Средства ландшафтной композиции

Средства ландшафтной композиции

В процессе создания лесопарковых ландшафтов важно соблюдать единство ландшафтной композиции, создание которой требует от архитектора мастерства и вдохновения.

Композицияв переводе с латинского означает составление, расположение, соединение, а также построение произведения искусства.

Композиция — это соподчиненность отдельных элементов друг другу и целому, придающая объекту единство художественной формы (Гостев, Юскевич,1991).

В ландшафтном искусстве композицию можно определить как расположение пространственных форм лесопарка в определенном сочетании, образующем гармоничное единство организуемого пространства.

Пленительность композиции лесопарка, ее очарование находятся в прямой зависимости со степенью сохранения природных данных. При проектировании лесопарков и уходе за насаждениями, пишет С.Н. Палеентреер, знаток и теоретик паркового пейзажа, лесоводы должны глубоко любить природу и брать за образец лучшие естественные ландшафты. Самый большой эффект обеспечен там, где красота местности неоспорима и приходится лишь подчеркивать ее характерные черты. Нужно использовать естественно-природные условия, но вместе с тем учитывать ряд правил, выработанных в течение веков мастерами ландшафтного искусства, парковыми зодчими. Композиционное построение лесопарка определяет уровень его восприятия как объекта ландшафтного искусства. Лесопарк это объемно-пространственная композиция, состоящая из закрытых и открытых пространств. Соотношение между ними тесно связано с географической средой и определяет художественный облик лесопарка. В северных районах открытых пространств должно быть больше, а в южных меньше.

Пространственные формы включают плоскости (поляны, лужайки, водоемы, стены леса) и объемы (древесные массивы, группы отдельных деревьев, малые архитектурные формы). Взаимосвязь пространства, плоскости и объема определяется объемно-пространственной композицией и выражает общие закономерности формирования парковой среды. Соотношение объемных элементов лесопарка — древесной растительности, малых архитектурных форм, полян образуют композицию объемных форм.

В ландшафтном искусстве при решении композиционных задач необходимо учитывать ряд свойств, которые имеют пространственные формы. Это геометрический вид формы, величина, масса, фактура, положение в пространстве и освещенность. Соотношение пространственных форм по их свойствам представляют собой средства композиции. В ландшафтном искусстве рассматриваются соотношения форм по величине, геометрическому строению и по положению в пространстве.

Соотношение форм по величине (высоте, ширине, длине). Совокупность пространственных соотношений их величин, объединенных определенной композиционной зависимостью, называется пропорцией. Пропорции в ландшафтном искусстве нельзя отождествлять с пропорциями в математике. Здесь они теснейшим образом связаны с решением конкретных задач, обусловлены художественным вкусом и композиционным опытом автора. С помощью художественных пропорций может быть выражена скромность и простота или монументальность. Пропорции в лесопарковой композиции – это их внутренняя красота. Она невидима непосредственно, всегда ощутима, подобно духовной красоте человека (Жирнов, 1977). В лесопарковом искусстве применение принятых в архитектуре правил пропорции затруднено, так как древесные насаждения, развиваясь, увеличиваются в размере. Соотношение высоты, занимаемой площади, размещение растений внутри пейзажной группы, ширина дорог должны строиться в соответствии с правилами пропорции.

Соотношение форм по геометрическому строению.Этот тип соотношений возникает при сопоставлении объемных плоскостных и линейных форм. Объемные формы характеризуются равенством по трем координатам, плоскостные — по двум, линейные — преобладанием одного измерения над двумя другими. Аналогами этих форм в лесопарковом ландшафте являются лесные массивы, стены леса, поляны, линии дорог. Их соотношения определяют глубину пространства, пластичность опушек, ритмичный строй пейзажа.

Соотношение форм по их положению в пространствеили положение форм по отношению друг к другу имеет решающее значение при создании глубинно-пространственной композиции, так как лесопарковое строительство это искусство больших площадей. Композиции форм бывают фронтальные, объемные и глубинно-пространственные. Фронтальные композиции характеризуются преобладанием горизонтальных и вертикальных элементов, при глубинно-пространственной композиции плоскости и объемы организуют так, чтобы виды и панорамы раскрывались постепенно, по принципу возрастающей эмоциональной нагрузки. Соотношения этого типа регулируются чередованием открытых, закрытых и полуоткрытых ландшафтов, глубинным их построением. При этом следует учитывать, что открытые пространства действуют возбуждающе, а закрытые — успокаивающе. При организации открытых, пространств следует учитывать, что ощущение открытости пространства достигается, если его линейный размер превышает 200 метров при высоте ограничивающих элементов 10-15 метров. Если рассматривать соотношение длины (Д) открытого пространства и высоты (Н) ограничивающих его элементов как 1:1, то такое пространство воспринимается как тесное и замкнутое по вертикали, при Н:Д=1:2 противоположный зрительный барьер воспринимается целиком, но без неба и лишь при соотношении Н:Д =1:6 достигается освобождение от зрительной замкнутости.

На соотношение объемных форм влияют освещенность и сочетание цветов, которые зависят от состояния воздушной среды. Цветовые соотношения необычайно разнообразны и изменяются в зависимости от толщины слоя воздушного пространства.

Соотношение форм по освещенности.Освещенные и затененные лесопарковые пространства необходимо гармонично комбинировать. Глубина перспективы, пространственная выразительность зеленых насаждений, соотношение объемных форм растительных групп подчеркивается игрой света и тени. Динамичная игра светотени — эффектное средство формирования лесопарка, влияющее на размещение растительных групп, и малых архитектурных форм, на соотношение высоты древостоев и площади открытых пространств. Ширина открытого пространства должна быть не менее трехкратной высоты древостоя.

Соотношения по цветовому тонусоздаются на основе условного разделения спектра на семь цветов: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый. Основных тонов три: красный, желтый, синий, остальные являются дополнительными. Для удобства цвета располагают в цветовом круге. Цвета, находящиеся в круге друг против друга создают контрастные, сочетания — красный с зеленым, оранжевый с синим, фиолетовый с желтым. Эти сочетания цветов эмоционально эффектны. Цвета, располагающиеся в круге через один, создают мягкие, гармоничные сочетания (красный с желтым, оранжевый с зеленым, желтый с синим, зеленый с фиолетовым, фиолетовый с оранжевым). Дисгармоничными являются сочетания цветов располагающихся в куге рядом (зеленый с синим, красный с оранжевым, желтый с зеленым). По эмоциональному воздействию цвета разделяют на теплые или активные (красный, оранжевый, желтый), действующие возбуждающе и холодные или пассивные (синий, зеленый, фиолетовый), оказывающие успокаивающее воздействие. Следует учитывать, что при построении пейзажей, теплые тона растительности — красный, оранжевый, желтый — уместны на хорошо освещенных участках, светло-серебристые и серебристые тона используются для смягчения слишком сильных контрастов. Белый и черный цвета являются нейтральными. Белый цвет создает сильный контраст со всеми темными окрасками, вносит свет и оживление, увеличивает объемность.

Черный цвет наоборот уменьшает объемность, усиливает действие желтого и красного цветов.

При создании лесопарковых пейзажей использование цветовой гаммы дает возможность создать колоритные «пятна», подчеркнуть соотношение ландшафтов.

Использование средств ландшафтной композиции позволяет при создании лесопарков достичь наиболее высокохудожественного уровня сочетания природных форм в лесопарковом пейзаже.

1.4. Средства ландшафтной композиции.

Композиция (от лат. compositio — связь, соединение) – это расположение различных форм в пространстве в сочетаниях, создающих гармоничное единство.

При решении композиционных задач необходимо учитывать целый ряд свойств, которыми обладают пространственные формы. Сюда входят: геометрический вид формы, ее величина, масса, фактура, положение в пространстве, цвет и освещенность (светотень).

Соотношения форм по их свойствам представляют собой средства композиции. Важнейшими из них являются: единство и соподчиненность, пропорции, законы линейной и воздушной перспективы. Они определяют соотношения пространственных форм по положению в пространстве, величине, цвету, освещенности и т. д. Сюда же входят такие приемы, как симметрия, асимметрия, равновесие, ритм, контраст, нюанс, масштабность и т. д.

Средства композиции:

1)Соотношение форм по геометрическому строению. Может быть линейная, плоскостная и объемная форма, в зависимости от соотношения ее измерений. В линейной преобладает одно измерение над двумя другими, предельно малыми; в плоскостной — относительно равны два измерения при подчиненно малой величине третьего; в объемной форме все измерения относительно близки по величине.

Обратите внимание на характерные объемные формы крон деревьев различных пород. Их можно представить себе как тела вращения — шары, конусы, параболоиды. По сравнению с ними низкие массивы цветников выглядят как плоскости (плоскостная форма). Линейной формой, которая неизменно присутствует во многих элементах сада, можно считать дорожки, бордюры, ограждение сада.

2)Соотношение форм по величине. Составляя группу из деревьев и кустарников, мы часто пользуемся контрастным соотношением их форм (высокий — низкий, большой — маленький, пирамидальный — шаровидный и т.д.). Неизбежные в малом саду прямые дорожки, связывающие разные точки сада по кратчайшим направлениям, геометрически правильные грядки сочетаются с округлыми очертаниями цветников. Желательная (из условий ухода) посадка яблонь по прямоугольной сетке уравновешивается введением живописных групп цветущих кустарников. Жесткость границ участка уживается со свободными, мягкими линиями берегов маленького бассейна. Это все примеры соотношения форм по геометрическому строению и по величине.

3)Соотношения форм по фактуре. Под фактурой понимается характер поверхности предметов. В ландшафтном дизайне учитывается фактура растительности — деревьев, кустарников, поверхности газона и

4)Соотношения форм по цвету. Следует учитывать сезонные и возрастные изменения цвета растений, общую цветовую гамму пейзажей, колорит цветников. Основным фоном для древесных и цветочных растений служат газоны, которые с апреля по сентябрь варьируют по оттенкам зеленого цвета: от теплых до холодных тонов.

5)Соотношения форм по положению в пространстве. Виды пространственной композиции: фронтальную, объемную и глубинно-пространственную. Во фронтальной композиции, развернутой в ширину, как правило, не выражены два других измерения. Это своего рода плоскостная декорация. Объемная композиция имеет формы, ярко выраженные во всех трех измерениях. В глубинно-пространственных композициях природные формы организуются в глубокие перспективы, восприятие которых в значительной степени определяется законами линейной и воздушной перспективы — композиционных средств, присущих ландшафтной архитектуре, так же как и живописи.

Особенности и правила ландшафтного дизайна: красивый сад своими руками

Распечатать статью

Все владельцы участков мечтают, чтобы их сад был по-своему уникальным и завораживающим.

Мы поможем Вам в этом! Из этой статьи вы узнаете основные правила, рекомендации и советы по ландшафтному дизайну. Рассмотрим основные виды композиций, значение цвета и особенности контрастных посадок.

Начнем с нескольких правил, которые помогут создать привлекательный сад, не перегружая его элементами и контрастами:

  • Познакомьтесь с желанным растением заранее. Узнайте его характеристики, условия содержания и переносимость морозов. Это спасет вас от спонтанной покупки неподходящего растения, которое в будущем может не прижиться на участке или доставить много хлопот.
  • Не используйте слишком много разноцветных оттенков — в саду ведущим цветом всегда должен оставаться зеленый, а вся остальная палитра красок используется для эффектного контраста на фоне.
  • Если Вы отдаете предпочтение пестролистым растениям, помните, что для их полноценного развития и роста необходимо достаточное количество освещения.
  • Не рекомендуется использовать слишком большое количество контрастов, сконцентрируйтесь на нюансах. Яркие и насыщенные цвета способны утомить наблюдателя, их можно разбавлять приятными светлыми и серебристыми оттенками.

Рассмотрим основные виды композиций

Солитер.

Используется для наиболее красивых кустарников способных даже в одиночной посадке привлекать к себе всеобщее внимание. Например: гортензия, бересклет, дерен, калина, вейгела, барбарис и другие.

Группы.

Бывают простыми и смешанными. В простой группе сочетаются растения исключительно одного вида, в смешанных могут быть от двух и более разнообразных кустарников и деревьев. Причем как лиственные, так и хвойные культуры.

Живые изгороди. Свободнорастущие растения расположены по периметру сада, образуя своего рода стены и преграды. Такая композиция занимает много места, но подкупает эффектным цветением и живописным внешним видом.

Миксбордеры. В такой композиции кустарники создают фон для многолетних растений. Все растения соответствуют друг другу по размеру, периоду цветения и цветовой палитре. Порой для миксбордеров выбирают всего одну доминанту-кустарник. Например, вечнозеленый рододендрон будет украшать своим пышным цветением вашу композицию по весне, пока просыпаются и обретают декоративный вид многолетники на переднем плане. А позднее послужит для них очаровательным фоном вплоть до заморозка.

Рассмотрим поближе тонкости ландшафта на примере миксбордеров.

Важен ли цвет в ландшафтном дизайне?

При работе с цветом есть возможность увеличить пространство сада, используя некоторые приемы. Предметы, расположенные на расстоянии от зрителя, кажутся более светлыми и размытыми. Это называется «Воздушной перспективой» и которая может быть выгодно применима на приусадебной территории.

При отдалении от объекта сперва гаснут теплые оранжевые и желтые цвета, далее — холодные оттенки оранжевого и красный, последним пропадает в атмосферной дымке синий цвет, поэтому горная местность и лесная зона на горизонте кажутся голубыми.

Насыщенно желтые оттенки листьев визуально приближают композицию к наблюдателю, а серые оттенки создают эффект расстояния. Зеленый и пурпурный — нейтральны. Соблюдая этот порядок можно визуально увеличить масштаб сада.

Фон для растений

В естественном свете объекты, на которые ложится тень, кажутся не только более темными, но и уходят в синий тон, а хорошо освещенные предметы приобретают желтый оттенок. Синий и желтый располагаются в противоположных частях цветового спектра.

При посадке разноцветных растений в сплошную линию, золотая листва будет выходить на передний план, а пурпурнолистные растения уходят в глубину.

Любые оттенки на светлом фоне становятся ярче, а на темном более тусклые.

Контрастные посадки.

Многие начинающие ландшафтные дизайнеры сажают рядом друг с другом растения контрастных пурпуровых и желтых оттенков. Такие посадки производят яркое впечатление, но по истечению времени такой вид приедается и утомляет. Дело в том, что получается слишком грубый и резкий контраст оттенков различной светлости, насыщенности и цветовой температуры. Чтобы избежать такой прямолинейности, но сохранить эффектность композиции, следует использовать контрастные оттенки по следующим признакам:

Золотистые и темно-зеленые листья. Смежные оттенки, но разная светлота и насыщенность.

Пурпурные и салатовые листья. Разная насыщенность и более низкий цветовой контраст.

Пурпурная и серебристая листва. Одинаковая светлота.

Небольшой совет. В естественной среде растения с крупной листвой в основном произрастают в областях с мягким влажным климатом, а растения с компактной листвой в более засушливых регионах.

Добавить в сад средиземноморских или восточных мотивов можно путем посадки «экзотических растений». Деревья и кустарники с нетипичной для вашего региона формой листьев будут восприниматься необычно, перенося фантазию наблюдателя в южные страны для воссоздания полноценной картины Вашего нестандартного ландшафта.

Различные по текстуре и контрасту кроны растения воспринимаются наблюдателем по-разному. Созерцая рисунок образуемый листвой на поверхности кроны, мы испытываем не только визуальные переживания, но и внутренние. К примеру, широкая кожистая листва будет отдавать холодными ощущениями, а от темных, жестких и заостренных листьев создается чувство покалывания, бархатистая листва оставляет впечатление теплоты и мягкости.

Подбирая посадочный материал для сада, обязательно учитывайте фактуру листовой мозаики одновременно с контрастностью и оттенком листьев.

Появился вопрос? В нашем садовом центре «Ромашкино Парк» мы выполняем полный спектр услуг по ландшафтному дизайну и с удовольствием сможем предоставить Вам профессиональную помощь по любому интересующему вопросу.

В следующей раз мы разберем особенности групповых посадок и основные правила построения композиции в ландшафте.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *