Проблемно хронологический метод

1. Сущность, формы, функции исторического знания.

1.1. Сущность, формы, функции исторического знания.

1.2. Методы и источники изучения истории.

1.3. Понятие и классификация исторического источника.

1.4. Отечественная историография в прошлом и в настоящем: история России – неотъемлемая часть всемирной истории.

1.5. Методология и теория исторической науки.

1.1. СУЩНОСТЬ, ФОРМЫ, ФУНКЦИИ ИСТОРИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ

История — неотъемлемая составляющая общей культуры. У человека, изучающего историю, в процессе познава­тельной деятельности и накопления исторических знаний формируется историческое сознание, которое является элементом общественного сознания.

В науке под историческим сознанием принято понимать совокупность каких-либо представлений, кото­рые присущи как обществу в целом, так и составля­ющим его социальным группам.

В процессе изучения истории у людей складывается представление об основных этапах развития цивили­зации, о том, как наше государство изменялось на про­тяжении столетий. Они знакомятся с памятниками культуры, познают самобытность своего народа.

В эпоху древних цивилизаций история воспринима­лась как наглядный пример жизни для воспитания че­ловека, формирования его этнического сознания.

История как наука всегда воплощает социальную память всех поколений.

Изучение истории способствует нравственному развитию и формированию личности, стимулирует творческое мышление, умение действовать на благо общества. (Размышляя о значимости исторических знаний, один из выдающихся русских историков В,О. Ключевский писал: «Определяя задачи и направления своей деятельности, каждый из нас должен быть хоть немного историком, чтобы стать сознательно и добросовестно действующим гражда­нином».)

Как и любая другая наука, историческая наука о раз­витии человеческого общества имеет свой предмет и принципы исследования. Один из таких принципов — это изучение различных сфер деятельности людей, изучение процесса развития человечества, накопления знаний о чело­веческом обществе.

История — это не только наука о прошлом, но также наука о поступательном движении человеческого общества как еди­ном, разностороннем и противоречивом процессе.

От методологии исследования зависит успешное изуче­ние истории и ее научно-достоверная реконструкция.

1.2. Методы и источники изучения истории

Метод представляет собой способ изучения исторических процессов через их проявления — исторические факты, способ получения из фактов новых знаний.

К конкретным методам относятся:

1. общенаучные;

2. собственно исторические;

3. специальные — заимствованные из других наук.

Общими методами для всех гуманитарных наук служат:

1. логический;

2.исторический.

Целью логического метода является рассмотрение изучаемых явлений на высшей стадии их развития. Именно в этот момент они приобретают наиболее зре­лую форму, и только это способствует лучшему пониманию предыдущих стадий исторического развития.

Исторический, метод способен воспроизводить яв­ления и процессы в их хронологическом развитии со всеми неповторимыми чертами, деталями, особенно­стями, через которые проявляются общие закономерности.

Для изучения и исследования истории России обыч­но используют следующие методы:

хронологический метод, который состоит в изло­жении явлений в строго хронологическом (вре­менном) порядке;

хронологическо-проблемный метод, заключающийся в изучении и исследовании истории России по пери­одам (эпохам), внутри периодов — по проблемам;

проблемно-хронологический метод, исследующий какую-то одну сторону жизни и деятельности госу­дарства в ее постепенном развитии;

синхронический метод, который применяется реже других и с помощью которого можно установить связь между отдельными явлениями и процессами, проте­кающими в одно и то же время, но в разных частях страны либо за ее пределами.

Исторические источники — это свидетельства о прош­лом, остатки прошлой жизни.

Классификация исторических источников — это одна из основ вспомогательной исторической дисциплины — источ­никоведения. В настоящее время выделяют семь основных групп исторических источников:

1. письменные;

2. вещественные;

3. устные;

4. этнографические;

5. лингвистические;

6. фотокинодокументы;

7. фонодокументы.

Самыми важными источниками для изучения истории Рос­сии служат летописи. Древнейшая из дошедших до нас «По­весть временных лет» написана в XII в. Летописи, подобно историческим произведениям, состояли из записей по годам и представляли собой источники сложного состава. Судебник 1497г., Соборное Уложение 1649г., жалованные грамоты дворянству, купчие грамоты также являются историческими источниками.

Учебные материалы по Истории России

Методы и источники изучения истории.

Метод представляет собой способ изучения исторических процессов через их проявления — исторические факты, способ получения из фактов новых знаний.

К конкреткым методам относится: общенаучные, собственно исторические, специальные – заимствованные из других наук.

Общими методами для всех гуманитарных наук служат: логический, исторический.

Целью логического метода является рассмотрение изучаемых явлений на высшей стадии их развития. Именно в этот момент они приобретают наиболее зрелую форму, и

только это способствует лучшему пониманию предыдущих стадий исторического развития.

Исторический метод способен воспроизводить явления и процессы в их хронологическом развитии со всеми неповторимыми чертами, деталями, особенностями, через которые проявляются общие закономерности.

Эти методы дополняют друг друга, так как если исчерпаны все познавательные возможности исторического метода, то можно сделать соответствующие выводы и обобщения с помощью логического метода.

Для изучения и исследования истории России обычно используют следующие методы:

· Хронологический метод, который состоит в изложении явлений в строго хронологическом (временном) порядке;

· Хронологическо – проблемный метод, заключающийся в изучении и исследовании истории России по периодам (эпохам), внутри периодов – по проблемам;

· Проблемно – хронологический метод, исследующий какую-то одну сторону жизни и деятельности государства в ее постепенном развитии;

· Синхронический метод, который применяется реже других и с помощью которого можно установить связь между отдельными явлениями и процессами, протекающими в одно и то же время, но в разных частях страны либо за ее пределами.

Выделяют также и другие методы для изучения и исследования истории страны: метод периодизации; сравнительно-исторический; ретроспективный; системно-структурный; статистический; метод социологических исследований, который взят из социологии и используется для изучения и исследования современных проблем.

Только при использовании всех перечисленных методов можно достовернее воссоздать картину прошлого, воспроизвести процесс исторического развития, систематизировать исторические знания.

История как наука основывается на точно установленных фактах. Эти факты извлекаются из исторических источников.

Исторические источники – это свидетельства о прошлом, остатки прошлой жизни.

Классификация исторических источников — это одна из основных вспомогательной исторической дисциплины – источниковедения. В настоящее время выделяют семь основных групп исторических источников: письменные; вещественные; устные; этнографические; лингвистические; фотокинодокументы; фонодокументы.

Самыми важными источниками для изучения истории России служат летописи. Древнейшая из дошедших до нас «Повесть временных лет» написана в XII в. в Киеве монахом Нестором. Летописи состояли из записей по годам и представляли собой источники сложного состава. Судебник 1497 г., Соборное Уложение 1649 г., жалованные грамоты дворянству, купчие грамоты также являются историческими источниками.

Предыдущие статьи: Следующие статьи:

  • Понятия и классификация исторических источников.
  • Отечественная историография в прошлом и настоящем.
  • Методология и теория исторической науки.
  • Античное наследие в эпоху Великого переселения народов.
  • Проблема этногенеза восточных славян.

Проблемно-хронологический метод изучения истории

Определение 1

Проблемно-хронологический метод – это метод исторического познания, применяемый при изучении одной стороны государства, общества, личности в ее последовательном развитии. Этот метод позволяет в полной мере проследить логическое развитие проблемы и наиболее эффективно извлекать практический опыт.

Содержание метода

Целью историка является постижение смысла истории. А его нельзя постичь, просто устанавливая и реконструируя факты. Задача научно-исследовательской работы историка состоит в организации фактов в определенную объяснительную систему. Исторические факты не существуют сами по себе, им надлежит указывать на явления, тенденции, процессы, или иллюстрировать их примерами.

Исторические факты не могут существовать отдельно друг от друга. Взаимодействуя, они складываются в явления. Выделяя явления, исследователь конкретизирует предмет исторического исследования, систематизирует факты и пытается добиться наиболее глубокого понимания истории процесса и движущих сил исторического процесса.

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Например, на протяжении долгого времени происходят регулярные вооруженные конфликты между двумя соседними странами. Они складываются в одно явление — войну между странами. Война является политической, экономической, культурной, военно-технической проблемой для истории взаимоотношений двух стран, и для их внутренней истории. Рассматривая войну в качестве исторической проблемы, историк систематизирует доступный ему материал: определяет территориальные границы и хронологические рамки войны, причины, повод к ней, этапы, основные сражения, итоги и последствия, значение. Многие войны, особенно древнего мира и Средних веков, сконструированы учеными-историками и на самом деле современниками воспринимались по-другому.

Одним из наиболее распространенных ранее методов исторического исследования является хронологический метод. Он заключается в том, что все факты, явления, события или процессы политической, экономической, социальной, культурной или правовой истории излагаются в строгом хронологическом порядке. Сейчас в чистом виде этот метод используется реже, главным образом при составлении исторической хронологии, при реконструировании цепи событий, связанных между собой в большинстве случаев. Проблемно-хронологический метод является более широко применимой разновидностью хронологического метода. Он предполагает расчленение широкой темы на целый ряд относительно узких проблем исторического развития, из которых каждая рассматривается в строгой хронологической последовательности относящихся к ней фактов. К числу несомненных достоинств данного метода стоит отнести соблюдение исторической преемственности в описании различных исторических институтов, так как ничего в истории не вырастает на пустом месте. Любые явления вырастают из предшествующих, и по мере своего развития трансформируются в будущие формы. Применение хронологического, а равно и проблемно-хронологического метода, позволяет представить единую историческую перспективу. Также проблемно-хронологический метод позволяет рассмотреть качественные изменения в развитии изучаемого явления.

Применение

В качестве примера можно привести Столетнюю войну между Англией и Францией. Она распадается на серию конфликтов: Эдвардианская война (1337—1360), Каролингская война (1369—1396), Ланкастерская война (1415—1428) и завершающий этап войны до 1453 года, при этом никакого официального соглашения об окончании войны не было оформлено. В этот хронологический период, кроме того, попадает целый ряд других локальных конфликтов. Таким образом, столетняя война является лишь традиционным названием длительного военно-политического конфликта между королевствами Англии и Франции в XIV—XV вв. Как цельное явление эту войну придумали историки XIX века, которые ввели в оборот выражение и определили хронологические рамки, на 16 лет большие века. Но европейцы, жившие между 1337 и 1453 гг., даже не подозревали, что они живут в эпоху Столетней войны.

Историк может изучать следующие виды исторических проблем:

  • собственно исследовательские проблемы. В рамках их изучения необходимо проводить характеристику источников, их датировку, определять степень репрезентативности, степень верификации данных, обосновывать выбор исследовательских метода и т.д.;
  • глобальные исторические проблемы, среди которых можно выделить три больших блока:
  • определение причин исторических событий, явлений, тенденций и процессов;
  • установление их сущности, характеристика;
  • выявление результатов и последствий событий, то есть их места в истории.

По направлениям исторические проблемы можно разделить следующим образом:

  • социальные;
  • экономические;
  • политические;
  • историко-демографические;
  • военные;
  • культурные;
  • религиозные;
  • историко-антропологические и многие другие проблемы.

Также возможно изучение проблем конкретных исторических сюжетов. Исследование любого исторического сюжета может делаться с двумя основными целями:

  • реконструкция событийного ряда, фактов, связанных с данным сюжетом;
  • определение причин и последствий развития данного исторического сюжета, его истинного смысла, места в истории, характеристики.

Замечание 1

Для достижения второй цели необходимо применять конкретно-проблемный метод.

Недостатки проблемно-хронологического метода

Несмотря на широкое применение в научных исследованиях проблемно-хронологического метода, он не лишен некоторых недостатков. К ним можно отнести:

  • проблемно-хронологический подход можно охарактеризовать не методом самостоятельного продуктивного исторического исследования прошлого, а лишь одним из приёмов систематического изложения материала, подменяя поиск нового знания описанием известных фактов;
  • при рассмотрении узких проблем исторического развития, характерном для проблемно-хронологического метода, историк-исследователь может не учесть исторический контекст, что негативно скажется на соблюдении принципов историзма и объективности.

Методы изучения истории

1. Установите соответствие между методом исторического знания и его определением:

1) системный А) последовательное проникновение в прошлое с целью выявления

причины события

2) ретроспективный Б) описание исторических событий и явлений

3) идеографический В) раскрытие внутренних механизмов функционирования и развития

2. Установите соответствие между методом исторического знания и его определением:

1) системный А) последовательное проникновение в прошлое

с целью выявления причины события

2) ретроспективный Б) раскрытие внутренних механизмов функционирования

и развития

3) проблемно-хронологический В) изучение последовательности исторических событий

во времени

3. Установите соответствие между методом исторического знания и его определением:

1) системный А) последовательное проникновение в прошлое

с целью выявления причины события

2) ретроспективный Б) раскрытие внутренних механизмов функционирования

и развития

3) типологический В) классификация исторических явлений, событий, объектов

4. Установите соответствие между методом исторического знания и его определением:

1) сравнительный А) изучение исторических событий, происходящих в одно и то же время

2) типологический Б) сопоставление исторических объектов в пространстве, во времени

3) синхронный В) классификация исторических явлений, событий, объектов

А) анализа Б) аналогии В) экстраполяции Г) синтеза

А) хронологическое Б) диахронное В) синхронное Г) временное

7. Ретроспективный метод изучения истории заключается в…

А) классификации исторических явлений, событий, объектов

Б) последовательном проникновении в прошлое с целью выявления причины события

В) описании исторических событий и явлений

Г) сопоставлении исторических объектов в пространстве, во времени

Методология истории

1. Учение о способах исследования, освещения исторических фактов, научного познания называется…

А) методологией Б) субъективизмом

В) рационализмом Г) историографией

2. Рассмотрение исторического процесса как результата проявления божественной воли, мирового духа характерно для…

А) географического детерминизма Б) субъективизма

В) марксизма Г) теологического подхода

3. Одним из видных представителей цивилизационного подхода к истории является…

А) В.О. Ключевский Б) К. Маркс В) А. Тойнби Г) Ф. Энгельс

4. «Отцом истории» принято считать…

А) Светония Б) Геродота В) Тита Ливия Г) Плутарха

5. История исторической науки, ее становления и развития называется…

А) историографией Б) методологией

В) этнографией Г) источником

6. Историческая наука зародилась в(во)…

А) Персии Б) античной Греции

В) Франции Г) средневековой Англии

Историография истории

1. Соотнесите историков и эпоху, в которую они жили:

1) В. Татищев А) эпоха Петра

2) С. Соловьев Б) эпоха революционных потрясений

3) М. Покровский В) эпоха буржуазных реформ

2. Соотнесите историков и их труды:

1) Н.М. Карамзин А) «Курс русской истории»

2) В.О. Ключевский Б) «История государства Российского»

3) С.М. Соловьев В) «История России с древнейших времен»

3. Автором «Курса русской истории», значительное внимание уделявшим социально-экономической истории России, был…

А) В.Н. Татищев Б) М.Н. Покровский

В) Л.Н. Гумилев Г) В.О. Ключевский

4. Первая попытка создать обобщающий труд по истории принадлежала современнику Петра I…

А) Н.М. Карамзину Б) В.О. Ключевскому

В) В.Н. Татищеву Г) М.В. Ломоносову

5. Двумя разработчиками «норманнской теории» возникновения Древнерусского государства были…

А) П. Гордон Б) Г. Байер

В) А. Остерман Г) Г. Миллер

6. Основоположником антинорманизма считается русский ученый-энциклопедист…

Метод представляет собой способ изучения исторических процессов через их проявления — исторические факты, способ получения из фактов новых знаний.
К конкретным методам относятся:
1) общенаучные;
2) собственно исторические;
3) специальные — заимствованные из других наук.
Общими методами для всех гуманитарных наук служат:
— логический;
— исторический.

Целью логического метода является рассмотрение изучаемых явлений на высшей стадии из развития. Именно в этот момент они преобретают наиболее зрелую форму, и только это способствует лучшему пониманию предыдущих стадий исторического развития.
Исторический метод способен воспроизводить явления и процессы в их хронологическом развитии со всеми неповторимыми чертами, деталями, особенностями, через которые проявляются общ.закономерности.
Эти методы дополняют друг друга, так как если исчерпаны все познавательные возможности исторического метода, то можно сделать соответствующие выводы и обобщения с помощью логического метода.
Для изучения и исследования ист.России обычно используют такие методы:
1. ХРОНОЛОГИЧЕСКИЙ — состоит в изложении явлений в строго хронолич.порядке;
2. ХРОНОЛОГИЧЕСКО-ПРОБЛЕМНЫЙ — заключается в изучении и исследовании истории по периодам (эпохам), внутри периодов — по проблемам;
3. ПРОБЛЕМНО-ХРОНОЛОГИЧЕСКИЙ — исследует какую-то одну сторону жизни и деятельности гос-ва в её постепенном развитии;
4. СИНХРОНИЧЕСКИЙ — применяется реже; с его помощью можно установить связь между отдельными явлениями и процессами, протекающими в одно и то же время, но в разных частях страны либо за её пределами.

Выделяют также и другие методы для изуч. и исслед. ист. страны:
— метод периодизации;
— сравнительно-исторический;
— ретроспективный;
— системно-структурный;
— статистический;
— метод социологич. исследований, кот.взят из социологии и используется для изучения и исслед.современных проблем.

История как наука основывается на точно установленных фактах. Эти факты извлекаются из исторических источников.
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ — это свидетельства о прошлом, остатки прошлой жизни.
Классификация ист.источников — это одна из основ вспомогательной ист.дисциплины — источниковедения. В наст.вр. выделяют 7 основных групп историч.источников:
1) письменные, 2) вещественные, 3) устные, 4) этнографические, 5) лингвистические, 6) фотокинодокументы, 7) фонодокументы.
Самыми важными источниками служат и служили летописи.

Глава 1. ИСТОЧНИКИ ИЗУЧЕНИЯ ИСТОРИИ

Развитие исторической науки непосредственно связано с расширением круга источников. В результате прогресса в технике фиксации круг исторических источников непрерывно расширяется. Так, после появления письменности важным этапом было изобретение бумаги и книгопечатания. В наши дни в качестве источников могут выступать фотографические, кинематографические материалы, а также магнитные записи.

Открытие нового источника часто проливает свет на какую-то проблему прошлого, заставляя исследователей отказываться от уже устоявшейся точки зрения, а иногда даже «переписывать» историю отдельных периодов и эпох.

Большое внимание, которое историки уделяют поиску, изучению и обработке источниковедческого материала, а также его публикации и комментированию, объясняется тем, какую роль играет источник в историческом исследовании.

Познавательным средством для всего этого многообразия исторических источников является классификация. Условно можно выделить 4 вида исторических источников:

1) вещественные;

2) письменные;

3) фонические (звуковые);

4) изобразительные.

Только привлечение всех видов источников позволит воссоздать объективную картину исторического развития.

Наибольший интерес для историков представляют письменные источники. Их изучает вспомогательная историческая дисциплина источниковедение. Письменные источники также подлежат классификации. Согласно отечественному историку Л.Н. Пушкареву, можно разделить письменные источники на два рода: делопроизводственные и повествовательные. Делопроизводственные источники делятся на 4 вида: картографические, статистические, актовые, канцелярские. Повествовательные источники Пушкарев разделил также на 4 вида: личные, художественные, исторические и научные. Существуют и другие классификации исторических источников.

Глава 2. МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ ИСТОРИИ

Современные историки ставят перед собой следующие вопросы: 1) Когда исторический источник был написан? 2) Где он был создан? 3) Кем? 4) На каком ранее существовавшем материале основывался автор? 5) Какова была оригинальная форма источника? 6) Насколько источник заслуживает доверия?

Большое значение для истории, как и любой другой науки, имеют методы познания, именно поэтому совершенствуются старые и постоянно обнаруживаются новые. Исторический метод заключается в следовании принципам и правилам работы с первоисточниками и другими доказательствами, найденными в ходе исследования и затем используемыми при написании исторического труда.

К специально-историческим методам относятся:

— условно-документоведческий и грамматически-дипломатический методы, т.е. методы членения текста на составные элементы, применяются для изучения делопроизводства и делопроизводственных документов.

— методы текстологии. Так, например, логический анализ текста позволяет интерпретировать различные «темные» места, выявить противоречия в документе, существующие лакуны и т.п. Применение этих методов дает возможность выявить недостающие (уничтоженные) документы, реконструировать различные события.

— историко-политический анализ позволяет сопоставить сведения различных источников, воссоздать обстоятельства политической борьбы, породившие документы, конкретизировать состав участников, принявших тот или иной акт.

Есть и другие специальные методы исторического анализа и синтеза.

К методам общеисторического научного исследования относятся:

— историко-генетический (ретроспективный) метод позволяет показать причинно-следственные связи и закономерности развития исторического события (явления, структуры). Он заключается в последовательном проникновении в прошлое с целью выявления причин каких-либо фактов, событий, явлений. Историко-генетический метод применяется и для выявления соотношения субъективного, личностного фактора в историческом развитии и объективных факторов (логики политической борьбы, экономического развития и т.п.).

— проблемно-хронологический метод предполагает расчленение широких тем на ряд узких проблем, каждая из которых рассматривается в хронологической последовательности. Этот метод используется как при изучении материала (на первой стадии анализа, совместно с методами систематизации и классифицирования), так и при его компоновке и изложении внутри текста работы по истории.

Методы эмпирического исторического познания относятся к методам общеисторического исследования:

— историко-сравнительный метод (в сочетании с методом отождествления, аналогии как логической основы этого метода) позволяет выявить как общие, так и особенные черты в развитии разных событий, явлений, структур.

— историко-типологический метод позволяет упорядочить предметы изучения по качественно различным типам (классам) на основе присущих им существенных признаков. Типологизация по форме является разновидностью классификации, но позволяет выявить существенные признаки предмета. Основой метода является понимание взаимосвязи единичного, особенного, общего и всеобщего в историческом процессе.

— метод периодизации позволяет выделить ряд этапов в развитии различных общественных, социальных явлений. Критерии периодизации в каждом случае могут выдвигаться различные.

— структурно-диахронный метод направлен на изучение разновременных исторических процессов. Применение этого метода позволяет выявить продолжительность, частоту различных событий, а также динамику развития различных элементов сложной системы.

К методам теоретического познания может быть отнесен метод моделирования (хотя он не является собственно историческим).

Долгое время в научном мире присутствовало мнение, что проводя исследование, достаточно просто заглянуть в источник и извлечь оттуда истину, как она есть. Сегодня становится очевидной неправомерность и, по сути, ошибочность этой точки зрения, так как прошлое не может познаваться только из источника. Этим фактом обусловливается существование ряда методов исторической науки. В первую очередь это метод «догадки», основанный на наблюдении и личном опыте. Также широко используется в исследованиях сравнительный, или компаративный метод. Проведение аналогий позволяет вы являть сходство одного явления с другим и прослеживать их особенности. Один из наиболее распространенных методов — генетический, основанный на анализе одного объекта в различных фазах его развития. Историческая наука, обладая целым рядом собственно исторических методов, постоянно обращается к опыту других наук. Наиболее интенсивно развиваются связи истории с науками, изучающими общество, — социологи ей, этнографией, социальной психологией и др. Очевидно, подобному сближению в первую очередь способствовало то, что все они изучают один и тот же объект — общество.

Таким образом, история как наука, изучающая развитие общества, призвана, исследуя и анализируя многовековой опыт, решать проблемы, которые ставит перед нами жизнь. И общество на любом этапе своего развития должно знать и уважать свою историю.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *