Проблема ценностей в философии кратко

Проблема ценностей в философии. Основные ценности и их иерархия.

ЦЕННОСТЬ – одна из основных понятийных универсалий философии, означающая в самом общем виде невербализуемые, «атомарные» составляющие наиболее глубинного слоя всей интенциональной структуры личности – в единстве предметов ее устремлений (аспект будущего), особого переживания-обладания (аспект настоящего) и хранения своего «достояния» в тайниках сердца (аспект прошедшего), – которые конституируют ее внутренний мир как «уникально-субъективное бытие». Историческая и логическая контаминация философского понятия ценности и основной категории политэкономии – «стоимость» (ср. «цена»), с одной стороны, и его близость другим понятиям, маркирующим интенциональность индивида – прежде всего благои цель – с другой, обусловливает сложность «обособления» понятия ценности в его историческом развитии.

Философское учение о ценностях и их природе называется аксиологией (от греч. axios – ценность иlogos – учение). Но прежде чем сложиться в её современном виде, эта теория прошла исторический путь развития, равный становлению самой философии, в рамках которой она сформировалась. В античной, а затем и в средневековой философии ценности отождествлялись с самим бытием, а ценностные характеристики включались в его понятие. Ценности, таким образом, не отделялись от бытия, а рассматривались как находящиеся в самом бытии. Например, для Сократа и Платона такие ценности, как благо и справедливость, являлись главными критериями истинного бытия. Кроме того, в античной философии предпринималась попытка классифицировать ценности. В частности, Аристотель выделял самодостаточные ценности, или «самоценности», к которым он относил человека, счастье, справедливость, и ценности, имеющие относительный характер, постижение которых зависит от мудрости человека.

Различные исторические эпохи и разные философские системы накладывают свой отпечаток на понимание ценностей. В Средние века они связываются с божественной сущностью, приобретают религиозный характер. Эпоха Возрождения выдвигает на первый план ценности гуманизма. В Новое время развитие науки и новых общественных отношений во многом определяют и основной подход к рассмотрению предметов и явлений как ценностей.

Кант впервые употребил понятие ценности в специальном, узком смысле. Предпосылкой аксиологии у него является разведение сущего и должного, реальности и идеала. Ценности – это: требования, обращённые к воле; цели, стоящие перед человеком; значимость тех или иных факторов для личности. Гегель особое внимание уделял разграничению ценностей на экономические (утилитарные) и духовные. Первые выступают как товары и характеризуются со стороны их «количественной определённости». По существу, здесь имеется в виду абстрактная, меновая стоимость товара.


В соответствии с основными сферами общественной жизни обычно различают 3 группы ценностей: материальные, социально-политические и духовные.

Материальные ценности – это ценностно значимые природные объекты и предметы, т.е. средства труда и вещи непосредственного потребления. К природным ценностям относятся естественные блага, заключённые в природных богатствах. А к предметным ценностям – предметы материального мира, созданные в результате человеческого труда, а также предметы культурного наследия прошлого.

Социально-политические ценности – это ценностное значение социальных и политических явлений, событий, политических актов и действий. К социально-политическим ценностям, как правило, относят социальное благо, содержащееся в политических и социальных движениях, а также прогрессивное значение исторических событий, способствующих процветанию общества, укреплению мира и сотрудничества между народами и т.д.

Духовные ценности – это нормативно-оценочная сторона явлений общественного сознания, выраженная в соответствующих формах. Духовными ценностями принято считать ценности науки, морали, искусства, философии, права и т.д.

Второе основание классификации ценностей – по субъектам. Здесь различают ценности индивидуальные, групповые и общечеловеческие.

Индивидуальная, или личностная ценность – это ценностная значимость предмета, явления, идеи для конкретного человека. Любая ценность по своей сути индивидуальна, ведь только человек способен оценивать предмет, явление, идею. Личные ценности порождаются потребностями и интересами индивида.


Групповые ценности – это ценностная значимость предметов, явлений, идей для какой-либо общности людей. Групповые ценности имеют большое значение для жизнедеятельности того или иного коллектива, сплачивая входящих в него индивидов едиными интересами, ценностными ориентациями.

Общечеловеческие ценности – это ценностная значимость предметов, явлений, идей для мирового общества. К общечеловеческим ценностям относятся социально-политические и нравственные принципы, разделяемые большинством населения мирового сообщества; общечеловеческие идеалы, общенародные цели и основные средства их достижения; природные ценности и ценности, которые по своей сути и значимости имеют глобальный характер: проблемы сохранения мира, разоружения, международного экономического порядка и др.

С точки зрения той роли, которую ценности играют в жизни общества и человека, их можно разделить на три следующие группы:

Ценности, имеющие второстепенное значение для человека и общества. Это те ценности, без которых нормальное функционирование общества и человека не нарушается.

Ценности повседневного спроса и повседневного обихода. К этой группе относится большинство как материальных, так и духовных ценностей. Это всё то, что необходимо для нормального удовлетворения материальных и духовных потребностей человека, без чего общество не может функционировать и развиваться.

Высшие ценности – это предельные по своей значимости ценности, отражающие фундаментальные отношения и потребности людей. Без высших ценностей не только не может состояться личность, но и невозможно нормальная жизнь общества в целом. К высшим ценностям относится часть материальных, духовных и социально-политических ценностей. Это прежде всего: мир, жизнь человечества; представления о справедливости, свободе, правах и обязанностях людей, дружбе и любви; родственные связи; ценности деятельности; ценности самосохранения; ценности самоутверждения, самореализации; ценности, характеризующие выбор личных качеств и др.

Классификация ценностей диалектична, т.е. она не является жёсткой и неподвижной.
Теории ценностей в философии
После выделения аксиологии в самостоятельную область философских исследований сформировалось несколько типов теории ценностей. Вот некоторые из них.

Натуралистический психологизм рассматривает ценности как объективные факторы, источник которых заключается в биологических и психологических потребностях человека. Такой подход позволяет отнести к ценностям любые предметы и действия, с помощью которых человек удовлетворяет какие-либо свои потребности.

Персоналистический онтологизм. Наиболее видный представитель данного направления Маркс Шелер также обосновывал объективный характер ценностей. Однако, согласно концепции Шелера, ценность каких-либо предметов, явлений нельзя отождествлять с их эмпирической природой.

Мир ценностей, по Шелеру, имеет определённую иерархию. Нижнюю ступеньку этой иерархии занимают ценности, связанные с удовлетворением чувственных желаний и с материальными благами; более высокие ценности – это ценности «прекрасного» и «познавательные» ценности; наивысшей ценностью является ценность «святого» и идея Бога. Реальность всего этого ценностного мира основывается на ценности божественной личности. Тип же личности человека определяется свойственной ей иерархией ценностей, которая и образует онтологическую основу данной личности.

Аксиологический трансцендентализм понимает ценности не как объективную реальность, а как идеальное бытие, не зависящее от человеческих потребностей и пожеланий. К таким ценностям относятся истина, добро, справедливость, красота, которые имеют самодостаточное значение и существуют в виде идеальных норм. Таким образом, ценность в данной концепции – это не реальность, а идеал, носителем которого является какое-то трансцендентальное, т.е. потустороннее, запредельное, сознание.

Культурно-исторический релятивизм. Основателем данного направления аксиологии был Вильгельм Дильтей, положивший в его основу идею аксиологического плюрализма. Под аксиологическим плюрализмом Дильтей понимал множественность равноправных ценностных систем, которые различаются и анализируются при помощи исторического метода. По существу данный подход означал критику попыток создания абсолютной, единственно правильной концепции ценностей, которая была бы абстрагирована от реального культурно-исторического контекста.

Социологическая концепция ценностей. Родоначальником данной концепции является Макс Вебер, который ввёл понятие ценностей в социологию и применил его для интерпретации социального действия и социального знания. По мнению Вебера, ценность – это норма, которая имеет определённую значимость для социального субъекта.

В последующем данный подход Вебера развили американский социолог Уильям Томас и польский социолог Флориан Знанецкий, которые стали определять ценности не только через их социальную значимость, но и через социальные установки. По их представлению, ценностью выступает любой предмет, который обладает поддающимся определению содержанием и значением для членов какой-либо социальной группы. Установки же являются субъективной ориентацией членов группы по отношению к ценности.

Если иметь в виду самое общее понимание ценностей, то можно сказать, что ценность – это понятие, указывающее на культурное, общественное или личностное значение (значимость) явлений и фактов действительности.

Всё многообразие мира может выступать в качестве «предметных ценностей», т.е. оценивается с точки зрения добра и зла, истины и лжи, прекрасного и безобразного, справедливого и несправедливого и т.д. К таким ценностям относятся предметы материальной и духовной деятельности людей, общественные отношения и включённые в их круг природные явления, имеющие для человека положительное значение и способные удовлетворять их многообразные потребности. Другим видом ценностей является «субъектные ценности», которым относятся установки. Оценки, требования, запреты и т.д., выраженные в форме норм. Они выступают ориентирами и критериями деятельности людей. Таким образом, в центре понимания ценностей находится ценностное отношение человека к миру, сторонами которогои являются «предметные ценности» и «субъектные ценности».

На ценностное восприятие и процесс формирования ценностей оказывают влияние все сколько-нибудь значимые факторы человеческого существования – биологические, социальные, психические и т.д. Их индивидуальное сочетание обусловливает личностный характер ценностей человека, который, однако, не отрицает наличия общечеловеческих ценностей. Не следует только думать, что общечеловеческие ценности существуют наряду с индивидуальными ценностями. Общечеловеческие ценности – это в то же самое время и индивидуальные, личностные ценности. И каждая личность по-своему их воспринимает и осознает.

Проблема ценностей в философии

Философское учение о природе ценностей, их структуру и место в жизнедеятельности человека называется аксиологией (от гр. Аксис — ценность и логос — учение).

Начиная с освоения орудий труда, а затем совершенствуя их, человек научился удовлетворять собственные элементарные потребности, начала выделять главное и второстепенное, необходимо, постоянное и временное в своей жизни. Постепенно осмыслялась значимость предметов и явлений окружающего мира для отдельного индивида, группы, общества, то есть определялась их ценность.

Ценность — это понятие, которое указывает на человеческую, социальную и культурную значимость определенных явлений и предметов деятельности.

Ценность является особым типом мировоззренческой ориентации человека, представлениями, которые сложились в той или иной культуре об идеале, нравственность, добро, красоту. Любые события и явления в природе, обществе, жизни индивида воспринимаются им не только с помощью научно обоснованных теорий, но и пропускаются через призму собственного отношения к ним.

Формирование понятия «ценность» прошло сложный исторический путь. Целесообразно коснуться только истории тех взглядов на ценность, которые являются важнейшими для современного понимания этого понятия.

Интересным утверждению древнегреческого философии является то, что высшим мерилом ценности и высшей ценностью является человек. Известный тезис Протагора: «Человек есть мера всех вещей».

В античной и средневековой философии ценностные характеристики включались в саму жизнь, рассматривались как присущие ему, неразрывны с реальностью. Исследование ценностей как таковых стало возможным тогда, когда понятие реальности расщепилось в реальность в собственном смысле и ценность как объект человеческих привязанностей, страстей и стремлений.

Категория ценности наиболее основательно была разработана классической немецкой философией, особенно И. Кантом. Кант понятие ценности связывает с понятием доброй воли. Сама по себе добрая воля имеет цениться несравненно выше, чем что-либо совершенное им в пользу какой-то склонности. Важным в кантовском анализе понятие ценности является то, что это понятие он соотносит с человеком как целью, ее развитием, а такой аспект ценности, как полезность, — с миром природы желаний. Этот аспект Кант называет относительной, обусловленной ценностью. Основное внимание он обращает на субъективный аспект ценности, который и стремится осветить. В то же время подчеркивает наличие и объективного аспекта, но детально его не разрабатывает. Кантовскую концепцию ценности восприняли в основном, с некоторыми изменениями, все представители классической немецкой философии.

Современная социально-философская литература характеризуется разнообразием взглядов на природу ценностей и их понимание. Они в конце концов есть или конкретизацией проблемы, намеченной в немецкой классической философии, или разрабатываются через противопоставление последний.

Наиболее аргументированным, распространенным и приемлемым является утверждение, согласно которому ценности являются предметом потребностей и интересов человека. Этими предметами выступают вещи, явления или идеи, мысли. В зависимости от этого выделяют две группы ценностей:

— Материальные — это орудия и средства труда, предметы и вещи непосредственного потребления;

В зависимости от ценностного отношения человека к миру ценности определяются как «предметные» и «субъектные».

«Предметный» ценностями выступает все многообразие предметов человеческой деятельности, общественных отношений и включенных в их круг природных явлений как объектов ценностного отношения. Они оцениваются В плане добра и зла, истины или ложности, красоты или уродства, допустимого или запретного, справедливого или несправедливого и тому подобное.

«Субъектные» ценности — способы и критерии, на основе которых проводятся самые процедуры оценки соответствующих явлений, закрепляются в общественном сознании и культуре, выступая ориентирами деятельности человека. Это — установки и оценки, требования и запреты, цели и проекты, которые отражаются в форме нормативных установок.

Разнообразие ценностей предусматривает классификацию по их уровнем. Так, выделяются ценности личности, социальных и профессиональных групп, национальные, общечеловеческие.

В настоящее время особое значение приобретают общечеловеческие ценности. Они являются регуляторами поведения человечества, выступая важнейшими критериями, стимулами и орудиями поиска путей взаимопонимания, согласия и сохранения жизни людей планеты. Следует иметь в виду, что общечеловеческие ценности должны конкретно-исторический характер. Их понимание в античности или в эпоху Средневековья существенно отличается от их понимания в современном информационном обществе.

В современной философии пока нет единого видения того, что являются общечеловеческими ценностями. Нет основы, которая бы позволяла определить единые, общезначимы ценности для всех народов, систем и культур. Наблюдается чрезвычайное разнообразие мнений относительно понятия «общечеловеческое».

Можно выделить некоторые ценности, которые, несомненно, являются общечеловеческими:

— Ценность человеческой жизни;

— Смысл жизни, добро, справедливость, красота, истина, свобода и тому подобное;

— Ценность природы как основы жизнедеятельности человека, предотвращение экологической кризисе, сохранения окружающей среды;

— Предотвращения угрозы термоядерной войны;

— Обеспечение свободы, демократизации всех сфер человеческой жизнедеятельности — экономики, политики, культуры и тому подобное.

Дальнейшее конкретно-исторический анализ сущности и развития ценностей является важной стороной научного исследования и понимания истории общества и культуры.

Проблема ценностей в философии

  • Главная
  • Избранное
  • Популярное
  • Новые добавления
  • Случайная статья

12

Важное место в философском осмыслении социальной действительности занимает представление о ценностях.

«Ценность» как философская категория, имеющая универсальный характер, вошла в философию в качестве самостоятельной категории в 60-х годах XIX века. Этот процесс соотносится с трактатом немецкого философа Г. Лотце «Основания практической философии» и с его сочинением «Микрокосм». По его мнению, надо четко разграничивать мир явлений и мир внутренних ценностей. Добро, например, нельзя включать в круг природно-естественных явлений. Лишь «царство целей» есть обитель ценностей. Мир ценностей обладает не просто действительным существованием как нечто должное, но является «самым действительным из всего на свете». Пытаясь, по-видимому, снять выступившую у него явно противоположность мира фактов и мира ценностей, он указывал также на собственную ценность вещей, улавливаемую нашей способностью чувствовать. Заслуга его в постановке (а не решении) вопроса о соотношении объективного и субъективного в ценностях, а главное — в возведении понятия «ценность» в круг основных категорий философии.

На основе категориального статуса ценности сформировалась философия ценности, или аксиология. Ее становление связывается с неокантианством, в особенности с именем В. Виндельбанда. Он подчеркивал, что Г. Лотце выдвинул вперед понятие ценности и поставил его во главе метафизики. На этом основании, по В. Виндельбанду, и возникает теория ценности «как новый вид философской основной науки». Ценность, пишет он, предполагает общеобязательность и состоит во всеобщем обязательном признании. Это нормативное долженствование ценности имеет свое сверхъестественное основание: «Высшие ценности эмпирической жизни — знание, нравственность и искусство — становятся живыми деяниями Божества в человеке и приобретают в трансцендентальном сознании более высокое и глубокое значение»

( Виндельбанд В. Прелюдии. Философские статьи и речи. СПб., 1904. С. 298.) Задача философии, указывает В. Виндельбанд, — постигать «общезначащие ценности», которые образуют общий план всех функций культуры и основу всякого отдельного осуществления ценности. Но и эти ценности она будет описывать и объяснять лишь с тою целью, чтобы отдать отчет в их значении; она рассматривает их не как факты, но как нормы.

Конечно, в XX веке, да и в начале XXI столетия положение в философии оказалось более сложным (вспомним прагматизм, аналитическую философию, да и марксистскую философию 20-х — 80-х годов), однако философия ценностей занимает одно из центральных мест как среди широко распространенных течений философской мысли (в экзистенциализме, неофрейдизме, герменевтической философии и др.), так и среди традиционных философских дисциплин — наряду с онтологией, теорией познания, социальной философией, всеобщей методологией, теоретической эстетикой, общей этикой.

Остановимся на некоторых важнейших сторонах этой проблемы. Прежде всего обратим внимание на те понятия, которые предваряют трактовку ценностей, и на определение самого понятия «ценность».

Человеческая жизнь немыслима без целеполагания. Основой формирования, зарождения и полагания целей являются интересы, потребности человека. Эти интересы распространяются на всю его жизнь, на определение ее смысла, отдельных жизненных этапов, средств достижения конкретных целей. Целеполагание — преимущество человека. Таковой нет в неорганической или органической природе. Иногда, правда, говорят о компьютерах, считают, что они есть искусственный интеллект. Однако это скорее метафора, чем действительная разновидность интеллекта. Компьютеры созданы человеком, в них он вложил цель, и машины эту цель реализуют. Деятельность машин целеисполнительна, и только деятельность человека целеполагающа. В религиозном мировоззрении можно обнаружить иную, чем в философии, трактовку целеполагания: лишь Бог является единственным полагателем основных целей, а человек — исполнитель воли Божьей, его деятельность подобна деятельности машины — она (эта деятельность) целеисполнительна. Если и есть у него какие-то особые цели, им сформулированные, то они производны от главных, не им определенных, не им предначертанных; он в конечном счете — Божье творение.

При выборе и реализации цели человек ориентируется на ценности, идеалы, нормы. Норма социальна; это образец, правило, принцип деятельности, признанные социальной организацией и в той или иной форме заданные для исполнения ее членам. Норма — это общепризнанная в определенной социальной среде совокупность требований, регулирующих поведение людей, все иные формы их деятельности. Система социальных норм обеспечивает упорядоченность общественного взаимодействия индивидов и групп. Различают юридические, моральные, логические и другие нормы. Каждая норма формируется на основе определенных законов и включает четыре основных элемента:

1) содержание — действие, являющееся объектом регуляции (познание, практика);

2) характер — то, что данная норма разрешает (предписывает) или запрещает;

3) условия приложения — обстоятельства, в которых должно или не должно выполняться действие;

4) субъект или группа людей, которым адресована норма. Типы и виды норм весьма многообразны. Это всевозможные нормативы, правила, предписания — от норм, с которыми человек сталкивается буквально на каждом шагу, до норм, регулирующих взаимоотношения между народами и государствами.

Нормы вытекают из принятых в обществе, государствах, нациях, регионах, макрогруппах, микрогруппах, у отдельных людей представлениях о ценностях. Философ О. Г. Дробницкий в своей энциклопедической статье следующим образом определяет ценность. «Ценность, — пишет он, — это понятие, обозначающее, во-первых, положительную или отрицательную значимость какого-либо объекта в отличие от его экзистенциальных и качественных характеристик (предметные ценности); во-вторых, нормативную, предписательно-оценочную сторону явлений общественного сознания (субъективные ценности, или ценности сознания)»(Философский энциклопедический словарь. М., 1989. С. 428.). К предметным ценностям О. Г. Дробницкий относит естественное благо и зло, заключенные в природных богатствах и стихийных бедствиях, потребительную стоимость продуктов труда (полезность вообще); социальное благо и зло, содержащиеся в общественных явлениях; прогрессивное или реакционное значение исторических событий; культурное наследие прошлого, выступающее в виде предметов богатства современников; полезный эффект или теоретическое значение научной истины; моральное добро и зло, заключенные в действиях людей; эстетические характеристики природных и общественных объектов и произведений искусства; предметы религиозного поклонения. К ценностям сознания он относит общественные установки и оценки, императивы и запреты, цели и проекты, выраженные в форме нормативных представлений (о добре и зле, справедливости, прекрасном и безобразном, о смысле истории и назначении человека, идеалы, нормы и принципы действия).

Данная точка зрения на ценность во многом верна. Вызывает сомнение лишь отнесение к ценностям отрицательных значимостей. К таким значимостям относятся, к примеру, зло, болезнь, инвалидность или смерть. Однако вряд ли кто скажет, что для того, кто заболел неизлечимой болезнью, сама эта болезнь есть «ценность». Мы полагаем, что прав философ А. М. Коршунов, который обратил внимание на то, что не всякая значимость есть ценность. «Ценность, — отмечает он, — есть положительная значимость или функция тех или иных явлений в системе общественно-исторической деятельности человека… Явления, играющие отрицательную роль в общественном развитии , могут интерпретироваться как отрицательные значимости… Ценностным является все то, что включается в общественный прогресс, служит ему»(Коршунов А. М. Диалектика субъекта и объекта в познании. М, 1982. С. 107-108.); для индивида ценно то, что служит его интересам, что способствует его физическому и духовному развитию. Хотя, конечно, бывают и исключения, когда, например, в определенной ситуации некий индивид предпочитает инвалидность здоровью. Антиценности не есть ценности.

Все больше сторонников появляется у тех, кто утверждает, что главной, высшей ценностью является человек.

Возникает вопрос: правильно ли выдвигать предметные ценности на передний план, считая, например, товары основополагающими ценностями, а представление о субъектной ценности, о назначении человека, о добре, справедливости и т.п. — производной ценностью? На наш взгляд, отношение между этими группами ценностей нужно перевернуть и трактовать материальные ценности производными от ценностей человеческо-жизненного плана. По убеждению И. С. Нарского, материальные блага являются лишь средством движения к подлинным ценностям — счастью человека, свободе, добру и справедливости.

Итак, ценность — это не любая значимость явления, предмета, а его положительная значимость, которая своим истоком имеет человека, его цели и идеалы.

Виды ценностей.

Частично этот вопрос был затронут, когда мы для пояснения понятия «ценность» коснулись предметных ценностей и ценностей субъектных. Но данный вопрос не исчерпывается ответом только на существование отмеченных видов ценностей. Исследователи выделяют ряд оснований для выделения относительно обособленных друг от друга групп ценностей. В книге «Философия» под редакцией В. И. Кириллова (Философия. Ч. II. Основные проблемы философии / Под ред. В. И. Кириллова. М., 1997. С. 243-245.)

выделены такие их группы: по содержанию — экономические, политические, социальные и духовные ценности: по субъекту — субъективно-личностные ценности (они формируются в процессе воспитания, образования и накопления жизненного опыта индивида) и надындивидуальные — групповые, национальные, классовые, общечеловеческие (являющиеся результатом развития общества и культуры); по их роли в жизни человека и человечества: утилитарные ценности (жилище, питание и т.п.) и духовные; в отличие от утилитарной духовная ценность имеет самодостаточный характер и не нуждается во вне ее лежащих мотивах; если утилитарные прагматические ценности определяют цели деятельности, то духовные ценности — ее смысл.

Личностные ценности отражаются в сознании в форме ценностных ориентаций. «Ценностные ориентации — это отношения личности к социальным ценностям, выступающие в качестве регуляторов ее поведения. Совокупность типичных ценностных ориентаций, свойственных какой-либо социальной группе, называют социальным характером»( Кармин А. С, Бернацкий Г. Г. Лекции по философии. Екатеринбург, 1992. С. 121).

У человека, как и у коллектива, общества, имеется много ценностных ориентаций, одни из них менее, другие более существенны, среди них есть мелочные и возвышенные и т.п. Большое значение имеют ориентации на высшие ценности — идеалы (идеалы личностные, социально-групповые, идеал лидера, идеал доброты, красоты, справедливости и т.п.). Идеал — это образец, прообраз, понятие совершенства, высшая цель стремлений. «Идеал — идеальный образ, определяющий способ мышления и деятельности человека или общественного класса. Формирование природных предметов сообразно идеалу представляет собой специфически человеческую форму жизнедеятельности, ибо предполагает специальное создание образа цели деятельности до ее фактического осуществления»(Ильенков Э. В. Идеал // Философский энциклопедический словарь. М., 1989. С. 202).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *