Регистрация права муниципальной собственности

Письмо Росреестра от 24.05.2017 N 14-06470-ГЕ/17 <Об осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав> (вместе с <Письмами> Минэкономразвития России от 27.03.2017 N Д23и-1631, от 27.04.2017 N Д23и-2383 «О рассмотрении обращений»)

МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ,
КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ

ПИСЬМО
от 24 мая 2017 г. N 14-06470-ГЕ/17

Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии направляет для сведения и возможного учета в работе копии писем Минэкономразвития России от 27.03.2017 N Д23и-1631, от 27.04.2017 N Д23и-2383 по вопросам: возможности осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав на такие объекты, как различного рода площадки, футбольное поле; государственной регистрации права собственности Российской Федерации на объекты недвижимого имущества на основании постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность».

Г.Ю.ЕЛИЗАРОВА

Приложение

МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО
от 27 марта 2017 г. N Д23и-1631

Департамент недвижимости Минэкономразвития России в связи с обращением по вопросу возможности осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав на такие объекты недвижимого имущества, как различного рода площадки, футбольное поле (далее — площадки), сообщает следующее.

В соответствии с пунктом 1 статьи 130 Гражданского кодекса Российской Федерации к недвижимым вещам относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.

Под сооружением понимается результат строительства, представляющий собой объемную, плоскостную или линейную строительную систему, имеющую наземную, надземную и (или) подземную части, состоящую из несущих, а в отдельных случаях и ограждающих строительных конструкций и предназначенную для выполнения производственных процессов различного вида, хранения продукции, временного пребывания людей, перемещения людей и грузов (пункт 23 части 2 статьи 2 Федерального закона от 30 декабря 2009 г. N 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений»).

Более четких количественных и качественных характеристик таких объектов, как сооружения, а также иных критериев, позволяющих отнести их к объектам недвижимого имущества, либо к объектам, не являющимся объектами недвижимого имущества, действующее законодательство не содержит.

По мнению Департамента недвижимости, при осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации на площадки следует учитывать следующее.

Исходя из положения статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее — ГрК РФ) строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство.

Согласно статье 55 ГрК РФ удостоверение выполнения строительства, реконструкции объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, проектной документацией, а также соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, разрешенному использованию земельного участка или в случае строительства, реконструкции линейного объекта проекту планировки территории и проекту межевания территории, а также ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации подтверждается разрешением на ввод объекта в эксплуатацию.

Таким образом, сооружение должно создаваться с соблюдением ряда условий — наличие земельного участка, предоставленного в установленном порядке, и разрешенное использование которого допускает строительство на нем данного объекта, получение разрешения на строительство, соблюдение строительных норм и правил, получение разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.

В соответствии со статьей 24 Закона N 218-ФЗ документом, в котором указаны сведения о сооружении, необходимые для внесения в Единый государственный реестр недвижимости, является технический план, который готовится кадастровым инженером.

По мнению Департамента недвижимости, установление характеристик объекта, позволяющих отнести объект к объекту недвижимости, осуществляет кадастровый инженер при проведении кадастровых работ, исходя из имеющихся документов (в том числе разрешения на строительство, разрешения на ввод объекта в эксплуатацию), фактической связи с землей и руководствуясь положениями действующего законодательства.

В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 29.1 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ «О кадастровой деятельности» кадастровый инженер обязан отказаться от заключения договора подряда на выполнение кадастровых работ в случае, если объект недвижимости, в отношении которого заказчик кадастровых работ предполагает выполнение таких работ, не является объектом недвижимости, в отношении которого осуществляется кадастровый учет в соответствии с Законом N 218-ФЗ.

Дополнительно необходимо отметить, что в соответствии с частью 4 статьи 14.35 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за внесение лицом, осуществляющим кадастровую деятельность, заведомо ложных сведений в межевой план, акт согласования местоположения границ земельных участков, технический план или акт обследования, если это действие не содержит уголовно наказуемого деяния.

Учитывая изложенное, вопрос отнесения площадок к объектам недвижимости должен рассматриваться на стадии получения разрешительной документации, а также при проведении кадастровых работ.

Вместе с тем, следует принимать во внимание позицию судов, в соответствии с которой вопрос отнесения подобных объектов к объектам недвижимости рассматривается не только исходя из качественных характеристик объекта, но и исходя из оснований возникновения прав на такие объекты (см. например, определение Верховного Суда Российской Федерации от 8 октября 2015 г. N 305-ЭС15-12931).

Дополнительно обращаем внимание, что Концепцией изменений федерального законодательства, направленных на создание правового режима единого объекта недвижимости, разработанной на основании поручений Правительства Российской Федерации от 4 августа 2014 г. N ИШ-П13-5910, от 4 апреля 2016 г. N ИШ-П13-1858, предусматривается совершенствование оснований отнесения объектов к недвижимому имуществу, в том числе уточнение понятия недвижимости двумя дополнительными признаками: признания за вещью самостоятельного хозяйственного значения и обязательным кадастровым учетом вещи в качестве объекта недвижимости.

Врио директора
Департамента недвижимости
В.А.СПИРЕНКОВ

МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО
от 27 апреля 2017 г. N Д23и-2383

О РАССМОТРЕНИИ ОБРАЩЕНИЙ

Департамент недвижимости Минэкономразвития России, рассмотрев обращение по вопросу осуществления государственной регистрации права собственности Российской Федерации на объекты недвижимого имущества на основании постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. N 3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» (далее — постановление N 3020-1), сообщает следующее.

В соответствии с Положением о Министерстве экономического развития Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 г. N 437, Минэкономразвития России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию, и не наделено полномочиями по разъяснению законодательства Российской Федерации.

Отмечаем также, что решение о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав, о приостановлении или отказе в государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав принимается в каждом конкретном случае государственным регистратором самостоятельно по результатам правовой экспертизы представленных документов.

Вместе с тем полагаем возможным отметить следующее.

В соответствии с пунктом 5 статьи 214 Гражданского кодекса Российской Федерации отнесение государственного имущества к федеральной собственности и к собственности субъектов Российской Федерации осуществляется в порядке, установленном законом.

На основании пункта 6 раздела IV приложения 1 к постановлению 3020-1 предприятия связи, телевизионные и радиопередающие центры, независимо от того, на чьем балансе они находятся, и от ведомственной подчиненности предприятий, относятся исключительно к федеральной собственности.

Согласно статье 24 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 176-ФЗ «О почтовой связи» имущество организаций федеральной почтовой связи, включая средства почтовой связи, является федеральной собственностью и приватизации не подлежит.

В этой связи, по мнению Департамента недвижимости, постановление N 3020-1 может являться основанием для осуществления государственной регистрации права собственности Российской Федерации в отношении объектов, указанных в названном постановлении, которые были созданы до вступления в силу постановления N 3020-1.

При этом, по мнению Департамента недвижимости, для осуществления государственной регистрации права собственности Российской Федерации на такие объекты недвижимого имущества необходимо представление выписки из реестра федерального имущества, содержащей сведения о документе-основании возникновения права собственности Российской Федерации — постановлении N 3020-1.

В качестве документа, подтверждающего принадлежность объектов недвижимости к объектам связи (если из наименования объекта указанное не следует) полагаем возможным представление соответствующих документов, подтверждающих использование данных объектов по целевому назначению, представлены, например, письма органов местного самоуправления, подтверждающие размещение (использование в целях организации услуг почтовой связи) в таких объектах недвижимости организаций почтовой связи или используемых такой организацией объектов недвижимости в соответствующих целях.

При этом истребование документов, подтверждающих ведомственную принадлежность объектов, а также документов, послуживших основанием для включения указанных объектов в реестр федерального имущества, по мнению Департамента недвижимости, в ряде случаев является избыточным.

Отмечаем также, что по информации Росреестра указанное основание является не единственным основанием для отказа в осуществлении государственной регистрации права собственности Российской Федерации. Государственными регистраторами принимаются решения об отказе регистрации прав по причинам несоответствия сведений об объекте в правоустанавливающем документе сведениям Единого государственного реестра недвижимости, наличия противоречий между заявленными и зарегистрированными правами.

Врио директора
Департамента недвижимости
В.А.СПИРЕНКОВ

Муниципальное имущество, находящееся в собственности. Владение, пользование и распоряжение муниципальным имуществом

Согласно ч. 2 ст. 8 Конституции РФ муниципальная собственность признается и защищается наравне с частной, государственной и иными формами собственности. В части 1 ст. 130 Конституции РФ закреплено, что местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью.
Термин «собственность» в муниципальном законодательстве, как правило, употребляется в основном в юридическом смысле, обозначая вещные права, права лица на определенную вещь, включающего в себя правомочия владеть, пользоваться и распоряжаться этой вещью.
Муниципальная собственность – это имущество, принадлежащее на праве собственности муниципальным образованиям.
В соответствии со ст. 50 ФЗ № 131 в собственности муниципальных образований может находиться:

  • имущество, предназначенное для решения установленных ФЗ № 131 вопросов местного значения;
  • имущество, предназначенное для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, в случаях, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, а также имущество, предназначенное для осуществления переданных отдельных полномочий органов местного самоуправления;
  • имущество, предназначенное для обеспечения деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, муниципальных служащих, работников муниципальных предприятий и учреждений в соответствии с нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования;
  • имущество, необходимое для решения вопросов, право решения которых предоставлено органам местного самоуправления федеральными законами и которые не отнесены к вопросам местного значения;
  • имущество, предназначенное для решения вопросов местного значения в соответствии с чч.3,4 ст. 14, ч.3 ст. 16 и чч. 2,3 ст. 16.2. ФЗ № 131, а также имущество, предназначенное для осуществления полномочий по решению вопросов местного значения в соответствии с чч.1 и 1.1. ст. 17 ФЗ № 131.

В случаях возникновения у муниципальных образований права собственности на имущество, не соответствующее требованиям указанное имущество подлежит перепрофилированию (изменению целевого назначения имущества) либо отчуждению.
При применении ст. 50 ФЗ № 131 необходимо учитывать Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 2 ноября 2006 г. № 540-О «По запросу правительства Самарской области о проверке конституционности статьи 1, частей шестой и восьмой статьи 2 Федерального закона «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и ст. 50 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
В нем дается разъяснение, что ст. 50, перечисляя имущество, которое может находиться в собственности муниципальных образований, не ограничивает их в возможности иметь в собственности и иное имущество, предназначенное для осуществления возложенных на них полномочий.
Право муниципальной собственности, являясь разновидностью права собственности, представляет собой имущественное правоотношение в рамах которого выделяются три составных элемента:

  1. Субъект права собственности – собственник муниципального имущества;
  2. Объекты по поводу которых возникает правоотношение муниципальной собственности – объекты муниципальной собственности;
  3. Содержание соответствующего правоотношения в состав которого входят три вида правомочий:
    а) правомочия по владению объектами муниципальной собственности;
    б) правомочия по пользованию объектами муниципальной собственности;
    в) правомочия по распоряжению объектами муниципальной собственности.

Владение, пользование и распоряжение муниципальным имуществом

Органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Органы местного самоуправления вправе передавать муниципальное имущество во временное или в постоянное пользование физическим и юридическим лицам, органам государственной власти Российской Федерации (органам государственной власти субъекта Российской Федерации) и органам местного самоуправления иных муниципальных образований, отчуждать, совершать иные сделки в соответствии с федеральными законами.
Порядок и условия приватизации муниципального имущества определяются нормативными правовыми актами органов местного самоуправления в соответствии с федеральными законами.
Доходы от использования и приватизации муниципального имущества поступают в местные бюджеты.
Муниципальные образования могут создавать муниципальные предприятия и учреждения, участвовать в создании хозяйственных обществ, в том числе межмуниципальных, необходимых для осуществления полномочий по решению вопросов местного значения.
Функции и полномочия учредителя в отношении муниципальных предприятий и учреждений осуществляют уполномоченные органы местного самоуправления.
Органы местного самоуправления:

  • осуществляющие функции и полномочия учредителя, определяют цели, условия и порядок деятельности муниципальных предприятий и учреждений, утверждают их уставы, назначают на должность и освобождают от должности руководителей данных предприятий и учреждений, заслушивают отчеты об их деятельности в порядке, предусмотренном уставом муниципального образования;
  • от имени муниципального образования субсидиарно отвечают по обязательствам муниципальных казенных учреждений и обеспечивают их исполнение в порядке, установленном федеральным законом.
  • ведут реестры муниципального имущества в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Выделяют следующих субъектов, в различных формах, реализующих правомочия собственника в отношении объектов муниципального имущества:
1. Население реализует базовые правомочия, составляющие право муниципальной собственности:

  • посредством местных референдумов;
  • через выборные органы местного самоуправления;
  • через органы территориального общественного самоуправления;
  • через другие образуемые в муниципальном образовании органы местного самоуправления;

2. Муниципальное образование, реализующее права собственника посредством муниципальных органов.
3. Местный представительный орган осуществляет отдельные правомочия по владению, пользованию и распоряжению объектами муниципальной собственности, посредством принятия нормативных актов, определяющих порядок управления муниципальной собственностью;
4. Глава муниципального образования, возглавляющий местную администрацию, либо назначаемый по конкурсу Глава местной администрации и вся подчиненная им совокупность муниципальных органов и должностных лиц, непосредственно осуществляющая отдельные правомочия по владению, пользованию и распоряжению объектами муниципальной собственности, а также через муниципальные предприятия и иные хозяйствующие субъекты муниципальных образований, являющиеся посредниками в управлении муниципальной собственностью.

Распоряжение имуществом: как реализовать право собственности

Распоряжение имуществом – это процесс, который становится возможным только в том случае, когда вы обладаете правом собственности на данный материальный объект. В этом материале мы поговорим о том, как можно реализовать право собственности, что именно представляет собой процесс распоряжения находящимися во владении материальными благами, а также обсудим многие другие нюансы.

Распоряжение имуществом

Что такое собственность и право собственности

Под термином собственность подразумевается отношение, возникающее между несколькими субъектами гражданского права, относительно ряда материальных наименований, представляющих собой чье-либо имущество. В обозначенных отношениях имущество будет относиться только к одному из их участников, для остальных людей оно будет считаться чужим.

Охватить собственность может две разновидности отношений, а именно:

  • принятие вещи, как своей;
  • какие-либо контакты с иными лицами, темой которых является данная вещь.

Право собственности – понятие, немного отличающееся от рассмотренного выше обозначения. Оно представлено системой правовых норм, которые закрепляют отношения собственности на:

  • производственные средства;
  • потребляемые предметы.

Каждый гражданин волен распоряжаться имуществом, имеющимся у него во владении. Однако, в некоторых случаях не он один имеет данное право. Так, если у предмета несколько хозяев, им придется решать судьбу материального блага сообща

Фактически, право собственности входит в категорию вещных прав, то есть таких, которые дают вам право на юридическое обладание той или иной вещью.

Различают следующие разновидности прав данной категории:

  • непосредственно право собственности;
  • вещные права, относящиеся к лицам, не являющимся собственниками предмета.

Существует несколько разновидностей имущественных прав, и к ним относится не только право собственности, но также вещные права различного типа

Во втором случае речь идет о таких правах, как:

  • ведение хозяйственного характера;
  • оперативное управление;
  • сервитуты;
  • бессрочное пользование землей;
  • пожизненно-наследуемое владение.

ГК РФ Статья 216. Вещные права лиц, не являющихся собственниками

Формы права собственности

Существует три основных формы права собственности, а именно:

  • владение;
  • пользование;
  • распоряжение.

Собственник может поступать с вещью по собственному усмотрению, как захочет, если его действия в конкретный момент времени не будут противоречить законодательству, и нарушать права, интересы и свободы других граждан.

Наряду с правами, предоставляемыми собственнику, государство возлагает на его плечи также конкретные обязанности, в ряд которых следует включить:

  • уплату налогов в государственную казну;
  • обязательный ремонт некоторого вида имущества и т.д.

На протяжении нескольких последних лет имущественный налог продолжает меняться в связи с переходом от инвентаризационной стоимости к кадастровой при его расчете. Изменения происходят постепенно и с каждым новым годом все большее количество регионов переводится на новую формулу расчета налогов. О последних изменениях в законе о налоге на имущество физических лиц рассказываем в специальной статье.

Кроме того, если имуществом, принадлежащим собственнику, могут пользоваться иные лица, или контактировать с ним каким-либо иным путем, тогда, он несет также и риск, что в ходе этого самого контакта кто-либо может погибнуть, повредить здоровье, или просто повредить сам имущественный объект.

Закон нашей страны наделяет собственникам не только правом, но и обязанностями по уплате налогов за владение собственностью, и защите жизни и здоровья других людей, которые могут пострадать при пользовании данным наименованием

Право владения

Данное право подразумевает, что лицо может обладать вещью с физической точки зрения, и воздействовать на нее хозяйственным путем. При этом, подразумевается, что помимо собственников являться владельцами временно могут также и лица, которые пользуются благами согласно договоренностям, предварительно заключенным с их хозяином. Например, в рамках договора аренды.

Право пользования

Право пользования подразумевает, что из вещи могут извлекаться какие-либо полезные свойства в процессе ее эксплуатации. Стоит иметь ввиду, что в ходе применения имущества, пользования им, происходит:

  • изнашивание оного;
  • полное потребление объекта.

Право пользования, точно так же, как и право владения, может принадлежать не только собственнику данного предмета, но также и иным лицам, которые наделены соответствующими правомочиями

Право распоряжения имуществом

Именно это право является темой нашей статьи. Оно понимается, как законная свобода определения дальнейшей юридической судьбы того или иного материального наименования. Проще говоря, собственник может решать, как далее поступить с его вещью:

  • оставить;
  • продать;
  • передать в качестве подарка;
  • сдать в аренду и т.д.

Право распоряжаться подлежит реализации только со стороны собственника, за теми исключениями, когда он передал его и другим лицам в виде прямого указания.

Правом распоряжаться могут обладать различные категории собственников, а именно:

  • простые граждане;
  • предприниматели;
  • юридические лица;
  • Федерация;
  • субъекты Федерации;
  • муниципальные организации;
  • иностранцы;
  • зарубежные страны;
  • организации международной категории и т.д.

Правом распоряжаться собственностью обладают самые разные субъекты, например: Российская Федерация, иностранные граждане, россияне, предприниматели и юридические лица, и т.д. Все они могут являться собственниками, и производить в отношении принадлежащего им имущества любые законные действия

Согласно букве закона, на территории нашей страны признаются следующие формы собственности:

  • частная;
  • собственность, коей владеют юридические лица;
  • материальные блага, принадлежащие объединениям общественного или религиозного характера;
  • муниципальная;
  • государственная;
  • принадлежащая совместным предприятиям;
  • относящаяся к иностранным гражданам, компаниям, а также государствам.

Во владении простых граждан, а также юридических лиц, занимающихся коммерческой деятельностью, может находиться имущественный объект любого вида, за исключением некоторых отдельных категорий, ограниченных со стороны законодателя.

При этом, цена и количественный показатель данных материальных благ, не ограничиваются какими-либо рамками.

Собственностью, принадлежащей Российской Федерации, то есть нашему государству, считаются материальные объекты, которые находятся в использовании:

  • у субъектов страны;
  • у предприятий государственного типа;
  • государственных учреждений и т.д.

Владеть той или иной собственностью могут, например, регионы. В этом случае именно они будут выступать в роли собственников. При этом пользоваться и распоряжаться объектами, им принадлежащими, смогут как государственные предприятия, так и местные учреждения иной категории

Муниципальной собственностью будут считаться все те же объекты, которые принадлежат на этот раз муниципальным образованиям различного типа, а именно:

  • городам;
  • поселкам городского типа;
  • селам и прочим разновидностям поселений.

При этом, распоряжаться и пользоваться объектами права собственности могут как предприятия данных муниципальных образований, так и различные учреждения и т.д.

Организации общественного или религиозного типа имеют право обладать собственным имуществом. При этом, использовать имеющиеся на счету материальные объекты им позволяется только с целью достижения поставленных перед ними задач, определенных учредительными документами.

Видео – Что такое распоряжение имуществом

Объекты собственности в России

Согласно букве закона, сегодня в России имеют место быть следующие объекты собственности:

  • земельные территории;
  • жилые дома;
  • дачные дома;
  • кэмпинги;
  • гаражи;
  • какие-либо предметы, использующиеся для ведения домашнего хозяйства;
  • предметы, использующиеся в рамках личного потребления;
  • документы с обозначенной ценностью, например облигации или акции;
  • СМИ;
  • объекты предпринимательства;
  • производственные комплексы;
  • комплексы в сфере бытового обслуживания;
  • торговые комплексы;

Также к интересующему нас списку можно отнести любые иные материальные объекты, имеющие назначение производственное, потребительское, культурное или социальное. За исключением определенного перечня наименований, упоминаемого в различных государственных актах, пункты которого не могут принадлежать конкретным лицам по соображениям безопасности государственного или общественного характера.

Практически любое наименование может стать собственностью, независимо от того, относится ли оно к категории недвижимости, или же представлено какими-либо движимыми объектами

Общая собственность

Если один имущественный объект имеет сразу нескольких хозяев, то можно сказать, что все они владеют им на праве общей собственности. При этом, необходимо отличать такие параметры общей собственности, как:

  • долевое владение;
  • совместное владение.

Данные категории имеют множество принципиальных отличий, давайте приступим к их рассмотрению далее в таблице.

Таблица 1. Отличие долевой собственности от совместной собственности

Тип собственности Описание

Долевая собственность

В собственности долевого характера имеет место быть определение частей имущественного объекта, у каждой из которых имеется конкретный владелец.
В большинстве случаев владение материальными объектами сопровождается оформлением их в долевую собственность, за исключением тех случаев, когда закон требует иного.
При оформлении имущества в долевую собственность, определение конкретных его частей, относящихся к тому или иному гражданину, производится согласно:

  • соглашению, заключенному между сторонами;
  • законодательным актам, действующим на территории нашей страны.
    Если ни соглашение, ни нормативно-правовая документация не позволяют определить доли, собственность распределяется между всеми владельцами поровну.
    При условии, что имущественный объект приносит какой-либо продукт, или доход от эксплуатации, обозначенные блага прибавляются к «телу» собственности, и между всеми ее владельцами разделяются соразмерно их долевым правам.
  • Совместная собственность

    Совместная собственность также имеет несколько хозяев, однако, не определяется точных ее долей, принадлежащих тем или иным лицам.
    Закон оговаривает, что возникновение совместной собственности возможно:

  • у членов одной и той же супружеской пары;
  • у членов крестьянских хозяйств.
    Если говорить о собственности супругов, то статус совместной приобретает только та, которая была нажита после заключения между людьми официального брака.
    Впрочем, данное правило не действует, если муж и жена еще перед свадьбой заключили брачный договор, установив им правила раздела имущества на случай развода.
    Обратите внимание: имущество, подаренное одному из супругов, а также все нажитые до заключения брачного союза материальные блага не принадлежат к категории совместной собственности.
    Члены крестьянского хозяйства владеют на правах собственников следующим совместным имуществом:
  • землей;
  • инвентарем;
  • техническим оснащением хозяйства;
  • постройками;
  • производимым продуктом;
  • доходами, полученными в ходе реализации продуктов.
  • Распоряжаться одним из вышеперечисленных имущественных объектов лица, им владеющие, могут лишь с согласия прочих совладельцев.

    А вот участники долевой собственности могут продать собственную долю, не спрашивая согласия у остальных. При этом, однако, другие лица, имеющие прямое отношение к собственности, имеют так называемое право преимущественного приобретения на этот случай. Это означает, что вы, решив продать, например, комнату в общей с родственниками квартиры, должны:

    • в первую очередь предложить им выкупит выставленные вами на продажу квадратные метры;
    • даже не желая, чтобы комната была куплена родней, установить на нее для членов семьи стоимость, аналогичную той, что была заявлена и для сторонних лиц.

    Сделать предложение совладельца имущества лицо обязано путем письменного извещений о намерении реализовать свою долю владений посторонним гражданам. В данном извещении также указываются такие нюансы, как:

    • стоимость доли;
    • условия ее реализации.

    Если объект находится в совместном владении, значит, распорядиться им полностью или частично смогут только все его владельцы, поодиночке же этого сделать невозможно, так как закон запрещает подобное

    При условии, что в установленный по закону срок совладельцы не проявят интерес к приобретению вашей доли, вы сможете продолжить процесс, и передать право распоряжаться собственностью стороннему лицу.

    К слову, интересующие нас сроки будут составлять:

    • 30 дней с момента передачи извещения, если речь идет о продаже части недвижимого имущественного объекта;
    • 10 дней, если речь идет о движимом имущественном благе.

    При отказе от извещения или игнорировании данного обязательного нюанса, продавец весьма рискует, так как в этом случае еще в течение 3 месяцев после продажи квартиры иному лицу, совладельцы собственности могут в суде оспорить сделку, и потребовать передать им полагающееся им по закону право первыми выкупить нужную часть материального объекта.

    Также граждане, принадлежащие к категории прочих собственников жилья, имеют изначальное преимущество, могут отказаться от преимущественного права покупки. Получив его от близких людей, вы получите право на распоряжение собственностью без законных ограничений. Подробно о данной процедуре читайте в специальной статье.

    Продажа долевой собственности возможна без согласия остальных владельцев долей, однако, закон предполагает, что эти люди могут пользоваться правом преимущественной покупки реализуемого вами объекта владения

    Обратите внимание: в ряде ситуаций не будет применяться преимущественное право покупки.

    1. Если передача доли в собственность производится в безвозмездной форме.
    2. Если доля продается с публичных торгов.

    Заключение

    Распоряжаться имуществом – это значит самостоятельно решать его дальнейшую судьбу. Вы можете делать это, только обладая правами собственника по отношению к тому или иному материальному благу. Помните, что собственность может быть не только частной, но и общей. Кроме того, владеть благами может как человек, так и страна, и различные организации. Каждый владелец может по своему усмотрению распоряжаться собственностью, но в некоторых случаях ему понадобится разрешение от совладельцев. Кроме того, в любой из ситуаций он обязательно должен соблюдать закон.

    Распоряжаясь имуществом, вы определяете, какая судьба ожидает его в дальнейшем

    Распоряжение муниципальным имуществом

    Смотреть что такое «Распоряжение муниципальным имуществом» в других словарях:

    • Дом муз (музей) — «Дом муз» «Дом муз» первый в Ярославле негосударственный музей современного искусства, созданный в 1989 году членом Союза художников СССР, ныне заслуженным художником Российской Федерации Ариадной Соколовой. Работает под эгидой одноимённой… … Википедия

    • Дом муз — Координаты: 57°37′28.61″ с. ш. 39°52′10.57″ в. д. / 57.624616° с. ш. 39.869603° в. д. … Википедия

    • Концессия — (concession) Концессия это форма государственно частного партнёрства Понятие коммерческой концессии и ее виды, форма и содержание договора коммерческой концессии, передача в концессию государственных объектов Содержание >>>>>>>>> … Энциклопедия инвестора

    • БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ — некоммерческая организация, созданная органом государственной власти РФ или субъекта Федерации, а также органом местного самоуправления для осуществления управленческих, социально культурных, научнотехнических или иных некоммерческих функций,… … Финансово-кредитный энциклопедический словарь

    • Местное самоуправление в России — деятельность местных сообществ, осуществляемая непосредственно или через местные представительные органы, по вопросам местного значения. Гарантируется главой 8 Конституции России. Характеризуется наличием определённой территории, закреплённой… … Википедия

    • Администрация города Костромы — Администрация муниципального образования городского округа город Кострома (Администрация города Костромы) … Википедия

    • БЕСХОЗЯЙНАЯ ВЕЩЬ — в соответствии с Гражданским кодексом РФ вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен, либо вещь, от права собственности на которую собственник отказался. Если в отношении кладов, находок, безнадзорных животных и… … Энциклопедический словарь экономики и права

    • Местное самоуправление — система организации и деятельности граждан, обеспечивающая самостоятельное решение населением вопросов местного значения, управление муниципальной собственностью, исходя из интересов всех жителей данной территории. В современном мире большое… … Википедия

    • Местные органы государственной власти — Местное самоуправление в Российской Федерации форма осуществления народом своей власти, вопросов местного значения, исходя из интересов населения, с учетом исторических и иных местных традиций. Содержание 1 Теория местного самоуправления 2… … Википедия

    • ДОЛЖНОСТНОЕ ЛИЦО — в российском праве (в том числе уголовном) лицо, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющее функции представителя власти либо выполняющее организационно распорядительные, административно хозяйственные функции в… … Энциклопедический словарь конституционного права

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *