Урок творческая мастерская

Портал педагога

Халилюлина А. К., учитель русского языка и литературы, ГБОУ «Гимназия № 1274» ЮВАО г. Москвы
Творческая мастерская как необычная форма урока
На сегодняшний день во всех сферах жизни происходят изменения, которые не могли не затронуть образовательную среду, в связи с этим и позиция педагога становится принципиально иной: он не транслирует знания, а создаёт учебные условия для того, чтобы ученик имел возможность различными способами работать с имеющимся багажом знаний, продвигаться своим путём к достижению поставленной им же самим цели. Сегодня можно и нужно перейти от процесса обучения к процессу учения. В этом учителю может помочь технология творческих мастерских. Творческая мастерская — необычная форма проведения учебных занятий. Она состоит из последовательности взаимосвязанных этапов. На каждом из них учебное задание направляет познавательную деятельность учеников. Ученики имеют возможность выбора пути исследования средств. Обучение в мастерских базируется на деятельностном подходе, коллективном способе обучения – только тогда учебное содержание осознанно усваивается, когда оно становится предметом активных действий школьника, причем не эпизодических, а системных. Поэтому данную технологию стараюсь применять не на отдельных уроках, а именно в системе. Творческие мастерские применяю обычно на уроках русского языка, в основном на уроках развития речи. Предпочтение отдаю мастерским творческого письма и интегрированным мастерским, так как считаю, что именно в ходе таких мастерских формируются метапредметные УУД. Мастерская имеет свои принципы, свой алгоритм работы. Мотивационный этап мастерской отражен в предъявлении индуктора –
предмета, побудителя направленной деятельности, который помогает ученикам пробиться через опыт, через заслон своих знаний. Прозреть, увидеть проблему – вот задача мастера, придумывающего индуктор. Каковы же основные приемы работы в мастерской? Они таковы: 1) предъявление индуктора – побудителя познавательной деятельности; 2) организация поиска ответа на проблемный вопрос; 3) афиширование – предъявление своих идей, планов, результатов своей работы; 4) рефлексия на уровне мысли, анализа своего пути, своих ощущений
Результатом
работы
каждой
мастерской
становится продукт коллективного творчества со следующей структурой:  круг решённых проблем (записи ответов учащихся, отдельные интересные мысли и др.);  творческие работы(в тетради, на листочках, на компьютере);  собственное творчество учеников (индивидуальные, коллективные сочинения, произведения, рисунки, эскизы, газеты и др.). Предлагаю Вашему вниманию фрагмент урока по развитию речи в 6 классе по теме «Мастерская творческого письма «Вечный праздник красоты» (желательно проводить данный урок перед или параллельно с изучением рассказа А.Платонова «Неизвестный цветок»):
Ход мастерской творческого письма
1.Индуктор
— Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас не просто урок. Сегодня у нас целая мастерская. А что такое мастерская? Это место, где происходит рождение чего-то нового. В мастерской работают настоящие мастера и подмастерья (их ученики). В мастерской художника рождаются (что?) – картины. В мастерской гончара – горшки. А в нашей мастерской мы попробуем творить СЕБЯ. Каждому мастеру нужен материал для работы. Художнику нужны (…), гончару –( …), а нам. Нам нужны чувства, ощущения, эмоции, рассуждения, образы… Вы входите в мир, как в двери мастерской. Вы можете сделать его лучше и красивее, потому что в каждом человеке заложена способность к творчеству. А часть радости творца обязательно передается его творению. Потом ее почувствуют те, кто будет на это творение смотреть, читать или слушать. Выходит, творчество – это передача радости от того , что мир с вами рядом прекрасен. Давайте дарить друг другу только радость!
2.Самоконструкция. Открытие темы урока. Работа с метафорой.
Внимание на экран:
Отчего цветет …,
Разгадать никто не мог.
Но … всегда цветет,
День за днем, за годом год.
( Константин Бальмонт) — Это поэтическое четверостишье не простое, а волшебное. Не только потому, что принадлежит перу Константина Бальмонта, поэта-символиста, переводчика, одного из виднейших представителей русской поэзии Серебряного века, опубликовавшего 35 поэтических сборников, но и потому, что оно нам подскажет, о чем мы с вами будем говорить сегодня на уроке. Вы видите, ребята, что в этом четверостишии пропущены слова? Это слова-
ключи. Давайте их восстановим, и тогда откроется нам все стихотворение Константина Бальмонта. (Ученики догадываются, что пропущено слово «цветок»). Учитель открывает полностью стихотворение К. Бальмонта и выразительно его читает:
Цветок
Отчего цветет цветок,
Разгадать никто не мог.
Но цветок всегда цветет,
День за днем, за годом год.
И за годом год, всегда,
Светит вечером Звезда.
И для нас, века веков,
Нет разгадки лепестков.
Но зачем разгадка мне,
Если я молюсь Весне,
Если я в вечерний час
Рад, что вот, Звезда зажглась.
Но зачем разгадка снов,
Если неясен лик цветов,
Если вводят нас цветы
В вечный праздник Красоты.
Вопросы и задания по восприятию поэтического текста (работа в мини- группах): 1. Какая картина возникает в вашем воображении после прочтения стихотворения? 2. Прочитайте название стихотворения. Почему автор так назвал его? Можно ли стихотворению дать другое заглавие? Если да, то попробуйте его озаглавить. 3. В стихотворении нет вопросительного знака. А как вы думаете: каков главный вопрос этого стихотворения? Как отвечает на него поэт? 4. О какой Звезде, Весне, Красоте говорит поэт? Почему эти слова написаны с большой буквы? Как они связаны с названием стихотворения? 5. А как вы думаете, отчего растет цветок? Зачем он цветет? 6. Какие слова повторяются в тексте? Какова роль этого повтора? 7. Найдите в тексте стихотворения формы одного и того же слова и однокоренные слова. Подумайте, с какой целью используется этот прием? Сделайте вывод. (Один ученик от группы дает ответы , остальные члены группы комментируют их) — Вы уже догадались, что сегодня на уроке мы будем говорить о… цветах! — Друзья мои, согласны ли вы с мнением Константина Бальмонта, что цветы «вводят нас в вечный праздник красоты»? А можно ли сами цветы назвать вечным праздником Красоты? (Подвести к метафоре). Итак, тема нашей творческой мастерской – «Вечный праздник Красоты». И сегодня каждый из вас будет «творить» свой цветок, создавать его «портрет», дарить красоту и радость и себе, и окружающим. Как видно из предложенного фрагмента, творческие мастерские – это совершенно иная форма организации учебной деятельности учащихся, чем урок. В мастерских ученик не получает готовых знаний, он их добывает,
строит сам. Эта технология, основанная на идеях Ж.-Ж. Руссо, Л. Н. Толстого, С. Френе, Л. С. Выготского, отличается своей обращенностью к «я» ребенка, к его интересам, поискам, целям.
Список использованной литературы
1. Амфилохиева М.В., «Традиции и инновации в преподавании литературы». Издательство «Паритет», г. С-Петербург, 2003. 2. Еремина Т.Я., «Мастерские по литературе». Издательство «Паритет», г. С-Петербург, 2004. 3. Иоффе Г.А., «Педагогическая мастерская». Издательство «Паритет», г. С-Петербург, 2003. 4. Мухина И.А., Еремина Т.Я. Мастерские по литературе: интеграция инновационного и традиционного опыта. Книга для учителя. – С-Петербург., 2002. 5. Окунев А.А. , «Урок? Мастерская? Или…». Издательство «Питер Пресс», г. С-Петербург, 2001. 6. Педагогические мастерские: Теория и практика. С-Петербург, 1998. 7.Якиманская И.С. «Личностно-ориентированное обучение в современной школе»

Урок – творческая мастерская учителя. презентация к уроку по теме

Доклад

на районном методическом объединении

учителей технологии.

Предмет: технология

Чигринова Анна Леонидовна

Должность: учитель

Образовательное учреждение: МАОУ СОШ № 6

ст. Новоалексеевская

Курганинский район

Краснодарский край

Урок – творческая мастерская учителя.

Урок всегда занимал, и будет занимать особое место, и играть особую роль в образовательном процессе школы. Являясь основной формой организации образовательного процесса, современный урок постоянно вбирает в себя новые педагогические тенденции, совершенствуется в плане соответствия требованиям современного общества.

А в современных условиях динамичного развития экономики, роста конкуренции, сокращения неквалифицированного и малоквалифицированного труда происходит становление нового образования. При этом на смену жесткой централизации образования приходят тенденции вариативности.

Новый этап развития российской системы образования характеризуется изменением представлений о личности учащегося, которая наделяется свойствами, определяющими её самостоятельность, независимость, способность к саморегуляции, рефлексии. Кроме того в обществе растет востребованность в творчески мыслящих людях, способных самостоятельно видеть и решать проблемы.

Сегодня урок – это творческая мастерская учителя. Тем более в изучении предмета «Технология». Ведь независимо от типа экономики труд был, есть и будет главным условием жизнедеятельности человека, важнейшим средством самоутверждения и самовыражения его как личности. Ввести учащихся в мир созидательного труда, подготовить их к осознанному профессиональному самоопределению и гуманному достижению жизненных целей – вот основные задачи трудового обучения в школе.

На уроках технологии возможна реализация различных типов нестандартных занятий. Такие уроки формируют у учащихся, и общеучебные, и лидерские навыки, развивают интеллектуальные способности и логическое мышление. Это: деловая игра, бинарные уроки, урок – инсценировка, урок – соревнование, урок – путешествие, урок «Что? Где? Когда?», урок – практикум, урок – диспут, урок – защита творческих проектов, урок – семинар и др.

Однако в последние годы стал заметен такой феномен: дети вроде бы стали более продвинутыми, бойкими, разговорчивыми, но это где-то вне уроков – на улице, на переменах, в виртуальном пространстве. А на уроках скованны, говорят плохо, односложно, не могут или боятся выразить свою мысль, а чужие не запоминают. Или они добросовестно повторяют за нами одно, а делают другое. Отчего это происходит?

Может быть, дело в том, что на уроках дети находятся в полной зависимости от нас, взрослых. Мы даём им указания, кого любить, кого ненавидеть, о чём писать и как писать, что хорошо и что плохо. Но ребята интуитивно чувствуют, что эти указания как-то противоречат их жизни, а иногда просто непригодны для жизни. Поэтому и возникает противоречие между словами и поступками.

Чтобы как-то ликвидировать это противоречие, необходимо изменить взгляд на ученика и на сам процесс обучения и использовать такие технологии, которые предполагают самостоятельный поиск, самостоятельное мышление. Одной из таких технологий является технология уроков-мастерских.

Вследствие этого возникает необходимость рассмотрения и изучения педагогической технологии творческих мастерских, практическое применение которой позволит управлять проявлением и развитием индивидуальных творческих способностей учащихся в массовой общеобразовательной школе в урочной и внеурочной деятельности.

Часто уроки-мастерские называют французскими. Над разработкой этой системы трудились французские педагоги и психологи, официальным же названием этого коллектива единомышленников стало – «Французская группа нового образования». Министерство образования Франции признало эту группу в 1984 году. С начала 90-х эта технология пришла в Россию и до сих пор не теряет своей популярности.

Что составляет основу мастерских? В основе мастерских лежат идеи проблемного обучения, критического мышления, развивающего обучения, коллективного способа обучения, идеи известных русских методистов, педагогов Выготского, Гальперина, Амонашвили, Лысенковой, Занкова, Эльконина-Давыдова. Эта технология, называемая французской мастерской, выросла на русской почве и подкреплена мыслями Ж.-Ж. Руссо и З. Фрейда. В целом, французы, представляют себе новую школу по типу старой русской школы Л. Н. Толстого или Рачинского (1868г.) Давайте вспомним картину Н. Богданова-Бельского «Устный счёт». Здесь изображён сам учитель математики Рачинский на уроке. Дети свободно передвигаются по классу, учитель ждёт ответа от каждого. В такой школе всё идёт от запросов детей.

Темп урока задают дети. Ответа ждут от каждого, поэтому со временем не считаются. Учитель и ученик свободны в пространстве: можно сидеть по кругу, можно – группами, можно свободно передвигаться по классу, можно соблюдать привычный порядок посадки. Сегодня о технологии творческих мастерских знают все. И если по какой-то причине учитель ещё не опробовал в своей практике сей опыт, стоит поближе познакомиться с этой поистине выдающейся технологией.

«Человек познаёт, что он такое, с помощью двух наставников: инстинкта и опыта»,- считал Паскаль, и если согласиться с этим высказыванием, то надо сделать так, чтобы ученик был погружён в деятельность самовыражения и приобретения опыта, наработанного человечеством. С этой точки зрения, педагогическая мастерская – это такая форма обучения, которая позволяет не вбивать знания в детей, а создавать условия для проживания того, что накоплено поколениями в культуре и науке, и овладения ими.

Мастерская, как и урок, объединяет все три направления педагогической деятельности: обучающее, развивающее и воспитывающее. В чём же её суть? И в чём отличие мастерской от урока?

Независимо от сознания учителя и ученика в истории школы сложился традиционный урок, к проведению которого написаны тысячи рекомендаций. Учитель учит, т. е. говорит, а ученик учится, т. е. чаще слушает, молчит, кое-что запоминает и мечтает, когда же он будет на свободе.

А мастерская? Там все что-то мастерят, и каждый при этом идёт своим путём. Самая лучшая традиционная форма несёт в себе принцип «делай, как я — вот тебе план» или «делай лучше меня». Закон же урока-мастерской: «Делай по-своему, исходя из своих способностей, интересов и личного опыта. И корректируй себя сам».

Таким образом, мастерская — это нетрадиционная форма организации личностно-ориентированного образовательного процесса. Она предполагает самостоятельную поисковую, исследовательскую, творческую деятельность учащихся по построению собственных знаний и личностных смыслов.

Цель технологии мастерских – предоставить ученикам психологическое средство, позволяющее им лично саморазвиваться, осознавать самих себя, своё место в мире, понимать других людей, а также закономерности развития мира.

Задачи технологии творческих мастерских:

  • Активное восприятие учащимися учебного материала;
  • Творческое осмысление учебного материала;
  • Саморазвитие ученика;
  • Повышение интереса к процессу обучения;
  • Развитие креативности;
  • Повышения уровня грамотности;
  • Повышение навыков аргументированного разговора и письма;
  • Развитие социальной компетенции.

И, наконец, отдельно стоит сказать о главной задаче этой технологии – приобретение знаний о самом себе. Это значит, что в процессе обучения в лучшую сторону меняется самооценка ребёнка, он начинает восхождение к сути своей личности, постигает глубины своей души и разума.

Всякое подлинное знание – это результат собственного опыта познания.

Мастерская строится так, чтобы ученик в сжатое время сам сделал какое-либо открытие, сам пережил какое-либо событие, удивился, казалось бы, известному факту, сам разрушил старое представление об окружающем мире и сам выстроил новое знание (т. е. «изобрёл собственный велосипед»), потому что в диалоге с жизнью важен не её вопрос, а наш ответ.

Девиз французских мастерских – «Делай по-своему». Знания ребёнок не получает, а приобретает, взращивает, познаёт проблему на основе собственного опыта.

Принципы и правила ведения мастерской

• Ценностно-смысловое равенство всех участников, включая мастера – руководителя мастерской.

• Право каждого на ошибку, самостоятельное преодоление ошибки – путь к истине.

• Безоценочная деятельность, отсутствие критических замечаний в адрес любого участника мастерской создает условия эмоционального комфорта и творческой раскованности, реализуя принципы «педагогики успеха». Оценка заменяется самооценкой и самокоррекцией.

• Предоставление свободы в рамках принятых правил реализуется, во-первых, в праве выбора на разных этапах мастерской; во-вторых, в праве не участвовать на этапе «предъявления продукта»; в-третьих, в праве действовать по своему усмотрению, без дополнительных разъяснений руководителя.

• Значительный элемент неопределенности, неясности, даже загадочности в заданиях. Неопределенность рождает, с одной стороны, интерес, а с другой — психологический дискомфорт, желание выйти из него и таким образом стимулирует творческий процесс.

• Диалоговость, как главный принцип взаимодействия, сотрудничества, сотворчества. Не спор, даже не дискуссия, а диалог участников мастерской, отдельных групп, диалог с самим собой – необходимое условие личностного освоения элементов культуры, условие восхождения к новым истинам.

• Организация и перестройка реального пространства, в котором происходит мастерская, в зависимости от задачи каждого этапа. Это может быть круг всех участников, отдельные места для индивидуальной работы, возможность быстрого представления творческого «продукта» каждого или целой группы, пространство для импровизаций, пантомим и т.д.

• Решительное ограничение участия, практической деятельности мастера (руководителя) на всех этапах мастерской. Задача его состоит, скорее, в некоторой фиксации достигнутого участниками. Мастер не ставит вопросов и не отвечает на них. В ряде случаев он может включиться в работу «на равных» с участниками.

Этапы работы мастерской

Как и любой педагогический процесс технология педагогических мастерских проводится в несколько определенных этапов.

1. «Индукция» («наведение») — создание эмоционального настроя, включение подсознания, области чувств каждого ученика, создание личного отношения к предмету обсуждения. Индуктор — слово, образ, фраза, предмет, звук, мелодия, текст, рисунок и т. д. — всё, что может разбудить чувство, вызвать поток ассоциаций, воспоминаний, ощущений, вопросов. Первое задание в мастерской, мотивирующее дальнейшую деятельность участников.

Педагог сможет правильно реализовать данный этап только в том случае, если попытается взглянуть на проблему занятия глазами ребенка, понять, что может заинтересовать его, вызвать эмоциональные переживания, потребность включиться в исследование. По сути, данный этап технологии можно рассматривать как базовый, определяющий успех всей мастерской, так как именно он должен мотивировать участников мастерской на активную деятельность. Все последующие действия педагога будут направлены на поддержание возникшего интереса к проблеме и создание условий для ее творческого разрешения.

Таким образом, 1 этап — это мотивация, настраивание каналов ввода информации, актуализация опыта.

2 этап – цепочка заданий, продуманная педагогом так, чтобы постоянно углублять знания учащихся об исследуемом явлении.

2. Самоконструкция – индивидуальное создание гипотезы, решения, ответа, проекта. Для развития творческого потенциала личности школьника необходимо сформировать у него стремление найти решение проблемы самостоятельно, опираясь на имеющийся жизненный опыт, знания, умения. Учитель просит записать все, что дети знают о познавательном объекте (либо непосредственно дается задание по определению признаков того или иного понятия, проблемы и пр.).

3. Социоконструкция – работа учащихся в парах по построению определенных ранее элементов. Данный компонент является наиболее необходимым способом воспитания коллективного разума, воспитания умений диалога и парной работы учеников. Появившиеся идеи, гипотезы могут быть озвучены и зафиксированы.

4. Социализация – процесс рассмотрения гипотез, проектов, идей в малых группах. Групповая работа обеспечивает интеграцию идей, вариантов, вопросов, проблем, оформление общего проекта, разработку модели, совместную корректировку гипотезы. Мастер следит за тем, чтобы не происходило подавление, игнорирование мнения, позиции отдельных учеников, поддерживает атмосферу сотрудничества, взаимопомощи.

5. Афиширование – представление коллективных работ обучающихся, ознакомление с результатами работы каждой группы. Можно сказать, что происходит взаимообмен мнениями.

6. Разрыв – внутреннее осознание участниками мастерской неполноты или несоответствия своего прежнего знания новому, внутренний эмоциональный конфликт, подвигающий к углублению в проблему, к поиску ответов, к сверке нового знания с литературным или научным источником. На данном этапе каждый участник мастерской должен осознать разнообразие вариантов решения проблемы, необходимость получения дополнительной информации, которая позволит лучше вникнуть в суть вопроса, адекватно оценить разнообразие ответов на него.

7. Рефлексия – отражение чувств, ощущений, возникающих у участников в процессе мастерской. Происходит анализ выполненной работы, оценивается эмоциональное состояние и удовлетворенность учеников от результатов их индивидуального, парного и группового труда.

Виды деятельности в мастерской это:

— Игры, импровизация, творчество;

— Работа в парах, группах, коллективе, в целом:

— Самостоятельная индивидуальная работа;

— Обмен наработанным материалом;

— Выбор видов работы, заимствование у других;

— Исследование, поиск, собственный ответ.

Мастерская ещё и потому, что в ней есть Мастер.

Учитель в мастерской превращается в мастера, который демонстрирует одно действие за другим, позволяя ученикам выполнять посильные задания, высказывать предположения, учит слышать товарищей, делать открытия. Каждое последующее задание дополняет, расширяет, углубляет знания учащихся, помогает им понять что-то новое.

Мастер наигрывает общую тему, а ученик сам разыгрывает свою тему.

Мастер создаёт алгоритм действий, который разворачивает творческий процесс.

Мастер несёт нравственную ответственность за выбор материала, процесс и результат работы.

Общий принцип медика и педагога: Не навреди!

В мастерской важен не только результат творческого поиска, но и сам процесс.

Алгоритм действий в мастерской:

1. Индуктор – толчок, трамплин, мотивация, творческое начало.

2. Работа с материалом:

— деконструкция – смешение, разложение, развёртывание;

— выбор;

— реконструкция – создание своего мира, текста, рисунка и т. д.

3. Первичная социализация – представление промежуточного результата;

4. Самокоррекция – сравнение своего и чужого, обмен материалом, доработка;

5. Информационный запрос – дополнение из разных источников;

6. Творчество – чистый лист – итоги работы (рассказ, решение, таблица, технологическая карта, эскиз и т. д.)

7. Новая социализация – представление своей работы всем. Разрыв между старым и новым знанием.

Урок-мастерская заканчивается РЕФЛЕКСИЕЙ.

  • Происходит самоанализ сделанного, анализ движения мысли, чувства, знания, мироощущения:
  • Что испытывал вначале?
  • Каким путём решил идти?
  • Как пришёл к тем выводам, которые есть в работе?
  • С каким чувством заканчивал работу?

Несомненным достоинством технологии мастерских является то, что при её реализации и преподаватель, и обучающиеся на занятиях выступают в качестве свободных творцов, уходя при этом от целого ряда формальных моментов учебной деятельности. Такой подход позволяет забыть об отметке, об оценке, которые перестают быть стимулом для дальнейшей работы. Однако, следует понимать, что совсем без оценки не обойтись, учитывая, что оценка – это признание достижений или критический взгляд на сделанное, оценка позволяет узнать мнение других о проделанной работе, выразить свою позицию. В традиционной школе отметка – это своего рода контроль учителем знаний ученика, но во время проведения занятий в технологии педагогических мастерских эти понятия разводятся: контроль остается, а отметка убирается из самого познавательного процесса. Однако учитель (мастер) должен как-то отметить работу обучающегося, а как можно оценить творческий процесс? Только положительной отметкой! И здесь опять реализуется принцип успешности, возможности получения даже самым нерадивым учеником самой высокой отметки, без которой, к сожалению, учитель в российской школе обойтись не может.

Личностный рост обучающегося в технологии творческих мастерских происходит в безопасном, поддерживающем окружении. Отношения обучающегося и педагога в технологии мастерских выстраиваются как честные, теплые, открытые, заботливые. Педагог указывает возможные направления развития ученика, стремится стимулировать его желание совершенствоваться. Он приоткрывает вместе с обучающимися дверь в интеллектуальный, эмоциональный, нравственный мир, способствует их самостоятельному прорыву к себе через разрыв с прежним взглядом на мир.

Основная работа в этом плане идет во время занятий через парную и групповую работу, социализацию, рефлексию, через свободное высказывание своей позиции, через осознание причин её принятия или непринятия, через многочисленные вопросы, возникающие даже тогда, когда, казалось бы, использована возможность свободного изложения позиции по обсуждающейся проблеме, но слово друга высветило вдруг непонимание, и обучающийся опять в поиске ответа на важнейший вопрос.
Л.С. Выготский писал, что мышление всегда возникает из затруднений, что «нужно создавать побольше затруднений для ребенка как отправных точек для его мыслей». Результат работы в мастерской описывается не словами «получил», «овладел», «узнал», «запомнил», «записал», а словами «сделал», «открыл», «понял», «почувствовал», «помог», «выстроил», «создал», «задумался», «выбрал», «приблизился», или «сделаю», «подумаю», «почитаю», «рассмотрю», «понаблюдаю», «проанализирую».

В педагогической технологии мастерских используются различные способы обучения:

— индивидуальный,

— парный,

— групповой.

Но они имеют здесь свою специфику. На первый план здесь выдвигается личность обучающегося, который сам без вмешательства мастера, сталкивается с проблемой, сам конкретизирует её, формулирует вопросы, сам познает что-то новое, выделяет непонятное, отбирает то, что нужно затем обсудить в паре, группе, а может быть и вынести для всеобщего обсуждения. Следовательно, он отвечает не только за свои знания, но и за организацию самого процесса познания.

Педагогические методы работы в творческих мастерских:
— репродуктивный;
— проблемный;
— эвристический;
— исследовательский.
Типы творческих мастерских:
— мастерские творческого письма;
— мастерские построения знаний;
— мастерские по самопознанию;
— мастерские ценностных ориентаций.

Таким образом, мастерская как педагогическая технология нацелена на раскрытие, проявление индивидуальности человека, реализации его права на развитие всех способностей. При явно выраженном акценте на формирование способов умственных действий, в то же время в педагогической технологии мастерских приоритет отдается развитию творческих способностей. Мастерские можно рассматривать как педагогическую технологию, соответствующую современным подходам (компетентностному, гуманистическому, субъект-субъектному, педагогике сотрудничества, педагогике успеха).

В практической деятельности технология творческих мастерских мной применяется на уроках технологии в 5-х — 8-х классах. Успешно применяется эта технология и для проведения практических работ в 5-х,6-х классах во внеурочное время в домашних условиях, где ученицы, свободны в своём выборе. Они могут выполнять их как индивидуально, так и в парах, тройках, применяя на практике, полученные на уроках знания. И здесь в роли мастера может выступить мама, бабушка, старшая сестра, которые могут помочь и направить на необходимые действия, если возникает такая необходимость. Это, и укрепление семейных отношений, и связь поколений. Формой отчёта при этом являются фото и видеоматериалы, готовые презентации, отзывы родителей о проделанной работе, что позволяет контролировать выполнение практических работ. Но это происходит при огромном желании учащихся и высоком эмоциональном настрое. Самым интересным для всех при этом является коллективный просмотр фото-видеоматериалов.
Данная технология помогает учащимся поверить в свои силы.

Список используемой литературы.

методическая разработка «Технология. Урок-мастерская»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 36»

ТЕХНОЛОГИЯ

УРОКОВ-МАСТЕРСКИХ

Сарыкеева

Анна Геннадьевна

учитель начальных классов

МБОУ «СОШ № 36»

г. Братск

2015 г.

ТЕХНОЛОГИЯ УРОКОВ-МАСТЕРСКИХ

Нигде, как в школе, не сохранились в неприкосновенности не только дореволюционные, но даже средневековые порядки, традиции, принципы, установки. Класс, доска, мел, вызов к доске, отметки в журнале, экзамены – всё осталось прежним. Содержание учебных программ тоже изменились совсем немного. Даже требования к уровню подготовки выпускников средней школы тоже почти не изменились. Достигли ли мы тех результатов, которые планировались ещё 100 лет назад?

Вот что мы читаем в «Народной энциклопедии» за 1912 год в 10 томе, посвящённом народному образованию:

«Средняя школа даёт учащемуся образование, делает его вообще образованным человеком, который: 1) имеет достаточный запас сведений и достаточное умственное развитие, чтобы с успехом учиться в высшей школе; 2) владеет письменно и устно родной литературной речью; 3) сознательно относится к явлениям, происходящим в природе и в окружающем человеческом обществе; 4) способен самостоятельно и правильно мыслить о вопросах личной, общественной и политической жизни; 5) умеет ценить произведения искусства и науки, читать и понимать серьёзные книги…Сообразно с вышеуказанными требованиями образованности, в средней школе характер обучения имеет не меньшую важность, чем его содержание. Обучение в средней школе должно быть развивающим, пробуждающим самостоятельное мышление, систематическим и научным…».

Как видим, сегодня по-прежнему остро стоит вопрос о правильной постановке школьного дела, о характере обучения, в том числе о технологиях, которые мы применяем в учебном процессе.

В последние годы стал заметен такой феномен: дети вроде бы стали более продвинутыми, бойкими, разговорчивыми, но это где-то вне уроков – на улице, на переменах, в виртуальном пространстве. А на уроках скованны, говорят плохо, односложно, не могут или боятся выразить свою мысль, а чужие не запоминают. Или они добросовестно повторяют за нами одно, а делают другое. Отчего это происходит?

Может быть, дело в том, что на уроках дети находятся в полной зависимости от нас, взрослых. Мы даём им указания, кого любить, кого ненавидеть, о чём писать и как писать, кто хороший, что плохо. Но ребята интуитивно чувствуют, что эти указания как-то противоречат их жизни, а иногда просто непригодны для жизни. Поэтому и возникает противоречие между словами и поступками.

Чтобы как-то ликвидировать это противоречие, необходимо изменить взгляд на ученика и на сам процесс обучения и использовать такие технологии, которые предполагают самостоятельный поиск, самостоятельное мышление. Одной из таких технологий является технология уроков-мастерских.

«Человек познаёт, что он такое, с помощью двух наставников: инстинкта и опыта»,- считал Паскаль, и если согласиться с этим высказыванием, то надо сделать так, чтобы ученик был погружён в деятельность самовыражения и приобретения опыта, наработанного человечеством С этой точки зрения, педагогическая мастерская – это такая форма обучения, которая позволяет не вбивать знания в детей, а создавать условия для проживания того, что накоплено поколениями в культуре и науке, и овладения ими.

Мастерская, как и урок, объединяет все три направления педагогической деятельности: обучающее, развивающее и воспитывающее. В чём же её суть? И в чём отличие мастерской от урока?

Урок или мастерская?

Есть что-то роковое в звучании и составе слова УРОК. А ведь слово заключает в себе всю историю смыслов, когда-либо содержавшихся в нём. Вот и получается, что урок в жизни детей – это почти рок, судьба, т.к. длится он 10 лет.

Независимо от сознания учителя и ученика в истории школы сложился традиционный урок, к проведению которого написаны тысячи рекомендаций. Учитель учит, т. е. говорит, а ученик учится, т. е. чаще слушает, молчит, кое-что запоминает и мечтает, когда же он будет на свободе.

А мастерская? Там все что-то мастерят и каждый при этом идёт своим путём. Самая лучшая традиционная форма несёт в себе принцип «делай, как я — вот тебе план» или «делай лучше меня». Закон же мастерской: «Делай по-своему, исходя из своих способностей, интересов и личного опыта. И корректируй себя сам»

Таким образом, мастерская — это нетрадиционная форма организации личностно-ориентированного образовательного процесса. Она предполагает самостоятельную поисковую, исследовательскую, творческую деятельность учащихся по построению собственных знаний и личностных смыслов, собственной карты мира и ценностного отношения к нему.)

Цель технологии мастерских – предоставить ученикам психологическое средство, позволяющее им лично саморазвиваться, осознавать самих себя, своё место в мире, понимать других людей, а также закономерности развития мира.

Всякое подлинное знание – это результат собственного опыта познания.

Мастерская строится так, чтобы ученик в сжатое время сам сделал какое-либо открытие, сам пережил какое-либо событие, удивился, казалось бы, известному факту, сам разрушил старое представление об окружающем мире и сам выстроил новое знание (т. е. «изобрёл собственный велосипед»), потому что в диалоге с жизнью важен не её вопрос, а наш ответ.

Принципы и правила ведения мастерской

• Ценностно-смысловое равенство всех участников, включая мастера – руководителя мастерской.

• Право каждого на ошибку, самостоятельное преодоление ошибки – путь к истине.

• Безоценочная деятельность, отсутствие критических замечаний в адрес любого участника мастерской создает условия эмоционального комфорта и творческой раскованности, реализуя принципы «педагогики успеха». Оценка заменяется самооценкой и самокоррекцией.

• Предоставление свободы в рамках принятых правил реализуется, во-первых, в праве выбора на разных этапах мастерской; во-вторых, в праве не участвовать на этапе «предъявления продукта»; в-третьих, в праве действовать по своему усмотрению, без дополнительных разъяснений руководителя.

• Значительный элемент неопределенности, неясности, даже загадочно-сти в заданиях. Неопределенность рождает, с одной стороны, интерес, а с другой — психологический дискомфорт, желание выйти из него и таким образом стимулирует творческий процесс.

• Диалоговость, как главный принцип взаимодействия, сотрудничества, сотворчества. Не спор, даже не дискуссия, а диалог участников мастерской, отдельных групп, диалог с самим собой – необходимое условие личностного освоения элементов культуры, условие восхождения к новым истинам.

• Организация и перестройка реального пространства, в котором происходит мастерская, в зависимости от задачи каждого этапа. Это может быть круг всех участников, отдельные места для индивидуальной работы, возможность быстрого представления творческого «продукта» каждого или целой группы, пространство для импровизаций, пантомим и т.д.

• Решительное ограничение участия, практической деятельности мастера (руководителя) на всех этапах мастерской. Задача его состоит, скорее, в некоторой фиксации достигнутого участниками. Мастер не ставит вопросов и не отвечает на них. В ряде случаев он может включиться в работу «на равных» с участниками — например, в мастерской творческого письма.

Этапы работы мастерской

Как и любой педагогический процесс технология педагогических мастерских проводится в несколько определенных этапов.

1. «Индукция» («наведение») — создание эмоционального настроя, включение подсознания, области чувств каждого ученика, создание личного отношения к предмету обсуждения. Индуктор — слово, образ, фраза, предмет, звук, мелодия, текст, рисунок и т. д. — всё, что может разбудить чувство, вызвать поток ассоциаций, воспоминаний, ощущений, вопросов. Первое задание в мастерской, мотивирующее дальнейшую деятельность участников.

Очевидно, что для ученика начальной школы и старшеклассника интересными и значимыми будут разные явления. Педагог сможет правильно реализовать данный этап только в том случае, если попытается взглянуть на проблему занятия глазами ребенка, понять, что может заинтересовать его, вызвать эмоциональные переживания, потребность включиться в исследование. По сути, данный этап технологии можно рассматривать как базовый, определяющий успех всей мастерской, так как именно он должен мотивировать участников мастерской на активную деятельность. Все последующие действия педагога будут направлены на поддержание возникшего интереса к проблеме и создание условий для ее творческого разрешения.

Таким образом, первый этап — это мотивация, настраивание каналов ввода информации, актуализация опыта.

2 этап – цепочка заданий, продуманная педагогом так, чтобы постоянно углублять знания учащихся об исследуемом явлении. Каждое задание в этой цепи выполняется учащимися в 3 этапа.

2. Самоконструкция – индивидуальное создание гипотезы, решения, текста, ответа, проекта. Для развития творческого потенциала личности школьника необходимо сформировать у него стремление найти решение проблемы самостоятельно, опираясь на имеющийся жизненный опыт, знания, умения. Учитель просит записать все, что дети знают о познавательном объекте (либо непосредственно дается задание по определению признаков того или иного понятия, проблемы и пр.).

3. Социоконструкция – работа учащихся в парах по построению определенных ранее элементов. Данный компонент является наиболее необходимым способом воспитания коллективного разума, воспитания умений диалога и парной работы учеников. Появившиеся идеи, гипотезы могут быть озвучены и зафиксированы.

4. Социализация – процесс рассмотрения гипотез, проектов, идей в малых группах. Групповая работа обеспечивает интеграцию идей, вариантов, вопросов, проблем, оформление общего проекта, разработку модели, совместную корректировку гипотезы. Мастер следит за тем, чтобы не происходило подавление, игнорирование мнения, позиции отдельных учеников, поддерживает атмосферу сотрудничества, взаимопомощи.

5. Афиширование – представление коллективных работ обучающихся, ознакомление с результатами работы каждой группы. Можно сказать, что происходит взаимообмен мнениями.

6. Разрыв – внутреннее осознание участниками мастерской неполноты или несоответствия своего прежнего знания новому, внутренний эмоциональный конфликт, подвигающий к углублению в проблему, к поиску ответов, к сверке нового знания с литературным или научным источником. На данном этапе каждый участник мастерской должен осознать разнообразие вариантов решения проблемы, необходимость получения дополнительной информации, которая позволит лучше вникнуть в суть вопроса, адекватно оценить разнообразие ответов на него.

7. Рефлексия – отражение чувств, ощущений, возникающих у участников в процессе мастерской. Происходит анализ выполненной работы, оценивается эмоциональное состояние и удовлетворенность учеников от результатов их индивидуального, парного и группового труда.

Методы и приемы, используемые на основном этапе мастерской

Ниже представлена часть методов и приемов, наиболее часто используемых на мастерских для организации поисковой и творческой деятельности учащихся.

1. Метод символического видения, который заключается в отыскании или построении учеником связей между объектом и его символом. Мастер предлагает ученикам наблюдать какой-либо объект с целью увидеть и изобразить его символ в графической, знаковой, словесной или иной форме.

2. Метод сравнения версий. Он предполагает сравнение собственного варианта решения проблемы с культурно-историческими аналогами, которые формулировали великие ученые, философы и т. д. Сравнение происходит после того, как ученики уже предложили свой способ решения.

3. Метод смысловых ассоциаций. Цель метода: актуализировать содержание подсознания, пробудить чувства, ощущения, помочь ученику соотнести предлагаемый для ознакомления материал со своим внутренним «я».

Последовательность действий:

1) учащимся предлагается записать к заданному слову ассоциативный ряд слов (выполняя задание, ученик воссоздает свое смысловое, семантическое поле данных слов);

2) предлагается задание, связанное с осмыслением данного потока ассоциаций.

Например:

1) используя записанные слова, дайте определение исходному слову-понятию;

2) выберите из этого потока ключевое для вас слово;

3) соедините два любых слова из двух соседних столбиков и, используя полученное словосочетание в качестве заголовка, напишите текст-миниатюру и т.д.

4. Метод «Если бы». Ученикам предлагается составить описание или нарисовать картину того, что произойдет, если в мире что-то изменится.

5. Метод «ключевых слов». Этот метод помогает учащимся актуализировать смыслы при работе с текстом. Учащимся предлагается текст, из которого они должны выписать ключевые слова (ключевые с точки зрения ученика). Каждое ключевое слово, выбранное учеником, является своеобразным сгустком смыслов данного текста. Ученик актуализирует значимый для него смысл и делится своим пониманием текста с другими.

6. Метод самостоятельного конструирования определений понятий. Формирование новых понятий начинается с актуализации уже имеющихся у детей представлений и их словесного оформления. После того как состоялось сопоставление и обсуждение предложенных учениками версий, предлагается художественный текст, где используется данное слово. Учащиеся заново формулируют определения, теперь уже ориентируясь на контекст, в рамках которого функционирует слово. Затем мастер при необходимости может предложить разные варианты определений, которые зафиксированы в словарях, учебниках, справочниках. Разные формулировки остаются в тетрадях учеников как условие их личностного самоопределения в отношении изучаемого понятия.

7. Метод эвристического исследования. Выбирается объект исследования (природный, культурный, научный, словесный или иной). Учащимся предлагается самостоятельно исследовать заданный объект по следующему плану: 1) цель исследования; 2) план работы; 3) факты об объекте; 4) опыты; 5) новые факты; 6) возникшие факты и проблемы; 7) версии ответов; 8)рефлексивные суждения.

8. Метод конструирования вопросов. Он предполагает самостоятельную постановку вопросов к изучаемому объекту.

9. Метод смыслового видения. Цель данного метода – расширить представление учащихся о каком-то объекте исследования: от узкопредметного до общефилософского, сменить акценты смыслового видения.

10. Метод вживания. Посредством чувственно-образных и мыслительных представлений ученик пытается «переселиться» в изучаемый объект или перевоплотиться в него, чтобы почувствовать и понять его изнутри. Например: «Представьте, что вы — цветок. Что вы видите, слышите, чувствуете?»

11. Метод образного видения. Он предполагает постановку заданий, ориентирующих учащихся на попытку эмоционально-образного видения и изображения объекта. Например: «нарисуйте счастье»; «дорисуйте картину по открывшемуся вам фрагменту» и т.д.

12. Прием «Чтение с пометками». Он предполагает «живой» диалог с автором текста, возможно полемику по поводу авторского видения проблемы. Суть приема: учащиеся читают текст, делая на полях по ходу чтения различные пометки, например: «+» — согласен; «-» — не согласен; «?» — есть вопросы, непонятно; «!» это интересно; «?!» — надо подумать и т.д.

13. Прием «Толстый и тонкий вопрос». Он направлен на формирование умения задаваться вопросами по поводу прочитанного текста. Учащимся предлагается составить и записать вопросы, которые у них возникли по ходу чтения, после чего они обсуждают составленные вопросы в группе и выбирают среди них «толстые» (т.е. такие, которые требуют размышлений, важные, существенные для понимания данного текста) и «тонкие» (вопросы, требующие однозначного ответа «да» — «нет» или простого привлечения фактов). Каждая группа представляет свой набор «толстых» вопросов всему классу.

14. Прием «Закончи предложение». Его цель — организовать диалог участника мастерской с авторитетным мнением. Мастер предлагает вниманию участников начало предложения (из художественного, критического, научного текста, связанного с идеей мастерской) и просит закончить предложение. Каждый ученик создает свой вариант, затем знакомится с версиями других учеников. Только после того, как состоялось знакомство со всеми предложенными вариантами, мастер предлагает авторский вариант. На заключительном этапе проводится рефлексия.

Результатом работы каждой мастерской становится продукт коллективного творчества:

— круг решённых проблем (записи ответов учащихся, отдельные интересные мысли и др.);

— творческие работы на компьютере;

— собственное творчество учеников (индивидуальные, коллективные сочинения, произведения, рисунки, эскизы, газеты и др.).

Всё это, чтобы не пропал интерес к предмету, обязательно сохраняется и используется в дальнейшей работе.

Что составляет основу мастерских?

В основе мастерских лежат идеи проблемного обучения, критического мышления, развивающего обучения, коллективного способа обучения, идеи известных русских методистов, педагогов Выготского, Гальперина, Амонашвили, Лысенковой, Занкова, Эльконина-Давыдова. Эта технология, называемая ещё французской мастерской, привезена к нам из Франции, но выросла она на русской почве и подкреплена мыслями Ж.-Ж. Руссо и З. Фрейда. В целом, французы, сторонники «Нового образования» (ЖФЭН) представляют себе новую школу по типу старой русской школы Л. Н. Толстого или Рачинского (1868г.)

(см.Н. Богданов – Бельский «Устный счёт»)

Здесь изображён сам учитель математики Рачинский на уроке. Дети свободно передвигаются по классу, учитель ждёт ответа от каждого.

В такой школе всё идёт от запросов детей.

Темп урока задают дети. Ответа ждут от каждого, поэтому со временем не считаются.

Учитель и ученик свободны в пространстве: можно сидеть по кругу, можно – группами, можно свободно передвигаться по классу, можно соблюдать привычный порядок посадки.

Виды деятельности в мастерской это:

— Игры, импровизация, творчество;

— Работа в парах, группах, коллективе, в целом:

— Самостоятельная индивидуальная работа;

— Обмен наработанным материалом;

— Выбор видов работы, заимствование у других;

— Исследование, поиск, собственный ответ.

Мастерская ещё и потому, что в ней есть Мастер.

Учитель в мастерской превращается в мастера, который демонстрирует одно действие за другим, позволяя ученикам выполнять посильные задания, высказывать предположения, учит слышать товарищей, делать открытия. Каждое последующее задание дополняет, расширяет, углубляет знания учащихся, помогает им понять что-то новое.

Мастер наигрывает общую тему, а ученик сам разыгрывает свою тему.

Мастер создаёт алгоритм действий, который разворачивает творческий процесс.

Мастер несёт нравственную ответственность за выбор материала, процесс и результат работы.

Общий принцип медика и педагога: Не навреди!

В мастерской важен не только результат творческого поиска, но и сам процесс.

Алгоритм действий в мастерской:

1. Индуктор – толчок, трамплин, мотивация, творческое начало.

2. Работа с материалом:

— деконструкция – смешение, разложение, развёртывание;

— выбор;

— реконструкция – создание своего мира, текста, рисунка и т. д.

3. Первичная социализация – представление промежуточного результата;

4. Самокоррекция – сравнение своего и чужого, обмен материалом, доработка;

5. Информационный запрос – дополнение из разных источников;

6. Творчество – чистый лист – итоги работы (сочинение, рассказ, решение, таблица и т. д.)

7. Новая социализация – представление своей работы всем. Разрыв между старым и новым знанием.

Виды индукторов, использованные в нашей работе:

Имя ребёнка, музыкальное произведение, стихотворение, окружение ребёнка, кличка животного, рисунок, воспоминания, собственная ладонь, фотография, открытка, название урока, и т. д.

Урок-мастерская заканчивается РЕФЛЕКСИЕЙ.

Происходит самоанализ сделанного, анализ движения мысли, чувства, знания, мироощущения:

Что испытывал вначале?

Каким путём решил идти?

Как пришёл к тем выводам, которые есть в работе?

С каким чувством заканчивал работу?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *