Что такое праздное слово

Праздные слова

Говоря о том, что такое праздные слова, надо кое-что знать. Слова имеют огромное значение в нашей жизни.

Каждое слово имеет значение. Павел пишет, что «нет ни одного без значения». Слова, одинаковые по произношению, в разных языках могут означать разный смысл. Например, слово «бинт» сказанное в Англии означает «девушку». И если вы в английской аптеке будет просить бинт, не зная английского, то вас могут неправильно понять. Или русское слово «дед мороз» по-английски может звучать как «dead morose». И переводится «угрюмый мертвец». Американец или англичанин, слышащий, как дети радуются, произнося это слово, будут обескуражены.

Значение слова праздный.

Праздный — бездеятельный, не имеющий работы; ленивый, праздный, ничего не делающий; непроизводительный, безуспешный, бесплодный.

Словари русского языка приводят такое же значение. Здесь переводчики были точны.

Пустой, порожний, ничем не занятый, бездельный, не заполненный делом, работой, пустой, бессодержательный.

Это всё имеет отношение к значениям, доступным нашему разуму. Но давайте посмотрим, что Слово говорит нам о том, что такое праздные слова.

За всякое праздное слово.

Павел говорит, что исповедание Иисуса Господом приводит к спасению. И если в этом стихе говорится о суде, то значит, о суде Божьем. Поэтому ваши слова либо говорят о вашем спасении, либо об осуждении.

Используя значение слова «праздный» (бесплодный, безуспешный) можем увидеть, ЧТО именно подлежит Божьему суду, какие слова. То, чем наполнено сердце человека выходит наружу в форме слов. Нам может казаться, что мы достаточно святы и непорочны, но наши слова – это как индикатор. Испытайте себя. Посмотрите на то, что вы говорите, когда дело касается библейских истин. Именно поэтому ваши слова – это повод для вердикта суда.

Говорит ли кто, говори как слова Божии

Я имею в виду, что мы очень много говорим в своей жизни. Поем песни детям, говорим на работе. Это точно не имеет отношения к святой жизни, духовной жизни. И эти разговоры не приведут нас к осуждению. Потому что судимы мы будем ПО СЛОВУ, которое говорил Иисус. Наши слова будут СРАВНИВАТЬСЯ с Истиной.

ЕСЛИ НАШИ СЛОВА БУДУТ РАСХОДИТСЯ СО СЛОВАМИ ХРИСТА – это и будет поводом к судебному действию против нас. И справедливо обратное – говорит ли кто, говори как слова Божии. И в этом случае будешь оправдан.

Человек, использующий для своей жизни то, что распято Христом – греховное тело плоти – подлежит суду. Плотские помышления исходят из сердца. Если вы не умерли со Христом, то и жить не можете с Ним.

Праздность

И снова значение этого слова – в бездеятельности, бесполезности, бесплодности. Здесь не говорится о словах, поэтому мы не будем об этом много говорить.

Другие значения

Это же слово «праздный» в греческом тексте используется и в других местах, но с иным переводом на русский.

Но и это не является целью нашего рассуждения. Я это просто для полноты информации написал.

Что делать?

Это естественный вопрос. Потому что суть любого учения Иисуса Христа, суть действия благодати в том, чтобы научит нас КАК нам поступать правильно. Давайте посмотрим на духовные законы. Праздные слова выходят из нас от избытка сердца.

Другими словами – то, чем мы с вами наполняем сердце наше – то и выходит потом из наших уст. Думаю, что каждый из нас сталкивался с тем, что приходится слушать рассказы других людей о грехах. И перед вами стоит выбор – или соглашаться, «поддакивая», или отказаться в этом участвовать.

Я думаю, вы уже поняли, ЧТО именно надо делать. Не надо просить Бога избавить вас от этих людей, от этих слов. Потому что вы УЖЕ избавлены и сделаны совершенными. Надо просто ДЕЛАТЬ то, к чему вы призваны, а духовные законы произведут в вас всё, что необходимо по Слову Божьему.

Говорите так, как написано в Слове, не добавляйте и не убавляйте от него. Не подстраивайте его под «наши реалии». Исповедуйте свою веру и твердо держитесь своего исповедания. Не соглашайтесь с этим миром, но и обличайте. Не давайте места дьяволу, и вы будете насыщаться от плода уст своих.

Праздное слово

Хорошее слово такое – праздник. Радостное, с детства связанное со всякими приятными вещами: новогодней елкой, подарками, мандаринами, тортом со свечками… Короче, праздник, он и есть праздник. Но вот, придя в Церковь, я столкнулся с его употреблением в совсем непраздничном контексте, когда Христос говорит: «За всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда»

Вот тут уже пришлось разбираться с этимологией слова «праздный». Я помнил из художественной литературы, что в старину на Руси беременных женщин называли «непраздными». Следовательно, праздная женщина, это которая небеременная. То есть не имеющая в себе плода. Примерно по такой схеме я рассуждал и применительно к выражению «праздное слово». Получается – это такое слово, за которым не стоит плод реального опыта, пережитого, вымученного, выстраданного в слезах и крови. Ну вот, к примеру, говорит человек, что нужно чистить по утрам зубы, потому что это полезно, правильно, и все такое прочее. А сам ни разу в жизни зубной щетки в руках не держал. Или говорит, что пить алкоголь – вредно. А сам каждый вечер опрокидывает пару-тройку рюмочек для тонуса перед сном. Праздное слово в моем понимании, это некая правильная сама по себе мысль, произнося которую, человек по сути, сам себя обличает. Ну правда, ведь знаешь же – как надо. Тогда почему сам не делаешь, как говоришь? Вот примерно так я это понимал.

Потом мне стали попадаться различные публикации, с толкованиями и разъяснениями этого евангельского места. И там было нечто иное, нежели у меня. Что-то о пустых словах, как о ненужных, глупых, скверных… Короче, обо всяком словесном мусоре. А о том, что я понял для себя когда-то, не было ничего и нигде. Я уже было огорчился, от того, что очередной придуманный мною велосипед снова оказался с квадратными колесами. Как вдруг случайно наткнулся на слова преподобного Симеона Нового Богослова, где святой говорит примерно о том же, что содержалось и в моих смутных догадках, только делает это уже вполне ясно и определенно. Хочу поделиться, очень уж эти его слова легли мне на душу:

«Праздное слово не есть только слово бесполезное; но праздным (αργος – неделанным) должно называть и такое слово, которое говорим, прежде чем делом сделаем и опытом познаем то, о чем говорим. Если я, не презревши славы мира сего и не отвергши ее от всей души, – учу других убегать ее, то не будет ли слово мое праздно, неделанно, пусто и не буду ли осужден я, как лживый? И опять, если я, не приявши с сознанием и чувством умной благодати Святого Духа, не сделавшись наученным от Бога чрез сию благодать и не сподобившись получить свыше слова премудрости и разума, без удержи устремлюсь истолковывать и изъяснять Божественные Писания и выступлю в чине учителя, вооружен будучи только одною внешнею мудростию, то оставит ли Господь это без обличения, не потребует ли отчета в сем от меня?»

Вот так. И никаких компромиссов. Поэтому, если я теперь и берусь говорить о вопросах веры, то стараюсь либо ссылаться на святоотеческие писания, либо говорю о том опыте, который у меня есть. Конечно, он весьма скудный, этот опыт. И состоит большей частью из ошибок, грехов, и преодоления их последствий. Но зато я точно знаю, что эти мои слова не праздные. И надеюсь, что на Суде Господь не спросит с меня отчета хотя бы за них.

ПРАЗДНОСЛОВИЕ.Что такое праздное слово? Что такое праздное слово? Обещание веры, не исполненное на деле. Человек верует и исповедует Христа, но остается праздным, не делая того, что повелел Христос (25, 281). Бывает слово праздным, когда человек исповедуется и не исправляется,когда кается и снова грешит (25, 281). Слово праздное то, которое учит делать добро, а само не делает (5, 282). Кто лжет, тот предается празднословию, потому что пересказывает то, чего не было и чего не видел (25, 281). Плохой отзыв о другом – праздное слово. Преподобный Ефрем Сирин (25, 281). Грех, творимый языком и на деле, весьма удобен и многообразен. Разгневался ли ты? Язык предваряет. Похоть ли обладает тобой? Язык прежде всего служит те6е как бы переводчиком и переносчиком, который помогает в грехе и вводит в искушение ближних. Язык для тебя и оружие неправды, если он не от сердца говорит, но для обмана других… Жизнь наша наполнена грехопадениями языка: постыдные, смехотворные, глупые, непристойные речи, пересуды, празднословие, лживие клятвы, ложные свидетельства (наговоры, оклеветания) – все это и гораздо еще большее число зол – это произведение языка. А те, которые отверзают уста свои на поругание славы Божией или «говорят свысока» (Пс. 72, 8), каким орудием совершают свое нечестие, как не орудием языка? (4, 261). Не должно произносить праздного слова, от которого нет никакой пользы. Ибо говорить или делать даже доброе не к созиданию веры значит оскорблять Святого Божия Духа (6, 335). Праздное слово есть слово несообразное с делом, ложное, дышащее клеветой, а также… и пустое слово, например, возбуждающее смех, срамное, бесстыдное, неблагопристойное. Привычка к словам негодным служит некоторым путем и к делам. Поэтому со всяким охранением надо оберегать душу, чтобы, находя удовольствие в словах, незаметно не принять чего-нибудь плохого, как иные с медом глотают отраву. Святитель Василий Великий (7, 298). «За всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в День Суда» (Мф. 12, 36) Многие не считают пороком празднословие… Но Христос говорит: «Говорю же вам, что за всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда» (Мф. 12, 36). Святитель Тихон Задонский (104, 1523). От языка – половина человеческих пороков, изрыгает ли он явное зло – гнев, который отнимает у человека ум, или, затаив коварный умысел, льет кроткие речи из льстивых уст. Святитель Григорий Богослов (14,304). Храни язык твой, да просветится сердце твое (34, 91). …Храните язык, чтобы безрассудно не произносить слов и не оскорблять других (34, 47). Воздержание языка показывает человека мудрого (34, 93). Ослабляющий бразды языка показывает, что он далек от добродетели. Преподобный авва Исаия (34, 93). Поскольку уста открыты, не имеют ни дверей, ни стража, то слово наше выходит свободно, а словом расхищается и сердце (25, 87). Кто празднословит во время Божией службы, тот подвергается сугубому порицанию: он отвлекает от молитвы и псалмопения и того, с кем разговаривает, и тех, которые стоят рядом (26, 294). Охраняй язык от всякого зла. Уста твои, сотворенные для хвалы, да не произносят хульного слова (28, 265). Приучи уста прославлять Бога и язык – возглашать хвалебные песни; никогда не клянись и не лги, потому что это радует сатану. Преподобный Ефрем Сирин (28, 356). Будь ленив к празднословию, а благоразумен и сведущ в спасительном слышании Божественных Писаний. Святитель Василий Великий (8, 43). Вместо безрассудных слов будем произносить молитвы (36, 707). Уста Бог дал тебе не для того, чтобы ты умножал сорняки, но чтобы бросал полезные семена, распространяя не тщеславие и коварство, но смиренномудрие, благословение и любовь (39, 141). Язык наш подражает языку Христову, если прилагает надлежащее старание о том, чтобы произносить угодное Ему…– слова, преисполненные милосердия и кротости. Святитель Иоанн Златоуст (41, 789). Язык злоречивый – диавольское ложе. Преподобный Нил Синайский (49, 378). Сын мой! не умножай слов: многословие удалит от тебя Духа Божия. Преподобный Антоний Великий (82, 25). Люби больше молчать, чем говорить. От молчания ум сосредоточивается в себе, от многословия он впадает в рассеянность (82, 151). Авва Макарий Великий говаривал, когда распускал собрания: «Убегайте, братия». Один из старцев спросил: «Отец! куда нам бежать дальше этой пустыни?» Макарий положил перст на свои уста и сказал: «Этого убегайте!» Преподобный Макарий Великий (82, 309). Если часто открываются двери в комнате, из нее легко уходит тепло. Так и душа, если человек много говорит, хотя бы и доброго, теряет теплоту. Поэтому хорошо и полезно молчание в разуме, когда занимаемся премудрыми и душеспасительными помышлениями. Изречения безымянных старцев (82, 407). Однажды братия из скита отправились к авве Антонию. На корабле был еще старец, им не знакомый. Старцы говорили об изречениях отцов и словах Писания, рассказывали о своих рукоделиях. А незнакомый старец молчал. Вместе пришли они и к Антонию. Он сказал братиям: «Доброго спутника нашли вы в этом старце!» Сказал и старцу: «Добрых братий и ты нашел, авва». – «Они хороши,– отвечал старец,– но у них двор не имеет ворот: кто хочет, подходит к стойлу и отвязывает осла». Это он сказал потому, что они говорили все, что бы ни приходило им на ум. Скитский Патерик (72, 55). Уста молчаливые истолковывают тайны Божии, а скорый на слова удаляется от Создателя Своего. Преподобный Исаак Сирин (55, 45). Мф.12:36. Говорю же вам, что за всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда: Мф.12:37. ибо от слов своих оправдаешься и от слов своих осудишься.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *