Психофизиологические особенности водителя

Изучение психофизиологических качеств человека

В принципе можно любого физически и психически здорового человека обучить выполнению обязанностей какой-либо профессии. Однако практика подготовки специалистов при учете фактора времени и экономической целесообразности показывает, что наибольшей эффективности обучения можно добиться у людей, обладающих необходимым комплексом психофизиологических качеств, выявление которых может быть осуществлено проведением психофизиологического отбора. Поэтому целесообразно до начала обучения проводить индивидуальную оценку этих качеств с целью определения лиц, наиболее способных к обучению и овладению конкретной специальностью. Это позволяет значительно сократить сроки подготовки и снизить отсев в процессе обучения .
Исходя из этого, оценка психофизиологических качеств человека является довольно актуальной задачей, которая особенно остра сейчас, при включении человека в сложные технические системы «человек-машина», высокой «ценой» ошибочных действий, следствием которых является не только снижение качества профессиональной деятельности, но и возникновение аварий и даже катастроф.
Психофизиологический отбор является составной частью профессионального отбора, который предусматривает оценку пригодности военнослужащих по комплексу информативных показателей для выполнения определенной деятельности.
При разработке системы психофизиологического отбора военнослужащих необходимо руководствоваться следующими основными принципами:
— обоснованность — должна быть обоснована сама необходимость психофизиологического отбора, т.е. отбор проводится только для тех специальностей, для которых установлена явная зависимость успешности обучения и последующей профессиональной деятельности от уровня развития у кандидата определенных психологических и психофизиологических свойств и способностей;
— комплексность означает всестороннее изучение и оценку профессионально важных свойств и возможностей кандидата для правильного определения его пригодности к обучению и последующей профессиональной деятельности по специальности;
— динамичность предполагает пролонгированное наблюдение за военнослужащими как в обычных условиях, так и в стрессовых ситуациях, экстремальных условиях;
— этапность отбора — выделяют социальный (образование, профессия, направленность первичной военно-технической подготовки), медицинский (состояние здоровья, уровень физического развития), психофизиологический этапы отбора (соответствие психофизиологических качеств требованиям профессии), а также заключительный этап (оценка эффективности отдельных этапов отбора и всех мероприятий в целом);
— активность — возможность выявить дополнительные резервы повышения надежности военных специалистов, например, за счет совершенствования системы подготовки, улучшения режима деятельности;
— группировка специальностей (дифференцированное прогнозирование) — разрабатываются комплексы методик обследования не для каждой военной специальности, а для групп специальностей;
— практичность психофизиологического отбора означает проведение таких мероприятий по прогнозированию профессиональной пригодности, которые были бы оправданы в отношении материальных, временных и финансовых затрат на их осуществление.
Создание практических рекомендаций по психофизиологическому отбору следует строить на основе системного принципа, который предусматривает необходимость последовательного выполнения строго определенного комплекса мероприятий, имеющих целью в конечном итоге, обоснование методических приемов и критериев оценки физиологических и психических функций, профессионально важных для конкретного вида (или видов) деятельности.
Определение необходимости, целесообразности разработки системы психофизиологического отбора основывается на результатах анализа успешности обучения военнослужащих и эффективности рабочей деятельности уже подготовленных специалистов на конкретных объектах военной техники, а также на изучении характера связи профессиональной эффективности обучения или деятельности с индивидуальными психологическими особенностями, степенью развития психофизиологических функций. Потребность в проведении отбора возникает в следующих случаях: 1) При высокой «цене» ошибки в материальном или моральном отношении; 2) При существенной доли лиц, не справляющихся с обязанностями после обучения.
Требования деятельности к профессионально важным качествам специалистов определяются в ходе психофизиографического анализа деятельности.
Затем выбирается соответствующий методический аппарат. Вопрос об определении методических принципов изучения профессиональных способностей, выбора методик изучения состояния психофизиологических качеств человека является весьма сложным.
Принято различать два основных экспериментальных подхода к изучению профессиональных способностей — аналитический, который включает в себя методические приемы исследования отдельных психофизиологических функций, процессов, свойств личности, и синтетический, к которому относятся методические приемы, основанные на иммитации или моделировании отдельных трудовых действий, их совокупностей или всей деятельности в целом.
При применении первого подхода исходят из того, что любой рабочий процесс можно рассматривать как последовательность определенных действий, уровень выполнения которых зависит от ряда психофизиологических качеств человека, имеющих для каждого действия, а также для одного и того же действия, но в различных видах деятельности, разную значимость и вес. Определив возможности человека в отношении этих качеств, можно установить и пригодность его не только для данной конкретной специальности, но и для всех специальностей, деятельность в которых требует такого же сочетания этих качеств.
Необходимо также отметить, что использование синтетических методик для прогнозирования способностей человека к деятельности в определенной рабочей ситуации вряд ли дает основание для предсказания уровня его функционирования в случае, если структура системы будет частично или полностью отличаться от структуры применяемых для отбора технических средств.
К методическим приемам, рекомендуемым для использования в процедуре психофизиологического отбора, предъявляется ряд требований , главными из которых являются следующие: а) Валидность (англ. valid — действительный, пригодный, имеющий силу) — комплексная характеристика методики (теста), включающая сведения об области исследуемых явлений и репрезентативности диагностической процедуры по отношению к ним. В наиболее простой и общей формулировке валидность теста — это «… понятие, указывающее нам, что тест измеряет и насколько хорошо он это делает» . В стандартных требованиях к педагогическим и психологическим тестам валидность определяется как комплекс сведений о том, относительно каких групп психологических свойств личности могут быть сделаны выводы, а также о степени их обоснованности на основании конкретных тестовых оценок или других форм оценивания;
б) Надежность методики — это мера стабильности (постоянства, устойчивости) результатов, полученных с помощью конкретной методики при повторных исследованиях одного и того же испытуемого;
в) Дифференцированность методик. Это требование означает, что каждая методика должна быть направлена на оценку определенной функции или совокупности функций. Необходимо, чтобы корреляции между результатами выбранной методики и других методик, направленных на оценку заведомо иных функций, была наименьшей.
Для обеспечения достаточно высокой прогностической ценности и надежности методик при их разработке и подборе, а также при практическом использовании в процедуре отбора, необходимо руководствоваться рядом принципиальных положений, главными из которых являются следующие.
Принцип научной обоснованности. Методики должны позволять исследовать и оценивать именно те качества личности, которые являются профессионально важными для того или иного вида деятельности и выявлены в результате ее психофизиологического анализа. Должно быть ясно, какое качество подвергается изучению и почему именно его следует оценивать.
Принцип объективности. Реализация данного принципа предусматривает необходимость создания и поддержания в период обследования стандартности: обстановки и методик обследования, инструкции, организационных форм эксперимента, формы регистрации, анализа и интерпретации результатов исследования. Недостаточная стандартизация условий проведения исследования приводит к понижению надежности методик, а, следовательно, и их ценности.
Принцип практичности. Методики должны быть такими, чтобы их использование не требовало какой-либо специальной, длительной подготовки испытуемых. Желательно, чтобы они были экономичными с точки зрения стоимости аппаратуры, проведения исследования и обработки его результатов, а также экономичными в отношении времени, отведенного на проведение исследования. Методики должны быть простыми и, по возможности, должны обеспечивать массовое обследование при участии ограниченного количества обслуживающего персонала.
Эффективность применяемых методов профессионального отбора и надежность получаемых результатов во многом зависит от организации психофизиологического обследования.
Основными требованиями при его проведении являются:
— профессиональная подготовленность и компетентность руководителя обследования и ассистентов;
— наличие специально подготовленного для проведения психофизиологического обследования помещения;
— положительная установка обследуемых на качественное выполнение заданий;
— соблюдение стандартных условий проведения обследования (стандартность инструктирования, последовательности этапов обследования и формы его проведения, времени выполнения заданий, стандартность помех).
В заключение необходимо еще раз подчеркнуть, что психофизиологические качества человека являются во многом тем лимитирующим звеном в профессиональной деятельности, которое необходимо обязательно учитывать (особенно в деятельности, протекающей в субъэктремальных или экстремальных условиях).
Оценка психофизиологических качеств человека осуществляется в процессе психофизиологического отбора, направленного на выявление лиц, которые по своим психофизиологическим качествам, профессиональным способностям наиболее соответствуют требованиям какой-либо деятельности.
Требования деятельности к психофизиологическим качествам человека оцениваются на основании ее психофизиологического анализа, составления психофизиограммы этой деятельности. После этого подбирается соответствующий методический аппарат, позволяющий оценить анализируемые психофизиологические качества. При этом необходимо отметить, что психофизиологический отбор должен носить комплексный характер, быть активным, отвечать принципу дифференцированности, динамичен, научно обоснован, а методики должны отвечать требованиям надежности, прогностичности, дифференцируемости; они должны быть объективны и практичны. Только при соблюдении всех этих требований возможна достаточно исчерпывающая оценка интересующих психофизиологических качеств человека.

Психофизиологические качества человека

12345

Дополнительная

Нормативно-правовые акты

Тема 2 Характеристика человека как элемента системы

«человек-среда»

В ходе эволюционного и социального развития у человека выработалась естественная система защиты от опасностей. Эта система отличается совершенством, но имеет определённые пределы.

Благодаря приспособительным механизмам физические и химические параметры, определяющие жизнедеятельность организма, меняются в сравнительно узких пределах, несмотря на значительные изменения внешних условий. У человека поддерживается постоянство крови, температуры тела, кровяного давления и многих других функций. Однако мощный поток раздражителей может оказать неблагоприятное воздействие на организм человека, вызвать заболевание и травмы.

Для безопасного состояния системы «человек-среда» необходимо согласование характеристик человека и элементов, составляющих среду. В тех случаях, когда такого согласования нет, возможны следующие последствия: снижение работоспособности человека, развитие общих и профессиональных заболеваний, аварии, пожары, производственный травматизм и др.

Организм человека характеризуется физическими, психофизиологическими и психическими качествами.

Уровень физиологических качеств определяется состоянием нервной системы, показателями сердечно­сосудистой и дыхательной систем и степени физической работоспособности. В качестве этих показателей используются: максимальное и минимальное артериальное давление, частота пульса, жизненная емкость легких, сдвиги физиологических функций организма при выполнении дозированных нагрузок и т.д.

Физическая характеристика человека определяется состоянием нервной системы. Через неё замыкаются все рефлексы. (Рефлекс – непроизвольная реакция). Она регулирует работу разных органов и систем органов, согласует между собой их деятельность. Обеспечивает связь организма с внешней средой.

Рефлексы делятся на безусловные (врождённые, наследственные) и условные (приобретённые). Безусловные характерны всем особям какого-либо вида, в том числе и всем людям.

Психофизиологические качества человека.

Человек осуществляет непосредственную связь с окружающей средой при помощи своих анализаторов. Различают зрительный, слуховой, тактильный, двигательный анализаторы, обоняние, вкус, вибрационную, температурную, болевую и органическую чувствительность.

Любой анализатор состоит из рецептора, проводящих нервных путей и мозгового конца. Рецептор превращает энергию раздражителя в нервный процесс. Проводящие пути передают нервные импульсы в кору головного мозга. Мозговое окончание анализатора состоит из ядра и рассеянных по коре головного мозга элементов. Рассеянные элементы обеспечивают нервные связи между различными анализаторами. Между рецепторами и мозговым концом двухсторонняя связь, которая обеспечивает саморегуляцию анализатора. Особенностью анализаторов человека является их парность, обеспечивающая высокую надёжность их работы.

Основной характеристикой анализатора является чувствительность. Какой-либо раздражитель начинает восприниматься человеком после превышения некоторой определённой величины его интенсивности, называемой абсолютным порогом чувствительности. При дальнейшем увеличении интенсивности раздражителя наступает момент, когда действие раздражителя начинает вызывать боль и нарушает деятельность анализатора. Этот предел называется верхним абсолютным порогом чувствительности.

Интервалом от минимальной (нижний предел) до максимальной (болевой предел) адекватно ощущаемой величины определяется диапазоном чувствительности анализатора.

Минимальная разность между интенсивностями двух раздражителей, которая вызывает едва заметное различие ощущений, называется дифференциальным порогом или порогом различения. Психофизиологическими опытами установлено, что величина ощущений изменяется медленнее, чем сила раздражителя. Основной психофизический закон Вебера-Фехнера, имеющий приближённое значение, выражается формулой

в обеспечении безопасности движения

Сложно недооценивать значимость человеческого фактора в обеспечении возрастания интенсивности автоперевозок в соответствии критериям безопасности на автомобильных дорогах. Снижение рисков может быть достигнуто только при достаточно продуманной и реализованной организации дорожного движения и значительно ощутимом снижении дорожно-транспортных происшествий (ДТП). Если вести речь про настоящее время, то во многих государствах с высоким уровнем автомобилизации ДТП по прежнему становятся причиной больших человеческих жертв и материальным потерям.

Интенсивное развитие автомобильного парка приводит к повышению загруженности транспортных потоков, что сказывается на увеличении требований к водителям. По этой причине, увеличение надежности водителей является приоритетной задачей. Без достижения результата по этой задаче не удастся достигнуть качественного снижения ДТП и, что закономерно, повысить безопасность движения.

Актуальность: Проблема обеспечения безопасности дорожного движения в сложных условиях относится к числу приоритетных социальных, медицинских и технологических проблем во всем мире.

Анализ основных видов нарушения правил дорожного движения (ПДД) показывает, что ведущими связанными непосредственно с вождением и приводящими к наиболее тяжким последствиям, являются грубые нарушения ПДД. Это свидетельствует о том, что определяющим выполнение действий, приводящих к ДТП, является недостаточность психических и психофизиологических механизмов регуляции деятельности водителей.

Степень изученности темы работы.К настоящему времени, учет системы профессиональной деятельности функционируют в авиации, энергетике, атомной энергетике, на предприятиях ядерно-оружейного комплекса, железнодорожном транспорте, МЧС, МВД, МО России. Изучение состояния здоровья и психофизиологических характеристик водителей, определяющих профессиональную пригодность и безопасность труда, имеет достаточно давнюю предысторию, как в медицине, так и в смежных областях науки. Тем не менее, до настоящего времени отсутствует единое мнение на задачи, методы и процедуру психофизиологического обследования в системе медицинского обеспечения водителей.

Объект исследования — система подготовки водителей по безопасности движения на автомобильном и городском транспорте.

Предмет исследования — психофизиологические компоненты подготовки водителей по безопасности движения на автодорогах в сложных условиях.

Цель работы заключается в изучении связи риска возникновения дорожно-транспортных происшествий с уровнем психофизиологической адаптации и психофизиологических характеристик водителей; научное обоснование введения в систему обучения водителей по безопасности движения психофизиологической подготовки, как самостоятельного вида, и разработке рекомендаций, направленных на повышение безопасности вождения;

Для достижения целей работы, были поставлены следующие задачи:

1)аналитическое исследование психофизиологических причин дорожно-транспортных происшествий;

2) обоснование разработки рекомендаций психофизиологической подготовки водителей по безопасности движения, как инновационных компонентов, повышающих потенциал надежности водителей и безопасность функционирования системы «водитель -автомобиль — среда» в целом.

Глава 1 Роль человеческого фактора

Важность движения каждым становится более более . Это с плотности автомобилей прочих средств улицах ростом легковых среди . Именно ощутимо процесс смешанного потока дорогах .

фаза важном восприятия на водителем — изменение езды траектории транспортного . Очень реакция на — либо дорожной направлена на скорости , а усиление напряженности, которой не момент ее признаков, по распространения в головного . Поэтому часто ошибки в возникновения ситуации, через время, , казалось , благополучного из . Этим, частности, концентрация -транспортных (ДТП) на опасном дороги, на удалении него. человеческого в движении выявление роли обеспечении движения из крупных .

На этапе связи постоянно скоростью интенсивностью в дорог необходимость возможностей в опасности принятии мер. связи этим понятие » расстояние «, включающее себя только путь , но путь, автомобилем время водителя.

принятием качестве из параметров реакции появилась при дорог безопасность инженерными : устранение неожиданного во движения дороге (каких- препятствий разрушений части) предоставление времени на оценку ситуации, принятие и реализацию решения. При этом, естественно, из-за отсутствия специальных дорожных исследований возможная величина времени реакции водителя была заимствована из психофизиологических исследований, и для случая неожиданного сигнала была принята 1 с.

Этот показатель оставался долгое время единственным, численно представляющим человека во всей теории проектирования дорог, а параметры трассы дороги рассчитывались исходя из систем уравнений, основанных на геометрии и механике, обеспечивающих устойчивость автомобиля при движении с расчетной скоростью. Возможность выбора параметров расчетных формул с позиций удобства движения появилась после введения коэффициента поперечной силы, позволившего количественно выразить ощущение человеком нагрузок при движении автомобиля по закруглению. Расчетная формула для определения минимального радиуса кривой в плане с учетом заданной степени комфортабельности движения (рис. 1), предложенная А.В. Макаровым в 1939 г. используется и в настоящее время.

Рисунок 1- Формула расчета минимального радиуса кривой и его изображение

Для второго этапа, начавшегося в послевоенные годы, характерно более глубокое изучение степени воздействия условий аварийность и движения . было тем, , несмотря соблюдение проектировании требований условий в назначения параметров и поперечного , на построенных в процессе выявлялось участков с аварийностью и скоростью .

Это о недостаточном в принятых и методах дорог восприятия дорожной . В развернутых сам выступал в неявной : в качестве степени дорожных на движения изменения или движения и статистики -транспортных .

Третий характеризуется изучением водителем обстановки. в работах рода практически с появления автомобиля. за , оценка -транспортной полностью на . Но сенсорная , все функции под скоростей к нему и необходимой ответной , которые для перемещения с собственных . Сенсорные и возможности превышают необходимые, определенный в скорости информации и реагирования, ему среде в условиях. эти не и исчерпываются, правило, при скоростях 60…70 км/ч. во движения помогать в дорожных , подсказывать тактику автомобилем. надежным средством при этом является сама дорога.

До тех пор пока напряженность работы водителя, вызываемая скоростью и плотностью движения потока, стала оптимальные , для безопасности достаточно при технических учитывать общие психологии человеком мира, числа главными с точки являются представление за обеспечения расстояния и учет ответного водителя . изучаемых расширился, в дорожных стали электрокардиограмму () как показатель состояния . Большая работ направлена выявление между в ЭКГ и дорожной .

Необходимость комплексных восприятия дорожных , оценки эмоциональной и функционального центральной системы появление лабораторий, в процессе фиксировать движения и целый психофизиологических : электроэнцефалограмму, , кожно- реакцию, .

Проблема фактора в безопасности движения в необходимости механизмов и характеристик и переработки информации о обстановке, влияния продуктивность и деятельности дорожных и разработке и методов, учитывать возможности при дорог и движения.

1.1 Пригодность к вождению основе психофизиологических факторов

психофизиологическими, по определяют к вождению ,является ощущение, восприятие, психомоторная реакция, внимание, эмоционально-волевая реакция, оперативное мышление и специальные личностные факторы:

ощущение — отражение в сознании человека отдельных свойств предметов и явлений материального мира, непосредственно на чувств ( ощущение , слуховые, , кожные, , вибрационные и .);

восприятие — развития чувств, определения отношений и интервалов, переработки ;

психомоторная — скорость и реакции в критических , четкая координация;

— широкий и распределение , его переключаемость и , правильная внимания выполнении ;

эмоционально- реакция — стойкость, уровень волевых (самообладание, , настойчивость);

мышление — оценки обстановки и решений, к быстрому прогнозированию, оперативная и ее ;

личностные — активность и личности, к технике, , смекалка, , интерес к работе . Недостаточное одних особенностей может развитием и проявляться в сложных условиях, предотвращение и разрядка дорожной зависят скорости ситуации, применить управления , от и от реакции, , решительности и . Мастером дела считать того , который правильно и оценивать обстановку, ее изменения и не в сложные , а при избежать , — максимально опасную .

Опыт и водитель постепенно, же характера — чувство ответственности за безопасность других людей, способность сосредоточиться только на управлении автомобилем, выдержка и восприимчивость к информации — он должен воспитывать в себе с самого начала вождение.

Из основных психофизиологических качеств водителя, помимо темперамента, который исследовался в моих прошлых научно-исследовательских работах, особенно следует выделить внимательность и скорость реакции к соответствующим действиям на воспринятую информацию.

Рисунок 2 – Скорость реакции водителя в зависимости от сложности ситуации

Внимательность — способность сосредоточить внимание на выявленном объекте опасности, сделать его полный обзор и оценить ситуацию. При средних высоких скоростях движения водитель может обозревать десятки объектов, но детально рассмотреть он может только один объект. Водителю важно уметь вовремя сосредоточить свое внимание на основном объекте опасности, который может потребовать принятие срочных мер для предотвращения аварии. При управлении автомобилем необходимо постоянно оценивать переменчивые дорожные условия и обстановку движения, чтобы вовремя определить новый режим движения.

Одним из важнейших навыков водителя, которые обеспечивают безопасность движения, является скорость реакции — закономерный ответ организму на внешнее влияние.

Процесс реакции можно подразделить на три фазы: оценка обстановки, принятия решения и выполнения соответствующих действий. Время реакции водителя при управлении автомобилем измеряется коротким промежутком от момента восприятия опасности к началу действий, направленных на ее устранение. Время реакции зависит от вида реакций — сложной, простой и в опасной зоне (рис. 2).

Рисунок 3 – Схема сложной ситуации на дороге

При движении автомобиля перед водителем могут возникать всевозможные препятствия и опасности. Чтобы предотвратить возникшую опасность, водитель должен правильно оценить ее и выбрать наиболее эффективное действие: остановить автомобиль, объехать объект опасности, проехать мимо него с увеличенной скоростью (рис. 3). Такая оценка в совокупности и выбор способа действия являют собой сложную реакцию.

Глава 2 Действия водителя в сложных условиях

Что бы наглядно увидеть, как водитель видит дорогу, в зависимости от скорости движения ТС, приведена следующая схема:

Рисунок 4 – Поле зрения водителя в зависимости от скорости движения

Видно прямую зависимость сужения поля зрения водителя при увеличении скорости (рис. 4). А скорость зависит от дорожной обстановки и темперамента водителя, что в следствии влияет на безопасность дорожного движения для всех его участников.

Во время сложных условий на дороге навыки и состояние водителя являются одними из важнейших факторов, которые предопределят благополучное окончание поездки.

Важной автомобильной дорогой проходящей через Саратовскую область является трасса Р158. По данным статистики за 2018 г., приведенным в открытых источниках, на большей части протяженности трассы Р158 Нижний Новгород — Арзамас происходит большое количество ДТП, по различным причинам (рис. 5). Обще количество процентов превышает 100%, т.к. часто ДТП происходит из-за нескольких причин одновременно.

Рисунок 5 – Диаграмма причин ДТП в России по данным ГИБДД

Многие из них заканчиваются летальным исходом, что говорит о том, что на этой трассе имеют место быть многие недочеты в проектировании и эксплуатации. Явные эти ошибки заметны в том, что трасса не соответствует требованиям безопасности для загородной автодороги, на которой существует большой поток транспортных средств всех видов. Так же дорога в основном имеет одну полосу для движения в каждом направлении, встречные потоки не разделены барьером или другим строительно-техническим образом. Большой перепад высоты между проезжей частью и обочиной, отсутствуют отбойники с краю дороги и не продублированы знаки запрещающие обгон по левой стороне дороги.

2.1 Междугородние пассажирские перевозки

Зима 2019 года в Саратовской области началась с сильных снегопадов, которые повлияли на многие сферы жизни людей, в том числе и на дорожную ситуацию. Практическим примером применения знаний о темпераменте водителя, его физическом и психическом состоянии стала поездка из Саратова в областной город в сложных дорожных условиях.

В качестве наглядного примера рассмотрим мои наблюдения за действиями водителя междугороднего рейса Саратов-Петровск. В этот день многие рейсы были отменены из-за сложных погодных условий (рис. 6). Саратов и Петровск соединяет трасса Р158. Она является дорогой федерального значения. Протяженность трассы 610 километров, а отрезок соединяющий Саратов с Петровском – 98 километров.

Рисунок 6 – Фото дороги Р158 зима 2019 г.

Водитель Колдин В.С. является профессионалом 1 класса (При оформлении на работу классность присваивается на основании водительских прав. Водитель 1 класса – получает специалист с категориями В, С, Д, Е.).

Поездку осложняла плохая видимость (туман и снегопад), сильный боковой ветер, большое количество снежных масс на проезжей части и обочинах, как видно на фото выше.

Существует множество рекомендаций и инструкций о том, как обезопасить вождение в зимний период:

Обязательно использовать зимнюю резину;

Автомобиль должен быть очищен от снега (особенно лобовое и боковые стекла);

Обязательно должны быть включены фары;

Стиль вождения должен быть плавным;

Не превышать скоростной режим, поддерживать оптимальную скорость движения ТС;

При потере управления автомобилем, продолжать действия во избежание заноса.

Как видно, эти рекомендации просты. Их в силах соблюдать любой человек, в отличии от более глобальных мероприятий по реконструкции дороги и ее проектированию. Исполнение рекомендаций для водителей поможет предотвратить ДТП, сохранить жизни и здоровье людей.

Хочу отметить, что водитель, за которым велось наблюдение по управлению автомобилем в сложных дорожных условиях, на протяжении всего пути сохранял сосредоточенность, осторожность и внимательность.

Заключение

В заключении еще раз отмечу, что интенсивное развитие автомобильного парка приводит к повышению загруженности транспортных потоков. Это однозначно влияет на увеличении требований к водителям. По этой причине, увеличение надежности водителей является приоритетной задачей.

В скорости возникновения, глубине и силе чувств, в быстроте движений, общей подвижности человека находит выражение его темперамент – свойство личности, придающее своеобразную окраску всей деятельности и поведению людей, который значительно влияет на поведение водителя при движении на дороге, особенно при управлении ТС в сложных условиях.

Каждая из причин ДТП, указываемых в настоящее время органами ГИБДД, на самом деле имеет «скрытую» область, не лежащую на поверхности явлений, требующую для выявления специального психологического исследования водительской деятельности. Суть водительской деятельности заключается в сложном психологическом взаимодействии водителя и условий движения. Под условиями движения имеется в виду вся совокупность характеристик и параметров проезжей части дороги, придорожного пространства, дорожных знаков, указателей, сигналов светофора, видимости, обзорности, плотность и состав транспортного потока, дорожно-транспортные ситуации и пр., т. е. имеется в виду среда, в которой осуществляется управление транспортным средством .

В данной научно-исследовательской работе было проведено аналитическое исследование психофизиологических причин дорожно-транспортных происшествий, а именно влияние «человеческого фактора» на рост ДТП. Изучены нейропсихические механизмы ошибочности в деятельности водителей. Таким образом, была обоснована необходимость создания рекомендаций по программе психофизиологической подготовки водителей по безопасности движения, учитывающих психофизиологические особенности водителя, как инновационных компонентов, повышающих потенциал надежности водителей и безопасность функционирования системы «водитель -автомобиль — среда» в целом.

Список использованной литературы:

Балмаков А.И. За рулем без аварий./ Балмаков А.И., Звонов В.Ф. – Минск.: Беларусь, 2014;

Василенко В. А. Психологические особенности водителя, как фактор безопасности дорожного движения // Молодой ученый. / Василенко В. А. — 2016. — №2

Клебельсберг Д. Транспортная психология/ Клебельсберг Д. , под ред. В. Б. Мазуркевича. — М.: Транспорт, 2018.

Лаппи Отто, Диссертация, факультет поведенческих наук,/ Лаппи О., университет Хельсинки, 2010 г.

Лобанов Е.М. Проектирование дорог и организация движения с учетом психофизиологии водителя. / Лобанов Е.М. — М.: Транспорт, 2013

Ломов Б.Ф. Основы инженерной психологии: учебник для техн. вузов / Ломов Б.Ф. — М.: Высш. шк., 2016.

Мишурин В.М., Надежность водителя и безопасность движения / Мишурин В.М., Романов А.Н., 166, -.М. — Транспорт 2012 г.

Романов, А. Н. Автотранспортная психология: учеб. пособие для студ. Высш. учеб. заведений/А. Н. Романов.- М.: Академия, 2012

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *