не позволяет получить новых знаний обучение:

а) традиционное;

б) проблемное;

в) программированное;

г) инновационное.

15. Идею программированного обучения выдвинул:

а) ;

б) ;

в) Дж. Дьюи;

г) .

16. Награждение учащихся за соответствующую переработку нужной информа­ции и успешное отыскание целесообразных действий, обеспечивающих успех, а также наказание за ошибочные действия и решения являются одними из ос­новных принципов моделей обучения:

а) ассоциативных;

б) условно-рефлекторных;

в) операциональных;

г) знаковых.

17. В основе программированного обучения лежит………. подход:

а) кибернетический;

б) деятельностный;

в) личностный;

г) системный;

18. Автором книги «Психологические основы программированного обучения» является:

а) ;

б) ;

в) ;

г) .

19. Теорию программированного обучения в отечественной психолого-педагогической науке разрабатывал(а):

а) ;

б) ;

в) ;

г) .

20. Программированное обучение наиболее популярным в отечественной на­уке и педагогической практике было:

а) в 60-е гг.;

б) в конце 50-начале 60-х гг.;

в) в конце 60-начале 70-х гг.;

г) в 80-е гг.

21. Наиболее адекватное и социально-педагогическим целям, и содержанию современного научного знания, и закономерностям познавательной деятельно­сти, и развитию обучаемых:

а) традиционное обучение;

б) проблемное обучение;

в) программированное обучение;

г) объяснительно-иллюстративное обучение.

22. В основе программированного обучения лежит дидактический принцип:

а) доступности;

б) последовательности;

в) сознательности;

г) активности и сознательности.

23. Для традиционалистского обучения характерно то, что:

а) учащиеся усваивают знания в готовом виде, без раскрытия путей доказательства их истинности;

б) учебный материал изучается поэлементно, в логической последовательности;

в) обучение направлено на самостоятельный поиск обучаемым новых понятий и способов действий;

г) оно вырабатывает основу рациональных умственных действий.

24. Концепция проблемного обучения разрабатывалась:

а) ;

б) , ;

в) , ;

г) , .

25. В зарубежной педагогике инициаторами углубленного изучения вопросов проблемного обучения и внедрения его в школьную практику выступают:

а) Дж. Дьюи;

б) В. Оконь, Ч. Куписевич;

в) А. Дистервег;

г) Л. Клингбьрг.

Тема 10. Системы развивающего обучения

1. Основы формирующего (обучающего) эксперимента как важного метода ре­шения проблем развивающего обучения разрабатывались в:

а) 20-е гг.;

б) 30-е гг.;

в) 30-50-е гг.;

г) 60-80-е гг.

2. К идеям развивающего обучения наиболее близка теория:

а) дидактического прагматизма;

б) дидактического формализма;

в) материального образования;

г) структурализма.

3. При изучении проблемы взаимосвязи обучения и развития основное вни­мание уделялось исследованию воздействия разных методов обучения:

а) , ;

б) , ;

в) , ;

г) , A. M. Матюшкиным.

4. Развивающий эффект обучения рассматривается главным образом посредством усовершенствования обучения в концепции:

а) ;

б) , ;

в) ;

г) -Меллер.

5. Формирование теоретического сознания и мышления, воспроизведение в учебной деятельности логики научного познания составляют суть целевых ус­тановок:

а) системы развивающего обучения -;

б) дидактической системы развивающего обучения ;

в) системы обучения на основе операциональной теории поэтапного формирования действий;

г) программированного обучения.

6. Кто выделил основные различия эмпирического и теоретического знания:

а) ;

б) ;

в) ;

г) ?

7. Высокое общее развитие учащихся, создание основы для всестороннего гармонического развития выступают в качестве основных целей:

а) системы развивающего обучения -;

б) дидактической системы развивающего обучения (ДС РО) ;

в) системы обучения на основе операциональной теории поэтапного формирования действий;

г) программированного обучения.

8. Прохождение материала более быстрым темпом, как принцип ДС РО , соответствует принципу традиционной системы обучения:

а) научности;

б) сознательности в обучении;

в) целенаправленности обучения;

г) доступности обучения.

9. Более высокий уровень трудности в дидактический системе развивающего обучения отражает принцип традиционной системы обу­чения:

а) научности;

в) индивидуализации;

б) доступности обучения;

г) активности и сознательности.

10. Роль в интеллектуальном развитии проблемного обучения изучали:

а) , ;

б) , ;

в) , A. M. Матюшкин;

г) , .

11. Понятие в системе развивающего обучения — формируется:

а) путем формально-эмпирического обобщения;

б) путем содержательно-теоретического обобщения;

в) индуктивным путем;

г) дедуктивным путем.

12. Моделирование и преобразование моделей является одним из важнейших учебных действий:

а) в традиционном обучении;

б) в дидактической системе развивающего обучения ;

в) в системе развивающего обучения -;

г) операциональной модели развивающего обучения ().

13. Обучение свою ведущую роль в умственном развитии осуществляет прежде всего через (по ):

а) содержание усваиваемых знаний;

б) методы обучения;

в) технические средства обучения;

г) организационные формы обучения.

14. Характер воздействия на интеллектуальное развитие разных методов обучения изучали:

а) , ;

б) , ;

в) , A. M. Матюшкин;

г) , .

15. Следующие характеристики ориентировочной основы действия: конкретная, неполная, составленная самостоятельно — типичны (по ) для типа учения:

а) первого;

в) третьего;

б) второго;

г) четвертого.

16. Традиционная (объяснительно-иллюстративная) система обучения является разновидностью типа учения.

а) первого;

б) второго;

в) третьего;

г) четвертого.

17. Наиболее плодотворным и обеспечивающим развивающий эффект являет­ся тип учения (по П. Гальперину):

а) первый;

б) второй;

в) третий;

г) четвертый.

18. Концепцию развивающего обучения по знаково-контекстному типу разрабатывает:

а) ;

б) ;

в) B. C. Лазарев;

г) .

Тема 11. Инновационные модели обучения

1. Предполагается полная реконструкция школы как образовательного учреждения при изменениях:

а) локальных;

б) модульных;

в) локально-модульных;

г) системных.

2. Внедрение в начальной школе дидактической системы развивающего обу­чения соответствует уровню изменений в системе обра­зования:

а) локальному;

б) модульному;

в) локально-модульному;

г) системному.

3. Важнейшей целью воспитания выступает соединение в сознании ребенка предметного мира и мыслительной деятельности в:

а) игровой технологии;

б) системе М. Монтессори;

в) «Школе завтрашнего дня»;

г) «Школе диалога культур».

4. Идея воспитывающей (культурно-развивающей, педагогической) среды яв­ляется особенностью содержания образования в системе:

а) «Экология и диалектика» ();

б) М. Монтессори;

в) «Школы завтрашнего дня»;

г) «Школы адаптирующей модели» ().

5. Одна из основных целей воспитания — это формирование Я-концепции ак­тивного предпринимателя, что составляет основу:

а) игровой технологии;

б) системы М. Монтессори;

в) «Школы завтрашнего дня»;

г) «Школы адаптирующей модели» ().

6. Технократический подход к личности превалирует в системе:

а) вальдорфской педагогики;

б) М. Монтессори;

в) «Школы завтрашнего дня»;

г) «Школы диалога культур».

7. Автором концепции «знаково-контекстного», или «контекстного», обучения является:

а) ;

б) ;

в) ПК. Лозанов;

г) .

8. Автором принципиально нового направления в педагогической психологии — суггестопедии, суггестологии — является:

а) ГА. Китайгородская;

б) ;

в) ;

г) .

№ тестовых заданий

Раздел I

Раздел II

Раздел III

Раздел IV

Раздел V

Раздел VI

Тема 1

Тема 2

Темы 3,4

Тема 5

Тема 6

Тема 7

Тема 8

Тема 9

Тема 10

Тема 11

Предмет и задачи теории обучения

Образование как многоаспектный феномен

Сущность процесса обучения

Педагогические технологии

Принципы и закономерности обучения

Содержание образования

Методы и средства обучения

Модели и типы обучения

Системы развивающего обучения

Инновационные модели обучения

б

в

а

а

б

б

в

г

б

а

б

в

б

а

б

б

в

б

в

в

а

в

б

б

в

б

б

г

б

г

г

б

б

в

б

б

б

в

а

б

а

в

б

г

б

б

в

б

г

б

б

в

б

д

а

б

в

б

а

в

г

в

б

а

в

б

б

а

б

б

г

в

б

б

в

в

б

в

в

б

г

а

б

в

б

а

б

б

б

б

б

в

б

б

б

б

а

в

б

б

г

б

в

а

в

б

а

в

в

б

в

б

в

в

в

б

в

б

в

а

в

б

Оригинал-макет и компьютерная верстка:

, ,

методисты отдела информационных технологий

Непреходящей общей инновацией, относящейся к педагогической системе в целом, является оптимизация учебно-воспитательного процесса. Разработку этой идеи возглавил в начале 70-х гг. академик Ю.К. Бабанский. Были достигнуты определенные результаты, которые и сегодня являются значимыми для отечественной педагогики и школы.

Оптимизация — процесс наилучшего варианта из множества возможных.

Под оптимизацией можно понимать и степень соответствия педагогической системы тем целям, для достижения которых она создана.

Решение задач оптимизации начинается с выбора критерия. Критерий оптимальности – это признак, на основании которого производится оценка возможных вариантов развития процесса и выбор наилучшего из них.

Критерии оптимальности процесса обучения (Ю.К. Бабанский): содержание, структура и логика функционирования его обеспечивают эффективное и качественное решение задач обучения, воспитания и развития школьников в соответствии с требованиями государственного стандарта на уровне максимальных учебных возможностей каждого школьника; достижение поставленных целей обеспечивается без превышения расходов времени, отведенных действующим планом для классных занятий, а также без превышения максимальных норм времени, установленных школьной и трудовой гигиеной для домашних занятий учащихся и учителей одновременно должно предупредить факты переутомления учителей и учащихся.

Методологической основой оптимизации является системный подход, который требует рассматривать все компоненты педагогического процесса в единстве закономерных взаимосвязей, опираться на общую теорию управления сложными динамическими системами.

Основные методологические требования оптимизации педагогической системы:

– целостный охват процедурой оптимизации всей системы;

– опора при выборе оптимального варианта на всю систему закономерностей учебно-воспитательного процесса;

– последовательный учет возможностей оптимизации всех компонентов системы;

– рассмотрение оптимизации как постоянно текущего инновационного процесса со все более высокими задачами и более совершенными технологиями их разрешения.

Основные способы оптимизации:

– комплексный подход как общее требование предотвращения односторонности в проектировании, планировании, внедрении мер практической деятельности, оценке результатов;

– конкретизация задач с учетом особенностей педагогической системы;

– выбор оптимального варианта содержания учебно-воспитательного процесса с помощью выделения главного, межпредметной и междунаправленческой координации, построения рациональной структуры содержания;

– выбор тех методов и форм учебно-воспитательного процесса, которые позволяют наиболее успешно решать поставленные задачи в установленное время;

– осуществление дифференцированного и индивидуального подходов к слабоуспевающим, наиболее подготовленным и всем другим обучаемым;

– рациональное сочетание управления и самоуправления учебно-воспитательной деятельностью, оперативное регулирование и корригирование ее течения. Постепенное превращение обучения в самообучение, а воспитания в самовоспитание;

– анализ результатов учебно-воспитательного процесса и затрат времени на их достижение по установленным критериям оптимальности и в соотношении «затраты – продукты».

21. Функции педагога

Педагог (учитель, преподаватель, наставник, мастер) – человек, имеющий специальную подготовку и профессионально занимающийся педагогической деятельностью.

Педагогическая функция – предписанное педагогу направление применения профессиональных знаний и умений.

Главными направлениями приложения педагогических усилий являются обучение, образование, воспитание, развитие и формирование учащихся.

Главная функция учителя – управление процессами обучения, воспитания, развития, формирования.

1. Педагогические функции, выполняемые учителями на подготовительном этапе каждого проекта (цикла) учебно-воспитательной деятельности.

Целеполагание. Цель представляет собой ключевой результат педагогической деятельности, она идеально предвосхищает и направляет движение общего труда учителя и его учеников к их общему же результату.

Диагностическая функция. Управление процессом обучения основывается прежде всего на знании учащихся. Без знания особенностей физического и психического развития школьников, уровня их умственной и нравственной воспитанности, условий классного и иного воспитания и т. д. нельзя осуществить ни правильной постановки цели, ни выбрать средства ее достижения. Педагог должен в совершенстве владеть прогностическими методами анализа педагогических ситуаций.

Прогностическая функция. Она выражается в умении учителя предвидеть результаты своей деятельности в имеющихся конкретных условиях и исходя из этого определить стратегию своей деятельности, оценить возможности получения педагогического продукта заданного количества и качества.

Проективная (проектировочная) функция заключается в конструировании модели предстоящей деятельности, выборе способов и средств, позволяющих в заданных условиях и в установленное время достичь цели, выделении конкретных этапов достижения цели, формировании для каждого из них частных задач, определении видов и форм оценки полученных результатов и т. д.

Функция планирования. Диагноз, прогноз, проект являются основанием для разработки плана учебно-воспитательной деятельности, составлением которого завершается подготовительный этап педагогического процесса.

2. На этапе реализации намерений учитель выполняет информационную, организационную, оценочную, контрольную и корректирующую функции.

Организационная (организаторская) деятельность учителя связана в основном с вовлечением учащихся в намеченную работу, сотрудничеством с ними в достижении намеченной цели.

Информационная функция. Педагог – главный источник информации для обучаемых.

Контрольная, оценочная и коррекционная функции, объединяемые иногда в одной, необходимы педагогу прежде всего для создания действенных стимулов, благодаря которым будет развиваться процесс, и в нем происходить намеченные изменения.

Собранная информация позволяет скорректировать протекание процесса, вводить действенные стимулы, использовать эффективные средства.

3. На завершающем этапе педагогического процесса учитель выполняет аналитическую функцию, главным содержанием которой является анализ завершенного дела.

Кроме своих непосредственных профессиональных функций, педагог выполняет функции общественные, гражданские, семейные.

22. Требования к учителю

Первое требование к профессиональному педагогу – наличие педагогических способностей, которые представляют собой качество личности, интегрированно выражающееся в склонностях к работе с детьми, любви к детям, получении удовольствия от общения с ними.

Главные группы способностей

Организаторские. Проявляются в умении учителя сплотить учащихся, занять их, разделить обязанности, спланировать работу, подвести итоги сделанному и т. д.

Дидактические. Конкретные умения подобрать и подготовить учебный материал, наглядность, оборудование, доступно, ясно, выразительно, убедительно и последовательно изложить учебный материал, стимулировать развитие познавательных интересов и духовных потребностей, повышать учебно-познавательную активность и т. п.

Перцептивные, проявляющиеся в умении проникать в душный мир воспитуемых, объективно оценивать их эмоциональное состояние, выявлять особенности психики.

Коммуникативные способности проявляются в умении устанавливать педагогически целесообразные отношения с учащимися, их родителями, коллегами, руководителями учебного заведения.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *