Библия как литературный памятник

Глава 6

БИБЛИЯ КАК ЛИТЕРАТУРНЫЙ ПАМЯТНИК

Возникновение и развитие библейской мифологии прослеживается на протяжении двух тысячелетий. Первые мифы сложились среди скотоводческих древнееврейских племен в XV–XIV вв. до н. э. и в годы перехода от кочевой жизни к оседлой (XIII–XII вв. до н. э.). Мифотворческий процесс продолжался в эпоху образования классов и государства на территории Палестины (XI–VII вв. до н. э.) и завершился в местах рассеяния (диаспоре) в III–IV вв. н. э. Мифообразование, эволюция древнееврейских мифов и литературы отражены не только в Библии, но и Агаде.

Библия, как литературный памятник древней письменности, включает ритуальные и юридические кодексы, хроники, мифы, народные песни (победные, погребальные, сатирические, свадебные) и гимны, эротическую лирику, притчи, басни, загадки, сказания, легенды и т. п. Фрагменты древнейшего героического эпоса, вошедшие в Библию, имеют характер народного творчества, которое долгое время передавалось изустно, пока не было частично зафиксировано в письменной форме — вероятно, в X в. до н. э. Значительно позже начали собирать народные сказания — лучшие образцы библейского народного эпоса, которые культивировались и передавались из поколения в поколение почти исключительно в прозаической форме. Эти сказания разбросаны по книгам Торы (Пятикнижие), в книгах Судей, Царств и т. д. При дальнейшем развитии они принимают вид целых «новелл»: сказание о «Продаже Иосифа», «Восстании Авессалома», «Дочери Иеффая», «Самсоне и Далиле». Древнееврейское художественное творчество нашло свое выражение в философских поэмах и в обличительных или увещевательных речах пророков.

Но Библии, как отмечает Гёте, «предстояла еще особая судьба, которая с течением времени сделалась неотвратимой. Именно, до сих пор принималось чистосердечно на веру, что эта книга книг составлена в одном духе, даже что она вдохновлена божеством и как бы продиктована им» 1. Эту «особую судьбу» ей уготовили иудейские и христианские богословы.

Кодексы разного рода, мифы и притчи, Элохист и Яхвист, летописи о жизни и деятельности царей обрели, очевидно, литературную форму еще в X–VIII вв. до н. э. Однако до вавилонского пленения никто в Иудее не утверждал, будто эта литература обязана своим происхождением небу. Судя по материалам Ветхого завета, исключение составила кн. Закона (Второзаконие), генезис которой жрецы Иерусалимского храма связали с чудом. И это не случайно. По замыслу авторов этой книги ее идеи должны были стать богословским основанием для оправдания религиозной реформы, задуманной в 621 г. до н. э. царем Иосией и духовной знатью. Политеистическая концепция первоначального иудаизма предполагала свободу отправления культа, не препятствовала существованию местных и даже домашних святилищ. И Яхве в соответствии с этой концепцией был родовым божеством, находился рядом с людьми, вместе с ними делил их радости и невзгоды. В противовес этому кн. Закона пыталась обосновать этно-генотеистическое учение. Хотя Яхве, согласно этому учению, воплощает в себе интересы и судьбы только одного еврейского народа, но как выразитель этой этнической общности Яхве уже живет не рядом и не среди своих почитателей, а на небе. Общение с ним возможно в одном единственном месте — в Иерусалимском храме.

Напрашивался, по мнению жрецов Иерусалимского храма, однозначный вывод: предписания кн. Закона продиктованы свыше.

И все же ни эту книгу, ни другие произведения (Элохист, Яхвист, Жреческий кодекс), вошедшие в состав Пятикнижия, пока они не были объединены и отредактированы, никто в Иудее не именовал священным писанием. Когда первый вариант Пятикнижия был завершен (V в. до н. э.), авторы стали его называть «божественным учением». Особую роль в распространении этой версии сыграл книжник Ездра. Это он, по рассказу Неемии, впервые обнародовал Пятикнижие, собрав для этой цели «мужчин и женщин и всех, которые могли понимать» (Неемия, VIII, 2), и внушал им, что Тора — закон божий. Впоследствии иудейские теологи широко толковали это положение Ездры, рисовали фантастические картины о небесном происхождении Торы и жестоко наказывали каждого, кто выражал свое сомнение в правильности проповеди Ездры.

В III–II вв. до н. э. фарисеи стали приобщать к Торе произведения под названием Пророки и Писания, утверждая, будто и они даны свыше. Уже в середине II в. до н. э. иудейский канон числил 24 книги. В древнееврейском тексте кн. Даниила (IX, 2) он назван Сефарим (т. е. книги, что соответствует греческому слову «библия»).

Впервые понятие «священное писание» ввели в богословский оборот талмудисты. Они стали делить все книги на канонические и неканонические (посторонние книги), предупредив: «Кто вносит в свой дом больше 24 книг, тот вносит смятение в свой дом» (Сангедрин 28а).

Авторы талмудического трактата Сангедрин на вопрос: «Какие лица не имеют удела в будущей жизни?» — ответили: «Кто говорит, что… Тора не от бога». Рабби Акиба добавил: «Также кто читает сефарим хицоним (посторонние книги. — М. Б.)». К этим лицам прибавили тех, «кто отвергает иго, кто нарушает знак завета, кто изобличает Тору» (Сангедрин 10а).

Наряду с теологами «теорию» о боговдохновенности Ветхого завета активно распространяли иудейские философы, грамматики и историки древности: Филон Александрийский, Иосиф Флавий, переводчики Ветхого завета на греческий и арамейский языки.

Апологеты Библии ввели в правило публичные чтения в синагогах ее произведений по субботам и в дни религиозных праздников. К ее текстам обращались во время народных бедствий и народных празднеств, во время богослужения, исполнения обрядов и т. п. Перед лицом злостных измышлений и погромов раввины сумели внедрить в сознание забитых и темных еврейских масс веру в боговдохновенность Ветхого завета.

Проповедниками «теории» сверхъестественного генезиса Библии были и идеологи первоначального христианства и «отцы» церкви. Уже в IV в. постулат о боговдохновенности Библии стал догматом, т. е. обязательным положением для христианина. Этому догмату (как, впрочем, и всем остальным), учила церковь, надо слепо верить, ибо он не подлежит никакому сомнению и критике.

Научное исследование исторических условий возникновения библейских произведений и социально-политической обусловленности заключенного в них содержания подорвало веру в священное писание. Современные теологи вынуждены отметить: научные открытия и социальные события XX в. перевернули и сокрушили догмы и традиции. В связи с этим и во имя «спасения» Библии им приходится искать новые приемы толкования се текстов.

Еще в конце прошлого века православный богослов В. Добротворский с тревогой предупреждал: библейская критика — «наука деликатная». А посему исследователь Библии — христианин должен всегда помнить, что он прежде всего христианин, а потом критик. Вера, поучает он, должна составить преимущество и отличительную черту критики. «Свидетельства церкви, — умозаключает богослов, — преимущественны перед свидетельством науки» 2. И хоть он не в состоянии привести ни одного довода против нее, богослов пытается объяснить противоречия и разночтения в Библии тем, что они образовались будто бы в силу неточного обращения со словами. А слово не более как сосуд. Его можно критиковать. Однако и такая критика, которая направлена против «оболочки» и «сосуда», должна быть сугубо осторожной. Ибо, взывает Добротворский, «кто дорожит сокровищем, тот будет благоговейно обходиться с сосудом, в котором оно заключено» 3.

Современные протестантские теологи, как бы вторя православному богослову, изощряются в спасении хотя бы «божественного ядра» священного писания. Р. Бультман, например, учит, будто текст евангелий — это заключительная фаза длительного развития форм, в которых выражена вера и проповедь раннехристианских общин. А потому-де мы не можем на основе евангелий знать жизнь Христа. Из евангельских текстов можно только осмыслить значение Христа для веры. А это якобы «и есть то единственное, что имеет смысл для христианина» 4.

Подобные спекуляции свидетельствуют о полной несостоятельности учения церкви о боговдохновенности Библии и об отсутствии каких-либо разумных доводов у защитников этого учения.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Читать книгу целиком
Поделитесь на страничке

Следующая глава >

Лиланд Райкен — Библия как памятник художественной литературы

Об издании:

Тем, кто привык видеть в Священном Писании лишь собрание безошибочных вероучительных норм, эта книга может показаться довольно неожиданной. Не сводит ли автор всю глубину Писания к анализу сюжетов, тропов, художественных форм и жанровой системы? Собственно непонимание художественных особенностей, поэтики Священного Писания зачастую становится причиной примитивного, буквалистского толкования богооткровенных истин.

Исследование исторического и культурного контекста возникновения отдельных библейских сюжетов, появления сюжетов и тропов позволяет читателю понять, как Слово Божье открывало себя в культуре, каким образом священнописателям удавалось передать истину на языке, понятном их современникам. Сочетание академизма и безусловной убежденности в богодухновенности библейского текста позволяет автору в скрупулезном литературоведческом анализе сохранить благоговейную дистанцию по отношению к исследуемому материалу, которая убеждает в обоснованности представленных заключений.

Библия как памятник культуры

Министерство Культуры Республики Беларусь

Белорусская государственная академия искусств

Реферат

Философия

На тему

“Библия как памятник культуры”

Выполнил студент 2 курса

Факультет дизайна и ДПИ,

Объёмный дизайн

Дизайн средств производства и транспорта

Выполнил: Маслов Д.О.

Минск 2013

  1. Введение…………………………………………………………………3
  2. Библия, как памятник культуры ……..………………………………..4
  3. Нравственные заповеди человека……………………………………8
  4. Библия как источник знаний..………………………..………………12
  5. Заключение…………………………………………………………….15
  6. Список литературы……………………………………………………16

1.Введение

Библия – это древняя сборка, различных по форме и содержанию религиозных и светских произведений, которые писались от двенадцатого века до нашей эры вплоть до второго века нашей эры. Для христиан Библия – есть непреложное, единственное справедливое открытие Бога человеку, содержит 66 книг, записанных 40 различными авторами на протяжении 1500 лет. Записывали Библию люди разного происхождения и самых разных занятий: цари, крестьяне, философы, рыбаки, поэты, государственные деятели и ученые. Библия записывалась крайней мере на трех континентах и трех языках: старо-еврейском, арамейском и греческом. И, несмотря на такое разнообразие средств, она представляет собой единое, непрерывно продолжается целое – от Книги Бытия до Объявление и суть изложенного в ней нравственного закона Божия нигде не меняется. Библия содержит впечатляющие в своей откровенности описания жизни основных ее персонажей; описания, раскрывающие не только сильные, но и слабые черты их характеров. Первую часть – Ветхий Завет – написано в дохристианские времена на древнеевропейском языке, а Новый Завет идеологами христианства древнегреческом языке.

Библия – это книга, которую читали и брали себе в душу миллионы людей из разных концов света, планеты нашей, в настоящем и прошлом.

2. Библия, как памятник культуры

Библия — самая удивительная их существующих в мире книг. Вряд ли найдется в истории письменности другой такой памятник, о котором столько бы писали и говорили, как о Библии. Наиболее читаемая, переведенная на большое количество языков и вызывающая самое большое количество споров, исследований и изучений. Первой напечатанной книгой в истории была именно Библия: именно ее латинский вариант, так называемую Вульгату, изготовил Гуттенберг на своем печатном станке. Библия была одной из первых крупных книг, переведенных на иностранный язык ( Септуагинта, греческий перевод древнееврейского текста Ветхого Завета, появилась примерно в 250 году до Р.Х. ) . По числу переводов, повторных переводов и пересказов у Библии нет соперников среди всех книг мира. Британская энциклопедия пишет, что » к 1966 году полный текст Библии был опубликован … на 240 языках и диалектах… отдельные книги Библии — еще на 739 языках, что в сумме составляет 979 переводов…».

Библия была написана на непрочном материале. В течение веков до изобретения печатного станка её приходилось многократно переписывать. Но это не ухудшило её стиля, не повредило точности, не уничтожило. По сравнению с памятниками античной литературы, до нас дошло больше рукописных копий Библии, чем любых 10 произведений классической литературы вместе взятых. Слово Библия произошло от греческого языка » библиос» — книги. Библию называют также Священным Писанием. Она представляет собой собрание древних текстов, канонизированных в иудейской религии и христианстве. Действительно, Библия – это не одна книга, но собрание книг, каждая из которых имеет свое название и особую специфику. Все книги различны по объему, литературному стилю и композиции.

Книги Библии делятся на две группы: Ветхий и Новый Завет. Слово «завет» имеет смысл «договора», союза заключенного между человеком и Богом, который был предложен Богом Израилю. Инициатива этого союза односторонняя, т.е. полностью зависела от Бога, его чистой, благой воли, воли Дарующего. » Вот, Я поставлю завет Мой с вами и с потомством вашим после вас…. Поставлю завет Мой с вами, что не будет истреблена всякая плоть водами потопа, и не будет уже потопа на опустошение земли». ( Бытие 9:9,11). В Евангелии от Матфея (26,27) устами Христа говорится: «… И взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя нового завета, за многих изливаемая во оставление грехов.»

Древнейшая, по времени создания и большая часть Библии называется Ветхим Заветом и состоит из тридцати девяти книг. Первые пять книг: Бытие, Исход, Левит, Числа и Второзаконие. Эта часть называется также Пятикнижием. Помимо христианства она признается и в иудаизме. Только в иудаизме она называется Законом или Торой, т.е. учением.

Ветхий Завет составлен начиная от 1300 и до 100 г до н. э. Впрочем, его первые книги имеют устную традицию. Другая часть Библии признается только христианами и называется » Новый Завет». Его книги восходят к первому веку н.э. и посвящены новому посланию Христа. На первый взгляд Библия – это собрание литературных произведений, главным образом древнееврейских, которые были написаны на протяжении около 1600 лет. Авторы писали их в разных странах , от Италии на западе до Месопотамии, а возможно даже Персии на востоке. Состав этих авторов исключительно разнообразен. Их разделяли не только сотни лет и тысячи километров, но и социальные преграды. Среди них мы видим царей, пастухов, солдат, законодателей, рыбаков, государственных деятелей, придворных, священников, пророков, раввина, живущего изготовлением палаток, и врача нееврейского происхождения; кроме того, многие авторы не оставили нам ничего, кроме написанных ими фрагментов Библии, так что никаких сведений о них у нас нет. Сам текст Библии принадлежит к целому ряду литературных жанров. Среди них – исторические заметки, законы ( гражданские, уголовные, этические, ритуальные, гигиенические), религиозная поэзия, дидактические трактаты, лирика, притчи и аллегории, биографии, личная переписка, воспоминания и дневники – не говоря уж о чисто библейских жанрах пророчества и откровения. Написанная в таком огромном промежутке времени, разными людьми , разного сословия и образования , эта великая Книга , тем не менее представляет собой удивительно связанное ,имеющее начало, развитие и описывающее конец , повествование. Все 66 книг Библии дополняют, поясняют или переходят друг в друга. Начавшись со дня сотворения мира, Библия повествует о грехопадении человека и о великой любви Бога , который послал в мир Сына Своего Иисуса Христа, чтобы Его жертвой спасти погибающее человечество. Ветхий Завет так же можно рассматривать и как историю развития и жизни израильского народа. Все это делает Библию не просто антологией, а единым целым. Антологию подбирает составитель, а такого составителя Библии не было.

Пятикнижие, в том виде в каком оно дошло до нас представляет собой целостный историко — литературный памятник. Предполагается, что повествование относится по времени не ранее, чем к XIV-XIIIв.в. до н.э. (именно тогда произошло одомашнивание животных, упоминаемое в книге Бытия). Есть и еще целый ряд признаков (географические названия, традиции ), подтверждающие такое предположение .Считается, что книгой , которая в 621г до н.э. была обнаружена во время ремонта храма в Иерусалиме , и было Пятикнижие в том виде ,в каком мы его знаем .

Источниками Пятикнижия были исторические предания «родословия», а также египетские и греческие космогонические и исторические построения, мифы. Пятикнижие вобрало в себя многовековую традицию народного фольклора, которая была использована с целью утверждения монотеизма . Монотеизм (от греч. Mono-один и teus – бог)- единобожие, религия ,признающая ,в отличие от политеизма ,единого Бога.

В Ветхом Завете ( Книга Исход)формулируются первые десять нравственных христианских заповедей , известных как декалог ( от греческого deco – десять и logos-слово, понятие) Моисея и правовые установления.

Согласно Библии, эти заповеди Бог (Яхве) возвестил Моисею на третьем месяце путешествия по пустыне Синай на Горе Синай. Заповеди явились условием союза народа с Богом и Его покровительства.

Первая заповедь –о почитании одного-единственного Бога: «Я – Яхве, твой Бог, который вывел тебя из Страны Египетской, из дома рабства: пусть не будет у тебя других богов перед Моим лицом» (Исх. 20:2,3).

Вторая — против распространенного тогда в Израиле почитания идолов : » Не делай себе статуй и других изображений того, что на небесах вверху , и того что на земле внизу , и того ,что в воде под землею» ( Исх. 20:4).

Третья о коллективной родовой ответственности израильтян за грех и преступления отдельного человека: » Я — Яхве, — твой Бог, ревнивый Бог, мстящий за грехи отцов сыновьям, третьему и четвертому поколению, ненавидящим Меня и творящий милость тысячам любящим Меня и исполняющим мои повеления» (Исх.20:5,6).

Четвертая –» Не произноси имени Яхве, твоего Бога ,напрасно»(Исх.20:7).

Пятая о субботе : «Помни день отдохновения ,чтобы святить его. Шесть дней трудись и делай всякую свою работу, а седьмой день –отдохновение ради Яхве, твоего Бога ,не делай ни какой работы ни ты, ни сын твой ,ни дочь твоя ,ни твой раб… ибо шесть дней создавал Яхве небеса и землю ,море и все ,что в нем, и предался покою на седьмой день»(Исх.20-8,11).

Шестая — «Почитай отца своего и мать свою ,чтобы хорошо было тебе и чтобы увеличить дни твои на земле ,которую Яхве , твой Бог ,даст тебе» ( Исх. 20:12).

Седьмая- «Не убий»(Исх.20:13) .

Восьмая –» Не прелюбодействуй»(Исх. 20:14) .

Девятая – «Не кради»(Исх.20:15).

Десятая — » не произноси против своего ближнего ложного свидетельства» (Исх.20:16). Отдельно стоит заповедь «Не пожелай дома ближнего своего, не пожелай жены ближнего своего… ничего, что принадлежит ближнему твоему». Её можно по-видимому отнести, отнести к требованию «не кради» и «не завидуй».

Возвещение этих заповедей людям через пророка Моисея Бог, по преданию, завершил извержением вулкана: » И весь народ был свидетелем громов и пламени, и звучания трубы ,и того ,что Гора курилась…»(Исх.20:18).

Десять нравственных принципов ,требований, заповедей легли в основу т.н. Моисеева законодательства. Законы, по библейскому преданию, также были продиктованы Моисею Богом с тем , чтобы он научил народ , как жить. Вот некоторые из них. Приведена, например, формула возмездия по принципу талиона : » А если (другая ) беда произойдет , то пусть он отдаст душу за душу , глаз за глаз , зуб за зуб, руку за руку, ногу за ногу, ожог за ожег, рану за рану, ушиб за ушиб» (Исх. 21:23-25).

«Не следуй за большинством , чтобы сотворить зло ,и не отвечай на суде , сворачивая вслед за большинством , извращая истину»(Исх.23:2).

«И взятку не бери , ибо взятка ослепляет зрячих и извращает дело правых» (Исх.23:8).

» И бедняку не потворствуй в его судебном деле»(Исх.23:3)

Есть указания и относительно правильного ухода за землей для земледельца : » И шесть лет засевай свою землю и собирай урожай с нее . А на седьмой оставь ее невозделанной и покинь ее … Также поступи со своим виноградником и со своими оливками»(Исх.23:10,11). Речь шла о необходимости регулярно оставлять землю под парами в конце семилетнего цикла земледельческих работ для восстановления плодородия почвы .

Нравственные и правовые заповеди Моисея регламентировали отношения человека к человеку , предполагая ценность каждого. И в этом усматривалась печать Бога , желавшего , чтобы люди относились друг к другу по- человечески.

3. Нравственные заповеди человека

Важнейшим источником христианства являются книги Нового Завета, в число которых, прежде всего , входят четыре Евангелия (греч. Evangelion- благая весть, благовестие): » от Матфея», » от Марка», » от Луки» и » от Иоанна». Это повествования о земной жизни Иисуса Христа ,о его проповедях, чудесах, смерти (распятии) и воскресении. Эти книги считаются богодухновенными т.е. написанными хотя и людьми ,но по внушению Святого Духа .Рассмотрим основное содержание учения о Христе по Евангелию от Матфея .

В главе V передано содержание знаменитой Нагорной проповеди Христа , в которой сформулированы нравственные заповеди христиан.

Первая – » блаженны нищие духом , ибо их есть Царство Небесное» (Матф. 5:3). » Нищие духом» — смиренные, которые осознают свое несовершенство и недостоинство перед Богом и никогда не думают о том, что они лучше или святее других .

Вторая – Христос несколько расширил смысл древней заповеди » не убий» : » А Я говорю вам , что всякий гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду…»(Матф . 5:23) Не только убийства , но и незаслуженные оскорбления должны быть наказанными , ибо ведут к озлоблению в обществе .

Третья заповедь в Ветхом Завете была такая : » Око за око, зуб за зуб». Заповедь Христа имела принципиально иной смысл : » А Я говорю вам :не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку, обрати к нему и другую . И кто захочет судиться с тобою и взять у тебя рубашку ,отдай ему и верхнюю одежду .( Матф. 5:38-40). Как правило, этой заповеди дается примитивное толкование, и немало иронических усмешек посвящено ей. Но, например, Лев Толстой считал её ключевой во всем христианском учении на том основании, что «око за око» ни к чему хорошему не приведет, ибо зло породит еще большую озлобленность, и злоба станет всеобъемлющей и погубит людей .Лишь добро в ответ на зло способно поправить дело. Конечно речь не идет о том , что нужно «подставить щеку» для удара, а о том, чтобы на насилие отвечать ненасилием, не провоцировать новое насилие, не участвовать в нем.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *