Социальная финансовая политика

Социальная финансовая политика

Государственная социальная политика является еще одной важнейшей сферой деятельности государственного регулирования. Она преследует следующие цели:

защита граждан от экономического и общественного вреда и деградации в результате болезни, старости, резкого сокращения доходов и т.д.;

обеспечение необходимых условий развития каждой отдельной личности и общества в целом;

контроль морально-этических основ общества.

Это предполагает перераспределение дохода в пользу менее обеспеченных слоев населения через систему государственных и местных бюджетов, различных внебюджетных фондов, других форм социальной поддержки. Подобная политика позволяет поддерживать не только социальную стабильность, но и стимулирует массовый платежеспособный спрос. Как уровень социальных гарантий, так и понятие социальной справедливости обусловлены степенью развития производительных сил того или иного общества, его культурными и политическими традициями.

Проблемы, которые могут возникнуть при проведении социальной политики:

опасность возникновения значительных групп трудоспособного населения, живущих исключительно на государственные пособия;

общее ослабление экономических стимулов рыночного механизма;

перенапряжение бюджета при крупных объемах социальных выплат и, следовательно, угроза усиления инфляции;

гипертрофированное развитие бюрократических структур, призванных осуществлять и контролировать процесс оказания социальной помощи.

В основе системы соцобеспечения лежит механизм социального страхования, в котором участвуют три экономических субъекта: работник, предприниматель и государство. Пропорции каждого из этих субъектов в сумме страховых взносов зависят от целевого назначения взносов и правовых норм конкретных государств.

В целом социальная политика государства может быть представлена в виде двух основных моделей:

Поощрение индивидуальной активности получателя социальной помощи в самостоятельном поиске выхода из кризиса, стимулирование развития частнопредпринимательских структур в сфере предоставления социальных услуг, с низким удельным весом социальных расходов в ВНП (США).

Высокая степень удовлетворения социальных потребностей граждан посредством общественных фондов потребления под контролем государства, высокий удельный вес социальных расходов в ВНП (Швеция).

бюджетный социальный финансовый политика заемный

Таможенная политика

Таможенная политика — это система экономических организационных, правовых и иных мероприятий, проводимых государством, направленная на реализацию интересов государства; это часть внешнеторговой деятельности государства, регламентирующая объем, структуру и условия экспорта и импорта товаров. Именно таможенная политика определяет основные направления таможенного регулирования, таможенного законодательства и таможенного дела.

Двумя основными разновидностями таможенной политики в настоящее время являются протекционизм и либерализм (либо политика свободной торговли).

Протекционизм выступает как внешнеторговая политика государства, направленная на защиту внутреннего рынка от иностранной конкуренции, а нередко и на развертывание и поддержку деятельности отечественного бизнеса на внешних рынках — как на рынках отдельных стран и регионов, так и конкретных товарных сегментах мирового рынка.

Либерализация, напротив, предполагает снятие всевозможных барьеров, препятствующих развитию внешней торговли и внешнеэкономических связей в целом.

Протекционизм и либерализация в чистом виде выступают как определенные крайности внешнеторговой политики, в практике же, как правило, реализуется некий комбинированный, компромиссный вариант этой политики, сочетающий в себе элементы протекционизма и либерализации. При этом используемые государствами в своей внешнеторговой политике элементы протекционизма и либерализации отражают не только специфику их собственной долгосрочной политики, но и их реакцию на изменения в общей системе международных экономических отношений, во внешнеторговой политике других государств и/или их группировок (используемые при этом формы внешнеторговой политики могут выступать в качестве ответных мер на действия других государств).

Основными средствами осуществления таможенной политики являются: система экономических инструментов таможенного регулирования, участие в таможенных союзах, зонах свободной торговли и таможенных конвенциях (соглашениях), установленный режим прохождения грузов через границу.

Таможенная политика осуществляется путём применения:

таможенных пошлин, налогов и сборов при перемещении товаров через границу,

таможенных процедур для достижения определенных экономических, финансовых и торгово-политических целей.

Круг задач, выполняемых таможенными органами России, на самом деле гораздо шире, чем пополнение государственного бюджета. В настоящее время к этим задачам относятся:

участие в разработке и реализации таможенной политики;

участие в разработке мер экономической политики в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу, реализация этих мер;

защита экономических интересов России;

обеспечение в пределах своей компетенции экономической безопасности страны;

осуществление контроля над вывозом стратегических и других жизненно важных для интересов России материалов;

осуществление мер по таможенному регулированию торгово-экономических отношений;

взимание таможенных пошлин, налогов и иных таможенных платежей;

создание условий, способствующих ускорению товарооборота через таможенную границу;

осуществление валютного контроля в пределах своей компетенции;

ведение таможенной статистики внешней торговли и специальной таможенной статистики;

проведение научно-исследовательских работ, консультирование в области таможенного дела, осуществление подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов в этой области для государственных органов, предприятий, учреждений и организаций. Предусмотрен также блок функций международного характера: участие в разработке и выполнении международных договоров, затрагивающих таможенное дело;

сотрудничество с таможенными и другими компетентными органами иностранных государств, международными организациями, занимающимися вопросами таможенного дела.

Целью таможенной политики любого государства является обеспечение его экономических интересов.

Таможенно-тарифная политика в последние годы стала одним из ключевых элементов государственного регулирования экономики. Она является своего рода узлом, в котором сплетаются интересы национального хозяйства и внешней торговли. Устанавливая различные ставки пошлин, можно способствовать насыщению внутреннего рынка или, наоборот, защитить отечественного товаропроизводителя. Вводя новые таможенные режимы, можно привлечь иностранные инвестиции. Совершенствуя таможенные процедуры и отменяя необоснованные льготы, — привлекать дополнительные миллиарды рублей в федеральный бюджет.

Особенности таможенно-тарифной политики в предстоящий период предполагают два качественно различных этапа ее реализации.

I этап — до конца 2010 г. — характеризуется по предварительной оценке, постепенным переходом от острой фазы кризиса к фазе смягчения кризисных явлений и появлением признаков оздоровления экономики. На этом этапе таможенно-тарифная политика реализуется как неотъемлемая часть антикризисной экономической политики. При этом применение мер таможенно-тарифного регулирования должно быть направлено на сбалансированную защиту интересов бюджета государства, отечественных производителей и потребителей.

II этап — 2011-2012 гг. — стабилизация экономики, переход к поступательному развитию. Главные задачи этого этапа заключаются в восстановлении равновесия между протекционистской и регулятивной функцией таможенно-тарифной политики, формирование потенциала устойчивого посткризисного экономического развития и в переходе к полномасштабной реализации приоритетных направлений таможенно-тарифной политики на 2009 г. и плановый период 2010 и 2011 гг.

Главная цель государственной финансовой политики – наиболее полная мобилизация финансовых ресурсов и повышение эффективности их использования для социально-экономического развития общества.

Важной составной частью финансовой политики является установление финансового механизма.

В качестве важнейших направлений государственной финансовой политики выступают: бюджетная, налоговая, инвестиционная, социальная, таможенная политика.

Бюджетную политику государства в первую очередь необходимо рассматривать как совокупность мероприятий по осуществлению взаимодействия бюджетов разных уровней. Главной задачей в бюджетной политике было и остается укрепление государственных финансов, снижение бюджетного дефицита, создание благоприятных финансовых условий для развития отраслей народного хозяйства.

Налоговая политика представляет собой деятельность органов государственной власти и местного самоуправления по принудительному изъятию части доходов, получаемых экономическими субъектами и населением, в целях формирования доходной части соответствующих бюджетов.

Инвестиционная политика представляет собой комплекс мероприятий по созданию условий для привлечения отечественных и иностранных инвестиций, прежде всего в реальный сектор экономики. Главная задача этой политики заключается в создании условий для того, чтобы инвесторам было выгодно вкладывать финансовые средства в экономику России.

Социальная финансовая политика связана прежде всего с решением задач финансового обеспечения прав граждан России, установленных в Конституции РФ. В настоящее время социальная финансовая политика охватывает пенсионную политику, иммиграционную политику, политику финансовой помощи отдельным социальным группам населения и др.

Таможенная политика представляет собой симбиоз налоговой и ценовой политики, ограничивая или расширяя доступ на внутренний рынок товаров и услуг и поощряя либо сдерживая экспорт товаров и услуг из страны.

Финансовая политика предприятия представляет собой целенаправленную деятельность финансовых менеджеров по достижению целей ведения бизнеса.

9. ФИНАНСОВЫЙ МЕХАНИЗМ КАК ИНСТРУМЕНТ РЕАЛИЗАЦИИ ФИНАНСОВОЙ ПОЛИТИКИ

Важной составной частью финансовой политики является установление финансового механизма, при помощи которого происходит осуществление всей деятельности государства в области финансов.

Финансовый механизм представляет собой систему установленных государством форм, видов и методов организации финансовых отношений. Финансовый механизм – это внешняя оболочка финансов, проявляющаяся в финансовой практике. К элементам финансового механизма относятся финансовые ресурсы, методы их формирования, система законодательных норм и нормативов, которые используются при определении доходов и расходов государства, организации бюджетной системы, финансов предприятий и рынка ценных бумаг.

Финансовый механизм – наиболее динамичная часть финансовой политики. Его изменения происходят в связи с решением различных тактических задач, и поэтому финансовый механизм чутко реагирует на все особенности текущей обстановки в экономике и социальной сфере страны. Одно и то же финансовое отношение может быть организовано государством по-разному. Так, отношения, возникающие между государством и юридическими лицами по формированию бюджета, могут строиться на основе взимания налогов или неналоговых платежей. Финансовый механизм подразделяется на директивный и регулирующий.

Директивный финансовый механизм, как правило, разрабатывается для финансовых отношений, в которых непосредственно участвует государство. В его сферу включаются налоги, государственный кредит, расходы бюджета, бюджетное финансирование, организация бюджетного устройства и бюджетного процесса, финансовое планирование.

В этом случае государством детально разрабатывается вся система организации финансовых отношений, обязательная для всех его участников. В ряде случаев директивный финансовый механизм может распространяться и на другие виды финансовых отношений, в которых государство непосредственно не участвует.

Такие отношения имеют большое значение для реализации либо всей финансовой политики (рынок корпоративных ценных бумаг), либо одной из сторон этих отношений – агента государства (финансы государственных предприятий).

Регулирующий финансовый механизм определяет основные правила игры в конкретном сегменте финансов, не затрагивающем прямо интересы государства. Такая разновидность финансового механизма характерна для организации внутрихозяйственных финансовых отношений на частных предприятиях. В этом случае государство устанавливает общий порядок использования финансовых ресурсов, остающихся на предприятии после уплаты налогов и других обязательных платежей, а предприятие самостоятельно разрабатывает формы, виды денежных фондов, направления их использования.

Управление финансами предполагает целенаправленную деятельность государства, связанную с практическим использованием финансового механизма. Эта деятельность осуществляется специальными организационными структурами. Управление включает в себя ряд функциональных элементов: прогнозирование, планирование, оперативное управление, регулирование и контроль. Все эти элементы обеспечивают проведение мероприятий финансовой политики в текущей деятельности государственных органов, юридических лиц и граждан.

10. ФИНАНСОВАЯ ПОЛИТИКА РОССИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

Создание рыночных отношений немыслимо без проведения принципиально новой финансовой политики. В ходе исполнения новой финансовой политики выявилось множество проблем, к началу проведения реформ разработки по финансово-бюджетным вопросам были сформулированы на декларативном уровне, и фактически реформы начали проводиться методом проб и ошибок.

Для выхода из финансового кризиса Правительством РФ был разработан ряд направлений финансовой политики послекризисного периода. Взаимоувязка финансовой политики и структурных реформ должна осуществляться по следующим направлениям:

– повышение эффективности бюджетной системы, сокращение бюджетных расходов и бюджетной сети, усиление контроля за расходами получателей бюджетных средств через систему Федерального казначейства;

– оздоровление банковской системы;

– совершенствование межбюджетных отношений и бюджетного федерализма;

– ликвидация неденежных расчетов и неплатежей;

– развитие земельной реформы;

– принятие комплекса мер по защите прав мелких инвесторов;

– создание законодательных условий для привлечения иностранных инвестиций. Стратегическими направлениями финансовой политики государства должны быть такие мероприятия, которые приведут к экономическому росту страны.

Для укрепления курса национальной валюты необходимо осуществить комплекс мер для ограничения спекуляций на валютном рынке и остановить незаконный вывоз капитала за рубеж. Необходимо повысить товарное обеспечение рубля путем проведения структурной перестройки экономики.

Задачей ближайших лет является укрепление доверия вкладчиков к кредитным организациям и инвестиционным институтам. Для этого необходимо создать надежную систему страхования вкладов, разрешить при определенных условиях иностранным банкам привлекать средства населения России, повысить процентные ставки по депозитам, соблюдать разумные пределы доходности государственных ценных бумаг, разработать комплекс мер по расширению прав мелких инвесторов фондового рынка.

Стратегической задачей финансовой политики является достижение сбалансированности бюджетов всех уровней, для чего необходимо проведение в жизнь скоординированной, единой бюджетной политики федерального центра, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований с целью укрепления государственных финансов и пресечения проявлений регионального сепаратизма.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *