Факторы физической работоспособности

Факторы физической работоспособности

  1. Факторы физической работоспособности
  2. Особенности организации преподавания физической культуры юношам и девушкам
  3. Основные правила для организации спортивной тренировки юношей и девушек

Список использованной литературы

  1. Факторы физической работоспособности

Физическая работоспособность человека зависит от многих факторов. Среди них выделяют несколько основных, «ведущих», которые в наибольшей мере определяют конкретное проявление работоспособности. К этим факторам обычно относят следующие:

  1. Сократительные особенности нервно-мышечного аппарата, т.е. скоростно-cиловые возможности двигательной системы.
  2. Особенности координаций движений.
  3. Биоэнергетические возможности организма.
  4. Мощность и устойчивость вегетативных систем обеспечения двигательной активности.
  5. Технику выполнения двигательных действий.
  6. Тактику решения двигательных задач в процессе спортивной или профессиональной деятельности.
  7. Психическую подготовку человека, его мотивацию, волю и т.д.

Скоростно-силовые качества, координационные способности, возможности биоэнергетики и вегетативных систем обеспечения двигательной активности составляют группу внутренних, или потенциальных факторов.

Степень реализации этих потенциальных возможностей в конкретных условиях какой-либо двигательной деятельности (спортивной или профессиональной) определяется факторами производительности: технической, тактической и психической подготовленностью человека.

Рациональная техника выполнения спортивных или профессионально-прикладных действий позволяет более эффективно использовать скоростно-силовой и энергетический потенциалы, координационные возможности, а совершенная тактика выполнения двигательных действий позволяет лучше распределить и реализовать потенциальные возможности на определенном отрезке времени.

Любая двигательная, в том числе и спортивная, деятельность совершается при помощи мышц при их сокращении. Поэтому строение и функциональные возможности мускулатуры необходимо знать всем людям, но в особенности тем, кто занимается физической культурой и спортом.

2. Особенности организации преподавания физической культуры парням и девушкам

Правильно организованные занятия по физической подготовке благотворно влияют на здоровье и развитие человека. Особенно важным в настоящее время представляется вопрос, правильного преподавания физической культуры молодому подрастающему поколению, то есть парням и девушкам возрастной категории от 6 до 23 лет. Именно в эти годы молодые люди как правило проходят обучение и следовательно могут быть приобщены к занятием физической культурой как в оздоровительном, так и в спортивном планах.

Мифы о вреде для них силовых упражнений в период развития совершенно не обоснованы – вред может быть нанесен только чрезмерными, неправильно спланированными нагрузками. Экспериментальными исследованиями установлено, что даже шестилетние дети, занимаясь атлетическими упражнениями разных классов, прогрессируют в своем развитии, спортивном мастерстве и не имеют отклонений в состоянии здоровья при рационально построенном тренировочном процессе. Вместе с тем, необходимо учитывать возрастные и половые особенности организма людей, занимающихся спортивными упражнениями для укрепления здоровья и профессионально-прикладной подготовки.

Даже если подростки и девушки внешне походят на взрослых, вполне сложившихся людей, это совершенно не означает, что они способны выполнять такие же силовые нагрузки, как и взрослые люди. Обычно, именно в этот период их жизни может быть заложена надежная функциональная база для обеспечения дальнейшей успешной учебы, профессиональной деятельности, военной службы.

В период 12-16 лет происходит интенсивное развитие организма парней и девушек. Это проявляется в быстром росте тела и укреплении опорно-двигательного аппарата, наращивании мышечной массы, изменениях в нервной и эндокринной системах, половом созревании. В этот период возможности сердечнососудистой системы не всегда «поспевают» за интенсивным развитием других систем организма, и чрезмерные нагрузки могут привести к преждевременной остановке роста и развития.

Главным стимулятором роста мышц и увеличения силы является тестостерон – мужской половой гормон. В подростковом возрасте во время полового созревания секреция гормонов значительно усиливается. Поэтому уже в возрасте 11-13 лет у девочек и в 13-15 лет у мальчиков появляются благоприятные условия для развития силы. Этот период продолжается примерно до 30 лет и более. Ограничения касаются больших отягощений, которые могут привести к нарушениям в развитии позвоночника, появлению паховых грыж. Противопоказаны также упражнения с сильным натуживанием. Развитие силы желательно проводить или без отягощения, или с отягощением в 50-60 % от максимальной силы мальчиков и девочек, и под обязательным контролем врача. Цель спортивной тренировки в этом возрастном периоде – формирование мощного мышечного корсета, защищающего и поддерживающего туловище и внутренние органы, создание базы для дальнейших силовых нагрузок. Силовые упражнения ни в коем случае не должны быть ориентированы на развитие максимальной или скоростной силы. Углубленным занятием силовыми упражнениями должна предшествовать общефизическая подготовка.

В последние годы все большее число девушек занимается спортивными упражнениями, причем не только для повышения работоспособности, но и для улучшения своего физического состояния, коррекции фигуры. Абсолютные физические показатели у девушек намного ниже чем у юношей: сила девушек составляет 60-80 % силы парней. В общих чертах методика развития силы для обоих полов совпадает.

Вместе с тем имеются некоторые различия:

— Особенности спортивной тренировки женщин связаны с физиологическими особенностями их организма, объективными различиями между юношами и девушками;

— Девушки в среднем меньше и легче юношей;

— Гормональная структура женского организма ограничивает рост мышечной массы;

— Доля мышц в общей массе тела у девушек значительно меньше и составляет всего 30-35 % по сравнению с 40-47 % у юношей;

— Центр масс тела девушек находится ниже, чем у юношей в связи с особенностями телосложения — у женщин более длинное туловище и более короткие ноги;

— Девушки, в силу более быстрого созревания их организма, на 2-4 года быстрее юношей достигают своих физических, в том числе и силовых, кондиций;

— Для женщин характерным является увеличение жировых отложений на бедрах и ягодицах («груши»), у мужчин на животе («яблоки»).

— Девушки, в среднем. Обладают большей гибкостью по сравнению с юношами;

— Девушки имеют более высокий болевой порог ( то есть они более «терпеливы»), чем юноши.

Научные исследования и практический опыт показывают, что спортивная тренировка, при учете физиологических особенностей женского организма, способствует улучшению здоровья, укрепляет мышцы и связки тазового дна, улучшает фигуру.

Значительно хуже переносит большие силовые нагрузки опорно-связочный аппарат девушек. При тренировках им следует избегать работы с предельными и близкими к ним отягощениями. Предпочтение надо отдавать упражнениям, не «перегружающим» позвоночник, то есть выполняемым в положении сидя или лежа. Женский организм гораздо лучше переносит нагрузки, направленные на развитие выносливости. Поэтому, в тренировках девушек широко применяются методы развития силовой выносливости: они связаны с небольшими отягощениями, быстро снижают жировой компонент массы тела, способствуют решению задач эстетической коррекции телосложения.

Для эффективного решения таких задач девушкам, как и юношам необходимо уделять повышенное внимание развитию аэробной выносливости, гибкости и координации движений

В настоящее время широкое распространение у женщин получили занятия силовыми упражнениями в форме ритмической гимнастики и шейпинга.

3. Основные правила для организации спортивной тренировки юношей и девушек

— Занимаясь силовыми упражнениями, соблюдайте общие методические принципы построения тренировочного процесса

— Общефизическая подготовка – основ успеха в развитии силы. Поэтому. Включайте в тренировку упражнения на развитие выносливости, быстроты, гибкости, координации и точности движений, спортивные и подвижные игры.

— Тренировки не должны быть монотонными.- До 16 лет не выполняйте силовые упражнения с максимальными весами. Применяйте более легкие отягощения с возможностью выполнить каждое тренировочное упражнение до 10-15 раз.

— Уделяйте внимание укреплению мышц брюшного пресса и спины.

— Предупреждайте травмы – они являются следствием неправильной тренировки.

— не выполняйте глубоких приседаний с большими отягощениями и прыжки в глубину, становые тяги штанги, жимы тяжелой штанги в положении стоя.

— Не увлекайтесь упражнениями с уступающим (эксцентрическим) режимом работы.

— Прекращайте тренировку при возникновении болей.

— Регулярно проходите осмотр у врача.

Таким образом, можно сказать, что при правильном применении и дозированной нагрузке физические упражнения приносят несомненную пользу организму как юношей так и девушек независимо от возрастной категории.

Список использованной литературы:

1. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания Л.: 1968

2. Бажуков С.М. Здоровье детей — общая забота. М.: Физкультура и спорт, 1996.

3. Вайбаум Я. С. Гигиена физического воспитания. М.: Просвещение, 2000.

4. Курысь В.Н., Яровой Н.М., Титаренко Е.В. Общеразвивающие упражнения в школе. Ст.: СГПУ,1995.

5. Куколевский Г.М. Здоровье и физическая культура. М.: Медицина ,2006.

6. Козлова Т.В., Рябухина Т.А. Физкультура для всей семьи. М.: Физкультура и спорт, 1988.

7. Коробков А.В. Движения и здоровье. М.: Знание, 1994.

8. Куценко Г.И., Кононов И.Ф. Режим дня школьника. М.: Медицина, 1987.

9. Матвеев Л.П., Новиков А.Д. Теория и методика физического воспитания. М.: Физкультура и спорт, 1976.

10. Платонов В.Н. Подготовка квалифицированных спортсменов. М.: Физкультура и спорт,1986.

11. Пономарев Я.А. Психология творчества и педагогика. М.: 1976.

Поделиться

Факторы, лимитирующие спортивную работоспособность

Факторы спортивной работоспособности

Факторов, лимитирующих работоспособность человека, очень много. Среди них могут быть следующие.

  1. Генетически обусловленные врожденные изменения — атрофия нейро-мышечного аппарата, описанная неврологами как тяжелая патология. Такие больные не могут быть спортсменами.
  2. Приобретенный характер распространен гораздо шире (изменения метаболизма, нервной или эндокринной регуляции обмена веществ) в результате экстремальной физической нагрузки.

Наша точка зрения, связанная с возможностями коррекции факторов, лимитирующих спортивную работоспособность с помощью биологически активных веществ (как лекарственных, так и биологически активных добавок к пище), охватывает большое их количество. Среди основных факторов, лимитирующих спортивную работоспособность, следует выделить:

  • биоэнергетические (анаэробные и аэробные) возможности спортсмена;
  • нейромышечные (мышечная сила и техника выполнения упражнений);
  • психологические (мотивация и тактика ведения спортивного состязания).

Следует отметить, что еще не выработаны общепринятые критерии для определения понятия «спортивная работоспособность». Вместе с тем биохимические и физиологические исследования последних лет, посвященные изучению зависимости функции мышечной системы от эндогенных сдвигов в организме, показали, что этот фактор должен удовлетворять трем условиям, при констатации которых можно с уверенностью считать, что имеют место причинно-следственные взаимоотношения.

  • При наличии лимитирующего фактора снижается физическая работоспособность вплоть до ее полного отсутствия. Таким может быть недостаток источников энергии для обеспечения сокращения мышц: АТФ, глюкозы, гликогена, ингибиция клеточного дыхания и транспорта электронов в дыхательной цепи митохондрий, работающих мышц, разобщение дыхания и фосфорилирования. Следует обращать внимание и на образование значительного количества продуктов переокисления липидов ненасыщенных жирных кислот в виде свободных радикалов из-за ослабления функции эндогенной антиоксидантной системы, концентрации оксида азота, сдвиги кислотно-основного равновесия и буферной емкости крови, нарушения микроциркуляции, реологических свойств крови, гемокоагуляции и др.
  • Восстановление спортивной работоспособности при нормализации лимитирующего фактора (или измененной функции). Сюда можно отнести углеводное насыщение для углеводного депо, введение раствора аминокислот и белка, липидных смесей; нормализацию сдвигов рН с помощью назначения щелочных препаратов, регуляции сократительной способности миокарда с целью борьбы с гипоксией и нормализации тканевого дыхания, оптимизация функции эндокринной системы не только гормональными препаратами, но и адаптогенами растительного и животного происхождения, купирование центральных форм усталости при помощи восстановления сниженных функций центральной нервной системы и др. В поддержании высокой работоспособности спортсмена большое значение имеет гормональный контроль, особенно инсулярная система, глюкокортикоидная, соматотропная, тиреоидная, половая и другие функции, поскольку они контролируют практически все виды обмена веществ в организме. Изучая состояние гормонального профиля, можно заранее прогнозировать работоспособность спортсмена и предсказать ожидаемый результат.
  • Наличие методов исследования, с помощью которых можно достоверно выявить фактор, лимитирующий работоспособность. Это биохимические или физиологические методы, например, определение АТФ, глюкозы, мочевины, лактата, хемилюминесценции, стендовые исследования работоспособности, которые широко апробированы в клинической и спортивной медицине.

В частности, при максимальных нагрузках имеют место значительные сдвиги всех составляющих метаболизма: количество глюкозы может увеличиться до 8—9 ммольл-1, лактата — до 12— 17 и даже 18—20 ммоль-л-1, глицерола — до 0,3— 0,4 ммоль-л-1, мочевины — до 3—14 ммоль л-1; снижается содержание инсулина, накапливается мочевина, нарастает компенсированный метаболический ацидоз, который проявляется снижением рН крови до 7,1—7,15 и изменением всех составляющих кислотно-основного равновесия.

При кратковременной работе значительно более выражены изменения кислотно-основного равновесия, содержания лактата и неорганического фосфора, при работе субмаксимальной мощности — гликолиза, при длительной работе — анаэробного пути ресинтеза АТФ, содержания глюкозы и др.

По данным Н. И. Волкова с соавторами (2000), основные параметры, характеризующие процесс восстановления, таковы: восстановление кислородных запасов в организме происходит в течение 10—15 с, алактатных анаэробных резервов в мышцах за 2—5 мин, оплата алактатного кислородного долга в течение 3—5 мин, устранение молочной кислоты за 0,5—1,5 ч, ресинтез внутримышечных запасов и восстановление гликогена в печени за 12—48 ч, усиление индуктивного синтеза ферментных и структурных белков в течение 12—72 ч.

Основные факторы, от которых зависит спортивная работоспособность человека, представлены в таблице.

Как видно из этой таблицы, к факторам, лимитирующим работоспособность спортсменов, относятся самые различные органические и функциональные состояния, которые сопровождаются недостаточностью метаболитов, кислорода, изменением кислотно-основного равновесия, снижением реактивности иммунной системы, нарушением прооксидантно-антиоксидантного баланса, сдвигами в системе микроциркуляции и агрегатном состоянии крови. Для правильного подбора фармакологических средств при нарушении тех или иных сторон функционирования организма спортсмена можно пользоваться таблицей.

Факторы, лимитирующие работоспособность Механизмы снижения работоспособности Физическая работоспособность. Средства для коррекции
Поражение опорно-двигательного аппарата (требует специализированного лечения в стационаре) Спортивная травма. Ограничена функция опорно-двигательного аппарата и сократительной способности мышц Полностью отсутствует или временно снижена.
Хирургические, бальнеологические и фармакологические (противовоспалительные средства, хондропротекторы) воздействия
Угнетение центральной и периферической нервной систем Центральная усталость, снижение условно-рефлекторной деятельности, скорости формирования упражнений Резко снижена.
Адаптогены, ноотропы, витамины
Недостаточное функционирование эндокринной системы Изменение соотношений эндогенных СТГ, кортизола, тестостерона, наличных и резервных возможностей коры надпочечников. Дисбаланс метаболизма (углеводов, белков, жиров, иммуноглобулинов, воды, электролитов и др.) Ограничена.
Витамины, антиоксиданты, спецпитание
Снижение функции сердечнососудистой системы, нарушение ритма сердца, микроциркуляции в мелких венечных сосудах, сократительной способности миокарда, тонуса периферических сосудов (при перенапряжениях, перетренировках) Уменьшение кровотока, транспорта кислорода (гипоксия) и питательных веществ к работающим мышцам Отсутствует или снижена.
Кардиопротекторы (инозин, креатинфосфат, трифосфаденин), антиаритмические средства, продукты пчеловодства и др.
Ослабление функции дыхания (при чрезмерных физических напряжениях) Недостаток кислорода в крови и тканях (гипоксия) Снижена.
Дыхательные аналептики недопинговой структуры (аммиак), антигипоксанты (гипоксен, цитохром С), антиоксиданты (витамин Е и др.), адаптогены
Нарушение микроциркуляции Снижение кровоснабжения интенсивно работающих мышц, тканевая гипоксия Резко снижена.
Антиагреганты, спазмолитики, ингибиторы фосфодиэстеразы и аденозиновых рецепторов
Изменение реологических свойств и свертываемости крови Снижение скорости кровотока вплоть до стаза при микротромбообразовании, гиперкоагуляции, тромбоэмболические состояния Существенно снижена.
Антикоагулянты прямого и непрямого действия, фибринолитические препараты. Спазмолитики, ноотропы
Сдвиги кислотно-основного равновесия в кислую сторону Изменение буферной емкости крови, ацидоз Умеренно снижена.
Препараты, сдвигающие рН в сторону оснований (бикарбонат натрия). Щелочные минеральные воды
Снижение энергообеспечения мышц Недостаток гликогена, АТФ, креатинфосфата, L-карнитина, липидов, протеинов Существенно снижена.
Углеводное насыщение, L-карнитин, продукты пчеловодства, ППБЦ
Функциональная недостаточность витаминов, микроэлементов, электролитов, воды (дегидратация) В результате высоких физических нагрузок имеет место снижение концентрации жиро- и водорастворимых витаминов, электролитов, микроэлементов и воды (особенно в марафоне) Снижена.
Витамины и их комплексы с электролитами и микроэлементами, адаптогены, средства на основе левзеи и трибулуса
Ингибирование клеточного дыхания в работающих мышцах Нарушение транспорта электронов в дыхательной цепи, синтеза макроэргов, разобщение дыхания и фосфорилирования Снижена.
Адаптогены, жиро- и водорастворимые витамины, ноотропы, специализированные напитки
Инициация свободнорадикальных процессов в результате сверхинтенсивных нагрузок и действия прооксидантов Образование гидроперекисей, токсических продуктов, нарушение функциональной лабильности клеточных мембран и биоэнергетических механизмов Снижена.
Антиоксиданты, антигипоксанты, адаптогены, витамины Е и С
Снижение иммунологической реактивности (клеточного и гуморального иммунитета) Фактор риска для банальных инфекций, аутоиммунных процессов Снижена.
Иммуномодуляторы, комбинированные адаптогены, витамины, биогенные стимуляторы, продукты пчеловодства (прополис, цветочная пыльца)
Снижение функции печени, почек и других органов в результате развития состояния перетренированности Печеночный болевой синдром, реактивный панкреатит, гипертрофия печени, нарушение экскреторной функции почек и др. Снижена.
Гепатопротекторы, антиоксиданты, ППБЦ, противовоспалительные средства, антибиотики
Применение фармакологических препаратов, ингибирующих обмен веществ Нарушение транспорта электронов дыхательной цепи митохондрий, синтез АТФ и креатинфосфата Снижена.
Отмена препаратов, снижающих физическую работоспособность, восстановление метаболизма
Нарушение функции желудочно-кишечного тракта Диспептические явления. Нарушение всасывания жирорастворимых витаминов A, D, Е, К Снижена.
Препараты из различных групп (антибиотики, сульфаниламиды, препараты пищеварительных ферментов и др.)
Несбалансированное питание спортсменов. Несоответствие калорийности пищи энергетическим затратам и пластическим потребностям Нарушение соотношений основных пищевых ингредиентов, дисбаланс белков, жиров, углеводов, электролитов, микроэлементов и витаминов Снижена.
Коррекция питания спортсменов в соответствии с энергетическими затратами и периодом спортивной подготовки

Примечание. Назначение лекарственных средств дополняется педагогическими и психологическими воздействиями, бальнеологическими процедурами, иглоукалываниями, прижиганиями, светомузыкой, ароматерапией и др.

Таким образом, любой фармакологический препарат, рекомендуемый врачом, должен соответствовать определенной графе таблицы. Так, антиоксиданты, иммуномодуляторы и макроэргические фосфаты расположены в разных графах. Целесообразно создавать комбинированные препараты, которые влияют одновременно на несколько факторов, лимитирующих работоспособность, а также процессы адаптации и восстановления.

Применение фармакологических средств тесно привязано к периоду, этапу, микро- и макроциклу спортивной подготовки и имеет в связи с этим свою специфику.

Отдельно следует подчеркнуть, что к факторам, лимитирующим спортивную работоспособность человека, необходимо отнести «перегрузку» лекарственными средствами как допинговой, так и недопинговой структуры, например антибиотиками и другими препаратами, поэтому часто применяемый в спорте принцип «чем больше фармакологических препаратов, тем лучше» в большинстве случаев не обоснован. Рекомендуется срочная отмена всех «лишних» лекарственных средств, а при токсических осложнениях — применение антагонистов или антидотов. Важным для внимания спортивных работников представляется хроническое отравление как допинговыми, так и недопинговыми средствами, которые были назначены без показаний к применению. Следует также иметь в виду, что даже однократное применение некоторых стимуляторов нервной системы (амфетаминов, сиднофена, сиднокарба, стрихнина, секуренина) почти всегда вызывает вторую фазу — резкое угнетение работоспособности спортсмена, которое может длиться несколько дней.

При введении в организм спортсмена двух и более препаратов возникает взаимодействие лекарственных средств, которое может выражаться в усилении действия друг на друга (суммация или синергизм), ослаблении конечных результатов (фармацевтическая несовместимость — взаимодействие ингредиентов между собой, фармакологическая несовместимость — антагонизм), сингоантагонизме (одни эффекты потенцируются, а другие ослабляются) и парадоксальной интерференции (один препарат искажает действие другого). Таких примеров в клинической практике насчитывается достаточно много. Врач рассчитывает усилить эффект примененного препарата другим, а может получить противоположный результат.

Некоторые производители ДД стали смешивать в рецептурах все препараты, которые каким-то образом влияют на спортивную работоспособность (все адаптогены, витамины, электролиты, препараты пластического и энергетического действия и др.) и ждут фантастических эффектов. Однако этого не происходит, поскольку действующие начала этих препаратов взаимодействуют между собой со знаками «плюс» и «минус», а конечный результат равен нулю (или близок к нему). И в этом нет ничего необъяснимого. Здравомыслящие фармаколог и врач никогда не будут назначать более пяти препаратов одновременно, так как при их большем количестве оценить конечный результат и вклад каждого препарата не представляется возможным. Это одна сторона вопроса. Другая заключается в заведомом превышении дозировок ДД с расчетом на «авось». Это, в принципе, неверно, так как много — это не значит хорошо. И далее — смеси действующих ингредиентов могут действовать в различных направлениях.

Не рекомендуется введение витаминов в одном растворе, поскольку витамин С является мощным восстановителем и может нейтрализовать витамины B12, РР и В2, а совместное применение витаминов В,, В6 и В12 нецелесообразно, так как кобальт витамина В12 способствует разрушению других витаминов. Глюкоза при использовании ее со щелочнореагирующими препаратами (анальгин, натрия гидрокарбонат и др.), изониазидом и другими, образует токсические соединения. Всасывание некоторых лекарств в желудке затруднено в результате химических реакций — сульфат железа нарушает всасывание тетрациклинов, в результате образование комплексов, а хлорид кальция с некоторыми органическими и жирными кислотами образует нерастворимый осадок.

Некоторые препараты могут существенно влиять на действие другого лекарства в организме, благодаря их влиянию на гемодинамику, связь с транспортными белками, рецепторами клеток, индукцию метаболизирующих ферментов, канальцевый транспорт, рН мочи и другие параметры. Рекомендуется при изучении нового препарата не назначать других лекарств и оценить реакцию организма на вводимый препарат, что позволит определить его действующую дозу и оценить эффективность: чем больше назначено препаратов, тем труднее оценить предполагаемый эффект. Особенности фармакогенетического действия учитывают индивидуальную чувствительность организма спортсмена, которая может значительно отличаться от среднестатистического уровня. Лекарственная аллергия и лекарственная болезнь связаны с генетическими сдвигами. Спортсмен высокой квалификации представляет собой уникально одаренный организм, способный выполнять определенные упражнения (по антропологическим, физиологическим, биохимическим, гормональным характеристикам). Таким образом, прогнозирование будущих спортивных результатов с учетом фармакологической коррекции представляется непростой и ответственной задачей.

Физиологические факторы, определяющие физическую работоспособность человека в процессе многолетней адаптации к специфической мышечной деятельности тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 03.00.13, кандидат биологических наук Медведев, Денис Владиславович

Список литературы диссертационного исследования кандидат биологических наук Медведев, Денис Владиславович, 2007 год

1. АБЗАЛОВ РА., ПАВЛОВА О.И. Показатели ударного объема крови у спортсменов разного возраста и спортивной квалификации // Теория и практика физической культуры, 1997. №4. — С.8-10.

4. АЛЕКСАНДРОВА Н.П. Анализ утомления дыхательных мышц при резистивной нагрузке на фоне дыхания газовыми смесями с различным содержанием кислорода // Физиологический журнал, 1992,- Т. 78.-№3.- С. 89-98.

6. АМОСОВ Н.М., БЕНДЕТ Я.А. Физическая активность и сердце. -Киев: Здоровье, 1989. 216 с.

7. АРТАМОНОВ В.Н. Физиологические факторы, определяющие физическую работоспособность М., 1989.- 40 с.

8. АУЛИК И.В. Определение физической работоспособности в клинике и спорте М.: Медицина, 1979.- 195 с.

9. АУЛИК И.В. Определение физической работоспособности в клинике и спорте. Москва: Медицина, 1990. 192 с.

10. АШМАРИН Б.А. Методика педагогических исследований в физиче- ‘ ском воспитании. JL, 1973.- 152 с.

11. БАЕВСКИЙ Р.М., МОТЫЛЯНСКАЯ Р.Е. Ритм сердца у спортсменов. М.: Физкультура и спорт, 1986.- 143 с.

12. БАКУ ЛИН С. А. Исследование динамики аэробных возможностей у • пловцов в условиях тренировок и соревнований // Оптимизация учебно-воспитательного и тренировочного процесса в условиях ВУЗа. Волгоград. — 1979. — С. 68-72.

13. БАЛЬСЕВИЧ В.К. Методологические принципы исследований по проблеме отбора и спортивной ориентации// Теория и практика физической культуры, 1980,- № 1.- С. 31-33.

15. БАНИСТЕР Э.У. Модель мониторинга процесса развития специальной работоспособности спортсмена высокой квалификации // Физиологическое тестирование спортсмена высокого класса. Киев: -Олимпийская литература, 1998. — С.404-429.

16. БЕИЛИ Н. Статистические методы в биологии. М.: Мир, 1964.- 271 с.

17. БЕЛОЦЕРКОВСКИИ З.Б. Эргометрические и кардиологические критерии физической работоспособности спортсменов. М.: Советский спорт, 2005. — 312 с.

18. БОРИЛКЕВИЧ В.Е. Физическая работоспособность в экстремальных условиях мышечной деятельности Л.: Изд-во ЛГУ, 1982.- 45 с.

19. БРЕСЛАВ И.С. Произвольное управление дыханием у человека.- Л.: Наука, 1975.- 152 с.

22. БУКОВ Ю.А. Влияние измененной газовой среды на кар-диореспираторные функции спортсменов // Физиологические механизмы адаптации к мышечной деятельности. Тез. докл. XIX Всес. конференции.- Волгоград, 1988. С. 58 — 59.

23. БУЛГАКОВА Н.Ж. Отбор и подготовка юных пловцов. М.: Физкультура и спорт, 1986. — 191 с.

24. БУЛГАКОВА Н.Ж. Отбор и подготовка юных пловцов. М.: Физкультура и спорт, 1978. — 152 с.

25. БУЛГАКОВА Н.Ж., ВОРОНЦОВ А.Р. Зависимость спортивного результата в возрастных группах от показателей физического развития юных пловцов// Теория и практика физической культуры, 1977.- № 2.- С. 28-32.

29. ВАЩУК О.В. Физиологические резервы кардиореспираторной системы у спортсменов различной специализации// Научные основы подъема массовости и эффективности физической культуры и спорта. Л.: ГДОИФК, 1982.- С. 70.

31. ВЕРХОШАНСКИИ Ю.В. Закономерности функциональной специализации организма в ходе становления спортивного мастерства // Теория и практика физической культуры, 1970.- № 6.- С. 4-9.

32. ВЕРХОШАНСКИЙ Ю.В. Основы специальной силовой подготовки в спорте. М.: Физкультура и спорт, 1977.- 152 с.

33. ВЕРХОШАНСКИИ Ю.В. Основы специальной физической подго- . товки спортсменов. М.: Физкультура и спорт, 1988.- 331 с.

34. ВЕРХОШАНСКИИ Ю.В. Программирование и организация тренировочного процесса. М.: Физкультура и спорт, 1985.- 176 с.

36. ВИНОГРАДОВ М.И. Руководство по физиологии труда. М.: Медицина, 1969. — 408 с.

37. ВИРУ А.А. Тренировка как частный случай адаптации организма к . условиям жизнедеятельности // Главы из спортивной физиологии. -Тарту: Тартуский государственный университет, 1988.- С. 95-113.

39. ВИШНЯКОВА С.В., СОЛОПОВ И.Н., ЗАМОВ Б.М. Совершенствование функциональных возможностей спортсменок на начальных этапах подготовки в художественной гимнастике. Волгоград, 1998.56 с.

41. ВОЖОВ В.М. ФИЛИН В. П. Спортивный отбор, М.: Физкультура и спорт, 1983. — 176 с.

44. ВОЖОВ Н.И. Биоэнергетика напряженной мышечной деятельности человека и способы повышения работоспособности спортсменов. -Дис. д-ра биол. наук в форме научного доклада. М., 1990.- 101 с.

49. ГОЛОВИНА Л.Л. Влияние факторов внешней среды на работоспособность спортсмена. М., 1980. — 20 с.

51. ГОРА Е.П. Физиологические эффекты произвольного управления дыханием: Автореф. дис. док. биол. наук.- М.,1992,- 34 с.

53. ГОРОЖАНИН B.C. Нейрофизиологические и биохимические механизмы физической работоспособности// Методологические проблемы совершенствования системы спортивной подготовки квалифицированных спортсменов. М., 1984.- С. 165-199.

57. ДУБРОВСКИИ С.В. Методика совершенствования физической подготовленности юных футболистов посредством направленных воздействий на дыхательную систему: Автореф. дис. канд. пед. наук.-Волгоград, 2000.- 22 с.

58. ЕВСЕЕВА Е.В. Значение функциональных проб с произвольной задержкой дыхания и максимальной вентиляцией легких для косвенного определения физической работоспособности детей и подростков// Тр. Ленингр. педиатр, мед. ин-т., 1976.- Т. 74.- С. 50 64.

59. ЗАГРЯДСКИИ В.П., ЕГОРОВ А.С. К понятию «работоспособность» человека // Гигиена труда и профзаболевания, 1971. № 4. — С.21-24.

61. ЗАЦИОРСКИЙ В. М., АЛЕШИНСКИЙ С. Ю., ЯКУНИН Н. А. Биомеханические основы выносливости. М.: Физкультура и спорт, 1982. — 208 с.

62. ЗАЦИОРСКИЙ В.М. Основы спортивной метрологии. М.: Физкультура и спорт, 1979.- 159 с.

63. ЗАЦИОРСКИЙ В.М. Кибернетика, математика, спорт.- М.: Физкультура и спорт, 1969.- 199 с.

65. ЗОЛОТАРЕВ А.П. Подготовка спортивного резерва в футболе. -Краснодар, 1996.- 76 с.

70. ИОРДАНСКАЯ Ф.А., КУЗЬМИНА В.Н., МУРАВЬЕВА Л.Ф. Тестирование общей работоспособности высококвалифицированных гандболистов и его роль в управлении тренировочным процессом// Теория и практика физической культуры, 1985.- № 11.- С. 17-20.

74. КАМИНСКИЙ JI.C. Статистическая обработка лабораторных и клинических данных. М.: Медицина, 1964.- 252 с.

78. КАРПМАН В.Л., БЕЛОЦЕРКОВСКИЙ З.Б., ГУДКОВ И.А. Тестирование в спортивной медицине. М.: Физкультура и спорт, 1988.208 с.

80. КИМ В.В. Устройство для тренировки выносливости человека // Теория и практика физической культуры, 1979.- № 11.- С. 52-53.

84. КОРОБКОВ А.В. Выносливость и ее физиологические основы // Теория и практика физической культуры, 1968.- № 8.- С. 55-59.

86. КРЕСТОВНИКОВ А.Н. Очерки по физиологии физических упражнений. М.: Физкультура и спорт, 1951.-531 с.

87. КУРАКИН М.А. Утомление дыхательных мышц при стайерском беге // Теория и практика физической культуры, 1977.- № 2.- С. 20-23.

88. КУЧКИН С.Н. Дыхательные упражнения в спорте. Волгоград, 1991.- 48 с.

89. КУЧКИН С.Н. Пневмоманометр (прибор для измерения силы дыхательных мышц на вдохе и выдохе). Удостоверение на рационализаторское предложение № 203 Волгоградского государственного института физической культуры от 20.12.1984 г.

90. КУЧКИН С.Н. Резервы дыхательной системы (обзор и состояние проблемы) // Резервы дыхательной системы. Волгоград, 1999.- С. 751.

92. КУЧКИН С.Н., БАКУНИН С.А. Аэробная производительность и методы ее повышения. Волгоград, 1985.- 127 с.

94. КУЧКИН С.Н., ЧЕНЕГИН В.М. Физиологические методы исследования в спорте. Волгоград. — 1981.- 84 с.

95. ЛАКИН Г. Ф. Биометрия. М.: Высшая школа, 1990. — 351 с.

96. ЛАКИН Г.Ф. Биометрия. М.: Высшая школа, 1980,- 293 с.

97. ЛЕТУНОВ С.П. О некоторых путях повышения функциональных возможностей организма в процессе спортивной тренировки// Теория и практика физической культуры, 1967,- N 12,- С. 34 38.

101. МАРШАК М.Е. Регуляция дыхания у человека. М.: Медгиз, 1961.267 с.

103. МЕЕРСОН Ф.З. Адаптация, стресс и профилактика. М.: Наука, 1981.-278 с.

104. МИЛ О ДАН В. А. Увеличение резервных возможностей дыхательной системы и повышение работоспособности в беге методом perламентированного управления дыханием // Вопросы физического воспитания студентов. JL: Изд-во ЛГУ, 1984.- Вып. 16.- С. 110-120.

106. МИНЯЕВ В.И. Произвольное управление дыхательными движениями у человека. Калинин, 1978.- 77 с.

107. МИХАЙЛОВ В. В., ПАНОВ Г.М. Тренировка конькобежца-многоборца. М.: Физкультура и спорт, 1975. — 227 с.

108. МИХАЙЛОВ В.В. Дыхание спортсмена. М.: Физкультура и спорт, 1983.- 100 с.

109. МИХАИЛОВ В.В. Спорт и дыхание. М.: Физкультура и спорт, 1961.- 48 с.

110. МИЩЕНКО В. С. Изменение физиологической реактивности системы дыхания как мера адаптации к напряженной мышечной тренировке на выносливость в спорте //Адаптация спортсменов к тренировочным и соревновательным нагрузкам. К.: КГИФК, 1984. — С. 7385.

111. МИЩЕНКО B.C. Функциональные возможности спортсменов. Киев: Здоровья, 1990.- 200 с.

112. МИЩЕНКО B.C. Ведущие факторы функциональной подготовленности спортсменов, специализирующихся в циклических видах спорта// Медико-биологические основы оптимизации тренировочного процесса в циклических видах спорта. Киев, 1980.-С. 29-53.

113. МОЗЖУХИН А.С. Проблема резервов в физиологии спорта// Физиологические механизмы адаптации спортсменов к работе различного вида мощности и продолжительности. Л., 1980.-С.5-22.

114. МОСКАТОВА А.К. Физиологические механизмы адаптации и развития тренированности. М.: ГЦОЛИФК, 1990.- 48 с.

115. МОСКАТОВА А.К. Физиологические факторы спортивной работоспособности и их наследственная обусловленность. М., 1985.- 48 с.

120. ПЛАТОНОВ В.Н. Адаптация в спорте. Киев: Здоров’я, 1988. — 216 с.

121. ПЛАТОНОВ В.Н. Общая теория подготовки спортсменов в Олимпийском спорте. Киев: Олимпийская литература, 1997.- С. 59-131.

122. ПЛАТОНОВ В.Н. Теория и методика спортивной тренировки. Киев: Вища школа, 1984.- 352 с.

123. ПОЛЯКОВ В.А. Искусственное увеличение дыхательного мертвого . пространства как способ коррекции нарушений газообмена и бронхиальной проходимости // Вопросы экспериментальной и клинической пульмонологии. Мат. Всеросс. конф,- Самара, 1991.- С. 157158.

124. ПОНОМАРЕВ В.П. Физиологическая характеристика плавания. Л., ГДОИФК им. П.Ф.Лесгафта. — 1984.- 19 с.

130. СМИРНОВ Ю.И. Основные свойства и показатели спортивной подготовленности. Малаховка, 1987.- 48 с.

131. СОЛОДКОВ А.С. Физиологические основы адаптации к физическим нагрузкам: Лекция. Л., 1988.- 39 с.

132. СОЛОДКОВ А.С. Физиологические аспекты адаптации моряков. -Л., 1981.- 46 с.

133. СОЛОДКОВ А.С. Физическая работоспособность спортсмена. -СПб., 1995.-43 с.

134. СОЛОПОВ И.Н. Вместо предисловия // Резервы дыхательной системы. Волгоград, 1999. — С. 4-6.

135. СОЛОПОВ И.Н. Дыхание при спортивном плавании. Волгоград, 1988.- 52 с.

136. СОЛОПОВ И.Н. Способность человека оценивать и управлять основными параметрами функции дыхания: Автореферат дис. док. биол. наук. Москва, 1996.- 40 с.

137. СОЛОПОВ И.Н. Восприятие и произвольный контроль основных параметров внешнего дыхания у человека. Волгоград, 1998.- 184 с.

138. СОЛОПОВ И.Н. Физиологические эффекты методов направленного воздействия на дыхательную функцию человека. Волгоград, 2004. -220 с.

139. СОЛОПОВ И.Н., БАКУЛИН С.А. Физиология спортивного плавания. Учебное пособие. Волгоград, 1996.- 84 с.

140. СОЛОПОВ И.Н., ГЕРАСИМЕНКО А.П. Физиология футбола: Учебное пособие. Волгоград, 1998.- 96 с.

142. СОЛОПОВ И.Н., ШАМАРДИН А.И. Функциональная подготовка спортсменов: Монография. Волгоград: ПринТерра-Дизайн, 2003263 с.

143. СТУДЕНИКИНА Н.Н., БОРИСОВ Е.П. Изучение некоторых показателей внешнего дыхания и фаз систолы у спортсменов-бегунов при гипоксической тренировке // Вопр. физ. культуры и совершенствования учебного процесса. Волгоград, 1969.- С. 219 — 221.

144. СТУЧИНСКИЙ М.А., КОВАЛЕВ Н.К. Определение физической работоспособности юных пловцов// Плавание, 1973.- Вып. 2.- С. 28- . 29.

145. СУДАКОВ К.В. Общая теория функциональнх систем.- М.: Медицина, 1984.- 224 с.

148. СУЧИЛИН А.А. Система подготовки футбольного резерва.-Волгоград, 1981.- 64 с.

149. СУЧИЛИН А.А. Теоретико-методологические основы подготовки резерва для профессионального футбола. Волгоград, 1997.- 237 с.

150. ТАКТАК М.В. Дифференцированный контроль и оценка физической подготовленности девочек подросткового возраста, занимающихся художественной гимнастикой: Автореф. дис. . канд. пед. наук. Киев, 1992.- 19 с.

152. ТИМАКОВА Т.С. Значение морфо-функциональных показателей и индивидуальных темпов полового развития юных пловцов для отбо- ‘ ра и спортивной ориентации // Теория и практика физической культуры, 1973.- №5.- С. 45-48.

153. ТИХВИНСКИЙ С.Б., АУЛИК И.В. Современное понятие физической работоспособности человека // Функциональная диагностика и восстановление работоспособности организма спортсменов после тренировочных нагрузок. Омск, 1979.- С. 123-124.

155. ТХАНЬ ФАМ ЧОНГ. Исследование значения экономизации в тренировке пловцов: Автореф. дис. . канд. пед. наук. М., 1970.- 21 с.

156. УРБАХ В.Ю. Статистический анализ в биологических и медицинских исследованиях. М.: Медицина, 1975.- 295 с.

159. ФАРФЕЛЬ B.C. Управление движениями в спорте. М.: Физкультура и спорт, 1975. — 208 с.

161. ФОМИН B.C. Физиологические основы управления подготовкой высококвалифицированных спортсменов. М., 1984.- 64 с.

166. ЧЕРВЯКОВ А Е.Э. Оптимизация физической подготовленности пловцов на основе дифференцированного контроля работоспособности; Автореф. дис. канд. пед. наук.- Волгоград, 2000,- 24 с.

167. ШАМАРДИН А.И. Физическая подготовка юных футболистов: Учебное пособие. Волгоград, 1994.- 36 с.

168. ШАМАРДИН А.И. Оптимизация функциональной подготовленности футболистов. Волгоград, 2000.- 276 с.

171. ШАМАРДИН В.Н. Медико-биологические основы спортивной тренировки футболистов. Дншропетровськ: «Пороги», 1998.- 134 с.

173. ШАПКАИЦ Ю.М. Возможности методов изучения функции системы внешнего дыхания в оценке восстановления // Основные вопросы восстановления работоспособности спортсменов. Л.: ГДОИФК, 1984. С. 33 -38.

174. ШВАРЦ В.Б., ХРУЩЕВ С.В. Медико-биологические аспекты спортивной ориентации и отбора. М.: Физкультура и спорт, 1984.- 151 с.

175. ШПАГИН Ю.А. Общее определение и структура понятия «физическая работоспособность человека» // Вопросы общей и специальной работоспособности спортсмена. Л.: ЛНИИФК, 1974. — С.75-78.

177. ЯКОВЛЕВ Н.Н. Химия движения. Л.: Наука, 1983.- 188 с.

180. ЯХОНТОВ Б.О. Влияние непроизвольной гипервентиляции во время тренировки на функциональные возможности организма спортсмена // Физиол. обоснование тренировки. М.: Физкультура и спорт, 1969.-С. 10-15.

181. ASTRAND P., RODAHL J. Textbook of physiology. Chapt 7. Respiration. N.Y.- London, 1970.- P. 185-235.

189. BYE P.T.P., FARKASS G.A., ROUSSOS C.H. Respiratory factors limiting exercise //Ann. Rev. Physiol., 1983.- V.45.- N 2.- P. 231-235.

200. FUCHS U., REip M. Hohentraining. Trainer bibliothek 27.- Philippka-Verlag, 1990.- 127 p.

205. GROSSMAN P. Respiration, stress and cardiovascular function // Psy-chophysiology, 1983. Vol. 20. — N 3. — P. 244-300.

213. INNOCENTI D.M. Breathing exercise//J. Roy. Soc. Med, 1978,- Vol. 71.- P. 61-72.

215. LOKE J, MAHLER D.A, VIRGULTO J.A. Respiratory muscle fatigue after maraphon running // J. Appl. Physiol., 1982.- V. 52.- N 3.- P. 821824.

220. MEAD J. Responses to loaded breathing. A critique and synthesis//Bul. Eur. Physiopath. Respir, 1979.- Vol.15.- P. 61-71.

221. MOTLEY H.L. The effects of slow deep breathing on the blood gas exchange in emphysema // Am. Rev. Respir. Dis, 1963.- V. 88.- P. 480482.

225. ROCHESTER D.E. The diaphragm: contractile properties and fatigue // J. Clin. Invest, 1985.- Vol. 75.- P. 1397 1402.

229. SCHUTZ R.W. Sampling theory and procedure// Exercise and Sport Sciences Reviews, 1973,- V.I.- P. 365-392.

237. УТВЕРЖДАЮ» Ректор ФГОУ ВПО о «Волгоградская государственная академия физической культуры», / ‘ профессор А.И;Шаш1рдинг:: , • .1. АКТвнедрения результатов научно-исследовательской работы в практику

238. Автор научной разработки Краткая характеристика научной разработки Эффект от внедрения

239. Зав. кафедрой теории и методики водных видов спорта ФГОУ ВПО «ВГАФК», /ар\ к.п.н., доцент iS.Hr’f1. Разработчик 1. Д.В.Медведев

240. Проректор по научно-исследовательской работе ФГОУ НПО «ВГАФК»; профессорjteSybf’ 2007 г.1. Ю.Н.Москвичев

241. УТВЕРЖДАЮ» Ректор ФГОУ ВПО «Волгоградская государственная академия физической культуры», , п рофессорА.И .ТШща рд и н2007 г.1. АКТвнедрения результатов научно-исследовательской работы в практику

242. Автор научной разработки Краткая характеристика научной разработки Эффект от внедрения

243. Зав. кафедрой теории и методики футбола ФГОУ ВПО «ВГАФК», к.п.н., доцент1. Разработчик

244. Проректор по научно-исследовательской работе ФГОУ ВПО «ВГАФК», профессо|

245. А.П.Герасименко Д.В.Медведев1. Ю.Н.Москвичев

246. УТВЕРЖДАЮ» Ректор ФГОУ ВПО «Волгоградская государственная академия физической культуры»,2007 г.’1. АКТвнедрения результатов научно-исследовательской работы в практику

247. Автор научной разработки Краткая характеристика научной разработки Эффект от внедрения

248. Зав. кафедрой физиологии и химии ФГОУ ВПО «ВГАФК», д.б.н., профессор1. Разработчик

249. Автор научной разработки Краткая характеристика научной разработки Эффект от внедрения

250. Директор муниципального спортивно-оздоровительного клуба «Родина»

251. Заместитель директора муниципального спортивно-оздоровительного клуба «Родина» , ,у.-‘ •. •.,1. Разработчике

252. Проректор по научно-исследовательской работе ФГОУ BltO «ВГАФК», профессор1. М.

253. В.К.Игнатенко Д.В.Медведев1. Ю.Н.Москвичев2007 г.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *