Погрузочно транспортные машины

Погрузочно-транспортные машины

ПОГРУЗОЧНО-ТРАНСПОРТНЫЕ МАШИНЫ шахтные (а. load-haul-dump machines; н. Bunkerlader, Fahrlader, Lade- und Transportfahrzeug; ф. chargeur-transporteur; и. maquina cargadora-transportadora) — служат для погрузки и перемещения отбитой горной массы при подземных горных работах. По конструктивному исполнению и принципу действия подразделяются на 2 группы: ковшового типа с погрузочно-транспортным ковшом (рис. 1) и бункерные с ковшовым погрузочным органом и аккумулирующим бункер-кузовом.

Широко применяются ковшовые погрузочно-транспортные машины, удельный вес бункерных погрузочно-транспортных машин незначителен и имеет тенденцию к дальнейшему снижению. Ковшовые погрузочно-транспортные машины как самостоятельный вид транспорта (при расстояниях до 400 м) или как погрузочный агрегат в комплексе с автосамосвалами соответствующей грузоподъёмности — наиболее перспективное средство механизации погрузки, доставки и транспорта горной массы при подземной добыче различных полезных ископаемых и проведении горных выработок. Основные достоинства; высокая мощность и производительность, мобильность при автономном приводе, способность преодолевать подъёмы до 20° (порожняком), значительные усилия внедрения ковша (до 450 кН), возможность одновременной работы в нескольких забоях.

В CCCP первая погрузочно-транспортная машина (модель ДК-2, 8Д грузоподъёмностью 8 т) испытана в 1968 на Ачисайском полиметаллическом комбинате; в 1985 разработаны 5 типоразмеров погрузочно-транспортных машин грузоподъёмностью 2-12 т (табл. 1). Машины ПД-3, ПД-5 выпускаются Воронежским заводом горно-обогатительного оборудования; машина ПД-8 — Донецким машиностроительным заводом имени 15 ЛКСМУ.

Основная особенность конструкции ковшовой погрузочно-транспортной машины — наличие ковшового рабочего органа нижнего черпания, фронтальной или боковой разгрузки, в котором горная масса транспортируется к месту разгрузки или перегрузки в другие транспортное средства. Разгрузка ковша производится опрокидыванием или (реже) выталкиванием с помощью плунжера. По основным параметрам (грузоподъёмность, масса и мощность привода) ковшовые погрузочно-транспортные машины можно разделить на лёгкие, средние, тяжёлые и сверхтяжёлые (табл. 2), по соответствующим габаритным размерам — на малогабаритные и крупногабаритные.

Реклама

Ковшовая погрузочно-транспортная машина состоит из шарнирно-сочленённого шасси на пневмоколёсном ходу с обоими ведущими мостами, силовой установки, ковшового погрузочного органа и кабины управления. На передней полураме шасси установлено навесное оборудование — погрузочный орган, состоящий из ковша, стрелы, рычажного механизма и силовых гидроцилиндров; на задней — силовая установка с системами обслуживания, трансмиссия, гидропривод погрузочного органа, рулевое управление, кабина.

Шарнирное сочленение полурам обеспечивает их поворот относительно друг друга на 40-45° в обе стороны с помощью гидроцилиндров. По типу привода ковшовые погрузочно-транспортные машины подразделяются на дизельные и электрические (с питанием по кабелю или от троллея, комбинированные – троллейно-кабельные, аккумуляторные); по исполнению — в рудничном нормальном или взрывобезопасном.

Малотоксичные дизельные двигатели с воздушным и (реже) водяным охлаждением снабжены комбинированной двухступенчатой (каталитической и жидкостной) системой очистки выхлопных газов. На электрической погрузочно-транспортной машине вместо дизеля установлены электродвигатель и питающее устройство — аккумуляторы, или кабель с барабаном, или токосъёмник. Трансмиссия погрузочно-транспортной машины обеспечивает автоматическое изменение тягового усилия и плавное переключение передач в зависимости от изменения сопротивления и нагрузки. Широко применяемая гидромеханическая трансмиссия состоит из гидротрансформатора и механической коробки передач с фрикционными муфтами переключения. Кабина машиниста расположена поперёк продольной оси машины в середине межколёсной базы. Разработаны системы дистанционного управления погрузочно-транспортной машиной по кабелю или радио.

Основные проблемы совершенствования ковшовых погрузочно-транспортных машин: повышение грузоподъёмности и мощности при сохранении габаритных размеров; улучшение ходовых качеств; изыскание нетоксичных типов привода; разработка эффективных систем газоочистки и стойких резиновых шин; создание комфортабельных и безопасных условий для водителя; применение дистанционного и программного управления работой машин.

Бункерные погрузочно-транспортные машины предназначены для погрузки мелкораздробленной горной массы и доставки её к месту разгрузки на расстояние не более 100 м в основном при проходке горно-подготовительных и нарезных выработок, когда по условиям вентиляции нельзя использовать более мощные дизельные ковшовые погрузочно-транспортные машины. Бункерная погрузочно-транспортная машина состоит из пневмоколёсного шасси с приводом от пневмодвигателей, ковшового рабочего органа нижнего черпания вместимостью 0,12-0,54 м3, самосвального бункер-кузова вместимостью 0,75-2,5 м3 и системы управления.

Ковшовые погрузочно-транспортные машины

Погрузочно-транспортные машины по конструктивному исполнению разделяют на два типа:

1. с совмещенным погрузочно-транспортным ковшом (тип ПД), с грузоподъемностью ковша 2; 3; 5; 8; и 12 т;

2. с ковшом и транспортным кузовом (тип ПТ), с грузоподъемностью кузова 2,5; 4; 6; 10; и 16 т.

Погрузочно-транспортные машины ПД предназначены для погрузки горной массы насыпной плотностью до 2 т/м3 в другое транспортное средство или доставки ее в ковше к месту погрузки по горным выработкам с предельным углом подъема 18° при ведении очистных и подготовительных работ в шахтах, не опасных по газу и пыли. Эти машины могут также использоваться и для выполнения различных вспомогательных работ.

Погрузочно-транспортные машины ПД представляют собой ковшовый погрузчик нижнего черпания на пневмошинном шасси, с дизельным или электрическим приводом.

Конструктивная схема шасси — шарнирно-сочлененная рама, состоящая из двух полурам: передней и задней. На передней полураме монтируется рабочий орган машины, а на задней — силовая установка, система управления и кабина водителя.

Полурамы соединены между собой вертикальным шарниром, и они могут поворачиваться в горизонтальной плоскости в обе стороны относительно друг друга. Такое исполнение шасси обеспечивает прохождение машин по закруглениям с малыми радиусами.

Чтобы машина касалась дороги всеми четырьмя колесами, в машине ПД8В ОАО «Донецк ГОРМАШ», кроме вертикального, имеется горизонтальный шарнир, обеспечивающий отклонение полурам относительно друг друга на 12°. Четырехколесное шасси имеет два ведущих моста. Передний полумост жестко закреплен на передней полураме и обеспечивает необходимую в процессе черпания жесткую связь между колесами моста при одинаковой частоте их вращения. Задний мост благодаря балансирующему креплению к полураме силовой установки обеспечивает за счет качания на 10—12° контакт всем колесам с почвой выработки. Поворот полурам относительно друг друга осуществляется гидроцилиндром механизма поворота.

Колеса ведущих мостов вращаются дизельным двигателем через гидромеханическую коробку передач, установленную на задней полураме. Двигатель с гидромеханической коробкой передач соединяется согласующим редуктором и карданным валом.

На машинах применены малотоксичный дизельный двигатель с водяным охлаждением и двухступенчатая комбинированная система нейтрализации выхлопных газов: первая ступень — каталитический нейтрализатор, вторая — жидкостный нейтрализатор (рабочая жидкость — вода).

Рабочий орган машин, размещенный на передней полураме, представляет собой ковш с шарнирно-рычажным механизмом, состоящим из стрелы, тяги и рычага. Привод рабочего органа — гидравлический, от гидронасосов, установленных на задней полураме. Он содержит два гидроцилиндра подъема — опускания стрелы и один гидроцилиндр опрокидывания ковша для всех машин ряда, кроме машины ПД8, для опрокидывания ковша которой установлены два гидроцилиндра.

Машины снабжены рабочими и стояночными тормозами. Стояночный тормоз может быть использован и как аварийный. Кабина водителя открытого типа, расположена на задней полураме.

Погрузочно-транспортные машины ПТ представляют собой погрузчик с ковшовым исполнительным органом нижнего черпания, (обеспечивающим заднюю разгрузку ковша) и транспортным кузовом на пневмошинном шасси, с пневматическим или реже с дизельным приводом.

Погрузочно-транспортная машина ПТ-4 УГМК РУДГОРМАШ (МПДН1) предназначена для механизации погрузки разрыхленной горной массы кусковатостью не более 400 мм и доставки ее к месту разгрузки на расстояние до 100 м при проходке горизонтальных выработок и камер сечением 2,8?2,5 м и более. Разгрузка горной массы может производиться как в рудоспуски, так и на почву выработки.

Рисунок 2. Погрузочно-транспортная машина ПТ-4.

Машина ПТ-4 с нижним захватом горной массы состоит из ходовой части 9, погрузочного ковша 1; кузова 5, системы управления, системы орошения.

Ходовая часть машины представляет собой самоходную тележку с четырьмя ведущими колесами на пневмошинах, обеспечивающими высокую проходимость, большое напорное усилие при внедрении ковша. Тележка состоит из несущей рамы, двух бортовых редукторов, цилиндра опрокидывания бункера и боковой подножки, на которой находится оператор во время работы машины.

Каждые два колеса, переднее и задние, кинематически соединены бортовым редуктором. Бортовая схема привода ходовой части дает возможность разворачивать машину практически на одном месте, путем вращения колес в разные стороны.

В корпусе бортового редуктора размещена пятиступенчатая, двусторонняя цилиндрическая передача. Остановка машины производится отключением пневмодвигателей, а торможение — противовключением.

Ковш закреплен на шарнирной рукояти и поднимается пластинчатой цепью от лебедки, привод которой осуществляется от поршневого пневмодвигателя через планетарный редуктор. Рессоры служат для амортизации ударов рукояти при разгрузки ковша в кузов. Управление машиной осуществляется посредством регулирования подачи сжатого воздуха к исполнительным механизмам.

Лекция 8 погрузочно-транспортные машины

Лекция 8 Погрузочно-транспортные машины

1. Общие сведения о погрузочно-транспортных машинах и области их применения.

2. Погрузочно-транспортные машины с грузонесущим ковшом

3. Самоходные транспортные машины.

1. Общие сведения о погрузочно-транспортных машинах и области их применения.

В горно-рудной промышленности Украины и за рубежом широко применяют погрузочно-транспортные машины. Погрузочно-транспортные машины комплексно выполняют операции погрузки, транспортирования и разгрузки горной породы, обеспечивая высокие технико-экономические показатели. Применение их особенно эффективно при работе в выработках большого сечения.

Погрузочно-транспортные машины классифицируют по следующим признакам: по принципу действия погрузочного органа – с верхним и нижним захватом; по типу грузонесущей емкости– с грузонесущими ковшом и бункером; по способу погрузки– с опрокидным кузовом, с донным конвейером; по исполнению ходовой части – пневмоколесное и гусеничное; по виду

Технические характеристики погрузочно-транслортных машин

Тип

ПД-З

ПД-5

ПД-8

ПТ-4

Грузоподъемность, т

Объем, м3:

кузова

1,5

ковша

1,5

2,5

0,2

основного

Площадь сечения выработок, м2

Рекомендуемое расстояние откатки, м

Радиус поворота по нагруженному колесу, мм..

Привод

Дизельный

Дизель-электрический

Дизельный

Габариты, мм:

длина

ширина

высота при транспортировке

2120 (2240)*

Масса, т

* Высота при погрузке.

Погрузочно-транспортные машины типа ПТ представляют собой механизм, погружающий горную массу в кузов, транспортируя ее по выработке и разгружая. Машины такого типа изготовляют на пневмо-колесном ходу с кузовами опрокидного типа или с донной разгрузкой. Приводом машин служат пневматические или дизельные двигатели. Машина такого типа (рис. 3.11) состоит из ковшового погрузочного органа 1 с нижним черпанием, пневмоколесного механизма передвижения 2, аккумулирующего кузова3 и системы управления 4. Ковш закреплен на шарнирной рукояти и поднимается пластинчатой цепью лебедки, привод которой осуществляется от поршневого пневмодвигателя через планетарный редуктор. Рессоры служат для амортизации ударов рукояти при разгрузке ковша в кузов 3. Кузов разгружается опрокидыванием назад от пневмоцилиндра, при этом одновременно откидывается задний борт. Четыре колеса механизма передвижения являются ведущими, благодаря чему обеспечиваются высокая проходимость, большое напорное усилие при внедрении ковша в горную массу. В машине применен бортовой привод от пневмодвигателей. Каждые два колеса, переднее и заднее, кинематически соединены бортовым редуктором. Благодаря такой конструкции механизма передвижения возможен разворот машины на месте путем вращения колес каждого борта в разные стороны. Остановка машины производится отключением пневмодвигателей, а торможение – противовключением.

Система управления включает в себя воздухораспределители для непосредственного управления исполнительным органом и механизмом передвижения машины, а также автомасленку для подачи смазки к потребителям сжатого воздуха.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *