Информировать ход выполнения задания

Составить словосочетания, правильно используя связь слов.

ВОПРОСЫ

1. Язык и речь. Основные единицы языка. Специфика устной и письменной речи.

2. Понятие культуры речи. Нормы русского литературного языка. Виды норм.

3. Фонетические единицы. Согласные звуки: звонкие и глухие, твёрдые и мягкие, парные и непарные.

4. Фонетика как учение о звуковой стороне речи. Соотношение звуков и букв. Значение букв е, ё, ю, я.

5. Классификация слогов. Чередование фонем.

6. Орфоэпия как учение о правилах произношения. Орфоэпические нормы.

7. Орфоэпические словари. Типичные орфоэпические ошибки.

8. Лексикология как учение о слове. Исконно русская лексика. Заимствованные слова.

9. Лексика русского языка. Активный и пассивный словарный запас. Архаизмы, неологизмы.

10. Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значение слов.

11. Омонимы, антонимы, синонимы, их типы и функции в речи.

12. Изобразительно-выразительные возможности лексики. Общеупотребительные слова, диалектизмы, профессионализмы.

13. Фразеология как учение об устойчивых сочетаниях слов.

14. Словообразование как учение о структуре слов и их образовании. Способы образования слов.

15. Состав слова. Типы морфем. Словообразовательные нормы.

16. Морфология как учение о частях речи и грамматических категориях.

17. Значение и грамматические признаки существительного. Ошибки в выборе форм рода и числа существительных.

18. Имя прилагательное. Ошибки в образовании степени сравнения прилагательного.

19. Имя числительное. Нормы употребления собирательных числительных.

20. Разряды местоимений по значению. Неудачный выбор притяжательных местоимений.

21. Глагол. Трудные случаи употребления форм глагола.

22. Общее грамматическое значение, морфологические и синтаксические признаки наречия.

23. Служебные части речи. Ошибки в употреблении предлогов.

24. Синтаксис. Основные синтаксические единицы.

25. Словосочетания и его виды. Типы связей в словосочетании.

26. Построение простого предложения. Нарушение координации главных членов предложения.

27. Сложное предложение и его виды. Основные ошибки в построении и употреблении сложного предложения.

28. Принципы русской пунктуации. Пунктуация при прямой и косвенной речи.

29. Текст и его структура. Типы текстов.

30. Функциональные стили русского языка. Их отличительные черты.

31. Особенности официально-делового стиля. Жанры деловой письменной речи. Нормы русского речевого этикета в деловом общении.

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ

Задание 1

Исправьте ошибки в данных предложениях.

1) Сейчас диктор подтвердил о том, что шайбу забросил Фирсов.

2) Сегодня погода благоприятствует для хорошего темпа лыжных гонок.

3) На конференции состоялся обмен мнений.

4) Нам остается позавидовать о том, что у вас есть такой музей.

5) Эта песня доставила для меня большое удовольствие.

6) Большая сила воли характерна этому герою.

7) Вся деятельность врачей направлена для уничтожения страданий человеческих.

8) Герои этого рассказа предпочитают смерть, чем покорность и рабство.

9) Награда еще раз напоминает о знании литературного творчества писателя.

10) Знание русской грамматики помогает избежать многие ошибки.

11) Дипломная работа студента показывает о его умении анализировать и обобщать материал.

12) Выводы комиссии противоречат с мнением коллектива лаборатории.

13) Болезнь и связанные с ней пропуски занятий повлияли на знаниях школьника.

Задание 2

Задание 3

Подберите синонимы и антонимы к прилагательным в следующих словосочетаниях:

интересный фильм

интересная внешность

интересный писатель

интересный сюжет

интересная трактовка

свежий хлеб

свежие огурцы

свежее белье

свежий вечер

свежий вид

свежий взгляд

Распределите приведенные ниже синонимы, учитывая их стилистическую окраску, в три столбика таблицы.

Книжное Нейтральное Разговорное
Множество много Уйма

Задание 4

Задание 5

Задание 6

Задание 7

Задание 8

Перепишите предложения, устранив двусмысленность, связанную с неправильным употреблением личных местоимений.

1) В комнате, возле печки, стояла девушка; она была жарко натоплена.

2) Отец умер, когда ему было девять лет.

3) Народ не знает, против кого надо бороться. Они не знают, кто их главный враг.

4) Боясь грозы, старуха спрятала голову под подушку и держала ее там, пока она не кончилась.

5) Молодежь осталась довольна концертами, они просили почаще устраивать такие встречи с артистами.

6) За дорогой на вершине холма — хвойной лес, а на его склонах раскинулись луга.

7) Мальчик дал щенку тушеного мяса, и он за несколько секунд съел его.

8) Эту селедку дала мне продавщица Люба, ввиду жары она уже припахивала.

Задание 9

Исправьте речевые ошибки.

1) Узкая дорога была покрыта проваливающимся снегом под ногами.

2) Мой спутник указал мне на высокую поднимающуюся гору прямо против нас.

3) Туристы делились полученными впечатлениями о Кавказе за время похода.

4) По не зависящим причинам от Центрального телевидения мы не можем продолжить передачу.

5) Прошу вас ответить на волнующие вопрос не только меня, но и многих других.

6) Мне было поручено уничтожить засевшего снайпера на высоте «830».

7) Состав играющих хоккеистов за московский «Спартак» сегодня несколько изменен.

8) Прочитав эту книгу, невольно хочется стать похожей на этого внешне ничем не отличающихся от других людей мальчишку.

9) На краю горизонта тянется серебряная цепь снеговых вершин, начинающихся Казбеком и кончающихся Эльбрусом.

Задание 10

Задание 11

Задание 12

Задание 13

Задание 14

Образуйте множественное число от существительных, придерживаясь правильного литературного стиля.

Задание 15

Задание 16

Раскройте скобки.

1) Мать велела мне купить несколько (простыни).

2) Я не нашла в магазинах ни (апельсины), ни (мандарины), ни (баклажаны), зато купила 2 (килограммы) (помидоры) и (килограммы) (яблоки).

3) Рим пал от нашествия (варвары).

4) Сегодня мне нужно забрать братишку из (ясли).

5) Отец привез из Самарканда несколько (дыня).

6) В далекий поход по северным землям мы взяли две пары резиновых (сапоги).

7) Отряд (солдаты) и группа (партизаны) встретились в назначенном месте.

8) Я оставался в лесу долго от синих (сумерки) до полных (потемки).

9) Я встала, сняв ребенка с (колени).

10) В саду много (яблони), (вишни), (смородина).

11) Сколько же (платья) тебе нужно?

12) Я купила весь садовый инвентарь, кроме (грабли).

13) Над болотом кружила пара (цапли).

14) Сколько (доли) от наследства ты получил?

15) В нашем городе много (грузины), (туркмены), (узбеки), (осетины).

Задание 17

Задание 18

От данных производных предлогов образуйте самостоятельные части речи. Составьте и запишите предложения с каждой из предложенных конструкций.

Примеры употребления: ввиду (чего?) ошибок- оказаться в виду острова.

Вследствие (чего?)

Несмотря (на что?)

В заключение(чего?)

В связи (с чем?)

В продолжение(чего?)

Согласно (чему?)

Вопреки (чего?)

Навстречу (чему?)

Задание 19

Задание 20

Задание 21

Задание 22

Задание 23

Чередующиеся гласные в корне слова

Задание 25

О-Е (Ё) после шипящих и Ц

Спишите, вставьте орфограмму, выделите соответствующую часть слова.

Обозначьте букву «ё» в словах, где она произносится.

Задание 26

Задание 27

Ы-И после Ц

Задание 28

Приставки

Задание 30

Задание 31

ВОПРОСЫ

1. Язык и речь. Основные единицы языка. Специфика устной и письменной речи.

2. Понятие культуры речи. Нормы русского литературного языка. Виды норм.

3. Фонетические единицы. Согласные звуки: звонкие и глухие, твёрдые и мягкие, парные и непарные.

4. Фонетика как учение о звуковой стороне речи. Соотношение звуков и букв. Значение букв е, ё, ю, я.

5. Классификация слогов. Чередование фонем.

6. Орфоэпия как учение о правилах произношения. Орфоэпические нормы.

7. Орфоэпические словари. Типичные орфоэпические ошибки.

8. Лексикология как учение о слове. Исконно русская лексика. Заимствованные слова.

9. Лексика русского языка. Активный и пассивный словарный запас. Архаизмы, неологизмы.

10. Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значение слов.

11. Омонимы, антонимы, синонимы, их типы и функции в речи.

12. Изобразительно-выразительные возможности лексики. Общеупотребительные слова, диалектизмы, профессионализмы.

13. Фразеология как учение об устойчивых сочетаниях слов.

14. Словообразование как учение о структуре слов и их образовании. Способы образования слов.

15. Состав слова. Типы морфем. Словообразовательные нормы.

16. Морфология как учение о частях речи и грамматических категориях.

17. Значение и грамматические признаки существительного. Ошибки в выборе форм рода и числа существительных.

18. Имя прилагательное. Ошибки в образовании степени сравнения прилагательного.

19. Имя числительное. Нормы употребления собирательных числительных.

20. Разряды местоимений по значению. Неудачный выбор притяжательных местоимений.

21. Глагол. Трудные случаи употребления форм глагола.

22. Общее грамматическое значение, морфологические и синтаксические признаки наречия.

23. Служебные части речи. Ошибки в употреблении предлогов.

24. Синтаксис. Основные синтаксические единицы.

25. Словосочетания и его виды. Типы связей в словосочетании.

26. Построение простого предложения. Нарушение координации главных членов предложения.

27. Сложное предложение и его виды. Основные ошибки в построении и употреблении сложного предложения.

28. Принципы русской пунктуации. Пунктуация при прямой и косвенной речи.

29. Текст и его структура. Типы текстов.

30. Функциональные стили русского языка. Их отличительные черты.

31. Особенности официально-делового стиля. Жанры деловой письменной речи. Нормы русского речевого этикета в деловом общении.

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ

Задание 1

Исправьте ошибки в данных предложениях.

1) Сейчас диктор подтвердил о том, что шайбу забросил Фирсов.

2) Сегодня погода благоприятствует для хорошего темпа лыжных гонок.

3) На конференции состоялся обмен мнений.

4) Нам остается позавидовать о том, что у вас есть такой музей.

5) Эта песня доставила для меня большое удовольствие.

6) Большая сила воли характерна этому герою.

7) Вся деятельность врачей направлена для уничтожения страданий человеческих.

8) Герои этого рассказа предпочитают смерть, чем покорность и рабство.

9) Награда еще раз напоминает о знании литературного творчества писателя.

10) Знание русской грамматики помогает избежать многие ошибки.

11) Дипломная работа студента показывает о его умении анализировать и обобщать материал.

12) Выводы комиссии противоречат с мнением коллектива лаборатории.

13) Болезнь и связанные с ней пропуски занятий повлияли на знаниях школьника.

Задание 2

Составить словосочетания, правильно используя связь слов.

1) Упрекать (бездеятельность)

2) Ругать (беспечность)

3) Повлиять (решение)

4) Информировать (ход выполнения задания)

5) Видеть (картина)

6) Интересоваться (искусство)

7) Любовь (родина)

8) Исследовать (территория)

9) Благодаря (помощь)

10) Согласно (предписание)

11) Вопреки (угроза)

12) Превосходство (противник)

13) Ориентироваться (мир книг)

14) Информация (погода).

15) Добраться (берег), приплыть, достичь.

16) Восхищение (подвиг космонавта), уважение, гордость.

17) Препятствовать (движение), тормозить.

18) Сетовать (разлука), страдать.

19) Скучать (вы), тосковать.

20) Прикасаться (стол), касаться.

21) Оплатить (квартира), уплатить.

22) Гордиться (успехи), радоваться.

23) Жажда (деятельность), потребность.

24) Принадлежность (организация), участие.

25) Убежденность (правота дела), верящий.

26) Бороться (враг), сопротивляться.

27) Внушать страх (противник), вселять страх.

Задание 3

Подберите синонимы и антонимы к прилагательным в следующих словосочетаниях:

интересный фильм

интересная внешность

интересный писатель

интересный сюжет

интересная трактовка

свежий хлеб

свежие огурцы

свежее белье

свежий вечер

свежий вид

свежий взгляд

Распределите приведенные ниже синонимы, учитывая их стилистическую окраску, в три столбика таблицы.

Книжное Нейтральное Разговорное
Множество много Уйма

Задание 4

Задание № 4. МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ НОРМЫ. 1. Составьте словосочетания с данными словами, используя в качестве определения прилагательное

⇐ ПредыдущаяСтр 26 из 42

1. Составьте словосочетания с данными словами, используя в качестве определения прилагательное.

Барбекю, дефиле, меню, Миссисипи, секьюрити, телешоу.

2. Образуйте от данных существительных форму родительного падежа множественного числа.

Бурят, башкир, баклажан, гренадер, ботинок, сапог, мандарин, рентген.

3. Напишите цифры прописью в данных сочетаниях.

2 ученика, 2 учеников, 3 студентов, 3 студентки, 3 суток, 4 ножниц.

Задание № 5. СИНТАКСИЧЕСКИЕ НОРМЫ.

1. Составьте словосочетания, правильно используя связи слов.

Образец: Упрекать (бездеятельность) –упрекатьв бездеятельности.

Ругать (беспечность), информировать (ход выполнения задания), любовь (Родина), благодаря (помощь), ориентироваться (мир книг).

2. Замените придаточные определительные предложения причастными оборотами.

1. Девочка, которая исполняет танец, учится в балетной школе. 2. Врач, который лечил меня, давно стал известным специалистом. 3. Мальчик, который катается на коньках, мой хороший друг. 4. Мать, которая катала ребенка, очень удивилась нашему появлению.

3. Найдите речевые и стилистические ошибки, исправьте предложения.

1. Онегин и Ленский – две ветви старого пня. 2. Сегодня холодно, поэтому я одела шубу. 3. Я познакомился с ужасно красивой девушкой. 4. В магазин завезли импортные моющие обои. 5. Я предъявил оплоченный чек.

Задание № 7. НОРМЫ ПРАВОПИСАНИЯ.

Вставьте буквы, раскройте скобки, расставьте знаки препинания.

С…реневый штиль окружал судно и зап…лнял к…юту. Из(за) вершин гор пр…чудл…вый с…луэт которых мог бы прийти в голову только в…ликому а…стракц…онисту подн…малось со…нце. Оно раск…лило до алого цвета тр…угольник неба вернее туч… между двумя вершинами. А остальное небо было в л…ловой тума(н, нн)ой мгле. Вода возле ж…лтого песка ни…кого берега была бледной едва голубой.

ВАРИАНТ № 3

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *