Бальзак гобсек анализ

Изучение новеллы Оноре де Бальзака «Гобсек». Художественное совершенство произведения писателя – реалиста. Бальзак – знаток человеческой души.

Курс профессиональной переподготовки «Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации»
Курс повышения квалификации «Основы туризма и гостеприимства»
Курс профессиональной переподготовки «Организация и предоставление туристских услуг»
Курс повышения квалификации «Организация практики студентов в соответствии с требованиями ФГОС юридических направлений подготовки»
Курс повышения квалификации «Маркетинг в организации, как средство привлечения новых клиентов»
Курс повышения квалификации «Деловой русский язык»
Курс профессиональной переподготовки «Организация маркетинга в туризме»
Курс повышения квалификации «Финансы предприятия: актуальные аспекты в оценке стоимости бизнеса»
Курс профессиональной переподготовки «Русский язык как иностранный: теория и методика преподавания в образовательной организации»
Курс повышения квалификации «Специфика преподавания русского языка как иностранного»
Курс повышения квалификации «Методы и инструменты современного моделирования»
Курс профессиональной переподготовки «Эксплуатация и обслуживание общего имущества многоквартирного дома»
Курс профессиональной переподготовки «Гостиничный менеджмент: организация управления текущей деятельностью»
Курс профессиональной переподготовки «Осуществление и координация продаж»

Уже сама композиция повести настраивает на восприятие описываемых событий как наблюдений, отрывков из большого эпического полотна, охватывающего жизнь сотен людей, с которыми произошло множество разнообразных историй. Повествование ведётся по принципу «рассказ в рассказе» и ведется от лица наблюдателя, второстепенного участника событий – стряпчего Дервиля. Финал обрамляющего рассказа – истории любви Камиллы де Гранлье и Эрнеста де Ресто – остается открытым, и даже рассказ Дервиля о Гобсеке не имеет ни начала, ни конца: прошлое ростовщика окутано многозначительным туманом, а о судьбе его фантастических богатств не говорится вообще ничего.
У Гобсека свое законченное и во многом верное понимание
современного ему общества. «Повсюду даст бой между бедняком и богачом, и он неизбежен» .
Но из этого верного исходного положения у Гобсека,
тот же циничный вывод: «Поэтому лучше стать эксплуататором,
чем чтобы эксплуатировали тебя» . Он считает, что убеждения, нравственность – пустые слова.
Только личный интерес! Столько одна ценность – золото.
Остальное изменчиво и преходяще.
Векселя, которые держит Гобсек, по которым он получает деньги, ведут его к разным, совершенно чужим для него людям. Так, он попадает в роскошный особняк графов де Ресто. Он рассказывает об этом посещении Дервилю, а Дервиль – госпоже де Гранлье, ее пожилому родственнику и
ее дочери. На рассказе этом сохраняется двойной отпечаток: ехидной иронии Гобсека и человеческой мягкости Дервиля.
Какой контраст: сухой, желчный старик в полдень в будуаре едва проснувшейся после ночного бала великосветской красавицы.
В окружающей ее роскоши всюду следы вчерашней ночи, усталости, небрежности. Острый взор Гобсека постигает и еще нечто: сквозь эту роскошь проглядывает нищета и, скалит острые свои зубы,
И в облике самой графини Анастази де Ресто – растерянность,
смятение, страх. И все-таки, сколько в ней не только красоты, но и силы!
Гобсек, даже Гобсек, с восхищением на нее посмотрел
Она вынуждена принимать ростовщика в своем будуаре, униженно просить его об отсрочке. А тут еще и муж приходит весьма некстати.
С наслаждением видит Гобсек, что он держит в своих руках ее позорную тайну. Она его раба. «Это один из моих поставщиков» , – вынуждена графиня солгать мужу. Она потихоньку сует Гобсеку что подвернулось из драгоценностей, чтобы только его спровадить.

«Гобсек», художественный анализ повести Оноре де Бальзака

Написанная Оноре де Бальзаком в январе 1830 года повесть «Гобсек» входит в цикл сочинений «Человеческая комедия» и относится к «Сценам из частной жизни». Главными действующими лицами в ней являются старый ростовщик Гобсек, стряпчий Дервиль и графское семейство де Ресто.

Основная тема произведения – страсть. Она исследуется в повести на двух уровнях: с одной стороны, Гобсек изучает человеческие страсти (любовь к богатству, власти, женщинам, эгоистическое себялюбие и т.п.), с другой, сам Бальзак исследует натуру старого ростовщика и показывает нам, что даже под личиной умудрённого жизнью человека может скрываться одна всепоглощающая и всё разрушающая страсть – тяга к золоту, к накоплению, к постоянному обогащению.

История жизни Жана Эстера ван Гобсека, сына еврейки и голландца, преподносится читателю через рассказ стряпчего Дервиля, решившего обнадёжить молодую девушку Камиллу де Гранлье относительно блестящего положения её любимого графа Эрнеста де Ресто.

Дервиль познакомился с Гобсеком в бытность свою студентом. Старому ростовщику в то время было 76 лет. Рассказ в салоне виконтессы де Гранлье Дервиль ведёт спустя несколько дней после смерти 89-летнего Гобсека.

Тринадцать лет знакомства позволили стряпчему подружиться и проникнуть в тайны души непреклонного ростовщика, внушающего ужас всему Парижу. Первое впечатление от Гобсека (кстати, этот персонаж носит говорящую фамилию: в переводе с французского, «Гобсек» — это «Живоглот») создаётся красочным описанием его внешности, каждая черта которой метафорически соотносится с богатством, старостью или хитростью.

Лицо старого ростовщика своей «желтоватой бледностью», похожей на «цвет серебра, с которого слезла позолота», напоминает Дервилю «лунный лик». Глаза Гобсека – «маленькие и жёлтые, словно у хорька», нос – длинный с острым кончиком, губы – тонкие, «как у алхимиков», черты лица – «неподвижные, бесстрастные, казались отлитыми из бронзы». Когда ростовщик приподнимает истрёпанный картуз, то взору открывается «полоска голого черепа, жёлтого, как старый мрамор». «Все его действия были размеренны, как движения маятника. Это был какой-то человек-автомат, которого заводили ежедневно». В первое время Дервиль не мог даже сказать, сколько лет Гобсеку, так как последний выглядел то ли до времени состарившимся, то ли хорошо сохранившимся на веки вечные.

Художественное пространство, в котором существует парижский ростовщик, под стать его расчётливой и холодной натуре. Вещи в его комнате отличаются потёртостью и опрятностью, а огонь в камине даже зимой не разгорается на полную мощность. Комната Гобсека находится в сыром доме без двора, с окнами, выходящими на улицу. Она ничем не отличается от остальных помещений здания, каждое из которых своим устройством напоминает Дервилю монашескую келью.

Чувство довольства прошедшим днём и внутреннюю радость в Гобсеке можно было заметить только по потиранию рук и изменению положения морщин на лице. Бывший в юности юнгой и изведавший массу опасностей, в старости ростовщик достиг состояния своеобразной мудрости: он сделал свой вывод о жизни и стал жить в соответствии с ним. Существование, по мнению, Гобсека – «только привычка к излюбленной среде». Нравственные правила – различны у разных народов, внутренние страсти – губительны для людей и только инстинкт самосохранения – единственное, что ценно в жизни. Прочно же стоять на ногах в мире, погружённом в тщеславную суету, можно лишь с помощью золота. Оно даёт всё – богатство, власть, положение, благосклонность женщин. Страсти же лучше всего изучать и извлекать из них прибыль. Две последних вещи – главное развлечение Гобсека.

К своим клиентам ростовщик относится как к средству наживы. По другому воспринимать порочных людей Гобсек не может. Участие в нём вызывают только простые, честные, трудолюбивые личности – такие, как белошвейка Фанни Мальво. При этом помогает Гобсек только тем, кто может с процентами вернуть взятые у него деньги. В Дервиле ростовщика подкупает его молодость (Гобсек считает, что до тридцати лет люди ещё сохраняют свой резерв честности и благородства), знания (Гобсек пользуется его советами), трезвый рассудок, желание работать и умение чётко выражать свои мысли, не играя на чувствах, а рассуждая логически.

Участие в наследственных делах графской семьи де Ресто Гобсек объясняет просто: он согласился помочь несчастному отцу потому, что тот доверился ему «без всяких хитростей». Жена графа де Ресто, красавица Анастази день за днём проматывала состояние семьи, спуская его на молодого любовника Максима де Трая, и с этим нужно было что-то делать. Художественный образ героини лишён однозначности: она – и несчастная женщина, поддавшаяся любовной страсти, и изменившая жена (младшие дети Анастази не от мужа), и ни перед чем не останавливающаяся скряга, стремящаяся к богатству, и, возможно, хорошая мать, одинаково желающая добра всем детям.

При всей своей рассудочности Гобсек на пороге смерти сталкивается один на один со своей индивидуальной страстью – он умирает, не оставив после себя завещания (устное, данное на словах Дервилю – не в счёт), в доме, под завязку забитом гниющими деликатесами, деньгами и последней полученной им кучкой золота, спрятанной по немощи в каминной золе.

  • Краткое содержание повести Оноре де Бальзака «Гобсек»
  • Сочинение по повести Оноре де Бальзака «Гобсек»
  • Разрушительная власть золота в романе «Гобсек» Оноре де Бальзака
  • «Гобсек», подробный пересказ повести Бальзака
  • «Шагреневая кожа», анализ романа Оноре де Бальзака
  • «Отец Горио», художественный анализ романа Оноре де Бальзака
  • «Тридцатилетняя женщина», краткое содержание по главам романа Бальзака
  • «Человеческая комедия», сочинение
  • «Шагреневая кожа», краткое содержание по главам романа Оноре де Бальзака
  • «Отец Горио», краткое содержание романа Бальзака
  • «Евгения Гранде», художественный анализ романа Бальзака
  • «Тридцатилетняя женщина», художественный анализ романа Оноре де Бальзака
  • «Евгения Гранде», краткое содержание романа Бальзака
  • «Утраченные иллюзии», художественный анализ романа Оноре де Бальзака
  • «Утраченные иллюзии», краткое содержание по главам романа Оноре де Бальзака

По произведению: «Гобсек»

По писателю: Бальзак Оноре де

8. Особенности композиции повести о. Бальзака «Гобсек». Трак­товка «вечного образа» скупого.

Позже Бальзак снова обратится к повести «Опасности беспутства», чтобы переработать ее, углубить ее смысл и дать ей новое название: «Папаша Гобсек» (1835), а позднее, в 1842 году, – просто «Гобсек».

Произведение имеет своеобразную композицию – рассказ в рассказе. Повествование ведется от лица адвоката Дервиля. Такая форма повествования позволяет автору создать определенной «угол зрения» на события. Дервиль не только рассказывает об отдельных эпизодах из жизни Гобсека и семьи де Ресто, но и дает всему происходящему оценку.

Подход к изображению окружающей жизни в «Гобсеке» становится более аналитичным, так как основывается прежде всего на исследовании средствами искусства явлений реальной жизни, и его выводы относительно общества в целом вытекают из этого анализа.

Художник показывает упадок и разложение старой французской аристократии, (Максим де Трай, семья Ресто). Де Трай показан как обычный альфонс, человек без чести и без совести, не стесняющийся наживаться за счет любящей его женщины и собственных детей. «У тебя в жилах вместо крови – грязь»,– презрительно бросает в лицо Максиму де Трай ростовщик. Граф Ресто гораздо более симпатичен, но и в нем автор подчеркивает такую непривлекательную черту как слабость характера. Он любит явно недостойную его женщину, и, не пережив ее измены, заболевает и умирает.

Граф де Ресто для Госбека – один из тех французских аристократов, закат которых писатель наблюдал с глубоким сожалением, воспринимая его как национальную трагедию. Но, будучи писателем – реалистом, Бальзак, даже жалея героя, показал обреченность старого дворянства, его неумение отстоять свои права, капитуляцию под натиском буржуазных отношений. Драматично появление торжествующего Гобсека в разоренном и опустевшем доме графа де Ресто: этосами деньги врываются как полновластный хозяин в покои старого дворянского особняка.

Главный герой повести миллионер-ростовщик – один из властителей новой Франции. Личность сильная, исключительная, Гобсек внутренне противоречив. «В нем живут два существа: скряга и философ, подлое существо и возвышенное», – говорит о нем адвокат Дервиль, от имени которого ведется повествование.

Ростовщичество – главная сфера практической деятельности Гобсека. Отдавая деньги в долг под большие проценты, он фактически грабит своих «подопечных», пользуясь их крайней нуждой и полной зависимостью от него. Ростовщик считает себя «властителем жизни», так как внушает страх своим должникам – богатым расточителям. Упиваясь властью над ними, он с вожделением ждет, когда наступит срок напомнить прожигателям жизни, что пора расплачиваться за наслаждения, полученные с помощью его денег. Он считает себя олицетворением карающей судьбы. «Я появляюсь как возмездие, как укор совести» – этой мыслью он упивается, ступая грязными башмаками по роскошным коврам аристократической гостиной. Педантичный и бездушный («человек-автомат», «человек-вексель»), Гобсек для Бальзака – живое воплощение той хищнической силы, которая настойчиво пробивается к власти. Гобсек открывает, что главным двигателем, определяющим общественную жизнь в этом мире, являются деньги. Следовательно, тот, кто владеет золотом, управляет миром.»Что такое жизнь, как не машина, которую приводят в движение деньги? (…) Золото – вот духовная сущность всего нынешнего общества», – так формулирует свои представления о мире «мыслящий» ростовщик.

Символична смерть Гобсека в его каморке: груды товаров и съестных припасов, которые испортились, покрылись плесенью или уже гниют, золотые и серебряные монеты, прикрытые каминной золой, – вот все, что осталось от человека, ставшего жертвой золота. Этот образ типичен в соответствии с бальзаковским пониманием типа. Гобсек в описании Бальзака – воплощение беспощадного стяжательства, олицетворение безжалостной и всемогущей власти денег, под власть которых попадает все современное общество. «В моих глазах он превратился в фантастический образ: я увидел в нем олицетворение власти золота», – говорит Бальзак словами адвоката Дервиля, выражающего авторскую точку зрения.

Стилистические особенности прозы Оноре де Бальзак в новелле «Гобсек»

Cобытия, составляющие фабулу, практически всегда имеют определенный социальный адрес: персонажи, как правило, приурочены к какой-то группе, являются носителями каких-то социальных статусов, причем последние чаще всего прямо названы в тексте. Социальное пространство — это тот круг, к которому принадлежит большинство персонажей и в котором развертывается действие. В произведениях малых форм может быть одно социальное пространство, но в романе их обычно бывает несколько.

Композиция – это построение художественного произведения, расположение его частей в определенной системе и последовательности. Однако композицию нельзя рассматривать лишь как структуру произведения, как последовательность глав, сцен. В силу того, что основным средством художественного изображения жизни является образ, композиция подчиняется наиболее полному раскрытию и яркой обрисовке образов, выведенных в произведении. В свою очередь, система образов строится на основе строгого подчинения законам композиции и определяется этими законами. При анализе художественного произведения следует исходить из взаимодействия системы образов и композиции, из их единства. Принципы группировки образов и средства их раскрытия – это и есть композиционные принципы. Композицию художественного произведения определяет не только соразмерность его частей и целого, но и способы соединения образов, совокупность всех средств их раскрытия. По определению К. А. Долинина: «композиция – это внутренняя организация, целостная система определенных форм (или способов) художественного изображения» .

В свою очередь, система образов строится на основе строгого подчинения законам композиции и определяется этими законами.

1.3. Реализм в творчестве О. де Бальзака

Язык реализма приближен к реальному разговорному языку, использует диалектизмы и жаргонизмы, упрощает синтаксис. Говоря о языковом своеобразии литературного произведения, необходимо отметить, что в основе социально жанровых окрасок лежит – нормативность (возвышенная, книжная) и ненормативность (просторечная, жаргонная) окраска языка. Эмоциональная и социально-жанровая окраски являются самостоятельными компонентами стилистического значения слова. Любая языковая единица может быть определена как потенциально эмоциональная или потенциально неэмоциональная, а уже потом – как носитель положительной или отрицательной эмоциональной окраски. К. А. Долинин отметил: «Слова стилистически окрашенные – книжные или фамильярные, хвалебные или унизительные, воспринимаются такими только по отношению к стилистически не окрашенным, нейтральным. Нейтральные составляют норму, на фоне которой воспринимаются отклонения» . С помощью нейтральной, стилистически неокрашенной лексики тяжело охарактеризовать героя психологически и социально, так как подобная лексика лишена эмоциональной окраски, экспрессии, эмоциональных и социальных оценок. Можно констатировать, что эмоциональная оценочность как компонент мысли толкает на употребление образного выражения, которое более выпукло охарактеризует персонаж, сделает его более правдоподобным (детали портрета, профессиональные навыки, языковые характеристики, позволяющие детерминировать персонаж социально и психологически), что и является конечной целью литературы реализма.

Говоря о стиле, нельзя обойти молчанием такое основополагающее понятие, как образность речи – особая стилестическая черта, которая получает наиболее полное выражение в языке художественной литературы. По выражению А. Моруа: «Попадая в художественный контекст, слово включается в сложную образную систему произведения и неизменно выполняет эстетическую функцию» .

Слова, употребленные в переносном значении с целью создания образа, называются тропами. Тропы придают наглядность изображению тех или иных предметов, явлений. Для стилистической оценки тропов важна их органичность в тексте, обусловленность их содержанием произведения, эстетическими задачами автора. К наиболее широко распространенным тропам можно отнести эпитеты, сравнения, метафоры, метонимии, гиперболы. При помощи этих средств писатель имеет возможность выделить те или иные признаки или стороны предметов (лиц), которые представляются важными при данных определенных обстоятельствах.

Метафора – это перенос значения с одного предмета на другой на основании их сходства. Среди других тропов метафора занимает главное место, она позволяет создать емкий образ, основанный на ярких, зачастую неожиданных, смелых ассоциациях. Эпитетом называется образное определение предмета или действия. Большинство эпитетов характеризуют предметы, но есть и такие, которые образно описывают действия. Сравнением называется сопоставление одного предмета с другим с целью художественного описания первого. Метонимия – это перенос названия с одного предмета на другой на основании их смежности. Возможны самые различные ассоциации по смежности: название места употребляется для обозначения людей, которые там находятся.

Однако, нужно отметить, что в выражении стиля участвуют не только коннотативно окрашенные языковые средства, но и так называемые нейтральные.

Выводы по первому разделу:

Реализм стал господствующим направлением в литературе в XIX веке, как результат общекультурных изменений, охвативших все сферы сознания, повлиявших на мировосприятие людей XIX в. и совершивший переворот в культуре. Реалистический метод в литературе порождается революционными тенденциями, осознанной людьми необходимостью «взглянуть трезвыми глазами на свое жизненное положение и свои взаимные отношения» . Один из основных критериев реализма – верность действительности, стремление к непосредственной достоверности изображения. Именно это стремление к простоте и правдивому отражению окружающего мира и объясняет тот факт, что язык реализма приближен к реальному разговорному языку, использует диалектизмы, профессионализмы.

Язык – сложная разноуровневая система. Важное место в этой системе занимает стилистический уровень. Индивидуальный стиль писателя связан с эстетическими идеалами, присущими данному периоду развития художественной литературы, является отражением уровня развития литературного языка. Поэтому индивидуальный стиль Бальзака являлcя гениальным выражением ведущей реалистической тенденции во французской литературе, имевшей глубокие связи с общим революционным подъемом во Франции .Живые и непосредственные связи реалистического метода Бальзака с социальной действительностью очень ярко обнаруживаются не только в гениальной «Человеческой комедии», но и во всем наследии Бальзака.

Глубокий анализ социальных противоречий в общественной жизни Франции неизбежно подводил Бальзака к реалистическому художественному изображению действительности.

РАЗДЕЛ 2

ГОБСЕК — ФРЕСКА СОВРЕМЕННОЙ ЖИЗНИ

2.1. Проблематика новеллы «Гобсек», особенности композиции.

Новелла “Гобсек” – одно из первых произведений Бальзака – реалиста. Она написана в 1830 году и входит в «Сцены частной жизни» «Человеческой комедии». Первоначально повесть была разделена на главы: «Ростовщик», «Адвокат» и «Смерть мужа». Это деление соответствует основным тематическим эпизодам, из которых состоит произведение: история ростовщика Гобсека, годы ученичества и начало карьеры стряпчего Дервиля, любовная драма Анастази де Ресто, которая во многом привела к преждевременной смерти ее мужа.

Автор сразу определяет социальное пространство новеллы: это противопоставление закрытого клуба парижских ростовщиков, в который входил Гобсек, людей, держащих в своих руках все нити общественной жизни: «… разве власть и наслаждение не представляют собой сущности вашего нового общественного строя? Таких как я в Париже человек десять, мы властители ваших судеб» и великосветского общества. Бальзак играет на контрасте: мишурный блеск аристократических домов, где «на медвежьей шкуре, разостланной у бронзовых львов, поддерживающих кровать красного дерева, блестел атлас» еще ярче подчеркивает убогость жилища Гобсека: «…зимою в камине у него чуть тлели головни, прикрытые горкой золы, никогда не разгораясь пламенем. По утрам он сам себе варил кофе на железной печурке, стоявшей в закопченном углу камина» .

Новелла начинается с экспозиции: рассказ ведется от лица автора, описывающего один из зимних вечеров 1829-1830 гг. в салоне виконтессы де Гранлье. Разговор заходит о молодом графе де Ресто, которому собираются отказать от дома из-за испорченной репутации его матери. В разговор вмешивается Дервиль и рассказывает историю, которая должна изменить взгляд на положение дел в семье молодого графа. Следующая часть произведения – рассказ Дервиля, который содержит повесть Гобсека. Таким образом, Дервиль в своем рассказе возвращается во времена своей молодости, когда он познакомился с Гобсеком. Дервиль, будучи достаточно близким знакомым Гобсека, оказался помимо своей воли втянут в семейную драму графов де Ресто, послужившую поводом для скандала в великосветском парижском обществе. Заканчивается новелла в том же парижском салоне. Бальзак использует два вида композиции: кольцевую (экспозиция и эпилог закольцованы салоном виконтессы де Гранлье) и ретроспективную – «рассказ в рассказе» (рассказ второстепенного участника событий, стряпчего Дервиля о Гобсеке). Таким образом, основная часть новеллы выводит на первый план главное действующее лицо – Гобсека.

Такая сложная композиция предназначена для более полного и глубокого раскрытия образа главного героя произведения – Гобсека. Уже сама композиция новеллы настраивает читателя на восприятие описываемых событий как наблюдений, отрывков из большого эпического полотна, охватывающего жизнь сотен людей, с которыми произошло множество разнообразных историй.

В новелле «Гобсек» появляются первые сквозные герои Бальзака (Растиньяк, Бьяншон, Дервиль и др.), которые прошли через дальнейшие его повести и романы. Они, повторяясь в различных контекстах, обрастая дополнительными характеристиками, существует уже как бы «над текстом», связывая в памяти читателей различные произведения одного и того же автора, создавая, таким образом, иллюзию достоверности происходящего. Это литературные «типы» («деловой» человек, честолюбивый покоритель столицы).

2.2. Образ главного героя – Гобсека

Несмотря на то, что история начинается в аристократическом салоне, наполненном его парижскими завсегдатаями, главным действующим лицом своего произведения Бальзак, безусловно, считает безвестного буржуа, ростовщика Гобсека как типичного представителя нарождающегося класса капиталистов, которому суждено сыграть решающую роль в европейской жизни. Итак, главный герой новеллы – старый ростовщик, который наживается на том, что дает заем под проценты. Одна из важнейших составляющих образа старого ростовщика – его портрет, в котором доминируют черты безжизненности и бесцветности: «Волосы у моего ростовщика были совершенно прямые, всегда аккуратно причесанные и с сильной проседью, пепельно-серые» . Рассказчик чаще всего подчеркивает сходство Гобсека с неживыми предметами, механизмами, теми существами, в ком дыхание жизни едва заметно, или с хищниками. Лицо Гобсека Дервиль называет «лунным ликом» , поскольку его желтоватый цвет «напоминал цвет серебра, с которого слезла позолота» .

Еще одна любопытная черта образа загадочного ростовщика – он не просто лишен признаков пола и каких-либо человеческих черт, он еще и как будто существует вне времени: «Возраст его был загадкой: я никогда не мог понять, состарился ли он до времени или же хорошо сохранился и останется моложавым на веки вечные» . О. де Бальзак дал исчерпывающую его характеристику: «В желтых морщинах его старческого лица можно было вычитать ужасающие тайны: и растоптанную ногами любовь, и фальшь мнимого богатства, утраченного, обретенного, судьбы разных людей, жестокие испытания и восторги торжествующего хищника – все вошло в портрет этого человека. Все на нем запечатлелось» .

Портрет ростовщика является лишь физической оболочкой, позволяющей разглядеть его сложную внутреннюю жизнь. Гобсек – сложная, многогранная и противоречивая личность. Гобсек верит в безграничную силу и власть золота. Он заявляет: «Золото – вот духовная ценность нынешнего общества» . Главное, что отличает Гобсека от других героев, это внутреннее чувство превосходства, возможность быть независимым. Гобсек без стеснения заявляет Дервилю: «Я появляюсь как возмездие, как укор совести… Я люблю пачкать грязными башмаками ковры у богатых людей – не из мелкого самолюбия, а чтобы дать почувствовать когтистую лапу Неотвратимости» . Возникает ощущение, будто Гобсек считает себя орудием Провидения, своеобразным мечом в руках Судьбы. Однако тут же выясняется, что он метит гораздо выше: «Я владею миром, не утомляя себя, а мир не имеет надо мною ни малейшей власти» ,– утверждает Гобсек и в подтверждение этому описывает свои взаимоотношения с теми, кто оказался в его власти: «Разве не любопытно заглянуть в самые сокровенные изгибы человеческого сердца? Разве не любопытно проникнуть в чужую жизнь и увидеть ее без прикрас, во всей неприкрытой наготе? У меня взор, как у Господа Бога: я читаю в сердцах. От меня ничто не укроется» . Это уже очень напоминает соперничество с Творцом.

Многочисленные сравнения с дипломатами, мыслителями и политическими деятелями разных эпох позволяют Бальзаку значительно расширить масштабы осмысления своего героя, рассмотреть феномен его личности не на фоне жизни современной ему Франции эпохи Реставрации, а в контексте развития мировой культуры и истории. Гобсек сравнивается с Талейраном, блестящим и тонким дипломатом, умным, циничным и беспринципным политиком, для которого не существовали такие понятия, как порядочность и верность, который был готов предать и растоптать ближайших друзей для достижения собственной выгоды.

Само имя Гобсек переводится как «Живоглот», обрубленное и резкое, метафора, описывающая человека твердого, неуступчивого, жадного, лишенного всего живого и человеческого. Он скуп во всем, даже на движение: «Его жизнь протекала, порождая не более шума, чем песок в старинного вида часах» . Описанный Бальзаком в реалистической манере, перед читателями возникает типичный романтический герой, живущий в мире абсолютных величин: власть над ближним, блеск золота, затмевающий все человеческое: «Золото – вот духовная сущность всего нынешнего общества» , не случайно Гобсек относится к людям как к вещам: «Я достаточно богат, чтобы покупать совесть человеческую. Это ли не власть?» . Его можно сравнить с Мефистофелем Гете, покупающим человеческие души в обмен на мирские наслаждения. Ничего удивительного нет в том, что образ ростовщика строится писателем одновременно по реалистическим и романтическим канонам.

Художественные особенности повести Бальзака «Гобсек»

Оноре де Бальзак был мастером художественной детали — и это подтверждало его приверженность к направлению реализма в литературе. Такая художественная особенность примечательна и в его повести «Гобсек». При создании образа главного героя автор использует большую палитру определений, которые показывают нам психологическую сложность характера Гобсека. А гротеск помогает автору добиться особой выразительности образа, в котором отобразился синтез реализма и романтизма. Таким образом, о Гобсеке мы читаем следующее: человек-автомат, человек-вексель, ненасытный удав и т.д. Даже сама фамилия главного героя – Гобсек – «говорящая» и означает «живоглот».
Художественная деталь важна при анализе портретной характеристики героев повести. Вначале писатель подает общую информацию о герое, но потом читатель находит дополнительные детали-штрихи к их портретам – и они главные в понимании их образов. Например, о Гобсеке на протяжении всей повести говорится так: «высохший старикашка», «желтый, как старый мрамор», «пискливый голос»… Все определения уточняют образ героя, выделяя поочередно его черты характера. Главная черта характера Гобсека – это скупость, возникшая в результате жажды накопления богатства. А жажда возникла из-за желания иметь власть над другими людьми.
Яркой художественной деталью является акцент на «удивительном, необыкновенном взгляде» ростовщика. Ведь глаза – это зеркало души. И что же мы видим в зеркале Гобсека? Мы видим бесстрастность, металлический холод, вызванные одной страстью – золотом.

Чтобы добиться реалистичности, Бальзак много времени уделяет описанию быта героев. Окружающая людей обстановка может лучше раскрыть их сущность, характер. Особенно выделяются в повести два описания: жилища ростовщика и спальни графини.
В комнате Гобсека стояла дорогая мебель, заграждающая все собой, были вещи из серебра, дорогие вазы и книги – все это было в беспорядке. А в кладовой уже гнили паштеты, устрицы, рыба; стояли ящики с сахаром, кофе и т.д.
В спальне графине пахло духами, на медвежьей шкуре лежали атласные, небрежно скинуты туфли. Везде беспорядочно лежали цветы, бриллианты, перчатки – принадлежности, нужные женщине для бала. По всему было заметно, что за ширмой этой роскоши уже притаилась нищета.
Два описания созданы на контрасте и показывают два мира: один непомерный мир богатства, превратившийся в самоцель; а другой – мир разорительной страсти к роскоши.
Мир Гобсека и мир графини, как внешний, так и внутренний потерпит крах из-за порочности. Гобсек разрушает себя жаждой бессмысленного накопления богатства, а графиня де Ресто – глупой жаждой жить в роскоши.
Оноре де Бальзак верен в своих художественных деталях и достигает удивительной выразительности образов, которая бывает только у великих художников. Это подтверждается финальным штрихом портрета Гобсека: «Голландец, который достоин кисти Рембрандта».

Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Анализ сцены смерти Гобсека (по повести Бальзака «Гобсек»)
  • Можно ли оставаться человеком, имея деньги? (по повести Бальзака «Гобсек»)
  • Что главное в жизни человека: материальное или духовное? (по повести Бальзака «Гобсек»)
  • Какие мысли Гобсека вы считаете актуальными сегодня? (по повести Бальзака «Гобсек»)
  • Художественная разработка образа Гобсека в повести О. де Бальзака «Гобсек»: портрет, обстановка, жизненная философия, ростовщическая практика, страсть к наживе.

    Главный герой повести – Гобсек – пожилой человек, живет в одиночестве, практически ни с кем не общается, из дома выходит исключительно по делу. Единственный человек, интересный Гобсеку, — молодой стряпчий Дервиль. Старик видел в нем умного собеседника, верного друга, делового товарища и просто хорошего человека. Юноша, в свою очередь, общаясь со стариком, набирался опыта, просил совета и рекомендаций. Кроме того, Дервиль частенько анализировал характер собеседника и пришел к мысли, что в Гобсеке живут два существа: скряга и философ, существо подлое и возвышенное.

    В случае с Анастази де Ресто поведение Гобсека (с психологической точки зрения) осмысливается не так однозначно. Старый ростовщик видит красавицу. Вместе с тем будуар графини убеждает его в том, что эта женщина несчастная. Увидев Максима де Трай, любовника графини, Гобсек понял намного больше: “Я прочитал на его лице будущее графини. Этот красивый белокурый красавчик, холодный, бездушный картежник, разорит себя, разорит ее, разорит ее мужа, разорит детей, проиграет их наследство да и в других салонах наделает больше опустошений, чем целая гаубичная батарея во вражеском полку”. Поведение графини, которая приносит к нему ценные бриллианты, убеждает нас в “точности диагноза”, который ставит Гобсек, а вот поведение старика ростовщика кажется странным и нуждается в осмыслении.

    Предложение Гобсека сохранить деньги графа для его детей — единое, что может помочь этому мужчине выдержать жестокий удар судьбы. Комбинация, вследствие которой Гобсек становится формальным властителем имущества и денег графа де Ресто, рассчитанна на то, что в свое время деть графа получат все это назад.

    Тем не менее Анастази де Ресто уничтожила документы, которые бы заставляли Гобсека сделать это, поэтому старый ростовщик стал полноправным властителем незаурядных денег и имущества. Но есть завещание умершего Гобсека, где старый ростовщик не только не присвоил себе достаток графа де Ресто, он сделал так, что он значительно увеличился, — безупречно честно выполнил свои обязательства.

    Фанни Мальва оказала сильное приятное впечатление на старого ростовщика, который был настроен к ней довольно сурово, поскольку воображал женщину, которая подписала вексель, “хорошенькой вертихвосткой”, которую нужно подвергнуть наказанию за такое отношение к жизни. Увидев же Фанни Мальву, он “с первого взгляда понял все”. Он сразу же понял, что это порядочный и моральный человек, поэтому, как говорит Гобсек, он “был почти растроганный”.

    Образ Гобсека в повести Бальзака «Гобсек»

    Французский писатель-реалист Оноре де Бальзак считал, что в произведении должно быть больше живых подробностей, бытовых деталей, так как изображение обыденности придает образам и явлениям правдивости. Бальзак – автор эпичного цикла произведений «Человеческая комедия», куда входит и знаменитая повесть «Гобсек».
    Главный герой – богатый ростовщик, который считает, что при помощи денег можно управлять людьми. Он находил клиентов в крайней нужде и давал им деньги под огромный процент. Таким образом герой накопил целое состояние. Однако Гобсек продолжал жить скромно, экономил каждую копейку. Ним овладела безумная страсть к накоплению, и вместе с ней появилась подозрительность к людям. Гобсек притворялся бедным стариком, чтобы никто не ограбил его. Однажды он стал заложником сразу двух своих страстей. Герой выронил золотую монетку, но не признал, что она принадлежит ему. Несмотря на жадность к деньгам, он не смог раскрыть себя другим жильцам дома.
    Образ Гобсека не однозначный. В нем словно уживаются скряга и философ. Он не просто берет с клиентов проценты, а наслаждается моментами слабости жалких людей, которые попадают к нему в зависимость. Гобсек создает собственную теорию безграничной власти золота над разумом человека. Он уверен, что тот, кто владеет золотом – владеет миром. И все же, Гобсек – не злонравная личность, потому что умеет видеть не только плохие, но и хорошие качества в других. Старик ловко подмечает детали в поведении и даже движениях своих клиентов, знает, когда они боятся, пытаются отстрочить выплату денег. Но Гобсек не умолим, и все векселя собирает без просрочки, самостоятельно бегая «на своих тонких ножках» по домам своих должников.

    Однако этот «человек-автомат» знает, что такое дружба, хоть и понимает ее в меру своих убеждений. Когда Дервиль, единственный компаньон ростовщика, просит занять ему денег, тот отказывает, объясняя тем, что деньги губят дружбу: должник чувствует себя обязанным, а кредитор ждет свой процент. Зная себя, Гобсек не хочет иметь «золотую» власть над другом. Человечность Гобсека проявляется и в его отношении к швее Фанни Мальво. Он восхищается благородностью бедной девушки.
    Гобсек – хороший аналитик, хотя его выводы и предвзяты. Наблюдая за людьми, он понимает, что единственный постоянный двигатель в мире – это золото. Одно оно, по его мнению, неизменно – а значит, чтобы добиться власти, нужно владеть золотом.
    Зачем Гобсеку неограниченная власть над другими? Ответ скрывается в пережитых событиях в молодости. Тогда герой был совсем другим, не циничным реалистом, а отчаянным романтиком. Но предательство и несчастная любовь сделали его сердце черствым. Теперь понятно, почему единственным другом, который не предаст, он называл деньги.
    Оноре де Бальзак показывает в образе главного героя то, как культ золота калечит души людей. Ведь Гобсек имел большую внутреннюю силу, но выбрал путь бездушной машины по стяжательству денег, превратившись из человека-философа в полуавтомат.

  • Образ Дервиля в повести Бальзака «Гобсек»
  • Гобсек в начале и конце повести Бальзака «Гобсек»
  • В чем проявился реализм писателя при создании образа Гобсека?
  • История написания повести Бальзака «Гобсек»
  • Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *