Период македонского возрождения

Искусство Византии IX – XII вв. Палеологовское возрождение.

9 – 10 вв. — период правления македонской династии. В это время границы Византии вновь несколько расширились. Наступил некоторый расцвет культуры и искусства называемый «Македонским возрождением»
Во внешнеполитической обстановке все большее значение приобретает Киевское государство, с которым Византия вступает в тесные культурные и торговые контакты.
Крупнейшим городом, имевшим огромное значение во всем средневековом мире, остается Константинополь.
Маркс сказал об этом городе: «…золотой мост между Востоком и Западом».

Восточная Римская империя (Византия) 9 в.

Монументальная живопись Византии

9 – 12 вв.
Церковное здание уподоблялось космосу:
— Купол и барабан символизировали небо. Изображался Христос Пантократор.
— В апсиде помещали фигуру Богоматери – олицетворение земной церкви, заступницы за человечество.
— В парусах – евангелисты.
— На верхних частях сводов – евангельские сюжеты – переход от «Небесного» к «земному».
— В нижней части храма – изображения святых и мучеников.
В период «Македонского Возрождения» (9 -10 вв.) в живописи были сильны античные традиции. Хорошо они прослеживаются и в никейских мозаиках:

Ангел. Фрагмент мозаики «Силы небесные» в церкви Успения в Никее. 9 в. Погибла в 1922 г.
Сохранена свободная манера контрастного сопоставления разноцветных кубиков смальты.

Мозаики церкви св.Софии. Лев мудрый перед Христом. 9 в.
— Античные традиции – складки одежд следуют положению фигуры, портретное лицо императора.
— Но уже заметно усиление линейного начала

Лев мудрый перед Христом. Мозаики церкви св.Софии. 9 в.
В течение 11 – 12 вв. усиливается спиритуалистический характер искусства: Фигуры утрачивают телесность.
Помещаются вне реальной среды, на золотом фоне.
Пейзаж и архитектура приобретают условный характер.
Живопись вытесняется линейными изображениями. Кубики смальты уменьшаются и выкладываются правильными рядами с постепенным переходом близких по тону кубиков. Колорит становится условным.

Император Иоанн II и императрица Ирина перед Богоматерью.
Мозаика церкви св.Софии. 12 в.

Христос Пантократор. Мозаика церкви Успения Богоматери в Дафни. 2 пол. 11 в.

Икона Иоанн Лествичник. 11 в.

Богоматерь Владимирская. Икона. 12 в.

Искусство первой половины 13 века

13 апреля 1204 года Константинополь был захвачен крестоносцами (4-й крестовый поход). Император и его двор бежали в Никею, где оставались вплоть до освобождения столицы в 1261 году.
В этот период в Константинополе в области искусства не создавалось практически ничего, но в провинциях искусство продолжало существовать.
После восстановления империи при Михаиле Палеологе начались обширные работы по восстановлению столицы.

Искусство «Палеологовского возрождения»

К более поздним мозаикам в Св.Софии относится «Деисус». 2 пол. 13 в. Деталь. Христос Пантократор.
«Деисус». 2 пол. 13 в. Деталь. Богоматерь.
Христос Пантократор. Мозаика Кахриэ-Джами. Нач. 14 в. Константинополь.

Македонское Возрождение

Конец VII-начало IX столетия вошли в историю Византии как «темное время». Наиболее значительным для судеб византийской культуры явилось иконоборчество — преследование икон.

Во всех церквах Константинополя уничтожались изображения святых, Христа, Богоматери, сбивалась мозаика, счищались краски. На месте святых появлялись орнаменты, цветы, растения, птицы, так что, по отзывам современников, «храмы превратились в сады и птичники».

Но с 843 г. при императрице Феодоре, правившей за своего малолетнего сына Михаила III, почитание икон было восстановлено, православная церковь отождествляет это событие с восстановлением православия.

Время с середины IX столетия до захвата Константинополя крестоносцами в 1204 г. получило название «второго золотого века» и явилось классическим периодом в истории византийского искусства, блестящим временем его расцвета.

На время правления Македонской династии приходится деятельность двух великих славянских просветителей Кирилла(в миру Константина) и Мефодия. Будучи людьми образованными и обладавшими исключительными способностями, они стали хранителями патриаршей библиотеки, учителями философии для греков и иностранцев, блестящими проповедниками.

В период Македонской династии получила классическую завершенность крестово-купольная форма храма. Ее основу составляет квадрат, расчлененный четырьмя опорами на три нефа в продольном и поперечных направлениях. Опорные столбы несут систему перекрытий в виде полукруглых сводов и центрального купола, покоящегося на арках и четырех столбах. Эта конструктивная система позволяла создавать большое количество вариантов. В зависимости от условий можно было изменить масштаб здания.

Важнейшей частью крестово-купольного храма был алтарь, обозначенный полукруглым выступом — апсидой, выходящей за пределы квадрата плана.

Любая деталь имела символический смысл. Четыре стены храма, объединенные одной главой, символизировали четыре стороны света под властью единой вселенской церкви. В период Македонской династии был выработан иконописный канон, согласно которому, например, Иоанна Златоуста изображали старцем с аскетическим ликом, короткой округлой бородкой и лысиной, Василия Великого — старцем с клиновидной длинной бородой, Богоматерь — в покрывале-мафории с тремя звездами (на плечах и голове).

Высочайшим достижением византийского искусства времени Македонской династии стали перегородчатые эмали на золоте. Эмаль, подобно мозаике, имела особую ценность в глазах византийцев не только благодаря золоту: прежде чем стать изображением, эмаль и смальта проходили очистительное действие огня.

Период Македонского Возрождения

  • Культура «Македонского Возрождения»

    После смерти в 565 г. императора Юстиниана Великого Византию сотрясали непрерывные социальные волнения, а в начале VII в. разразилась гражданская война, в результате которой империя потеряла часть своих владений на западе и востоке. Поэтому конец VII — начало IX столетия вошли в историю византийской…
    (Мировая культура и искусство)

  • Период Македонской династии и династии Комнинов

    Оформление феодальных отношений обусловило стремление господствующего класса все культурное наследие прошлого и прежде всего античные традиции приспособить к своим интересам. В период Македонской династии (842—1057) и династии Комнинов (1057—1204) в византийской столице вновь пробуждается…
    (Культурология. История мировой культуры)

  • Византию после смерти в 565 г. императора Юстиниана Великого сотрясали непрерывные социальные волнения, а в начале VII в. разразилась гражданская война, в результате которой империя потеряла часть своих владений на западе и востоке. Поэтому конец VII — начало IX в. вошли в историю византийской культуры…
    (Мировая культура и искусство)
  • Культура Македонского возрождения

    После смерти в 565 г. императора Юстиниана Великого Византию сотрясали непрерывные социальные волнения, а в начале VII в. разразилась гражданская война, в результате которой империя потеряла часть своих владений на западе и востоке. Поэтому конец VII — начало IX столетия вошли в историю византийской…
    (Мировая художественная культура)

  • Интерпретации политики в период Средневековья и эпоху Возрождения

    Христианская политическая доктрина В Средние века (V—XV вв. н.э.) господствовало религиозное мировоззрение, носителем которого была христианская церковь. Она исходила из того, что все сущее возникло по воле Бога; изменения же в обществе вызываются Богом для того, чтобы покарать или вознаградить…
    (Политология)

  • Состояние педагогики Европы в период Средних веков и в эпоху Возрождения

    Светская направленность школ Античного мира после падения Римской империи в течение долгого периода Средних веков была замещена ортодоксальной религиозной системой воспитания и образования. Период Средневековья в истории человечества длился начиная с V-VI до XIV-XVI вв. В разных странах Европы его начало…
    (Педагогика)

  • ВТОРОЙ ПЕРИОД РАЗВИТИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ МЫСЛИ. СРЕДНЕВЕКОВЬЕ И ЭПОХА ВОЗРОЖДЕНИЯ

    Данный период развития управленческой мысли характеризуется зарождением и становлением феодализма и изменением производственных отношений — от использования рабского труда к использованию наемного в ремесленных мастерских. К XI в. во многих странах Западной Европы ремесленное производство начинает активно…
    (Менеджмент организации)

  • Империя Александра Македонского и период эллинизма

    Поворотным пунктом в истории греческих полисов и всего Средиземноморья стало создание империи Александра Македонского. Македония находится к северо-востоку от Греции, ее жители называли себя потомками Македона, сына Зевса. Они говорили по-гречески с сильным акцентом, так что греки их с трудом понимали….
    (Всеобщая история права и государства)

  • ДУХОВНОЕ ПРОСВЕТИТЕЛЬСТВО И НАСТАВНИЧЕСТВО В СОВЕТСКИЙ И ПОСТСОВЕТСКИЙ ПЕРИОДЫ. ВОЗРОЖДЕНИЕ МОНАСТЫРСКОЙ КУЛЬТУРЫ

    Самыми трудными и разрушительными для Церкви, по воспоминаниям митрополита Питирима (Нечаева), были годы с 1963 по 1967, однако и в этот тяжелый период активная созидательная деятельность Русской Православной Церкви и, прежде всего, представителей монашества не ослабевала: к 1981 году в центре…
    (Монастырская просветительская культура России)

Македонское Возрождение (867 — 1057 гг.)

В правление императоров Македонской династии Византия достигла наивысшего могущества со времен Юстиниана.

Новый расцвет византийского искусства наступает при представителях македонской династии, основателем которой явился Василий I, уроженец окрестностей Адрианополя, считавшегося в ту пору македонским городом. Придя к власти, он расширил границы Византийской империи, усовершенствовал административный аппарат. Благодаря его усилиям по упрочению престолонаследия, его потомки правили Византией в течение полутора столетий.

Этот период был особенно важным в развитии византийского искусства, так как именно в это время окончательно формируются каноны во всех сферах искусства: канон церковного строительства (крестовокупольная система), канон церковной живописи (иконография, сюжеты, типология, образ, стиль), общий контекст богослужения (византийский богослужебный чин). Формируется синтез искусств: архитектуры, живописи, пения, литургии, словесности.

Культура и искусство первой половины Македонского периода — до нач. XI в. — получили у историков Византии название «македонского ренессанса» за совершенно особый интерес к античной классике, возрожденной в миниатюрах, мозаиках и фресках этого времени. Торжество иконопочитания в 1-й четв. IX в. не только возвратило икону как главный вид искусства, богословски оправдав саму ее возможность, но и будто оправдало само антропоморфное искусство. Центральные памятники искусства IX-X вв.: мозаики апсиды церкви Св. Софии в Константинополе (Богоматерь с младенцем Христом на троне и архангелом Гавриилом), иконы, большое количество иллюстрированных рукописей IX-X вв. («Слова Григория Назианзина», «Слова Григория Богослова», «Сочинения Козьмы Индикоплова» и др.).

Со 2-й пол. X в. наблюдается новый поворот стиля — вновь к миру аскетических понятий, строгости образа, чеканности и даже жесткости живописного языка, в целом — к большей, трудной для мира человеческих понятий, спиритуализации образов. Мозаики монастыря Осиос Лукас в Фокиде и Неа Мони на Хиосе (Греция), в церкви св. Софии в Охриде, св. Софии в Киеве на Руси (все — 1-я пол. XI в.) являют собой образец такого искусства.

В архитектуру македонский период приносит много революционных новаций: создается классический византийский тип крестово-купольного храма на четырех колоннах (северная церковь монастыря Липса в Константинополе, не сохранилась), богословски осмысляется и воплощается в росписях иконографическая программа живописной декорации храма (в куполе — Христос Пантократор, в апсиде — Богоматерь, Евхаристия, святительский чин, на столбах церкви — св. воины–мученики, в парусах — евангелисты, на стенах — сцены из жизни Христа, Богоматери, святых и т. п.), ставшая основной уже для всех стран православного мира до настоящего времени.


Почти два века правления Македонской династии необычайно активна была интеллектуальная и художественная мысль. Тон задавали сами императоры: сочинения Константина VII являются одним из самых ярких памятников литературной и исторической прозы эпохи. Одним из крупнейших явлений культуры Македонского периода была деятельность кружка патриарха Фотия, собравшего знаменитую «Библиотеку» (ок. 280 отрывков из сочинений античных авторов), выдающегося ученого. В XI вв. в Константинополе процветала Магнаврская императорская школа, своего рода Константинопольский университет, в котором одно время преподавал выдающийся философ, богослов, историк Михаил Пселл.В 1054 произошло окончательное разделение Византийско-православной и Римско-католической церквей, оказавшее сильное влияние на дальнейшее политическое, культурное обособление двух европейских миров.

Эпоха Комнинов (1057 — 1204 г.)

Свое название комниновский период в византийской истории получил по имени правящей династии Комнинов (1081–1185 гг). Несмотря на то, что династия пресеклась за 19 лет до завоевания Константинополя крестоносцами и ее сменили династии Ангелов и Дуков, весь период до 1204 принято называть комниновским.

В искусстве комниновского периода доминирует утонченный и изысканный стиль, воплотивший в себе основные принципы византинизма. Центральные памятники комниновского искусства: мозаики церкви Успения монастыря Дафни (близ Афин) (ок. 1100 г.), Михайловского Златоверхого монастыря в Киеве (1114–1115 гг.), церкви Успения в Никее, в Софии Константинопольской, фрески монастыря Иоанна Евангелиста на Патмосе (нач. XII в.), фрески Дмитриевского собора во Владимире (посл. четв. XII в.), фрески церквей в Амасгу и Асину на Кипре, знаменитая икона — святыня Русского государства — Владимирская икона Божьей Матери (ок. сер. XII в.).


На всех памятниках этого периода лежит особая печать утонченной красоты, интеллектуализма, аристократической избранности. Античное чувство формы, пропорций, статуарности в искусстве комниновского периода безупречны, однако служат требованиям максимального одухотворения формы, материи, доходящего в ряде памятников до наивысшего своего напряжения (длинные изломанные фигуры, взвихряющиеся одежды, сложные ракурсы — во фресках церкви св. Георгия в Курбинове, Македония).

В XII-XIII веках византийское искусство находит свои самые совершенные типы и самые идеальные формы, находит свой художественный язык, утверждается торжественный византийский стиль, черты которого получают полную завершённость и в мозаиках, и в иконах, и в миниатюрах. Художественным идеалом становится сильнейшее одухотворение классических чувственных форм.

Излюбленным у византийских художников становится особый физиогномический тип, благородный и строгий, с продлговатым овалом, миндалевидными восточными глазами и удлинённым тонким носом. Нет энергичных жестикуляций и подвижности поз. Фигуры, не связанные друг с другом, представлены в фас или в чинных, едва заметных поворотах. Причём пропорции верны, и движения отличаются естественностью с налётом сакраментальности. Отсутствует какое-либо напряжение. Драпировки одежд похожи на на складки античных хитонов., однако лишены индивидуальности и кажутся неосязаемыми. Фигуры в них подчёркнуто лёгкие и «парящие», как бы независимые от земного притяжения. Они возникают в особом простаранстве, созданном золотым фоном, неконкретном и кажущемся беспредельным. Золотой фон по средневековой символике является светом, поэтому в композициях нет видимого света, как нет и теней —

Важной особенностью комниновского периода было расширение ареала распространения византийской культуры: византийские мастера работают на Руси, где рядом с чисто греческими памятниками создается искусство, окрашенное специфически русскими чертами (фрески Софии Новгородской, Николо-Дворищенского собора и Антониева монастыря в Новгороде), в Италии: в Венеции, где строится и украшается мозаиками собор Сан-Марко, в Торчелло, в Триесте, в Равенне (базилика св. Урсиана), в Палермо на Сицилии (мозаики Палатинской капеллы), в Чефалу. Под непосредственным влиянием Византии находятся Болгария (фрески в монастыре Бачково), Сербия, его испытывают европейские страны.

Во второй половине XII века на окраинах Византийской империи получило распространение новое искусство, полное эмоциональности и динамизма. Оно явилось своеобразной реакцией на утончённый академизм искусства Константинополя. Вэтом искусстве приёмы письма более резки и схематичны, а художественная система более условна и символична. Лица приобрели трагическое выражение, движения порывисты.

Это искусство, резкое, но свежее и сильное, образы которого превосходили «комниновские», по своей внутренней активности оно явилось прологом к искусству Византии XIII века, когда крупные потрясения, определили судьбы её культуры.

Древнерусское искусство

Древнерусское искусство формировалось на основе достижений художественной культуры восточнославянских племён, испытывало влияние культуры соседних государств, особенно Византии, которая в свою очередь сформировалась на основе античных, прежде всего греческих, традиций. Основы языка византийской культуры были переработаны и приобрели на Руси специфические глубоко национальные формы.

С христианством на Русь пришла крестово-купольная форма храма: прямоугольный в плане, разделённый четырьмя (или более) столбами на продольные части – нефы. Наиболее распространённой техникой кладки. В Древней Руси была т.н. смешанная: стены воздвигали из тонкого кирпича-плинфы и камня на розовом известковом растворе. На фасаде чередовался ряд кирпича с рядом цемянки. Полосы розовой цемянки и красного кирпича на фасаде, сложно профилированные окна и ниши – всё вместе создавало нарядный, праздничный облик здания.

В 989–96 в Киеве был построен первый каменный храм Успения Богородицы – т.н. Десятинная церковь (разрушена во время монгольского нашествия; сохранились остатки фундамента) – большая 25-главая шестистолпная церковь, с двух сторон обнесённая пониженными галереями, что придавало всему храму пирамидальный облик (пирамидальность, наращение масс – черты, не свойственные византийской архитектуре). Церковь была богато «изукрашена» фресками, мозаиками, резьбой.

От 11 в. в Киеве до нашего времени сохранился собор Св. Софии (1030– 1040-е гг.) – пятинефный пятиапсидный 13-купольный храм, обнесённый внутренней двухэтажной галереей (перестроен в 17 в. в духе «украинского барокко»). Архитектура Софийского собора оказала огромное влияние на последующее строительство на Руси. Мастера, строившие Киевскую Софию, участвовали в строительстве Софийского собора в Новгороде (1045–1050). Новгородская София проще и лаконичнее киевской: пятикупольный пятинефный храм с широкой галереей. В убранстве собора отсутствовали мо заики, мраморная отделка стен и шифер. Для строительства использован местный известняк. Во многом близок новгородскому храму Софии Софийский собор в Полоцке (середина 11 в.). Под 1036 в летописи впервые упоминается собор Спаса Преображения в Чернигове.

Для искусства домонгольской Руси характерен монументализм форм. В архитектуре 11 в. господствующее положение занял одноглавый трёхнефный шестистолпный храм: Успенский собор Киево-Печерского монастыря (1073–77), собор Выдубецкого монастыря (1070–88), собор Михайловского Златоверхого монастыря (1108– 1113) в Киеве и др. Успенский собор и собор Михайловского монастыря не сохранились; отстроены заново в кон. 20– нач. 21 в. Ряд построек этой эпохи завершают церковь Спаса на Берестове (нач. 12 в.), новгородские церковь Благовещения на Городище (1103), Никольский собор на Ярославовом дворище (1113), Рождественский собор Антониева монастыря (1117) и Георгиевский собор Юрьева монастыря (1119). Известно имя русского зодчего, который руководил возведением Георгиевского собора: «а мастер трудился Пётр».

В ряду изобразительных искусств первое место принадлежало монументальной живописи – мозаике и фреске. Мозаикой, исполненной греческими мастерами и их русскими учениками, были украшены главные части интерьера Киевской Софии. Язык мозаик прост и лаконичен, изображения плоскостны: фигуры как будто распластаны на золотом фоне, формы архаичны, грузны, жесты условны, складки одежд образуют орнаментальный рисунок. Яркие цветовые пятна создают единое гармоническое звучание (Богоматерь Оранта). Среди многочисленных фресок Софийского собора имеются и светские росписи: изображения князя Ярослава Мудрого, его сыновей и дочерей; а также сцены охоты на волка, медведя, барса, фигуры скоморохов, музыкантов и др. Мозаики Михайловского Златоверхого собора несут черты, свидетельствующие об изменении художественных воззрений и эстетических идеалов. Фигуры апостолов переданы в сложных ракурсах, движения свободнее, лица не так экстатичны. Меняется выразительный язык мозаик: меньшее значение придаётся теперь линии, контуру, иначе строится форма. В Новгородской Софии фигуры пророков в куполе торжественно-спокойные, с огромными печальными глазами, исполнены в лучших киевских традициях. В 11 в. было создано множество икон. Известно имя мастера, считающегося первым русским иконописцем,– Алимпий (кон. 11 в.). Главная святыня Русской православной церкви – икона Владимирской Божией Матери, привезённая в Киев из Константинополя в нач. 12 в.,– произведение византийского икусства.

Икона «Благовещение Устюжское». Новгород. 1130-е–40-е гг.

Особый раздел древнерусской живописи – искусство миниатюры рукописных книг. Написанные на пергамене (телячьей коже), книги украшались миниатюрами, заставками и инициалами. Древнейшая русская рукопись – Остромирово Евангелие (1056–57). Краски миниатюр, изображающих евангелистов, яркие, наложены плоскостно, фигуры и складки одежд прочерчены золотыми линиями, что напоминает технику перегородчатой эмали. Заставки заполнены растительным орнаментом. В миниатюрах рукописей того времени имеются и портретные изображения: великокняжеская семья в «Изборнике Святослава» (1073), Ярополк и его семья в т.н. Трирской Псалтири (1078–87). Своеобразный вариант рукописи типа Остромирова Евангелия – Мстиславово Евангелие (1103–17), созданное в Новгороде.

Образы языческой мифологии оказались особенно живучи в декоративно-прикладном искусстве. Деревянная утварь, мебель, ткани, ювелирные изделия пронизаны поэзией мифологических образов, магическое значение которых к тому времени было почти забыто. Древнерусские мастера были искусны в скани, зерни, черни, финифти (выемчатой и перегородчатой эмали).

Круглая скульптура не получила развития на Руси из-за запрета церкви изображать языческих идолов. Но богатый опыт резьбы по дереву был перенесён на изделия мелкой пластики, в искусство алтарных преград, резьбу по камню, в литьё. Сохранилось несколько рельефов монументально-архитектурного назначения: в стене типографии Киево-Печерской лавры (11 в.) и Михайловского Златоверхого монастыря (11–12 вв.). Они исполнены в красном шифере, подчёркнуто плоскостны и лапидарны.

В период раздробленности Руси в 12 – начале 13 в. в русских землях возникли свои художественные школы: новгородская, владимиро-суздальская, галицко-волынская, рязанская, смоленская. Дольше всего киевские традиции сохранялись в Чернигове. В 12 в. на смену «полосатой» системе кладки пришла новая, порядовая, равнослойная, из кирпича прямоугольной формы. Фасады скромно украшались аркатурными поясками, выполненными также в кирпиче, многоуступчатыми порталами и нишами. Некоторые черниговские храмы (например, церковь Бориса и Глеба) имели пилястры с капителями, украшенными белокаменной резьбой. В черниговской церкви Параскевы Пятницы при помощи особой системы подпружных арок и ложных декоративных закомар – кокошников у основания барабана – был решён удивительной простоты архитектурный образ стремительного движения ввысь при сохранении традиционной схемы четырёхстолпного трёхапсидного храма. Образ нарастающего движения был найден и в Спасо-Преображенском соборе Полоцкого Спасо-Евфросиниевского монастыря (1159, зодчий Иоанн), выполненном в старинной технике «полосатой» кладки. Этот же принцип выдержан в смоленском соборе Архангела Михаила (1180–90-е гг.). В Смоленске нашли воплощение традиции Византии, Балкан, романского стиля. Такое же разнообразие культурных влияний характерно и для галицко-волынской школы, испытавшей влияние западной раннеготической архитектуры. Зодчие Галича использовали белый камень –местный известняк, из которого возводили храмы четырёх-и шестистолпные, бесстолпные, круглые в плане –ротонды. Если техника кладки (кирпич брусковой формы) и убранство галицких храмов связаны с романским зодчеством, то план четырёхстолпных крестово-купольных церквей типичен для русской архитектуры 12 в.

Церковь Покрова на Нерли. 1165

На заре сложения владимиро-суздальской художественной традиции, в 1150-е гг., здесь работали в основном галицкие мастера. Искусство Владимирской земли достигло расцвета при князе Андрее Юрьевиче Боголюбском. Сохранившийся памятник тех лет – Золотые ворота во Владимире – две мощные опоры с надвратной церковью Ризоположения (1164). Главная святыня Владимира – Успенский собор (1158–61) – величественный шестистолпный храм, сложенный из больших, плотно пригнанных друг к другу плит местного белого известняка с забутовкой («бут» – щебень, строительные остатки, которыми заполняли пространство между двумя плитами). Горизонтально по всему фасаду собора проходит аркатурный пояс: лопатки, членящие фасад, украшены полуколонками, такие же полуколонки на апсидах; перспективные порталы, щелевидные окна. Прясла скупо украшены скульптурными рельефами. Все эти черты стали типичными для архитектуры Владимирской земли. Как и в Чернигове, романские черты проявились в основном в декоре, резьбе; а в конструкции, плане, решении объёмов сказались киевские традиции. Один из самых поэтических древнерусских храмов – Покрова на Нерли (1165) – одноглавый четырёхстолпный храм. В нём присутствуют все характерные черты владимирского зодчества (щелевидные окна, перспективные порталы, аркатурный пояс по фасадам и карнизу апсид), но в отличие от Успенского собора он весь устремлён ввысь, храм поражает гармонией форм, лёгкостью пропорций, поэтичностью образа. В 1194–97 на центральном холме Владимира был возведён Дмитриевский собор – одноглавый, трёхнефный, четырёхстолпный – собор той же ясной и чёткой конструкции, что и церковь Покрова на Нерли. Но в отличие от последней собор внушителен и массивен, эпически торжествен. Особенностью Дмитриевского собора является его резьба, которой сплошь украшена его верхняя часть. Почти всё пространство заполнено растительным орнаментом, изображениями зверей и «птищ», сказочными и бытовыми мотивами. Манера изображения чисто русская, плоскостная, в некоторых случаях идущая от навыков деревянной резьбы. Расположение рельефов «строчное», как в народном искусстве. Одной из последних построек домонгольской поры был Георгиевский собор в Юрьеве-Польском (1230–34), сверху донизу покрытый резьбой. О монументальной живописи этой школы можно судить по сохранившимся фрагментам сцены Страшного суда Дмитриевского собора (кон. 12 в.). Большая по размерам икона «Богоматерь Оранта – Великая Панагия» – произведение, по праздничному колориту перекликающееся с Орантой Киевской Софии. Однако суть образа не в предстоянии Богоматери Христу, а в её обращении к молящимся, поэтому её мафорий напоминает покров. Типичный храм Новгородской и Псковской земель – небольшая, кубической формы, одноглавая церковь с одной или тремя апсидами, из которых две боковые бывают понижены (церковь Спаса на Нередице, 1198).

Местный камень плохо поддавался резьбе, в нём трудно сохранить чёткость, геометричность линий как при кирпичной кладке. Кривизна возведённых без отвеса стен, неровность плоскостей придают новгородским храмам своеобразную скульптурность. Начиная с 12 в. и кирпичные храмы новгородцы покрывали побелкой. В 12 в. собственное лицо обрела новгородская школа живописи. Если фресковая роспись 1108 в Новгородской Софии характеризуется наивысшей степенью условности застылых фигур, привычной для раннего древнерусского искусства, если в живописи Рождественского собора Антониева монастыря (1125) ощущается влияние романской и балканской школ, а в росписи Николо-Дворищенского собора очевидна классическая традиция киевских памятников, то в живописи Георгиевского собора в Старой Ладоге, где работал скорее всего византийский мастер, превалирует плоскостное, линейное, графическое начало. Ещё сильнее орнаментальное начало прослеживается во фресках церкви Благовещения около 711 деревни Аркажи (ныне в черте города), волосы и бороды ликов святых моделированы с помощью линеарных бликов – «пробелов». Общее впечатление, создававшееся росписями храма Спаса на Нередице (1199),–суровость, почти аскетизм и непреклонность, иногда доходящие до исступления (фрески были уничтожены в годы Великой Отечественной войны 1941–45).

Успенский собор во Владимире. 12 в.

Бармы и колты. 13 в.

Скань, зернь, перегородчатая эмаль.

Золото, драгоценные камни

В иконописи рядом с живой ещё киевской традицией (изысканные, праздничные изображения) складывалась другая линия письма – более примитивного, в котором многое заимствовано от народного искусства. Живопись построена на контрастах ярких цветов (синие, жёлтые и белые одежды святых на красном фоне), изображение плоскостно, графично, фигуры фронтальны. И в рукописной книге (Юрьевское Евангелие, 1119–28) рисунок инициалов наведён одной киноварью, плоскостен, как древнерусская резьба, мотивы заглавных букв необычайно разнообразны.

Псков долго находился под влиянием Новгорода, но со временем обрёл свой художественный стиль. Около 1156 был возведён Спасо-Преображенский собор Мирожского монастыря – с сильно подчёркнутой крестово-купольной схемой плана, с массивным, несоразмерно тяжёлым куполом на столь же широком барабане. Резко пониженные боковые апсиды, подчёркивающие центральное пространство, свидетельствуют о греческом влиянии.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *