Ошибки в употреблении предлогов

ошибки в употреблении предлогов

Теория задания 7

ЗАДАНИЕ: Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца. В 1ом столбце под буквами А) Б) В) Г) Д) даются примеры, во 2ом столбце под цифрами 1) 2) 3) 4) 5) 6) 7) даются обоснования грамматических ошибок.

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Как должен выглядеть ответ:

А Б В Г Д

1. неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом

o В задании с буквой ищем производные предлоги (обычно предложение начинается с них) и проверяем падеж существительного, стоящего после предлога. Все следующие предлоги сочетаются только с Дательным падежом существительного:

§ Согласно (кому? чему?)

§ Благодаря (кому? чему?)

§ Вопреки (кому? чему?)

§ Подобно (кому? чему?)

§ Наперекор (кому? чему?)

o Также в предложении могут быть предлоги, сочетающиеся с существительным в Родительном падеже:

§ в меру (чего?)

§ в течение (чего?)

§ в продолжение (чего?)

§ в силу (чего?)

§ в заключение (чего?)

§ в виде (чего?)

§ по причине (чего?)

§ наподобие (чего?)

o Например: Благодаря повышения уровня сервиса в фирменных магазинах стало больше покупателей.

2. нарушение связи между подлежащим и сказуемым

o Ищем в заданиях с буквой конструкцию «все, кто…», «те, кто…», «тот, кто…» и т.д., необходимо проверить согласование подлежащего и сказуемого (ед./мн. число) в главном и в придаточном предложениях.

§ Все, кто смотрел на него, не моглине заметить…

мн.ч ед.ч ед.ч. мн.ч.

o Например: Все, кто читал пушкинского «Бориса Годунова», помнит бродягу Варлаама.

ИЛИ

Все, кто читали пушкинского «Бориса Годунова», помнят бродягу Варлаама.

3. нарушение в построении предложения с несогласованным приложением

o В задании с буквой должны быть кавычки

o Например: Горячо любящим родную культуру предстаёт перед нами Д.С. Лихачёв в книге»Письмах о добром и прекрасном».

o Объяснение: приложение – это определение, выраженное существительным.

o Объяснение:

§ Если перед кавычками стоит родовое название (книга, газета, журнал, картина и т.д.), название в кавычках должно стоять в Им.п. Например, роман «Евгений Онегин»; картина «Осень»; песня «Дубинушка».

§ Если перед кавычками нет родового названия, название в кавычках склоняется. Например, в «Евгении Онегине»; в «Осени» Левитана; в «Дубинушке».

4. ошибка в построении предложения с однородными членами

o Если в предложении есть однородные члены предложения, соединенные союзом «и», после которых идет общее зависимое слово (слова), необходимо проверить, согласуется ли первый однородный член предложения с эти общим зависимым словом.

Например, в предложении «мы надеялись и верили в победу» первый однородный член предложения «надеялись» не согласуется с «в победу», поэтому в данном предложении есть грамматическая ошибка.

o в качестве однородных членов предложения не могут быть использованы слова разных частей речи

Например, «я люблю рисовать и живопись»

o Если в предложении однородные члены связаны двойными союзами «не только – но и», «как – так и», «если не – то», необходимо проверить, стоят ли однородные члены предложения непосредственно после этих союзов. Например, в предложении «Мы ждали не только Машу, но и Ваню» союзы стоят правильно. Если мы поменяем место одного из них: «Мы не толькождали Машу, но и Ваню», в предложении появится грамматическая ошибка.

5. нарушение однородности понятий

o в качестве однородных членов предложения не могут быть использованы слова разных частей речи

Например, «я люблю рисовать и живопись»

6. нарушение однородности синтаксических элементов

o Недопустимо нарушать однородность синтаксических элементов предложения. Не могут выступать в качестве однородных синтаксических элементов причастный оборот и придаточная часть сложноподчиненного предложения.

o Например, в предложении «Иван, учившийся в 9 классе и который принял участие в конкурсе, …» допущена ошибка.

7. неправильное построение предложения с деепричастным оборотом

o Задание с буквой начинается с деепричастного оборота

o Например: Получив начальное домашнее образование в Москве, Радищева зачислили в петербургский Пажеский корпус.

o Деепричастия отвечают на вопросы: что делая? что сделав?

o Объяснение: деепричастие выражает добавочное действие при основном действии, выраженном глаголом. Лицо, совершающее оба действия, должно быть одно и то же. В предложении действие «зачислили» совершают «они, какие-то люди» (неопределенно-личное предложение), а действие «получив» совершает Радищев.

o Объяснение: деепричастный оборот чаще всего нельзя использовать вместе с безличными предложениями, кроме тех случаев, когда действие выражено словами «можно, нельзя»

8. нарушение в построении предложения с причастным оборотом

o Ищем в заданиях с буквой причастный оборот

o Причастие отвечает на вопросы: что делающий? что сделавший? что сделанный?

o Примеры причастий: работающий, сомневающегося, приехавшему, написанного и т.д.

o Например: Одному из героев романа, ищущим смысл жизни, открывается путь к внутренней свободе.

o Объяснение: Если в предложении есть причастие, его форма (окончание) должна быть согласована с определяемым существительным. Для этого задаем от определяемого слова вопрос к причастию. Например, «было много ребят, (каких?) приехавшИХ в лес». Окончание причастия должно совпадать с окончанием вопроса к нему.

9. неправильное построение предложения с косвенной речью

o Нельзя смешивать прямую и косвенную речь. Недопустимо использовать в придаточной части предложения в косвенной речи местоимения «Я, МЫ, ТЫ, ВЫ».

o Например, «Дима признался, чтоя сегодня не готов к уроку».

10. Ошибки, связанные с нарушением порядка слов в простом предложении

Вид ошибки Пример
1) Подлежащее занимает место, не соответствующее закреплённому общепринятому порядку. О проблемах гуманизма и милосердия в своей статье рассуждает автор.
2) Дополнение находится в отрыве от слова, которое им управляет. Мы не можем согласиться в его отношении к проблеме с автором.
3) Определение находится в отрыве от определяемого слова. Величественное и красивое его поразило здание театра, расположенного справа.
4) Обстоятельство занимает место, не соответствующее общепринятому порядку. В Ленинград он возвратился позже, после войны, из госпиталя.
5) Ошибочное местоположение предлога. Через часа два спор закончился (часа через два)
6) Ошибочное местоположение составного союза. Так как вчера и сегодня эта проблема остаётся важной.
7) Ошибочное местоположение частицы бы. Он хотел полететь бы в космос или бы стать путешественником.

11. Ошибки в употреблении предлогов

Вид ошибки Пример
1) Смешение предлогов из и с (со) в и на от и с через и из-за Когда он приехал с деревни в город, то многому удивился. Вернувшись со школы, он сразу сел за уроки. Солдаты, принимавшие участие на войне, вернулись к мирной жизни. Настоящий героизм проявился при боях за Москву. От утра до вечера он трудился в своей редакции. Он чуть не погиб через предательство друга.
2) Отсутствие предлога. Нельзя не приклоняться его героизмом.
3) Наличие ненужного предлога. Автор описывает о событиях послевоенного времени.

КЛАССИФИКАЦИЯ ГРАММАТИЧЕСКИХ ОШИБОК:

1. неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом

2. неправильное употребление падежной формы существительного

3. нарушение связи между подлежащим и сказуемым

4. нарушение в построении предложения с несогласованным приложением

5. ошибка в построении предложения с однородными членами

6. нарушение однородности понятий

7. нарушение однородности синтаксических элементов

8. неправильное построение предложения с деепричастным оборотом

9. нарушение в построении предложения с причастным оборотом

10. неправильное построение предложения с косвенной речью

11. нарушение порядка слов в простом предложении

ошибки в употреблении предлогов

Трудности в употреблении предлогов

В официальной и неофициальной, письменной и устной речи в русском языке многое различается. Вот, например, при синонимическом употреблении предлогов типа- с помощью- при помощи второй вариант конкретизирует действующее лицо и чаще употребляется в письменных формах делового и научного стилей речи; с целью – в целях первый вариант чаще употребляется при инфинитиве , второй- при отглагольном существительном, преимущественно в деловой речи ( с целью выяснить- в целях выяснения).

Сочетания глаголов речи, мысли с предлогами про, насчет имеет разговорный характер ( про поездку – насчет поездки); с предлогами касательно, в отношении – книжный характер ( касательно поездки).

Осторожно надо употреблять в роли предлогов сочетания в деле, в области, в силу, за счет, со стороны, по линии в и др. Это штампы, использование которых может искажать смысл высказывания.

Сочетание предлогов за – в значении «свыше», «больше» с существительными, называющими явления или качества, поддающиеся количественному измерению, характерны для разговорной речи ( ей за сорок, рублей за тысячу) и неуместны в официальных текстах.

Обратите внимание на частые ошибки в употреблении предлогов и их сочетании с определенными падежами. Чаще всего встречаются нарушения речевой нормы при употреблении предлога о : Об этом указала газета еще в прошлом году ( нужно: указала на это); Читатель просит объяснить о роли литературы ( нужно: объяснить роль литературы) ; Докладчик отмечал о том, что успеваемость стала лучше ( нужно: отмечал, что…).

Широко распространенное в настоящее время употребление предлога по вместо других предлогов отличает недостаточно культурную речь: Делегация получила ответы по интересующим ее вопросам ( вместо: на вопросы); Мы получили отклик химика по этому изделию ( вместо: на это изделие). Учтите, что неправильно также использовать предлог по вместо предлога из-за: Нельзя допускать простоя машин по техническим неполадкам ( правильно: из-за технических неполадок)

Обратите внимание, что предлог для указывает на цель действия и не может быть заменен в речи предлогом по : В школе много делается по художественному воспитанию детей ( правильно: для художественного воспитания)

Предлог благодаря обычно указывает на причину, которая способствует осуществлению чего- либо ( в отличие от предлога из-за, который указывает на причину, мешающую сделать что-либо), например: выздоровел благодаря заботам матери, спасся благодаря своей находчивости и т.п. Нелепыми выглядят предложения : Благодаря пожару фирма понесла большие убытки.

При использовании различных предлогов, выражающих причинные отношения ( ввиду, вследствие, в силу, в связи, из-за, по причине, благодаря и др.), необходимо учитывать свойственные им смысловые оттенки. Так, обычно мы говорим ввиду предстоящего отъезда,, но: предоставить отпуск вследствие болезни.

Необходимо помнить, что предлоги согласно, благодаря, вопреки употребляются с существительными в дательном падеже: согласно договору ( не договора), вопреки требованиям ( не требования) согласно статье( не статьи), благодаря труду ( не труда).

Сочетать эти предлоги с формой родительного падежа нельзя.

Следует помнить, что предлог исключая обычно употребляется с винительным падежом: На Чукотке, исключая незначительную часть северного побережья, медведей нет.

Проверь себя. Найди ошибки в употреблении предлогов; исправь предложения, если в них ошибки.

1. Требуются водители для перегона автомашин из г. Гороховец до г. Тамбова.

2. Благодаря современного вмешательства специалистов положение в ферме было исправлено.

3. Предоставить Серегиной внеочередной отпуск согласно личного заявления.

4. Комиссия установила, что в цеху мало что делается по предупреждению брака.

5. Главный агроном предупрежден об ответственности по контролю и организации работ на отделении.

Упражнения к разделу

1. Выпишите слова женского рода: Тюль, иваси, тушь, неженка, мозоль, глупышка, вуаль, бра, табель, кенгуру.

2. Образуйте родительный падеж множественного числа данных существительных: Носки, апельсины, баклажаны, очки, туфли, дела, сходни, простыни, гольфы, манжеты, ведомости, яблоки.

3. Исправь ошибки в образовании степеней сравнения прилагательных: Это самый новейший проект. В комнате теперь более светлее. Марианская впадина самое глубочайшее место в океане.

4. Исправь ошибки в приведенных предложениях: У обоих моих сестер удивительно красивая внешность. Обе маленькие девочки вышли на прогулку.

5. Согласуйте подлежащее и сказуемое: Большинство учеников хорошо сдал… выпускные экзамены. На концерте выступил… 21 певица. За моей тележкой четверка быков тащил… другую. Ряд новых домов стоял… в конце деревни.

6. Найдите в приведенных предложениях нарушения норм русского литературного языка, запишите правильный вариант, определите тип ошибки. 1. В то утро бабушка запекла в русской печи пышные, румяные хлеба. 2. Трудно иметь дело с человеком, когда знаешь, что он настоящая ханжа. 3. Владельцы участков вносят в казну города земельный залог.

4. Согласно распоряжения директора срок представления отчета истекает первого марта. 5. Два инфаркта подорвало его здоровье. 6. Существует немало произведений, посвященных теме любви, в мировой литературе.

7. Я хотел бы отметить, к чему приводит неосторожность детей и подростков, катаясь на льду, хотя лед еще некрепкий. 8. Рецензия о прочитанной книге должна быть сдана на следующей неделе.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *