Классификация арбитражных судов

Классификация арбитражных судов в России

⇐ ПредыдущаяСтр 4 из 4

1. Арбитражные суды субъектов Российской Федерации — создаются в республиках, краях, областях, городах федерального значения, автономных областях, автономных округах. Дела рассматриваются по первой инстанции, обычно единолично. К полномочиям относятся:

-рассмотрение всех дел, подведомственных арбитражным судам, за исключением дел, отнесенных к компетенции Федеральных арбитражных судов округов и Высшего Арбитражного Суда РФ

-пересмотр по новым и вновь открывшимся обстоятельствам принятых им и вступивших в законную силу судебных актов

-изучение и обобщение судебной практики

-анализ судебной статистики

2. Арбитражные апелляционные суды — создаются два суда на один судебный округ. Арбитражный апелляционный суд действует в составе президиума и судебных коллегий. К полномочиям суда относятся проверка в апелляционной инстанции законности и обоснованности судебных актов не вступивших в законную силу, рассмотренные арбитражными судами первой инстанции субъектов РФ, пересмотр по новым и вновь открывшимся обстоятельствам принятых им самим судебных актов, анализ судебной статистики. Всего в Российской Федерации функционирует 20 апелляционных судов;

3. Федеральные арбитражные суды округов — создаются по одному в каждом судебном округе. Округ охватывает несколько субъектов Российской Федерации. Всего таких судов 10. К полномочиям относятся: рассмотрение по первой инстанции дел о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение решения арбитражного суда в разумный срок, проверка в кассационном порядке законности вступивших в законную силу судебных актов по делам, рассмотренным арбитражными судами первой и апелляционной инстанции, пересмотр по новым и вновь открывшимся обстоятельствам принятых им и вступивших в законную силу судебных актов.

4. Высший Арбитражный Суд Российской Федерации — высший судебный орган по разрешению экономических споров и иных дел, в состав входят председатель, заместители председателя, председатели коллегий и судьи — члены высшего арбитражного суда.

5. Суд по интеллектуальным правам — суд по интеллектуальным правам является специализированным арбитражным судом, рассматривающим в пределах своей компетенции дела по спорам, связанным с защитой интеллектуальных прав, в качестве суда первой и кассационной инстанций.

38. Авторский договор- это соглашение, по которому одна сторона — автор передает имущественные права на произведение другой стороне пользователю на определенный сторонами срок и за определенное вознаграждение.

Договоры, связанные с созданием и использованием произведений интеллектуального творчества, составляют самостоятельную группу гражданско-правовых договоров. Одни из них заключаются организациями (издательствами, театрами, радио-, киностудиями и т.д.) и авторами по поводу создания и использования произведений творчества, другие возникают в связи с деятельностью культурных учреждений, распространяющих и использующих произведения авторов.

Авторские договоры, прежде всего, делятся на группы в зависимости от вида произведений, по поводу которых они заключаются, и предлагает выделять, в частности, авторские договоры на создание и использование литературных, музыкальных, аудиовизуальных, архитектурных и других произведений.

Предметом авторского договора обязательно должен быть результат творческого труда — произведение, например, создание эскизов, чертежей архитектурного произведения. Произведение, т. е. новый, творчески самостоятельный, оригинальный результат. Эти признаки должны присутствовать во вновь созданном произведении.

Сторонами авторского договора могут быть как физические, так и юридические лица. Физическое лицо должно быть дееспособным. Договор от имени юридических лиц вправе подписывать их органы или надлежащие представители. На стороны, подписавшие лицензионное соглашение, возлагается юридическая обязанность выполнения его условий в соответствии с законом.

39. Акты гражданского состояния -юридические факты, обозначающие действия граждан или события, влияющие на возникновение, изменение или прекращение прав и обязанностей, а также характеризующие правовое состояние граждан. Акты гражданского состояния, совершенные по религиозным обрядам до образования или восстановления органов записи актов гражданского состояния, приравниваются к актам гражданского состояния, совершенным в органах записи актов гражданского состояния в соответствии с действовавшим на момент их совершения законодательством, и не требуют последующей государственной регистрации.

Государственная регистрация производится органами записи актов гражданского состояния (ЗАГС), образованными органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Государственная регистрация актов гражданского состояния граждан России, проживающих за пределами территории Российской Федерации, производится консульскими учреждениями.

В удостоверение факта государственной регистрации акта гражданского состояния выдается свидетельство о государственной регистрации акта гражданского состояния. За государственную регистрацию актов гражданского состояния взимается государственная пошлина.

40. 42 Брак — регулируемая обществом и, в большинстве государств, регистрируемая в соответствующих государственных органах семейная связь между двумя людьми, достигшими брачного возраста, порождающая их права и обязанности по отношению друг к другу, а также, при наличии у парыдетей, — и к детям. Для заключения брака необходимо взаимное согласие вступающих в брак и достижение ими брачного возраста. В ряде стран при оформлении брака может быть заключён брачный контракт.

В России проводится в специализированном государственном органе — органе записи актов гражданского состояния (при которых, как правило, существуют специализированные помещения (Дворцы бракосочетания и т. п.), где мероприятию регистрации брака придаётся торжественная форма).

Согласно Семейному кодексу Российской Федерации, брак заключается при персональном присутствии лиц, желающих его заключить, по истечении месяца со дня подачи ими заявления (указанный срок может быть, по ряду обстоятельств, как увеличен — не более, чем на месяц, так и сокращен — вплоть до регистрации в день подачи заявления).

41.Брачный договор -соглашение лиц, вступающих в брак, или соглашение супругов, определяющее имущественные права и обязанности супругов в браке и (или) в случае его расторжения.

В соответствии со с т. 40,42 Семейного кодекса Российской Федерации, брачным договором супруги могут изменить установленный законом режим совместной собственности, установить режим долевой или раздельной собственности как на всё имущество, так и на его отдельные виды или имущество каждого из супругов. Они могут включить в брачный договор любые иные положения, касающиеся имущественных отношений. В том числе, может быть предусмотрен порядок несения семейных расходов, могут быть определены размер, сроки, основания и порядок предоставления содержания друг другу как в период брака, так и после его расторжения. Неимущественные отношения (например, право общения с ребёнком в случае развода) в России не могут быть предметом брачного договора.

Брачный договор составляется в письменной форме и подлежит обязательному нотариальному удостоверению.

Брачный договор может быть заключён как перед вступлением в брак (в таком случае он приобретает юридическую силу с момента государственной регистрации брака), так и в любое время, пока люди состоят в браке (в таком случае он является заключённым с момента его нотариального удостоверения).

Брачный договор может действовать на протяжении брака и может быть расторгнут в любой момент по взаимному соглашению супругов.

Брачный договор может быть заключён под условием, то есть могут быть предусмотрены условия, в зависимости от наступления или не наступления которых возникают те или иные права и обязанности (например, рождение ребёнка).

Брачный контракт является разновидностью двусторонней сделки и должен подчиняться общим правилам действительности сделки (статьи 154—181 Гражданского кодекса Российской Федерации). Следует отметить, что если брачным договором регулируются права на недвижимое имущество, он подлежит государственной регистрации и в случае отсутствия таковой, не может применяться к недвижимости.

При заключении брачного договора следует помнить о том, какие условия не могут быть включены в него:

-Брачный договор не может регулировать личные неимущественные отношения супругов. Такой запрет прежде всего связан с тем, что принудительное использование условий договора, регулирующих эти отношения, практически невозможно.

-Брачный договор не может касаться личных прав и обязанностей супругов в отношении их детей.

-Брачный договор не может ограничивать правоспособность и дееспособность супругов, их права обращаться в суд за защитой. Этот запрет означает, что в брачном договоре не может содержаться положений, запрещающих супругам обращаться в суд с иском об изменении, расторжении или признании недействительным брачного договора, заниматься предпринимательской деятельностью, получать доходы, завещать, принимать наследство и т.д.

Брачный договор заключается в письменной форме и согласно законодательству большинства стран требует нотариальной формы. Например, нотариальная форма установлена в Австрии, во Франции. В РФ нотариальная форма установлена ст. 41 Семейного кодекса РФ. В российском семейном праве изменение брачного договора по взаимному соглашению сторон может быть произведено в любое время, в других правопорядках изменение может быть связано с необходимостью прохождения судебной процедуры. В этом случае супруги в письменной форме заключают соглашение об изменении или расторжении брачного договора и удостоверяют его у нотариуса. Отказ от использования брачного договора в одностороннем порядке невозможен. В случае такого отказа другой супруг имеет право обратиться в суд с иском о принудительном исполнении договора.

43.Вина -то, что налагается на человека вследствие нанесения им ущерба, нарушения законов или договоренностей. Виновный — тот, кто должен возместить нанесенный ущерб.

В современном словоупотреблении слово «вина» понимается в первую очередь какчувство вины, как эмоциональное переживание, хотя изначально и многие столетия подряд это слово понималось вовсе не как чувство, а как объективный долг, обязанность материально возместить ущерб.

44. Движимая вещь (движимое имущество) — любая вещь (включая деньги и ценные бумаги), не отнесённая законом к недвижимости.

К недвижимости относятся земельные участки, участки недр и всё, что прочно связанно с землёй, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства. Российское законодательство относит к недвижимости также:воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания и космические объекты.

При отнесении вещей к категории движимых (либо недвижимых), используют два критерия:

-материальный — степень связи вещей с землёй;

-юридический — отнесение вещей к разряду недвижимых, независимо от связи с землёй.

По материальному критерию — движимой является вещь, не имеющая прочной связи с землёй.

По юридическому критерию — движимой является вещь, перенос которой возможен без нанесения несоразмерного ущерба для её назначения, а также вещь прямо не определяемая законом как недвижимость.

Для отнесения вещи к категории движимых, она должна удовлетворять обоим критериям, в противном случае, такая вещь будет считаться недвижимой.

По общему правилу, регистрация прав на движимые вещи не требуется. Регистрации (либо учёту) подлежат только те движимые вещи, в отношении которых такой порядок предусмотрен законом (оружие, транспортные средства, выпуски ценных бумаг, музейные ценности, имущество должника и др.).

45. Договор -«соглашение двух или более лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей» (ст. 420 Гражданского кодекса Российской Федерации, в дальнейшем ГК России).

При договоре от каждой стороны требуется встречное удовлетворение.

Сторонами договора могут выступать как физические, так и юридические лица, включая различные публично-правовые образования (международные организации,государство, муниципальные образования и пр.). Используется в трех значениях: договор как правоотношение; как юридический факт, порождающий обязательства; как документ, фиксирующий факт возникновения обязательств по воле его участников.

Договоры могут быть возмездными и безвозмездными. Любой договор, по которому хотя бы одна из его сторон за исполнения ею её обязанностей должна получить плату или иное встречное (относительно такой обязанности) возмещение, является возмездным. Безвозмездным является договор, по которому одна из сторон обязуется в чём-либо перед иной стороной без получения от неё встречного возмещения.

Возможна множественность лиц на одной из сторон договора, то есть заключение договора между несколькими лицами, с одной стороны, и одним лицом или несколькими же лицами — с другой.

Договор может быть составлен на нескольких языках. Как правило, при оспаривании в таких случаях силу имеет язык договора, на котором ведётся делопроизводство в соответствующем суде, если в самом договоре не установлен приоритет какой-либо языковой версии.

Также под договором часто подразумевают обязательства, возникающие из договора, либо документ, в котором зафиксированы его условия.

46. Земе́льный уча́сток — пространственная граница государственного суверенитета , территория, на которую распространяются властные полномочия государства. Земля является объектом недвижимости, причем любое иное имущество, прочно связанное с ней, является недвижимостью только в силу своей связи с землей. Имеет определенный правовой статус, который определяет форму законного владения, целевое назначение и разрешенное использование.. Каждый земельный участок, сведения о котором внесены в государственный кадастр недвижимости, имеет не повторяющийся во времени и на территории Российской Федерации государственный учётный номер (кадастровый номер). Кадастровые номера присваиваются объектам недвижимости органом кадастрового учёта. Все земельные участки, независимо от форм собственности, подлежат государственному кадастровому учёту. 1 марта 2008 года вступил в силу Федеральный закон «О государственном кадастре недвижимости», в соответствии с которым создаётся единый систематизированный свод сведений о недвижимом имуществе. Объектами государственного кадастрового учёта являются земельные участки, здания, сооружения, помещения, объекты незавершённого строительства.

Согласно вышеназванному Закону кадастровый учёт осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости (постановка на учёт объекта недвижимости, например, земельного участка), прекращением его существования (снятие с учёта объекта недвижимости) либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости.

47. Ко́декс (лат. codex — книга) — законодательный акт, содержащий систематизированные нормы какой-либо отрасли или нескольких отраслей. Структура кодекса часто отражает систему отрасли.
Сама же кодификация – процесс, направленный на сбор разрозненных, дефрагментированных норм в единый нормативный комплекс.

Часто кодексы в системе права страны занимают первичное значение по сравнению с другими нормативными актами. Например, несмотря на то, что кодексы в Российской Федерации имеют статус Федеральных Законов, в них напрямую устанавливается, что прочие нормативные акты (в том числе и другие ФЗ) не должны противоречить положениям кодекса.

48. Исковая давность— установленный законодательством срок в суде или ином юрисдикционном органе для защиты права по иску лица, право которого нарушено. Данное определение соответствует понятию исковой давности, закрепленному в ст. 195 Гражданского Кодекса РФ. Но данное понятие оценивается в юридической литературе очень критически, так как сроки могут действовать не только для лиц, чьи права нарушены, например, в суд могут обращаться прокуроры, органы власти,заинтересованные лица, родственники и т. д.

Вообще различают только два вида для сроков:

-общий (3 года, например, для исков по ничтожным сделкам)

-специальные (ранее назывались «сокращенные сроки», но чтобы не вводить в заблуждение, нужно отметить, некоторые специальные сроки длятся более 3 лет) — устанавливаются для особых случаев (например, 1 год для оспаривания недействительности оспоримых сделок)

Сроки по исковой давности не распространяется на (ст. 208 ГК):

-требования о защите личных неимущественных прав и других нематериальных благ, кроме случаев, предусмотренных законом;

-требования вкладчиков к банку о выдаче вкладов;

-требования о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью гражданина. Однако требования, предъявленные по истечении трех лет с момента возникновения права на возмещение такого вреда, удовлетворяются за прошлое время не более чем за три года, предшествовавшие предъявлению иска;

-требования собственника или иного владельца об устранении всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения не были соединены с лишением владения (статья 304);

-другие требования в случаях, установленных законом.

Специальный срок делится на:

-трехмесячные — нарушения права преимущественной покупки

-шестимесячный — по искам чекодателя ко всем обязанным лицам

-годичный — по искам о некачественной работе, по искам, связанным с перевозками грузов

-двухгодичный — по искам о недостатках проданного товара, по требованиям, связанным со страхованием

-пятилетний — по искам о недостатках работы по строительству подряда

-шестилетний — иски по возмещению ущерба от загрязнений с судов нефтью

-десятилетний — по требованиям работы по бытовому подряду, иски, связанные с морской перевозкой опасных грузов

49 Недвижимое имущество — это один из видов объектов гражданских прав. К недвижимым вещам относятся: земельные участки, участки недр, обособленные водные объекты и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе леса, многолетние насаждения, здания, сооружения, а также подлежащие государственной регистрации воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания, космические объекты. Законом к недвижимым вещам может быть отнесено и иное имущество.

50. Недееспособность -неспособность гражданина своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их. Гражданин признается недееспособным в силу недостижения определенного возраста либо вследствие психического расстройства. В России недееспособность признается за гражданином в силу недостижения им совершеннолетия, то есть недостижения восемнадцатилетнего возраста. В случае, когда законом допускается вступление в брак до достижения восемнадцати лет, гражданин, не достигший восемнадцатилетнего возраста, приобретает дееспособность в полном объеме со времени вступления в брак. Приобретенная в результате заключения брака дееспособность сохраняется в полном объеме и в случае расторжения брака до достижения восемнадцати лет. При признании брака недействительным суд может принять решение об утрате несовершеннолетним супругом полной дееспособности с момента, определяемого судом.

51. Обычаи делового оборота -одно из средств регулирования предпринимательской деятельности. В соответствии со ст. 5 ГК РФ О.д.о. признается сложившееся и широко применяемое в какой-либо области предпринимательской деятельности правило поведения, не предусмотренное законодательством. независимо оттого, зафиксировано ли оно в каком-либо документе. Из смысла ст. 6 ГК РФ вытекает требование об обязательности применения имеющихся О.д.о. в случае, если судили другой правоприменительный орган обнаружит нормативно-правовую пробель-ность в регулировании того или иного круга предпринимательских отношений. При этом необходим учет юридического «веса» О.д.о. В иерархии применяемых правовых средств О.д.о. занимают место после нормативных актов и договора. В этой связи ч. 2 ст. 5 ГК РФ предусматривает, что О.д.о., противоречащие обязательным для участников соответствующего отношения нормам законодательства или договору, не применяются. Часть 2 ст. 427 ГК РФ особо выделяет один из видов О.д.о. Речь идет о примерных условиях гражданско-правового договора сторон. В тех случаях, когда в договоре не содержится отсылка к таким примерным условиям, они применяются к отношениям сторон именно в качестве О.д.о. Но для этого необходимо, чтобы примерные условия отвечали требованиям, установленным ст. 5 и п. 5 ст. 421 ГК РФ. Имеется в виду непротиворечие обязательным для сторон положениям законодательства или заключенного договора, а также любым применяемым к отношениям сторон нормам законодательства, включая диспозитивные.

52. Обязательство — относительное гражданское правоотношение, в силу которого одна сторона (должник) обязана совершить в пользу другой стороны (кредитора) определённые действия или воздержаться от определённых действий. Такими действиями являются: передача определённого имущества, выполнение работы, уплатаденег, а также другие действия. Кредитор, в пользу которого должно быть совершено такое действие, имеет право требовать от должника исполнения его обязанности. Стороны

Сторонами обязательства являются кредитор и должник.

-Должник — лицо, которое обязано совершить в пользу другого лица или лиц (кредиторов) определённое действие или воздержаться от его выполнения.

-Кредитор — лицо, в пользу которого исполняется обязательство.

Отношения между сторонами обязательства и третьими лицами регулируются гражданским законодательством.

В качестве одной из сторон обязательства может выступать одно или несколько лиц. Обязательство не создаёт обязанностей для лиц, не участвующих в нём в качестве сторон, то есть для третьих лиц, однако в случаях, предусмотренных законом, соглашением сторон или какими-либо иными правовыми актами, обязательство может создавать для третьих лиц права в отношении одной или обеих сторон обязательства.

53. Право -один из видов регуляторов общественных отношений; в многотысячелетней истории юриспруденции не раз указывалось, что в вопросах о праве следует избегать универсальных определений, общепризнанного определения права не существует и в современной науке

Признаки права

Различные учёные выделяют различные признаки права, среди них наиболее распространены:

-Нормативность (устанавливает правила поведения общего характера);

-Общеобязательность (действие распространяется на всех либо на большой круг субъектов);

-Гарантированность государством (подкреплено мерами государственного принуждения);

-Интеллектуально-волевой характер (право выражает волю и сознание людей);

-Формальная определённость (нормы права выражены в официальной форме);

-Системность (право — это внутренне согласованный, упорядоченный организм).

54. Семья — основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной помощью и моральной ответственностью. Как устойчивое объединение возникла с разложением родового строя. Первая историческая форма моногамии — патриархальная семья (управлялась отцом, включала его потомков с их жёнами и детьми, а также домашних рабов). Капиталистическая индустриализация раз рушила связь семьи с домашним производством, оставив у неё из экономических функций лишь организацию быта; большинство семей стало состоять из супругов и их детей (см. Нуклеарная семья).
Своеобразие семьи заключается в том, что она одновременно представляет собой и общественный институт, и малую социальную группу. Семья — это не сумма двух или более личностей, а особое образование с новыми качествами. Различают первичную (родительскую) и вторичную (супружескую) семьи. Супружеская семья может вливаться в родительскую или обособляться от неё. Причём брак и семья — это далеко не одно и то же, как не одно и то же «состоять в браке» и «жить одной семьёй». Говоря о союзе двух, под Своим Домом понимают вовсе не квартиру, мебель и другие общие предметы домашнего обихода, которые тоже нужны, но нужны как условие существования семьи, а не её цель.
Основная функция семьи — обеспечение потребностей мужчины и женщины в супружестве, отцовстве, материнстве, воспитании детей. Именно семья создаёт условия для первичной социальной ориентации детей; отсюда её новая функция — повышение социальной активности супругов, установление тесных взаимоотношений между семьёй и обществом, семьёй и государством. В свою очередь государство стремится к созданию и укреплению гармонично развитых семей, создаёт специальные службы, подготавливающие молодёжь к вступлению в брак, организует помощь одиноким людям, желающим создать семью, открывает консультации по вопросам материнства, психологии супружеских отношений, ухода за детьми, их воспитанию и др. Наконец, смысл семьи состоит в создании оптимальных условий для всестороннего развития личностей обоих супругов, заботе их друг о друге, в удовлетворении потребности влюблённых всегда быть вместе.

Арбитражные суды субъектов федерации — создаются в республиках, краях, областях, городах федерального значения, автономных областях, автономных округах. Дела рассматриваются по первой инстанции, обычно единолично. К полномочиям относятся: 1) рассмотрение всех дел, подведомственных арбитражным судам, за исключением дел, отнесенных к компетенции Высшего Арбитражного Суда РФ 2)пересмотр по вновь открывшимся обстоятельствам принятых им и вступивших в законную силу судебных актов 3) изучение и обобщение судебной практики 4) анализ судебной статистикиПортал . — http://www.ekaterinburg.arbitr.ru// Дата обращения: 25.11.2011. В настоящий момент функционирует 82 арбитражных суда субъектов федерации. Срок вступления решения суда 1-й инстанции в законную силу — 1 месяц со дня формирования судом решения в полном объеме (по установленной форме). Часто, в завершение судебного процесса оглашается лишь резолютивная часть, тогда как полностью оформленное решение оформляется позже. По отдельным категориям дел, ВАС рекомендовано немедленное оформление решения суд в полном объеме.

Арбитражные апелляционные суды — создаются два суда на один судебный округ. Арбитражный апелляционный суд действует в составе президиума и судебных коллегий. К полномочиям суда относятся проверка в апелляционной инстанции законности и обоснованности судебных актов не вступивших в законную силу, рассмотренные арбитражными судами первой инстанции, пересмотр по вновь открывшимся обстоятельствам принятых им самим судебных актов, анализ судебной статистики. Всего в Российской Федерации функционирует 20 апелляционных судов.

Федеральные арбитражные суды округов — один федеральный арбитражный суд охватывает несколько субъектов РФ. Всего таких судов 10. К полномочиям относится проверка в кассационном порядке законность судебных актов по делам, рассмотренными арбитражными судами первой и апелляционной инстанции, пересматривает по вновь открывшимся обстоятельствам принятые им и вступившие в законную силу судебные акты, изучает и обобщает судебную практику, анализирует судебную статистику, а также подготавливает предложения по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов, обращается в Конституционный Суд РФ с запросом о проверке конституционности закона, примененного или подлежащего применению в данном деле.

Высший арбитражный суд Российской Федерации — высший судебный орган по разрешению экономических споров и иных дел, в состав входят председатель, заместители председателя, председатели коллегий и судьи — члены высшего арбитражного суда. К полномочиям этого суда относятся рассмотрение дел в первой инстанции, рассмотрение в порядке надзора вступивших в законную силу судебных актов всех арбитражных судов, изучение и обобщение практики применение судом законов и иных нормативных правовых актов, решение в пределах своей компетенции вопросов, вытекающих из международных договоров РФ, и др.

Арбитражные суды субъектов Российской Федерации

Арбитражные суды субъектов Федерации принадлежат к низшему звену системы. Как отмечалось, в субъектах Федерации созданы и действуют арбитражные суды республик, краев, областей, городов федерального значения, автономных областей и автономных округов. При этом на территории нескольких субъектов Федерации судебную власть может осуществлять один арбитражный суд. Одновременно судебную власть на территории одного субъекта Федерации могут осуществлять несколько арбитражных судов№ 1-ФКЗ «Об арбитражных судах в Российской Федерации».

Законом установлены следующие полномочия арбитражного суда субъектов Федерации (гл. IV, ст.36). Он:

Арбитражный суд субъекта Российской Федерации:

1) рассматривает в первой инстанции все дела, подведомственные арбитражным судам в Российской Федерации, за исключением дел, отнесенных к компетенции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации;

2) пересматривает по вновь открывшимся обстоятельствам принятые им и вступившие в законную силу судебные акты;

3) обращается в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о проверке конституционности закона, примененного или подлежащего применению в деле, рассматриваемом им в любой инстанции;

4) изучает и обобщает судебную практику;

5) подготавливает предложения по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов;

6) анализирует судебную статистику.

Структурно арбитражный суд состоит из президиума и двух судебных коллегий — по рассмотрению споров, возникающих из гражданских и иных правоотношений, и по рассмотрению споров, возникающих из административных правоотношений. При этом следует отметить, что из-за ограниченной численности судей в ряде малозагруженных арбитражных судов субъектов Федерации не всегда есть смысл создавать полнокровные судебные коллегии, а иногда это просто невозможно.

Президиум арбитражного суда субъекта Федерации, действующий в составе председателя суда, его заместителей, председателей судебных составов и тех судей, которых в этой роли утвердил Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, утверждает по представлению председателя суда членов судебных коллегий и председателей судебных составов суда; рассматривает вопросы судебной практики и другие вопросы организации работы суда.

Судебные коллегии арбитражного суда субъекта Федерации, возглавляемые председателями коллегий — заместителями председателя суда, рассматривают все дела, подведомственные арбитражным судам в России, за исключением дел, отнесенных к компетенции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изучают и обобщают судебную практику и т.д. В арбитражном суде субъекта Федерации создаются судебные составы из числа судей, входящих в соответствующую коллегию, а в тех судах, где коллегий нет, из суда этого суда.

Закон предоставил широкие полномочия и председателю арбитражного суда субъекта Федерации, являющегося, как и председатели судов обоих высших звеньев системы, и судьей и самостоятельной процессуальной «фигурой», осуществляющей процессуальные полномочия, установленные Арбитражным Процессуальным кодексом Российской Федерации. А как руководитель суда, он: 1) организует деятельность суда; 2) распределяет обязанности между своими заместителями; 3) формирует судебные составы; 4) созывает президиум суда и председательствует на его заседаниях, а также выносит на рассмотрение президиума вопросы, отнесенные к ведению президиума; 5) осуществляет общее руководство аппаратом суда, назначает на должность и освобождает от должности работников аппарата суда; 6) представляет суд в отношениях с государственными общественными и иными органами и т.д.

Законом также предусмотрено, что председатель арбитражного суда субъекта Федерации вправе принимать участие в заседаниях органов государственной власти соответствующего субъекта Федерации.

Деятельность арбитражного суда обеспечивается аппаратом арбитражного суда, возглавляемым руководителем аппарата — администратором соответствующего арбитражного суда.

Администратор арбитражного суда руководит аппаратом арбитражного суда, организует работу аппарата по обеспечению прохождения дел в арбитражном суде, организует работу по обращению к исполнению судебных актов арбитражных судов, а также осуществляет иные функции по обеспечению деятельности арбитражного суда, определяемые Председателем Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.

Аппарат арбитражного суда:

1) организует предварительный досудебный прием лиц, участвующих в деле;

2) принимает и выдает документы, удостоверяет копии документов арбитражного суда, производит рассылку и вручение документов, проверяет уплату государственной пошлины, судебных расходов, подлежащих внесению на депозитный счет арбитражного суда, а также арбитражных штрафов;

3) содействует судьям в подготовке дел к рассмотрению в судебных заседаниях;

4) ведет учет движения дел и сроков их прохождения в арбитражном суде, осуществляет хранение дел и документов;

5) изучает и обобщает судебную практику;

6) подготавливает предложения по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов, проводит информационно-справочную работу;

7) ведет статистический учет в сфере деятельности арбитражного суда;

8) осуществляет материально-техническое обеспечение арбитражного суда, социально-бытовое обслуживание судей и работников аппарата арбитражного суда.

Работники аппарата арбитражного суда находятся на федеральной государственной службе. Права, обязанности, ответственность работников аппарата арбитражного суда и условия прохождения ими государственной службы устанавливаются законами и иными нормативными правовыми актами о федеральной государственной службе.

Финансирование арбитражных судов производится за счет средств федерального бюджета и должно обеспечивать возможность полного и независимого осуществления правосудия в соответствии с федеральным законом.

Арбитраж

Арбитраж

(Arbitration)

Понятие арбитража, история арбитражного суда

информация о понятии арбитража, история арбитражного суда, классификация арбитражных судов

    Третейский суд

    Классификация Третейских судов в РФ

    Представительства Третейских судов

    История арбитражного суда

    Международный арбитраж

    Международный коммерческий арбитраж.

    Арбитражный комитет

    Арбитражный процесс

    — Арбитражное и гражданское процессуальное право

    — Предмет арбитражного права

    — Метод арбитражного процессуального права

    — Принципы арбитражного процесса

    — Особенности арбитражного процесса

    — Объект арбитражных процессуальных правоотношений

    — Субъекты арбитражных процессуальных правоотношений

    Арбитраж — это рассмотрение экономических споров, а также других дел, связанных с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности. Арбитраж рассматривает дела о защите деловой репутации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Кроме этого, арбитраж рассматривает дела по экономическим спорам между организациями и гражданами, споры из договоров, споры о недействительности сделок, о возмещении убытков, рассматривает дела, связанные с возникновением, изменением и прекращением права собственности. При необходимости арбитраж служит методом установления фактов, имеющих юридическое значение. Также арбитраж рассматривает дела по обязаобязательствамричинения вреда, дела, связанные с самозащитой в гражданском праве.

    Арбитраж — это способ разрешения экономических и трудовых споров, состоящий в передаче спора на рассмотрение избранному сторонами Арбитражному суду.

    Арбитраж — это орган для разрешения имущественных и связанных с ними неимущественных споров.

    Арбитраж включает в себя:

    1. Ознакомление с документами и материалами дела, изучение судебной практики, подготовка и подача искового заявления, отзыва на него, иных процессуальных документов.

    2. Участие адвоката в предварительном судебном заседании и судебных заседаниях арбитражного суда.

    3. Участие адвоката в переговорах по урегулированию спора, подготовка проекта мирового соглашения, обеспечение иска.

    4. Обжалование решений и определений арбитражного суда, а также действий судебных приставов.

    В дальнейшем под понятием «арбитраж» автор будет иметь ввиду «Третейский суд».

    Третейский суд

    Третейский суд — это орган власти, занимающийся рассмотрением споров, связанных с профессиональным участием в гражданском обороте, в частности, связанных с предпринимательской деятельностью, и некоторых других категорий споров, отнесённых к его компетенции Арбитражным процессуальным кодексом России.

    Третейские суды, действующие в настоящее время, пришли на смену органам государственного и ведомственного арбитражей. С 1 октября 1991 г. на территории РСФСР были упразднены арбитражи и другие органы в системах министерств, государственных комитетов, ведомств и иных объединениях. В соответствие с законом «Об арбитражных судах в Российский федерации», Третейские суды являются федеральными судами и входят в судебную систему РФ. Они разрешают экономические споры возникающие из гражданских, административных и иных правоотношений.

    Задачи Третейских судов в РФ

    — Защита охраняемых законом прав и интересов компании и граждан.

    — Единообразное и правильное применение законодательства

    — Содействие правовыми средствами соблюдению законодательства и укреплению законности в экономических отношениях

    Полномочия Третейских судов в РФ

    Третейским судам подведомственны:

    — Дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности;

    — Дела по спорам, вытекающим из административных и иных личных отношений:

    — Об оспаривании нормативных правовых актов, затрагивающих права и интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, если федеральный закон устанавливается возможность арбитражного суда рассматривать такие дела;

    — Об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий органов и должностных лиц, которыми затрагиваются права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономический деятельности;

    — О взыскании с организаций и граждан, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, обязательных платежей, санкций;

    Иные дела:

    — Установление фактов, имеющих юридическое значение;

    — О банкротства (bankruptcy) (банкротстве);

    — По спорам создания, реорганизации и ликвидации юр. лица;

    — По спорам об отказе в государственной регистрации;

    — О спорах в акционерных обществах;

    — О защите деловой репутации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

    Классификация Третейских судов в РФ

    Третейские суды субъектов федерации (субъектов федерации) — Создаются в республиках, краях, областях, городах федерального значения, автономных областях, автономных округах. Дела рассматриваются по первой инстанции, обычно единолично. К полномочиям относятся рассмотрение всех дел, подведомственных Третейским судам, за исключением дел, отнесенных к компетенции Высшего Арбитражного Суда РФ, пересмотр по вновь открывшимся обстоятельствам принятых им и вступивших в законную силу судебных актов, изучение и обобщение судебной практики, анализ судебной статистики. В настоящий момент функционирует 81 Третейский суд субъектов федерации;

    Арбитражные апелляционные суды — создаются два суда на один судебный округ. Арбитражный апелляционный суд действует в составе президиума и судебных коллегий. К полномочиям суда относятся проверка в апелляционной инстанции законности и обоснованности судебных актов не вступивших в законную силу, рассмотренные Третейскими судами первой инстанции, пересмотр по вновь открывшимся обстоятельствам принятых им самим судебных актов, анализ судебной статистики. Всего в России функционирует 20 апелляционных судов;

    Федеральные Третейские суды округов — один федеральный Третейский суд охватывается нескольких субъектов РФ, всего таких судов 10. К полномочиям относится проверка в кассационном порядке законность судебных актов по делам, рассмотренными Третейскими судами первой и апелляционной инстанции, пересматривает по вновь открывшимся обстоятельствам принятые им и вступившие в законную силу судебные акты, изучает и обобщает судебную практику, анализирует судебную статистику, а также подготавливает предложения по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов;

    Высший Третейский суд России — высший судебный орган по разрешению экономических споров и иных дел, в состав входят председатель, заместители председателя, председатели коллегий и судьи — члены высшего арбитражного суда. К полномочиям этого суда относятся рассмотрение дел в первой инстанции, рассмотрение в порядке надзора вступивших в законную силу судебных актов всех Третейских судов, изучение и обобщение практики применение судом законов и иных нормативных правовых актов, решение в пределах своей компетенции вопросов, вытекающих из международных договоров РФ, и др.

    Представительства Третейских судов

    1. Представительство в арбитражных судах России в ходе производства по делам, связанным с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности, в том числе:

    — хозяйственные споры между Юр. лицами и частными предпринимателями, в том числе по вопросам заключения, исполнения, расторжения договоров;

    — споры по договорам строительного подряда;

    — земелдоговоровы, о правах на объекты Недвижимости, в том числе о признании сделок недействительными; о признании права собственности;

    — Арбитраж, связанный с заключением, изменением, расторжением и исполнением договоров, взыскании задолженности по договорам;

    — признание сделок недействительными и применение последствий их недействдоговорами;

    — Арбитраж по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений.

    — оспаривание действий и решений органов Власти и должностных лиц;

    — Ценные бумаги (векселя, акции);

    2. Представительство по иным категориям дел, в том числе:

    — об оспаривании правовых актов, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;

    — корпоративные споры (признание недействительными решений общего собрания акционеров, участников, решений наблюдательного совета и т.п.);

    — о взыскании с организаций и граждан, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, обязательных Платежей и санкций;

    — представительство в ходе производства по делам, связанным с исполнением судебных актов Третейских судов.

    История арбитражного суда

    История Третейских судов связана в основном с Периодом развития нашей Страны после 1917 года. Хотя в определенной мере их прообразом можно считать существовавшие до Октябрьской революции коммерческие суды и специальные процедуры по рассмотрению судебных исков между так называемыми казенными учреждениями. После издания Декретов о суде N 1 и 2 произошел полный отказ от всего этого. Причем никакой системы, которая компенсировала бы данный вакуум, создано не было.

    Переход к новой экономической политике, создание многоукладной экономики вызвали к жизни необходимость отделить функцию разрешения хозяйственных споров от функции управления производством. В сентябре 1922 года было утверждено положение о порядке разрешения имущественных споров между государственными организациями и учреждениями. Это положение стало основой для создания новых специализированных органов — арбитражных комиссий. Была создана Высшая арбитражная комиссия при Совете труда и обороны, арбитражные комиссии при областных экономических совещаниях. С созданием СССР появились арбитражные комиссии при совнаркомах автономных республик, при областных и губернских исполкомах. В это время был образован такой же орган при СТО СССР.

    Изменение системы хозяйствования в Стране вызвало необходимость реорганизации органов, регулирующих хозяйственные отношения. Законодателем были предприняты поиски наиболее удачного варианта этих органов. С этим связана кратковременная передача функций арбитражных комиссий (после их ликвидации 4 марта 1931 года) судебным органам, которые оказались недостаточно подготовленными к этой своеобразной деятельности.

    Решение проблемы на этом этапе завершилось созданием 3 мая 1931 года особого органа — государственного Арбитража, на который было возложено разрешение споров по заключению и исполнению договоров, о качестве продукции, по хозяйственным и имущественным спорам между государственными Предприятиями, принадлежащими к различным ведомствам, а также Предприятиями, принадлежащими к различным ведомствам, а также Предприятиями обобществленного сектора. Несколько позже (в 1933 году) к компетенции органов государственного Арбитража добавились споры в связи с заключением договоров по Поставкам продукции и т.д. В то же время в задачи органов государственного Арбитража входила и функция предупрежддоговоровйственных правонарушений. Получив в Процессе своей деятельности Сведения о различного рода хозяйственных нарушениях, органы государственного Арбитража должны были сообщать о них прокуратуре, Рабоче-крестьянской инспекции (РКИ) и вышестоящим органам.

    Положение о государственном Арбитраже, принятое 3 мая 1931 года, просуществовало до 1960 года. Реорганизуя деятельность этих органов, Совет Министров СССР принял Положение о государственном Арбитраже при Совете Министров СССР. В соответствии с ним советы министров союзных и автономных республик, а также исполкомы краевых, областных и приравненных к ним Советов депутатов трудящихся принимали положения о состоявших при них органах государственного Арбитража. Задачи арбитражей оставались в основном прежними, но вышестоящие арбитражи, обобщая арбитражную практику, определяли направления деятельности нижестоящих.

    Некоторые разночтения в положениях о государственных арбитражах привели к тому, что в 1974 году было принято новое Положение о государственном Арбитраже при Совете Министров СССР. Для обеспечения единства деятельности он был преобразован в союзно-республиканский орган, представлявший трехзвенную систему, в которой надзор за нижестоящими арбитражами осуществляли вышестоящие, а местные органы государственного управления были лишены права отменять и изменять решения государственных арбитражей.

    Впервые на законодательном уровне вопрос об Фирмы и деятельности арбитражных органов был разрешен в Законе СССР «О государственном Арбитраже в СССР» от 30 ноября 1979 года, на основании которого 5 июня 1980 года были утверждены Положение о государственном Арбитраже при Совете Министров СССР и Правила рассмотрения хозяйственных споров государственными арбитражами.

    Положение органов государственного Арбитража было изменено в 1987 году. Они перестали состоять при советах министров и исполнительных комитетах Советов народных депутатов и превратились в единую в значительной мере обособленную систему; их новый статус был закреплен в Основного Закона государства СССР и конституциях республик. Но в таком виде органы государственного Арбитража просуществовали недолго. В 1991 в Конституцию РСФСР было внесено изменение, согласно которому арбитражные органы преобразовывались в Третейские суды. 4 июля 1991 года принят Закон об Третейском суде, который (с изменениями и дополнениями) действовал до 1995 года.

    Обобщив опыт деятельности государственных арбитражей и Третейских судов, Верховный Совет РФ принял постановление о введении в действие первого Арбитражно-процессуального Кодекса России, который регламентировал производство в арбитражных судах.

    Законодательство об Фирмы и основах деятельности Третейских судов продолжало совершенствоваться. 28 апреля 1995 года состоялось принятие нового федерального конституционного Закона «Об арбитражных судах в России», а 5 мая того же года — нового Арбитражно-процессуального Кодекса РФ. Почти полностью они вступили в законную силу с 1 июля 1995 года.

    Необходимость издания нового арбитражного Законодательства в 1995 году была вызвана рядом причин. Во-первых, после принятия Основного Закона государства 1993 года все действующее Законодательство нужно было привести в соответствие с ней. Во-вторых, объективной причиной послужило несколько форм собственности, расширение Рыночных отношений и свободной конкуренции, что привело к качественным изменениям в сфере экономики и управления и содержания споров, возникающих с участием хозяйствующих субъектов. И, наконец, в-третьих, необходимо было окончательно превратить бывшие государственные арбитражи, долгие годы рассматривавшие споры между субъектами одной только формы собственности, в полноправные органы правосудия — Третейские суды.

    Третейский суд рассматривает хозяйственные и экономические споры между Юр. лицами, между РФ и субъектами РФ, гражданами, осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования Юрлица и имеющими статус индивидуального предпринимателя, приобретенный в установленном Законом порядке.

    В Третейском суде определение по принятию дела к производству выносится по исковому заявлению.

    Третейский суд РФ осуществляет судебную Власть при разрешении экономических споров, возникающих из гражданских, административных и иных правоотношений.

    Систему Третейских судов в РФ составляют:

    — Высший Третейский суд РФ;

    — федеральные Третейские суды

    — федеральные Третейские суды округов;

    — федеральные Третейские суды республик, краев, областей, городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, автономной области, автономных округов.

    Международный Арбитраж

    Развитие международного бизнеса нередко сопровождается возникновением разногласий между участниками товарно-денежных отношений. Международный Арбитраж является одним из наиболее эффективных способов разрешения подобных правовых споров.

    Международный Арбитраж разрешает внешнеэкономические споры, возникающие между субъектами внешнеэкономической деятельности, чьи Предприятия зарегистрированы на территории разных государств. В Российской Федерации существуют органы при Торгово-промышленной палате РФ, обеспечивающие ведение дел в международном Арбитраже: Международный коммерческий Третейский суд и Морская арбитражная комиссия.

    В международном Арбитраже могут быть рассмотрены дела по следующим основным вопросам:

    Споры, касающиеся договорных или иных гражданско-правовых отношений двух и более компаний, как минимум одна из которых является иностранной, возникшие в Процессе осуществления внешнеэкономической деятельности;

    Споры между компаниями, созданными на территории Российской Федерации, но имеющими иностранные инвестиции, и международных организаций между собой, а также их споры с субъектами права России.

    Международный коммерческий Арбитраж.

    Международный коммерческий Арбитраж является одним из наиболее важных институтов современного международного частного права. Но международный коммерческий Арбитраж — не новое явление в правовой действительности. Третейские торговые суды известны с древнейших времен.

    Разбирательство в международном коммерческом Арбитраже необходимо отличать от третейского разбирательства споров между Государствами на основе норм международного публичного права специальными международными судебными органами, например, Международным Судом ООН, Постоянной палатой Арбиртажного суда.

    Негосударственная природа международного коммерческого Арбитража отличает его от государственных Третейских судов.

    Преимущества международного коммерческого Арбитража:

    — процедура разбирательства в коммерческом Арбитраже отличается простотой и минимальными Издержками на ведение Процесса;

    — рассмотрение споров происходит в закрытом заседании, что гарантирует сторонам соблюдение коммерческой тайны;

    — стороны имеют право на свободный выбор арбитров, процедуры, применимого права, места и языка арбитражного разбирательства, могут полностью или частично определять арбитражную процедуру, а также изъять спор из сферы действия права и потребовать решить его на основе принципов справедливости и доброй совести;

    — арбитры избираются из числа квалифицированных специалистов в различных областях коммерческой деятельности, юридической практики;

    — арбитражное решение носит окончательный и обязательный характер.

    В основе функционирования международного коммерческого Арбитража лежит арбитражное Соглашение спорящих сторон. Арбитражное Соглашение — это Соглашение сторон о передаче в Арбитраж всех или определенных споров, которые возникли или могут возникнуть между ними в связи с каким-либо конкретным правоотношением, независимо от того, носило оно договорный характер или нет.

    Существует два вида международного коммерческого Арбитража: институционный и изолированный. Институционный коммерческий Арбитраж является постоянно действующим органом, созданным, как правило, при торговой палате, торгово-промышленном Союзе или ассоциации. Изолированный коммерческий Арбитраж создается только лишь для разрешения конкретного спора и после вынесения решения прекращает свое существование.

    Арбитражный комитет

    Арбитражный комитет — это избираемая на определённый срок группа опытных участников, призванная разрешать различные конфликты, связанные с Работой в Фирмы, которые оказалось невозможно разрешить иными методами. Арбитражный комитет может применить любые практически осуществимые меры и санкции, которые не противоречат правилам. Решения комитета принимаются большинством его членов.

    В комитет входит 5 основных арбитров и два резервных.

    Срок полномочий одного созыва арбитражного комитета — 6 месяцев.

    Минимальные условия для кандидата в арбитры: 8 месяцев стажа и 2000 правок. Бюрократы следят за соблюдением духа этого правила (кандидатуры участников, сделавших большое количество незначительных по сути правок или имевших большие перерывы в работе, могут быть отклонены).

    С 2006 года Арбитражный комитет имеет право назначать чекюзеров.

    С 2008 года Арбитражный комитет имеет право назначать ревизоров.

    Арбитражный Процесс

    Арбитражное процессуальное право — в ряде Стран самостоятельная Отрасль права; совокупность юридических норм, регулирующих отношения, возникающие в Процессе разбирательства Третейскими судами дел по экономическим спорам, возникающим из гражданских, административных и иных правоотношений. В юридической практике в том же значении принято использовать синонимичный термин «арбитражный Процесс».

    Арбитражное и гражданское процессуальное право

    Существуют две основные точки зрения о взаимоотношении арбитражного и гражданского процессуального права:

    1. Арбитражное процессуальное право — самостоятельная Отрасль права.

    Защитники этой точки зрения считают, что предметом арбитражного Процесса как формы деятельности суда и иных участников Процесса являются экономические споры или иные дела, отнесённые к компетенции Третейских судов Арбитражным процессуальным Кодексом РФ и другими федеральными законами. Конечной целью Процесса выступает восстановление нарушенного права. Арбитражный и гражданский Процессы имеют определённое внешнее сходство, но различаются с точки зрения направленности, цели судопроизводства.

    2. Арбитражное процессуальное право — подотрасль гражданского процессуального права.

    Сторонники данной точки зрения указывают, что по своей сути процессуальное право представляет собой специфические нормы правовой системы, регулирующие отношения, возникающие при расследовании преступлений, рассмотрении и разрешении уголовных, гражданских и арбитражных дел, а также дел об административных правонарушениях и дел, рассматриваемых в порядке конституционного судопроизводства. Оно неразрывно связано с материальным правом, так как закрепляет процессуальные формы, необходимые для его осуществления и защиты.

    Гражданское процессуальное право — это Отрасль права, регулирующая порядок разбирательства и разрешения судом гражданских дел, деятельность суда, судебного исполнителя, а также всех участников Процесса. Гражданское процессуальное право содержит нормы общего значения для всех судопроизводств и нормы, относящиеся к отдельным видам судопроизводства (напр., исковому производству или особому производству) и стадиям гражданского Процесса (напр., подготовке дела к судебному разбирательству). Поскольку арбитражное процессуальное право в большой степени базируется на нормах гражданского Процесса, это позволяет утверждать, что оно является подотраслью гражданского процессуального права.

    Предмет арбитражного права

    Арбитражное право призвано регулировать особую разновидность общественных отношений, что определяет место арбитражного процессуального Законодательства в системе российского Законодательства. Согласно ст. 71 Основного Закона государства РФ, арбитражное процессуальное Законодательство отнесено к исключительному ведению России. Субъекты Федерации не вправе принимать какие-либо нормативные правовые акты по вопросам, входящим в сферу арбитражного процессуального Законодательства, поскольку Третейские суды отнесены к числу федеральных судов. Тем самым обеспечивается единство судебной системы и судебной защиты на всей территории государства.

    Предметом арбитражного процессуального права являются юридические процессуальные действия суда и заинтересованных лиц при осуществлении правосудия по делам, отнесённым к ведению Третейских судов.

    Арбитражное процессуальное право (как научная дисциплина) по содержанию не совпадает с одноимённой Отраслью российского Законодательства. В арбитражный Процесс в качестве составной части включается исполнительное производство как стадия, на которой происходит реализация судебных актов Третейских судов. Вместе с тем исполнительное производство входит в систему арбитражного процессуального Законодательства лишь по ряду отдельных вопросов (например, порядок выдачи исполнительного листа и его дубликата, поворот исполнения).

    Исполнительное производство как стадия арбитражного Процесса является в основном предметом регулирования со стороны исполнительного Законодательства как комплексной Отрасли российского права.

    Метод арбитражного процессуального права

    Вообще говоря, выделяются три основных метода правового регулирования: дозволение, запрет и предписание, которые сочетаются в различных вариантах.

    Арбитражный процессуальный метод правового регулирования сочетает в себе элементы императивного характера (запрет, предписание) с диспозитивным (дозволительным) началом.

    Императивные начала метода арбитражного процессуального права в основном проявляются в следующем:

    1) процессуальные нормы обеспечивают главенствующее положение арбитражного суда как органа судебной Власти;

    2) в качестве основных юридических фактов выступают властные процессуальные действия арбитражного суда;

    3) арбитражное процессуальное право обеспечивает Третейскому суду право контроля за действиями сторон, а также наделяет Третейский суд полномочиями по руководству Процессом;

    4) арбитражный Процесс основывается на строго определенном процессуальном порядке осуществления правосудия — арбитражной процессуальной форме.

    Диспозитивные начала метода арбитражного процессуального права проявляются в основном в следующем:

    1) равенство сторон арбитражного Процесса в тех возможностях, которые предоставлены им для защиты своих прав и интересов;

    2) свобода пользования этими правами, поскольку субъекты арбитражного процессуального права вправе осуществлять либо не осуществлять свои права;

    3) наличие системы Гарантий прав субъектов арбитражного Процесса.

    Принципы арбитражного Процесса

    Арбитражный Процесс строится в основном на тех же принципах, что и гражданское судопроизводство. Основными принципами деятельности арбитражного суда являются:

    — Независимость арбитражного суда и его судей и подчинение их только Закону;

    — Равенство организаций и граждан перед Законом и судом;

    — Гласность разрешения споров;

    — Законность и обоснованность решения;

    — Состязательность и равноправие сторон;

    — Принцип национального языка судопроизводства;

    — Принцип диспозитивности;

    — Принцип устности;

    — Принцип непосредственности судопроизводства;

    — Принцип непрерывности судопроизводства.

    Особенности арбитражного Процесса

    Принцип диспозитивности в арбитражном Процессе проявляется несколько иначе, чем в гражданском Процессе. При возникновении спора в хозяйственных отношениях стороны более свободны в выборе способов защиты нарушенного права. В соответствии с правилами Арбитражного процессуального Кодекса РФ, любой спор, подведомственный Третейскому суду, может быть передан сторонами на разрешение Арбиртажного суда.

    Если федеральным Законом установлен для определенной категории споров досудебный (претензионный) порядок урегулирования либо он предусмотрен договором, спор может быть передан на рассмотрение арбитражного суда лишь после соблюдения такого порядка.

    Область применения принципа состязательности в Третейском суде значительно шире, чем в гражданском судопроизводстве. В арбитражном Процессе роль судьи или суда в формировании доказательственного материала не столь активна, как в гражданском судопроизводстве. Непредставление определенных доказательств истцом является основанием Репатриации искового заявления.

    Третейский суд может оставить иск без рассмотрения, если истец не явился в заседание арбитражного суда и не заявил о рассмотрении дела без его участия (ст. 87 АПК). В случае непредставления дополнительных доказательств по Предложению судьи и при неявке ответчика и непредставлении им отзыва на иск дело может быть рассмотрено в отсутствие ответчика по имеющимся материалам.

    Объект арбитражных процессуальных правоотношений

    Объектом арбитражных процессуальных правоотношений является спор о праве между субъектами материально-правовых отношений. В соответствии со ст. 22 Арбитражного процессуального Кодекса РФ, Третейскому суду подведомственны экономические споры, возникающие из гражданских, административных и иных правоотношений.

    Видами экономических споров, подведомственных Третейскому суду, являются споры, возникающие при заключении, исполнении и прекращении договорных обязательств, споры о праве собственности, о возмещении убытков, споры о признании недействительными нормативных актов государственных органов, споры, связанные с наложением на хозяйствующих субъектов санкций государственных органов, и целый ряд других, включая защиту чести и достоинства.

    Субъекты арбитражных процессуальных правоотношений

    Ст. 27 АПК РФ определяет субъектов арбитражных процессуальных правоотношений, наделённых правом обращения в Третейский суд:

    — Юридические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность, граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования Юрлица, имеющие статус индивидуального предпринимателя, а также некоммерческие Фирмы, если спор возник из осуществляемой ими предпринимательской деятельности, предусмотренной их уставом;

    — осуществляющие предпринимательскую деятельность граждане, обладающие специальным статусом;

    Российская Федерация и ее субъекты.

    Специальными субъектами арбитражных процессуальных правоотношений являются прокурор и государственные органы.

    Источники арбитражного процессуального права

    — Конституция РФ

    — Арбитражный процессуальный Кодекс РФ

    — ФКЗ «Об арбитражных судах в России».

    — ФКЗ «О судебной системе России»

    — ФКЗ «О конституционном Суде России» от 21 июля 1994 г

    — Гаагская Конвенция по вопросам гражданского Процесса 1 марта 1954 г;

    — Гаагская Конвенция о вручении за границей судебных и внесудебных документов по гражданским и торговым делам от 15 ноября 1965 г;

    — Гаагская Конвенция о получении за границей доказательств по гражданским и торговым делам от 18 марта 1970 г. (к Конвенции 1954 г. Союз Советских Социалистических Республик (CCCP) присоединился в 1967 г., а к конвенциям 1965 г. и 1970 г. Россия присоединилась в 2001 г.)

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *