Непроизвольная регуляция

Уровни регуляции поведения

1234

Лекция 43. Понятие воли в психологии.

Уровни регуляции поведения. Непроизвольная регуляция. Произвольная регуляция. Определение воли. Простой и сложный волевой акт. Общие характеристики воли. Наиболее существенные признаки волевого акта. Развитие волевой регуляции. Волевые свойства личности.

Методические рекомендации к изучению темы:

Для решения проблемы воли важно ответить на два вопроса – «Что или кто является источником психической активности человека» и «Как воля соотносится с другими психическими процессами».

По первому вопросу в истории психологии встречаются различные токи зрения.

Высказывалось мнение, что воля человека есть проявление напряженной духовной субстанции (первоначально об этом писал Р.Декарт), в дальнейшем эти идеи развивали теологические концепции. Воля также рассматривалась как проявление внутренних сил человека (Б.Спиноза, Г.Гоббс), что согласуется с принципом самоорганизации. В. Вундт выводил волю из аффектов, другие авторы выводят волю из потребностей и мотивов или связывают ее с личностью в целом, а потребностям отводят лишь роль инициатора импульсивного поведения.

По второму вопросу также много мнений. Традиционно волю рассматривают в триединстве с познавательными и эмоциональными свойствами: «познание — чувство-воля». В последнее время высказывается мнение что воля – это более сложное явление — это способность личности к управлению своими мотивами-целями, состояниями, действиями, мыслями, она является их производной. В ряде случаев воля противопоставляется сознанию – с помощью сознания человек постигает явления объективной действительности, с помощью воли – освобождается от плена актуальной потребности. В.И.Селиванов считает, что воля должна соотноситься со всем сознанием в целом, а не его отдельными частями.

В ХХ веке в психологии понятие воли было оттеснено на периферию, и оно не входило в число основных понятий. За рубежом в 1930-е годы велись интенсивные теоретические и экспериментальные исследования, затем интерес резко снизился. В учебниках по психологии даже отсутствовала глава, посвященная воле. Сейчас происходит возрождение исследований воли.

Относительно воли следует помнить, что данное понятие введено, потому что существуют реальные психические явления волевой регуляции поведения, а задача психологии – найти тот или иной механизм (или механизмы), который обеспечивает волевую регуляцию.

Воля изучается и другими науками, так проблема свободы воли, ответственности – это предмет и юридических наук, и философии, и физиологии.

При изучении темы необходимо разобраться в том, чем произвольная регуляция поведения отличается от волевой регуляции. Следует обратить внимание на то, в чем состоит проблема воли в психологии.

Уровни регуляции поведения

Непроизвольная регуляция:

Непроизвольные действия совершаются в результате возникновения неосознаваемых или недостаточно отчетливо осознаваемых побуждений (влечений, установок и т.д.). Они имеют импульсивный характер, лишены четкого плана. Примером непроизвольных действий могут служить поступки людей в состоянии аффекта (изумления, страха, восторга, гнева) . К этому уровню регуляции относятся:

Ø допсихические непроизвольные реакции;

Ø образная регуляция (сенсорная и перцептивная).

Произвольная регуляция

Произвольные действия предполагают осознание цели, предварительное представление операций, которые могут обеспечить ее достижение, их очередность. Все производимые действия, совершаемые сознательно и имеющие цель, названы так, поскольку они производны от воли человека. К этому уровню регуляции относятся:

Ø речемыслительный уровень регулирования;

Ø волевое регулирование.

Как регулятор психической деятельности и поведения воля выполняет 2 основные функции:

* побудительную;

* тормозную.

Традиционная трактовка воли Современная трактовка воли
воля трактуется как процесс реализации детерминирующей тенденции, как преодоление препятствий осуществляется системный подход к анализу воли , подчеркивается его функциональный характер
понятие воли связывалось, прежде всего, с волевым актом введено более общее понятие — «произвольное управление». Волевая регуляция и произвольное управление – понятия не тождественные, они соотносятся как целое и часть. Управление – это осуществление воздействий по достижению заранее поставленной цели. Термину управление соответствует термин — произвольная регуляция Регулирование – это механизм стабилизации системы в случае отклонения. Термину управление соответствует термин воля.

Определение воли

Воля – способность к сознательной саморегуляции и самоорганизации поведения, она присуща только человеку. Воля заключается в умении выбирать значимые цели и направлять физические и психические усилия на их достижение.

Значимость целей определяется учетом социальных факторов, а интенсивность и длительность прилагаемых усилий зависят от трудности осуществления целей.

Воля как высший уровень произвольной регуляции деятельности обеспечивает преодоление трудностей при достижении цели. Наличие препятствий и преград необходимое условие волевой регуляции. Необходимость волевой регуляции детерминирована:

Ø трудными ситуациями «внешнего мира»

Ø сложностью противоречивого внутреннего мира человека.

Это приводит к тому, что преграды бывают:

Ø внешние (время, пространство, противодействие людей, физические свойства вещей);

Ø внутренние (отношения, установки, болезненные состояния, усталость).

Отражаясь в сознании, они требуют определенного волевого усилия, для создания необходимого тонуса.

Л. М. Веккер считает, что волевое регулирование начинается там, где имеется как минимум двухуровневая иерархия программ деятельности, где необходимо соотнести уровни этих программ и выбрать среди них тот уровень, который отвечает критериям интеллектуальной, эмоционально – нравственной и общесоциальной ценности.

И. М. Сеченов писал, что воля – это деятельная сторона разума и моральных чувств.

Произвольность и опосредствованность мотивации человека. Саморегуляция и самодетерминация. Воля. Структура волевого процесса

⇐ ПредыдущаяСтр 65 из 71

Специфика человеческой мотивации

История развития понятия

Саморегуляция – М.Я. Басов

Произвольная и непроизвольная регуляция

Воля как ВПФ –Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, механизмы регуляции, уровни развития, функции воли

Волевой акт по С.Л. Рубинштейну

Представления о воле Д.Н. Узнадзе

Теория В.А.Иванникова

«Теория Рубикона»Х. Хекхаузена, Ю. Куля и П. Головитцера

Самодетерминация –теория Десси и Райана

Специфика человеческой мотивации:

  • Предметы потребностей – продуктами общественного производства
  • Отвечает нуждам общества
  • Разнообразна, исторична, изменчива
  • В онтогенезе развивается в результате специально направленных формирующих воздействий – воспитания.
  • Опосредствована интеллектом, речью, сознанием
  • Осуществляется с помощью волевых процессов
  • Устойчива, надситуативна, автономна от состояний организма.
  • Полимотивированность деятельности человека.
  • Иерархическая соподчиненность мотивов.
  • Взаимозаменяемость мотивов

Мотивация человека формируется прижизненно в зависимости от социальных условий и воспитания.

Саморегуляция.М.Я. Басов понимал волю как психический механизм, через который личность регулирует свои психические функции. Волевое усилие определяется как субъективное выражение регулятивной волевой функции. Воля лишена способности порождать мыслительные или иные действия, но она их регулирует, обнаруживаясь во внимании.

Воля – это одна из сторон сознания личности.

Непроизвольна регуляция – это форма регуляции активности, которая осуществляется без сознательного контроля.

Произвольная регуляция:

· характеризуется осознанностью,

· следовательно – опосредована мышлением и речью;

· характеризуется наличием цели и мотивации.

· Осознается также программа действий, хотя действия могут осознаваться или нет(автоматизация).

· Если встречается препятствие, то происходит осознание деятельности, и в таком случае вступает в действие собственно волевая регуляция, процесс деавтоматизируется.

Собственно волевая регуляция – это высший уровень регуляции деятельности и поведения личности.

Произвольность и надситуативность – основополагающие принципы волевого поведения.

Произвольность – источник деятельности в субъекте, активность.

Л.С. Выготский

Воля как ВПФ:

— системна: задействованы эмоции, мотивация, мышление, воображение, внимание, память .

— социальна по происхождению.

— осознана по способу функционирования.

Воля – средство/механизм личности отстаивать свои ценности, выступая при необходимости против потребностей организма и субъекта природной деятельности, а также потребностей социальной выгоды.

Основные механизмы волевой регуляции(А.Н. Леонтьев):

  1. Намеренное изменение смысла действия
  2. Развития сфера личностных потребностей (долг, честь, ответственность), см. ниже.

Функции воли:

§ Селективная – выбор мотивов и целей при их конфликте;

§ Инициирующая – восполнение дефицита побуждения к действию при отсутствии достаточной мотивации;

§ Стабилизирующая – поддержание выбранного уровня выполнения действия при помехах.

§ Произвольная регуляция действий и психических процессов.

Необходимость волевой регуляции появляется в тех случаях, когда:

1. Принятое по социальной необходимости или собственным ценностным установкам действие не связано с актуально переживаемой потребностью и тем самым не имеет достаточного побуждения;

2. Осуществление действия сталкивается с факторами, снижающими или делающими невозможными создание и поддержание необходимого побуждения;

3. Необходимо воздержаться от действия, связанного с актуально переживаемой, но социально не одобряемой в данной ситуации потребностью.

Три ступени развития волевой регуляции:

1. Произвольные процессы на основе потребностного побуждения (произвольные моменты в поведении животных);

2. Произвольные процессы, формируемые на основе сознательного отражения необходимости и возможности такой регуляции с помощью речевого опосредования (произвольные процессы человека);

3. Волевые процессы как личностный уровень произвольной регуляции.

Структура волевого акта по С.Л. Рубинштейну:

I. Возникновение побуждения и предварительная постановка цели.

II. Стадия обсуждения и борьбы мотивов.

III. Принятие решения. Случаи:

1. Если борьбы мотивов нет, постановка цели условно совпадает с принятием решения.

2. Если мотивы различны по значимости, решение наступает как окончательное разрешение конфликта, вызвавшего борьбу мотивов.

3. Если мотивы почти равны по значимости и интенсивности – принятие решения сопровождается особыми переживаниями, все зависит только от человека.

IV. Выполнение.

Теория Воли Д.Н. Узнадзе – соотносит формирование воли с деятельностью, которая направлена на создание независимых от актуальных потребностей человека ценностей. Волевое поведение отличается от импульсивного тем, что имеет период, предшествующий акту принятия решения. Поведение становится волевым только благодаря мотиву, который так видоизменяет поведение, что последнее становится приемлемым для субъекта.

Иванников обосновал понимание воли как разновидности регуляции действия, основанной на придании цели действия дополнительного смысла, стимулирующего либо тормозящего выполнение этого действия.

Механизм волевой регуляции: намеренное изменение смысла действия

Изменение смысла:

1. Через переоценку значимости мотива или предмета потребности;

2. Через изменение роли, позиции человека;

3. Через предвидение и переживание последствий действия или отказа от его осуществления.

«Теория Рубикона». Ю.Куль, Этот подход получил развитие в «модели Рубикона» Х.Хекхаузена, Ю.Куля и П.Голвитцера. Два состояния сознания: мотивационное, предшествующее окончательному принятию решения о выборе направленности действия, и волевое, начинающеесяпосле принятия решения.

Теория четырех стадий действия.

1- пред-решения. Выбор варианта будущего действия: принять решение о том, что делать. Индивид должен взвесить все «за» и «против» и сделать выбор.

2- стадия до-действия. Имея определенное намерение ожидает, ищет или формирует условия и возможности для реализации.

3- стадия действия, на котором происходит реализация намерения.

4- стадия после-действия, оценочная.Угасание намерения, оценка результатов, анализ.

Самодетерминация..

Теория Десси и Райана. Теория внутренней мотивации.

У человека существует три базовых, врожденных потребности:

  • В самодетерминации (автономии)
  • Компетентности
  • Отношениях с другими людьми.

На внутреннюю мотивацию отрицательно влияют внешние факторы, которые не способствуют удовлетворению субъекта в автономии.

Самодетерминация в данном подходе – ощущение свободы по отношению к силам внешнего окружения и к силам внутри личности. Автономный человек, действует как субъект, исходя из глубинного ощущения себя, самоинициируем и саморегулируем. Количественной мерой автономии — степени люди живут в согласии со своим истинным Я.

Авторы выделяют три основные личностные ориентации, следуя доминирующим у людей механизмам регуляции их действий:

1) автономную, убеждение о связи осознанного поведения с его результатами; источником поведения – осознание своих потребностей и чувств;

2) подконтрольную, ощущение связи поведения с его результатом, однако источником поведения выступают внешние требования;

3) безличную, убеждение, что результат не может быть достигнут целенаправленно и предсказуемо.

Модель постепенного формирования личностной автономии: от чисто внешней мотивации через этапы интроекции, идентификации и интеграции к внутренней мотивации и автономии.

Общие ситуации, в которых необходима волевая регуляция

Воля — высший уровень произвольной регуляции деятельности, обеспечивающий преодоление трудностей при достижении цели.

Среди уровней регуляции поведения выделяются следующие:

1.Непроизвольная регуляция:

· допсихические непроизвольные реакции;

· образная (сенсорная и перцептивная) регуляция.

2. Произвольная регуляция:

· речемыслительный уровень регулирования.

3.Волевая регуляция. Структура и содержание волевого действия :

· Возникновение побуждения и предварительная постановка цели

· Стадия обсуждения и «борьба мотивов» как столкновение в процессе выбора того или иного действия противоречивых тенденций, желаний, побуждений.

· принятие решения относительно выбора того или иного варианта поведения— это своего рода фаза «разрешения» борьбы мотивов. На данном этапе возникает либо чувство облегчения, связанное с разрешением ситуации и снятием напряжения, либо состояние беспокойства, связанного с неуверенностью в правильности принятого решения;

· исполнения реализация принятого решения, воплощение того или иного варианта действий в своем поведении (деятельности).

В большинстве случаев принятие решения и волевое поведение в целом связаны с большим внутренним напряжением, приобретающим иногда и стрессовый характер. Наличие волевого усилия, переживаемого субъектом как его психическая реальность, является очень характерной особенностью волевого акта.

Волевая регуляция – это прижизненное образование. Волевая регуляция связанна с проявлением усилий, реализующих активность личности, направленную на сознательную мобилизацию её психических и физических сил.

Волевое усилие – механизм волевой регуляции, средство мобилизации субъектом своих психических и физических возможностей.

Волевое действие – действие осознанное и целенаправленное, принятое по решению самого субъекта. Ситуация преодоление трудностей как внешних, так и внутренних, детерминированных дополнительными побуждениями, связями с изменениями смысла действия (нельзя с одного раза решить проблему, нужно приложить какие-то усилие).

Волевое поведение – целенаправленное поведение личности, проявляется в умении управлять собой, своими действиями и поступками на основе стремления к достижению определенной цели, путем реализации специальных действий. Специфика волевого регулирования.

Для сложного волевого акта в его наиболее выраженной специфической форме существенно прежде всего то, что между импульсом и действием вклинивается опосредующий действие сложный сознательный процесс. Действию предшествует учет его последствий и осознание его мотивов, принятие решения, возникновение намерения его осуществить, составление плана для его осуществления. Таким образом, волевой акт превращается в сложный процесс, включающий целую цепь различных моментов и последовательность различных стадий или фаз, между тем как в простом волевом акте все эти моменты и фазы вовсе не обязательно должны быть представлены в сколько-нибудь развернутом виде.

В сложном волевом действии можно выделить 4 основные стадии, или фазы: 1) возникновение побуждения и предварительная постановка цели; 2) стадия обсуждения и борьба мотивов; 3) решение; 4) исполнение.

Основным содержанием первой фазы в развитии волевого действия являются возникновение побуждения и осознание цели. Они взаимосвязаны и взаимообусловлены. В реальном протекании волевого действия различные фазы могут в зависимости от конкретных условий приобретать больший или меньший удельный вес, иногда сосредоточивая в себе весь волевой акт, иногда вовсе выпадая.

Структура волевого процесса

Таблица №5. Сравнительная характеристика импульсивной и произвольной активности

Импульсивная активность Произвольная активность
1. Возникает под влиянием мало осознаваемых, но сильных эмоциональных побуждений, влечений. 2.В большой степени обусловлена ситуацией. 3. Выполняет функцию побуждения, 4. Аффективная разрядка. Сразу переходит в действие 1. Сознательное регулирование собственного поведения. 2. В большой степени обусловлена свойствами личности 3. Функция побуждения и торможения. 4. Переход от побуждения к действию опосредствован осознанием цели, предвидением последствий действия

Одним из видов произвольной активности является волевая активность. Волевая активность не нужна там, где есть актуально переживаемая потребность, побуждающая к действию, и где действие имеет для человека положительный смысл. Необходимость воли возникает в тех случаях, когда:

1) действие, которое необходимо выполнить, не связано с актуально переживаемой потребностью и тем самым не имеет достаточного побуждения;

2) осуществление действия сталкивается с факторами, снижающими или делающими невозможными создание и поддерживание необходимого побуждения к нему;

3) необходимо воздержаться от действия, связанного с актуально переживаемой, но социально не одобряемой в данной ситуации потребностью.

Приведу самый простой пример: если вы ставите перед собой цель пойти в кино. то здесь мы имеем дело с произвольным действием. Однако, когда вы решаете пойти в кино или готовиться к экзамену, и после некоторых усилий решаете все таки остаться дома и готовиться к экзамену, то это будет волевое действие. Волевая активность — это всегда избирательная активность, результат произведенного личностью выбора.

Итак, необходимость волевой регуляции возникает при недостатке побуждения к действию (или торможении его), какой бы причиной это не вызывалось, но при условии. что действие должно быть осуществлено (или заторможено).

В.А.Иванников полагает, что формирование побуждения к волевому действию достигается через изменение или создание дополнительного смысла действия. Существует много приемов, которыми пользуется человек, желая изменить или внести дополнительный смысл действия. Например, смысл действия может меняться через предвидение и переживание последствий действия или отказ от его осуществления. Психолог П.В.Симонов приводит реальный случай из свой жизни, когда он должен был выполнить прыжок с-парашютом. Побороть свой страх перед прыжком ему помогло воспоминание о поведении своего товарища, который должен был прыгать перед ним. но испугался и вернулся на землю в самолете. Он вылезал из кабины на глазах у всех. Представив себя на месте товарища и испытав стыд за свой страх, П.В.Симонов совершил свой первый прыжок с парашютом.

Дополнительный смысл действия формируется, например. при включении заданного действия в другое как условие его осуществления, то есть через соединение заданного действия с имеющимся у человека желанием. Например, ребенок убирает комнату, чтобы затем быть свободным и пойти играть в футбол. Дополнительный смысл может возникать, когда человек сам ставит в рамках заданного действия новую задачу. Например, в задании экспериментатора рисовать кружочки или писать палочки (монотонное и неинтересное занятие) испытуемый сам ставит задачу — проверить себя на выносливость и терпение.

Наконец, изменить смысл действия или ввести дополнительную мотивацию возможно с помощью воображения. Так, человек может воображать себя таким же сильным, смелым, как любимый реальный или литературный герой; когда он воображает, как бы герой оценил его действия или как бы он поступил на его месте, и поступает в соответствии с этим. Иногда сама ситуация становится в воображении фантастической: когда сорняки превращаются во врагов, а сам ребенок в героя, побеждающего их; когда один из марафонцев вообразил себя паровозом, преодолевающим длинный путь.

Таким образом, В. А. Иванников заключает, что волевая регуляция как регуляция побуждения к действию осуществляется на основе произвольной формы мотивации. Когда человек намеренно или осознанно создает дополнительное побуждение (торможение) к действию через изменение смысла действия.

Структура волевого процесса

Волевое действие имеет следующую структуру:

1. Возникновение побуждения и предварительная постановка цели. Побуждение может вначале выступать в форме влечения — неосознанного побуждения, или желания, то есть более осознанного побуждения. В конкуренцию с этим желанием могут вступать другие мотивы. Поэтому в качестве стадии или фазы волевого процесса выделяют стадию борьбы мотивов.

2. Стадия борьбы мотивов. Эта борьба мотивов переживается иногда мучительно, болезненно, а иногда заключается в простом обсуждении мотивов, в подборе доводов — «за» и «против». В процессе этого субъекту необходимо учитывать последствия, которые может повлечь за собой реализация того или иного мотива. Здесь участвуют все познавательные процессы. В воображении человек может смоделировать возможные варианты, последствия, к которым может привести реализация или, наоборот, нереализация того или иного мотива. Человек может обращаться при этом к своей памяти, то есть актуализировать сходные ситуации, имевшие место в прошлом. Если в прошлом подобная ситуация завершилась благополучно, то субъект имеет тенденцию действовать сходным образом. Эмоции сигнализируют ему о том, насколько позитивна или негативна была для него эта ситуация. Мышление позволяет проанализировать возможные альтернативы и принять решение о действии. Таким образом, в волевой процесс включается интеллект. Он превращает волевой акт в действие, опосредствованное мыслью.

3. Стадия принятия решения, то есть избирается оределенная цель и способ ее достижения.

4. Исполнение — здесь решение переходит в действие. Эти звенья волевого акта — принятие решения и исполнение нередко вызывают особое эмоциональное состояние, которое называется «волевое усилие». Волевое усилие — это форма эмоционального стресса, мобилизующего внутренние ресурсы человека, создающего дополнительные мотивы к действию, которые отсутствуют или недостаточны. Волевое усилие переживается как состояние значительного напряжения. О результате волевого усилия удается затормозить действие одних и усилить действие других мотивов. Если мотивы представить в виде структуры, то воля — это процесс динамического переструктурирования мотивов.

Сама «техника» принятия решения может быть различной. Опытные и не очень импульсивные люди — осмысливают положение и подводят конкретный случай под какую-то общую категорию. Как только это происходит, человек начинает действовать, как действовал раньше. Нерешительные люди, особенно тогда, когда положение сложно и решение затруднительно, осознавая это. намеренно оттягивают решение, ожидая, что изменение ситуации само принесет желанное решение,

Иногда, в затруднительных случаях люди облегчают себе решение тем, что принимают его как бы условно, приурочивая его исполнение к определенному моменту, то есть пытаясь овладеть собственным поведением. Так, будучи не в силах сразу оторваться от интересной книги, чтобы выполнять менее интересную работу, человек принимает решение сделать это, как только часы пробьют какой-то час.

Если человеку не удается принять решение, если борьба мотивов оказывается для него непосильной, то волевое действие может перейти в аффективное, то есть может наступить аффективная разрядка. Так, не в силах преодолеть в себе желание заняться более интересной деятельностью, студент может в состоянии аффекта бросить ненавистные книги, готовясь к экзамену.

| следующая лекция ==>
CONVEYNG A MESSAGE (general pragmatics) | Понятие информационной безопасности. Целью изучения дисциплины «Информационная безопасность» является приобретение студентами знаний о сущности информационной безопасности и защиты информации

Дата добавления: 2017-02-25; просмотров: 1089 | Нарушение авторских прав

Рекомендуемый контект:

Похожая информация:

Поиск на сайте:

40. Общие характеристики (свойства) воли. Структура волевого процесса.

  • •1. Психология как научная дисциплина. Место психологии в системе наук.
  • •Место психологии в системе наук
  • •2. Отрасли психологии. Основные классификации отраслей.
  • •3. Понятие о психике. Основные виды психических явлений: процессы, состояния, свойства, конструкты.
  • •Функциональная структура психики в психологических понятиях.
  • •Функциональная структура психики человека (в психологических категориях), представленная в радиально круговой системе координат
  • •4. Человек как объект психологического исследования. Уровни психологической организации человека.
  • •Человек
  • •5. Функциональная структура психики человека (по в.А. Ганзену).
  • •Функциональная структура психики в психологических понятиях.
  • •Функциональная структура психики человека (в психологических категориях), представленная в радиально круговой системе координат
  • •6. Ведущие направления психологической науки (краткий обзор).
  • •7. Психофизическая проблема в психологии и варианты ее решения.
  • •8. Методология и методы психологического исследования.
  • •9. Классификация методов психологического исследования ( по б.Г. Ананьеву и др.).
  • •10. Специфика психологических законов и их разновидности.
  • •7 Группа – законы, описывающие отношения между разными уровнями организаций психических процессов и свойств.
  • •11. Происхождение и развитие психики в филогенезе. Стадии эволюционного развития психики.
  • •1 Стадия.
  • •Определения
  • •12. Психологические проблемы онтогенеза. Основные закономерности возрастной динамики психики.
  • •13. Человек как индивид. Классификация природных свойств человека.
  • •Индивид
  • •Третичные свойства.
  • •14. Общее представление о сознании. Сознание и психика.
  • •15. Деятельность как общенаучная и общепсихологическая категория.
  • •16. Категория общения в психологической науке.
  • •1. Предоставление партнеру возможности выговориться.
  • •2. Вербализация эмоционального состояния. У этой техники два подвида:
  • •3. Предложение конкретного выхода из сложившейся ситуации.
  • •4. Активное слушание.
  • •5. Получение утвердительных ответов.
  • •6. «Нога в двери».
  • •7. Техника Франклина.
  • •8. Негативное самооценивание.
  • •9. Техника айкидо.
  • •17. Общая характеристика ощущения как психического процесса. Свойства сенсорного образа.
  • •Эмпирические характеристики ощущения.
  • •1) Пространственно-временные характеристики ощущения.
  • •3) Модальностные характеристики.
  • •4. Интенсивностные характеристики
  • •18. Общая характеристика восприятия как психического процесса. Свойства сенсорного образа.
  • •При построении зрительного образа выделяется пять фаз:
  • •1. Пространственные характеристики:
  • •2. Временные характеристики:
  • •3. Модальность и интенсивность.
  • •19. Общая характеристика процессов памяти: запоминание, сохранение, забывание, воспроизведение.
  • •20. Общий обзор теорий памяти: биохимических, физиологических, психологических, кибернетических.
  • •21. Краткая характеристика основных форм памяти: мгновенной кратковременной, промежуточной, долговременной и оперативной. Другие классификации памяти.
  • •3. Есть критерии, которые делят память в связи с произвольностью, и с включением управления. Это непроизвольная и произвольная память.
  • •22. Речь и язык. Сущность и определение речи. Классификация речи.
  • •Виды речи.
  • •Функции речи.
  • •23. Свойства (характеристики) вторичных образов: «представлений».
  • •24. Воображение: определение, функции, формы проявления, классификация. Способы формирования образов воображения.
  • •Люди характеризуются тремя параметрами воображения:
  • •25. Мышление как психический процесс: фазы процесса.
  • •Первичные характеристики.
  • •Вторичные характеристики. Основные характеристики мысли, как результата мыслительного процесса.
  • •Мышление как процесс.
  • •26. Логические формы мышления: понятие, суждение, рассуждение, умозаключение и обозначение. Характеристики мысли как результата мыслительного процесса.
  • •Любой мыслительный процесс опосредован этими операциями и речью. Операции мыслительной деятельности.
  • •Мышление как процесс.
  • •27. Общая характеристика мыслительных операций. Характеристики мысли как результата мыслительного процесса.
  • •Любой мыслительный процесс опосредован этими операциями и речью. Операции мыслительной деятельности.
  • •Мышление как процесс.
  • •28. Сравнение допонятийного и понятийного мышления.
  • •Материал лекции т.И. Сытько.
  • •29. Основные положения культурно-исторической концепции л.С. Выгодского.
  • •30. Творческое мышление. Креативность.
  • •31. Внимание как сквозной психический процесс: определение, функции, классификация.
  • •Типы внимания.
  • •32. Основные подходы к исследованию интеллекта.
  • •Основные направления исследования интеллекта
  • •33. Описание структуры интеллекта.
  • •Определение интеллекта.
  • •Теории интеллекта
  • •34. Сущность и функции эмоций. Классификация эмоций.
  • •35. Краткая характеристика основных теорий эмоций.
  • •36. Определение чувств. Соотношение эмоций и чувств. Классификация чувств.
  • •37. Потребности: основные подходы к определению, классификации.
  • •Функции потребностей.
  • •Классификации потребностей.
  • •38. Мотивация и мотивы.
  • •Структура мотива.
  • •Характеристики мотивов.
  • •Функции мотивов.
  • •Мотивационные образования и мотивационные черты личности.
  • •39. Психомоторика как система двигательных реакций: фоновая моторика, двигательные реакции на отдельные раздражители. Общее представление о времени реакции.
  • •40. Общие характеристики (свойства) воли. Структура волевого процесса.
  • •41. Навыки и умения. Общие характеристики. Процесс формирования навыков. Теория н.А. Бернштейна.
  • •42. Понятие адаптации и функциональные состояния организма.
  • •2. Способность опосредованного отражения окружающей действительности.
  • •Систематизация психических состояний человека (в.А. Ганзен).
  • •Способы описаний психических состояний в психологии.
  • •Общая структура психического состояния.
  • •Функциональный анализ психического состояния.
  • •43. Теории темперамента.
  • •45. Направленность личности: формы направленности.
  • •46. Характер: структура характера.
  • •47. Общепсихологическая специфика понятия личность.
  • •48. Теории личности. Структура ответа.
  • •49. Самосознание как «ядро» сознания. Образы «я» (элементы я-концепции).
  • •Самосознание личности как «ядро» сознания.
  • •Структура самосознания личности.
  • •Функции и процессы самосознания.
  • •О механизмах самосознания.
  • •Этапы развития самосознания.
  • •О структуре самосознания.
  • •О функции самосознания.
  • •50. Формирование и развитие личности в онтогенезе.
  • •Причины и механизмы агрессивного поведения человека.
  • •Ординарная и парадоксальная социализация агрессии.
  • •51. Статус и социальные роли личности. Взаимовлияние личности и социальные роли.
  • •52. Основные подходы к исследованию индивидуальности.

Действие сознательного целенаправленного характера, с помощью которого человек осуществляет цель, при этом контролирует свои импульсы и изменяет окружающий мир, подчиняя его осуществлению поставленной задачи, называется волевым действием. Об этом пишет Л.С.Рубинштейн, выделяя четыре этапа волевого акта.

Структура волевого акта

  1. Побуждение и постановка цели.
  2. Обсуждение и борьба мотивов.
  3. Решение.
  4. Выполнение.

Волевой акт начинается с желания, стремления произвести действие для чего-то. Затем рассматриваются мотивы, прогнозируется результат. Наконец, наступает момент принятия решения, который может протекать по-разному. Если борьба мотивов отсутствует, решение принимается без каких-либо ярких проявлений, так как цель полностью совпадает с принятием решения. По утверждению Рубинштейна после того, как цель поставлена, мгновенно приходит осознание того, что это необходимо сделать. После осознания возникает желание начать действовать. Если мотивов несколько, и они конфликтуют между собой, полное и окончательное решение принимается после борьбы мотивов. Если мотивы равны по значимости и интенсивности, решение принимается насильственно, путем искусственного снятия борьбы мотивов. Принятие решения сопровождается эмоциональной составляющей. Человек переживает за результат будущих действий, осознает, что от него зависит исход той или иной ситуации, рождается чувство ответственности.

Переживание волевого действия субъектом

Основные компоненты субъективного переживания выделяет психолог Д.Н.Узнадзе, их три. В акте воли на индивидуальное «Я» человек смотрит объективно (явление объективизации). Происходит «выпадение» субъекта из повседневного существования и оценка им самого себя, мотивов своих действий со стороны. Например, настала необходимость признать, то что вы были не правы. Для этого нужно сопоставить себя и свою деятельность, на какое-то время отстранившись от слитного существования субъекта и действия. Вы внутренне соглашаетесь с тем, что допустили ошибку, а потом уже выражаете это во внешнем поведении. То есть, можно утверждать, что волевой акт — это особое состояние сознания. Воля по своей сути имеет перспективный характер, она всегда направлена вперед, в будущее. Совершая волевой акт, человек не думает о настоящем, он анализирует то, что будет после совершенного им действия. Каким станет будущее, если он сделает или не сделает нечто. Воля способна переживать активные стадии «Я». Например, чувство жажды. Человек незамедлительно совершает действия: встает, наливает воду, пьет. Здесь не присутствует субъективное разделение человека и ситуации, нет ориентации на будущее, нет активности личности. Это импульсивное поведение, здесь происходит переживание самой потребности, активное «Я» не включается.

Замечание 1

Акт воли не является реализацией импульса, поэтому необходимую энергию для деятельности он берет из другого источника. Таким источником является личность человека.

Различия между волевым и произвольным действием

Произвольные действия знаково опосредованы. Мотив четко согласован с целью.

Волевое знаково опосредованное действие всегда направлено на реализацию ценностного мотива, вопреки актуальному мотиву или при недостаточно интенсивном актуальном мотиве. Для волевого акта характерны специальные приемы, двойное опосредование. Степень овладения этими приемами определяет волевые качества личности. Действие воли всегда осознанно, наблюдается активность целостной личности.

Специфика волевого регулирования

Воля – высший уровень произвольной регуляции деятельности, обеспечивающий преодоление трудностей при достижении цели. Воля издавна трактовалась как одна из первичных способностей (наряду с умом и чувством).

Среди уровней регуляции поведения выделяются следующие:

1. Непроизвольная регуляция  — допсихические непроизвольные реакции; образная (сенсорная и перцептивная) регуляция.

2. Произвольная регуляция — речемыслительный уровень регулирования.

3. Волевая регуляция. Традиционно считается, что главное для возникновения волевого регулирования – наличие преград, препятствий при достижении цели.

Под целью понимается некоторый предполагаемый сознаваемый результат, к которому должно привести действие. И таким образом процессы как бы разделяются на две группы: непроизвольные и произвольные.

Л. М. Веккер считает, что волевое регулирование начинается там, где имеется как минимум двухуровневая иерархия программ деятельности и возникает необходимость соотнести уровни этих программ и выбрать среди них тот, который отвечает критериям интеллектуальной, эмоционально-нравственной и общесоциальной ценности.

Примерно тот же смысл вкладывал в понятие воли И. М. Сеченов, когда писал, что воля – это деятельная сторона разума и моральных чувств. Волевое регулирование включает в себя следующие компоненты: когнитивный; эмоциональный; поведенческий (деятельный).

В структуру волевого акта включаются следующие составляющие: побуждение и осознание цели; борьба мотивов; акт принятия решения; исполнение.

Волевое действие связано с потребностями, но не вытекает из них непосредственно. Оно опосредовано осознанием побуждений к действию как мотивов и его результата как целей (С. Л. Рубинштейн).

Воля возникает, когда человек способен к рефлексии собственных влечений, может как-то отнестись к ним. Она неразрывно связана с наличным планом действий. Посредством волевого действия человек планово осуществляет стоящую перед ним цель, подчиняя свои импульсы сознательному контролю и изменяя окружающую действительность в соответствии со своим замыслом.


Эмоции

Что отражают эмоции?

Любой психический процесс выполняет функции отражения и регулирования. Но можно выделить процессы с преобладающей функцией отражения (к ним относятся познавательные процессы) и психические процессы с преобладающей функцией регулирования (к ним относятся эмоции и воля).

Эмоции – психические явления, отражающие в форме переживаний личную значимость и оценку внешних и внутренних ситуаций для жизнедеятельности человека. Эмоции служат для отражения субъективного отношения человека к самому себе и к окружающему миру.

Наиболее существенной чертой эмоций является субъективность. Целостное определение эмоций должно принимать во внимание три аспекта:

а) внутреннее переживание;

б) физиологическую активацию (процессы, проходящие в нервной, эндокринной и других системах организма);

в) поддающиеся наблюдению выразительные комплексы эмоций (внешнее выражение в поведении).

Различные авторы придают неодинаковое значение этим компонентам эмоций. Так, К. Изард выделяет в качестве основной составляющей эмоциональную экспрессию. С. Л. Рубинштейн и А. Н. Леонтьев видят сущность эмоций в субъективном переживании, в котором заключено отношение субъекта к объектам, явлениям, событиям. Подчеркивая приоритет компонента переживания, авторы акцентируют внимание на отражательном аспекте эмоций. Эмоция, по их мнению, относится к процессам специфического отражения. Я. Рейковский указывает на то, что эмоции отражают изменения, имеющие характер нарушения, и мобилизуют организм, чтобы он мог справиться со случившимся событием. Таким образом, автор делает акцент на регуляторной функции эмоций: «Эмоциональный процесс – это особый род процессов регуляции, которые актуализируются под влиянием событий, вызывающих изменение в состоянии организма или в его отношениях со средой, либо изменяющих актуальное состояние равновесия между субъектом и средой».

Позиция В. А. Ганзена по этому вопросу такова: эмоция является формой психического регулирования, хотя оно и осуществляется на основе отражения.

Эмоциональные явления

Разные авторы предлагают различные классификации эмоциональных явлений. Р. М. Грановская выделяет среди эмоциональных явлений аффекты, собственно эмоции, чувства, настроения, стресс.

Аффект – наиболее мощная эмоциональная реакция. Он полностью захватывает психику человека, предопределяя единую реакцию на ситуацию в целом. Отличительные черты аффекта: ситуативность, обобщенность, большая интенсивность, малая продолжительность.

Собственно эмоции – более длительные состояния. Они могут быть реакцией не только на свершившиеся события, но и на вероятные или вспоминаемые. Эмоции отражают события в форме обобщенной субъективной оценки и предвосхищают результат действия.

Чувства — еще более устойчивые психические состояния, имеющие четко выраженный предметный характер. В советской психологии распространенным является утверждение, что чувства отражают социальную природу человека и складываются как значимые отношения к окружающему миру. Нередко эмоцией называют только конкретную форму протекания переживаемого чувства.

Настроение – самое длительное эмоциональное состояние, окрашивающее все поведение человека.

Стресс – эмоциональное состояние, вызванное неожиданной и напряженной обстановкой. Для организма, находящегося в таком состоянии, характерен комплекс реакций для приспособления к новым условиям: реакция тревоги; сопротивление; истощение. По мнению Г. Селье, стресс – неотъемлемая составляющая жизни человека, его нельзя избежать. Для каждого человека есть оптимальный уровень стресса, при котором достигается наибольшая эффективность деятельности.

Все эмоциональные проявления характеризуются направленностью (положительной или отрицательной), степенью напряжения и уровнем обобщенности.

Эмоции зависят, с одной стороны, от потребностей человека, которые определяют его отношение к объекту эмоций, а с другой, – от его способности отразить и понять определенные свойства этого объекта.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *