Наблюдая экзотическую природу

Проверочная работа «Выберите грамматически правильное продолжение предложения»

Выберите грамматически правильное продолжение предложения.

А.Услышав длинный гудок,

1) только после этого можно набирать номер.

2) наберите номер абонента.

3) набирается номер абонента.

4) значит, линия свободна.

Б. Прогуливаясь по вечернему городу,

1) мы получили настоящее удовольствие.

2) у нас завязался разговор.

3) подростками часто нарушаются правила поведения.

4) проспект произвёл неизгладимое впечатление.

В. Анализируя состав слова,

1) у меня возник вопрос.

2) укажите его морфемы.

3) мне поставили «отлично».

4) часто не указывается основа.

Г. Начав заниматься музыкой,

1) у вас остаётся мало времени для развлечений.

2) в значительной степени развиваются творческие способности.

3) у меня появилось много интересных знакомых.

4) я уже сделал свой выбор.

Д. Возвращаясь с работы,

1) мной овладела тревога.

2) испортилась погода.

3) это займёт меньше часа.

4) я зашёл к приятелю.

Е. Храня память о прошлом,

1) учёным понадобилось много времени на изучение старинных летописей.

2) монастыри стали неотъемлемой частью русской истории.

3) изучение истории имеет большое значение.

4) это помогает лучше понять настоящее.

Ж. Записывая математическое выражение,

1) используйте только натуральные числа.

2) мною была допущена ошибка.

3) должны соблюдаться определённые правила расположения знаков и символов.

4) требуется внимание.

З. Составляя модель задачи,

1) учитывается несколько вариантов её решения.

2) переведите условие задачи на математический язык.

3) мною не было учтено значение переменных.

4) должен использоваться математический язык.

И. Переводя текст,

1) мне понадобился словарь.

2) обдумывается его структура.

3) учитывайте как лексическое, так и грамматическое значение слов.

4) должен учитываться стиль речи.

К. Окончив училище,

1) нас направили на стройку.

2) мне был присвоен третий разряд.

3) многие из нас остались работать в родном городе.

4) все преподаватели советовали мне продолжать учёбу.

Л. Приехав в столицу,

1) все поражает шум и суета.

2) у вас не будет времени сходить в музей.

3) идите сразу на Красную площадь.

4) у меня было прекрасное настроение.

Выберите грамматически правильное продолжение предложения.

А.Работая над сочинением,

1) сначала составляются тезисы.

2) не отвлекайтесь.

3) вас ничего не должно отвлекать.

Б. Спустившись по крутому склону,

1) лыжникам предстояло пройти 10 километров.

2) на пути лыжника возникло непредвиденное препятствие.

3) получался значительный выигрыш по времени.

4) можно было добраться до посёлка за час-полтора.

В. Находясь на эскалаторе,

1) запрещается садиться на ступени.

2) держитесь за поручни.

3) есть простые правила, которые надо соблюдать.

4) левый ряд должен быть свободен.

Г. Не имея часов,

1) сориентироваться во времени помогут растения.

2) есть множество других способов определить время суток.

3) можно определить время по цветам.

4) у нас не было возможности точно определить время.

Д. Доехав до конечной станции,

1) там нас ждала машина.

2) нужно пересесть на автобус.

3) останется километра два.

4) дальше путь лежал по реке.

Е. Знакомясь с оглавлением книги,

1) она может показаться слишком сложной.

2) видишь, что это основательный труд.

3) выясняется, что её тема шире, чем заявлено в названии.

4) возникает желание непременно прочитать её.

Ж. Наблюдая экзотическую природу,

1) у Дарвина появились первые мысли об эволюции.

2) Дарвином были сделаны первые выводы об эволюции живой природы.

3) Дарвин сделал первые выводы об эволюции живого.

4) возникла теория эволюции Чарльза Дарвина.

З. Наклеивая обои,

1) требуется прежде всего аккуратность.

2) нужно следить, чтобы не образовались морщины.

3) лицевая сторона должна быть сухой.

4) многое зависит от качества клея.

И. Научившись читать в пятилетнем возрасте,

1) в школе мне было скучно изучать азбуку.

2) письмом я не мог овладеть до восьми лет.

3) любимым моим занятием всё-таки оставалось рисование.

4) учение в школе не представляло никакого труда.

К. Играя в шахматы,

1) развиваются мыслительные способности.

2) мне не было равных.

3) вы получаете большое удовольствие.

4) необходимо внимание.

Л. Отправляясь в поход,

1) путь казался лёгким.

2) нами был выбран маршрут.

3) берите только самое необходимое.

4) проверяется надёжность спутника.

Выполнить к 03.12.12

⇐ ПредыдущаяСтр 25 из 34

Часть 1

При выполнении заданий этой части в бланке ответов № 1 под номером выполняемого вами задания (А1-А30) по­ставьте знак «х» в клеточку, номер которой соответствует но­меру выбранного вами ответа.

А1. В каком слове ударение падает на второй слог?

1) повторим

2) принудить

3) позвонишь

4) пролила

А2. В каком предложении выделенное слово употреб­лено неправильно?

1) При первом знакомстве наш начальник не вызвал у нас СИМПАТИЮ.

2 Зритель привык искать в репликах персонажей СКРЫТЫЙ смысл.

3) Я собрал библиотеку из книг русских и европейских классиков, чьё творчество мне СИМПАТИЗИРОВАЛО.

4) Печорин не размахивал руками, что говорит о СКРЫТНОМ характере.

A3. В каком предложении есть грамматическая ошиб­ка (неправильно образованная форма слова)?

1) На прошлой неделе погода была гораздо лучше.

2) Не ездите сегодня за город, поезжайте завтра.

3) У левой кроссовки нет шнурка.

4) Станция метро находится в стах метрах от на­шего дома.

А4. Укажите грамматически правильное продолжение предложения.

Наблюдая экзотическую природу,

1) у Чарльза Дарвина появились первые мысли об эволюции.

2) Дарвин сделал первые выводы об эволюции живого.

3) Дарвином были сделаны первые выводы об эволюции живой природы.

4) возникла теория эволюции Чарльза Дарвина.

А5. Укажите предложение с грамматической (синтак­сической) ошибкой.

1) Одним из самых известных путешественников, писавших об открытии Нового Света до Колум­ба, был норвежец Тур Хейердал.

2) По приезде в Дерпт новый губернатор дал бал.

3) Все, кто уезжал через две недели в столицу, собрались у Карташёвых: сам Карташёв, Корнев, Шацкий и их приятели.

4) Идя домой через липовую аллею, Григорий медленно вдыхал и наслаждался волшебными ароматами.

А6. В каком предложении придаточную часть сложно­подчинённого предложения нельзя заменить сино­нимичным причастным оборотом?

1) Шахматы — игра, которую сравнивают с твор­чеством художника.

2) Это игра, которой увлекается и романтик, и реалист

3) Русский писатель Борис Зайцев, который был тонким ценителем шахмат, сравнивал эту игру с творчеством художника.

4) Это игра, которая показывает сложность фантазии, глубину расчёта, силу выдержки.

Прочитайте текст и выполните задания А7-А12.

(1)… (2)Его истоки теряются в античном мире. (З)Геометрия Евклида, алгебра древних арабов, с чем мы знакомимся ещё в школе, оказали серьёзное влияние на архитектуру и военное дело, философию и историю. (4) Науки, которые при­нято было относить к описательным (география, биология и т.п.), всё больше используют методы, разработанные в математике. (5)Сейчас процесс математизации знаний значительно ускорился. (6)… можно говорить уже об интенсивном внедре­нии математического мышления в любую сферу познавательной деятельности.

А7. Какое предложение должно быть под номером 1?

1) Развитие науки — одно из непременных условий цивилизационного процесса.

2) Человек с незапамятных времён стремился объяснить мир, который его окружал.

3) Сейчас процесс математизации знаний уско­рился.

4) Процесс математизации знаний начался не се­годня и даже не вчера.

А8. Какое слово или сочетание слов может быть в на­чале предложения 6?

1) однако

2) наоборот,

3) вряд ли

4) по существу,

А9. Какое (-ие) из предложений является (-ются) односоставным (-и) или включает (-ют) односоставное предложение?

1) 5

2) 4, 6

3) 2, 3

4) 3, 4

А10. Укажите верную характеристику предложения 3.

1) сложное бессоюзное

2) сложное с бессоюзной и союзной подчинитель­ной связью

3) сложное с бессоюзной, подчинительной и сочи­нительной связью

4) сложноподчинённое

А11. Укажите верную характеристику слова ВСЁ (из предложения 4).

1) наречие

2) местоимение

3) частица

4) союз

А12. В каком предложении есть глагольный фразеоло­гический оборот, имеющий книжную стилистиче­скую окраску?

1) 5

2) 6

3) 3

4) 4

А13. На месте каких цифр в словах пишется НН?

В мезонине было прибра (1) о, на обеде (2)ом столе, обычно захламлё (3)ом, аккуратно разложе (4)ы общие тетради, папки.

1) 1,4

2) 2, 3

3) 3

4) 1,2,3,4

А14. В каком ряду во всех трёх словах пропущена одна и та же буква?

1) пок..рять, разр..сталась, од..левший

2) нач..ная, разв..вающийся плащ, ч..столюбивый

3) пан..рама, погл..щал, выг..рающий

4) ут..пический, выр..щенный, пор..жаться

А15. В каком ряду во всех словах пропущена одна и та буква?

1) Пр..обретать, пр..следовать

2) приб..ёт, об..ёмный

3) п..обещать, пр..родители

4) .. дался без боя, бе..тарифный

А16. В каком ряду в обоих словах пропущена одна и та же буква?

1) жители осмел..тся, не приемл..щий лжи

2) операторы заполн..т, колебл..щийся ковыль

3) кони дремл..т, терп..щий боль

4) крестьяне смел..т пшеницу, бор..щиеся мальчики

А17. В каком варианте ответа указаны все примеры, где на месте пропуска пишется Е?

A.) Затм..вать
Б.) Плавуч..сть

B.) Завистл..вый
Г.) Стро.вой

1) А, В, Г 3) А, Г

2) Б, В 4) А, Б, Г

А18. В каком предложении пишется НИ?

1) Нет такого порта на побережье, куда бы н.. заходил-наш «Смелый».

2) Виталий увлекался альпинизмом, н.. один раз бывал в Гималаях.

3) Н.. прячьтесь от грозы под деревьями.

4) С погодой нам повезло: за две недели н.. одного ненастного дня.

А19. Укажите предложение, в котором выделенные сло­ва пишутся раздельно.

1) Во внешнем облике иностранца (не)было ниче­го (не)обычного.

2) (Что)бы ни говорили, Россия теперь (не)та, что прежде.

3) (На)то и щука в море, (что)бы карась не дремал.

3) (Что)бы упорядочить файлы на диске, их раз­мещают по разным папкам, или, что (то)же са­мое, по каталогам.

А20. Укажите правильное утверждение о данном пред­ложении.

В саду около своего дома астроном установил им же самим изготовленный телескоп () и охотно позволял детям смотреть на звезды.

1) Предложение сложное, перед союзом И запятая не ставится.

2) Предложение сложное, перед союзом И запятая ставится.

3) Предложение простое, перед союзом И запятая не ставится.

4) Предложение простое, перед союзом И запятая ставится.

А21. На месте каких цифр должны стоять запятые в данном ниже предложении?

Позвав (1) коротко остриженного (2) слугу в синем кафтане (3) Василий Иванович пригласил гостей в дом.

1) 1, 2 3) 3

2) 1, 2, 3 4) 2, 3

А22. Укажите правильный вариант расстановки запя­тых в данном ниже предложении.

Древние картографы (1) обычно (2) возмеща­ли недостаток достоверных географических све­дений домыслами и воображением. Так (3) в Древ­нем Египте обитаемый мир изображался на карте в виде круга, омываемого со всех сторон океаном.

1) 1, 2 3) 1, 2, 3

2) 3 4) 1, 3

А23. В каком предложении нужно поставить одну запя­тую? (Знаки препинания не расставлены.)

1) Основой для хатки бобра служит старый пень или кочка или кустарник у кромки воды.

2) Особые восковые краски применяли как в Юж­ной Америке так и в Древнем Египте.

3) Василий Петрович неохотно и почти неучтиво слушал пожилую посетительницу и даже выка­зывал нетерпение.

4) Супруги вместе читали или играли в четыре руки на фортепьяно.

А24. Укажите правильное объяснение пунктуации в данном предложении.

Поэты правы () жизнь полна внезапностей.

1) Ставится двоеточие: вторая часть бессоюзного предложения обозначает причину того, о чём говорится в первой части.

2) Ставится двоеточие: вторая часть дополняет первую, раскрывая её содержание.

3) Ставится тире: содержание второй части проти­вопоставляется содержанию первой.

4) Ставится тире: вторая часть имеет значение вывода.

А25. Укажите правильный вариант расстановки запя­тых в данном ниже предложении.

После открытия астронома Гершеля Солнеч­ная система (1) границы (2) которой (3) до тех пор проводились по орбите Сатурна (4) увеличи­лась сразу вдвое.

1) 1

2) 2,4

3) 1,4

4) 1, 3

А26. На месте каких цифр должны стоять запятые в данном ниже предложении?

Корпев неожиданно повернулся (1) точно ка­кая-то сила подтолкнула его (2) и (3) пока На­таша не ушла (4) сорвал свою шляпу (5) и не­сколько раз низко и быстро поклонился.

1) 1,2,3,4

2) 1, 3, 4, 5

3) 3,4,

4) 1,3,5

А27. Прочитайте текст.

На протяжении XIV-XV веков Московское, Тверское и Великое княжество Литовское претендовали на то, чтобы стать центром собирания русских земель. По воле истории ядром ново­го единого государства стало Московское княжество, которое быстро укрепляло и расши­ряло свои владения, главным образом благодаря дальновидной политике московских князей и удобному географическому положению Москвы, стоявшей на судоходной реке, но защищенной труднопроходимыми лесами и болотами. К сере дине XV века в Московское княжество вошли почти все основные княжества Северо-Восточной и Северной Руси, включая такие города, как Вла­димир, Ростов, Суздаль, Галич, Муром, Новгород, а в начале XVI века создание единого Русского государства завершилось присоединением Пскова и Рязани.

1) На протяжении XIV-XV веков Московское княжество укрепляло и расширяло свои владе­ния благодаря дальновидной политике москов­ских князей и удобному географическому поло­жению Москвы, и в начале XVI века создание единого Русского государства, объединившего все русские княжества, завершилось.

2) Московское, Тверское и Великое княжество Литовское были в XIV-XV веках центрами со­бирания русских земель, и в начале XVI века образовалось единое Русское государство, ядром которого стала Москва.

3) С XIV по XV век московские князья, благодаря своей дальновидной политике и удобному гео­графическому положению Москвы, объединили большинство земель Северо-Восточной и Север­ной Руси, и в начале XVI века, после присое­динения Пскова и Рязани, образовалось единое Русское государство с центром в Москве.

4) С XIV до XVI века Московское княжество было центром объединения русских земель, которое завершилось созданием единого Русского госу­дарства с центром в Москве, включавшего поч­ти все княжества Северо-Восточной и Северной Руси, Владимир, Ростов, Суздаль, Галич, Му­ром, Новгород, Псков и Рязань.

Date: 2015-11-13; view: 729; Нарушение авторских прав

Понравилась страница? Лайкни для друзей:

Конспект урока по теме в 11 классе

Обособленные обстоятельства

Цели:

1.Повторить и обобщить теоретические сведения по теме «Обособленные обстоятельства», создать условия для подготовки к ЕГЭ.

2.Закрепить пунктуационные навыки, связанные с употреблением обособленных обстоятельств в письменной речи, совершенствовать умения грамотно выстраивать предложения с деепричастным оборотом, различать морфологические омоформы.

3. Воспитывать внимательное отношение к слову, формировать умения выражать красоту окружающего мира средствами языка. Учиться этому мы будем у известных поэтов.

Методы:

объяснительно-иллюстративный;

репродуктивный.

Средства:

рабочая карта ученика;

компьютер и проектор с презентацией учебного материала;

Тип урока: урок комплексного применения знаний.

Формы работы: фронтальная, индивидуальная

План урока.

1. Организационный момент.

2. Вводно-мотивационный этап.

3.1 Проверка домашнего задания.

3.2 Тест по теме «Обособленные определения и приложения».

(А 21, В5)

  1. Работа по основной теме урока.

а) составление обобщающей таблицы теоретических сведений;

б) тренировочное упражнение;

в) построение предложений с деепричастными оборотами; (А 4)

г) повторение фразеологизмов; (В 8)

д) повторение омоформов; (А 19)

5.Закрепление знаний: тест по теме урока.

6.Итог урока.

7.Домашнее задание.

8.Выставление отметок.

Ход урока:

1. Организационный момент.

2.Урок посвящён одному из сложных разделов пунктуации – обособленным обстоятельствам. Усвоение материала по этой теме поможет успешно выполнить задания А4, А19, А 21, В4, В8 из заданий ЕГЭ. Сегодня проводим урок хороших оценок.

Запишите в тетради дату, тему урока «Обособленные обстоятельства».

3.1Проверка домашнего задания: (см. приложение).

3.2 — Проверьте, как вы усвоили правила обособления определений и приложений: выполните тест по теме «Обособленные определения и приложения».

Тест по теме «Обособленные определения». (На выполнение 5 минут).

Вариант 1 и 2 (см. рабочую карту ученика в Приложении).

— Проверим себя. Слайд №1.

— У кого возникли трудности при выполнении? Если были ошибки, запишите их количество.

4.Работа по основной теме урока.

— Вспомните, чем могут быть выражены в предложении обособленные обстоятельства? (Обычно выражаются одиночными деепричастиями, деепричастными оборотами, именами существительными в косвенных падежах с предлогом).

— В каких случаях выделяется запятой?

Ответ оформим схематично в виде сводной таблицы из двух столбиков: в первом – выделяются запятой, во втором – не выделяются запятой. Слайд№2

Выделяются запятой

Не выделяются запятой

1. Деепричастные обороты и одиночные деепричастия

1.Деепричастный оборот=фразеологизму и одиночные деепричастия=наречию (стоя, сидя, лёжа, молча, нехотя и др.).

2. Обстоятельства: существительное + предлог несмотря на, невзирая на.

2. Сравнительный оборот, если входит в состав сказуемого

3.Обстоятельства: существительное + предлог благодаря, согласно, вопреки, в силу, в случае, при наличии, при отсутствии, по причине, ввиду, вследствие, если они распространены и стоят перед сказуемым.

3. Сравнительный оборот, если имеет значение «в качестве».

4. Сравнительный оборот со значением причины и образа действия

4 Сравнительный оборот=фразеологизму

На вашей рабочей карте и на слайде задание №2. Прокомментируйте примеры обособления и необособления обстоятельств в предложениях на слайде. ( На выполнение даётся 4 минуты). Слайд №3

1.Катер, кренясь то вправо, то влево, качался на волнах.

2. Всё идёт как по маслу.

3.Не спеша бегут лошади среди зелёных холмистых полей.

4.Ввиду сложившихся обстоятельств, соревнования отложили на неделю.

5.Несмотря на приближение шторма, команда вышла в море.

6.Чёрная гряда сопок изогнулась, как хребет гигантского зверя.

7.Его знали как опытного ихтиолога.

8.Наш двор как сад.

9. И день и ночь по снеговой пустыне спешу к вам голову сломя.

5.Тренировочные упражнения.

— Вспомните, что такое фразеологизм?

В предложениях, представленных на слайде№4, замените выделенные слова синонимичными фразеологическими оборотами. Два предложения №3,4 запишите. Объясните пунктуацию.

Образец: Бригада энергично взялась за работу. — Бригада засучив рукава взялась за работу.

1) Мы слушали с интересом рассказ о подвигах партизан.

2) Ты последнее время работаешь очень много.

3) Просители ушли, ничего не добившись.

4) Я неохотно согласился принять участие в этой поездке.

5) Всю ночь разведчики пролежали в засаде, не заснув ни на миг.

Слова для справок: не смыкая глаз, скрепя сердце, не солоно хлебавши, не покладая рук, затаив дыхание.

— Но как же скрипит сердце? И почему оно скрипит, когда не хочется что-то делать? Образ, лежащий в основе фразеологизма, кажется странным. Другое дело скрипя зубами.

Слово скрепя – это форма глагола скрепить, т.е. ‘сделать крепким, устойчивым’. Следовательно, и писать его надо с буквой Е. Глагол скрепить требует при себе зависимых слов в винительном падеже: скрепить, скрепя кого? что? Значит, надо говорить не сердцем, а (что?) сердце.

Значение фразеологизма обусловлено его составом: ‘сделав сердце крепким, т.е. мужественно’.

Выражение «не солоно хлебавши» создалось еще в те времена, когда соль была дорогим и труднодобываемым продуктом: «хлебать с солью» считалось примерно таким же признаком состоятельности, благополучия, как «сладко есть».

5.2 Работа по основной теме урока.

— Нередко при употреблении деепричастного оборота возникают грамматические ошибки.

— Как проверить себя, правильно ли составлено предложение с деепричастным оборотом? (Если деепричастие или деепричастный оборот возможно заменить глаголом-сказуемым, если действие выполняет одно лицо, значит, в предложении нет грамматической ошибки. Предложение может быть и безличным, но в его составе обязательно должен быть инфинитив.) Именно этот способ проверки построении предложения с деепричастным оборотом нужно применять при выполнении задания А4 из тестов ЕГЭ.

5.3 Тренировочные упражнения. (А 4) три слайда № 5-7

Укажите грамматически правильное продолжение предложения.

Получив прекрасное образование в Московском университете,

1) ему удалось поступить на кафедру физиологии.

2) у него появилась большая практика.

3) этого достаточно было для поступления в академию.

4) будущий писатель отправился в провинцию земским врачом.

Укажите грамматически правильное продолжение предложения.

Наблюдая экзотическую природу,

1) у Чарльза Дарвина появились первые мысли об эволюции.

2) Дарвином были сделаны первые выводы об эволюции живой природы.

3) можно сделать для себя интересные открытия.

4) возникла теория эволюции Чарльза Дарвина.

Укажите грамматически правильное продолжение предложения.

Научившись читать в пятилетнем возрасте,

1) в школе мне было скучно изучать азбуку.

2) письмом я не мог овладеть до восьми лет.

3) любимым моим занятием всё-таки оставалось рисование.

4) учение в школе не представляло для меня никакого труда.

Работа по основной теме урока.

-Особую сложность в нашем уроке представляют обстоятельства, вараженные существительными с производными предлогами. Ещё раз обратитесь к таблице и скажите: «Всегда ли обособляются обстоятельства, выраженные существительными с предлогами»? (Всегда обособляются обстоятельства, выраженные существительными с предлогом несмотря на. Обособление конструкций с предлогами и предложными сочетаниями благодаря, согласно, вопреки, ввиду, вследствие, по причине является факультативным и зависит от степени смысловой нагрузки, положения в предложении, степени распространённости.)

Необходимо различать предлоги и омонимичные им формы самостоятельных частей речи: вследствие – в следствие, иметь в виду – ввиду, в случае – в случае, не смотря – несмотря на, благодаря, согласно. Предлоги благодаря, согласно, вопреки, наперекор, навстречу употребляются с дательным падежом.(А 20, А 18)

Задание: определите морфологическую принадлежность омонимичных слов, раскройте скобки, расставьте пропущенные знаки препинания.

1)Слуга вышел, благодаря за чаевые. – Благодаря ежедневному общению с ним, Морозка поверил в себя.

2)Швейцар согласно кивал головой, продолжая стоять, как монумент. – Поезда приходят согласно расписанию.

3) Несмотря на боль от контузии, всё в нём ликовало, пело. – Не смотря матери в глаза, Алёша протягивал дневник.

4) Лицо Кати, вследствие сильного волнения, сплошь было залито краской. – В следствие по делу о дуэли внесли изменения.

Впоследствии он много об этом думал.

5.6 Выполните тест по теме сегодняшнего урока. На выполнение 5 минут.

Вариант 1и 2 (см. рабочую карту ученика в Приложении).

Ответы даны на слайде №8. Проверьте себя.

5. Задание по развитию речи ( см. Рабочую карту ученика). Распространите предложения, введя в них обстоятельства, выраженные деепричастиями и деепричастными оборотами.
Хорош летний день в Крыму! Солнце освещает иссиня-черную гладь. Тысячи серебристых искр зажигаются и гаснут. Волны накатываются на берег, шуршат галькой и вновь отступают. Чайки парят над морем, качаются на волнах, греются на берегу. Кипарисы и кедры отбрасывают прохладную тень. Все в этом благодатном крае наполнено тишиной и спокойствием.
-Как изменился текст? Почему?

1. Итог урока.

Что нового об обособлении обстоятельств вы узнали на сегодняшнем уроке?

Что необходимо повторить?

2. Домашнее задание. Поработать с таблицей.

3. Выставление отметок.

Приложение

Домашнее задание: вставьте пропущенные буквы. Найдите обособленные члены, расставьте необходимые знаки препинания. Найдите и назовите использованные поэтом С.А.Есениным средства выразительности. Определите, какова их роль в тексте.

1.Каждый вечер, как синь затуманится,

Как повиснет заря на мосту,

Ты идешь моя бедная странница

Поклониться любви и кресту.

2.То не зори в струях озера свой выткали узор,

Твой платок шитьем украше..ый мелькнул за косогор.

3.О Русь малиновое поле

И синь упавшая в реку

Люблю до радости и боли

Твою озерную тоску.

4.Не жаль мне лет растраче..ых напрасно

Не жаль души сиреневую цветь.

5.Тих мой край после бурь, после гроз,

И душа моя поле безбрежное

Дышит запахом меда и роз.

6.Не вернусь я в отчий дом

Вечно странствующий странник.

7.Не знали вы, что в сонмище людском

Я был как лошадь загна..ая в мыле

Пришпоре..ая смелым ездоком.

8.Но и всё ж теснимый и гонимый

Я смотря с улыбкой на зарю

На земле мне близкой и любимой

Эту жизнь за всё благодарю.

Рабочая карта ученика (фамилия, имя, класс)______________________________________.

Вариант 1.

1. Тест по теме «Обособленные определения». (На выполнение 5 минут).

  1. На месте каких цифр должны стоять запятые в данном ниже предложении?

Город (1) раскинувшийся со всеми своими колокольнями (2) и башнями (3) на правом берегу реки (4) поражал воображение путешественников.

1) 1, 2

2) 2, 4

3) 1, 3

4) 1, 4

2. Укажите предложение, в котором нет обособленного приложения (знаки препинания не расставлены).

1) Рядом с зарницей стоит в одном поэтическом ряду слово заря одно из прекраснейших слов русского языка.

2) Мы часто путаем два понятия закат солнца и вечернюю зарю.

3) Седой астроном показал нам звёздное небо сияние редких и головокружительно далёких огней в необъятных провалах неба.

4) Нежность к ней одинокой и задумчивой заполнила моё сердце.

3.В каком предложении нет обособленных членов? (Знаки препинания не расставлены).

1) На этих горах покрытых теперь морем могли сохраниться остатки древней жизни.

2) Солнце ещё не вошедшее в силу греет бережно и ласково.

3) Люди же изумлённые стали как камни.

4) Бежали по мостовой высохшие за лето листья клёна.

4.В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Материал (1) собираемый писателем для работы (2) хранится в записных книжках (3) представляющих особую художественную ценность.

1) 1, 3 2) 2 3) 3 4) 1, 2, 3

5.В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Птицы (1) сверху донизу занимавшие отвесные скалы (2) ни малейшего внимания не обращали (3) на проплывавшую внизу (4) шлюпку.

1) 1, 2, 3, 4 2) 1,3 3) 2, 3 4) 1, 2

Количество ошибок:_____________

2.Задание: прокомментируйте примеры обособления и необособления обстоятельств в предложениях:

1.Катер, кренясь то вправо, то влево, качался на волнах.

2. Всё идёт как по маслу.

3.Не спеша бегут лошади среди зелёных холмистых полей.

4.Ввиду сложившихся обстоятельств, соревнования отложили на неделю.

5.Несмотря на приближение шторма, команда вышла в море.

6.Чёрная гряда сопок изогнулась, как хребет гигантского зверя.

7.Его знали как опытного ихтиолога.

8.Наш двор как сад.

9. И день и ночь по снеговой пустыне спешу к вам голову сломя.

3. Определите морфологическую принадлежность выделенных слов, раскройте скобки, расставьте пропущенные знаки препинания. (А19)

1)Слуга вышел благодаря за чаевые. – Благодаря ежедневному общению с ним Морозка поверил в себя.

2)Швейцар согласно кивал головой продолжая стоять, как монумент. – Поезда приходят согласно расписании.?..

3) (Не)смотря на боль от контузии всё в нём ликовало, пело. – (Не)смотря матери в глаза Алёша протягивал дневник.

4) Лицо Кати (в)следствие сильного волнения сплошь было залито краской. – (В) следствие по делу о дуэли внесли изменения.

4. Выполните тест по теме сегодняшнего урока. На выполнение 5 минут.

Вариант 1.

  1. В каком варианте ответа правильно указаны и объяснены все запятые?

Отдельные камни (1) лежащие в скверах и парках (2) и едва проступающие на газонах(3) украшают городские виды (4) не создавая в то же время никакой суеты.

1) 1,3 — выделяется причастный оборот

2) 1,2,3 – выделяются два причастных оборота

3) 4 — выделяется деепричастный оборот

4) 1,3,4 — выделяются причастный и деепричастный оборот

2.В каком варианте ответа правильно указаны цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Напуганный дурными предзнаменованиями (1) наш проводник (2) отказавшись вести нас (3) повернулся и быстро пошёл обратно.

1) 1 2) 2 3)1,2 4) 1,2,3

3. В каком варианте ответа правильно указаны цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Выросшие в поле (1) мы (2) чуткие к запахам (3) навсегда запомнили тот особый запах, что ощущали (4) находясь в этом доме.

1) 1,3,4 2) 1,2,3,4 3) 2,3, 4 4) 3,4

4. Укажите грамматически правильное продолжение предложения:

Не надеясь ни на кого,

1) ему пришлось пройти через долгие годы лишений.

2) было нелегко добиться признания.

3) иди своим путём.

4) вы можете преодолеть все препятствия.

5. В каком варианте ответа правильно указаны цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Два ряда старых высоких елей (1) очень тесно посаженных (2) стояли сплошными стенами (3) образуя мрачную красивую аллею.

1) 1,2 2) 2,3 3) 1,2,3 4) 1,3

Количество ошибок:____

5. Задание: распространите предложения, введя в них обстоятельства, выраженные одиночными деепричастиями, деепричастными и сравнительными оборотами .
Хорош летний день в Крыму! Солнце освещает иссиня-черную гладь. Тысячи серебристых искр зажигаются и гаснут. Волны накатываются на берег, шуршат галькой и вновь отступают. Чайки парят над морем, качаются на волнах, греются на берегу. Кипарисы и кедры отбрасывают прохладную тень. Все в этом благодатном крае наполнено тишиной и спокойствием.

Вариант 2.

Рабочая карта ученика ( фамилия, имя, класс)______________________________________.

1. Тест по теме «Обособленные определения». (На выполнение 5 минут).

1.На месте каких цифр должны стоять запятые в данном ниже предложении?

И рыба, и охотник поплыли (1) между камнями (2) ощетинившимися во все стороны водорослями (3) к углублению в пористой скале.

1) 1, 3 2) 2, 3 3) 3 4) 1, 2

2. Укажите предложение, в котором причастный оборот обособляется (знаки препинания не расставлены).

1)Вышел он из дома отца в состоянии духа разбитом и подавленном.

2) Всем спасшимся на шоссе в первые минуты теперь каждый шаг сулил другие случайности и опасности.

3) Меня все знают как человека либерального и любящего прогресс.

4) Неподалёку лежал плетень поваленный недавней бурей.

3. В каком предложении есть обособленное определение? (Знаки препинания не расставлены).

1) Сквозь редкие деревья виден был залитый лунным светом двор.

2) Облака оседающие снежными холмами на рёбрах гор летят к западу.

3) Наконец он увидел сворачивающую влево дорогу и на ней ехавшую к развилке крытую санитарную машину.

4) Под ставшей прозрачной под лучами весеннего солнца коркой льда журчит пробивающий дорогу к косогору ручей.

4.В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Для народов (1) жестикулирующих мало (2) русское общение (3) насыщенное жестами (4) кажется излишне эмоциональным.

1) 1, 2 2) 2,3 3) 3,4 4) 1, 2, 3, 4

5.В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Порыскав глазами по сцене (1) Ипполит Матвеевич увидел (2) свисающие с потолка (3) прямоугольники (4) выкрашенные в основные цвета солнечного спектра.

1) 2, 3 2) 1,4 3) 1, 2, 3,4 4) 4

Количество ошибок:_____________

2.Задание: прокомментируйте примеры обособления и необособления обстоятельств в предложениях:

1.Катер, кренясь то вправо, то влево, качался на волнах.

2. Всё идёт как по маслу.

3.Не спеша бегут лошади среди зелёных холмистых полей.

4.Ввиду сложившихся обстоятельств, соревнования отложили на неделю.

5.Несмотря на приближение шторма, команда вышла в море.

6.Чёрная гряда сопок изогнулась, как хребет гигантского зверя.

7.Его знали как опытного ихтиолога.

8.Наш двор как сад.

9. И день и ночь по снеговой пустыне спешу к вам голову сломя.

3. Определите морфологическую принадлежность выделенных слов, раскройте скобки, расставьте пропущенные знаки препинания. (А19)

1)Слуга вышел благодаря за чаевые. – Благодаря ежедневному общению с ним Морозка поверил в себя.

2)Швейцар согласно кивал головой продолжая стоять, как монумент. – Поезда приходят согласно расписании.?..

3) (Не)смотря на боль от контузии всё в нём ликовало, пело. – (Не)смотря матери в глаза Алёша протягивал дневник.

4) Лицо Кати (в)следствие сильного волнения сплошь было залито краской. – (В) следствие по делу о дуэли внесли изменения.

4. Выполните тест по теме сегодняшнего урока. На выполнение 5 минут.

Вариант 2.

1.В каком варианте ответа правильно указаны и объяснены все запятые?

Этот странный туман (1) плотно укутав мир (2) совершенно растворил могучие деревья (3) превратив их в тени сказочных великанов.

1) 3 — выделяется причастный оборот

2) 3 — выделяется деепричастный оборот

3) 1,2,3 — выделяются два деепричастных оборота

4) 1,2,3 — выделяются два причастных оборота

2.В каком варианте ответа правильно указаны цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Море слилось там с синим небом и крепко спит (1) отражая в себе прозрачную ткань облаков (2) не скрывающих собой (3) золотых узоров звёзд.

1) 1 2) 2 3) 1,2 4) 1,2,3

3. В каком варианте ответа правильно указаны цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Он остановился, прислушался (1) подняв голову (2) и быстро пошёл в направлении звуков (3) громче и ближе летевших (4) к нему навстречу.

1) 1,2,3 2) 1,2,3,4 3) 3 4) 1, 3

4. Укажите грамматически правильное продолжение предложения.

Придя домой,

1)мне захотелось немедленно поделиться новостью с родными.

2) я поделился новостью с родными.

3) ему не хотелось огорчать своих близких.

4) вам предстоит узнать нечто неожиданное.

5. В каком варианте ответа правильно указаны цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Стёкла (1) запотев за ночь (2) закрывали одинокую берёзовую ветку (3) и день и ночь стучавшую в окно.

1) 1 2) 2 3) 1,2 4) 1,2,3.

Количество ошибок:______

5. Задание: распространите предложения, введя в них обстоятельства, выраженные одиночными деепричастиями, деепричастными и сравнительными оборотами.
Хорош летний день в Крыму! Солнце освещает иссиня-черную гладь. Тысячи серебристых искр зажигаются и гаснут. Волны накатываются на берег, шуршат галькой и вновь отступают. Чайки парят над морем, качаются на волнах, греются на берегу. Кипарисы и кедры отбрасывают прохладную тень. Все в этом благодатном крае наполнено тишиной и спокойствием.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *