Категория сущности ее применение в правоведении

Категория сущности. Её применение в правоведении

«Сущность» – это философская категория. Напомним, что под ней в философии понимается то главное в явлении, что определяет его природу, что делает явление самим собой, то есть тем, что оно есть. При изменении сущности явление перестает быть самим собой и становится другим явлением. Сущность у явления, предмета одна: одно и то же явление не может иметь несколько сущностей. Хотя в философии на этот счет имеется и иная точка зрения.

Сущность нужно отличать от содержания явления. Сущность – это стержень явления. А содержание образуют все те элементы и связи между элементами, которыми обрастает сущность. Содержание всегда есть результат развития сущности. Сущность явления определяет его содержание. Можно сказать, что содержание – это развитая или развившаяся сущность явления. В отличие от сущности содержание может меняться: могут исчезать одни его элементы и связи и появляться другие и т. д.

Сущность и содержание права. Нахождение и характеристика сущности права – это теоретическая проблема, относящаяся к особой области – философских проблем права. И уже одно это делает ее достаточно сложной. Не говоря уже о том, что право само по себе представляет весьма сложное социальное явление, что хорошо видно при попытках найти ему более или менее точное определение.

Взгляды тех или иных ученых, теоретических школ, научных направлений на сущность права зависят, прежде всего, от их исходных, методологических, общесоциальных позиций. Так, марксистская теория рассматривает право как классовый регулятор общественных отношений, имеющий волевой характер. Поэтому с точки зрения марксистско-ленинского обществоведения сущность права представляет собой возведенную в закон волю господствующего класса, содержание которой определяется материальными условиями жизни этого класса.

В современной юридической литературе сущность права определяется по-разному. Например, В. И. Леушин делает вывод, что «право имеет общесоциальную сущность, служит интересам всех без исключения людей, обеспечивает организованность, упорядоченность, стабильность и развитие социальных связей».


По мнению В. В. Лазарева, «сущность права, как и сущность государства, состоит в его социальном назначении – в регулировании общественных отношений, в организации управления обществом».

В целом, современные ученые-правоведы правы в том, что сущность права следует искать через исследование его роли в обществе, социальное назначение права.

Почти все исследователи отмечают, что право существует лишь там, где общество неоднородно, состоит из разных групп, классов, сословий, народностей и других социальных образований, не только с различными, но и с противостоящими, сталкивающимися групповыми и частными интересами. И назначение права в таких социальных условиях состоит в том, чтобы установить согласие в обществе, создать в нем порядок или, как выразился один из российских ученых прошлого – Максим Максимович Ковалевский, создать «замиренную среду». На этой основе можно сделать вывод, что сущность права состоит в том, что оно по своей природе есть властное средство (инструмент, форма) социального компромисса в масштабе общества, установления баланса социальных интересов, справедливого распределения благ.

В современной юридической науке выделяют два подхода к сущности права: классовый и общесоциальный.

Представителями первого подхода к сущности права являются К. Маркс и Ф. Энгельс, а также В. И. Ленин. Согласно их взглядам право рассматривается как часть надстройки над экономическим базисом общества. Будучи обусловлено экономическими отношениями, оно оказывает на них обратное воздействие. Главное в праве, доказывали идеологи марксизма, это его классовая сущность. Они утверждали, что право всеобще есть возведенная в закон воля господствующего в данном обществе класса. Господствующие при данных отношениях классы должны конституировать свою силу в виде государства, они должны придать своей воле, обусловленной этими определенными отношениями, всеобщее выражение в виде государственной воли, в виде закона – выражение, содержание которого всегда дается отношениями этого класса.

Для марксистской школы характерно рассмотрение права в тесной связи с государством, которое не только формирует, но и поддерживает право в процессе его реализации.

Сущность права непосредственно связана с волей вообще как явлением, причем здесь необходимо иметь в виду волю общества в целом (общественную волю), государственную волю, волю конкретного индивида (индивидуальную волю) и т. д. И это естественно, так как право обретает жизнь, динамизм и действенность, именно благодаря воле вообще, в снятом виде содержащей в себе потребности, интересы и цели народа в целом либо интересы группы людей, элиты, класса и т. д. Воля в праве в этом случае характеризуется следующими взаимосвязанными специфическими признаками: соединением сознания и деятельности вообще; предметностью сознания; активностью деятельности; регулирующей и контролирующей ролью (функцией) в процессе этой деятельности.

Для определения сущности права воля и в настоящее время имеет первостепенное значение, причем разная воля: общественная, государственная, воля отдельного лица, индивида и т. д. Иными словами, воля при определении понятия и сущности права выступает в качестве важнейшего признака последнего, а точнее, волевой характер права выражает его главнейшую субстанцию, черту.

Члены определенного общества, будучи объединены единством условий их материальной жизни, имеют в силу этого, во всяком случае, в основном, общие интересы и цели. Это, в свою очередь, теснейшим образом связывает членов данного общества, побуждает их соответствующим образом организоваться, обусловливает единство их воли в решении важнейших общегосударственных задач.

В частности, в процессе производства из общности экономических интересов людей возникает их общая воля, которая поддерживает, закрепляет и охраняет существующие производственные и иные отношения либо, наоборот, стремится их изменить или даже устранить. Господствующие при данных отношениях группы людей, элиты, классы и др., понятно, заинтересованы в их сохранении, а поэтому их воля направлена на то, чтобы различными способами, в том числе посредством права, закрепить уже существующие экономические, социальные и иные отношения.

Непосредственно обусловленная возникшими и осознанными интересами, воля отдельного индивида (гражданина, и неважно какого – богатого, бедного, мужчины, женщины и т. д.) находится в прямой связи с общественной волей, с ее возникновением, существованием и действием, ибо как невозможна изолированно существующая личность вне социальных, национальных, бытовых и всяких иных связей, так невозможна и воля с чисто персональным содержанием, только и исключительно воля данного индивида. Сама воля отдельного индивида становится тем, чем она является, лишь благодаря совокупности жизненных явлений, обстоятельств и условий, благодаря тем общественным отношениям, в которых неизбежно существует человек. Определяясь в конечном счете одними и теми же условиями жизни, индивидуальные волевые акты или их элементы могут совпадать и тем самым образовывать в своем сочетании общую волю группы людей, большинства народа или всего народа.

Государственная воля обладает своими особенностями, которые состоят в том, что она, во-первых, является волей государственно организованной группы людей или народа в целом и официально провозглашается от имени государства; во-вторых, она всегда имеет строго установленные государством формы выражения, определяющие степень юридической силы правовых актов, изданных различными его органами; в-третьих, ее осуществление обеспечивается рядом государственных мер, а также в случае необходимости принудительной силой механизма государства.

Образование и формирование государственной воли народа, выражаемой в современном праве, должны осуществляться на подлинно демократической основе (на основе много- и разнообразных форм непосредственной и представительной демократии) путем объединения соответствующих волевых актов членов нашего общества или отдельных черт, сторон, элементов этих актов. Происходит своеобразный отбор из многочисленной массы мыслей, идей и предложений членов общества тех из них, которые наиболее точно, правильно и всесторонне отражают необходимые потребности прогрессивного общественного развития и намечают эффективные пути, методы и средства использования объективных законов в соответствии с общенародными нуждами, потребностями и интересами. Но и после такого отбора эта общая воля всего народа вырабатывается не в результате механического объединения лучших в указанном смысле идей, мыслей и предложений, а путем сочетания в нормах права тех качеств, сторон и элементов этих идей, мыслей и предложений, которые в максимальной степени способствуют осуществлению правовыми средствами целей демократического, рыночного общества.

Демократический строй создает наиболее благоприятный механизм для образования общей государственной воли, выражаемой и закрепляемой в праве. Здесь имеются все условия для свободного участия граждан в общественной и политической жизни страны, и в частности в осуществлении правотворчества. Пользуясь политическими правами, граждане свободно выражают свое отношение к действующей системе права, ее отдельным институтам, нормам и статьям, выдвигают по своей инициативе те или иные предложения относительно отмены, изменения или дополнения действующих правовых предписаний, относительно создания новых нормативных правовых актов, участвуют в обсуждении проектов законов, указов, постановлений и т. д.

Участие граждан в обсуждении различных вопросов общественного развития не только является условием правильного решения этих вопросов, но и означает вместе с тем образование единой общей воли народа. Эта общая воля народа вырабатывается на основе современной демократии и законов свободной экономики.

Широкое обсуждение важнейших проектов законов и других нормативных правовых актов дает возможность непосредственно выявить волю народа (не только депутатов, чиновников и богатых, а всех граждан), собрать богатейший материал, который в процессе принятия решений глубоко и всесторонне изучается, обобщается и закрепляется в соответствующих документах.

Благодаря привлечению широких масс людей, всего народа к активному участию в осуществлении правотворчества оказывается возможным обнаружить назревшие потребности дальнейшего прогресса нашего общества, наиболее глубоко и всесторонне познать объективные законы общественного развития и определить в праве пути их правильного, целесообразного использования в конкретных условиях места и времени.

Вслед за всенародным обсуждением проекта нормативного правового акта наступает этап его окончательного формулирования в соответствующем органе государства (в Государственной думе, в депутатских комитетах и др.), который «возводит в закон» волю народа в ее наиболее обобщенном или «всеобще выраженном» виде, превращает ее тем самым в государственную волю и придает ей общеобязательное значение.

Итак, представляя собой концентрированное выражение назревших и назревающих потребностей общественного развития, общая воля народа, возведенная государством в закон (в нормы права), должна объединять наиболее обоснованные предложения о путях развития общества в целом, а также отдельных предприятий, банков, бизнеса и др., выражать как общие интересы всего народа, так и специфические интересы классов, простых групп людей, богатых, бедных и т. д. Именно поэтому, будучи закрепленной в праве, эта воля приобретает соответствующий политический, моральный и научный авторитет, становится силой творческого, целеустремленного, планомерного преобразования социальной действительности на началах демократического и цивилизованного рынка.

С другой стороны, сущность права (помимо волевой сущности) характеризует также то, что она есть специфическая система регулирования общественных отношений, или специфическая нормативная система (подчиняющаяся законам систем) с конкретными функциями в обществе. И в этой связи уместно утверждение С. С. Алексеева о том, что под углом зрения новейших философских представлений (теории систем) право предстает в виде нормативной системы, иначе говоря, явление социальной действительности, которое существует и функционирует по законам целостного органического образования – законам системы, причем системы, имеющей нормативный характер и находящейся, как и положено любым системам, в сложных (системных) связях со всем комплексом социальных образований. Все это позволяет на аналитическом уровне углубить наши представления о праве и о его функциях.

Сущность и признаки права



Ключевые слова: право, общество, система, государство, норма, юридический, подход, общественный, отношение.

Право — это система общеобязательных, формально определенных правил поведения, которые исходят из социальных отношений, защищают их и регулируют. В последнее время проблема необходимости формулирования новых теоретических и методологических подходов к определению природы права в связи с продолжающимися большими и динамичными изменениями в понимании права приобрела особую актуальность.

Актуальность темы неоспорима. По вопросу определения сущности права в научной литературе представлены различные интерпретации прошлых и настоящих правовых теорий. Особое теоретическое и юридическое значение имеет проблема возможности и необходимости создания правовой доктрины, основанной на интеграции различных типов правопонимания, на которые будет ориентироваться современное общество. В этой статье я постараюсь раскрыть суть закона.

Основополагающими признаками, которые позволяют раскрыть сущность права, являются его нормативный, государственно-волевой, общеобязательный характер, его взаимосвязь с государством, его социальное назначение как особого регулятора общественных отношений. Возникновение права неразрывно связано с государством. Из общей массы обычаев, регулирующих жизнедеятельность родового общества, были выделены правила, осуществляющие защиту интересов господствующего класса.

Право является исторически обусловленным явлением, которое связано с политической и духовной жизнью общества, с формированием государства. Право представляет собой одну из нормативных систем, осуществляющих регулирование отношений в обществе, поведение и действия людей, функционирование общественных объединений, формирование и деятельность государственных органов.

Можно говорить о таких аспектах правопонимания, как психологический, социологический и нормативистский .

Право с точки зрения психологического аспекта является системой суждений, взглядов социальных групп и индивидов о должном и возможном поведении. В данном случае налицо присутствует отождествление понятия права с понятием правосознания.

Право с точки зрения социологического подхода является системой реальных общественных отношений. Право в данном аспекте отождествляется с правопорядком.

С точки зрения нормативистского подхода право представляет собой систему формально определенных правил поведения, систему норм, систему нормативных актов (отождествление права с законодательством).

Далее понятие права будет рассматриваться именно с точки зрения нормативистского подхода. Право в рамках такого понимания представляет собой систему общеобязательных, формально определенных юридических норм, которые выражают консолидированную волю общества (определенные интересы различных социальных групп, классов, слоев), направленных на урегулирование общественных отношений и устанавливаемых и обеспечиваемых государством.

Право является социальным институтом, имеющим свою собственную природу. Характерная специфичность права выражается в его признаках, которые содержатся в вышеприведенном определении. Данные признаки состоят в следующем :

1) волевой характер, поскольку право является проявлением воли и сознания людей, но не всякой воли, а, главным образом, государственно выраженной воли социальных групп, классов, элит, большинства членов общества;

2) общеобязательность, в чем воплощается суверенитет государства, который означает, что выше публичной, официальной власти в обществе нет никого (и не может быть) и, что все принимаемые нормы права распространяются на большой круг субъектов либо на всех;

3) нормативность права состоит в том, что оно состоит, прежде всего, из норм, т. е. общих правил поведения, осуществляющих регулирование значительного круга общественных отношений;

4) связь с государством заключается в том, что во многом право принимается, обеспечивается и применяется государственной властью. Для того государство и функционирует, чтобы гарантировать соблюдение исполнения юридических норм;

5) формальная определенность права состоит в том, что нормы права обладают внешне выраженной письменной формой, должны быть точно определены, четко объективированы, воплощены вовне;

6) системность права выражается в том, что оно представляет собой не механическую совокупность юридических норм, а внутренне упорядоченный, согласованный организм, где у каждого элемента имеется свое место и своя роль, где юридические предписания характеризуются взаимосвязанностью, расположены конкретным иерархическим образом, группируются по институтам и отраслям.

К сущности права можно выделить соответствующие подходы.

Классовый подход является хронологически первым подходом, в рамках которого под правом понимается система гарантированных государством юридических норм, посредством которых выражается возведенная в закон государственная воля экономически господствующего класса. Право здесь используется довольно в узких целях, как средство для обеспечения в первую очередь интересов правящей группы.

Также существует общесоциальный подход, в соответствии с которым право рассматривается как выражение компромисса между группами, классами, разными социальными слоями общества. В данном контексте право применяется более широко — как средство закрепления и обеспечения прав гражданина и человека, демократии, экономической свободы, политического плюрализма и т. п.

Помимо указанных, основными выделяют и иные (этнический, религиозный, расовый и другие) подходы к сущности права, в рамках которых определенные интересы будут доминировать в подзаконных актах и законах, судебной практике правовых обычаях.

Таким образом, сущность права является многоплановой. Она не сводится только к общесоциальным и классовым началам. Поэтому в зависимости от исторических условий в ней на первый план может выступать любое из вышеуказанных начал.

Особое значение имеет категория «ценность права», призванная раскрыть значение права для общества и конкретизировать его сущность. Под ценностью права понимается способность права служить средством для удовлетворения прогрессивных, справедливых интересов отдельной личности и общества.

Ценность права состоит в том, что оно главным образом выступает средством :

1) регулирования общественных отношений (придает действиям людей упорядоченность, согласованность, уверенность);

2) защиты имеющегося общественного строя (устанавливает меры юридической ответственности за общественно вредные и опасные деяния);

3) обновления общества (содействует развитию тех социальных связей, в которых общество непосредственно заинтересовано);

4) решения глобальных проблем современности (экологических, оборонных и т. п.);

5) установления меры свободы личности в обществе (фиксирует границы свободы);

6) фиксации нравственных начал в общественной жизни, инструментом формирования цивилизованной правовой культуры и воспитания населения.

Право является совокупностью исходящих от государства общеобязательных, формально определенных норм, которые выражают идеи справедливости, свободы, нравственности, гуманизма, прав человека и призваны осуществлять регулирование поведения людей и их коллективов с целью стабильного функционирования и развития общества.

Право в объективном смысле является законодательством данного периода в данной стране; в субъективном же смысле право является теми конкретными возможностями, правами, требованиями, притязаниями, законными интересами, а также обязанностями, которые возникают на основании и в пределах этого законодательства на стороне участников юридических отношений.

В объективном смысле под правом понимается система юридических норм, которые выражены (объективированы) в соответствующих нормативных актах государства (Конституциях, указах, законах, кодексах), не зависящих от каждого отдельного индивида; в субъективном смысле под правом понимается система наличных свобод и прав субъектов, их определенные правомочия, вытекающие из указанных выше актов или принадлежащие им от рождения и зависящие в известных пределах от их сознания и воли, в особенности в процессе использования.

Понятия права в субъективном и объективном смысле совершенно необходимы в юридической науке и практике, поскольку они призваны выполнять важнейшие аналитические, операционные, познавательные, социально‑регулятивные и прикладные функции.

Литература:

Сущность права

Понятие, сущность и исторические типы права.

Ведущее место и значение в современном обществе среди социальных норм принадлежит правовым нормам, которые в своей совокупности и образуют право.

Право — это система общеобязательных, формаль­но определенных юридических норм, устанавливае­мых и обеспечиваемых государством, и направленных на урегулирование общественных отношений.

Право — это система общеобязательных норм поведения, установленных или санкциони­рованных государством и обеспеченных его принудительной силой.

Признаки права:

1. Общеобязательность. Право является единственной системой общественных норм, которая обязательнадля всего населения, проживающего на территории определенного государства. Именно через обще­обязательность правовые нормы вносят единые, устойчивые, руководящие начала в обще­ственную жизнь. Иные социальные нормы обязательны лишь для части населения: членов различных общественных организаций, религиозных обществ и т. д.

2. Формальная определенность. Этот признак указывает на то, что правовые нормы являются не просто идеями и мыс­лями, а представляют собой строгую реальность, воплощенную государством в правовых актах – законах, постановлениях, указах, инструкциях и т.п. Именно юридические нормы, в отличие от иных норм, способны точно, вдеталях отразить требова­ния, предъявляемые к поведению людей.

3. Обеспеченность исполнения принудительной силой государства. Если требования закона не исполняются добровольно, государство принимает необходимые меры для их реализации: компетентные государственные органы применяют меры юридической ответст­венности (уголовной, административной и т.д.).

4. Многократность применения. Применение юридических норм рас­считано на неограниченное количество случаев. Например, положения Конституции США 1787 года до сих пор успешно регулируют правовые отношения в этой индустриально-разви­той стране.

5. Справедливость содержания юридических норм. Право признано выражать общую и индивидуальную волю граждан, утверждать гос­подство принципов справедливости в обществе — в этом заключается его главное предназна­чение. «Jus est ars boni et aequi» «Право есть искусство добра и справедли­вости» — гласит известное римское изречение.

Понятие «право» может быть использовано в несколь­ких значениях.

В юридическом смысле можно выделить: объективное и субъективное право.

Объективное право — это система общеобязательных, формально определенных юридических норм, устанавли­ваемых и обеспечиваемых государством, и направленных на урегулирование общественных отношений.

Субъективное право — это мера юридически возмож­ного поведения, призванная удовлетворять собственные интересы лица.

Если объективное право — это юридические нормы, вы­раженные в тех или иных формах, то субъективное право — это те конкретные юридические возможности, которые возникают на основе и в пределах объективного права.

Сущность права — это главное, основное содержа­ние, выраженное во внешнем его проявлении. Правопонимание — научная категория, отражающая процесс и результат целенаправленной деятельности человека, включающий в себя познание права, его вос­приятие (оценку) и отношение к нему как к целостному социальному явлению.

Сущность права — это обусловленная материальными и социально-культурными условиями жизнедеятельности об­щества, характером классов, социальных групп населения, от­дельных индивидов общая воля как результат согласования, сочетания частных или специфических интересов, выраженная в законе либо иным способом признаваемая государством и выступающая вследствие этого общим (общесоциальным) масштабом, мерой (регулятором) поведения и деятельности людей.

Вопрос о том, что есть право, в чем его сущность, традиционно рассматривается в теоретической юриспруденции в качестве основного. Но с течением времени со сменой эпох понятие права менялось.

Древние юристы говорили: «Право есть искусство добра и справедливости». В идеале право должно быть формой возведения справедливости в закон жизни общества. Не случайно слова «спра­ведливость» и «право» имеют один корень; отсюда же и тождество древнеримских понятий «jus» (право) и «justitia» (справедливость). Противоречие между справедливостью и правом может подорвать ав­торитет правовых норм и издавшего их государства в глазах обще­ства.

Наиболее распространенный взгляд на право состоит в том, что оно представляет собой норму свободы. И. Кант определял право как совокупность условий, при которых произвол одного может быть согласован с произ­волом другого по общему для них правилу свободы. Г. Гегель писал, что в общественной жизни свобода чело­века выступает как его право, т. е. нормированная, урегу­лированная правовыми средствами свобода.

С течением времени понятие содержания права и толко­вание его менялись:

— для Аристотеля право — это политическая справедли­вость,

— для средевековых ученых-богословов — это божествен­ное установление,

— для Ж.-Ж.Руссо — общая воля,

— для Р. Иеринга — защищенный интерес,

— для Л. Петражицкого — императивно-атрибутивные эмоции,

— для юридического позитивизма — веление, приказ государства.

Существует несколько подходов к изучению сущности права: классовый, общесоциальный, религиозный, национальный, расовый и др.

При классовом подходе право определяется как си­стема юридических норм, выражающих возведенную в за­кон волю экономически господствую­щего класса, при этом право используется в интересах господствующего класса.

При общесоциальном подходе право используется в более широких целях, как средство закрепления и реаль­ного обеспечения прав и свобод человека, демократии.

При религиозном подходе интересы религии доми­нируют в законах и подзаконных актах, правовых обычаях и других нормативных документах.

В условиях современного цивилизованного общества сущность права состоит в регулиро­вании общественных отношений, в достижении на норма­тивной основе такой стабильной организованности общества, при которой реализуется власть граждан, экономи­ческая свобода, свобода личности.

Существует понятие публичного и частного права. Римс­кие юристы считали, что публичное право имеет в виду интересы государства, а частное право — интересы индивида.

Современная наука уточняет, что публичное право предполагает то, что реше­ния принимаются единым центром (государством), а в сфере частного права юридически значимые решения принимают­ся множеством частных лиц, действующих самостоятельно.

Типология права — это его специфическая клас­сификация. Типы права формируются с позиции нескольких под­ходов: формационного и цивилизационного, подход на основе конкретно-географических, нацио­нально-исторических, религиозных, специально-юридичес­ких и других признаков.

При формационном подходе основными признаками выступают социально-экономические. Базис (тип произ­водственных отношений) является при данном подходе решающим фактором общественного развития, на основе которого формируются соответствующие типы надстро­ечных элементов — государство и право. В зависимости от типа производственных отношений выделяют следующие типы права: рабовладельческий, феодальный, буржуазный и социалистический.

В рамках цивилизационного подхода выделяют следу­ющие типы прав:

— право древних государств;

— право средневековых государств;

— право современных государств.

В зависимости от конкретно-географических, нацио­нально-исторических, религиозных и других признаков выделяют следующие типы права:

1. Национально-правовая система (конкретного госу­дарства). Национально-правовая система — это конкретно-исто­рическая совокупность прав, юридической практики и гос­подствующей идеологии отдельного государства.

2. Правовая семья — это совокупность правовых систем, выделенная на основе общности источников, структуры права и исторического пути его формирования.

В настоящее время в теории права различают следующие правовые семьи:

— романо-германская (континентальное право);

— англо-американская (общее права);

— традиционно-религиозная (индуистская, мусульманская и другие).

В разных частях света, в группах государств или в отдельно взятой стране исторически складывалась своя система права, отличающаяся друг от друга. Обстоятельства места, времени и условий развития тех или других народов объективно формировали свои источники права. Но в них было много общего в понимании сути права как регулятора общественных от­ношений. Это и понятно, ибо право утратило бы свою роль по стабилизации и упрочению общественных связей, если бы оно понималось всеми абсолютно по-разному.

Теории права. Большое многообразие факторов, влияющих на формирование права связано с наличием различных подходов к пониманию права, а это приводило к появлению различных правовых теорий. Каждая научная теория преувеличивает одну какую-то сторону права в ущерб другим. В видоизмененной форме не­которые из них сохраняются и в настоящее время. Среди наиболее распространенных в теории права подходов можно назвать следующие.

Практическое значение права

Право в жизни

краткое содержание других презентаций о праве в жизни

«Роль права в жизни» — Признаки права. Роль права в жизни человека. Социальность. Виды законов. Норма права. Теории возникновения права. Конспект. Функции права. Практическое значение права. Система права. Состав нормы права. Естественное право.

«Право в жизни общества» — Место, которое в нашей жизни занимает право. Значение права в различных сферах жизни. Вопросы для закрепления. Духовная сфера. Роль права в жизни общества. Эпиграф урока. Понятие права. Определение программ развития общества. Жизнь современного общества. Право. Социальная сфера. Роль права в различных сферах общественной жизни.

«Реализация права» — Администрация предприятия предоставила слесарю И. очередной отпуск. 3. Стадии применения права: В надлежащем месте и надлежащим образом. Применение права необходимо, если: Бабушка подарила внучке на 18-летие золотое кольцо. Судья А. вынес приговор по уголовному делу. 2. По форме: Формы реализации права.

«Право и его роль в жизни общества» — Право собственности. Общество. Виды. Предпринимательское право. Правоохранительный орган. Объекты. Споры. Принципы Российского гражданства. Основные принципы. Право и его роль в жизни общества. Условия договора. Прекращение права собственности. Правоспособность. Уголовное право. Вина. Увольнение в период нетрудоспособности.

«Реализация норм права» — В сфере правотворчества. Стадии применения права: Структура правоприменительного акта: Нормативное. Информированность граждан и должностных лиц. Толкование норм права. Кто такой «каждый»? Виды толкования по объему. Специально-юридический. Правоотношения. Обыденное. Буквальное. Дайте толкование закона и решите дело.

«Право в жизни человека» — Право и законы Правоспособность и дееспособность Виды прав Ответственность. Тексты законов пишут юристы. Право выражается в разных источниках, например в законах. Роль права в жизни общества и человека. Публикуется в СМИ. Утверждается Президентом. Исторический факт (стр. 63 второй). Родители являются защитниками прав детей.

Всего в теме «Право в жизни» 7 презентаций

Роль права в жизни общества

Людям необходимы даже самые дурные законы, ибо, не будь их, люди пожрали бы друг друга.

Эпикур

В настоящее время роль права в жизни человека велика. Ведь если не считаться с правовыми нормами, то каждый из нас будет вести себя как ему захочется и это может привести к хаосу. Не во всех сферах нашей жизни применимо право.

Пример 1

Некоторые вопросы, например, личного плана, отношений, привычек, мы решаем, не обращаясь к праву.

Схематично место права в жизни человека выглядит так (рис. 1).

Рисунок 1. Место права в жизни общества

Значение права

В связи с тем, что роль права в жизни общества трудно переоценить, и оно решает существенные вопросы (рис. 2), то и несоблюдение правовых норм влечет за собой вероятность наступления наказания. В случае применения правовых норм в основной массе вопросов, то наша жизнь могла бы стать похожей на жизнь при тоталитаризме.

На рисунке можно наглядно рассмотреть какие сферы в обществе решаются правовыми понятиями и насколько важно право в каждой из сфер.

Рисунок 2. Роль права в различных сферах общественной жизни

Попробуем кратко проанализировать каждую из сфер нашей жизни на предмет применения права в ней.

  • Политическая сфера. В этой сфере право применимо в наибольшей степени, так как управление обществом сложный процесс и для создания стратегий его развития, формирования и регулирования работы правительства, отношений между государствами и людьми необходим четкий правовой контроль.
  • Экономическая сфера. Здесь имеет место самостоятельное упорядочение процессов в производстве, распределении, обмене и потреблении благ, поэтому роль права значительно меньше, чем в политической.
  • Социальная сфера. Данная сфера является сложной, так как связана с перераспределением материальных благ между работающими гражданами и теми, кто еще, пока или уже не может обеспечить себе достойное существование. Таким образом, применение права направлено на повышение благосостояния граждан.
  • Духовная сфера. Роль права незначительна, так как оно только лишь регулирует процессы создания норм образования, науки, культуры, величины направляемых ресурсов для развития и прочего.

Замечание 1

Все вышеперечисленные сферы жизни являются системой и тесно связаны между собой. В политике право занимает наибольшую часть, но в основе жизни общества лежит экономика. Чем выше уровень экономики, тем проще наладить социальную сферу, а, следовательно, и профинансировать отрасль образования, культуры и науки.

Если обратиться к вопросу о влиянии права на жизнь общества, а именно на экономику, то необходимо уделить внимание тому, для чего и какую область экономику необходимо регулировать.

Тезисы права

Подводя итог всему вышесказанному, можно выделить следующие основные тезисы:

  1. Право затрагивает наиболее важные стороны общественной жизни.
  2. В общественной жизни можно выделить четыре области: политическую, экономическую, социальную и духовную.
  3. В политической сфере право применяется в наибольшей степени.
  4. Экономическая сфера самостоятельно регулирует свою деятельность, и поэтому право играет роль ограничителя.
  5. В социальной сфере основная задача права состоит в защите неблагополучных слоев общества и установлении им пенсий, пособий, стипендий.
  6. Духовная область жизни подвержена влиянию права в самой минимальной степени.

Основой жизни общества является экономика.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *