Акты совета министров республики Беларусь

Нормативные правовые акты Совета Министров Республики Беларусь

Совет Министров Республики Беларусь на основе и во исполнение Конституции Республики Беларусь, актов Президента Республики Беларусь, законов Республики Беларусь принимает в пределах своих полномочий нормативные правовые акты в форме постановлений.
Принимаемые Советом Министров Республики Беларусь иные нормативные правовые акты (положения, уставы, правила и т.п.) утверждаются постановлениями Совета Министров Республики Беларусь.
Постановления Совета Министров Республики Беларусь принимаются по вопросам, отнесенным к компетенции Совета Министров Республики Беларусь Конституцией и иными законодательными актами Республики Беларусь.
Совет Министров Республики Беларусь принимает нормативные правовые акты по вопросам, которые не могут быть решены министерствами, другими республиканскими органами государственного управления, областными и Минским городским исполнительными комитетами самостоятельно или совместно с иными министерствами, другими республиканскими органами государственного управления, местными исполнительными и распорядительными органами.
Постановления Совета Министров Республики Беларусь могут быть отменены актами Президента Республики Беларусь.
(часть 5 статьи 17 в ред. Закона Республики Беларусь от 04.01.2002 N 81-З)

В области отношений с местными исполнительными и распорядительными органами Совет Министров Республики Беларусь:

  • руководит деятельностью местных исполнительных и распорядительных органов по вопросам, входящим в компетенцию Совета Министров Республики Беларусь;
  • организует контроль за исполнением местными исполнительными и распорядительными органами Конституции Республики Беларусь, законов Республики Беларусь, актов Президента Республики Беларусь, постановлений Совета Министров Республики Беларусь, распоряжений Премьер-министра Республики Беларусь, получает информацию и заслушивает по этим вопросам их отчеты, принимает соответствующие решения;
  • создает условия для подготовки, переподготовки и повышения квалификации руководящих работников и специалистов местных исполнительных и распорядительных органов;
  • содействует местным исполнительным и распорядительным органам в организации их деятельности;
  • регулирует вопросы взаимодействия между местными исполнительными и распорядительными органами и подчиненными Совету Министров Республики Беларусь республиканскими органами государственного управления и иными государственными организациями, определяет порядок и степень их участия в выполнении государственных и региональных программ, мероприятий по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, регулирует вопросы выделения им финансовых и материальных средств;
  • передает при необходимости свои отдельные полномочия местным исполнительным и распорядительным органам;
  • реализует полномочия, которые в установленном порядке могут передавать Совету Министров Республики Беларусь местные исполнительные и распорядительные органы.

Совет Министров Республики Беларусь обладает полномочиями:

В экономической сфере:

  • обеспечивает проведение единой экономической политики;
  • регулирует деятельность всех отраслей экономики Республики Беларусь и принимает меры по их развитию;
  • осуществляет инвестиционную деятельность с учетом приоритетных направлений социального и экономического развития Республики Беларусь;
  • обеспечивает проведение единой государственной политики, в том числе в области использования и экономии энергетических и материальных ресурсов;
  • принимает меры по обеспечению Республики Беларусь энергетическими и материальными ресурсами;
  • устанавливает меры государственного регулирования отдельных видов экономической деятельности;
  • обеспечивает разработку и реализацию государственного прогноза социально-экономического развития Республики Беларусь, государственных программ;
  • совершенствует экономический механизм содействия ускорению научно-технического прогресса, повышения технического уровня и качества продукции, создания высокоэффективных, экологически безопасных технологий;
  • выступает от имени собственника в отношении имущества, находящегося в собственности Республики Беларусь, организует управление государственной собственностью;
  • имеет право создавать, реорганизовывать и ликвидировать республиканские юридические лица;
  • содействует интеграции экономики Республики Беларусь и экономики других государств с учетом интересов Республики Беларусь, вносит соответствующие предложения Президенту Республики Беларусь и в Палату представителей Национального собрания Республики Беларусь;
  • осуществляет государственное регулирование внешнеторговой деятельности, разработку программ развития внешнеторговой деятельности;
  • обеспечивает противодействие монополистической деятельности и развитие добросовестной конкуренции;
  • проводит государственную политику в области защиты прав потребителей;
  • обеспечивает экономическую самостоятельность Республики Беларусь.

В финансовой сфере:

  • обеспечивает проведение единой финансовой политики;
  • в соответствии с бюджетным законодательством Республики Беларусь ежегодно представляет на рассмотрение Президенту Республики Беларусь проекты законов о республиканском бюджете на очередной финансовый год и об утверждении отчета об исполнении республиканского бюджета за отчетный финансовый год;
  • ежегодно рассматривает и представляет Президенту Республики Беларусь проекты законодательных актов о бюджетах государственных внебюджетных фондов на очередной финансовый год и об утверждении отчетов об исполнении бюджетов государственных внебюджетных фондов за отчетный финансовый год;
  • осуществляет регулирование внутреннего и внешнего государственного долга Республики Беларусь;
  • обеспечивает привлечение, использование и погашение внешних государственных займов (кредитов), формирующих внешний государственный долг Республики Беларусь;
  • выступает от имени Республики Беларусь при предоставлении государственных гарантий Республики Беларусь;
  • определяет меры по обеспечению сбалансированности денежных доходов и расходов населения, улучшению финансового состояния отраслей экономики и использованию кредитных ресурсов.

В области науки, образования:

  • обеспечивает проведение единой государственной политики;
  • участвует в формировании и обеспечивает реализацию государственной научно-технической и инновационной политики;
  • принимает меры по развитию научного потенциала Республики Беларусь, повышению эффективности его использования, более широкому применению на практике результатов научных исследований, изобретательства и рационализаторства;
  • осуществляет меры по развитию научных организаций, подготовке научных работников высшей квалификации;
  • осуществляет общее управление системой образования;
  • принимает меры по развитию и укреплению сети государственных учреждений образования;
  • обеспечивает реализацию государственных программ развития образования в Республике Беларусь;
  • принимает меры по совершенствованию системы профессиональной ориентации, создает условия для получения профессионально-технического образования, обучения новым специальностям, переподготовки и повышения квалификации с учетом общественных и производственных потребностей;
  • осуществляет меры по формированию и реализации государственной молодежной политики;
  • обеспечивает меры по государственной социальной поддержке обучающихся.

В области культуры, в сфере архивного дела:

  • обеспечивает проведение единой государственной политики в области культуры;
  • проводит государственную политику, направленную на сохранение и развитие белорусского и русского языков, создание надлежащих условий для развития языков других национальных общностей, проживающих на территории Республики Беларусь;
  • осуществляет меры по развитию и улучшению работы организаций культуры, государственных архивных органов и учреждений, обеспечивает реализацию государственной политики в сфере охраны историко-культурного наследия, умножение и широкое использование культурных ценностей, в том числе народного творчества, для духовного и эстетического воспитания граждан, повышения их культурного уровня, а также содействует развитию профессионального искусства, литературы, национального книгоиздания и периодической печати;
  • создает условия для свободного развития культуры всех национальных общностей, проживающих в Республике Беларусь;
  • принимает меры по обеспечению права граждан Республики Беларусь на свободу вероисповеданий.

В области здравоохранения:

  • обеспечивает проведение единой государственной политики;
  • обеспечивает разработку и реализацию государственных программ.

В области социального обеспечения, охраны и оплаты труда:

  • обеспечивает проведение единой государственной политики;
  • определяет государственную политику в области обеспечения демографической безопасности и обеспечивает ее проведение;
  • утверждает прожиточный минимум, бюджет прожиточного минимума по основным социально-демографическим группам и в среднем на душу населения;
  • создает условия для поддержания установленного законодательством Республики Беларусь уровня социального обеспечения, принимает меры по обеспечению социальной защиты граждан, совершенствует систему социальной защиты;
  • определяет и реализует наиболее эффективные пути повышения доходов семьи, стипендий, пенсий, пособий, других социальных выплат;
  • разрабатывает и осуществляет социально-экономические меры по улучшению положения женщин, детей, укреплению и поддержке семьи, обеспечивает контроль за соблюдением предоставленных женщинам прав и гарантий;
  • принимает меры по предупреждению инвалидности и организации реабилитации инвалидов;
  • принимает меры по реализации гражданами Республики Беларусь права на труд;
  • организует разработку и реализацию республиканских целевых программ улучшения условий и охраны труда;
  • разрабатывает и осуществляет меры по рациональному размещению производительных сил, проведению в жизнь соответствующей политики народонаселения;
  • устанавливает размеры минимальной заработной платы и базовой величины, а также размеры оплаты труда работников бюджетных организаций и иных организаций, получающих субсидии, работники которых приравнены по оплате труда к работникам бюджетных организаций.

В области охраны окружающей среды:

  • обеспечивает проведение единой государственной политики;
  • обеспечивает разработку и выполнение государственных программ рационального использования природных ресурсов и охраны окружающей среды;
  • устанавливает порядок разработки и утверждения территориальных комплексных схем рационального использования природных ресурсов и охраны окружающей среды и порядок их финансирования;
  • устанавливает лимиты на природопользование;
  • устанавливает порядок ведения государственных кадастров природных ресурсов, а также порядок государственного учета в области охраны окружающей среды;
  • устанавливает порядок ведения Национальной системы мониторинга окружающей среды в Республике Беларусь, определяет порядок проведения мониторинга и использования его данных;
  • объявляет отдельные участки территории Республики Беларусь зонами экологического риска и зонами экологического кризиса;
  • обеспечивает формирование экологической культуры, а также подготовку и переподготовку специалистов для осуществления деятельности в области охраны окружающей среды.

В области гидрометеорологической деятельности:

  • обеспечивает проведение единой государственной политики;
  • утверждает Схему государственной сети гидрометеорологических наблюдений;
  • принимает решения о переносе действующих гидрометеорологических объектов государственной гидрометеорологической службы;
  • определяет порядок ведения Государственного реестра производителей гидрометеорологической информации и выдачи свидетельств о регистрации в нем производителей гидрометеорологической информации;
  • определяет порядок осуществления государственного контроля в области гидрометеорологической деятельности и перечень должностных лиц, осуществляющих этот контроль;
  • определяет порядок ведения государственного климатического кадастра, а также состав данных государственного климатического кадастра и порядок предоставления государственным органам, иным организациям и физическим лицам его данных;
  • определяет состав государственного гидрометеорологического фонда, а также порядок его ведения и использования.

В области обеспечения законности и правопорядка:

  • принимает меры по обеспечению прав и свобод граждан, защите интересов государства, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью;
  • обеспечивает защиту личности от любых противоправных деяний, посягательств на жизнь, здоровье, имущество, честь и достоинство, а также защиту гражданина Республики Беларусь как на территории Республики Беларусь, так и за ее пределами;
  • определяет основные направления правовой работы в подчиненных ему республиканских органах государственного управления и иных государственных организациях;
  • руководит деятельностью подчиненных ему республиканских органов государственного управления и иных государственных организаций в области правового просвещения граждан;
  • руководит деятельностью подчиненных ему республиканских органов государственного управления и иных государственных организаций по обеспечению законности и правопорядка, реализации государственных программ по борьбе с преступностью;
  • вносит предложения в Конституционный Суд Республики Беларусь о проверке конституционности нормативных правовых актов Республики Беларусь.

В области обеспечения национальной безопасности и обороноспособности государства:

  • принимает меры по обеспечению национальной безопасности и обороноспособности, защите независимости и территориальной целостности Республики Беларусь;
  • осуществляет контроль за выполнением государственной программы вооружения;
  • организует разработку и формирование государственного оборонного заказа, оснащение Вооруженных Сил, других войск, воинских формирований и военизированных организаций Республики Беларусь вооружением, военной техникой и другими материальными ценностями и ресурсами по их заказам, а также решает вопросы строительства и размещения на территории Республики Беларусь оборонных объектов;
  • определяет объемы материальных ценностей и бюджетных ассигнований на нужды обороны, в том числе на реализацию государственной программы вооружения, проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в области обороны, обеспечивает создание и сохранность государственного и мобилизационного материальных резервов, руководит мобилизационной подготовкой;
  • осуществляет руководство подготовкой граждан Республики Беларусь к военной службе, их призывом на военную службу, службу в резерве и обеспечивает создание военнообученного резерва;
  • вносит на утверждение Президенту Республики Беларусь план накопления материальных ценностей в государственном материальном резерве и план накопления материальных ценностей в мобилизационном материальном резерве;
  • осуществляет руководство гражданской обороной Республики Беларусь;
  • организует разработку и обеспечивает выполнение государственных программ в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
  • устанавливает порядок осуществления государственного контроля за охраной и использованием территорий радиоактивного загрязнения;
  • обеспечивает проведение единой государственной политики в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и гражданской обороны;
  • определяет государственную политику в области обеспечения пожарной, промышленной, ядерной и радиационной безопасности, ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС;
  • осуществляет общее руководство деятельностью подчиненных ему республиканских органов государственного управления и иных государственных организаций, а также местных исполнительных и распорядительных органов по противодействию экстремизму, контроль за этой деятельностью.

В области внутренней и внешней политики Республики Беларусь:

  • разрабатывает основные направления внутренней и внешней политики Республики Беларусь и принимает меры по их реализации;
  • осуществляет координацию деятельности в области отношений Республики Беларусь с иностранными государствами и международными организациями;
  • принимает практические меры по реализации и защите внешнеполитических интересов Республики Беларусь;
  • заключает международные договоры по вопросам, относящимся к его компетенции;
  • принимает меры по обеспечению исполнения международных договоров Республики Беларусь.

В области кадровой политики:

  • разрабатывает и вносит на рассмотрение Президента Республики Беларусь предложения по осуществлению кадровой политики, направленной на создание необходимого резерва высококвалифицированных руководящих работников системы подчиненных ему республиканских органов государственного управления и иных государственных организаций, а также местных исполнительных и распорядительных органов, содействует обеспечению их подготовки и повышения квалификации;
  • координирует и контролирует деятельность подчиненных ему республиканских органов государственного управления и иных государственных организаций, а также местных исполнительных и распорядительных органов по осуществлению кадровой политики;
  • участвует в формировании кадрового реестра Главы государства Республики Беларусь;
  • утверждает кадровый реестр Совета Министров Республики Беларусь.

Совет Министров Республики Беларусь осуществляет и иные полномочия, возложенные на него Конституцией Республики Беларусь, законами Республики Беларусь и актами Президента Республики Беларусь.

Совет Министров Республики Беларусь обладает правом законодательной инициативы. По поручению Президента, по собственной инициативе, а также в случаях, предусмотренных законами, Совет Министров Республики Беларусь организует разработку проектов законов Республики Беларусь.

С согласия Президента Правительство вправе требовать от Палаты представителей и Совета Республики Национального собрания принятия решения путем голосования в целом за весь внесенный Правительством проект или часть его с сохранением лишь тех поправок, которые предложены или приняты Президентом либо Правительством. Совет Министров Республики Беларусь по поручению Президента может требовать принятия Палатой представителей Национального собрания окончательного решения, если согласительной комиссией, созданной в соответствии с Конституцией Республики Беларусь, вследствие отклонения Советом Республики Национального собрания законопроекта не принят согласованный текст законопроекта.

Совет Министров Республики Беларусь в порядке, определенном законодательством, представляет в палаты Национального собрания и их органы по их требованию, а также по собственной инициативе документы и материалы, связанные с деятельностью Правительства. Во время заседаний палат Национального собрания Республики Беларусь, в том числе закрытых, Премьер-министр и члены Совета Министров Республики Беларусь могут выступать вне очереди записавшихся для выступления столько раз, сколько они этого потребуют.

Национальный банк Республики Беларусь совместно с Советом Министров обеспечивает проведение единой денежно-кредитной политики Республики Беларусь и представляет Президенту Республики Беларусь для ежегодного утверждения Основные направления денежно-кредитной политики Республики Беларусь. Совет Министров Республики Беларусь и Национальный банк Республики Беларусь информируют друг друга о предполагаемых действиях, имеющих общегосударственное значение, координируют свою деятельность, проводят регулярные взаимные консультации.

Совет Министров Республики Беларусь в целях учета интересов Республики Беларусь и ее административно-территориальных единиц в соответствии с законодательством определяет вместе с местными Советами депутатов степень и порядок их участия в выполнении общегосударственных программ, совместных проектов, рассматривает предложения этих Советов.

АКТЫ ПРАВИТЕЛЬСТВА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

Подготовка проектов нормативно — правовых актов Правительства Республики Беларусь — Совета Министров Республики Беларусь

В соответствии с Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 20 марта 2000 г. №355 «О Регламенте Совета Министров Республики Беларусь» на рассмотрение Совета Министров Республики Беларусь вносятся вопросы, которые отнесены к его компетенции и не могут быть разрешены республиканскими органами государственного управления, другими государственными организациями, подчиненными Правительству Республики Беларусь, облисполкомами, Минским горисполкомом самостоятельно или совместно.

Для подготовки вопросов межотраслевого, комплексного характера, в том числе подлежащих последующему внесению Советом Министров Республики Беларусь на рассмотрение Президента Республики Беларусь или Национального Собрания Республики Беларусь, а также для обеспечения выполнения Правительством отдельных поручений Президента Республики Беларусь Премьер — министром Республики Беларусь, как правило, создаются рабочие группы, возглавляемые руководителями республиканских органов государственного управления, заместителями Премьер — министра Республики Беларусь или Премьер — министром Республики Беларусь.

На основании п.4 Регламента Совета Министров Республики Беларусь по каждому вопросу, вносимому на рассмотрение Совета Министров Республики Беларусь, как правило, представляется проект постановления Совета Министров Республики Беларусь или проект распоряжения Премьер — министра Республики Беларусь с приложением следующих документов:

сопроводительное письмо;

обоснования необходимости принятия постановления, распоряжения, включая финансово — экономическое обоснование;

справки о согласовании проекта;

экспертных заключений о проекте, если они имеются;

замечаний и предложений, поступивших при согласовании проекта, но не учтенных в нем;

списка лиц, разработавших проект;

иных документов, относящихся к проекту.

Сопроводительное письмо к проекту постановления, распоряжения должно быть подписано, а проект постановления, распоряжения и иные документы завизированы руководителями органов государственного управления, вносящими вопрос, а во время отсутствия этих должностных лиц, — их первые заместителями.

Проекты постановлений, распоряжений вносятся на рассмотрение Совета Министров Республики Беларусь всесторонне подготовленными. При этом персональная ответственность за качество внесенного проекта возлагается на руководителей органов государственного управления, а во время отсутствия этих должностных лиц — на их первых заместителей.

Проекты постановлений согласовываются органами государственного управления в трехдневный срок, проекты распоряжений — в однодневный срок со дня их получения (не считая выходных дней и дней, объявленных нерабочими), если иной срок не установлен поручением Совета Министров Республики Беларусь или его Президиума, Премьер — министром Республики Беларусь или заместителями Премьер — министра Республики Беларусь.

Если по проекту имеются разногласия, руководитель органа государственного управления, организующего подготовку проекта, должен обеспечить обсуждение его с руководителями заинтересованных органов государственного управления в целях поиска взаимоприемлемого решения. В случае, если такое решение не найдено, проект может быть направлен в Правительство Республики Беларусь только руководителем органа государственного управления, вносящего проект, с приложением к нему протокола согласительного совещания, перечня разногласий с мотивировками и подлинников замечаний, подписанных руководителями соответствующих органов государственного управления. При наличии по внесенному проекту принимает заместитель Премьер — министра Республики Беларусь, в ведении которого находится соответствующий вопрос, с докладом при необходимости Премьер- министру Республики Беларусь.

Проекты правовых актов представляются в Министерство юстиции после их согласования со всеми заинтересованными органами государственного управления, если иной порядок не предусмотрен Президентом Республики Беларусь. К представленному проекту прилагается справка о неучтенных в процессе согласования замечаниях и предложениях, которым Министерство юстиции дает правовую оценку.

Если Министерством юстиции в ходе согласования проекта правого акта установлена необходимость его согласования с иными органами государственного управления, проект в двухдневный срок возвращается в представивший его орган, если иное не устанавливается Президентом Республики Беларусь или поручениями Совета Министров Республики Беларусь, Премьер — министра Республики Беларусь или заместителей Премьер — министра Республики Беларусь.

Проекты постановлений и распоряжений по вопросам использования финансовых средств, в том числе бюджетных, должны быть согласованы с Министерством финансов.

Проекты постановлений по вопросам, затрагивающим деятельность иностранных инвесторов и созданных с их участием юридических лиц Республики Беларусь, а также резидентов свободных экономических зон, должны быть согласованы с Министерством иностранных дел.

Проекты постановлений Совета Министров Республики Беларусь по вопросам, связанным с организацией и осуществлением предпринимательской деятельности, согласовывается с Советом по развитию предпринимательства в Республике Беларусь.

Проекты постановлений об утверждении или изменении ежегодных планов подготовки законопроектов республиканскими органами государственного управления должны быть согласованы с Национальным центром законодательства и правовых исследований Республики Беларусь.

Проекты постановлений Совета Министров Республики Беларусь по вопросам приватизации государственного имущества должны быть согласованы с Высшим Хозяйственным Судом, Комитетом государственного контроля, Генеральной прокуратурой, Министерством внутренних дел и Комитетом государственной безопасности.

Проекты постановлений и распоряжений, внесенные в Совет Министров Республики Беларусь без соблюдения указанных требований, возвращаются представившим их должностным лицам для надлежащего оформления.

Заседания Совета Министров Республики Беларусь проходят под председательством Премьер — министра. При отсутствии Премьер — министра заседания проводит Первый заместитель или один из заместителей Премьер — министра. Президент Республики Беларусь имеет право председательствовать на заседаниях Совета Министров.

Совет Министров Республики Беларусь на основании и в целях исполнения Конституции Республики Беларусь, законов Республики Беларусь, актов Президента Республики Беларусь принимает нормативные правовые акты в форме постановлений и контролирует их исполнение. Постановление Совета Министров Республики Беларусь — нормативный правовой акт Правительства.

Принимаемые Советом Министров Республики Беларусь иные нормативные правовые акты (положения, уставы, правила и т.д.) утверждаются постановлениями Правительства.

Постановления Совета Министров Республики Беларусь принимаются по вопросам, отнесенным к его компетенции Конституцией и иными законодательными актами.

Решения Совета Министров Республики Беларусь принимаются большинством голосов членов Правительства, присутствующих на заседании. В случае равенства голосов принятым считается решение, за которое проголосовал председательствующий.

Исключительно на заседаниях Совета Министров Республики Беларусь рассматриваются:

вопросы подготовки и исполнения республиканского бюджета, формирования и использования государственных внебюджетных фондов;

проекты программ экономического и социального развития Республики Беларусь;

основные направления внутренней и внешней политики Республики Беларусь.

Совет Министров Республики Беларусь принимает нормативные правовые акты по вопросам, которые не могут быть разрешены министерствами, другими республиканскими органами государственного управления, областными и Минским городским исполнительными комитетами самостоятельно или совместно с иными министерствами, другими республиканскими органами государственного управления, местными исполнительными и распорядительными органами.

Для оперативного решения вопросов, входящих в компетенцию Совета Министров Республики Беларусь, в качестве постоянного его органа действует Президиум Совета Министров Республики Беларусь в составе:

Премьер — министр Республики Беларусь;

Заместителей Премьер — министра Республики Беларусь;

Главы Администрации Президента Республики Беларусь;

Председателя Комитета государственного контроля Республики Беларусь;

Председателя Правления Национального банка Республики Беларусь;

Министра экономики Республики Беларусь;

Министра финансов Республики Беларусь;

Министра иностранных дел Республики Беларусь.

Заседание Президиума Совета Министров Республики Беларусь считается правомочным, если на нем присутствует более половины общей численности членов Президиума. Решения Президиума принимаются большинством голосов от общей численности его членов, оформляются в виде постановлений Совета Министров Республики Беларусь и должны соответствовать актам, принятым на заседаниях Совета Министров Республики Беларусь. В случае равенства голосов принятым считается решение, за которое проголосовал председательствующий.

Распоряжения Премьер — министра Республики Беларусь издаются по вопросам, входящим в его компетенцию, а также при наличии поручения Правительства Республики Беларусь по входящим в компетенцию, но не относящимся к конституционным полномочиям Совета Министров Республики Беларусь вопросам, если регулирование их не требует принятие решений, носящих нормативный характер. Распоряжения Премьер — министра являются ненормативными правовыми актами.

Решения по отдельным вопросам оформляются в виде протоколов заседаний (совещаний) у Премьер — министра Республики Беларусь и его заместителей, а также их указаний и поручений, являющихся обязательными для исполнения должностными лицами Аппарата Совета Министров Республики Беларусь, республиканскими органами государственного управления, иными государственными организациями, подчиненными Совету Министров Республики Беларусь. При этом названные поручения и указания не могут носить нормативный характер.

Постановления Совета Министров Республики Беларусь и распоряжения Премьер — министра вступают в силу и публикуются в порядке, установленном законодательными актами.

Аппарат Совета Министров Республики Беларусь является учреждением, осуществляющим организационно — техническое обеспечение деятельности Премьер — министра и его заместителей в целях совершенствования экономических и правовых процессов управления народным хозяйством. Аппарат оказывает консультативную и методологическую помощь подчиненных Совету Министров Республики Беларусь республиканским органам государственного управления и иным государственным организациям.

Основными задачами Аппарата Совета Министров Республики Беларусь являются:

организационно — техническое обеспечение деятельности Премьер- министра и его заместителей;

организация своевременной и качественной подготовки проектов постановлений Совета Министров Республики Беларусь, распоряжений Премьер — министра;

организация подготовки проектов декретов, указов и распоряжений, проектов законов, иных документов, направляемых Премьер — министром Республики Беларусь Президенту, Парламенту, иным государственным органам, иностранным государствам и гражданам.

Глава 4 нормативные правовые акты совета министров республики беларусь, других органов исполнительной власти, национального банка республики беларусь и местных советов депутатов

Статья 17. Нормативные правовые акты Совета Министров Республики Беларусь

Совет Министров Республики Беларусь на основе и во исполнение Конституции Республики Беларусь, актов Президента Республики Беларусь, законов Республики Беларусь принимает в пределах своих полномочий нормативные правовые акты в форме постановлений.

Принимаемые Советом Министров Республики Беларусь иные нормативные правовые акты (положения, уставы, правила и т.п.) утверждаются постановлениями Совета Министров Республики Беларусь.

Постановления Совета Министров Республики Беларусь принимаются по вопросам, отнесенным к компетенции Совета Министров Республики Беларусь Конституцией и иными законодательными актами Республики Беларусь.

Совет Министров Республики Беларусь принимает нормативные правовые акты по вопросам, которые не могут быть решены министерствами, другими республиканскими органами государственного управления, областными и Минским городским исполнительными комитетами самостоятельно или совместно с иными министерствами, другими республиканскими органами государственного управления, местными исполнительными и распорядительными органами.

Постановления Совета Министров Республики Беларусь могут быть отменены актами Президента Республики Беларусь.

Статья 18. Нормативные правовые акты министерств, иных республиканских органов государственного управления, Национального банка Республики Беларусь

Нормативные правовые акты министерств, иных республиканских органов государственного управления могут приниматься (издаваться) только в случаях и пределах, предусмотренных Конституцией Республики Беларусь, нормативными правовыми актами Президента Республики Беларусь, законами Республики Беларусь, положениями о соответствующих органах, а также нормативными правовыми актами Совета Министров Республики Беларусь.

Нормативные правовые акты министерств, иных республиканских органов государственного управления принимаются (издаются) в форме постановлений и приказов.

Нормативные правовые акты, касающиеся прав, свобод и обязанностей граждан или носящие межведомственный характер, принимаются министерствами, иными республиканскими органами государственного управления коллегиально в форме постановлений.

Нормативные правовые акты Национального банка Республики Беларусь (постановления Правления Национального банка Республики Беларусь и постановления Совета директоров Национального банка Республики Беларусь) могут приниматься только в случаях и пределах, предусмотренных Конституцией Республики Беларусь, Банковским кодексом Республики Беларусь и иными законодательными актами Республики Беларусь.

Принимаемые (издаваемые) министерствами, иными республиканскими органами государственного управления, Национальным банком Республики Беларусь иные нормативные правовые акты (инструкции, положения, уставы, правила) утверждаются постановлениями или приказами.

При принятии (издании) министерствами, иными республиканскими органами государственного управления нормативного правового акта обязательно указание в нем, на основании и во исполнение какого акта Президента Республики Беларусь, закона Республики Беларусь, постановления Совета Министров Республики Беларусь принимается (издается) данный акт. При принятии Национальным банком Республики Беларусь нормативного правового акта обязательно указание в нем, на основании и во исполнение какого законодательного акта Республики Беларусь принимается данный акт.

Нормативные правовые акты органов исполнительной власти, Национального банка Республики Беларусь могут быть отменены Президентом Республики Беларусь, нормативные правовые акты министерств, иных республиканских органов государственного управления, подчиненных Правительству Республики Беларусь, – Советом Министров Республики Беларусь.

Принятые (изданные) нормативные правовые акты министерств, иных республиканских органов государственного управления, Национального банка Республики Беларусь подлежат обязательной юридической экспертизе, проводимой Министерством юстиции Республики Беларусь.

Статья 19. Нормативные правовые акты местных Советов депутатов, исполнительных и распорядительных органов

Местные Советы депутатов, исполнительные и распорядительные органы в пределах своей компетенции принимают нормативные правовые акты в форме решений.

Решения местных Советов депутатов, не соответствующие законодательству Республики Беларусь, отменяются вышестоящими Советами депутатов и Советом Республики Национального собрания Республики Беларусь.

Президент Республики Беларусь вправе приостанавливать не соответствующие законодательству Республики Беларусь решения местных Советов депутатов.

Решения местных исполнительных и распорядительных органов, не соответствующие законодательству Республики Беларусь, отменяются соответствующими Советами депутатов, вышестоящими исполнительными и распорядительными органами, а также Президентом Республики Беларусь.

Принятые нормативные правовые акты областных, Минского городского Советов депутатов и областных, Минского городского исполнительных комитетов подлежат обязательной юридической экспертизе, проводимой Министерством юстиции Республики Беларусь, а нормативные правовые акты местных Советов депутатов, исполнительных и распорядительных органов базового уровня – обязательной юридической экспертизе, проводимой соответствующим управлением юстиции областного исполнительного комитета.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *